Является ли депортация видом административного наказания

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Является ли депортация видом административного наказания". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Содержание

  • Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

    Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

    1. Правила ч. 1 ст. 3.10 посвящены административному выдворению за пределы Российской Федерации. Специфика этого вида административного наказания состоит в том, что оно назначается только таким физическим лицам, как:

    — иностранные граждане. К последним относятся граждане любых иностранных государств;

    — лица без гражданства. К ним относятся лица, не принадлежащие к гражданам Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству любого иностранного государства (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан).

    В практике возникают вопросы:

    могут ли быть выдворены лица без гражданства, которые постоянно проживали на территории Российской Федерации? Да, могут: правила ст. 3.10 этому не препятствуют;

    могут ли быть выдворены беженцы? Если Российская Федерация предоставила им убежище, то они не могут быть подвергнуты административному выдворению (вывод сделан на основе систематического толкования ст. 3.10 и ст. 1, 2 Закона о беженцах);

    могут ли быть выдворены вынужденные переселенцы? Нет, не могут: дело в том, что по общему правилу вынужденными переселенцами являются граждане Российской Федерации (вывод сделан на основе систематического толкования ст. 1-3 Закона о переселенцах, ст. 3.10 и ст. 18.2 (см. коммент. к ней).

    2. Упомянутые выше физические лица (т.е. иностранцы и лица без гражданства) перемещаются:

    — через Государственную границу РФ в принудительном (т.е. против воли и желания этих физических лиц) и контролируемом порядке (под контролем органов миграционной службы, МВД, пограничной службы входящей в систему ФСБ);

    — в порядке самостоятельного контролируемого выезда (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

    3. Административное выдворение применяется только в случаях, прямо предусмотренных нормами Особенной части КоАП. Например, за нарушение:

    — режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, а также несоблюдении правил транзита через территорию Российской Федерации (см. коммент. к ст. 18.8);

    — правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (см. коммент. к ст. 18.10);

    — иммиграционных правил (см. коммент. к ст. 18.11).

    4. Применяя нормы ч. 2 ст. 3.10, нужно учесть, что:

    1) по общему правилу административное выдворение назначается судьей;

    2) если административное правонарушение совершается иностранным гражданином, лицом без гражданства в момент въезда в Российскую Федерацию, то выдворение может быть применено (как мера административного наказания) соответствующими должностными лицами (например, должностными лицами пограничной службы);

    3) административное выдворение не может быть установлено в законах субъектов Российской Федерации: это прерогатива КоАП (см. коммент. к ч. 3 ст. 3.2);

    4) оно может быть назначено и как основное административное наказание, и как дополнительное. Если назначен, например, административный штраф, то выдворение может сочетаться с таким основным административным наказанием (см. коммент. к ст. 3.3);

    5) оно назначается с обязательным учетом:

    — общих правил назначения административного наказания (см. коммент. к ст. 4.1);

    — обстоятельств, смягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.2);

    — обстоятельств, отягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.3);

    6) в соответствии со ст. 4.6 данный вид наказания действует в течение одного года (см. коммент. к ней);

    7) приказом МВД N 533 от 26.08.04 утверждено «Наставление по организации деятельности органов внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы по депортации или административному выдворению за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Приказом ФСБ от 23.12.08 N 631 утверждена «Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства».

    В практике возникает вопрос: если человек был подвергнут административному выдворению не судьей, а другим должностным лицом, можно ли обжаловать его в судебном порядке? Да, можно: это вытекает из систематического анализа ст. 3.10 и 30.1 (см. коммент. к ней).

    4. В соответствии с ч. 3 ст. 3.10 (она введена Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07) административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим (проходящим службу в российской армии) — иностранным гражданам. Не применяется данное наказание и к военнослужащим иностранных государств при совершении административных правонарушений на территории РФ — они привлекаются к иным мерам наказания.

    Нелегальных мигрантов от выдворения могут »спасти» их семьи

    Большое количество иностранных граждан въезжают на территорию нашей страны в соответствии с миграционным законодательством, но нередко по тем или иным причинам утрачивают основания для нахождения в России, в результате чего становятся нелегальными мигрантами.

    Так, иностранный гражданин может пребывать в Российской Федерации в течение срока действия выданной ему визы. В случае, если он прибыл в страну в порядке, не требующем получение визы, то срок его проживания в России ограничен 90 днями (ч. 1-2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; далее – закон об иностранных гражданах). Таким образом, иностранец обязан выехать из Российской Федерации до истечения срока его легального пребывания в стране, в противном случае его нахождение на территории России становится незаконным (ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»; далее – закон о порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию).

    Читайте так же:  Административное наказание в форме денежного взыскания это

    ФОРМА
    Уведомление о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства

    Для нарушителей миграционного законодательства предусмотрена административная ответственность, в том числе и такая мера, как принудительное выдворение. Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы страны. Административное выдворение заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан через государственную границу за ее пределы (ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ). Такой вид наказания назначается судьей (ч. 2 ст. 3.10 КоАП РФ).

    Из положений ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ следует, что при назначении административного наказания физическому лицу судами учитывается, в том числе, личность нарушителя. В частности, анализ судебной практики по делам о нарушении миграционного законодательства позволяет сделать вывод, что суды принимают во внимание, помимо прочего, и семейное положение иностранного гражданина, а именно – наличие у него семьи на территории России.

    Между тем единого подхода в этой части в решениях судов пока не сложилось. Так, одни судьи считают, что выдворением нарушается право человека на уважение его личной и семейной жизни (решение Воронежского областного суда от 1 марта 2017 г. по делу № 7-47/2017), другие, напротив, считают, что наличие у иностранного гражданина семьи на территории Российской Федерации не освобождает его от обязанности соблюдать миграционное законодательство (решение Московского городского суда от 20 февраля 2017 г. по делу № 7-1772/2017). Рассмотрим конкретные случаи и принятые судами по ним решения.

    Так, решением Хабаровского краевого суда от 13 июля 2016 г. по делу № 12-359/2016 иностранному гражданину М. за нарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного выдворения. На доводы нарушителя о том, что на территории Российской Федерации постоянно проживают его супруга, дочь и внуки, суд ответил, что эти родственники не лишены возможности посещать его на территории других государств. Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 27 закона о порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину въезд в нашу страну не разрешается в течение пяти лет со дня административного выдворения.

    К кому и куда МВД приходит с миграционной проверкой? Узнайте из материала «Миграционные проверки МВД (ранее – ФМС)» в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ.
    Получить полный
    доступ на 3 дня бесплатно!

    Вместе с тем, например, Московский городской суд доводы нарушителя Д. о том, что его жена является гражданкой Российской Федерации и проживает в нашей стране, учел при назначении наказания. По его мнению, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, и такая мера наказания, как выдворение, не может быть признана правомерной при таких обстоятельствах (решение Московского городского суда от 30.11.2016 по делу № 7-13565/2016).

    Однако некоторые суды принимают во внимание наличие у нарушителя родственников в России, но не любых. Севастопольский городской суд на доводы иностранца по аналогичному делу о том, что у него имеются родственники в России – дяди и тети, в решении отметил, что у виновного отсутствуют на территории Российской Федерации семья и близкие родственники (решение Севастопольского городского суда от 13 февраля 2016 г. по делу № 12-166/2016). Напомним, что в соответствии со ст. 14 Семейного кодекса близкими родственниками считаются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

    Отметим также, что намерение иностранного гражданина создать в России семью судами также не принимается как основание признания правонарушения малозначительным (решение Московского городского суда от 20 февраля 2017 г. по делу № 7-1772/2017). Так, по делу о привлечении гражданки Ч. к административной ответственности за нарушение режима пребывания в России суду была предоставлена справка о том, что она беременна и, с ее слов, намерена вступить в брак с гражданином Российской Федерации. Но суд посчитал, что гражданка Ч. на момент рассмотрения в суде дела в отношении нее в браке с гражданином России не состояла (заявление о регистрации брака подано уже после вынесения постановления о возбуждении дела), сведений о невозможности получения сопутствующего беременности медицинского обслуживания на территории страны гражданской принадлежности ею не было представлено. В связи с чем суд посчитал, что оснований для признания правонарушения, вмененного Ч., малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым не имеется.

    В то же время Верховный Суд Российской Федерации недавно дал ответ на вопрос, следует ли назначать в отношении иностранных граждан, имеющих семью и детей на территории Российской Федерации, административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации при нарушении ими режима пребывания на территории России (постановление Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. № 64-АД17-1).

    Так, по делу гражданки Д., которая по истечении разрешенного срока временного пребывания не выехала за пределы Российской Федерации, суд первой и надзорной инстанции определили ей наказание в виде штрафа с административным выдворением в виде самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации (постановление Ногликского районного суда Сахалинской области от 1 октября 2013 г. по делу № 5-31/2013, постановление Сахалинского областного суда от 11 января 2016 по делу № 4а-1/2016). На доводы защитника Д. о том, что нарушитель находится в брачных отношениях с гражданином Российской Федерации и имеет несовершеннолетнего ребенка, суды посчитали, что эти обстоятельства не освобождают ее от обязанности соблюдать иммиграционное законодательство и не являются основанием к невозможности применения к ней наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

    ВС РФ с позицией судов первой и надзорной инстанций не согласился (постановление Верховного Суда РФ от 13 марта 2017 г. № 64-АД17-1). По мнению суда, назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к виновному лицу такой меры ответственности. Кроме того, суд считает, что такая мера наказания назначается в случае, если это единственно возможный способ достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

    Читайте так же:  Истек срок исковой давности усн

    Суд также отметил, что согласно ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ данный кодекс основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни и не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права. Вместе с тем иностранному гражданину въезд в Российскую Федерацию не разрешается в течение пяти лет со дня административного выдворения (п. 2 ст. 27 закона о порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию). Таким образом, суд пришел к выводу, что такая мера наказания, как выдворение, не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Д. на уважение семейной жизни.

    Кроме того, ВС РФ подчеркнул, что Постановлением от 14 февраля 2013 г. № 4-П КС РФ признал, что устанавливаемые в КоАП РФ правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, личность правонарушителя, но и гарантировать тем самым адекватность порождаемых последствий тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.

    Так, с учетом личности Д., а также конкретных обстоятельств (ее семейного положения), суд принял решение, что назначение Д. административного наказания в виде административного выдворения противоречит требованиям ст. 8 Конвенции.

    Таким образом, постановления судов первой и надзорной инстанции подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение ей административного наказания в виде административного выдворения, постановил ВС РФ.

    Статья 18.18. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства обязательных правил, связанных с исполнением принятого в отношении их решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, либо правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, неосуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, добровольного выезда из Российской Федерации в установленный срок

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 178-ФЗ статья 18.18 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

    Статья 18.18. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства обязательных правил, связанных с исполнением принятого в отношении их решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, либо правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, неосуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, добровольного выезда из Российской Федерации в установленный срок

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 18.18 КоАП РФ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ в часть 1 статьи 18.18 настоящего Кодекса внесены изменения

    1. Самовольное оставление иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащими административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, медицинской организации, специального учреждения, предусмотренного Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», или иного учреждения, в которые данные иностранный гражданин или лицо без гражданства помещены (доставлены) в связи с принятием в отношении их решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации либо в связи с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, либо самовольное оставление иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащими административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, транспортного средства при их доставке в указанные организацию или учреждения либо ином перемещении, связанном с исполнением решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации либо с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

    2. Неосуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, добровольного выезда из Российской Федерации в установленный срок —

    влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ статья 18.18 настоящего Кодекса дополнена частью 3

    3. Несоблюдение условий и порядка содержания (пребывания) иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», повлекшее нарушение санитарных норм и правил либо требований пожарной безопасности или сохранности имущества специальных учреждений, либо совершение действий, нарушающих права и свободы других лиц или унижающих их человеческое достоинство, или действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ в часть 4 статьи 18.18 настоящего Кодекса внесены изменения

    4. Те же действия, сопряженные с невыполнением законных требований работников специальных учреждений или должностных лиц территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо воспрепятствованием выполнению указанными работниками, должностными лицами или лицами, исполняющими обязанности по охране общественного порядка или пресекающими нарушение общественного порядка, своих служебных обязанностей, —

    Видео (кликните для воспроизведения).

    влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

    Понятие, причины и порядок административного выдворения

    С 2015 года в мире наблюдается усугубление миграционного кризиса, которое выражается не только в повышении численности мигрантов, но и в их противоправном поведении на территории принимающих стран. В целях предупреждения таких правонарушений со стороны иностранцев и апатридов законодательство множества государств предусматривает такой специальный вид наказания, как выдворение за пределы страны. Разберемся, что такое административное выдворение, за какие нарушения оно может быть назначено, как оно проводится и в каком порядке обжалуется.

    Читайте так же:  Дознание по административным делам

    Выдворение: что это

    Перечень мер административной ответственности, которые могут применяться в пределах той или иной страны, определяется законами каждой из них отдельно – унифицированного международного административного законодательства не существует. Это, однако, не мешает большинству развитых стран применять такую форму ответственности как выдворение.

    Так, учитывая законодательство стран Европы, России и США, административное выдворение – это одна из форм административного наказания, применяемая по отношению к иностранцам и апатридам за совершение тех или иных административных проступков, если такое наказание предусмотрено санкцией статьи, регулирующей наказание (в России это КоАП).

    Процедура выдворения предполагает принудительную высылку или самостоятельный контролируемый выезд иностранца или лица без гражданства за пределы государства, в котором ему назначен данный вид наказания.

    Учитывая это, конкретные основания, по которым может быть назначено выдворение из страны, определяются законодательством об административных правонарушениях каждого государства отдельно.

    Как правило, такая форма ответственности устанавливается:

    • в интересах национальной безопасности;
    • в целях соблюдения общественного порядка;
    • для защиты здоровья и других интересов граждан;
    • в целях обеспечения прав и свобод других граждан.

    Поскольку высылка выступает как мера принуждения к правовому поведению, помимо самого наказания, она также назначается в целях профилактики административных правонарушений. Выдворение сопровождается запретом на въезд в страну в будущем. Срок запрета определяется исходя из конкретных обстоятельств ситуации, ставших основанием для принятия такого решения, а также обстоятельств, связанных с пребыванием на территории государства.

    Поскольку такая форма ответственности является видом наказания за правонарушение, в подавляющем большинстве случаев она назначается по решению суда. Исключения составляют случаи, когда правонарушение совершается при въезде в страну – в таком случае решение принимается должностными лицами миграционных органов. Отметим, что в РФ административное выдворение не может осуществляться к иностранцам- военнослужащим.

    Обратим внимание, что выдворение как вид наказания следует различать с высылкой по депортации, которая также является формой ответственности.

    Административное выдворение – это мера наказания, применяемая по отношению к иностранцам и апатридам в случае совершения ими административных проступков. Высылка в данном случае возможна как в добровольном, так и принудительном порядке. Основания и правила, по которым она применяется, определяются каждой страной отдельно.

    Отличие выдворения от депортации

    Несмотря на формальную схожесть понятий, выдворение и депортация имеют разную правовую природу и основания, по которым они применяются. Так, депортация применяется миграционными органами тогда, когда иностранец или лицо без гражданства утрачивает законное право на пребывание в стране или такое право прекращается по независимым от него причинам – депортировать за административное правонарушение не могут. Выдворение же применяется к иностранцам и апатридам даже при наличии у них законных оснований для пребывания – в качестве меры ответственности за собственные проступки.

    Имеются и процессуальные отличия. Во-первых, высылка за правонарушение применяется в подавляющем большинстве случаев судами, в то время как депортация – прерогатива миграционных органов. Во-вторых, высылка возможна как в добровольном, так и принудительном порядке, а депортация – исключительно принудительна.

    Стоит отметить, что выдворение также отличается от реадмиссии, однако при наличии международного соглашения первое возможно в порядке второй.

    Депортация и выдворение — в чем разница

    Два понятия «депортация» и «выдворения» имеют одинаковый конечный результат, но чем они отличаются — разбираемся.

    Депортация (изгнание) — это принудительное выселение лица из страны, в случае если у него закончились законные основания нахождения на территории государства.

    В тот момент, когда у иностранца закончился срок патента или вида на жительство дается от трех до пятнадцати дней на то, чтобы самостоятельно, без принуждений покинуть Российскую федерацию.

    Если по каким-либо причинам он не покидает государство, то подключаются правоохранительные органы и миграционная служба. В таком случае человек подвергается депортации из страны.

    Выдворение — это мера наказания за совершенное лицом правонарушение, преступление, несоблюдение норм российского законодательства, предусматривающее принудительную высылку.

    Главными отличиями этих двух понятий являются:

    1. Решение о депортации принимают сотрудники органов миграционной службы. Решение об административном выдворении может принять лишь судебный орган.
    2. Обжаловать постановление в суде о депортации можно в течение трех месяцев со дня его вынесения. Право обжаловать решение о принудительном или самостоятельном контролируемом выселении разрешается в течение десяти суток со дня его назначения.
    3. После принудительного выселения лицо не имеет права пересекать границы Российского государства на протяжении установленного судом времени. После депортации гражданин может вернуться, если документально сможет подтвердить законность проживания и трудоустройства.

    Полезное видео

    Предлагаем посмотреть интересную информацию о том, что будет, если вернуться в страну, не дождавшись установленного срока:

    Депортация как административное наказание

    Содержание статьи

    • Депортация как административное наказание
    • Как узнать свои административные правонарушения
    • Как избежать административного штрафа

    Специфическим для российской правовой системы видом административной ответственности является административное выдворение за пределы страны. Данное наказание следует отличать от депортации, которая применяется к тем иностранным гражданам, лицам без гражданства, чье право на пребывание в РФ прекратилось. Применение депортации не является следствием совершения каких-либо правонарушений, поэтому видом административного наказания она считаться не может. В то же время административное выдворение назначается именно за совершение правонарушений, влечет негативные правовые последствия и дополнительные ограничения для нарушителей. Категории «административное выдворение» и «депортация» необоснованно отождествляются некоторыми юристами, однако именно выдворение является административным наказанием.

    Как назначается административное выдворение?

    Административное выдворение может назначаться только в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства. Исключительное право на применение данного вида наказания закреплено за судом, однако исключением являются случаи совершения правонарушений иностранными гражданами на границе, поскольку в этом случае данная мера может применяться другими органами, должностными лицами. До применения выдворения виновное лицо может содержаться в специальном учреждении в течение определенного количества времени. Сама процедура может быть реализована в двух основных формах: принудительный выезд и контролируемый самостоятельный выезд. Конкретную форму выдворения в каждом случае выбирает суд, однако на практике самостоятельный контролируемый выезд применяется к нарушителям по результатам совершения первого административного правонарушения.

    Читайте так же:  Оскорбление сотрудником полиции гражданина

    Понятие «административное выдворение»

    Под административным выдворением понимается мера наказания, которая назначается иностранным подданным в виде выселения за границы России, если были нарушены и не соблюдены нормы российского законодательства. Гражданин, которому назначено такого рода наказание, должен покинуть Россию самостоятельно или под контролем соответствующих органов, занимающихся данной процедурой. Данная мера назначается судом. Такой человек не имеет права возвращаться на протяжении пяти лет.

    Процедура административного выдворения

    Как мы уже выяснили, единственным основанием для начала процедуры выдворения может служить постановление суда (в исключительных случаях – миграционного органа) о назначении данного вида наказания. В зависимости от обстоятельств судья может принять решение о принудительной высылке либо о контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина. Вопреки сложившемуся мнению, иностранцев в данном случае не заключают под арест, если только этого в качестве меры пресечения не требует уголовное законодательство .

    В зависимости от выбранной судом меры ответственности и формы выдворения, согласно ст. 32.10 КоАП, его исполнение может производиться путем передачи гражданина уполномоченным лицам иностранного государства или путем его самостоятельного выезда из страны. Рассмотрим эти формы высылки подробнее.

    Принудительное выдворение

    Принудительная высылка иностранцев из РФ, осуществляемая на основании судебных постановлений, согласно ч. 3 ст. 34 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», проводится судебными приставами – именно к ним поступает постановление после его вынесения. Согласно ч. 5 ст. 3.10 КоАП, в случае именно принудительной высылки суд также вправе в целях исполнения наказания применить к иностранцам содержание в специальном учреждении миграционных органов, в которых выдворяемые граждане содержатся непосредственно до исполнения наказания.

    Как установлено ст. 32.10 КоАП, принудительное выдворение предполагает передачу судебными приставами лица представителям страны, на территорию которой оно подлежит высылке. Согласно ст. 109.1 ФЗ «Об исполнительном производстве», это предполагает приобретение такому лицу проездного билета, препровождение его до пункта пропуска через границу РФ и официальную передачу пограничникам иностранного государства.

    После исполнения судебного постановления пристав оформляет соответствующий акт и сообщает об этом в миграционные органы и Министерство иностранных дел, которое, в свою очередь, сообщает о высылке в диппредставительство страны, гражданином которой выдворенное лицо является.

    Самостоятельный контролируемый выезд

    Вторая форма высылки – самостоятельное контролируемое выдворение. Данная форма предусматривает добровольное покидание иностранцем территории страны, из которой он выдворяется, в сроки, оговоренные законодательством. Например, в России лицо, в отношении которого принято решение о высылке путем самостоятельного выезда, согласно ч. 5 ст. 32.10 КоАП, должно покинуть пределы страны в течение 5 дней, иначе будет запущена процедура принудительной высылки.

    Обратим внимание, что наказание в форме самостоятельного выезда, исходя из ч. 6 ст. 3.10 КоАП, может быть назначено лишь в случае, когда он осуществляется за счет самого выдворяемого, государства его гражданской принадлежности или юридического и физического лица, которые пригласили иностранца в страну.

    Несмотря на добровольное исполнение постановления, оно подлежит контролю со стороны миграционных органов, которые после высылки составляют соответствующий акт и сообщают об этом в МИД. Министерство, в свою очередь, сообщает об этом в дипломатическое представительство страны гражданской принадлежности выдворенного.

    Что означает выдворение иностранных граждан за пределы РФ

    В последние годы значительно увеличились случаи противозаконного нахождения лиц, не являющихся полноправными гражданами России.

    Сотрудники внутренних дел и миграционных служб ежедневно фиксируют и протоколируют случаи о совершаемых правонарушениях данными лицами на территории Российской Федерации. О том, какая мера наказания предусмотрена для лиц, не имеющих российского гражданства, за совершенные ими правонарушения и незаконное нахождение на территории России, расскажем в статье.

    Срок выдворения

    Если судебным органом вынесено решение о выселении лица из страны, то, как правило, срок для всех граждан, подвергшихся данной мере наказания, будет один.

    В соответствии с законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» лицо, выдворенное по решению суда из России, возможно посетить страну вновь можно будет только по истечении пяти лет.

    В случае несоблюдения данного срока и пересечения границы раньше, иностранному гражданину грозит повторное выдворение с увеличением срока до десяти лет.

    Если иностранный гражданин после решения суда не покидает границы России, то это будет расценено как несоблюдение постановления, что влечет за собой новый штраф и выселение из страны в принудительном порядке.

    Штрафные санкции, назначенные вместе с изгнанием, в случае неуплаты будут принудительно взысканы с правонарушителя независимо от временных рамок. Если постановление суда будет нарушено и совершены повторные попытки возвращения в страну, в соответствии с нормами законодательства назначается уголовная ответственность.

    Кто защищен от процедуры

    На некоторых лиц процедура принудительного изгнания их страны не распространяется, а именно:

    • На иностранных граждан, заключивших брак с гражданином РФ и имеющих общих детей, которые являются гражданами России.
    • На жертв политической репрессии, имеющих подтверждающий документ о статусе политического беженца.
    • На гражданина, чей доход для российской семьи является единственным источником к существованию.
    • На гражданина, проходящего военную службу.
    • На иностранного дипломата.
    • На лиц, в чьей стране проживания идут военные действия.

    Законодательство о выдворении из РФ

    Основу российского законодательства о выдворении, безусловно, составляет Кодекс об административных правонарушениях. В частности, ст. 3.2 КоАП определяет высылку в качестве одного из видов административного наказания. В это же время ст. 3.10 КоАП зафиксировано определение административного выдворения, субъекты, к которым оно может применяться, а также иные особенности процедуры.

    Кроме того, КоАП как главный закон о выдворении содержит исчерпывающий перечень видов административных проступков, за которые может быть назначено такое наказание. В их число, в частности, входит:

    • употребление наркотиков, отказ от требования должностного лица пройти медицинское освидетельствование (ст. 6.9 КоАП);
    • пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП);
    • нарушение правил въезда и режима пребывания (ст. 18.8 КоАП);
    • незаконное трудоустройство (ст. 18.10 КоАП);
    • предоставление ложных сведений при прохождении миграционного учета (ст. 19.27 КоАП);
    • нарушение правил поведения на спортивных мероприятиях (ст. 20.31 КоАП) и так далее.
    Читайте так же:  Квитанция на штраф за административное правонарушение

    Статья 34 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» определяет порядок, в котором осуществляется административное выдворение за пределы РФ. Кроме того, регулирование выдворения осуществляет и ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». В частности, ст. 27 закона определены сроки запрета на въезд, применяемые при высылке.

    В зависимости от обстоятельств мигрант получит запрет на въезд сроком от 5 до 10 лет, даже если до этого у него было право на временное проживание или ВНЖ в России.

    Обжалование постановления

    Вынесенное судом решение о принудительном или самостоятельном выселении из страны подлежит обжалованию. Сделать это можно, подав апелляционную жалобу в судебный орган в трехдневный срок после вынесенного решения. На процедуру обжалования дается десять дней, в течение этого времени гражданину разрешено пребывать в стране.

    Административное выдворение, как профилактическая процедура наказания, актуальна в настоящее время. При ее отсутствии миграционные потоки и связанные с ними правонарушения приведут к росту преступлений, которые совершаются лицами, незаконного находящимися на территории России.

    Процесс выдворения

    Согласно статье 3.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации процесс выдворения за пределы Российской Федерации проходит в следующем порядке:

    1. Федеральной миграционной службой или органами внутренних дел при проведении плановой проверки устанавливается факт правонарушения или незаконного пребывания иностранного лица на территории страны (отсутствие регистрации; документов, разрешающих трудовую деятельность; совершенное административное правонарушение).
    2. Проводится опрос с составлением протокола об административном правонарушении.
    3. Протокол предоставляется в органы судебной власти для рассмотрения и принятия решения по существу.
    4. Назначается слушание с допросом правонарушителя.
    5. Вынесение судом постановления о принудительном или самостоятельном покидании страны и назначение штрафных санкций в отношении правонарушителя.
    6. Обжалование решения суда в течение трех дней со дня его вынесения.
    7. Принудительное или самостоятельное (под контролем соответствующих органов) покидание страны.

    Причины выдворения

    Граждане, которые совершили серьезные правонарушения в сфере российского законодательства подвергаются административному выдворению из страны.

    Основными причинами выселения являются:

    • отсутствие регистрации и права на жительство на территории России;
    • нахождение в стране после завершения срока трудового договора;
    • отсутствие документов, дающих разрешение на трудовую деятельность на территории страны;
    • несоблюдение норм российского законодательства дважды за один год;
    • факт преступления или правонарушения, влекущего за собой применение меры административного наказания в виде выдворения.

    За какие правонарушения назначается выдворение?

    Административное выдворение является дополнительной мерой административного наказания, которое назначается вместе со штрафом. В некоторых случаях применение данной меры ответственности оставляется законом на усмотрение уполномоченного органа, который рассматривает конкретное дело (в зависимости от формулировки санкции административной нормы). Большая часть правонарушений, при совершении которых может применяться выдворение, связана с нарушением правил въезда в РФ, правил пребывания на ее территории. Данные составы закреплены в Главе 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Административное выдворение и депортация

    Административное выдворение является мерой административного наказания и назначается виновному лицу судом вместе с административным штрафом, а депортация, является мерой административного пресечения, которая применяется вследствие утраты или прекращения законных оснований для пребывания или проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ.

    Основания для депортации:

    • В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, и данный иностранный гражданин не выехал из РФ в течение 3 дней.
    • В случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, и данный иностранный гражданин не выехал из РФ в течение 15 дней.
    • Если в отношении иностранного гражданина, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ или в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в РФ;
    • Если между РФ и государством гражданской принадлежности либо постоянного или преимущественного проживания данного иностранного гражданина не имеется международного договора о реадмиссии, а иностранный гражданин, принятый РФ от иностранного государства в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, не имеет законных оснований для пребывания (проживания) в РФ.

    Основания административного выдворения:

    • Незаконный оборот наркотических средств;
    • Потребление наркотических средств без назначения врача;
    • Нарушение режима Государственной границы РФ;
    • Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
    • Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ;
    • Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ;
    • Нарушение иммиграционных правил;
    • Несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства, установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;
    • Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащими реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международного договора РФ о реадмиссии;
    • Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета;
    • Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ.

    Решение об административном выдворении принимает суд. Решение об административном выдворении может быть реализовано в порядке принудительного выдворения за пределы РФ или в порядке контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

    Решение о депортации принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его решение носит внесудебный характер и применяется безотносительно к тому, совершал или не совершал иностранный гражданин или лицо без гражданства административное правонарушение.

    Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выездаиз РФ, обязаны выехать из РФ в течение 5 дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы РФ судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении ФМС.

    Источники

    Является ли депортация видом административного наказания
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here