Защита прав потерпевших в административном процессе

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Защита прав потерпевших в административном процессе". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 25.2. Потерпевший

Статья 25.2. Потерпевший

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 25.2 КоАП РФ

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (ст.ст. 25.1 — 25.15)

Глава 25. Участники производства по делам
об административных правонарушениях, их права и обязанности

ГАРАНТ:

См. схему «Субъекты производства по делам об административных правонарушениях»

>
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 25.5. КоАП РФ. Защитник и представитель

Ст 25.5 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 25.5. КоАП РФ:

1. Статья 48 Конституции РФ закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, в случаях, предусмотренных законом. КоАП РФ конкретизирует и развивает эти конституционные положения применительно к урегулированию проблем участия защитника в процессе производства по делам об административных правонарушениях. На указанные отношения распространяются также нормы Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

2. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

3. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что функции защитника и представителя выполняет адвокат или другое лицо. Полномочия адвоката, участвующего в производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются процессуальным законодательством.

4. Адвокат, выполняющий функции защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении, действует в соответствии с нормами КоАП РФ, АПК РФ и Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 5 ч. 2, ч. 4 ст. 2). Его полномочия должны быть удостоверены ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 2 ст. 6). Конституционность подобного требования зафиксирована в правовой позиции Конституционного Суда РФ (см. Постановление от 28 января 1997 г. N 2-П). Форма удостоверения адвоката и форма ордера утверждены Министерством юстиции РФ.

5. Полномочия иного лица, допущенного к участию в производстве по делу в качестве защитника или представителя, удостоверяются доверенностью, оформленной в установленном порядке как письменный документ, с определением срока действия и с указанием лица, которое ее составило, и лица, на чье имя она выдана. Доверенность может удостоверяться в нотариальном порядке либо иным законным способом (ст. ст. 185, 186 ГК РФ). Реквизиты доверенности должны отражаться в протоколах, составляемых в связи с производством по делам об административных правонарушениях.

6. Часть 4 комментируемой статьи определяет вступление защитника и представителя в производство по делам об административных правонарушениях с момента возбуждения дела об административном правонарушении (см. ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Защитник, реализуя предоставленное ему право на участие в производстве по делу об административном правонарушении с данной стадии, обеспечивает себе возможность более полного использования своих процессуальных прав на последующих стадиях процесса.

7. Анализ положений Кодекса, направленных на реализацию конституционного права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и самостоятельный выбор защитника, показывает, что эти права обеспечиваются на всех стадиях административного производства и не подлежат никакому ограничению (см. ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 27.3 и др.).

Помимо прав, предоставляемых защитнику в соответствии с Кодексом, он обладает всей полнотой прав, закрепленных законодательством РФ.

8. Юридическая помощь оказывается гражданам за плату. Вместе с тем Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривает случаи оказания юридической помощи гражданам бесплатно, в том числе устанавливает, что во всех случаях бесплатная юридическая помощь предоставляется несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 3 ст. 26). Органы государственной власти осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 3).

9. Верховный Суд РФ отметил, что в тех случаях, когда лицо понесло затраты на оплату труда адвоката или иного лица в качестве защитника в связи с тем, что в привлечении этого лица к административной ответственности было отказано или его жалоба на постановление была удовлетворена, оно вправе возбудить вопрос в судебном порядке о возмещении вреда на основании ст. ст. 15, 1069 и 1070 ГК РФ о взыскании понесенных расходов за счет средств соответствующей казны (см. п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Читайте так же:  Запрет курения в помещениях

Статья 25.3 КОАП РФ. Законные представители физического лица

1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

4. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Комментарий к Ст. 25.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Защитник и представитель уполномочены отстаивать законные интересы соответственно лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, оказывать юридическую помощь в осуществлении их прав.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу допускается не только адвокат, но и любое иное лицо. При этом они обладают одинаковыми процессуальными правами и несут одни и те же процессуальные обязанности. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией. Полномочия иного лица — доверенностью, выданной лицом, обратившимся к нему за юридической помощью.

3. Защитник и представитель не вправе принять поручение об оказании юридической помощи, если они каким-либо образом связаны с лицами, интересы которых противоречат интересам обратившегося к ним за юридической помощью. Лицо не должно выступать защитником или представителем и в случае его предыдущего участия в деле в ином качестве, так как у него может быть выработано предвзятое мнение по существу дела.

4. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела и представлять доказательства. Доказательствами являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Указанные данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении и другими составленными по делу протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, прочими документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (см. комментарий к ст. 26.2 КоАП РФ).

В связи с этим защитник и представитель вправе заявлять ходатайства о приобщении к делу документов и вещественных доказательств, о вызове свидетелей, привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, вправе предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта (см. комментарий к ст. 26.4 КоАП РФ), и др. При этом заявлять ходатайства они могут с момента допуска к участию в производстве по делу (т.е. с момента возбуждения дела об административном правонарушении). Ходатайство должно быть заявлено в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

Защитник и представитель вправе участвовать в рассмотрении дела, обжаловать примененные меры обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами. Так, они могут: с целью собирания справок, характеристик и иных документов направлять в государственные и муниципальные органы, организации любой формы собственности, общественные объединения запросы; присутствовать при осуществлении мер обеспечения производства по делу; с разрешения судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, задавать вопросы лицу, привлекаемому к административной ответственности, потерпевшему, свидетелю, эксперту, специалисту и т.д.

5. При наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 25.12 КоАП РФ и исключающих возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении лица в качестве специалиста, эксперта или переводчика, защитник и представитель вправе подавать судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело, заявление об отводе указанных лиц (см. комментарий к ст. 25.13 КоАП РФ).

Статья 25.5 КоАП РФ. Защитник и представитель (действующая редакция)

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 25.5 КоАП РФ

1. Применительно к ч. 2, 3 комментируемой статьи следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получившее в установленном указанным Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет (см. ст. 21 указанного Федерального закона), коллегия адвокатов (см. ст. 22), адвокатское бюро и юридическая консультация (см. соответственно ст. 23, 24 названного Федерального закона).

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается Минюстом России. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.

В соответствии с п. 1 ст. 1 указанного Федерального закона под доверителями понимаются физические и юридические лица, которым адвокат оказывает юридическую помощь, относимую к адвокатской деятельности (виды юридической помощи, не являющиеся адвокатской деятельностью, установлены п. 3 ст. 1 данного Федерального закона).

Применительно к ч. 5 комментируемой статьи следует иметь в виду, что исчерпывающий перечень полномочий адвоката установлен ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», при этом необходимо учитывать, что по смыслу п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя или защитника доверителя в производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются КоАП.

Читайте так же:  Статья упк права потерпевшего

По смыслу данной статьи защитник оказывает юридическую помощь лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также лицу, в отношении которого вынесено постановление по указанному делу. Защитник, представитель вправе участвовать и в последующих процессуальных действиях, предусмотренных КоАП: при пересмотре постановлений по делу либо на этапе исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

2. Защитник вправе приносить от имени подзащитного лица жалобы на постановление о назначении административного наказания, а также в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов лица, которого он представляет, — на постановление о прекращении производства по делу.

3. При оказании юридической помощи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, защитник вправе от его имени обжаловать меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 27.1).

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. При назначении административного наказания без составления протокола в случаях, предусмотренных ст. 28.6 КоАП, защитник вправе оказывать юридическую помощь лицу с момента оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.

5. Согласно ч. 1 ст. 25.12 КоАП к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу. Применительно к процессуальной деятельности защитника в данном случае имеется в виду не адвокат, а иное лицо, участвующее в производстве по делу в качестве защитника. Адвокат не вправе совмещать адвокатскую деятельность с иной оплачиваемой деятельностью (см. п. 1 данного комментария).

Статья 25.13 КоАП РФ. Отводы лиц, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается (действующая редакция)

1. При наличии предусмотренных статьей 25.12 настоящего Кодекса обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежит отводу.

2. Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

3. Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении. В случае отказа в удовлетворении заявления об отводе подача повторного заявления об отводе тем же лицом и по тем же основаниям не допускается.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к статье 25.2. КоАП РФ:

1. Статья 52 Конституции РФ в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и другими международно-правовыми документами устанавливает, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений власти охраняются законом. Нормы комментируемой статьи Кодекса направлены на обеспечение прав граждан и юридических лиц, которым причинен ущерб в результате административных правонарушений, и тем самым на реализацию конституционного принципа охраны прав и законных интересов граждан и их организаций от любых неправомерных действий.

2. В части 1 данной статьи дается определение понятия «потерпевший» и перечисляются возможные виды причиненного вреда: физический, имущественный, моральный. Все три вида вреда могут быть причинены физическому лицу. Как правило, юридическому лицу может быть причинен имущественный ущерб, но вместе с тем в результате административного правонарушения может пострадать деловая репутация организации.

3. При рассмотрении дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо должны оценивать последствия неправомерных действий и разъяснять потерпевшему его право обратиться с гражданским иском о возмещении ущерба в соответствующий суд. Необходимо также учитывать нормы ст. 4.7 Кодекса, согласно которой судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Если дело рассматривается иным органом или должностным лицом, вопросы возмещения имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

4. Комментируемая статья (ч. 2) определяет права потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении (по сути, аналогичные правам лица, привлекаемого к административной ответственности): знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу (см. комментарий к ст. ст. 24.4, 25.1, 25.5, 28.1.1, 28.2, 30.1). Потерпевший вправе знакомиться с содержанием протокола об административном правонарушении, представлять свои замечания и объяснения, требовать предоставления ему копии протокола. Потерпевшему вручаются копия постановления по делу и по его требованию иные процессуальные документы, принятые в ходе рассмотрения дела. Его ходатайства об отводе лица, участвующего в деле, или об отводе лица, рассматривающего дело, подлежат обязательному и немедленному рассмотрению.

5. Потерпевший обязан явиться по извещению субъекта административной юрисдикции, дать правдивые объяснения, сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы, хотя перечисленные обязанности непосредственно не упомянуты в данной статье.

6. Комментируемая статья (ч. 3) гарантирует потерпевшему право участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, что предопределяет обязанность судьи, органа, должностного лица принять своевременные меры к извещению потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела.

7. Часть 4 комментируемой статьи предоставляет возможность субъекту административной юрисдикции допросить потерпевшего в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. ст. 25.6, 29.4, 29.7).

Статьи по предмету Административное право

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Статья 25.5 КОАП РФ. Защитник и представитель

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Читайте так же:  Районный суд рассматривает административные дела

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Ответственность

Для того чтобы иметь возможность привлечь виновное лицо к административной ответственности совершения правонарушения должно быть доказано. В данном случае лицо не должно доказывать свою невиновность, так как в стране действует презумпция невиновности. При условии, что деяние признается противозаконным на основании имеющихся доказательств и свидетельств — наступает административная ответственность.

Данный вид наказаний не относится к уголовным. За совершения подобных деяний не предусматривается лишение свободы.

Каждое противоправное действие должно быть наказано по всей строгости закона. Административная ответственность рассматривается как вид юридического наказания. Ее наступление связано с невыполнением действий, которые должно было совершить лицо.

Как привлечь к ответственности правонарушителя

Для того чтобы привлечь виновного к административной ответственности первое, что требуется сделать — возбудить административное дело. В законодательстве предусматриваются поводы для его возбуждения. На практике возбуждение выглядит как оформление административного протокола.

Лицу, которое желает привлечь обидчика к ответственности, для возбуждения такого дела потребуется написать заявление и подать его в компетентный орган.

Скачать для просмотра и печати:

Куда обратиться

Полномочиями на возбуждение административного дела обладают лица, к компетенции которых относится составление протоколов об административных правонарушениях.

Перечень должностных лиц, обладающих полномочиями по составлению административных протоколов, предусмотрен в статье 28.3 КоАП РФ. К таким лицам относятся сотрудники полиции, налогового органа, таможенных, пограничных органов и т. д.

Кто составляет протокол, зависит от того, какая категория правонарушений совершена.

Скачать для просмотра и печати:

Наказание

Кодекс об административных правонарушениях предусматривается возможные наказания, которые могут быть применены к правонарушителю.

  • предупреждение;
  • штраф;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • административный арест;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • дисквалификация;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Процессуальные документы

Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве процессуальных документов рассматриваются процессуальные акты, которые содержат в себе решения и действия должностных лиц и органов, ведущих производство по делам.

Когда осуществляется производство по административным делам, то могут выноситься разнообразные процессуальные документы:

  • протоколы об административных правонарушениях;
  • протоколы об административном задержании;
  • протоколы личного досмотра и досмотра вещей;
  • протоколы изъятия вещей и документов и прочие.

Как оформляется факт совершения проступка

В законодательстве указываются возможные поводы для возбуждения дела. Посредством их анализа можно сделать вывод, что факт совершения правонарушения фиксируется посредством:

  • протокола об административном правонарушении, который выносится должностным лицом, имеющим соответствующую компетенцию;
  • материалы, содержащие данные, дающие основание полагать, что совершено правонарушение;
  • заявления или сообщения, поступившие от граждан или организаций, где указывается на совершение нарушения и т. д.

Какие документы оформляет пострадавшая сторона

Основной документ, который необходимо составить пострадавшему — заявление о совершенном правонарушении.

В этом документе указываются конкретные обстоятельства совершения нарушения, описываются наступившие последствия, также следует дать предварительную оценку произошедшему. Это говорит о том, что составитель заявления указывает статью административного закона, которая содержит наказание за совершенное правонарушение.

Отражаться должно место и время, когда произошли указанные события, сведения о том, кто нарушил права, если лицо известно пострадавшему. Также отражается дата, когда составлено и подано заявление, данные заявителя, в том числе его имя, фамилия и отчество, контактные данные, адрес проживания. В конце документа ставится подпись. Устанавливается, что документ должен составляться лаконично и информативно.

Также потерпевший может заявить отвод, ходатайство, обжаловать вынесенное постановление.

Скачать для просмотра и печати:

Рассмотрение

Согласно законодательству предусматривается срок для рассмотрения заявлений, равный трем дням. Если возникает необходимость дополнительной проверки — продляется до 10. Рассмотрение осуществляется лицом, уполномоченным на это законом. Зависит от того, в какой сфере совершено правонарушение.

Срок для рассмотрения жалобы отводится равный 10 дням начиная с дня, когда была подана жалоба. Подается уполномоченному на то должностному лицу. В КоАП РФ предусмотрен специальный срок для рассмотрения некоторых категорий жалоб.

Итоги рассмотрения

Итогом рассмотрения заявления, поступившего в компетентный орган, ставится возбуждение дела об административном правонарушении или отказ в возбуждении.

Жалоба и ходатайство удовлетворяются или отклоняются должностным лицом.

Комментарии к ст. 25.3 КОАП РФ

1. В соответствии с действующим гражданским и семейным законодательством законным представителем физического лица является лицо, правомочное выступать в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, а также других граждан, которые в силу своего физического или психического состояния не могут лично осуществлять свои права и обязанности. Законные представители защищают также права и законные интересы недееспособных и ограниченно дееспособных лиц.

Законные представители физических лиц исходя из содержания комментируемой статьи могут выступать в интересах лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего. В статье конкретизируются субъекты, чьи интересы могут быть представлены законными представителями.

2. Законными представителями несовершеннолетних являются прежде всего родители, усыновители, а в определенных случаях — опекуны и попечители. Отметим, что несовершеннолетние начиная с 16-летнего возраста сами являются субъектами административной ответственности и рассматриваются как лица, обладающие в определенной степени административной дееспособностью.

3. Законными представителями лица, которое по своему физическому или психическому состоянию лишено возможности самостоятельно реализовать свои права, могут выступать также его родители, усыновители, опекуны и попечители.

4. Представляя интересы указанных выше физических лиц, законные представители обязаны предъявить документы, удостоверяющие их полномочия, т.е. подтверждающие их статус в качестве законных представителей (паспорт, свидетельство о рождении, решение суда об установлении усыновления, об установлении опеки или попечительства).

5. Законные представители в отношении представляемых ими лиц имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом (см. ст. ст. 25.1, 25.2), и совершают от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым.

6. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом, не достигшим 18-летнего возраста, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

В соответствии со ст. 27.15 Кодекса в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 29.4, а также п. 8 ч. 1 ст. 29.7, применяется привод законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности. Привод осуществляется органом внутренних дел (полиции) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

7. В необходимых случаях законный представитель может выступить в процессе одновременно и в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении, если ему известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.

Читайте так же:  Что значит ненормативный правовой акт

Статья 25.2. КоАП РФ. Потерпевший

Ст 25.2 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Административное правонарушение — что это

Под административным правонарушением понимается деяние, которое посягает на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, а также на структуру управления, которая существует в государстве.

Деяние выражается в форме действия или бездействия. Ему присущ антиобщественный характер. В качестве наказания для лица, совершившего нарушение, предусматриваются административные санкции.

Что относят к административным правонарушениям

В Кодексе об административных правонарушениях определено, какие деяния рассматриваются в качестве антиобщественных. Это говорит о том, что не все действия имеют признаки правонарушений. Признак противоправности присущ только деянию, которое в результате своего совершения нарушает правовые нормы. Данные нормы могут относиться не только к административной отрасли права, но и к другим смежным с ним отраслям. При помощи мер ответственности административного характера предусматривается, чтобы соблюдались установленные нормы.

Основными компонентами состава правонарушения является объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Каждое из этих понятий требуется рассмотреть более подробно. Под объектом понимают общественные отношения, которые регулируются правовыми нормами и охраняются мерами ответственности.

Объект — это требования и нормы законодательства, а также отдельные акты и положения. Объективная сторона отражает форму, в которой совершается правонарушение. Это может быть действие или бездействие. Обязательным условием является то, что они запрещены законами.

Любая из форм, в которой совершается правонарушение, не может не посягать на те или иные общественные отношения. В правовых актах фиксируются элементы, которые содержат в себе объективную сторону правонарушения. Главным условием для того, чтобы правонарушение перешло в разряд преступлений является то, что деяние неоднократно повторяется. Связано с тем, что совершение деяния повторно рассматривается в качестве отягчающего ответственность факта. По этой причине может применяться более жестокое наказание.

Важно! Стоит отметить, что неоднократность следует отличать от повторности. Кроме того, в рамках административного права нужно разделять длящиеся и продолжаемые деяния.

К субъектам относят граждан и организации. Имеется три группы субъектов:

К первой группе относятся граждане, которые на момент совершения правонарушения достигли 16-летнего возраста. Специальным субъектом могут быть должностные лица, законные представители, лица, имеющие гражданство иностранного государства и пребывающие на территории России. Также лица, гражданство у которых отсутствует.

К особой группе относят военнослужащих, граждан, находящихся на сборах, а также представители рядового или начальствующего состава внутренних органов. Ответственность предусматривается в дисциплинарных уставах.

На какие правоотношения посягают

К объекту правонарушений относят общественные отношения, развитию и реализации которых препятствует нарушение. Объектом могут быть не все отношения, а лишь те, что охраняются правовыми нормами. Когда посягательство направлено на отношения, не урегулированные нормами права, то речь идет об аморальном, безнравственном поведении.

Внешне посягательства на общественные отношения выглядят как нарушения норм права. Часть правонарушений имеет своей направленностью порядок управления государства, который регулируется с помощью административного права.

Также посягательства возможны на правила охраны труда, земельное, трудовое и прочие права.

Отличия правонарушения от преступления

На практике достаточно часто путают такие понятия, как правонарушение и преступления. При этом стоит сказать, что они является довольно различными. Если рассматривать правонарушение в широком смысле, то оно понимается как действие, нарушающее общественный порядок.

К данным действия относят:

  • причинение ущерба материального и морального характера;
  • несоблюдение установленных запретов и предписаний.

Правонарушения направляются не только на людей, но и на интересы, которые имеют социальную значимость. Под правонарушением предусматривается действие, которое наносит минимальный вред общественным отношениям.

Кодексом об административных правонарушениях предусматривается ответственность за такие деяния. За совершение правонарушения последствий в виде судимости не наступает. Субъектом выступает лицо, достигшее 16 лет.

Преступления являются одной из форм правонарушений, которые имеют большую общественную опасность, в связи, с чем ответственность за их совершение предусмотрена в уголовном законе.

Предусматривается несколько категорий преступлений:

  • небольшой тяжести;
  • средней тяжести;
  • тяжкие;
  • особо тяжкие преступления.

Разновидность преступлений определяется при помощи характера и степени общественной опасности.

Внимание! Наказания достаточно суровы, максимальное из них — смертная казнь либо пожизненное лишение свободы.

Комментарии к ст. 25.5 КОАП РФ

1. Статья 48 Конституции РФ закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, в случаях, предусмотренных законом. КоАП РФ конкретизирует и развивает эти конституционные положения применительно к урегулированию проблем участия защитника в процессе производства по делам об административных правонарушениях. На указанные отношения распространяются также нормы Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

КоАП РФ вводит такие процессуальные фигуры, как защитник и представитель. Лицу, в отношении которого ведется производство по делу, юридическая помощь оказывается защитником, а потерпевшему — представителем.

2. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

3. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что функции защитника и представителя выполняет адвокат или другое лицо. Полномочия адвоката, участвующего в производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются процессуальным законодательством.

4. Адвокат, выполняющий функции защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении, действует в соответствии с нормами КоАП РФ, АПК РФ и Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 5 ч. 2, ч. 4 ст. 2). Его полномочия должны быть удостоверены ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 2 ст. 6). Конституционность подобного требования зафиксирована в правовой позиции Конституционного Суда РФ (см. Постановление от 28 января 1997 г. N 2-П). Форма удостоверения адвоката и форма ордера утверждены Министерством юстиции РФ.

5. Полномочия иного лица, допущенного к участию в производстве по делу в качестве защитника или представителя, удостоверяются доверенностью, оформленной в установленном порядке как письменный документ, с определением срока действия и с указанием лица, которое ее составило, и лица, на чье имя она выдана. Доверенность может удостоверяться в нотариальном порядке либо иным законным способом (ст. ст. 185, 186 ГК РФ). Реквизиты доверенности должны отражаться в протоколах, составляемых в связи с производством по делам об административных правонарушениях.

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды тепловыми двигателями

6. Часть 4 комментируемой статьи определяет вступление защитника и представителя в производство по делам об административных правонарушениях с момента возбуждения дела об административном правонарушении (см. ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Защитник, реализуя предоставленное ему право на участие в производстве по делу об административном правонарушении с данной стадии, обеспечивает себе возможность более полного использования своих процессуальных прав на последующих стадиях процесса.

7. Анализ положений Кодекса, направленных на реализацию конституционного права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и самостоятельный выбор защитника, показывает, что эти права обеспечиваются на всех стадиях административного производства и не подлежат никакому ограничению (см. ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 27.3 и др.).

Помимо прав, предоставляемых защитнику в соответствии с Кодексом, он обладает всей полнотой прав, закрепленных законодательством РФ.

8. Юридическая помощь оказывается гражданам за плату. Вместе с тем Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривает случаи оказания юридической помощи гражданам бесплатно, в том числе устанавливает, что во всех случаях бесплатная юридическая помощь предоставляется несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 3 ст. 26). Органы государственной власти осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 3).

9. Верховный Суд РФ отметил, что в тех случаях, когда лицо понесло затраты на оплату труда адвоката или иного лица в качестве защитника в связи с тем, что в привлечении этого лица к административной ответственности было отказано или его жалоба на постановление была удовлетворена, оно вправе возбудить вопрос в судебном порядке о возмещении вреда на основании ст. ст. 15, 1069 и 1070 ГК РФ о взыскании понесенных расходов за счет средств соответствующей казны (см. п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Статья 25.5. Защитник и представитель

СТ 25.5 КоАП РФ

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к ст. 25.13 КоАП РФ

1. Заявлять отвод защитнику, представителю, специалисту, эксперту, переводчику при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 25.12 КоАП, вправе:

а) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, — согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП;

б) потерпевший, в том числе и потерпевший, опрошенный в качестве свидетеля, — в соответствии с ч. 2 ст. 25.2 КоАП;

в) законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего;

г) защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представитель потерпевшего — согласно ч. 5 ст. 25.5 КоАП.

2. Основания для отвода судьи, прокурора, эксперта, специалиста, переводчика, секретаря судебного заседания в гражданском процессе определены ст. 16, 18 ГПК; основания для отвода судьи, помощника судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, переводчика в арбитражном процессе определены ст. 21, 23 АПК. При наличии указанных обстоятельств судья, эксперт, переводчик обязаны заявить самоотвод. Согласно ст. 61, 62 УПК судья, прокурор, следователь, дознаватель, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик, защитник, а также представители потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика не могут принимать участие в производстве по уголовному делу и подлежат отводу, если они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе данного уголовного дела.

3. Об обстоятельствах, исключающих возможность рассмотрения дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, и о правовых последствиях установления данных обстоятельств см. комментарии к ст. 29.2, 29.3.

Права и обязанности потерпевшего в административном правонарушении: все, что нужно знать

Потерпевший по делу об административном правонарушении — это лицо, которому в результате совершения данного деяния причинен имущественный, моральный или физический вред. Права потерпевшего по административному делу предусматриваются Кодексом об административных правонарушениях.

Скачать для просмотра и печати:

Досудебная, внесудебная и судебная стадии

Внесудебная стадия понимается как разрешение конфликта между сторонами без обращения в компетентные органы. Досудебное разбирательство соответственно осуществляется в указанных государственных и муниципальных органах.

Важно! В административном законодательстве не предусматривается возможности прекращения судом производства по делу в связи с тем, что стороны примирились.

Это говорит о том, что прекратить производство по данной категории дел невозможно.

Что сделать, чтобы решить спор без обращения в правоохранительные органы

При возникновении спорной ситуации, потерпевшая сторона имеет право выступить с инициативой по решению вопроса без обращения в компетентные органы. В таком случае требуется, чтобы стороны достигли компромисса. Потерпевший может потребовать возместить причиненный ущерб и на этом считать инцидент исчерпанным.

Если правонарушитель не хочет решить вопрос миром

В таком случае единственным верным решением является составление заявления и его подача в компетентный орган. Другим способом восстановить нарушенные права не удастся.

Когда инициируется административное производство

Инициированием административного производства считается возбуждение административного дела. Независимо от разновидности процесса — данная стадия считается начальной для всех. В связи с тем, что каждый вид производства рассматривается как процедура, носящая юридический характер — началом считается оформление необходимой документации.

Это говорит о том, что для возбуждения производства требуется вынесение определенных бумаг.

Как подтвердить свою позицию

Согласно правовым нормам, в качестве доказательств по административным делам выступают данные фактического характера, которые являются основанием для вынесения компетентными органами, кто осуществляет производство по административному делу, решения о наличии или отсутствии события правонарушения.

Скачать для просмотра и печати:

Видео (кликните для воспроизведения).

Пострадавшая сторона может доказать свою позицию с помощью дачи показаний о случившемся, предоставить данные о лицах, которые являются свидетелями инцидента и которых необходимо опросить, инициировать проведение экспертных исследований, представить вещественные доказательства.

Источники

Защита прав потерпевших в административном процессе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here