Законодательство субъектов российской федерации об административных правонарушениях

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Законодательство субъектов российской федерации об административных правонарушениях". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Содержание

  • Общая характеристика законодательства об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации

    В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

    Следовательно, и законодательство об административных правонарушениях относится также к совместному ведению.

    Ст. 12 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» четко определено, что по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной властиФедеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ (в действ. ред.) «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ, 28.06.1999, № 26. Ст. 3176..

    До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

    Такой закон существует — это Кодекс РФ об административных правонарушениях. По форме это тот же федеральный закон, но кодифицированный, непосредственно и полно регулирующий определенную сферу общественных отношений.

    КоАП РФ обеспечивает необходимую правовую базу для разработки субъектами Российской Федерации законов об ответственности за административные правонарушения, имеющие региональное значение и соответствующую специфику.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, Кодекс определяет две составляющие законодательства РФ об административных правонарушениях — КоАП РФ и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

    Соответствие законов субъектов Федерации КоАП РФ означает возможность их принятия в специально предусмотренных Кодексом случаях, указанные законы не должны противоречить КоАП РФ. В отличие от ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, предусматривающей принятие законов и иных нормативных правовых актов, издаваемых субъектами РФ по предметам совместного ведения во исполнение соответствующего федерального закона, КоАП исключает возможность принятия субъектами Федерации подзаконных актов.

    Законы субъектов РФ об административных правонарушениях, принимаемые в соответствии с КоАП РФ, не должны ему противоречить. Наличие противоречия может быть установлено при принятии субъектами Федерации законов об административных правонарушениях по полномочиям, отнесенным к предметам ведения Российской Федерации. Разрешение коллизий о соответствии законов субъектов Федерации об административных правонарушениях КоАП РФ отнесено к ведению Конституционного Суда РФ: указанные законы субъектов Федерации должны соответствовать КоАП РФ согласно ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ. Таким образом, в случае установления противоречия закона субъекта Российской Федерации КоАП РФ, оспаривается конституционность закона субъекта РФ, т.е. его соответствие Конституции РФ. Законы субъектов РФ об административных правонарушениях или их отдельные положения, признанные неконституционными в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

    Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ, здесь же предусмотрено и верховенство международного договора Российской Федерации в сравнении с федеральными законами, а следовательно, и КоАП РФ, и законами субъектов РФ. В данном случае имеются в виду международные договоры Российской Федерации, ратифицированные Государственной Думой в форме федеральных законов и одобренные Советом Федерации. Указанные федеральные законы согласно ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. КоАП РФ, наряду с другими федеральными законами и подзаконными актами, а также законы субъектов РФ должны соответствовать указанным в Конституции РФ предписаниям и не могут им противоречить. При оспаривании факта такого соответствия коллизия подлежит разрешению Конституционным Судом РФ (п. «а», «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

    Ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ определяет, что законами субъектов РФ могут быть установлены два вида административных наказаний: предупреждение и административный штраф. Все иные административные наказания устанавливаются только КоАП РФ.

    Ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ установлен перечень судей и органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

    1) мировыми судьями;

    2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

    Мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных не только законами субъектов Российской Федерации, но и КоАП РФ.

    Подведомственность дел об административных правонарушениях иных органов административной юрисдикции обусловлена разграничением компетенции в сфере законодательства об административных правонарушениях: например, административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации; судьям районных судов, судьям гарнизонных военных судов, судьям арбитражных судов, мировым судьям подведомственны дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.

    Муниципальные органы административной юрисдикции различаются по признакам соподчиненности: административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются при органах местного самоуправления.

    Статус административных комиссий определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

    Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ глава 1 настоящего Кодекса дополнена статьей 1.3.1, вступающей в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

    Читайте так же:  Должностные лица рассматривающие административные правонарушения

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 1.3.1 КоАП РФ

    1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

    1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

    2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

    3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

    4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

    6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ часть 1 статьи 1.3.1 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6.1, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    6.1) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса;

    7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.

    2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 — 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

    3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

    4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

    Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

    Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

    1. Применяя правила ч. 1 ст. 1.3, нужно учесть, что:

    1) административное и административно-процессуальное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и соответствующие им законы субъектов Российской Федерации (см. коммент. к ст. 1.1).

    В практике возникает вопрос: совпадают ли понятие «административное законодательство», употребленное в п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, и понятие «законодательство об административных правонарушениях» (упомянутое в ст. 1.3)? Нет, не совпадают: наряду с законодательством об административных правонарушениях «административное законодательство» включает нормы, регулирующие отношения в области государственного управления, налоговые, таможенные, административные отношения и т.п.;

    2) они детализируют положения ст. 72 и 76 Конституции РФ (в отношении законодательства об административных правонарушениях) и четко определяют вопросы, которые относятся именно к ведению Российской Федерации. Отсюда можно сделать важный вывод: за пределами федерального ведения субъекты Российской Федерации самостоятельно регулируют отношения, складывающиеся в данной сфере;

    3) любой нормативный правовой акт Российской Федерации, принятый по предмету федерального ведения, подлежит отмене в установленном порядке (в т.ч. и в судебном).

    2. К ведению Российской Федерации относится установление:

    1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях. С учетом того, что федеральное законодательство в области административных правонарушений состоит исключительно из самого КоАП (см. об этом коммент. к ст. 1.1), упомянутые общие положения и принципы установлены именно в нем, например:

    а) в гл. 1 (задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, см. коммент. к ст. 1.1-1.7);

    б) в гл. 2 (понятия административного правонарушения и административной ответственности, см. коммент. к ст. 2.1-2.10);

    в) в гл. 24 (общие положения о производстве по делам об административных правонарушениях, см. коммент. к ст. 24.1-24.7);

    2) перечня видов административных наказаний и правил их применения. При этом нужно иметь в виду, что:

    а) виды административного наказания установлены в ст. 3.2 (см. коммент. к ней);

    б) правила применения административных наказаний изложены в гл. 4 (см. коммент. к ст. 4.1-4.7);

    3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение (см., например, об этом коммент. к ст. 13.1-13.24, устанавливающим административную ответственность за административные правонарушения в области связи и информации);

    4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в т.ч. установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. При этом необходимо руководствоваться нормами:

    а) гл. 24-26, 28-30 (об участниках административного процесса, доказательствах, о порядке возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, пересмотре постановлений и решений по делам об административных правонарушениях и др., см. коммент. к ст. 24.1-25.14, 27.1-30.11);

    б) гл. 27 (о видах мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и порядке их применения, см. коммент. к ст. 27.1-27.15);

    5) порядка исполнения постановлений об административных наказаниях. При этом нужно учесть, что:

    а) речь идет не только о постановлениях соответствующих органов и их должностных лиц, но и решениях суда, а также иных судебных актах;

    б) порядок исполнения этих актов предусмотрен нормами ст. 31.1-32.11 (см. коммент. к ним).

    3. Специфика правил ч. 2 ст. 1.3 состоит в том, что они:

    1) посвящены подсудности дел об административных правонарушениях и порядку ее определения;

    2) исходят из того, что эта подсудность устанавливается самим КоАП. Однако она определяется в нормах КоАП в полном соответствии с законодательством о судебной системе. Последнее включает, в частности:

    а) Закон о судебной системе;

    б) Закон о военных судах;

    в) Закон о мировых судьях;

    г) иные правовые акты, посвященные судебной системе в нашей стране (см. об этом коммент. к ст. 23.1, а также в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ. Изд. 2-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

    В практике возникает вопрос: в связи с тем, что КоАП в ряде случаев решает вопросы подсудности иначе, чем законодательство о судебной системе, какими нормами руководствоваться? Применению подлежат нормы КоАП (т.к. они были приняты позднее и это прямо предусмотрено в ст. 5, 6 Закона N 196).

    Читайте так же:  Обжалование решения районного суда по административному делу

    4. Особенности правил ч. 3 ст. 1.3 состоят в том, что:

    1) они предписывают руководствоваться (наряду с нормами КоАП) законодательством о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом необходимо руководствоваться Федеральным законом от 24.06.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (см. об этом подробнее коммент. к ст. 23.2);

    2) в основном дела об административных правонарушениях рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом некоторые категории дел (например, предусмотренные в ст. 11.18, см. коммент. к ней) они рассматривают в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело, передает его комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Следует иметь в виду, что в КоАП Москвы установлено (в ст. 1.2), что нормы устанавливающие административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению самой РФ на территории г. Москвы подлежат включению в КоАП Москвы и не могут содержаться в иных законах города Москвы.

    1) предусматривают подведомственность ряда дел федеральным органам исполнительной власти;

    2) указывают на то, что в нормах КоАП подведомственность таких дел определяется исходя из установленной структуры этих органов.

    Примерами федеральных органов исполнительной власти, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, могут служить:

    1) органы ФСНП (они входят в систему МВД России), например, дела, предусмотренные в ст. 14.5, ст. 14.16 ч. 3, ст. 15.1, 15.2, 23.6 (см. об этом коммент. к ст. 14.5, 14.16, 15.1, 15.2, 23.6);

    2) органы пограничной службы (они входят в систему ФСБ) например, дела, предусмотренные ст. 8.17-8.20 (см. коммент. к ним и к ст. 23.10);

    3) таможенные органы (правонарушения, предусмотренные в ст. 16.2-16.22, см. коммент. к ним и к ст. 23.8);

    4) органы государственного энергетического надзора (дела, предусмотренные в ст. 7.19, 9.7-9.12, 11.20, см. коммент. к ним и к ст. 23.30);

    5) органы железнодорожного транспорта (дела, предусмотренные в ст. 11.1, ч. 3 ст. 11.14, ст. 11.15, 11.16 и некоторых других, см. об этом коммент. к ст. 23.41);

    6) органы, осуществляющие госконтроль за соблюдением порядка ценообразования (см. об этом коммент. к ст. 14.6, 23.5);

    7) органы, уполномоченные по стандартизации, метрологии, сертификации (см. об этом коммент. к ст. 19.19, 23.52);

    8) органы государственного статистического учета (см. об этом коммент. к ст. 13.19, 23.53);

    9) органы валютного контроля (см. об этом коммент. к ст. 15.25, 23.60);

    10) налоговые органы (они рассматривают дела, предусмотренные в ст. 14.5, 15.1, 15.2, см. коммент. к ним и к ст. 23.5).

    6. Ч. 5 была введена Законом N 380 от 28.12.09 и вступила в силу с 28.03.10. Она устанавливает, что именно КоАП определяет подведомственность дел об АП (но только, если ответственность за АП предусмотрена нормами самого КоАП, а не в законах субъектов РФ) органам государственной власти субъектов РФ (см. о предметах ведения субъектов РФ в области законодательства об административной ответственности комментарий к ст. 1.1 и 1.3.1).

    О судебной практике по ст. 1.3 см. п. 1 Пост. N 5. О практике связанной с применением ст. 1.3 см. его определение N 429-О от 01.12.05.

    Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

    1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

    1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

    2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

    3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

    4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

    6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

    6.1) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса;

    7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.

    2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 — 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

    4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

    Комментарий к Ст. 1.3.1 КоАП РФ

    1. Наряду с деятельностью федеральных органов государственной власти определенными полномочиями в отношении дел об административных правонарушениях наделены и субъекты РФ. Следует обратить внимание, что КоАП РФ предусматривает лишь исключительную компетенцию Федерации и ее регионов, исключая возможность совместного осуществления части полномочий.

    Наиболее значимую часть полномочий органов государственной власти субъектов РФ составляет организация производства по делам об административных правонарушениях и определение их подведомственности. В большинстве случаев определение юрисдикции региональных органов основывается на компетенции аналогичных органов федерального уровня. Следует заметить, что к компетенции регионов КоАП РФ относит не само производство по делам об административных правонарушениях, а лишь его организацию, которая выражается в формировании адекватной системы юрисдикционных органов, уполномоченных на рассмотрение и разрешение указанной категории дел. В то же время образование самого органа не позволит ему в полной мере реализовать рассматриваемые виды деятельности, а требует формирования правовой базы его деятельности, которая регламентирует границы его юрисдикции, а также объем предоставленных полномочий. Организация производства по делам об административных правонарушениях в рамках каждого отдельного субъекта РФ предполагает легитимацию органа, которому такие полномочия предоставляются, а также формирование правовой базы его деятельности, т.е. создание всех необходимых условий для реализации предоставленных ему полномочий.

    Читайте так же:  Кто осуществляет административный арест

    Субъекты РФ также наделены правом образования специальных субъектов в рассматриваемой сфере, в связи с чем отдельные категории дел об административных правонарушениях могут передаваться таким органам, что, в свою очередь, в значительной степени изменяет общую подведомственность иных органов. Определение уполномоченного субъекта в первую очередь направлено на обеспечение законного и объективного производства по делам об административных правонарушениях с назначением адекватной меры ответственности. К компетенции регионов отнесено образование таких органов государственной власти в рассматриваемой сфере, как комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии и т.п. Предоставление указанного правомочия позволяет субъекту РФ самостоятельно оценить потребность в том или ином органе с точки зрения объективной необходимости его образования, а также предоставления ему ряда специальных полномочий. Указанное правомочие в равной мере распространяется не только на органы государственной власти, но и на отдельных должностных лиц, которые в соответствии с КоАП РФ и иными нормативными актами осуществляют деятельность в отношении административных правонарушений.

    Разграничение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также регламентация предметной компетенции каждого отдельного органа направлена на оптимизацию применения мер административной ответственности и эффективное решение задач, определенных КоАП РФ.

    Законодательство субъектов российской федерации об административных правонарушениях

    С момента вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прошло уже около 15 лет. Безусловно, пятнадцатилетний опыт применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволил определить некоторые направления реализации отдельных его положений, внести ясность в понимании вопроса соотношения норм указанного кодифицированного акта с нормами иных законодательных актов, пересмотреть и дополнить отдельные его положения. В то же время до сих пор продолжает присутствовать некоторая неопределенность действующих требований, подкрепленная противоречивой правоприменительной практикой.

    В настоящей работе в результате системного анализа нормативных правовых актов и судебной практики исследованы тонкости правового регулирования законодательства об административных правонарушениях и некоторые проблемы его реализации.

    Кроме того, без внимания не остались и последние нововведения, произошедшие в законодательстве об административных правонарушениях, а также в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившие в силу с 1 января 2017 года, в части регламентации мероприятий, проводимых уполномоченными органами в рамках деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений, определения мер и результатов проведения соответствующих мероприятий.

    Нормативные и ненормативные акты

    Главным документом законодательства РФ об АП является нормативный правовой акт.

    Нормативно-правовой акт – акт уполномоченного органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, который устанавливает правовые нормы, обязательные к исполнению, охватывающие неопределенный круг лиц, неоднократно применяемые, действующие вне зависимости от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

    Существуют и ненормативные акты. Они принимаются административным органом или должностным лицом, например, постановление по делу об административном правонарушении, и применяются индивидуально.

    Индивидуальный правовой акт – это акт, который не содержит правовых норм и представляет собой односторонние волевые действия государственного органа исполнительной власти. [/Определение]

    Он касается, изменения или прекращения обязанностей лица, установления публичных правомочий лица (свидетель, эксперт), изменения или прекращения имущественных правомочий (подозреваемый, нарушитель).

    И те, и другие акты обязательны для исполнения.

    Раздел I. Общие положения

    Кодифицированные акты

    В субъектах РФ акты принимаются в форме кодексов (Томская область), в форме закона субъекта Российской Федерации. Законодательная техника позволяет не использовать наименование «кодекс», но закон также является кодифицированным документом.

    В единой системе законодательства по административным правонарушениям КоАП находится на первом месте, затем следуют законы субъектов.

    Документ кодифицирован по принципам юридической регламентации, в соответствии с тем, как разграничены предметы ведения между РФ и субъектами. Если законодательство находится исключительно в ведении РФ, кодификация осуществляется по принципу централизации нормативно-правовых источников, или, напротив, их многообразия.

    Существуют кодифицированные акты нескольких типов. К первому типу относится УК, который может включать в себя новые ФЗ,с порядком установления уголовной ответственности. Федеральный уровень предполагает многообразие источников регламентирования, поэтому к законодательству кодифицированного типа принадлежат и ФЗ, принятые в специально предусмотренных случаях. К этому типу относится НК. Есть случаи, когда, кодифицированное законодательство, находящееся в ведении РФ, включает в себя законы субъектов и даже в отдельных случаях НПА муниципальных образований. Показательным документом в этом плане является БК, который основан на принципе плюралистичности. В исключительном ведении РФ находятся ведомственные НПА, которые принимаются в случаях, предусмотренных указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Реже ведомственное правовое регулирование устанавливается кодифицированным актом.

    Кодифицированное законодательство определяет иерархические отношения правового регулирования. Кодекс устанавливает правовой статус других актов законодательства, ведомственных или публичных.

    Как правило, кодексы являются главенствующим правовым актом и относят к законодательству другие законы. Но, бывает и по-другому.

    В качестве примера возьмем коррекцию закона «О таможенном тарифе» и таможенного законодательства. Акт законодательства, принимался в то время, когда упразднялась правовая и политическая система Советского Союза, а Конституция РФ еще не вступила в действие, тем не менее он является составляющей частью таможенного законодательства.

    КоАП и Конституция РФ взаимообусловлены. Об этом говорит порядок разграничения предметов ведения РФ и субъектов в области законов об АП.

    Если нарушены правила и нормы, предусмотренные федеральными законами, другими НПА, ответственность может быть установлена только КоАП, так как правовой регламент находится в исключительном ведении РФ. К правилам и нормам относятся требования по лицензированию, правила на таможне, пограничный режим, государственная регистрация имущественных прав.

    Ответственность за нарушение правил и норм, которые установлены субъектами или органами на местах, устанавливается законами об АП субъектов.Квалификация имеется в КоАП, она определяет нарушения, за которые выносится предупреждение или штраф.

    К федеральным источникам законодательства относятся указы Президента РФ, постановления Правительства и ведомственные НПА, которые принимаются федеральными министерствами, службами, агентствами, наделенными соответствующими полномочиями.

    Ведомственное правовое регулирование относится к ведению министерств, но сфера ведомственной регламентации расширяется и сегодня многие службы, агентства, подчиненные Президенту РФ, Правительству РФ, осуществляют правовое регулирование.

    Читайте так же:  Жалоба пристав на решение суда

    Правила и нормы, неисполнение которых квалифицирует КоАП, утверждает Правительство РФ вместе с органами исполнительной власти в областях экономики, промышленности и др. Реже такие правила утверждает Президент РФ. Нормы могут утверждаться специальными публичными органами, например, постановлениями ЦБ РФ.

    К нормативно-правовым актам в части установления норм и правил, нарушение которых квалифицируется в качестве административного проступка в соответствии с КоАП, относятся по преимуществу акты органов исполнительной власти.

    II. Отдельные тонкости субъектного состава административного правонарушения

    Перечень административных правонарушений, разграничивающих административную ответственность должностных лиц и индивидуальных предпринимателей

    Виды административных правонарушений

    Виды административных наказаний в отношении должностных лиц

    Виды административных наказаний в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

    ч.1 ст.5.27 КоАП РФ — нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч.ч.3, 4 и 6 ст.5.27 и ст.5.27.1 КоАП РФ

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей

    Законодательство об административных правонарушениях: структура федерального и регионального законодательства

    Регламентация мер административного, то есть без привлечения к суду, воздействия размещена не только в КоАП РФ, но и в других законодательных документах. Кроме применения санкций публичного характера, например, депортации, федеральные законы определяют меры административного пресечения. Административные меры могут быть властными, они установлены ТК, НК и другими публичными законодательными актами.

    Законодательство об административных правонарушениях включает:

    • КоАП – федеральный кодифицированный документ;
    • законы субъектов РФ;
    • НПА органов федерального и регионального значения, которые определяют порядок исполнения правовых процедур.

    Законодательство подразделяется на два вида в зависимости от того, где будет применена правовая форма. Существует материальное и процессуальное законодательство. В первом случае это КоАП и законы субъектов, которые определяют видовую принадлежность административного наказания, состав правонарушения. Во втором случае имеются в виду НПА, которые определяют процедуру рассмотрения и исполнения решений по делам об административном правонарушении.

    I. Малый и средний бизнес как особый субъект административного правонарушения

    Ограничение прав и свобод при административных правонарушениях

    В Конституции РФ сказано, что права и свободы нарушителя ограничиваются федеральным законом для того, чтобы обеспечить интересы государства и гражданина в нем. КоАП ограничивает деятельность лиц, вина которых установлена и административное наказание назначено, а также подозреваемых лиц, к ним применяются меры пресечения.

    Нарушители имеют имущественные обременения, а также наказания, которые ограничивают права неимущественного характера. К имущественным обременениям относятся административный штраф и конфискация. При назначении административного ареста ограничивается право на неприкосновенность и свободу личности. Право на законное осуществление экономической деятельности ограничивается при дисквалификации, административного приостановления деятельности. Неимущественные права ограничиваются сроком наказания. Имущественные обременения не зависят от процессуальных сроков и заканчиваются принудительным изъятием имущества нарушителя в денежной форме или в форме имущественного материализованного объекта.

    Административный штраф наиболее распространенный из всех видов наказаний. Об этом свидетельствуют предельные размеры штрафа, который может быть взыскан с граждан, должностных лиц, юрлиц. Штраф устанавливается и применяется только в соответствии со статьями закона.

    Это касается всех административных наказаний, поскольку они ограничивают права нарушителя (даже предупреждение). Целью любого наказания является публичная превенция – обеспечение безопасности для общества. Ограничение прав нарушителя – это следствие применения любого наказания.

    Федеральные законы имеют подзаконные акты, где детализированы предписания. В некоторых случаях выпускаются ведомственные акты правоохранительных органов.

    Отдельные полномочия делегируются органами исполнительной власти другим публичным органам, отсюда возникает нормотворчество. В качестве примера можно привести Приказ МВД России от 6.06.2000 г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке».

    Процессуальная часть КоАП касается ведомственного регулирования. Здесь определены полномочия должностных лиц, федеральных служб, реже агентств и министерств, которые могут возбуждать дело об АП, составлять протокол и осуществлять иные процессуальные действия. Список должных лиц утверждается руководителем. В актах ведомственного характера устанавливаются должностные лица, которые могут применять меры административного пресечения. Применение этих мер: доставления, задержания, личного досмотра, часто связано с принуждением лица.

    То есть осуществление принудительных , властных действий, которое должно производится лицом, определенным ведомственным актом, применительно к лицу, чья вина в совершении проступка еще не определена постановлением. Такие меры пресечения применяются должностным лицом, наделенным полномочиями правоохранительного органа. К ним относятся должностные лица внутренних войск МВД, пограничных органов, таможни, органов уголовно-исполнительной системы, госнаркоконтроля.

    Осуществление принудительных властных действий вытекает из обязанности правоохранительных органов обеспечивать государственную, общественную, экономическую, экологическую безопасность. Такие органы подчиняются непосредственно Президенту РФ. Есть ведомства, которые подчинены Правительству РФ. Например, Минприроды России, ФАЛХ (Россельхоз) контролируют соблюдение лесного законодательства и его должностные лица могут принудительно доставлять физическое лицо в целях составления протокола об административном правонарушении наряду с должностными лицами правоохранительных органов.

    27. Законодательство об административных правонарушениях: задачи, принципы, предметы ведения Российской Федерации и субъектов рф.

    Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

    Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях

    1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

    Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

    Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

    Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

    1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

    1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

    2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

    3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

    Читайте так же:  Срок давности подачи искового заявления в суд

    5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

    2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

    3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

    5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

    1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

    1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

    2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

    3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

    4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

    6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

    7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.

    2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 — 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

    3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

    4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

    Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

    1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

    2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    Статья 1.5. Презумпция невиновности

    1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

    2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

    3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренныхпримечанием к настоящей статье.

    4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

    Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

    1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

    2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

    3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

    Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

    1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

    2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

    3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

    Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

    1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    2. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

    Источники

    Законодательство субъектов российской федерации об административных правонарушениях
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here