Возбуждение административного дела прокуратурой

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Возбуждение административного дела прокуратурой". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

1. Применяя правила ч. 1 ст. 28.4, нужно учесть следующее:

1) упомянутые в ч. 1 ст. 28.4 дела могут быть возбуждены всеми прокурорами, указанными в ст. 25.11 (см. коммент. к ней);

2) в них неисчерпывающим образом перечислены дела об административных правонарушениях, которые могут быть возбуждены прокурором. При этом нужно помнить, что действующая редакция ч. 1 ст. 28.4 вступила в силу с 01.01.2010. В нее часто вносятся изменения (пока было внесено 9 изменений) и их следует отслеживать;

3) любое иное дело об административном правонарушении (помимо перечисленных в ч. 1 ст. 28.4) прокурор вправе возбудить лишь постольку, поскольку он выполняет такую свою функцию, как:

а) надзор за соблюдением положений Конституции РФ. ВС разъяснил, что закон не обязывает прокурора ссылаться на то, что постановление вынесено в порядке осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (п. 9 Обзора от 28.05.08);

б) надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов (т.е. не только федеральных законов, иных законов собственно Российской Федерации, но и законов Союза ССР, которые еще сохраняют свою силу на территории Российской Федерации, а также норм международного права);

4) прокурор возбуждает дело и в тех случаях, когда административное правонарушение предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

2. Анализ правил ч. 2 ст. 28.4 позволяет сделать ряд выводов:

1) прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;

2) протокол о возбуждении дела в данном случае не составляется;

3) в постановлении прокурора должны содержаться те же сведения, что и в протоколе о возбуждении дела об административном правонарушении. В практике возникает вопрос: вправе ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, давать объяснения (делать замечания) и должны ли они заноситься в постановление? Систематическое толкование ст. 28.4 и 28.2 (см. коммент. к ним) позволяет ответить на этот вопрос положительно: не случайно ст. 28.4 отсылает нас ко всем сведениям, предусмотренным в ст. 28.2;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

4) о сроках принятия постановления прокурора см. коммент. к ст. 28.5.

Прокуроры об актуальном в законодательстве

Полномочия прокурора в арбитражном судопроизводстве по делам об административных правонарушениях

Разъясняет начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова

Главой 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) предусмотрено право прокурора обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.

Значительная доля нарушений законов, выявленных в ходе прокурорских проверок исполнения федерального законодательства в сфере экономики, подлежат квалификации как административные правонарушения.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (статьи 22, 23, 25, 28) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 25.11, 28.4, 28.8, 29.7, 30.10, 30.12, далее — КоАП РФ) прокурору предоставлены процессуальные полномочия по возбуждению производства об административном правонарушении, участию в его рассмотрении, совершению иных предусмотренных федеральным законом действий.

Статьей 28.4 КоАП РФ определен перечень дел об административных правонарушениях, которые могут быть возбуждены только прокурором (исключительная компетенция прокурора).

Так, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 12.35, 13.11, 13.14, 13.19.1, 13.27, 13.28, частями 1 — 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором.

Наиболее распространенные из них, относящиеся к подведомственности арбитражных судов — дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.24 КоАП РФ (нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта).

Например, прокуратурой города Москвы по фактам нарушений при использовании федерального имущества в 2015 году в арбитражный суд направлено 250 заявлений о привлечении субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности, что составило 40 % от общего количества заявлений.

Однако, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Дела об указанных административных правонарушениях могут быть возбуждены прокурором как по результатам проверок в рамках осуществления надзорной деятельности, так и по поступившим в органы прокуратуры обращениям граждан и иных лиц.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются материалы, поступающие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц и сообщения в средствах массовой информации, когда эти материалы, сообщения и заявления содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.1 КоАП).

При оформлении прокурором документов, фиксирующих административное правонарушение, существуют некоторые особенности. Так, в отличие от других контролирующих органов прокурор вместо протокола об административном правонарушении выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Таким образом, постановление прокурора является документом, юридически тождественным протоколу об административном правонарушении.

Постановление должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, и выноситься в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

При вынесении постановления об административном правонарушении лицу, в отношении которого ведется производство, в обязательном порядке должны быть разъяснены его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ.

Читайте так же:  Квитанция сбербанка административный штраф

Так, часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ регламентирует, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с действующим КоАП РФ.

При решении вопроса о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности.

По делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, постановление не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Прокурор не является лицом, имеющим право рассматривать дела об административных правонарушениях, поэтому после возбуждения административного дела обязан передать его для рассмотрения в суд или орган, уполномоченный рассматривать данное дело.

Дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, подведомственны арбитражному суду (статья 27 АПК РФ).

Перечень дел об административных правонарушениях, которые подлежат рассмотрению арбитражным судом, установлен частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ.

Так, судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43 — 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.9.1, 14.12, частями 1 — 4.1, 5.1 — 8 статьи 14.13, статьями 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, 14.61 настоящего Кодекса.

Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности арбитражным судом по заявлению прокурора имеет определенные особенности. Так, помимо постановления о возбуждении дела, прокурор обязан направить в суд заявление о привлечении к административной ответственности, которое должно соответствовать требованиям ст. 204 АПК РФ.

В соответствии со статьей 203 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и КоАП РФ. Срок рассмотрения административного дела не должен превышать двух месяцев с момента поступления заявления о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятия решения.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не наделяет прокурора функцией надзора за деятельностью судов по осуществлению правосудия, поэтому прокурор в арбитражном процессе по административным делам пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены главой 25 и иными нормами АПК РФ.

Реализуя полномочия в арбитражном судопроизводстве по делам об административных правонарушениях, прокурор тем самым принимает непосредственное участие в предупреждении преступлений экономической направленности.

Статья 28.4 КОАП РФ. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 8.32.2, частью 2 статьи 8.49, статьями 12.35, 13.14, 13.19.1, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьями 13.27, 13.28, частями 1 — 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, частью 6 статьи 14.28, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьей 19.6.1, статьей 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), статьями 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.3.1, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

2. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 28.4 КОАП РФ

2. Статья 28.2 КоАП РФ обязывает любое должностное лицо, в том числе и прокурора, соблюдать предусмотренные в ней требования к содержанию протокола об административном правонарушении (см. комментарий к данной статье), поскольку постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении рассматривается как равнозначное по своим юридическим последствиям протоколу об административном правонарушении.

3. Сроки составления постановления прокурора определены в ст. 28.5 Кодекса (см. комментарий к этой статье). В качестве общего правила установлено, что постановление должно быть направлено немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Более длительные сроки установлены в связи с необходимостью выяснения ряда обстоятельств (до двух суток).

Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28.4 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 4 ноября 2019 г. N 361-ФЗ

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 8.32.2, частью 2 статьи 8.49, статьями 12.35, 13.14, 13.19.1, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьями 13.27, 13.28, частями 1 — 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, частью 6 статьи 14.28, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьей 19.6.1, статьей 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), статьями 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.3.1, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Читайте так же:  Права потерпевших от и охраняются законом

2. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

>
Сроки составления протокола об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Полномочия прокурора по возбуждению дела об административном правонарушении

Полномочия прокурора по возбуждению дела об административном правонарушении

В целях пресечения правонарушений, а также реализации полномочий прокурора по защите прав, свобод и законных интересов граждан, в соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ему предоставлено право выносить мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Аналогичные полномочия прокурора предусмотрены п. 1 ч. 1 ст. 25.11 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

Рассматривая юрисдикцию прокурора с точки зрения составов правонарушений, необходимо отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.

В отличие от должностных лиц уполномоченных органов прокурор не составляет протокол об административном правонарушении, а выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. Однако это не означает, что прокурор после вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении в обязательном порядке направляет его для проведения дальнейшего производства по делу об административном правонарушении в уполномоченный орган или уполномоченному должностному лицу. Прокурор вправе самостоятельно собрать все доказательства по делу об административном правонарушении, после чего постановление и другие материалы дела направить на рассмотрение уполномоченному судье, органу, должностному лицу.

Поводами к возбуждению прокурором дела об административном правонарушении являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, содержащиеся в материалах проверок, проведенных в рамках полномочий на основании поступившей в прокуратуру информации о нарушениях закона, или в материалах проверок, поступивших из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений (ст. 28.1 КоАП РФ).

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении направляется прокурором для рассмотрения судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным в соответствии с главой 23 КоАП РФ или законодательством субъекта Российской Федерации рассматривать соответствующие дела об административных правонарушениях, в течение трех суток с момента его вынесения, а по делам об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно.

Порядок участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях предусмотрен КоАП РФ, а также приказом Генерального прокурора РФ от 19.02.2015 № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях», которым установлено, что в целях эффективной реализации органами прокуратуры задач в производстве по делам об административных правонарушениях прокурор не только выносит постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, но и обеспечивает участие при его рассмотрении в суде.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокурор вправе самостоятельно проводить административное расследование по делам об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи городского суда, начальник отделения филиала «Амурэнергосбыт» И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2500 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановлением заместителя председателя областного суда состоявшиеся судебные постановления отменены, производство по делу об административном правонарушении в отношении И. прекращено на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В протесте, принесённом в Верховный Суд Российской Федерации, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации просил отменить постановление заместителя председателя Амурского областного суда, а производство по настоящему делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения И. к административной ответственности.

Согласно материалам дела городским прокурором города было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, и проведении административного расследования по факту нарушений прав потребителей коммунальных услуг, проживающих в многоквартирном доме.

В рамках проведения административного расследования прокурором у И. были истребованы сведения и документы, связанные с расчётом стоимости электроэнергии в указанном доме.

И. отказ выполнить указанные требования мотивировал тем, что прокурор не является лицом, уполномоченным на проведение административного расследования по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.

Постановлением прокурора по факту непредставления истребованных сведений и документов в отношении И. возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Читайте так же:  Течение срока обжалования постановления об административном правонарушении

Отменяя судебные акты о привлечении И. к административной ответственности, заместитель председателя областного суда согласился с доводами И. и пришёл к выводу о том, что требование прокурора о предоставлении И. сведений и документов, связанных с расчётом стоимости электроэнергии, не является законным.

Рассмотрев протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 26.09.2013 № 59-АД13-3 отметил, что из системного толкования положений ч.2 ст. 28.7 КоАП РФ и ч.2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что прокурор вправе самостоятельно проводить административное расследование по делам об административных правонарушениях, указанных в ч.1 ст.28.7 КоАП РФ и составлять протоколы об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление заместителя председателя областного суда, состоявшееся в отношении И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 КоАП РФ, не может быть признано законным, в связи с чем, протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворен.

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Информационное письмо «О полномочиях прокуроров (заместителей прокуроров) по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.60 и ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации» преступления, предусмотренные ранее ст. 129 и 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, декриминализированы. Указанные деяния исключены из числа уголовно наказуемых и включены в разряд административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.60 КоАП РФ (клевета) и 5.61 КоАП РФ (оскорбление), соответственно.

Согласно ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.60 и 5.61 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором и в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное постановление в сроки, установленные ст. 28.5 КоАП РФ. На практике нередко возникает необходимость дополнительного выяснения обстоятельств дела, дачи им правовой оценки, а также данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

Поскольку постановление прокурора рассматривается как равнозначное по своим юридическим последствиям протоколу об административном правонарушении, оно должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

В информационном письме подчеркнуто, что прокурор обязан обеспечить полное, всестороннее, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела и процессуально подкрепить их при помощи доказательств.

В качестве доказательств КоАП РФ рассматривает любые данные, на основании которых прокурор, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Полномочия прокурора в сфере производства по делам об административных правонарушениях

Прокуратура края (Краснодарский край). 11 ноября 2019, 14:49

В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ прокурор обладает полномочием возбуждать дело об административном правонарушении по отдельным составам, перечисленным в КоАП РФ, принимать участие при рассмотрении таких дел и обжаловать принимаемое решение. Кроме того, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ.

Реализация полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется путем:

возбуждения дела об административном правонарушении, проведения административного расследования;

участия в рассмотрении дела об административном правонарушении;

принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление независимо от участия в деле, в том числе по результатам рассмотрения поступивших обращений;

совершения иных предусмотренных федеральным законодательством действий.

Таким образом, в сфере внимания прокуроров оказывается весь законодательный массив, устанавливающий ответственность за совершение административных правонарушений.

Однако надзорные функции, закрепленные за прокурором ст. 24.6 КоАП РФ, не распространяются на сферу производства по делам об административных правонарушениях в судах.

Часть 2 ст. 25.11 КоАП РФ говорит лишь о необходимости извещения прокурора о рассмотрении дела, возбужденного им самим или дела в отношении несовершеннолетнего. По таким делам прокурор вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, предоставлять доказательства и пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством об административных правонарушениях (п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ).

Кроме того, прокуроры обязаны участвовать в рассмотрении судами дел в отношении, так называемых специальных субъектов (в отношении судей, членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, кандидатов в Президенты, в депутаты Государственной Думы РФ, в депутаты представительных органов власти субъектов РФ и высших должностных лиц муниципальных образований и др.), независимо от того, кем возбуждено дело.

Исходя из анализа норм закона, а также организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, фактически на сегодняшний день к рассматриваемым судами делам, где допускается участие прокурора, относятся:

— во-первых, дела, возбужденные прокурором и пересматриваемые по инициативе самого прокурора или других участников процесса;

— во-вторых, дела, возбужденные иными органами, где инициатором пересмотра явился прокурор, принесший протест по результатам проведения проверки;

— в-третьих, дела в отношении лиц «с особым правовым статусом»;

— в-четвертых, дела в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, участие прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях в указанных формах вызвано необходимостью пресечения противоправных действий лицами их совершившими, несения ими соразмерной ответственности (в случае возбуждения прокурором дела об административном правонарушении), а также необходимостью обеспечения законности, достижения общественно значимых результатов, восстановления справедливости (в случае участия по делам в отношении несовершеннолетних, специальных субъектов, принесения протеста).

Читайте так же:  Продление административного правонарушения

Вынесение прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении

Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. КоАП РФ — долгожданный законодательный акт, который в целом вписывается в проводимую в стране судебно-правовую реформу. Тем неожиданнее на фоне непрекращающихся дискуссий о роли и месте прокуратуры в современном государственно-правовом механизме выглядит допускаемое Кодексом расширение рамок применения прокурорами такого средства прокурорского реагирования, как вынесение постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

КоАП РФ фактически вывел из правового поля п. 1 ст. 25 Закона о прокуратуре, которым прокурор наделен полномочиями возбуждать производство по делу об административном правонарушении только в отношении должностных лиц. Дело в том, что ст. 28.4 КоАП РФ, т.е. норма специальная, принятая значительно позже ст. 25 Закона о прокуратуре, позволяет прокурору выносить постановление по любому выявленному в ходе надзорной проверки факту административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом либо законом соответствующего субъекта Федерации. При этом Кодекс не ограничивает прокурора и кругом привлекаемых к ответственности лиц, т.е. процедура административного преследования может быть инициирована прокурором не только в отношении должностных лиц (перечень которых в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ значительно шире, чем в ст. 21 Закона о прокуратуре), но и граждан и юридических лиц.

В то же время согласно ч. 1 ст. 28.4 Кодекса прокурор специально уполномочен возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.45, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.25, ст. 15.10, ч. 3 ст. 19.4, ст. ст. 19.9 и 20.26 КоАП РФ. В нашу задачу не входит анализ содержания диспозиций перечисленных статей. Вместе с тем на одно обстоятельство необходимо обратить внимание.

Прокурор в силу своего статуса представителя надзорного органа, не относящегося к исполнительной ветви власти, не должен являться активным участником процесса привлечения виновных к административной ответственности. То есть возможность возбуждения им производства по делу об административном правонарушении должна рассматриваться как применение полномочий компенсационного характера, когда должностное лицо соответствующего органа административной юрисдикции по тем или иным причинам не может инициировать процедуру административного преследования. В этой связи недостаточно продуманной представляется позиция законодателя, который в шестнадцати из восемнадцати перечисленных выше статей оставил прокурора один на один с правонарушителями, фактически приравняв его к должностному лицу органа административной юрисдикции, уполномоченному составлять протоколы. Едва ли можно всерьез оправдывать такой выбор необходимостью укрепления позиции прокуратуры как правозащитного органа, поскольку за прокурором «закреплено» лишь восемь из сорока статей, объединяемых гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан».

Сказанное позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, прокурор при выявлении в ходе проверки деяния, наказуемого в соответствии со статьей Особенной части КоАП РФ либо законом об административной ответственности за нарушение отдельных видов законодательства субъекта Федерации, в котором он осуществляет свою деятельность, вправе вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении любого лица.

Во-вторых, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ необходимо изменить, изъяв из нее упоминание о тех самых восемнадцати статьях, и ограничиться лаконичной формулировкой о том, что «при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить производство по делу о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом соответствующего субъекта Российской Федерации».

В-третьих, вне всякого сомнения, по названным восемнадцати статьям необходимо возложить обязанность составлять протоколы по фактам совершения соответствующих правонарушений на должностных лиц органов административной юрисдикции, для чего следует внести изменения и дополнения в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

При вынесении постановления прокурору необходимо руководствоваться требованиями ст. 4.5 КоАП РФ о давности привлечения к административной ответственности. В Кодексе сохранен общий двухмесячный срок для привлечения лица к административной ответственности со дня совершения правонарушения либо со дня его обнаружения при длящемся характере деяния.

В то же время за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе давность привлечения к административной ответственности составляет один год. Этот срок может быть применен только в отношении деяний, ответственность за которые предусмотрена исключительно Кодексом.

Однако если в отношении основной группы таких нарушений вопрос об их квалификации можно решить достаточно легко, применительно к нарушениям, например, законодательства об охране окружающей среды требуются пояснения. Дело в том, что гл. 8 КоАП РФ устанавливает ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. В чистом виде отделить природопользование от охраны окружающей природной среды невозможно. Не случайно в одобренном Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 Классификаторе правовых актов рассматриваемая отрасль законодательства приведена в разделе «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды».

Привлечение лица к ответственности в течение одного года возможно и в случае, если за совершенное деяние может быть наложено взыскание в виде дисквалификации. Аналогичные сроки применяются в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, соответственно со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Поскольку указанные сроки давности привлечения лица к административной ответственности относятся к моменту вынесения постановления по делу об административном правонарушении, т.е. завершающего производство документа, прокурор должен реально оценивать возможность соответствующего органа, должностного лица или судьи рассмотреть дело в установленный ст. 29.6 КоАП срок, который в большинстве случаев составляет пятнадцать дней.

Немаловажный момент при привлечении виновных к ответственности по инициативе прокурора — соблюдение срока вынесения им постановления. Часть 1 ст. 28.5 Кодекса устанавливает, что протокол (а равно и постановление прокурора) составляется немедленно после выявления административного правонарушения. Вместе с тем ч. 2 этой же статьи допускает, что в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении (равно как и постановление прокурора) составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Читайте так же:  Сайт оплаты административного штрафа

Представляется, что прокурору нет необходимости связывать себя требованиями о немедленном вынесении постановления, тем более что Кодекс не требует документально закреплять причины продления срока вынесения постановления до двух дней. Это время как раз потребуется для составления грамотного и мотивированного документа, учитывая то обстоятельство, что сами правонарушения вскрываются, как правило, не прокурорами и их заместителями, а подчиненными им оперативными работниками.

Часть 3 ст. 28.5 КоАП устанавливает, что в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 Кодекса. Постараемся определить, насколько это правило соотносится с возможностью прокурора реагировать на выявленные административные правонарушения.

Действительно, ст. 28.7 КоАП введен в практику такой правовой институт в механизме производства по делу об административном правонарушении, как административное расследование, которого в КоАП РСФСР не было. Его применение обусловлено необходимостью осуществления экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в случаях выявления административных правонарушений в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте. Этот перечень закреплен в ч. 1 ст. 28.7 КоАП и является исчерпывающим. Поскольку он не корреспондирует только законодательству Российской Федерации, как это имеет место в упомянутой выше ст. 4.5 Кодекса, можно утверждать, что в случае совершения административного правонарушения, скажем, в области охраны окружающей среды, ответственность за которое установлена законом субъекта Федерации, назначение административного расследования будет правомерным.

Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, в виде определения, а прокурором — в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Анализ приведенной и последующих норм позволяет говорить о том, что предпринята попытка наделить органы прокуратуры несвойственными им функциями без установления четкого алгоритма действий прокурора.

Во-первых, о каком постановлении прокурора идет речь в рассмотренной выше норме? Если о постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, то оно выполняет роль аналога протокола об административном правонарушении, а здесь говорится об определении, выносимом должностным лицом соответствующего органа административной юрисдикции.

Во-вторых, согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП при установленном общем сроке проведения административного расследования в один месяц допускается в исключительных случаях продление этого срока по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, еще на один месяц, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа — на срок до шести месяцев. Но, основываясь на полномочиях прокурора, закрепленных в ст. 25.11 Кодекса, в сопоставлении с другими статьями, приходим к выводу, что дело не может находиться в производстве у прокурора, поскольку он не является уполномоченным на то должностным лицом. Кроме того, кто должен продлевать срок административного расследования прокурору?

В-третьих, в соответствии с ч. 6 ст. 28.7 КоАП по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. То есть если предположить, что прокурор, несмотря на имеющую место несогласованность норм Кодекса, довел административное расследование до конца, ему предлагается либо повторно выносить постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (тогда не ясно, какое же постановление им было вынесено до этого), либо вынести постановление о прекращении дела об административном правонарушении, чего он не может делать, поскольку не наделен такими полномочиями.

Таким образом, анализ ст. 28.7 КоАП позволяет сделать вывод о том, что законодателю необходимо исключить прокурора из числа субъектов, наделенных правом инициировать административное расследование. В случаях, когда по мнению прокурора может или должно проводиться административное расследование, следует, не вынося постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, незамедлительно передать сообщение о правонарушении вместе с материалами проверки в орган или должностному лицу, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.

Статья 28.8 КоАП устанавливает, что постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента его вынесения. При этом в случае, если Кодексом за совершение правонарушения предусмотрен административный арест, постановление передается на рассмотрение судье немедленно.

Еще одна проблема, связанная с реализацией прокурором полномочий по вынесению постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, возникла в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2002 г. АПК РФ. Анализ гл. 25 АПК в совокупности со ст. 52 этого Кодекса позволяет говорить о несоответствии арбитражного процессуального законодательства нормам КоАП РФ, когда прокурор, наделенный полномочиями выносить постановления о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (причем по ст. ст. 7.24 и 15.10 КоАП РФ это вправе делать исключительно он), лишен возможности направить свое постановление в арбитражный суд для рассмотрения по существу, а также не может принимать участие в таком рассмотрении.

Видео (кликните для воспроизведения).

До внесения соответствующих изменений и дополнений представляется единственно возможным направление прокурором материалов по факту выявленных нарушений законов в орган административной юрисдикции, должностные лица которого уполномочены в соответствии со ст. 28.3 КоАП составлять протоколы о таких административных правонарушениях. При этом упомянутые две статьи КоАП, «подведомственные» прокурору, заведомо остаются нерабочими применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Источники

Возбуждение административного дела прокуратурой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here