Виды ответственности за загрязнение окружающей среды

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Виды ответственности за загрязнение окружающей среды". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Административная ответственность за экологические правонарушения

Все более актуальной проблемой становится защита окружающей среды. Из-за ежегодно увеличивающегося количества экологических правонарушений наблюдаются отрицательные изменения экологической обстановки. Природа загрязняется, сокращаются запасы природных ресурсов, ухудшается здоровье граждан. Экологическая ситуация в стране обострилась. Какое наказание грозит за совершение экологических правонарушений?

Какие правонарушения называются экологическими и почему

Административные правонарушения в сфере экологии — это действие или бездействие, не соответствующее нормам и требованиям экологической безопасности пользования природными ресурсами и охраны ОС. Противоправными действиями наносится ущерб экологии, природе, жизни и состоянию здоровья людей.

Существует очень много видов экологических правонарушений, они перечислены в нормативных актах, стандартах и законах РФ. Наказанием являются штрафы за экологию.

Основные их виды:

  • невыполнение требований экологической экспертизы либо отказ от ее проведения;
  • нарушение при планировании, проектировании, эксплуатации предприятий, объектов или сооружений;
  • загрязнение ОС, причиняющее вред здоровью людей, флоре и фауне;
  • уничтожение природных объектов;
  • нарушение требований переработки, складирования, утилизации бытовых и производственных отходов;
  • нарушение нормативных актов о предельно допустимых уровнях вредного воздействия на экологию: шумового, биологического, радиационного и т.д.
  • незаконное использование средств экологических фондов.

Какие меры наказания предусмотрены природоохранными органами за правонарушения

В КоАП РФ предусмотрены штрафы за экологические правонарушения. Экологические штрафы — это основное наказание, как дополнительное может применяться конфискация. Конфискуют имущество, при помощи которого был непосредственно нанесен вред природным объектам и ОС.

Суммы наказаний эквивалентны суммам убытков, которые были нанесены государству, экологии, природе и пр., и затратам на восстановление нарушенного состояния ОС. Компенсация за причиненный вред осуществляется добровольно либо принудительно по решению суда.

В зависимости от нарушенных статей КоАП РФ (гл. 8 ст.8.1-8.40), штрафы, предусмотренные действующим законодательством, нормативными актами, варьируются:

  • для физических лиц – от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 2 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для частных предпринимателей – от 2 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 10 тыс. до 250 тыс. руб.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Размер экологического штрафа зависит от типа нарушения. Назначается в зависимости от общих характеристик проступка и личности правонарушителя.

Важно! Устанавливать размер ущерба могут только соответствующие органы.

Например, за невыполнение норм при градостроительной деятельности в Москве физическое лицо заплатит штраф за загрязнение ОС в размере от 1 до 2 тыс. руб. При таком же правонарушении юридическое лицо могут штрафовать до 100 тыс. руб.

Что грозит за несоблюдение экологических законов

Нарушение законодательства в экологической сфере приводит к наказанию правонарушителя, физического или юридического лица.

Законом установлены четыре вида ответственности:

  • гражданско-правовая;
  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная.

Административная ответственность за экологические правонарушения – это установленная законом норма, в соответствии с которой определяется состав нарушения и меры наказания нарушителя.

Обратите внимание! Она также устанавливается за несоблюдение правил охраны и пользования природными комплексами и ресурсами.

К нарушителям применяются меры воздействия в виде:

  • взыскания штрафа за загрязнение окружающей среды с физического или юридического лица;
  • изъятия средств, которые были затрачены на совершение правонарушения, и также имущества, которое использовалось для совершения данного проступка;
  • изъятия лицензии на использование ресурсов природы и предпринимательство;
  • возмещения, нанесенного природе, ущерба в денежном эквиваленте с учетом причиненных убытков.

Возмещение вреда, нанесенного ОС, в виде штрафов за экологию осуществляется согласно Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды» ст. 77, 78 от 01.01.2018 г.

Субъекты экологического правонарушения

В каких случаях наступает уголовная ответственность за экологические правонарушения

Если правонарушение не только причиняет ущерб природе, но и посягает на здоровье или жизнь человека посредством влияния на окружающую его среду, оно квалифицируется по УК РФ. То есть нарушается право на благоприятную ОС для человека. Более подробно об этом написано в Конституции РФ, главе 2, ст. 42.

Обратите внимание! Виновный несет ответственность согласно УК РФ в случае, если его противоправные действия нанесли непоправимый вред природе и причинили урон здоровью людей.

Если человек умышленно повторяет административное правонарушение, такое действие квалифицируется как преступление. Вследствие чего за вновь совершенное нарушение он несет уголовную ответственность по УК РФ. Совершать противоправное деяние дважды не стоит.

Экология Земли в руках человечества

Резюмируя все вышесказанное, краткий итог таков:

  • Виновником экологического правонарушения может стать физическое или юридическое лицо.
  • Компетентными органами устанавливается и взимается с нарушителей штраф за загрязнение окружающей среды.
  • Размер штрафов по экологии в 2018 году назначается согласно КоАП РФ.
  • Совершив умышленно повторно экологическое правонарушение, виновное лицо подлежит уголовной ответственности по УК РФ.
  • Штрафной сбор имеет собственную процедуру оформления, которая не может длиться более 90 дней.
  • Оштрафовать имеют право только уполномоченные лица.

Образец квитанции административного штрафа Минэкологии РФ можно найти в сети интернет.

Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 75 настоящего Федерального закона

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

>
Разрешение споров в области охраны окружающей среды
Содержание
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Виды ответственности за экологические правонарушения

Эколого-правовая ответственность является разновидностью общеюридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности.

Читайте так же:  Нарушение общественного порядка военнослужащим

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

· как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;

· как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

· как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

· причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

· причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон «Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст. 86).

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

· стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

· компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;

· превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид – массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

Читайте так же:  Извещение о рассмотрении административного дела

Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.

1. Что регулирует экологическое право?

2. Что представляет собой экологическое правонарушение?

3. Как Закон «Об охране окружающей природной среды» определяет экологическое правонарушение?

4. Какие виды ответственности за экологические правонарушения вы знаете?

5. Какие функции выполняет ответственность за экологические правонарушения?

Виды ответственности, применяемой за экологические правонарушения

Особенность применения юридической ответственности за экологические правонарушения заключается в том, что нормы экологического законодатель­ства являются отсылочными и предусматривают в большинстве случаев лишь перечни правонарушений применительно к отдельным видам природных ре­сурсов, а конкретные санкции за них установлены в других отраслях законо­дательства (уголовного, административного, гражданского и др.) * .

Уголовная ответственность установлена за наиболее социально опасные деяния в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предус­мотренные Уголовным кодексом РФ, — экологические преступления.

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой посвящена специальная глава 26, содер­жащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262). В нее вошли обновленные составы, действовавшие в УК РСФСР до 1997 г., а также но­вые составы преступлений.

Экологические преступления можно подразделить в зависимости от их предмета на общие, которые направлены против окружающей природной среды в целом (ст. 246-249, например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологи­чески опасных веществ и отходов и др.) и специальные, которые посягают на отдельные природные объекты (ст. 250-262). К последним относятся загряз­нение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, нарушение правил исполь­зования и охраны недр, незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреж­дение лесов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и др.

В ряд статей УК РФ введены новые квалифицирующие признаки эколо­гических составов преступлений — совершение противоправных деяний в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуа­ции, совершение деяния лицом с использованием своего служебного поло­жения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 250, 254, 256, 258 и др.)

В юридической науке иногда выделяются так называемые «смежные со­ставы», то есть преступления, которые хотя и имеют отношение к природ­ным объектам, но не причиняют им непосредственного вреда, например, ре­гистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и камней (ст. 192), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236), нарушение правил безопасности при проведении горных работ (ст. 216) и др.

Тесно связано с группой экологических преступлений и такое преступле­ние, как экоцид (массовое уничтожение растительного и животного мира, от­равление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных дейст­вий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 358), которое УК РФ относит к разделу о преступлениях против мира и безопасности человечества.

В УК РФ нашел отражение один из важнейших принципов экологическо­го права — приоритет жизни и здоровья человека, права граждан РФ на благо­приятную окружающую среду. Семь статей (246-248, 250-252, 254) содержат в качестве признаков составов причинение вреда здоровью человека или на­ступление смерти человека в результате экологического преступления.

В виде санкций за экологические преступления применяются штраф, ли­шение права заниматься определенной деятельностью или занимать опреде­ленные должности, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и др.

Административная ответственность установлена за виновные противо­правные деяния, нарушающие установленный экологический правопорядок и предусмотренные нормами административного законодательства.

Субъектами ее являются граждане и должностные лица. Однако Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено, что ад­министративная ответственность может быть возложена на юридических лиц — предприятия, организации и учреждения (ст. 84).

Большая часть рассматриваемых административных проступков пред­ставляет собой нарушение правил рационального использования и охраны природных ресурсов, включая их нецелевое использование, а также наруше­ние права государственной собственности на природные ресурсы — незакон­ные сделки с природными объектами, самовольное пользование ими, само­вольную переуступку права природопользования. Сюда относятся также порча, повреждение и уничтожение природных объектов.

Административная ответственность применяется специально уполномо­ченными органами государственного экологического управления: охотничь­ей инспекцией, службой лесной охраны, рыбоохраной, санитарно-эпидемиологической службой, органами охраны водных ресурсов, Госгортехнадзора, Госкомэкологии и др. (ст. 211, 212, 216, 219, 222 Кодекса об административ­ных правонарушениях), а также иными органами и должностными лицами, предусмотренными законодательством (административными комиссиями местных органов власти, должностными лицами по охране территорий госу­дарственных заповедников и национальных парков и т. д.) * .

Мерами административных взысканий служат предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения, лишение специальных прав (например, права охоты).

Видео (кликните для воспроизведения).

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонаруше­ния предусматривается Гражданским кодексом РФ и другими нормативны­ми актами.

Она применяется судом общей юрисдикции или арбитражным судом и наступает независимо от привлечения к другим видам ответственности (уго­ловной, административной, дисциплинарной) по фактам причинения вреда окружающей природной среде или совершения незаконных сделок с при­родными ресурсами.

Субъектами гражданско-правовой ответственности являются граждане и юридические лица.

Читайте так же:  Истечение срока исковой давности по кредиту заявление

Как известно, ущерб по нормам гражданского права подлежит возмеще­нию в натуре либо в виде взыскания убытков. Однако возмещение экологи­ческого вреда обладает значительной спецификой. Особенность такого вре­да состоит в его невосполнимости на основе денежного эквивалента и, как правило, необратимости наступивших вредных последствий. Этим обуслов­лены формы возмещения вреда, нанесенного природе, которое возможно лишь условно: в виде взыскания расходов на восстановление качества окру­жающей природной среды, проведение мероприятий по ее охране (очистка вод от загрязнения, воспроизводство диких животных и др.). Возмещение в натуре может быть произведено чрезвычайно редко (например, рекультива­ция земель с помощью специально снятого и хранимого плодородного слоя почвы), к тому же оно обычно требует длительного времени (к примеру, лесовосстановительные работы). Отдельные виды вреда вообще могут быть не­обратимыми (например, истребление редких животных, уничтожение па­мятников природы, истощение запасов полезных ископаемых и др.).

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется по нормам трудового и иного законодательства, если эти нару­шения сопряжены с невыполнением трудовых или служебных обязанностей.

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть работники, должностные лица, руководители предприятий и организаций, отвечающие за состояние работы по охране природы.

В качестве дисциплинарных взысканий применяются замечание, выго­вор, строгий выговор, увольнение и др.

Помимо рассмотренных основных видов юридической ответственности за экологические правонарушения могут применятьсяспециальные санкции,установленные земельным, лесным, водным и другим законодательст­вом за отдельные виды нарушений. Например, изъятие природного объекта в случае его неосвоения в течение определенного срока, использования его не по целевому назначению, нарушения экологических требований и т. п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Юридическая ответственность за загрязнение окружающей среды

1. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

2. Развитие института юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды

Современные ученые считают, что человечество уже живет в разрушающемся мире в условиях все нарастающего жестокого экологического кризиса, который превращается в кризис всей цивилизации. Экологический кризис мы можем определить как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. Он характеризуется, в частности, тем, что человек, общество и государство неспособны преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды.

Одно из существенных проявлений экологического кризиса связано с чрезмерным потреблением природных ресурсов. Уже сейчас человечество потребляет ресурсов природы на порядок больше того, что можно изъять из биосферы без ущерба нарушения ее биохимических циклов и способности самовосстановления. Весь XX век человечество жило за счет своих потомков. В результате оно поставило биосферу, а, следовательно, и себя как неотъемлемую часть биосферы на грань полной деградации.

Рост потребления природных ресурсов сопровождается, с одной стороны, истощением природы, с другой — увеличением масштабов образования отходов. Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области обращения с отходами ведет к опасному загрязнению окружающей природной среды и создает реальную угрозу здоровью населения.

С отходами теряются миллиарды тонн материальных ресурсов, многими из которых страна практически уже не располагает. На территории России в отвалах и хранилищах накоплено свыше 85 млрд. тонн только твердых отходов, в том числе 80 млрд. тонн горнопромышленных, количество которых ежегодно увеличивается почти на 2 млрд. тонн. Под полигонами для складирования, шламонакопителями занято свыше 300 тыс. гектаров земель. В отходах содержатся: железо, медь, свинец, олово, вольфрам, а также такие ценные элементы, как кадмий, висмут, селен, теллур, редкоземельные и благородные металлы. Содержание ценных компонентов в отходах нередко близко к содержанию их в добываемом природном сырье.

Неудовлетворительно перерабатываются бытовые отходы. Так, в 1999 году из вывезенных 130 млн. куб. метров твердых бытовых отходов переработано только 3 процента. Для их размещения ежегодно отчуждается 10 тыс. гектаров пригодных для использования земель. Особую тревогу вызывает рост складируемых токсичных отходов, количество которых достигло 2 млрд. тонн. Из 100 тыс. тонн ежегодно образующихся токсичных отходов используется и обезвреживается только одна треть.

Деградация природы в стране имеет серьезные экономические последствия. Ущерб, причиняемый ежегодно окружающей природной среде, определяемый несколько лет назад экспертами по показателям ущерба вследствие потери природными комплексами конкретных функций и в соответствии с экспертными оценками, уже сегодня составляет почти половину национального дохода страны. По оценкам начальника Департамента экологической безопасности в 2002 года, сообщенным им на научно-практической конференции в Совете Федерации РФ, ежегодный экологический ущерб составляет несколько национальных доходов России. Это и определяет актуальность работы, в которой раскрывается развитие института юридической ответственности в сфере окружающей среды и виды ответственности за загрязнение окружающей природной среды.

1. Развитие института юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды

Появление понятия юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере «общество – природа» относится к 60-м гг. XX столетия. В наименовании и содержании этого понятия с течением времени произошли значительные изменения. Они происходят и в настоящее время, так как они продолжают активно развиваться. Если с начала 60-х до середины 80-х гг. XX в. юридической ответственности за экологические правонарушения было посвящено 30 научных исследований, а с середины 80-х до начала 90-х гг. — 22 научных исследования, то начиная с 90-х гг. до настоящего времени этой теме посвящено уже более 50 работ.

С начала 60-х гг. XX в. до настоящего времени в науке встречалось несколько терминов, обозначающих рассматриваемый институт. Это самые ранние наименования периода 60 — 70-х гг. XX в.: ответственность за нарушение законодательства об охране природы, за нарушение природоохранительного законодательства, в области охраны окружающей среды, природоохранительная; наименования периода 80 — 90-х гг. XX в.: эколого-правовая ответственность, экономико-юридическая, экологическая; и наконец, наименования, используемые в современный период: ответственность за экологические правонарушения; юридическая ответственность за экологические правонарушения; юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды.

Для определения юридической ответственности во взаимоотношениях человека с природой (далее — юридическая ответственность) ученые-экологи восприняли классическое определение юридической ответственности, разработанное теоретиками права, дополнив его специфическими особенностями, связанными с областью ее применения. Определения юридической ответственности в названной области отношений в науке различны.

Читайте так же:  Квитанция сбербанка административный штраф

В.В. Петров первым заявил о природоохранительной ответственности как о комплексном юридическом институте и составной части института юридической ответственности в СССР[1]. Он определял природоохранительную ответственность (иначе — ответственность за нарушение природоохранительного законодательства) как «предусмотренные правом неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении требований правовых норм по охране объектов природы и ее комплексов».

Такое понимание природоохранительной ответственности было встречено в науке непониманием и вызвало ряд откликов.

Ю.С. Шемшученко указал, что эта ответственность – «в значительной мере условность, и она не может претендовать на роль самостоятельного вида»[2]. Эту точку зрения вслед за ним поддержали В.Л. Мунтян и Б.Г. Розовский.

Названные авторы вместе, принимая предложенный В.В. Петровым термин, указали, что «природоохранительная ответственность представляет собой не что иное, как комплекс наиболее широко применяемых в сфере охраны окружающей среды видов юридической ответственности: административной, материальной, дисциплинарной и уголовной».

В 80-х гг. XX в. благодаря В.В. Петрову впервые в теории экологического права появляется понимание ответственности за нарушение законодательства в области охраны природы как «комплексного межотраслевого института эколого-правовой ответственности»[3].

Позднее В.В. Петров заменил понятие «природоохранительная ответственность» на «эколого-правовая ответственность», сущность которой раскрыл следующим образом: «Будучи составной частью единого, многоотраслевого института ответственности по советскому праву, она вместе с тем обладает рядом особенностей, предопределяемых признаками природоохранительных отношений и природоохранительных норм, их регулирующих, нацеленных на защиту экологических интересов общества, вследствие чего и именуется эколого-правовой ответственностью»[4].

В наиболее общем виде формула эколого-правовой ответственности объединила в себе ретроспективные и перспективные аспекты ответственности в один юридический комплекс. По структуре комплекс состоял из двух групп: первая содержала природоохранительные нормы права, устанавливающие обязанности и запреты. Вторая группа включала нормы уголовного, административного, гражданского, природоохранительного, трудового, колхозного законодательства, определяющие санкции (уголовные, административные, гражданские, материальные, дисциплинарные) за неисполнение, нарушение установленных и конкретизированных обязанностей и запретов в правовых нормах первой группы.

2. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

В экологическом законодательстве по-разному формулируются положения о юридической ответственности. Так, согласно ст. 75 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды применяется имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Как и в общей теории права.

Имущественная ответственность за нарушение законодательства а области охраны окружающей среды конкретизируется в ст. 77 — 79 указанного Закона.

В группу экологических прав нового поколения входит конституционное право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, которое находится в тесной связи с другими конституционными (ч. 2 и 3 ст. 41, ст. 52 и 53 Конституции РФ), в том числе экологическими, правами и реализуется не часто ввиду трудной, а порой и невозможной доказуемости причинной связи между правонарушением и наступившими отрицательными, прежде всего имущественными, последствиями[5].

Принципиальными положениями являются, во-первых, возможность возмещения вреда и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект, т.е. фактически без совершения причинителем вреда правонарушения, а во-вторых, определение субъектов возмещения вреда.

Обязанность государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, объекты которой относятся исключительно к федеральной собственности. Забота государства о восстановлении нарушенных вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС конституционных прав и интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуется в русле обеспечения экологического благополучия, исходя из целей и принципов правового и социального государства, провозглашенных в ст. 1, 2 и 7 Конституции РФ[6].

Гражданская ответственность за ущерб от загрязнения окружающей среды

«Гражданская ответственность за ущерб от загрязнения окружающей среды«

вред ответственность среда затонувший

С каждым днем в нашей стране развиваются новые ядерные, химические, радиационные технологии, и все это отражается на окружающей среде. Загрязнение окружающей среды приводит к вымиранию многих видов животных. Поэтому особое место в российском законодательстве занимают положения о защите окружающей среды.

Эти положения отражены в УК РФ, в ФЗ «Об охране окружающей среды», в ФЗ «Об использовании атомной энергии», регулируются главой 8 КоАП РФ и многими другими законодательствами.

Исходя из этого, следует отметить, что существуют различные виды ответственности за загрязнение окружающей среды. Целью моей работы является более полное раскрытие всех видов ответственности.

Загрязнение окружающей среды может быть как умышленным, так и неосторожным, в связи с этим ответственность за вред будет регламентироваться несколькими законодательствами, и соответственно к нарушителям будут применяться разные виды наказания. Допустим, кто-то, добросовестно выполняя свою работу, потерпел аварию, которая привела к неблагоприятным последствиям. А кто-то в целях утилизации вредных химических, радиоактивных веществ захоронил их, не в специально отведенном для этого месте, нанес значительный вред окружающей среде.

Кроме того, случаются аварии, такие как столкновение судов, в ходе чего корабли, танкеры терпят крушение, находящееся на них имущество тонет и причиняет ущерб морской среде загрязнением или препятствует осуществления промысла водных биологических ресурсов и деятельности порта. Также затонувшее имущество может создавать серьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания.

Морские аварии всегда вызывают многоплановые правовые последствия.

В результате возникают правоотношения, вытекающие из нарушения договора перевозки, причинения ущерба здоровья членам экипажа, удаление затонувшего в море имущества, столкновение судов и спасания и т.д. Одним из наиболее тяжких последствий морских происшествий может быть разлив в морскую среду нефтепродукта и сырой нефти, перевозимой навалом на крупных танкерах. Такие происшествия вызывают колоссальный ущерб окружающей среде и влекут за собой многомиллионные убытки.

В связи с этим возникают вопросы гражданской ответственности за ущерб от загрязнения.

Все это будет отражено в моей работе. Раскрою положения о подъеме, удалении или уничтожении затонувшего имущества, о вреде наступивших последствий, ответственность за вред.

Читайте так же:  Принудительные работы административное наказание

1. Виды ответственности за вред окружающей среде

1.1 Дисциплинарная ответственность

В этом подпункте я рассмотрю условия применения дисциплинарной ответственности, ее значение и эффективность, проблемы применения.

Дисциплинарной является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти проступки в силу их относительно меньшей вредности не могут быть квалифицированы как административные правонарушения или преступления.

Условия применения. Как и другие виды ответственности, дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств. Прежде всего, дисциплинарная ответственность за экологические проступки может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах – Кодексе законов о труде, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации.

Ухудшение экологической ситуации происходит в основном от хозяйственной, производственной деятельности человека, поэтому именно в сфере промышленного, сельскохозяйственного и иного производства следует искать основные причины антропогенного воздействия на окружающую среду. Отсюда следует вывод: предупреждение загрязнений на стадии производства является генеральным направлением профилактики экологических правонарушений. Надо учитывать также и более широкий резонанс и воспитательное значение наложения дисциплинарных взысканий, о которых, как правило, широко оповещаются и хорошо информируются коллеги по работе.

Одним из видов дисциплинарного воздействия может служить депремирование, лишение иных средств поощрения; в современных условиях их набор достаточно широк и может служить хорошим рычагом воздействия на работника. Хотя в настоящее время меньше стали говорить о моральных средствах воздействия, но и они продолжают оказывать свое влияние: уместно напомнить, что одним из факторов успешной работы заводов Форда было широкое использование моральных рычагов повышения ответственности работников за дела подразделения завода, фирмы путем систематического информирования об их состоянии, поздравления с производственными достижениями, производственными и личными юбилеями, семейными праздниками и торжествами.

Потенциал применения дисциплинарной ответственности в области охраны окружающей среды используется недостаточно. Почему?

В общественном мнении существует стереотип о ее неэффективности в этой области – принято считать наиболее подходящей для злостных загрязнителей уголовную ответственность. Можно согласиться с тем, что для злостных нарушителей наиболее подходящей действительно является уголовная ответственность, однако большинство субъектов экологических правонарушений не являются злостными и потому не могут считаться общественно опасными.

Отсутствует статистика наложения дисциплинарных взысканий, поэтому трудно определять ее динамику, эффективность воздействия, связь с количеством и качеством загрязнений окружающей среды. Да и сама описываемая сфера общественных отношений не часто вызывает такую озабоченность собственника предприятия, чтобы обусловить систематическое применение дисциплинарной ответственности за экологические проступки.

В связи с этим встает вопрос о степени воздействия государственных природоохранных органов на дисциплинарную практику организаций, которые стали самостоятельными в ведении своей хозяйственной деятельности и налаживании и организации своей внутренней работы. Однако эта самостоятельность предпринимательской деятельности от общества является сравнительно относительной, и, прежде всего в области экологии. Согласно п. 3 ст. 209 ГК РФ, владение, пользование и распоряжение природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, владелец предприятия, отвечая перед обществом за экологическое состояние своего предприятия и его воздействие на окружающую среду, обязан обеспечивать экологический правопорядок на предприятии, всеми доступными и законными средствами реагировать на соответствующие обращения государственных органов.

1.2 Административная ответственность

В этом подпункте следует выделить такие положения, как характеристика административных правонарушений; административные взыскания; эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды.

Согласно КоАП РФ административным проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Она наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

КоАП РФ группирует экологические правонарушения по нескольким направлениям и в нескольких главах. Проступки, посягающие на государственную собственность (гл. 7), включают нарушения прав на недра, воды, леса, животный мир (ст. 7.10, 7.11).

Административные правонарушения в области охраны окружающей среды предполагают посягательства на ряд природных ресурсов (гл. 8):

– в отношении земель – бесхозяйственное их использование, порча, несвоевременный возврат или неприведение для использования по назначению состояние, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства, уничтожение межевых знаков;

– в отношении недр – нарушение требований по охране недр и гидроминиральных ресурсов, нарушение действующих стандартов, норм, правил или условий лиценции, регламентирующих деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации;

– в отношении водных ресурсов – нарушение правил их охраны, водопользования;

– в отношении лесных ресурсов – незаконное использование земель лесного фонда, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение подроста в лесах, засорение лесов бытовыми отходами и отбросами, нарушение требований пожарной безопасности в лесах и т.д.;

– в отношении атмосферного воздуха – выброс загрязняющих веществ в атмосферу с нарушением нормативов или без разрешения, ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха, нарушение правил эксплуатации, а также не использование оборудования для очистки выбросов в атмосферу и др.;

Видео (кликните для воспроизведения).

– в отношении животного мира – нарушение правил охраны среды обитания, порядка осуществления пользования животным миром, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных. Нарушение правил охоты и рыболовства и т.д.

Источники

Виды ответственности за загрязнение окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here