Время привлечения к административной ответственности

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Время привлечения к административной ответственности". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей сроков давности привлечения к административной ответственности.

Сроки давности привлечения к административной ответственности закреплены в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно указной норме по общему правилу срок привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца, по делам, рассматриваемым судьей, три месяца. Однако в зависимости от сферы законодательства, в которой было совершено правонарушение, срок давности привлечения к административной ответственности может меняться. Так, например, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения составляет два года, за нарушение антимонопольного законодательства один год, а за нарушение законодательства о политических партиях три года.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

При этом при длящемся административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом следует исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При исчислении срока давности привлечения к административной ответственности днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Невыполнение предусмотренной законом обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. В таком случае срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В тоже время, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Помощник Богородицкого межрайонного прокурора Самохина Н.В.

Разъясняем законодательство

Срок давности привлечения к административной ответственности

Разъясняет: старший помощник прокурора Центрального административного округа г.Курска Емельянов Евгений Юрьевич

Срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). По общему правилу, установленному ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок давности составляет два месяца, а если принятие решения о привлечении к ответственности относится к компетенции судьи, то 3 месяца. Вместе с тем, принимая во внимание особенности выявления и доказывания отдельной категории административных правонарушений, законодатель установил по ним срок давности привлечения к ответственности 1 год.

Особый срок давности привлечения к административной ответственности установлен за нарушение законодательства о коррупции – лицо может быть привлечено к ответственности в течение 6 лет со дня совершения административного правонарушения.

Следует иметь ввиду, что если правонарушение носит длящийся (не прекращающийся на протяжении длительного времени) характер, то согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения такого нарушения. КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности — удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства. Тогда период со дня удовлетворения ходатайства до дня поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, из срока давности исключается. Например, если гражданин совершил нарушение правил дорожного движения на территории иного района или области, отличного от его места жительства, он вправе ходатайствовать перед судом о передаче материалов дела в суд по месту своего жительства. Время пересылки материалов дела из одного суда в другой суд для рассмотрения дела по существу не будет включено в сроки давности привлечения к административной ответственности.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Сроки давности привлечения к административной ответственности (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Сроки давности привлечения к административной ответственности

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев), за исключением отдельных видов правонарушений, для которых предусмотрены специальные сроки рассмотрения и вынесения постановлений.

При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к администравтивной ответственности должностных лиц за нарушения, санкция по которым предусматривает дисквалификацию составляет один год, если больший срок не предусмотрен в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Читайте так же:  Виды административных взысканий за санитарные правонарушения ответ

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство, о рассмотрении дела по месту жительства, срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства (ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ).

В пределах срока давности привлечения к административной ответственности необходимо не только огласить резолютивную часть постановления по делу, но и изготовить его целиком (Постановление Верховного Суда РФ от 2 октября 2017 г. N 56-АД17-20).

Конкретные сроки давности привлечения к административной ответственности по каждому правонарушению приведены в таблице.

Привлечение должностного лица к административной ответственности

На нашего участкового заводится дело. Его привлекают к административной ответственности. Причина в том, что он несколько превысил свои полномочия. Известно, что привлечение к административной ответственности должностных лиц несколько отличается от обычных физических лиц. Именно об этом и пойдет речь в данной статье. Прочитав ее, вы получите подробные ответы на такие вопросы:

  • Кто относится к должностным лицам?
  • Какими нормативами регулируется их наказание?
  • Виды и категория ответственности;
  • Меры возможного наказания;
  • Процедура привлечения к положенной ответственности.

Порядок рассмотрения дела по КоАП РФ и привлечения к административной ответственности

Между составлением протокола об административном правонарушении и рассмотрением дела еще есть подготовка. Материалы поступают лицу, которое уполномочено рассматривать дело. Иногда – это только суд. И уже это лицо решает, вправе ли он рассматривать дело. Есть ли основания для отвода. Верно ли составлен протокол, есть ли основания прекращения дела (ст. 24.5). Наполненность материалов, доказательства. Он рассматривает ходатайства и разрешает их.

Должностное лицо – общее понятие

Подобные сотрудники – это лица, наделенные по своей должности правом давать гражданам определенные распоряжения. Причем это могут быть люди, которые не находятся в непосредственной зависимости от сотрудника. Говоря иными словами, это государственные служащие, по особенностям занимаемой должности наделенные определенным спектром полномочий.

Приказы и официальные указания должностного лица должны быть исполнены гражданами в обязательном порядке.

Речь идет о распоряжениях, которые исходят от сотрудников ФСБ или ФССП. Это специалисты, которые наделены полномочиями в распорядительных, административных, организационных, хозяйственных областях.

Также речь может идти о сотрудниках, которые работают в разного плана государственных инстанциях, служат в современных вооруженных силах и трудятся в органах местного или регионального самоуправления. Вот более точный перечень граждан, относящихся к должностным лицам:

  1. Руководители все возможных компаний.
  2. Управляющие арбитражных организаций.
  3. Входящие в совет директоров, государственных ревизионных подразделений и специальных счетных комиссий.
  4. Организаторы и исполнители государственных закупок.
  5. Члены разных государственных комиссий и контрактные управляющие.
  6. ИП, привлекающие наемный персонал.
  7. Организаторы торгов.

Есть также определенные лица и сотрудники, которые в силу своей деятельности не могут быть приравнены к категории должностных лиц:

Лица, занимающие ответственные должности, выполняют свои полномочия в разных режимах – временно, постоянно или в определенном соответствии со сверхполномочиями.

Виды положенной ответственности

Обычные нарушения и преступления, за которые граждане привлекаются к ответственности, напрямую связаны с общей административной, хозяйственной и предпринимательской деятельностью компаний и организаций. Сотрудника могут привлечь к положенной ответственности за нарушение таких положений:

  1. Трудовые обязанности.
  2. Правила природопользования.
  3. Строительство и энергетика.
  4. Ветеринария и сельское хозяйство.
  5. Информационная сфера.
  6. Предпринимательская деятельность.
  7. Воинский учет.
  8. Таможня.
  9. Оборот ценных государственных бумаг.
  10. Область порядка управления.

Закон об ответственности

Должностные лица, несмотря на свой достаточно серьезный статус, являются обычными физическими лицами. Именно по этой причине в процессе привлечения к ответственности принимаются по внимание стандартные законные положения:

  • ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ – факт нарушения полномочий или их превышения, можно фиксировать, как административное правонарушение;
  • ст. 2.2 – степень вины при осуществлении проступка;
  • ст. 2.8 – исключает ответственность тех сотрудников серьезных организаций, которые были в особом невменяемом состоянии при совершении нарушения;
  • ст. 2.5 КоАП – особенности и виды административной ответственности, к которой привлекаются должностные лица;
  • ст. 2.1 КоАП – привлечение сотрудника к ответственности совершенно не освобождает от нее ту компанию или организацию, в которой трудится нарушитель.

Особого внимания заслуживает ст. 2.9. Здесь предусмотрена возможность каждого обвиненного должностного лица получить освобождение от ранее назначенной административной ответственности. Это происходит, если проступок официально был признан незначительным.

Где установлен срок давности привлечения к административной ответственности

Законодательство об административной ответственности состоит из федеральных и региональных актов. Порядок привлечения к административной ответственности устанавливает только Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Законы субъектов РФ устанавливают виды административных правонарушений и административные наказания за нарушение законов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности устанавливает только КоАП РФ. Статья 4.5. почти никогда прямо не называет конкретную статью Особенной части КоАП РФ. Только в качестве исключения. В основном, называют только группу отношений, на которые посягает правонарушение. Например, нарушение законодательства о теплоснабжении, в области дорожного движения и т.п. Поэтому объект посягательства и определяет продолжительность срока по тому или другому нарушению.

Меры обеспечения и порядок привлечения к административной ответственности

Иногда сотрудник органа власти не составляет протокол об административном правонарушении. А осуществляет мероприятия, которые в той или иной мере ограничивают свободу. Это доставление и даже задержание. Или за нарушение ПДД – отстранение от управления транспортным средством. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. И так далее. И многие граждане полагают, что на этой стадии привлечение к административной ответственности еще не началось. Никакого защитника и никаких особенных прав нет. Но это не так.

Первый протокол о применении любой из мер обеспечения – это уже возбуждение дела. И каждое такое действие сотрудник должен задокументировать. Либо отдельным протоколом. Либо в некоторых случаях сделать отметку в протоколе об административном правонарушении (о доставлении, к примеру). Подробную информацию про каждый вид меры обеспечения излагает глава 27 КоАП РФ.

Читайте так же:  Истек срок давности привлечения к административной ответственности

И поскольку все эти меры означают, что дело об административном правонарушении возбуждено, значит, и права возникают сразу. А если уполномоченные сотрудники этого не понимают – пишите письменное ходатайство, делайте записи в протоколе о нарушениях. Это может пригодиться при обжаловании.

Вместо принятия мер обеспечения может быть начато административное расследование. Но об этом информацию мы разместили отдельно.

Начало процедуры привлечения к административной ответственности по КоАП РФ

Конечно, любое производство начинается с фиксации факта совершения административного правонарушения. То есть совершения (или не совершения) действий, которые устанавливает Особенная часть КоАП РФ (раздел II). В некоторых случаях – закон субъекта РФ. Который в любом случае не может противоречить КоАП РФ. Подробная информация о том, как именно проходит возбуждение дела об административном правонарушении, на сайте представлена. Повод для возбуждения дела и начинает процедуру привлечения к административной ответственности.

На начальной стадии правонарушитель (пока только предполагаемый) должен обратить внимание на полномочия лица, которое оформляет процессуальный документ. Кстати, самый распространенный документ, который фиксирует возбуждение дела – протокол. Редко – сразу выносят постановление о привлечении к ответственности. Могут быть и иные документы. Итак, кто именно составляет документ?

В России огромное количество органов власти. И в составе их есть разные по должности (званию) сотрудники. Во-первых, сначала следует обратиться к ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И главе 23 Кодекса. И убедиться, что сотрудник уполномочен составлять документы и начинать дело. Во-вторых, уже на этой стадии должны быть разъяснены права (право на защитника или представителя возникает сразу). В-третьих, если не согласны – пишите несогласии и делайте соответствующие отметки в документах.

Меры наказания

Виды основных взысканий административного характера для людей, занимающих определенные должности, прописаны в п. 1 ст.3.2 КоАП РФ.

Но здесь нет точных правил, что, то или иное наказание можно задействовать по отношению к должностным лицам. Это общие меры наказания. Они автоматически распространяются на обычных людей, на юридических лиц и на ИП.

Есть некоторые меры и санкции, которые нельзя применять относительно должностных лиц по причине их определенного правого статуса. Сюда относятся такие формы взыскания, как:

  • Лишение водительского удостоверения;
  • Выдворение из страны;
  • Арест, даже на короткое время;
  • Обязательные работы принудительного характера;
  • Приостановление осуществляемой деятельности;
  • Запрет на посещение мест организации соревнований.

В массе случаев данная категория нарушителей получает наказание в виде денежного штрафа, официального предупреждения или дисквалификации. Это основано на характере совершенных проступков.


Гражданин, занимающий серьезную должность, может быть подвержен административному наказанию только за такие проступки, по отношению к которых было проведено расследование и установлена вина. Соответственно, производство может быть исключено при таких обстоятельствах:

  1. Отсутствие состава самого нарушения.
  2. Подтвержденная невменяемость человека.
  3. Окончания срока давности нарушения.
  4. Совершение действий по причине острой необходимости.
  5. Кончина сотрудника.
  6. Объявленная амнистия.

Что такое длящееся административное правонарушение в КоАП РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) не содержит признаков, по которым государство считает то или иное правонарушение длящимся. Но этот термин имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Особенно для правонарушителя. Поэтому в первую очередь здесь применяется судебная практика.

Верховный суд России в 2005 году дал следующую рекомендацию. Длительное административное правонарушение – это и действие, и бездействие. Выражается оно в длительном непрекращающимся невыполнении предусмотренных законом (ненормативным правовым актом) обязанностей. Или их ненадлежащем выполнении.

Из этой рекомендации правоприменитель (орган власти или должностное лицо, суд в соответствии с подведомственностью административных дел) должен сделать следующие выводы:

  • обязанность совершить или не совершать действие устанавливается как нормативным правовым актом, так и ненормативным. Например, предписание органа власти. Или представление прокурора.
  • противоправность деяния носит длительный и непрекращающийся характер. Именно по этому признаку правоприменитель не должен признавать длящимся административным правонарушением невыполнение обязанности к какому-то сроку. Длительное противоправное поведение начинается в момент совершения правонарушения и до прекращения деяния самим правонарушителем. Либо пресечением такого деяния уполномоченным органом власти.

К примеру, статья 25.25. КоАП РФ установила ответственность за уклонение от исполнения административного наказания. Часть 1 – за неуплату административного штрафа. В свою очередь, этот вид наказания правонарушитель должен исполнить в течение 60 дней. Значит, на 61 после вступления в силу постановления день правонарушение уже окончено. Он не исполнил обязанность к определенному сроку. И от нарушителя уже не зависит дальнейшее исправление ситуации. Он уже совершил правонарушение – уклонился от уплаты штрафа. Значит, такие действия – это не длящееся административное правонарушение.

А вот, к примеру, самовольное занятие земельного участка без оформления правоустанавливающих документов – длящееся правонарушение.

Исчисление сроков давности по КоАП РФ

Срок давности начинает исчисляться со дня совершения правонарушения. То есть совершения деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения. Исключения касаются длящегося административного правонарушения. В таких случаях значение имеет факт обнаружения правонарушения. Дополнительные нюансы исчисления срока устанавливает ч. 5.1, 6, 6.1, 7 ст. 4.5. КоАП РФ. Это специальные составы нарушений. Например, ограничение конкуренции. Или правонарушение, совершенное в Антарктике и т.п.

Долгое время юристы вели споры, когда начинать считать срок давности в случае, если сначала начато уголовное расследование. К примеру, поступил материал и полиция приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Или дело было прекращено. А в деянии есть признаки состава административного правонарушения. В 2010 г. Конституционным судом положен конец в спорах. Срок давности течет по общим правилам. Со дня совершения административного правонарушения, а для длящегося – со дня его обнаружения. И это правило прямо закрепляет ч. 4 ст. 4.5. КоАП РФ.

Истечение срока давности исключает производство по делу. Этот срок прерывается в единственном случае – когда поступило ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства правонарушителя. Срок приостанавливается с того момента, когда уполномоченный орган удовлетворит соответствующее ходатайство. И до поступления материалов дела на рассмотрение по месту жительства правонарушителя.

Читайте так же:  Является ли протокол об административном правонарушении доказательством

Как рассчитать срок давности привлечения к административной ответственности

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, общий срок давности – 2 месяца. Это касается любой сферы отношений, которая прямо не указаны в ч. 1 ст. 4.5. в качестве исключения. Для административных дел, которые рассматривают суды (подведомственность административных дел) – 3 месяца. В этот срок уполномоченный орган должен вынес постановление по делу об административном правонарушении.

Эти сроки – минимум. Специальные – 1 год, 2 года, 3 года и даже 6 лет. Максимальный срок 6 лет КоАП РФ установил за нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и противодействия коррупции.

Чтобы определить срок давности по конкретному правонарушению после возбуждения дела об административном правонарушении необходимо обратиться к Особенной части КоАП РФ. Изучить состав правонарушения, которое уполномоченный орган вменяет субъекту административного правонарушения. И обратиться к ст. 4.5. КоАП РФ. Если за нарушение грозит наказание в виде дисквалификации, то срок давности привлечения к административной ответственности составляет не более 1 года.

Порядок привлечения к административной ответственности

Сотрудники органов власти обязаны соблюдать порядок привлечения к административной ответственности. А его нарушение вполне может привести к отмене административного наказания. И самой административной ответственности. Конечно, для этого правонарушитель должен обнаружить факт нарушения порядка и подать жалобу в государственный орган (вышестоящий). А в ряде случаев – в суд. Последний способ, кстати, гораздо эффективнее, но обычно более длительный.

Особенности и срок длящихся административных правонарушений

Общий срок давности привлечения к административной ответственности – 2 месяца с момента совершения. По делам, которые рассматривают суды – 3 месяца. При этом есть ряд исключений, которые устанавливает статья 4.1. КоАП РФ. Например, в области дорожного движения по ст. 12.8 (управление в состоянии опьянения) – 1 год. Но именно с даты совершения.

А вот срок давности по длящемуся административному правонарушению считается с даты выявления. По сути, он должен совпадать с моментом возбуждения дела об административном правонарушении. То есть уполномоченный орган обнаружил правонарушение. И срок давности начал течь. Опять-таки, нарушение правил пребывания в РФ иностранным гражданином в виде отсутствия документов, подтверждающих право на пребывания в РФ (ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ) – длящееся административное нарушение. Сотрудник полиции выявил такого гражданина. Составил протокол об административном правонарушении. И вот начинает течь 1 год для вынесения постановления и привлечения к административной ответственности.

В целом, судебная практика складывается неоднозначно. Ряд судов признают одни правонарушения длящимися. В другом субъекте России практика может быть другая. Мы рекомендуем длящееся административное правонарушение изучать с применением правовых позиций, выраженных в актах Верховного суда и кассационных судов Российской Федерации.

Статья 4.5 КоАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности (действующая редакция)

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3. Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, — со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Каждое выявленное правонарушение влечет наказание, если срок давности привлечения к административной ответственности не истек. С одной стороны, для нарушителя установление такого срока несомненный плюс. В случае его истечения закон прямо предусматривает прекращение административного производства. С другой стороны, по “серьезным” проступкам КоАП РФ устанавливает достаточно длительный срок давности привлечения к административной ответственности. Общие правила исчисления и особенности срока давности мы рассмотрим здесь. Нюансы и дополнительные вопросы можно уточнить у дежурного юриста сайта.

Читайте так же:  Административные наказания установленные кодексом рф

Процедура привлечения

Порядок и временной период для привлечения к положенной ответственности в случае с должностными лицами считаются общими. Никаких специальных процедур здесь не предусмотрено. Процедура пошагово выглядит так:

  1. По зафиксированному нарушению возбуждается дело. Оформляется специальный протокол. Данный документ составляется сразу после совершенного проступка. Исключением является ситуация, когда исполнительным властям требуется дополнительное время для выяснения фактов и завершения дела. В подобной ситуации протокол составляется в течение двух суток.
  2. Сотруднику, нарушившему закон и установленные правила, разъясняются права и возможности. Дают ознакомиться со всеми документами.
  3. Протокол передается в суд, где рассматривается.
  4. По итогам изучения выносится официальное решение относительно того, привлекать человека к ответственности или прекратить дело.

Сроки реализации наказания

Если нарушитель получил штраф, он обязан погасить его на протяжении 60 дней. Датой отсчета является число, когда назначение вступило в силу. При наличии достаточно крупной суммы штрафа, суд может предоставить рассрочку платежа или отсрочку на определенное время.

Если нарушитель не оплачивает штраф в положенное время, относительно него составляется новый протокол.

На основании данного протокола к должностному лицу могут быть применимы санкции, назначаемые согласно таких правил:

  • Ранее назначенный штраф, но в двойном размере;
  • Минимальная сумма штрафа не ниже 1000 руб;
  • В особо сложных ситуациях назначаются работы длительностью до 50 часов;
  • Может быть назначен арест сроком на 15 суток.

Оспаривание присужденного наказания

Должностное лицо имеет право на официальном уровне обжаловать ранее вынесенное постановление по делу. Сделать это нужно в течение 10 дней после того, как суд вынес соответствующее постановление.

Если человек пропустил данный срок по уважительной причине, он может подать в суд официальное ходатайство. Если основания будут признаны уважительными, 10-дневный срок для обжалования будет восстановлен. Те постановления, которые в силу определенных обстоятельств не приобрели юридической силы, подлежат обжалованию в прокуратуре.

Длящееся административное правонарушение

Когда уполномоченный орган выявляет длящееся административное правонарушение, срок давности он считает особенным образом. И сослаться на его истечение практически невозможно. Встречаются, конечно, “волшебные” ситуации, когда грубо нарушается порядок привлечения к административной ответственности. И в силу тех или иных причин срок давности к моменту рассмотрения дела истекает. Что такое длящееся административное правонарушение и какие особенности назначения административного наказания – об этом мы расскажем ниже. А дополнительные вопросы можно задать дежурному юристу сайта.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Государственный орган или суд извещают участника дела о дате и времени его рассмотрения. Если лицо по какой-то причине не может явиться, подайте ходатайство об отложении. Обязательно в письменном виде и до даты заседания.

Лицо, которого привлекают к административной ответственности, по закону не должно доказывать свою невиновность. Это должен был сделать сотрудник на стадии до рассмотрения дела. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу. Но в любом случае не лишним будет не только давать объяснения, но и представлять свои доказательства. Права участника производства перечисляет ст. 25.1 КоАП РФ.

Гражданин или организация вправе заявить отвод. Основания – ст. 25.12, 25.13 КоАП РФ.

Результатом рассмотрения дела станет вынесение постановления. И назначение административного наказания. Но никто не считается виновным в совершении правонарушения, пока эти документы не вступят в силу. А это 10 дней. Которыми лицо, признанное виновным, может воспользоваться для подачи жалобы.

Таким образом, порядок привлечения к административной ответственности выглядит следующим образом:

  • возбуждение дела: применение мер обеспечения, вынесение протокола об административном правонарушении, вынесение определения о возбуждении дела и проведении расследования, вынесения постановления на месте.
  • подготовка дела (направление материалов уполномоченным органам власти, проверка материалов)
  • рассмотрение дела после получения извещения о дате и времени заседания.
  • вынесение постановления
  • производство по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности.

О порядке привлечения к административной ответственности

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения. Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

Читайте так же:  Госпошлина по делам об административных правонарушениях

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении

.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ.

Источники

Время привлечения к административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here