Загрязнение и охрана окружающей среды таблица

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Загрязнение и охрана окружающей среды таблица". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Охрана окружающей среды: можно ли покончить с загрязнением и как это сделать?

Ничто не влияет на состояние природы так, как деятельность человека, никакие стихийные бедствия не оказывают более серьезного и долговременного эффекта на окружающую среду. Выбросы токсичных отходов отравляют воду, воздух и почву и приводят к гибели целых экосистем, вырубка леса и браконьерство ведут к вымиранию многих видов животных. Ситуация ухудшается по мере развития технологий. Расскажем об организациях по охране окружающей среды, их задачах, целях и средствах, а также о том, что для охраны природы сегодня может сделать каждый.

Всемирный день охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды не была приоритетом вплоть до середины ХХ века, хотя к тому моменту антропогенная деятельность уже давно оказывала самое негативное влияние на природу. Лишь на 27 сессии Генеральной ассамблеи ООН был впервые всерьез поднят данный вопрос. Тогда же в системе ООН была создана новая организация — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В том же году, в день начала работы Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды, был учрежден особый праздник — Всемирный день окружающей среды. Он отмечается каждый год 5 июля и проходит под эгидой ЮНЕП.

Цель этого праздника — напомнить каждому жителю Земли о том, что планета — наш общий дом и ее состояние зависит от действий каждого из нас. По всему миру в этот день проходят экологические акции — от марафонов, велопробегов и концертов до субботников.

Каждый праздник посвящен определенной тематике и проходит под своим девизом. Самый первый Всемирный день охраны окружающей среды проходил под лозунгом «Только одна Земля». В последние годы тематика стала более узкой, и каждый год праздник посвящается какому-то одному аспекту защиты экологии, например повышению уровня моря вследствие глобального потепления, незаконному отлову диких животных, сохранению лесов, зеленой экономике и так далее.

Однако вспоминать о хрупкости окружающей среды нужно не раз в год, а ежедневно. Праздник лишь привлекает внимание к проблеме, но решать ее следует системно. Именно поэтому по всему миру ведется активная работа по защите и сохранению природных богатств планеты.

Цели и средства

Перед защитниками природы в настоящее время стоит немало проблем. Антропогенная деятельность разнообразна, и так же разнообразно ее влияние на нашу среду обитания. Вот основные цели, на которых сегодня сосредоточено внимание экологов:

  • ограничение выбросов токсичных отходов, отравляющих воду и почву;
  • создание заповедников для защиты уникальных природных комплексов и экосистем;
  • ограничение охоты и рыболовства для сохранения исчезающих видов, внедрение новых методов промысла, наносящих минимальный вред природе;
  • ограничение выброса мусора и поиск путей его переработки.

Очень сложно достичь этих целей, действуя только на местном уровне. Здесь необходимо международное сотрудничество, поскольку экология не знает границ.

Для защиты природы было разработано множество международных соглашений. Пожалуй, самым известным можно назвать Киотский протокол, который обязал развитые страны строго контролировать объем выбросов углекислого газа для предотвращения появления парникового эффекта, влияющего на климат во всем мире. Кроме того, была принята Конвенция ООН по морскому праву, направленная на защиту морей, Монреальский протокол, который ограничивает производство и использование веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, а также Конвенция о биологическом разнообразии, которая направлена на охрану и рациональное использование ресурсов живой природы, и еще десятки важных документов.

Россия подписала более 20 подобных документов. Территория нашей страны огромна, и ответственность, которая лежит на нас, соответствует масштабам страны.

К сведению

По последним данным ООН, Россия занимает 32-е место в рейтинге самых экологически чистых стран. Всего в него входит 180 участников. Первое место занимает Финляндия, за ней следуют Исландия, Швеция и Дания. Хуже всего дела обстоят в Габоне, Китае, Индии, Бангладеше и Сомали.

В России разработкой экологического законодательства занимаются Комитет по экологии и Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам, входящие в состав Госдумы РФ, а также Отдел природопользования и защиты окружающей среды. Главные исполнительные органы в этой сфере — Министерство природных ресурсов РФ и Госкомэкология. Координационная деятельность лежит на Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Однако все эти органы действуют не в одиночку. С ними сотрудничают и неправительственные природоохранные организации.

Организации по охране природы

Всемирный фонд дикой природы (WWF)

Это самая крупная международная экологическая организация, объединяющая более пяти миллионов сторонников по всему миру. Офисы WWF действуют более чем в 100 странах мира, в том числе и в России. Фонд осуществляет экологический мониторинг, разрабатывает и поддерживает природоохранные программы, работает в тесной связке с законодательной и исполнительной властью. Основные направления деятельности — защита редких видов (например, в России WWF ведет проекты по охране зубров, переднеазиатских леопардов, ирбисов и других исчезающих животных), расширение заповедников и заказников, внедрение принципов рационального природопользования. WWF России реализует морскую, лесную, климатическую и другие программы.

Гринпис (Greenpeace)

Независимая международная экологическая организация, которая прославилась заметными общественными акциями. Сейчас деятельность Гринпис направлена в основном на защиту биологического разнообразия, сокращение выброса газов в атмосферу и производства токсичных отходов, а также против развития и использования ядерных технологий. Акции протеста, которые регулярно устраивают сторонники организации, создали ей неоднозначную репутацию. Но это не умаляет достижений Гринпис. Например, в России организация реализует свою лесную кампанию, в рамках которой волонтеры проводят рейды и тушат пожары в лесах, высаживают молодые деревца. Немало сделано и для внедрения экологичных методов сбора, сортировки и переработки мусора.

Уже упоминавшаяся Программа ООН (ЮНЕП) — главный орган ООН по защите окружающей среды и одна из самых масштабных природоохранных организаций мира. Ее деятельность в основном направлена на мониторинг экологии, разработку законов и правил, а также просветительскую деятельность. В частности, именно благодаря ЮНЕП были приняты нормы и правила перевозки опасных и токсичных веществ. Эта организация активно участвовала в разработке многих международных конвенций, посвященных охране окружающей среды. ЮНЕП действует и на практическом уровне: например, организация поддерживает и спонсирует внедрение технологий, позволяющих использовать возобновляемые источники электроэнергии. Существует программа займов на приобретение солнечных панелей, которая была запущена в Индии, а теперь проводится и в других развивающихся странах.

Читайте так же:  Отказ в регистрации декларации пожарной безопасности

Всемирное общество защиты животных

Эта организация борется за этичное обращение с животными — как дикими, так и домашними. В разные годы организация протестовала против китобойного промысла, корриды, содержания дельфинов в неволе — в дельфинариях и зоопарках. И добилась значительных успехов, например благодаря деятельности ВОЗЖ в Пакистане была запрещена травля медведей. Сейчас ВОЗЖ разрабатывает Всемирную декларацию благополучия животных, которая будет представлена в ООН. Главный офис ВОЗЖ расположен в Лондоне, а его отделения имеются в 13 странах, но деятельность общества охватывает более 150 государств мира.

Конечно, это далеко не все подобные организации — по всей планете действуют сотни фондов и объединений, главной целью которых является защита окружающей среды. Важно, что практически все они существуют на средства добровольных пожертвований.

Что может сделать каждый для охраны окружающей среды?

Очень часто люди думают, что проблема защиты окружающей среды не имеет к ним прямого отношения. Воздух, воду и почву загрязняют фабрики и заводы, животных уничтожают браконьеры, а у обычных людей словно и нет ничего общего с этими действиями. На самом деле это не так. Каждый из нас ежедневно совершает поступки, которые вредят или помогают делу сохранения окружающей среды. Пластиковый пакет, брошенный на пляже, может пересечь океан и убить морскую птицу у берегов другого континента: она проглотит пакет, приняв за рыбу. Сдав батарейку на переработку, вы спасете от загрязнения несколько кубометров почвы. Использование общественного транспорта и каршеринг позволяют заметно сократить выбросы газа. Достаточно обратить внимание на свои ежедневные привычки и задуматься, все ли они безопасны для природы, — уже одно это станет весомым вкладом в защиту окружающей среды.

Есть и другой способ помочь природе — поддержать любую природоохранную организацию. Например, WWF, как и многие другие фонды, существует на частные пожертвования. И порой это очень скромные суммы, но благодаря тому, что у фонда много сторонников, эти пожертвования помогают реализовывать такие масштабные проекты, как климатическая, морская, лесная программы и другие проекты, направленные на сохранение биоразнообразия.

Благодаря общим усилиям были спасены от полного вымирания уссурийские тигры, зубры, дальневосточные леопарды и еще более десяти исчезающих видов животных. При участии специалистов WWF было создано более половины особо охраняемых природных территорий России и введен полный запрет на вырубку редких деревьев. Фонд и его сторонники добились переноса нефтепровода с берегов Байкала и спасли от гибели китов, обитающих у берегов Сахалина. Но это только начало работы, и WWF все еще очень нужна ваша помощь, чтобы восстановить популяции и вернуть их в естественную среду обитания. Поэтому WWF разработал несколько программ участия, и можно выбрать ту, которая подходит именно вам: поддержать работу фонда в целом или отдельную его программу, перевести разовое пожертвование, купить экосувенир или настроить регулярные списания со счета.

P. S. Всемирный фонд дикой природы (WWF) — одна из крупнейших международных природоохранных организаций.

http://www.kp.ru/guide/okhrana-okruzhajushchei-sredy.html

fokinoschool3

Вариант №2.

1.К неисчерпаемым природным ресурсам относится
А) Водные
Б) Минеральные
В) Космические

2. Земельные ресурсы можно восстановить
А) Распашками
Б) Рекультивацией
В) Засолением

3.Ресурсообеспеченность – это …
А) Соотношение мировых запасов
Б) соотношение между добычей и использованием
В) Наличие природных ресурсов

4. Интенсивный путь освоения
А) Распашка новых земель
Б) Полная переработка
В) Разработка новых месторождений полезных ископаемых

5. Географический детерминизм – это …
А) Переоценка роли общества
Б) Преувеличение роли природы
В) Недооценка роли природы

1 2 3 4 5

Вариант №3

1.Истощение земель происходит в результате
А) Мелиорации
Б) рекультивации
В) Эрозии

2. Самая богатая страна в мире
А) Бразилия
Б) Индия
В) Россия

3. Коллапс
А) естественное восстановление природной среды
Б) Начало деградации природной среды
В) Необратимая деградация природной среды

4. Окружающая среда
А) Часть земной природы, с которой общество взаимодействует
Б) Взаимодействие общества и природы
В) среда обитания и производительной деятельности человеческого общества

5. Экстенсивный путь освоения природных ресурсов
А) использование малоотходного производства
Б) Переработка сырья
В) Вырубка леса

1 2 3 4 5

Вариант №4

1.Антропогенный ландшафт
А) Сформировался под влиянием природных факторов
Б) сформировался в результате изменений в результате хозяйственной деятельности
В) участок земной поверхности

2. Географический нигилизм
А) Недооценка роли географической среды
Б) Преувеличение роли географической среды
В) Преувеличение роли общества

3. Рациональное природопользование
А) Внедрение «чистых» технологий пользования
Б) Размещение «грязных» производств капиталистических и развивающихся стран
В)Контроль общества

4. Исчерпаемые – восполнимые природные ресурсы
А) Биологические
Б) Минеральные
В) Водные

5. Природные условия
А) компоненты природы, которые влияют на хозяйственную деятельность
Б) компоненты природы, которые человек использует в хозяйственной деятельность

1 2 3 4 5

2.Интерактивное занятие (кооперативная форма обучения)
Цель работы состоит в том, чтобы учащиеся сами создали пути решения проблемы охраны природы.
Работа в группах.
Каждая группа работает над своим заданием.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП

ГРУППА 1.Составьте опорную схему, дав ответы на вопросы:
1. Каковы источники загрязнения литосферы?
2. Каковы последствия загрязнения литосферы?
3. Каковы пути решения проблемы охраны литосферы?

ГРУППА 2.Составьте опорную схему, дав ответы на вопросы:
1. Каковы источники загрязнения гидросферы?
2. Каковы последствия загрязнения гидросферы?
3. Каковы пути решения проблемы охраны гидросферы?

ГРУППА 3. Составьте опорную схему, дав ответы на вопросы:
1. Каковы источники загрязнения атмосферы?
2. Каковы последствия загрязнения атмосферы?
3. Каковы пути решения проблемы охраны атмосферы?

Презентация результатов обсуждения в группах.

При работе в микрогруппах учащиеся делают выводы по каждому вопросу, записывая их маркером на листе бумаги. Один ученик дает пояснение и формулирует выводы, прикрепляет лист на доску в соответствующем порядке. Все выводы формируют целостную систему.

Источники загрязнения Последствия загрязнения Пути решения проблем
http://fokinoschool3.ru/index.php/zagryaznenie-i-okhrana-okruzhayushchej-sredy

Исследовательская работа «Загрязнение окружающей среды»

Цели:

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;
  • развитие интереса к исследованию окружающей среды;
  • привлечение внимания учащихся к глобальным экологическим проблемам, посильному участию в решении экологических проблем своего микрорайона, города.
  • Гипотеза:

    Ученики начальных классов школы могут оказывать ежедневную помощь по предотвращению глобальной экологической катастрофы и улучшению экологической ситуации в стране и мире.

    Введение

    В последние два десятилетия во всем мире обострились проблемы, связанные с состоянием окружающей среды.

    Используя природные богатства, человечество возвращает природе огромное количество отходов. Около крупных городов и промышленных предприятий скапливаются горы мусора, превращая окрестности в пустыни и свалки. Человечество, получая необходимые продукты, товары, энергию, неизбежно производит сотни тысяч тонн вредных веществ и отходов, которые попадают в атмосферу, водоёмы, почву, в живые организмы, в том числе и в организм человека.

    Читайте так же:  Обжаловании постановлений суда и приговора

    Экологическая проблема в России одна из важнейших проблем. Ситуация в некоторых районах очень острая. Загрязнение воды, почвы, воздуха стало причиной многих болезней людей.

    Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования.

    Сравнительно недавно как самостоятельный предмет в школе была введена экологическая дисциплина. Вместе с этим появилась еще одна возможность – научно-практическая деятельность, позволяющая выявить и поддержать одаренных учащихся, развивать их интеллектуальные, творческие способности, поддержать научно-исследовательские интересы учеников.

    Исследовательская деятельность – это научная работа, результаты которой докладываются на конференции. Они были получены в процессе самой деятельности учащегося. Конечный творческий продукт обладает объективной новизной и общественно-значимой, практической ценностью.

    В 2009 году учащиеся начальных классов нашей школы впервые принимали участие в городской научно-практической конференции. Работы, выполненные учащимися класса, не только ценны сами по себе, они воспитывают ответственность перед другими людьми и окружающей средой, прививают ответственное отношение к своему здоровью, образованию, учат работать с источниками информации, являются важным звеном в работе по формированию экологической культуры учащихся.

    Содержание исследовательской работы

    Глобальные экологические проблемы… Сейчас эти слова можно услышать очень часто. Что они означают? Когда возникли? В чём их причины? Какие меры необходимо предпринять для их решения? Называя эти проблемы глобальными, учёные стремятся показать их значение для всей планеты, для всего человечества. Экологические проблемы возникли не сразу. Они накапливались постепенно и во второй половине двадцатого века приобрели планетарные масштабы.

    Причины их возникновения:

  • рост численности населения Земли (продовольственная, энергетическая, сырьевая проблема и как следствие — экологическая);
  • колоссальные масштабы человеческой деятельности;
  • нерациональное использование природных ресурсов;
  • идеология покорения природы, предельно высокая её эксплуатация.
  • Характер современных экологических проблем проявляется в воздействии на все оболочки Земли — твёрдую, газовую, водную.

    Загрязнение

    – это возникновение в природе новых, обычно не характерных для неё веществ. Эти вещества после их использования не поступают в природный кругооборот, и естественные системы начинают разрушаться.

    Почвенный покров

    Земли – важнейший компонент природных процессов. Огромный вред почвам наносит вырубка лесов, использование пастбищ, применение ядохимикатов.

    Водная среда

    – это воды суши, Мировой океан, ледники, подземные воды.

    За последние 40 лет водные системы многих стран оказались расстроенными. Бесконтрольное изъятие воды, осушение болот привело к гибели малых рек. Отмечается истощение источников пресной воды – подземных вод.

    Дефицит пресной воды связан с загрязнением водоёмов сточными водами предприятий. К наиболее распространённым загрязнителям относятся нефть и нефтепродукты. Опасными загрязнителями водоёмов являются соли тяжёлых металлов – свинца, железа, меди, ртути. Восстановление чистоты вод произойдёт лишь через 300-400 лет.

    Атмосферный воздух

    занимает особое положение среди других компонентов биосферы. Значение его для всего живого на Земле невозможно переоценить. Человек может находиться без пищи пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха всего лишь пять минут. При этом воздух должен иметь определённую чистоту, и любое отклонение от нормы опасно для здоровья. Воздух – смесь газов. Основное назначение воздуха – это обеспечение дыхания живых организмов. Атмосферный воздух выполняет защитную функцию, предохраняя Землю от абсолютно холодного Космоса и потока солнечных излучений. В атмосфере формируются климат и погода, задерживается масса метеоритов. Атмосфера обладает способностью к самоочищению, но в современных условиях возможности природных систем самоочищения подорваны.

    Деятельность человека по своим масштабам превосходит природное загрязнение атмосферного воздуха.

    Выбросы вредных веществ в атмосферу делятся на:

  • газообразные (оксиды азота, серы, углерода, сероводород и др.);
  • жидкие (кислоты, щёлочи, растворы солей и др.);
  • твёрдые (радиоактивные вещества, свинец и его соединения, органическая и неорганическая пыль, сажа, смолистые вещества).
  • Источники загрязнения:

  • тепловые и атомные электростанции;
  • продукты сжигания топлива;
  • продукты сжигания бытовых отходов (мусор ,полиэтилен, пластик);
  • выхлопные газы автомобилей.
  • Большая загазованность отрицательно сказывается на экологической обстановке и влияет на самочувствие людей, флору, фауну.

    Основные экологические проблемы атмосферы:

  • образование озоновых дыр;
  • парниковый эффект;
  • выпадение кислотных дождей;
  • увеличение выбросов ионов тяжёлых металлов.
  • Изменяя свой мир, человек существенно вмешивается и в жизнь своих соседей по планете. За последние 300 лет человечество уничтожило 2/3 лесов, и с ними вместе исчезают многие виды животных и растений. На планете каждый день исчезает 70 видов. Мы тратим бесценные природные ресурсы и мало используем неистощимые источники энергии: ветер и солнце. Растут горы мусора. Мы всё больше используем пластмассу, а срок разложения пластиковой бутылки более 100 лет.

    Возможно ли исправить ситуацию?

    Да. Надо, чтобы всё, что мы делаем, не наносило непоправимый вред природе. Это наше природное наследие. Без природы не было бы нас и нашей культуры. Вот и наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев говорит о важности заботы о природе: “Решение экологических проблем становиться одним из приоритетов развития России…”.

    Что же надо делать, чтобы вести себя правильно? Правила просты:

  • срубили лес, надо посадить новый;
  • вредные сбросы надо очистить;
  • использовать лучшие технологии и исправить то, что уже нарушено;
  • разработать новые экологически чистые материалы.
  • Ребята нашего класса готовы уже сегодня сажать деревья и растения, очищающие воздух. Выключать воду и свет, когда они нам не нужны. Ведь через струйку толщиной в иголку вытекает 840 литров воды в день. Не выбрасывать мусор куда попало, готовы собирать его раздельно. Готовы сдавать для переработки бумагу, стекло, металл. Во второй четверти ученики нашей школы сдали более 400 кг макулатуры. Из них 70 кг сдал наш 4 “а” класс. Все учащиеся младших классов нашей школы — члены “Всероссийского общества охраны природы” и школьной детской экологической организации “Журавлики”. Мы помним, что от нас тоже многое зависит.

    Данная работа заинтересовала моих одноклассников. Вместе мы составили план дальнейшей работы 4 “а” класса:

    1. Организовать в апреле 2009 года еще один сбор макулатуры в нашей школе.

    2. Вырастить рассаду однолетних цветочных растений и в мае высадить её на пришкольном участке.

    3. После таяния снега принять участие в уборке мусора в парке поселка Солнечный.

    4. Провести опрос (анкета) в семьях учащихся нашей школы на тему:

    — Готовы ли вы сортировать бытовой мусор?

    — Чем вы можете помочь природе поселка Солнечный?

    Читайте так же:  Может ли уголовное наказание отменить административное

    Цель опроса —

    обращение к руководству ТСЖ “Солнечный” с просьбой оборудовать площадки с контейнерами для раздельного приема бытового мусора.

    Вывод:

    Данное исследование установило, что учащиеся начальных классов школы могут оказывать ежедневную помощь по предотвращению глобальной экологической катастрофы и улучшению экологической ситуации в стране и мире. Каждый ребенок может уже сегодня сажать деревья и растения, очищающие воздух, выключать воду и свет, когда они не нужны, не выбрасывать мусор куда попало, а собирать его раздельно. Дети также могут и готовы сдавать для переработки бумагу, пластик, металл, участвовать в работах по озеленению города и очистке окружающей среды от мусора.
    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573170/

    Загрязнение и охрана окружающей среды. 10-й класс

    Класс: 10

    Презентация к уроку

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    1. Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; Рассмотреть главные пути решения проблем охраны окружающей среды;
    2. Довести до сведения учащихся, что решение природоохранных проблем может осуществляться путем правильной природоохранной деятельностью и экологической политикой. Формировать культуру общения, умение отстаивать свою точку зрения. Способствовать воспитанию экологической культуры личности;
    3. Развивать навыки работы с различными источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами, формировать навыки работы с дополнительной литературой и статистическим материалом.

    Оборудование: политическая карта мира, карта «Природные ресурсы мира», атласы, учебники, дополнительная литература, презентация

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Вводное слово учителя

    Человечество вступило в 21 век, полный тревог не только за свое будущее, но и за само существование на Земле. Все настойчивее звучат голоса общественности, специалистов, политиков, призывающих прекратить загрязнение и уничтожение природы, поскольку жизненные ресурсы Земли близятся к своему пределу. Процессы самовосстановления в природе не в состоянии справиться с постоянно возрастающей нагрузкой, которую оказывает на нее человек. Наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь природе человек. Только человек владеет экологическим талантом – содержать окружающий мир в чистоте… «Одно из двух: или люди сделают так, что планета станет менее загрязненной, или его загрязнение сделает так, что на Земле станет меньше людей»

    Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить. Тема нашего урока «Загрязнение и охрана окружающей среды». «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»,-говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице? Попробуем ответить на этот вопрос.

    III. Этап усвоения нового материала:

    Учитель: загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

    Вопросы: Как вы думаете, что является главным источником загрязнения окружающей среды? Какие виды загрязнения вы знаете?

    Учитель: различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.) Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

    Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения, которые вы подготовили сообща, работая в группах и заполним таблицу.

    Оболочки Земли

    Источники загрязнения оболочки

    Последствия загрязнения

    Пути решения проблем

    Атмосфера

    Литосфера

    Гидросфера

    Сообщения учащихся:

    Меры по борьбе с загрязнением атмосферы: 1.Сокращение самых вредных выбросов, то есть повышенные требования к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти. 2.Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии. Загрязнение атмосферы – глобальная проблема, и решение ее может быть осуществлено только международными усилиями.

    Вопросы I группы классу:

    1. Охарактеризуйте главные причины загрязнения атмосферы
    2. Докажите, что циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.
    3. Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?

    Сообщения учащихся

    Пути решения проблемы загрязнения литосферы: 1.Уменьшение материалоемкости производства. 2.Переработка отходов. 3.Рекультивация земель.

    Вопросы II группы классу:

    1. Какие вы знаете главные загрязнители, которые приводят к изменению химического состава почв?
    2. Как решается проблема накопления бытового мусора? Объясните термин «Мусорная цивилизация»
    3. Какие вы знаете наиболее «грязные» отрасли промышленности?

    Сообщения учащихся

    Вопросы III группы классу:

    1. Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наиболее острыми?
    2. Какова роль России в загрязнении вод Мирового Океана?
    3. Какое загрязнение представляет особую опасность для океана и почему?

    Учитель: Рябята, нельзя сказать, что человечество только засоряет свое «гнездо». Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению. Первый путь заключаетсяв создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др.

    Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он требует огромных расходов, непосильных для многих стран.

    Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

    – Какие отрасли промышленности относятся к числу «грязных»?

    Для того, чтобы прекратить рост загрязнения окружающей среды, большинство экономически развитых стран мира стало проводить экологическую политику. Были приняты строгие природоохранные законы, разработаны долгосрочные программы улучшения окружающей среды, введены системы штрафов, созданы специальные министерства и другие государственные органы. Во многих странах появились партии «зеленых», возникли различные общественные организации.

    — Какие вы знаете организации, выступающие в защиту окружающей среды?

    — Назовите страны, где выделено наибольшее число объектов Всемирного наследия; Сколько их в России?

    И тем не менее каждый из нас, граждан 21 века, должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции «Рио-92»: «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда».

    IV. Подведение итогов урока /выставление оценок за урок/

    V. Домашнее задание: П. 3 стр.41-46

    VI. Рефлексия.

    1. Что вам понравилось на уроке?
    2. Какие трудности вы испытывали при подготовке проекта?
    3. Хотели бы вы и в дальнейшем работать над подобными заданиями?
    4. Какие новые навыки приобрели?
    Читайте так же:  Права и обязанности обвиняемого и потерпевшего

    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/605635/

    Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы

    Разделы: Биология

    Цель:

    обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние не здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы.

    Тип урока:

    изучение, закрепление знаний и способов деятельности.

    Вид урока:

    “Круглый стол”

    Методы:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    репродуктивные, проблемно-поисковые (кейс-методы), метод проектов)

    Педагогические технологии:

    технологии критического мышления, творческие работы

    Информационные технологии:

    мультимедийные поддержки, Интернет-услуги и ресурсы.

    Оборудование:

    компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, тесты.

    СЛАЙД № 1.

    Планета Земля.

    Вступительное слово учителя, о том, что нашей планете угрожает загрязнение окружающей среды.

    САЙД № 2

    . Экологические катастрофы. Учащиеся приводят примеры экологических катастроф:

    — выброс спор сибирской язвы в Свердловске
    — авария на Чернобыльской АЭС
    — постепенное исчезновение Аральского моря
    — разрыв нефтяного трубопровода в республике КОМИ
    — взрыв на Тоцком полигоне.

    СЛАЙД № 3. Тема урока. Цель урока(записывают в тетрадь)

    Учитель: Как избежать экологических катастроф? Как решать экологические проблемы? Вопросы, на которые мы постараемся ответить сегодня на уроке.

    СЛАЙД № 4. Объяснение термина “Загрязнение”

    СЛАЙД № 5. Таблица “Типы загрязнений”

    СЛАЙД № 6 Причины глобального загрязнения.

    СЛАЙД № 7. Учитель: Давайте, послушаем сообщения и запишем в таблицу загрязнения различный оболочек Земли и его последствия

    СЛАЙД № 8. Сообщения учащихся о загрязнениях атмосферы.

    СЛАЙД № 9.Заполнение таблицы (вывод о источниках, последствиях и пути решения проблем)

    СЛАЙД № 10. Сообщения учащихся о загрязнении гшидросферы

    СЛАЙД № 11. Заполнение таблицы.

    СЛАЙД № 12. Видиофильм об информационном загрязнении воды.

    СЛАЙД № 13. Загрязнения почвы (сообщения учащихся)

    СЛАЙД № 14. Видеоролик о методах переработки мусора

    СЛАЙД № 15. Заполнение таблицы

    СЛАЙД № 16. Радиоактивные заражения биосферы ( сообщения учащихся)

    СЛАЙД № 17. Заполнение таблицы

    СЛАЙД № 18. Учитель: Какова экологическая обстановка в Г. Оренбурге, на ул. Челюскинцев, где находится кадетский корпус.

    СЛАЙД № 19. Презентация творческого проекта кадета.

    СЛАЙД № 20. Учитель: Мы видим какие серьёзные последствия – болезни возникают у человека в результате загрязнения окружающей среды, и всё, что в наших силах охраны природы – стараемся выполнить.

    Рассказ об экологических болезнях (рак лёгких, кожи, горла, расстройства Ц.Н.С., аллергия, дефекты новорождённых)

    — “гаффская болезнь” (Польша)
    — “минамота” (Япония) ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ
    — “Итай-итай” (Япония)
    — “жёлтые дети” (Алтайский край)
    — “чернобыльская болезнь” РАДИОАКТИВНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ

    СЛАЙД № 21. Учитель: Как вы умеете применять свои знания в практической деятельности? (работа с кейсами)

    КЕЙС № 1. Почему нельзя сжигать опавшие листья?

    КЕЙС № 2. Какие ваши действия, если вы чувствуете сильный запах сероводорода?

    КЕЙС № 3. Почему нельзя собирать букеты тюльпанов – Шренка?

    СЛАЙД № 22. Закрепление знаний – тест.

    (5 минут. Самопроверка).

    СЛАЙД № 23. Заключительный этап урока (рефлексия).

    Учитель: Итак, в ходе урока мы обсуждали с вами проблемы антропогенного загрязнения природной среды. Каковы ваши впечатления? Каждому учащемуся предлагается произнести только одно слово или краткие словосочетания, характеризующие его отношение к происходящему.

    СЛАЙД № 24. Учитель читает стихотворение С. Смирнова (видеофильм о красоте природы).

    СЛАЙД № 25. Домашнее задание.

    1. Заполнить таблицу в тетрадь по теме “Загрязнение окружающей среды”.
    2. Приготовить сообщение по группам.
      а) Моя природоохранительная деятельность.
      б) Политика государства в решении экологических проблем.

    За презентацией обращайтесь, пожалуйста, к автору

    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/556965/

    Загрязнение и охрана окружающей среды (конспект урока)

    Описание разработки

    Учебно-воспитательные цели:

    Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; загрязнение окружающей среды (качественное и количественное).

    Показать главные источники загрязнения почвенного покрова, гидросферы, атмосферы.

    Рассмотреть три главных пути решения природоохранных проблем.

    Довести до сведения учащихся, что решение природоохранных проблем может осуществляться путем создания сети ОПТ и правильной природоохранной деятельности и экологической политики.

    Оборудование: карта «Природные ресурсы мира», политическая карта мира, учебник, атласы, таблицы.

    Тип урока: урок – семинар.

    План.

    Вводное слово учителя.

    сообщение учащимся о загрязнении литосферы, атмосферы, гидросферы с последующим обсуждением причин антропогенного загрязнения и путей решения природоохранных проблем.

    Ход урока.

    I. Вводное слово учителя.

    «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо», — говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице?

    Попробуем ответить на этот вопрос.

    Загрязнение окружающей среды – нежелательное изменение её свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно приводит к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания, конструкции, материалы и самого человека.

    З а д а н и е: работа с учебником, с.38

    Главный источник загрязнения – возвращение в природу отходов (к концу ХХ века количество отходов возросло до 100 млрд. т)

    Существует количественное и качественное загрязнение окружающей среды.

    II. Изучение нового материала.

    Загрязнение литосферы (почвенного покрова).

    Какие вы знаете главные загрязнители, которые приводят к изменению химического состава почв?

    Как решается проблема накопления бытового мусора? Объясните термин «мусорная цивилизация». На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает в среднем 80 кг бумаги, 250 металлических банок из под напитков, 400 бутылок.

    В ы в о д. Глобальные изменения в литосфере:

    1) радиационные загрязнения обширных участков с трагическими последствиями;

    2) эрозия почв, засоление, заболачивание и или опустынивание (в результате изымается из сельскохозяйственного производства около 6,9 млн. га земель ежегодно);

    3) токсикация полей пестицидами, гербицидами, нитратами.

    1) С какими серьезными водноресурсными проблемами сталкиваются многие страны мира?

    2) Как решаются проблемы дефицита чистой пресной воды в странах мира? Разработаны технические проекты транспортировки средних по размерам айсбергов (длина – 1000 м, ширина – 600 м, высота – 300 м). для этого потребуется пять-шесть мощных буксиров. Защита поверхности айсберга пластиковыми материалом должна предохранять его от таянья. Даже если за время такой транспортировки айсберг сильно «похудеет» и потеряет большую часть своей массы, она все же окажется экономически оправданной. Таянье же айсберга а месте назначения может продолжаться примерно год.

    3) Какие существуют проблемы загрязнения воды Мирового океана и какие последствия при этом возникают? Американские ученые установили, что только в северной части Тихого океана в начале 80-х гг. плавали миллионы пластиковых пакетов, 35 млн. пластиковых и 70 млн. стеклянных бутылок, разнообразные другие изделия из пластмассы, 5 млн. старых ботинок.

    Читайте так же:  Восстановление протокола об административном правонарушении

    Весь материал — в документе.

    Содержимое разработки

    Тема: «загрязнение и охрана окружающей среды»

    Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; загрязнение окружающей среды (качественное и количественное).

    Показать главные источники загрязнения почвенного покрова, гидросферы, атмосферы.

    Рассмотреть три главных пути решения природоохранных проблем.

    Довести до сведения учащихся, что решение природоохранных проблем может осуществляться путем создания сети ОПТ и правильной природоохранной деятельности и экологической политики.

    Оборудование: карта «Природные ресурсы мира», политическая карта мира, учебник,

    Тип урока: урок – семинар.

    Вводное слово учителя.

    сообщение учащимся о загрязнении литосферы, атмосферы, гидросферы с последующим обсуждением причин антропогенного загрязнения и путей решения природоохранных проблем.

    Х О Д У Р О К А

    I. Вводное слово учителя.

    «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо», — говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице?

    Попробуем ответить на этот вопрос.

    Загрязнение окружающей среды – нежелательное изменение её свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно приводит к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания, конструкции, материалы и самого человека.

    З а д а н и е : работа с учебником, с.38

    Главный источник загрязнения – возвращение в природу отходов (к концу ХХ века количество отходов возросло до 100 млрд. т)

    Существует количественное и качественное загрязнение окружающей среды.

    II. Изучение нового материала.

    Загрязнение литосферы (почвенного покрова).

    Какие вы знаете главные загрязнители, которые приводят к изменению химического состава почв?

    Как решается проблема накопления бытового мусора? Объясните термин «мусорная цивилизация». На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает в среднем 80 кг бумаги, 250 металлических банок из под напитков, 400 бутылок.

    В ы в о д. Глобальные и з м е н е н и я в литосфере:

    1) радиационные загрязнения обширных участков с трагическими последствиями;

    2) эрозия почв, засоление, заболачивание и или опустынивание (в результате изымается из сельскохозяйственного производства около 6,9 млн. га земель ежегодно);

    3) токсикация полей пестицидами, гербицидами, нитратами.

    1) С какими серьезными водноресурсными проблемами сталкиваются многие страны мира?

    2) Как решаются проблемы дефицита чистой пресной воды в странах мира? Разработаны технические проекты транспортировки средних по размерам айсбергов (длина – 1000 м, ширина – 600 м, высота – 300 м). для этого потребуется пять-шесть мощных буксиров. Защита поверхности айсберга пластиковыми материалом должна предохранять его от таянья. Даже если за время такой транспортировки айсберг сильно «похудеет» и потеряет большую часть своей массы, она все же окажется экономически оправданной. Таянье же айсберга а месте назначения может продолжаться примерно год.

    3) Какие существуют проблемы загрязнения воды Мирового океана и какие последствия при этом возникают? Американские ученые установили, что только в северной части Тихого океана в начале 80-х гг. плавали миллионы пластиковых пакетов, 35 млн. пластиковых и 70 млн. стеклянных бутылок, разнообразные другие изделия из пластмассы, 5 млн. старых ботинок.

    В ы в о д. Глобальные и з м е н е н и я в гидросфере:

    1) Наиболее загрязненные реки и озера мира – Рейн, Дунай, сена, Темза, Тибр, Миссисипи, Огайо, Волга, Днепр, Дон, Днестр, Ладожское озеро, Балхаш и др. США закупают пресную воду в Канаде, ФРГ – в Швеции, Нидерланды – в Норвегии, Саудовская Аравия – в Малайзии. Ученые разрабатывают проекты перекачки пресной воды из Гренландии и Антарктиды в Европу, от устья амазонки – в Африку.

    2) Загрязнение гидросферы нефтепродуктами, тяжелыми металлами и др.

    Охарактеризуйте главные причины загрязнения атмосферы.

    Докажите, что циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.

    В ы в о д. Глобальные и з м е н е н и я в атмосфере:

    1) загрязнение атмосферы СО , СН , и др., угроза парникового эффекта;

    2) возникновение кислотных дождей, которые губят лес, уничтожают жизнь, отрицательно сказываются на здоровье людей.

    Решение природоохранных проблем может осуществляться тремя путями:

    1-й путь – разного рода очистительные сооружения;

    2-й путь – переработка мусора и т.д.;

    3-й путь – применение природоохранных технологий и рациональное размещение «грязных» производств.

    К этому перечню можно добавить еще один путь – создание сети охраняемых природных территорий (ОПТ).

    ОПТ – это территории, на которых обеспечивается охрана от традиционного использования и поддержания естественного состояния в научных, учебно-просветительских и культурно-эстетических целях.

    Основные формы ОПТ: заповедники, заказники, резерваторы, национальные парки.

    Природоохранная деятельность и экологическая политика.

    Она складывается из понятий:

    А) Природоохранные законы;

    Б) долгосрочные программы улучшения окружающей среды;

    В) введение систем штрафов (платит тот, кто загрязняет);

    Г) создание министерства и других государственных органов;

    Д) партии «зеленых», общественная организация «Гринпис»;


    Е) международные конференции (ООН приняла международный документ – «Всемирную стратегию охраны природы»).

    Вопросы и задания к диалогу:

    Каковы должны быть, по вашему мнению, основные направления экологической политики: а) высокоиндустриальных государств; б) слаборазвитых стран? В чем они должны совпадать, а в чем должны существенно разлучатся?

    Приведите конкретные меры, предпринимавшиеся в последние годы отдельными странами или группой стран и направленные на оздоровление экологической обстановки.

    Геоэкология изучает процессы и явления, возникающие в окружающей природной среде в результате антропогенного вмешательства в нее.

    В ы в о д. последствия нарушения среды обитания затронули все страны. Так как экологические проблемы «не признают» государственных границ, они могут быть решены только при широком международном сотрудничестве.

    Проведение научно обоснованной экологической политики – одна из важнейших задач человечества.

    На семинаре обсуждаются результаты опережающей групповой работы учащихся, дается их оценка, самооценка.

    Здание на дом: с. 38-45, повторить из курса 9 класса тему «Типы и виды природных ресурсов».

    Видео (кликните для воспроизведения).

    http://videouroki.net/razrabotki/zagryaznenie-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy-konspekt-uroka.html

    Загрязнение и охрана окружающей среды таблица
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here