Виды доказательств по административному делу

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Виды доказательств по административному делу". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Виды доказательств по административному делу

Конспект лекции: Виды доказательств по КоАП и их характеристика

Объяснения лица, а равно показания потерпевших и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу, протоколе рассмотрения дела, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу. Специфика рассматриваемого вида доказательств определяется особенностями субъекта – лицо, которое судят, т.е. возможный субъект административной ответственности, который в тоже время наделен правом на защиту. Дача объяснения для данного лица является именно правом, но отнюдь не обязанностью. Значение этого доказательства состоит в том, что с одной стороны, оно выступает средством пополнения фактических данных об обстоятельствах дела, а с другой — средством защиты.

Показания свидетеля. Ст.26.3. Представляет собой устной или письменное сообщение, сделанное в ходе опроса лицом, не подлежащим привлечению к административной ответственности, об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для дела. Круг свидетелей определяются его не заменимостью, т.к. свидетель создается самим ходом события. В случае, если обстоятельства дела становятся известными лицу, назначенному эксперту, специалистам, переводчикам, то такое лицо должно подлежать отводу и замене в этом качестве другим компетентным лицом, хотя в КоАП такое правило не предусмотрено. В дальнейшем он может выступать в процессе уже как свидетель. В отличие от судьи, эксперта, переводчика, являющихся заменимыми процессуальными фигурами, свидетель не может быть отведен – он не заменим. Круг свидетелей определяется также тем, что отсутствуют возрастные ограничения, препятствующий быть свидетелем.

Показания потерпевшего — ст.26.3. Как вид доказательств по административному делу весьма сходны с показаниями свидетеля, возможно поэтому ст.25.2 говорит о том, что потерпевший может быть опрошен в соответствии с правилами опроса свидетеля. Показания потерпевшего не только пополняют информацию о событиях, но и служат для потерпевшего средством защиты его законных интересов, т.к. он является стороной в процессе, кроме того, потерпевший – это лицо, которому административным правонарушением причинен вред, следовательно он всегда заинтересован в исходе дела. В связи с этим необходима тщательная проверка и критическая оценка показаний потерпевшего. Проверка показаний осуществляется исследованием: условий восприятия как субъективных (зрение, слух, утомление и т.д.), так и объективных (время суток, время года и т.д.). С этой целью могут быть назначены экспертизы. Оценка показаний свидетеля и потерпевшего должна охватывать все критерии допустимости доказательств, а также соответствия показаний другим доказательствам.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Заключение эксперта – ст.26.4. В административном судопроизводстве заключение эксперта – вывод о наличии, либо отсутствии обстоятельств, имеющих значение для дела. Сделанный экспертом вывод в результате исследования объектов, предоставленных ему судьей и по заданию судьи на основе имеющихся у эксперта специальных познаний. Роль эксперта заключается в извлечении, истолковании и передаче судье данных, которые содержались в скрытом виде в исследуемых объектах. О назначении экспертизы судья выносит определение. Вопросы, поставленные перед экспертом, не могут выходить за пределы его специальных познаний. Заключение дается в письменной форме и от своего имени. В нем указывается, кем и на каком основании проведены исследования, их содержание, обоснованные ответы на поставленные вопросы и выводы эксперта.

Вещественные доказательства — ст.26.6 КоАП. Это полученные судом с соблюдением установленного процессуального порядка предметы материального мира, несущие в силу своей связи с исследуемым событием информацию о нем. В качестве них выступают:

  • 1. Орудия совершения или предметы административного правонарушения, которые сохранили на себе его следы. Вещественным доказательством предмет может стать в связи с его принадлежностью определенному лицу или обнаружением в определенном месте.
  • 2. По источнику происхождения: первоначальные, производные (оттески, слепки, фотоснимки первоначальных доказательств).

Вещественные доказательства должны быть подробно описаны в протоколе об административном правонарушении или ином административном протоколе. Судья, в производстве которого находится дело, обязан предпринять все необходимые меры по обеспечению сохранности по таким доказательствам до разрешения дела по существу, а также принять решения о них по окончанию рассмотрения дела.

Документ — ст.26.7. В качестве документов как доказательств рассматриваются:

  • 1. Протокол об административном правонарушении и различные протоколы о применении мер производства по делу. Указанные доказательства являются специфическим видом именно по административному делу. Протокол об административном правонарушении, как один из важнейших видов доказательств, должен соответствовать всем критериями допустимости. Она определяется, прежде всего, соблюдением процессуального порядка составления протокола. Если протокол имеет дефекты, то он не может выступать в качестве доказательств по административному делу.
  • 2. Иные документы:
    • — Подготовленные по поручению судьи, рассматривающего дело. Акты ревизии, справки и т.д.
    • — Направленные судье по инициативе государственных или муниципальных органов, организаций, граждан в связи с совершенным правонарушением. Письма, характеристики и т.д.
    • — Подготовленные вне связи с данным делом, но имеющие для него значение. Например, приказы, инструкции, должностные регламенты и другие документы.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные не только в письменной форме, но также и в иной форме (магнитная лента, компакт диски, фото- кино- и видеозаписи, материалы информационных баз и банковых данных, иные носители информации. В случае, если документы обладают признаками, указанными в ст.26.6, то они признаются вещественными доказательствами.

Читайте так же:  Размер мелкого хищения на сегодняшний день

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств (ст.ст. 26.1 — 26.11)

Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства.
Оценка доказательств

ГАРАНТ:

См. схему «Предмет доказывания. Доказательства»

>
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

62. Предмет доказывания, доказательства, оценка доказательств по делу об административном правонарушении.

Доказательства по делу об административном правонарушении – любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В зависимости от отношения к доказываемому обстоятельству доказательства бывают прямые и косвенные.

По источнику формирования различают первоначальные и производные доказательства.

По отношению к предмету доказывания: обвинительные и оправдательные доказательства.

По содержанию: личные, вещественные.

Предмет доказывания – обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Источниками доказательств служат: протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП, объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, показания свидетелей, заключения эксперта, иные документы, показания специальных технических средств, вещественные доказательства.

Доказательная база по делам об административных правонарушениях

Совокупность действий процессуального характера, урегулированная ст. 26.1-26.11 КоАП РФ, является административно-процессуальным доказыванием. При рассмотрении дела об административном правонарушении следует выяснить:

  • наличие факта правонарушения;
  • кто совершил правонарушение;
  • виновность, совершившего правонарушение;
  • обстоятельства смягчающего характера;
  • обстоятельства отягчающего характера;
  • характер ущерба и его размер;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  • прочие обстоятельства, имеющие значения для рассматриваемого дела.

Доказательства по делу об административном правонарушении

Доказательствами являются факты и данные, на основании которых устанавливается факт нарушения, виновность лица его допустившего, обстоятельства при которых совершено правонарушение.

Эти сведения устанавливаются при составлении протокола об административном правонарушении, при объяснении лиц, имеющих отношение к делу, при написании заключений экспертами, при снятии показаний со специальных технических средств, при исследовании вещественных доказательств.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть использованы по делу об административном правонарушении. Если при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля и муниципального контроля допускались нарушения законодательной базы, выводы проверки не могут быть приняты в качестве доказательств по делу. Об этом говорится в статье 26.2 КоАП.

Лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевшая сторона, свидетели дают объяснения, имеющие отношение к административному правонарушению устно или письменно. Все объяснения должны быть отражены в протоколе, а если это необходимо, то записываются и приобщаются к делу. Об этом говорится в статье 26.3 КоАП.

Назначение экспертизы

Если возникает необходимость в специальных познаниях научного, технического, искусствоведческого, культурологического характера, судья или иной орган привлекают для рассмотрения дела экспертов. Определение судьи обязательно к исполнению экспертами или учреждениями, которые проводят экспертизу. В определении судья указывает:

  • по каким основаниям назначена экспертиза;
  • ФИО эксперта или наименование учреждения, проводящего экспертизу;
  • что должна установить экспертиза;
  • какие материалы предоставлены эксперту.

Замечание 1

В определении эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности, а также эксперт должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом, должны входить в область его специальных познаний. До того как определение будет направлено эксперту, с ним знакомятся лицо, совершившее нарушение, и потерпевшая сторона. Им должны быть разъяснены права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о проведении экспертизы указанными лицами, права ставить вопросы, на которые ответит экспертиза.

Эксперт составляет заключение в письменном виде от своего имени. В заключении указывается: кто проводил экспертизу, на каких основаниях, содержательная сторона исследования. Эксперт должен дать обоснованные ответы на поставленные вопросы и в заключении сделать выводы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, но тем не менее, несогласие с выводами экспертизы должно быть объяснено. Об этом говорится в ст. 26.4 КоАП.

Должностное лицо, которое осуществляет производство по делу имеет право брать образцы почерка, пробы и образцы товаров для проведения экспертизы, производить фото и видеофиксацию этих образцов. Образцы берутся в определенном порядке с составлением протокола.

Вещественные доказательства

Ими являются орудия или предметы административного правонарушения, сохранившие следы этого нарушения. Вещественные доказательства должны быть сфотографированы и приобщены к делу. Также запись о наличии вещественных доказательств должна быть внесена в протокол. Судьей или другим органом должны быть приняты меры по сохранению вещественных доказательств в должном виде, а по окончании разбирательства должно быть принято решение в отношении вещественных доказательств. Документы признаются доказательствами, если они имеют отношение к рассматриваемому делу. Документы могут быть в форме текста написанного от руки, машинописного текста, компьютерной печати, бланка и т.д. К документам относятся фотографии, видеозаписи, киносъемка, аудиозаписи, базы данных и другие информационные носители.

Читайте так же:  Сумма штрафа за отсутствие прописки в паспорте

К специальным техническим средствам относятся измерительные приборы, сертифицированные и проверенные метрологически. Показания технических средств заносятся в протокол или постановление по делу в соответствии со ст. 28.6 КоАП.

Для того, чтобы получить доказательства, должностное лицо имеет право направлять запросы, либо поручать отдельные действия по разъяснению дела должностному лицу соответствующей территории и органа, ее представляющего. Поручение или запрос по делу необходимо исполнить в течении 5 дней со дня его получения.

Органы, осуществляющие производство по делу, и органы иностранных государств, обладающие компетенцией, взаимодействуют в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Об этом говорится в ст. 26.9 КоАП.

Судья или другой орган могут истребовать необходимые сведения посредством вынесения определения. Истребуемые сведения должны быть предоставлены в течение 3 дней с момента получения определения. Если административное правонарушение повлекло арест, то истребуемые сведения должны быть предоставлены незамедлительно. Если такие сведения предоставить невозможно, организация обязана известить об этом судью в течение 3 дней. Судья или другой орган рассматривают полученные доказательства по делу по своему внутреннему убеждению, которое основано на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, согласно ст. 26.11 КоАП.

Классификация доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях

Куценко Татьяна Михайловна, соискатель Воронежского государственного университета.

Рассматриваются основания классификации доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях. Автор предлагает классифицировать их новые виды.

Ключевые слова: классификация, доказательство, производство по делам об административных правонарушениях, электронные документы, компьютерные доказательства.

Classification of evidence in proceeding on cases of administrative offences

Kutsenko Tat’yana M., degree-seeking student, Voronezh State University.

In the present article actual types of classifications of the proofs, optimum corresponding specifics of production on cases of administrative offenses are considered. The author suggests to classify new types of proofs in affairs production about administrative offenses which most reflect modern development of society and the state.

Key words: classification, proof, production on cases of administrative offenses, electronic documents, computer proofs.

Многообразие фактических данных в производстве по делам об административных правонарушениях (далее — производство по ДАП) требует соответствующей систематизации, которая может быть достигнута путем их классификации.

Классификаций доказательств большое количество. Для многих ученых, занимающихся проблемами производства по ДАП, данная проблематика весьма актуальна, т.к. многие классификации противоположны друг другу или просто потеряли свою актуальность, в связи с чем целесообразно рассмотреть общепризнанные классификации и более подробно остановиться на «проблемных» классификациях с определением авторской позиции.

С учетом вида и характера фактических данных следует классифицировать доказательства по делам об административных правонарушениях по следующим основаниям.

Существование данной классификации необходимо, поскольку она направлена на осуществление познания объективной истины по каждому конкретному делу в производстве по ДАП.

  1. Одной из дискуссионных классификаций среди многих ученых-правоведов является классификация по источнику происхождения доказательства. Однозначной и общепризнанной позиции в научной литературе по данному критерию нет [3]. Все же наиболее обоснованным делением доказательств в производстве по ДАП в рамках данной классификации представляется их деление на личные, вещественные и иные (смешанные) доказательства.

Применительно к производству по ДАП к личным доказательствам следует отнести фактические данные, которые содержатся в протоколах об административном правонарушении, показаниях потерпевшего, объяснениях лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниях свидетелей, заключении эксперта. Следует отметить, что личные доказательства имеют особую форму передачи информации, которая может выражаться в устной и письменной речи. Существование данных форм отображения информации, полученной человеком, как источников доказательств становится причиной многообразия классификаций доказательств. Многие авторы указывают не на основной источник доказательства (личные доказательства), а на формы их отображения и выделяют письменные [4], устные, аудиальные, визуальные [5] и другие доказательства. Однако в рамках данной классификации это представляется не совсем верным, поскольку личные доказательства являются первоисточником этих доказательств, представляющих собой лишь формы отображения человеком информации, а в случае если нет источника подобных доказательств, сложно говорить об отдельном существовании производных доказательств.

Что касается вещественных доказательств в производстве по ДАП, то их место в классификации доказательств по источнику происхождения бесспорно. Так, вещественными доказательствами следует считать объекты материального мира как носители информации, которые имеют значение для дела в производстве по ДАП. Согласно ч. 1 ст. 26.6 КоАП РФ вещественными доказательствами признаются орудия совершения правонарушения, на которых отразились соответствующие следы, а также их сохранившие предметы правонарушения.

В рамках рассматриваемой классификации необходимо рассмотреть ее третий составной элемент.

  1. Имеет место и следующая классификация, которая практически не рассматривалась в юридической литературе по административному праву, но ее существование вполне очевидно. В соответствии с соблюдением законодательства Российской Федерации, определяющего правила собирания и закрепления доказательств, их можно разделить на две условные категории: доказательства, не противоречащие закону, и доказательства, противоречащие закону по различным основаниям.

Говоря о доказательствах, противоречащих закону по различным основаниям, следует заметить, что таковыми являются фактические данные, не отвечающие требованиям закона, в частности административно-правовым нормам, которые предусмотрены КоАП РФ, что делает невозможным их дальнейшее использование в качестве доказательств. Так, в соответствии со ст. 50 Конституции Российской Федерации осуществление правосудия не допускает использование доказательств, полученных с нарушением закона. В данном контексте особое значение имеет ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, в которой говорится о том, что не допускается использование в производстве по ДАП доказательств, полученных с нарушением закона. Распространенным примером в производстве по ДАП будет являться нарушение положений ст. 28.2 КоАП РФ, которая регламентирует порядок составления протокола об административном правонарушении и предоставляет ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Читайте так же:  Жалоба на соседей участковому за нарушение тишины

Совершенно противоположными являются доказательства, не противоречащие закону, которые соответственно собраны в рамках закона и приобщены к материалам дела в качестве доказательств в соответствии с нормами КоАП РФ.

  1. Следующей классификацией доказательств в производстве по ДАП является их разделение в соответствии с установлением фактических данных, содержащихся в КоАП РФ. Основой подобного разделения является источник доказательств, а также различные процессуальные способы собирания и закрепления доказательств. Такие источники доказательств отражены в КоАП РФ. К их числу следует отнести: 1) протокол об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ); 2) иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ (ст. 26.2 КоАП РФ); 3) объяснения лица, в отношении которого ведется производство по ДАП (ст. 26.3 КоАП РФ); 4) показания потерпевшего (ст. 26.3 КоАП РФ); 5) показания свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ); 6) заключения эксперта (ст. 26.4 КоАП РФ); 7) специальные технические средства (ст. 26.8 КоАП РФ); 8) показания специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП РФ); 9) вещественные доказательства (ст. 26.6 КоАП РФ); 10) пояснения специалиста (ст. 25.8 КоАП РФ); 11) документы (ст. 26.7 КоАП РФ); 12) иные документы (ст. 26.7 КоАП РФ); 13) поручения и запросы (ст. 26.9 КоАП РФ).

В данной классификации спорным источником являются «иные документы». Множество споров среди ученых вызывает содержание указанного пункта, поскольку он предоставляет возможность говорить о том, что рассматриваемый перечень не исчерпывающий.

В настоящее время новые технологии и достижения современности, такие как компьютеры, сотовая связь, современные специальные технические средства, не только предоставили дополнительные возможности развития общества, но и обусловили расширение фактических данных, которые привели к появлению новых видов доказательств. Поэтому данная классификация не должна ограничиваться только обобщающей категорией «иные документы», а должна содержать новые виды доказательств, которые прочно утвердили свои позиции и вошли в повседневную жизнь как каждого гражданина, так и всего государства в целом.

В этом контексте, во-первых, следует говорить о так называемых электронных документах, понятие которых представляется относительно новым, но, в свою очередь, весьма устойчивым. Данные виды документов в производстве по ДАП могут являться как новой формой традиционного документа, так и объектом правонарушения. Например, согласно ст. 7.30 КоАП РФ наступает административная ответственность должностных лиц при нарушении порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые размещены в электронной форме в виде электронных аукционов, в объявлениях о закупках, открытых конкурсах и т.д. Однако, несмотря на всю важность данного вида документа как доказательства по делу, в КоАП РФ не содержится нормы, указывающей на данный вид доказательств, поэтому необходимо включить в данную классификацию этот новый вид доказательств и обозначить его в ст. 26.7.1 КоАП РФ «Электронные документы».

Представляется, что рассматриваемая классификация доказательств по делам об административных правонарушениях более полно соответствует современному развитию общества и общественных отношений, регулирующих КоАП РФ, а также содержит как теоретически и практически устоявшиеся виды доказательств по административным правонарушениям, так и совершенно новые для КоАП РФ.

84. Понятие и виды доказательств в административном производстве

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Видео (кликните для воспроизведения).

– объяснения лиц, в отношении которых ведется производство по делу;

– показания потерпевшего, свидетелей;

– показания специальных технических средств;

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.

Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Читайте так же:  Законность ненормативного правового акта

85. Обеспечительные меры в административном производстве

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении применяются следующие меры:

– личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

– изъятие вещей и документов;

– отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

– медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

– задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

– арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

– временный запрет деятельности. Доставление – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице – обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности.

Досмотр транспортного средства любого вида, т. е. обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера.

В случае неявки без уважительных причин свидетеля, лица, в отношении которого ведется административное производство и т. д., осуществляется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица.

Вопрос 3. Доказательства и доказывание по делам об административных правонарушениях

В производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения этого проступка, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, виновно в его совершении, а также учесть ряд иных обстоятельств, которые могут повлиять на исход дела (наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств, сведения о характере и размере причиненного вреда и др.).

Доказывание — это процесс установления объективной истины по делу, содержанием которого являются собирание, исследование, оценка и использование доказательств.

Доказывание по делу об административном правонарушении осуществляют судья, орган, должностное лицо, в производстве которого оно находится. С одной стороны, доказывание служит установлению имевших место фактов, обстоятельств, их сущности, оценке значения для установления истины по делу, с другой — фиксации в определенных законом порядке и формах полученных результатов для придания им статуса доказательства.

Доказательства всегда представляют собой единство фактического содержания и процессуальной формы, в которой выражены сведения о фактах.

Это определяет такие качества доказательств, как их относимость и допустимость.

Относимостъ доказательств — это способность доказательств обосновывать, доказывать, опровергать какие-либо обстоятельства, подлежащие доказыванию по данному делу, т. е. относиться к предмету доказывания.

Допустимость доказательств означает, что, во-первых, известно происхождение полученных сведений и они могут быть проверены, а лицо, от которого исходят сведения, могло их воспринять; во-вторых, соблюдены общие правила доказывания и правила собирания и фиксации сведений определенного вида; и, в-третьих, соблюден порядок осуществления производства по делу, не превышены полномочия судьи, органа, должностного лица, в производстве которого оно находится, не нарушены права других участников производства по делу.

Не могут рассматриваться как доказательства данные, носящие характер слухов, догадок, даже если они были получены от лица, вызванного в качестве свидетеля, эксперта, изложены в документе и т. д. Данные, собранные оперативно-розыскным путем, до их проверки и подтверждения процессуальными действиями имеют лишь ориентирующее значение (указывают на местонахождение доказательств, возможное наличие обстоятельств, существенных для оценки доказательств, и т.д.). Не могут также использоваться в качестве доказательств материалы, не приобщенные к делу.

Обстоятельства, устанавливаемые доказательствами, можно разделить на две группы: к первой группе относятся обстоятельства, входящие в предмет доказывания; ко второй — обстоятельства, которые непосредственно с предметом доказывания не связаны, но имеют значение для установления истины (промежуточные факты). Знание обстоятельств, относящихся ко второй группе, установление их связей с обстоятельствами предмета доказывания позволяют составить полную картину правонарушения.

С учетом вида и характера фактических данных доказательства принято классифицировать по различным основаниям.

По источнику происхождения доказательства делятся на личные, вещественные и документы.

Личными доказательствами являются объяснение правонарушителя, показания свидетелей и т. д., когда носитель соответствующей информации — физическое лицо.

Вещественные доказательства — это материальные объекты как носители информации, которая относится к обстоятельствам, имеющим значение для дела. Примером здесь могут служить орудие совершения

правонарушения или непосредственный материальный объект правонарушения. Фотоснимки также относятся к вещественным

доказательствам, если они сделаны в процессе совершения правонарушения либо если факт обнаружения фотоснимков в данном месте или у данного лица имеет существенное значение для дела. Примером фотографии как вещественного доказательства служит фотография проезда перекрестка автомобилем на запрещающий сигнал светофора, полученная с помощью автоматического фотодокументирующего прибора.

Читайте так же:  Сроки исполнения судебного решения по гражданским делам

Документы — это материалы, которые содержат сведения,

зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены акты ревизий, справки, ответы на запросы, письма, заявления, характеристики, фотоснимки, звуко-, кино- и видеозаписи, базы и банки данных, иная информация, содержащаяся на магнитных и оптических дисках, магнитной ленте и других носителях.

По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению, все доказательства делятся на прямые и косвенные.

Прямые доказательства непосредственно, однозначно подтверждают или опровергают любое из обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу (например, акт медицинского освидетельствования водителя на состояние опьянения).

Косвенные доказательства обосновывают промежуточные факты, через связь которых может быть выяснено обстоятельство, имеющее непосредственное отношение к предмету доказывания. Допустим, вскрытый факт постоянных неформальных контактов какого-либо лица с членами избирательной комиссии является косвенным доказательством его вмешательства в работу этой комиссии и может оказать помощь в доказывании совершения соответствующего правонарушения.

В зависимости от способа формирования доказательства может быть первоначальными и производными.

Первоначальными доказательствами являются те, которые получены из первоисточника (например, показания свидетеля, который был очевидцем совершения другим лицом мелкого хулиганства).

К производным доказательствам относятся те, которые получены на основе первоначальных сведений через какие-либо промежуточные звенья, через «посредника» (например, свидетель слышал, как его сосед хвастался лицам, с которыми распивал водку в подъезде, что он вызвал милицию, сообщив, что в магазине установлено взрывное устройство, хотя этого на самом деле не было). Производные доказательства — это и копии документов, слепки следов.

Доказательства бывают также обвинительные (изобличающие лицо или устанавливающие обстоятельства, отягчающие его вину) и оправдательные (опровергающие обвинение или устанавливающие смягчающие вину обстоятельства).

Для каждого вида доказательств закон определяет соответствующие правила собирания и закрепления, учитывающие их особенности. Нарушение этих правил делает невозможным использование полученных фактических данных в качестве доказательств. Положение ст. 50 Конституции РФ о том, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, относится не только к уголовному судопроизводству, но также и к производству по делам об административных правонарушениях. В этой связи особое значение имеет норма, закрепленная в ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, согласно которой не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Нельзя, в частности, использовать в качестве доказательства информацию, полученную ни с нарушением соответствующих процессуальных положений КоАП РФ, ни с помощью насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Кроме того, федеральным законом от 18 июля 2011 года №242 часть 3 ст.26.2 КоАП дополнена нормой о том, что не допускаются в качестве доказательств материалы, полученные при проведении проверок в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются:

— протоколом об административном правонарушении;

— иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ;

— объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

— показаниями потерпевшего, свидетелей;

— показаниями специальных технических средств;

Основными целями применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются:

а) пресечение административного правонарушения;

б) установление личности правонарушителя;

в) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

г) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

д) обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

Меры административно-процессуального обеспечения применяются только в связи с административным правонарушением, только по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, реализуются в строгих процессуальных формах и предшествуют последующим процессуальным действиям — возбуждению производства по делу об административном правонарушении, его рассмотрению, вынесению постановления по делу и исполнению вынесенного постановления.

По содержанию принудительного воздействия среди мер административно-процессуального обеспечения можно выделить меры ограничения личных неимущественных прав (это доставление, административное задержание, привод, медицинское освидетельствование и личный досмотр), а также меры ограничения имущественного характера (это досмотр вещей, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, задержание транспортного средства и др.). Кроме того, эти меры можно классифицировать также и в зависимости от субъекта, в отношении которого они применяются. По этому критерию выделяют меры, применяемые в отношении физических лиц (таковых большинство, например, доставление, административное задержание и др.), и меры, применяемые в отношении юридических лиц (например, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов).

Как уже выше было отмечено, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях должно реализоваться в строгих процессуальных формах с обязательным составлением соответствующего протокола и только специально уполномоченными на это КоАП РФ должностными лицами в пределах их компетенции. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (в частности, ст. 1069 ГК

Видео (кликните для воспроизведения).

РФ) за счет, соответственно, федеральной казны, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Источники

Виды доказательств по административному делу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here