Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Приложение N 1. Порядок определения и взимания платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов

от 3 марта 1995 г. N 85-П

Порядок
определения и взимания платы за выбросы,
сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду,
размещение отходов

1. Настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации и граждан Российской Федерации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории края, связанные с природопользованием независимо от форм собственности (в дальнейшем именуются «природопользователи»), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, на рельеф местности;

2. Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:

за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах допустимых нормативов;

за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы установлены постановлениями администрации края от 30.04.93 г. N 164-п, от 12.10.93 г. N 437-п

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы, и на коэффициент индексации платы.

3. Устанавливаются следующие виды платы за загрязнение окружающей природной среды:

плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные нормативы выбросов, сбросов, размещения отходов;

плата за загрязнения окружающей среды в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

4. Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, определяется путем умножения соответствующих нормативов платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

5. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих нормативов платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

6. Лимиты выбросов и сбросов размещения отходов устанавливаются краевым комитетом по охране природы и местными органами по охране природы в соответствии с Порядком разработки и утверждения экологических нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.92 г. N 545.

7. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих нормативов платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

8. В случае отсутствия у природопользователей оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

9. Плата за размещение отходов устанавливается в зависимости от вида отходов:

для вторичных материальных ресурсов (ВМР), которые подлежат дальнейшей переработке и являются сырьем или материалами в других производствах, устанавливается на уровне договорных цен на эти ресурсы, существующие в крае;

для отходов, не являющихся ВМР, величина определяется в зависимости от класса токсичности.

За отходы, размещаемые в шламо-, хвостохранилищах, золоотвалах и т.д. плата взимается при несоблюдении требований к их обустройству и эксплуатации, а также при отсутствии контроля за качеством подземных вод, в соответствии с нормативами платы, в зависимости от класса токсичности, влияние на состояние природной среды от размещения отходов должно подтверждаться отбором проб на химический анализ соответствующего природного ресурса.

10. При отсутствии утвержденных базовых нормативов платы за загрязняющие вещества дифференцированные ставки платы устанавливаются следующим образом:

по загрязняющим веществам, ПДК (ОБУВ — ориентировочный безопасный уровень воздействия) которых определены в соответствующих нормативных документах словом «отсутствие» или ПДК (ОБУВ) не разработаны, нормативы платы устанавливаются на уровне базовых нормативов платы на наиболее опасные вещества и умножаются на коэффициент, учитывающий экологические факторы.

11. Плата за сбросы сточных вод в выгреба, накопители, на поля фильтрации, рельеф местности и в подземные горизонты определяется, как при сбросе в водный объект.

12. Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников определяется природопользователями по количеству израсходованного топлива с учетом установленной удельной платы для всех его видов ( приложение 2) или по количеству эксплуатируемых транспортных средств и других передвижных источников с учетом установленной годовой платы за одно транспортное средство (приложение 3) с применением утвержденного коэффициента платы.

13. Общий размер платы составляет сумму платы за выбросы (сбросы), размещение отходов в пределах установленных предельно допустимых нормативов, платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов, платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.

14. Плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов осуществляется за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а плата за превышение их — за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

15. Плановые годовые размеры платы за загрязнение, в том числе за выбросы от передвижных источников, определяются природопользователем в течение первого месяца текущего года с разбивкой по кварталам, согласовываются местными органами Минприроды России, утверждаются руководителем и главным бухгалтером предприятия и представляются держателям городских (районных) экологических фондов.

В случае несогласования природопользователем платежей в установленные сроки их размер для безакцептного взыскания определяется органами Минприроды России.

16. Для расчетов платы принимаются в качестве исходных следующие данные:

массы веществ, выброшенных в атмосферу от стационарных источников за год, по форме статистической отчетности 2-тп (воздух);

количество и типы эксплуатируемых транспортных средств и израсходованного ими топлива с учетом всех его видов по соответствующим документам;

расходы сточных вод и массы веществ, сброшенных в реки и другие приемники, по форме статистической отчетности 2-тп (водхоз);

Читайте так же:  Порядок обжалования постановления о прекращении дела

результаты исследования химического состава выбросов (сбросов) и измерения объемов (расходов) газов (сточных вод) органами Минприроды России и предприятиями, а также результаты контроля соответствия транспортных средств требованиям стандартов, проведенного органами Минприроды России и Госавтоинспекции;

результаты технологических балансовых расчетов (при невозможности получения химического состава путем исследования и измерения объемов);

лимиты на выброс (сброс) веществ, размещение отходов, выдаваемые органами Минприроды России;

массы твердых отходов по технологическим балансам или отгрузочно — транспортным документам, а также по результатам исследования состава отходов.

Приоритетными при расчете платы являются данные инструментальных замеров химического состава выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

17. Средства, взимаемые за нормативные и сверхнормативные выбросы от стационарных и передвижных источников, сбросы вредных веществ, размещение отходов, перечисляются природопользователями в бесспорном порядке не позднее 20 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным.

Указанные средства перечисляются в размере 10% в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды. Оставшиеся средства перечисляются природопользователем в бесспорном порядке:

60% — на счета городских и районных экологических фондов для финансирования природоохранных мероприятий местного значения. При этом городские предприятия, находящиеся на территории административных районов, перечисляют плату на счета районных экологических фондов; предприятия, размещающие отходы на территории других административных районов, перечисляют плату на счета экологических фондов этих районов.

40% — на текущий счет по внебюджетным фондам краевого комитета по охране природы для последующей аккумуляции на счете государственного краевого внебюджетного экологического фонда. 30% средств остается в распоряжении фонда для финансирования природоохранных мероприятий краевого значения, и 10% перечисляется на счет федерального экологического фонда Российской Федерации для финансирования природоохранных мероприятий федерального значения.

ГАРАНТ:

Пункт 18 изменен согласно постановлению администрации края от 01.09.95 N 453-П

18. По истечении установленных сроков внесения платы суммы взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» с учетом пени в размере 0,7 процента от суммы невнесенного платежа за каждый день просрочки краевым комитетом по охране природы, с последующим перечислением в течение месяца 60% на счета городских (районных) экологических фондов и 10% — на счет федерального экологического фонда.

19. Отсрочка, понижение или освобождение от платы за загрязнение окружающей природной среды производятся до 20 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным, по обращениям природопользователей по платежам, поступающим в городские (районные) экологические фонды, администрациями городов (районов), при обязательном согласовании местными органами Минприроды России; по платежам, поступающим в краевой экологический фонд — краевым комитетом по охране природы.

При этом органы Минприроды России, рассматривая необходимые обоснования и расчеты, руководствуются условиями соблюдения природопользователем установленных допустимых нормативных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов.

20. Корректировка размера платежей за загрязнение окружающей природной среды производится до 20 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным, при наличии договоров:

между природопользователями и держателями городских (районных) экологических фондов — по платежам, поступающим в городские (районные) экологические фонды при обязательном согласовании местными органами Минприроды России; при этом, по городским предприятиям, находящимся на территории административных районов, корректировка производится районными администрациями;

между природопользователями и краевым комитетом по охране природы — по платежам, поступающим в краевой экологический фонд, с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий, отнесение к которым производится органами Минприроды России.

21. Расходование средств городских и районных экологических фондов производится правлениями фондов, в состав которых входят представители администраций городов и районов, местных органов Минприроды России, а также иных природоохранных органов, расположенных в городе и районе. Состав правления утверждается администрацией города и района.

В соответствии с утвержденной сметой расходов средства экологических фондов расходуются по договорам между держателями экологических фондов и предприятиями и направляются на проведение природоохранных мероприятий, воспроизводство и охрану природных ресурсов, научные исследования, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.

Расходование средств краевого экологического фонда производится в соответствии с Положением об этом фонде, утверждаемом краевыми органами власти.

22. Держатели экологических фондов представляют регулярные (не реже одного раза в год) сведения о поступлении и расходовании средств фондов в органы массовой информации.

23. Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды в соответствии с действующим законодательством.

>
N 2. Плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников для различных видов топлива
Содержание
Постановление администрации Красноярского края от 3 марта 1995 г. N 85-П «О порядке определения и внесения платы за загрязнение.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Внесение платы за загрязнение окружающей среды: росприроднадзор разъясняет

«Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 9

В Методических рекомендациях Росприроднадзор напоминает природопользователям порядок определения платы за загрязнение окружающей среды, а также порядок привлечения к административной ответственности в данной сфере. В статье рассмотрим главным образом порядок определения платы за загрязнение окружающей среды.

Методические рекомендации по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ, утв. Приказом Росприроднадзора от 04.05.2012 N 213.

Применительно к административному правонарушению, указанному в ст. 8.41 КоАП РФ, противоправным признается деяние, выразившееся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок определения и предельных размеров платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее — Порядок).

Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (далее — природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов;
  • другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Читайте так же:  Декрет о запрете курения в беларуси

Порядком установлены два вида базовых нормативов платы:

  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы утверждаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей среды и здоровья населения.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее — Постановление N 344).

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Данные коэффициенты указаны в Приложении 2 к Постановлению N 344.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Применение базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен конкретизировано в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды .

Утверждены Минприроды России 26.01.1993. Действуют в редакции от 15.02.2000 с изменениями от 12.07.2011. Зарегистрирован в Минюсте России 24.03.1993 N 190.

Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленных природопользователю предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов рассчитывается путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, соответственно, возникает необходимость внесения платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.

Срок перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Приказ Ростехнадзора N 557): не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчетным периодом в соответствии с указанным Приказом признается календарный квартал.

Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, в соответствии с законодательством РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная деятельность) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Обязанность по внесению платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.

В случае заключения договора аренды, наличия иных прав на источник (объект) негативного воздействия плательщиком является лицо, фактически эксплуатирующее источник (объект), оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Обязанность по начислению платы не снимается в случае простоя, консервации и иного приостановления хозяйственной деятельности при дальнейшем оказании негативного воздействия на окружающую среду.

Приведем общую схему установления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за загрязнение окружающей среды: базовые нормативы и ставки

Плата за загрязнение окружающей среды является вынужденной мерой. Она взымается с юридических и физических лиц, начиная с 10 января 2002 года в соответствии со статьёй 16 закона «Об охране окружающей среды» ФЗ-№7. Финансовые отчисления за загрязнение биосферы обязаны производить все отечественные и иностранные владельцы предприятий, а также учреждения и организации, находящиеся на территории Российской Федерации и связанные с использованием природной среды.

Внесение средств производится на реквизиты отделения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, или Росприроднадзора, в котором зарегистрировано предприятие, являющееся источником производственных выбросов.

Данным федеральным органом регулируется порядок соблюдения требований закона. Именно Росприроднадзор уполномочен Правительством России контролировать своевременное внесение платы за загрязнение.

Что понимают под платой за воздействие на окружающую среду в 2019 году?

Определение базовых ставок платежа за загрязнение окружающей среды развёрнуто в двух постановлениях Правительства РФ — №632 от 28.08.1992 (с поправками от 12.02.2003) и №344 от 12.06.2003 года. Норма платы за загрязнение выражается в рублях за тонну выброса. Для веществ, загрязняющих атмосферу, предусмотрено 214 позиций, для водных загрязнителей — 198.

В 2019 году установлены базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды, соответствующие нормам, утверждённым в Постановлении Правительства Российской Федерации №913 от 13 сентября 2016 года (с учётом редакции от 29 февраля 2018).

В современной редакции закона виды платы за загрязнение природной среды это плата за выбросы и хранение вредных веществ в пределах:

  • не выше уровня, допустимого установленной нормой на постоянной основе;
  • не более лимитов, согласованных временно.

В отдельных климатически комфортных и культурно значимых регионах, а также бассейнах некоторых озёр и рек к федеральным нормативам вводятся дифференцирующие коэффициенты. Их величина определяется региональными органами администрации.

Базовая ставка оплаты устанавливается для каждой химической составляющей отходов. При этом учитывается вред, который она может нанести экологии и здоровью людей, проживающих в данной местности.

Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?

Сбор экологического налога всегда осуществляется по принципу — платит загрязнитель, независимо от того юридическое он или физическое лицо. Каждый предприниматель, в чьей собственности имеется предприятие, в той или иной степени загрязняющее окружающую среду, должен вносить регулярные взносы, согласованные с Росприроднадзором.

Читайте так же:  Приказ ректора васильева итмо о запрете курения

Виновниками загрязнения окружающей среды согласно закону регулярно вносятся в казну региона:

  • ставки платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников (например, химических и металлургических предприятий);
  • плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками;
  • денежная компенсация за отводы отходов вредного производства в подземные и открытые водоёмы;
  • плата за хранение веществ, отрицательно влияющих на экологию, на открытом воздухе;
  • платежи за размещение экологически опасных веществ в закрытых могильниках, расположенных на общественно полезных землях.

Исключительное положение в списке опасных предприятий занимают только производства, относящиеся к IV классу. Это объясняется их спецификой:

  • они не сбрасывают свои отходы в окружающую среду;
  • в составе отходов производства этих предприятий нет радиоактивных веществ, а также чрезвычайно опасных и опасных выбросов классов I и II.

Расчет платы за вред экологии: вычеты

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2019–2020 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Отчётность о деятельности предприятий в части уплаты НВОС

Все владельцы объектов, негативно влияющих на окружающую среду, независимо от того юридические они лица или частные предприниматели, должны ставить свои предприятия на госучёт, заключить договор и ежеквартально отчитываться перед территориальными органами Росприроднадзора.

Алгоритм отчётности выглядит следующим образом:

Уплачивается квартальный авансовый платёж, сумма которого составляет 25% оплаты за предшествовавший год. Крайний срок — 20 число месяца, наступающего по истечении квартала. Исключением являются только представители среднего и мелкого бизнеса. Они освобождены от авансовых выплат.

Декларация о годовом платеже за НВОС должна быть внесена не позднее 1 марта послеотчётного года (приказ Минприроды №3 от 9 января 2017).

Читайте так же:  Срок давности дарственной

Размер платы за загрязнение

В нормативах платы за загрязнение, утверждённых Правительством РФ в Постановлении №913 от 13 июня 2016 года, установлены тарифы по следующим источникам загрязнения в 2019 году:

  • стационарным объектам, создающим экологическую угрозу для атмосферы;
  • предприятиям, сбрасывающим отходы своего производства в водоёмы;
  • хранилищам отходов открытого и закрытого типа, несущим угрозу для природы и человека.

Тарифы для стационарных объектов, создающих экологическую угрозу для атмосферы:

Название атмосферного загрязнителя

Плата за экологический ущерб (руб/тонна)

NH3 (аммиак) 144,4 НNO3 (азотная кислота) 38,064 Hg (ртуть) и её соли 18973,9 H2SO4 (серная кислота) 45,4 Н2S (сероводород) 5472968,7 C2OH12 (бензапирен) 5472968,7

Всего позиций — 159.

Тарифы для предприятий, сбрасывающих отходы своего производства в водоёмы:

Название загрязнителяводоёмов Платаза экологический ущерб

(руб/тонна)

Al (алюминий) 17630,7 NH3 (аммиак) 14105,6 C2OH12 (бензапирен) 76495539 Ве (берилий) 1983592,8

Всего позиций — 159.

Тарифы для хранилищ отходов открытого и закрытого типа, несущих угрозу для природы и человека:

Опасность отходовпроизводства (класс)

Плата за экологический ущерб (руб/тонна) I – чрезвычайно опасные 4643,7 II – высокоопасные 1990,2 III – умеренно опасные 1327 IV – малоопасные жидкие 663,2 V – неопасные 1,1 (в добывающей промышленности) VI – малоопасные твёрдые (в ЖКХ) 95 Всё прочее 17,3

Предприятия, в чьём ведении находятся объекты не только IV класса опасности, но и относительно безвредные производства, должны рассчитать и перечислять в Росприроднадзор плату за загрязнение по каждому из своих объектов в отдельности.

Пример расчёта платежа за вредное воздействие

Материальной базой для расчёта платежа за загрязнение согласно «Закону об охране окружающей среды» №7-ФЗ (ст.16) являются:

  • атмосферные выбросы, исходящие со стационарных объектов;
  • сбросы отходов в водоёмы;
  • условия временного хранения и размещения отходов в могильниках.

При расчётах платы за загрязнение среды учитывают (ст.16.2):

  • нормативы по загрязнениям допустимого уровня;
  • нормы, разрешения на которые имеют временный характер;
  • лимиты на хранение отходов.

Вычисление ставки платы за выбросы загрязняющих веществ производится в три этапа:

  1. Показатели нормативов загрязнений умножаются на ставку, установленную для них.
  2. Показатели сверхнормативных выбросов также умножаются на соответствующую ставку.
  3. Оба результата складываются — в итоге удаётся вычислить искомую величину платежа.

Пример:

Норматив выброса загрязнений в атмосферу в квартал составляет 10 000 м3, ставка — 100 руб/м3. Всего за квартал предприятие должно выплатить 1 000 000 рублей

За то же время сверхнормативные выбросы составили 1000 м3. При той же ставке общая сумма составит 100 000 рублей.

Итого за квартал предприятие должно заплатить в Росприроднадзор 1 миллион 100 тысяч рублей.

Постановление №255 закона №7-ФЗ обязывает:

  • рассчитать плату за загрязнение окружающей среды с каждого источника загрязнения на предприятии;
  • расчёт объёмов выбросов и определение соответствия их нормативам возлагается на владельцев компаний;
  • индексация платы за загрязнение приводит к увеличению общей суммы выплат;
  • величина оплаты может быть снижена в случае уменьшения предприятием вредных выбросов, а также введением коэффициентов, стимулирующих природоохранные мероприятия.

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применяются ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 № 758). На 2020 год планируется коэффициент 1,08.

Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2019 году — ставки платы».

Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты

Платежи за загрязнение окружающей среды должны производится точно в срок, установленный законом. Просрочка влечёт за собой штраф (статья 8.5 КоАП Российской Федерации). Для юридических лиц он составляет от 20 000 до 80 000 рублей. Должностные лица обязаны будут выплатить от 3 000 до 6 000. Помимо этих санкций предусмотрены пени. Каждый день просрочки позволяет взимать с должника до 0,2% от общей суммы долга.

Платежи за загрязнение окружающей среды, поступающие в казну региона, позволяют местным органам власти поддерживать в своей местности здоровую экологическую обстановку и восстанавливать уже повреждённую природу. Юридические и физические лица, владеющие вредными производствами, должны понимать это и вносить в сохранение природы свой посильный вклад.

Кто и когда должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

Минприроды напоминает об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду и представлении соответствующей декларации и разъясняет, кто и должен эту плату вносить.

Срок внесения платы за 2019 отчётный год истекает 1 марта 2020 г.; срок подачи декларации о плате – 10 марта 2020 г.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», плату необходимо исчислять и перечислять за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; размещение отходов производства и потребления.

Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Мера не распространяется на организации, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, подтверждается свидетельством о постановке объекта на государственный учёт.

Плательщиками являются: юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (за исключением твёрдых коммунальных отходов (ТКО)); региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

В случае если в субъекте РФ региональный оператор по обращению с ТКО отсутствует, плату вносит оператор по обращению с ТКО (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО), осуществляющий размещение ТКО.

При исчислении платы за 2019 отчётный год необходимо пользоваться новой редакцией Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждённых постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (в редакции от 27.12.2019).

Читайте так же:  Ходатайство о защитнике по административному делу

Ставки платы утверждены постановлениями Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» и от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

За отчётный период 2019 г. к ставкам платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов (за исключением ставки платы за размещение ТКО IV класса опасности (малоопасные)), применяется дополнительный коэффициент 1,04.

Дополнительные коэффициенты, применяемые при исчислении платы за 2019 отчётный год, установлены пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также пунктами 3, 6, 6.1 статьи 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Контроль за правильностью исчисления платы, проверка деклараций о плате, осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами.

Уплата платежей производится по реквизитам территориальных органов Росприроднадзора, на территории которых расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, плательщика.

За невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду и непредставление декларации о плате предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьями 8.41 и 8.5 КоАП РФ. Несвоевременное или неполное внесение платы влечёт за собой уплату пеней.

Минприроды предупреждает, что подготовлены проекты изменений в Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также в форму декларации о плате, в связи с изменениями в вопросах взимания авансовых платежей. Планируется, что соответствующие акты будут утверждены и будут распространять свое действие на рассматриваемые правоотношения, начиная с 2020 отчётного года.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды в 2019 — 2020 годах

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

Ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. 10.03.2020 — рабочий день, а значит, последний день для подачи декларации за 2019 год.

В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

  • дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
  • установленных п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ (с 01.01.2020);
  • установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.

Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

О том, какие размеры могут принимать эти коэффициенты, узнайте из этой статьи.

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 255:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
    • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
    • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

В 2019–2020 годах в России действуют новые ставки для расчета платежей за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи в Росприроднадзор.

Источники

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here