В качестве дополнительных административных наказаний могут назначаться

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "В качестве дополнительных административных наказаний могут назначаться". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 3.2 КоАП РФ. Виды административных наказаний

Новая редакция Ст. 3.2 КоАП РФ

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 3.2 КоАП РФ

1. В настоящий период времени перечень видов административных наказаний значительно изменен (см. комментарий к ст. 3.12) и расширен (см. комментарий к ст. 3.12).

КоАП устанавливается исчерпывающий перечень видов административных наказаний, которые могут быть применены к субъектам административной ответственности за совершение административного правонарушения.

При этом ряд наказаний, например административный штраф, имеет множественность санкций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации: за совершение преступлений (ст. 46 УК), налоговых проступков (п. 2 ст. 114 НК), правонарушений, определенных Гражданского кодекса (п. 1 ст. 330), а также нарушений бюджетного законодательства (ст. 282 БК).

Необходимо учитывать различия между установлением и применением административного наказания. Если установление подразумевает определение, утверждение и введение в действие какого-либо правила, порядка, в данном случае девять видов административных наказаний. То применение — это осуществление на деле, которое имеет целый ряд особенностей в зависимости от тех или иных обстоятельств: специфики административно-правового статуса (см. комментарий к ч. 2 ст. 2.3), фактических обстоятельств (см. комментарий к ст. 2.7), исключений из общего правила (см. комментарий к ст. 2.8) и т.д.

2. В отношении юридического лица в силу невозможности не применяются такие административные наказания, которые изначально имеют индивидуальный характер: лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

3. Важным моментом является положение части 3 настоящей статьи о том, что административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа могут быть установлены законами субъектов РФ, все иные административные наказания устанавливаются только КоАП.

Данное положение согласовано с пунктом «к» статьи 72 Конституции РФ, который утверждает, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В этой связи представляется необходимым учитывать положения статьи 1.3 КоАП, где определяется, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Вследствие вышеизложенного расширяются права субъектов Российской Федерации в области установления административной ответственности за правонарушения, ответственность за которые не предусмотрена федеральным законодательством. Однако это возможно только в соответствии с задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП).

Установлением данных задач исключается возможность принятия субъектами РФ закона, выходящего за рамки законодательства России об административных правонарушениях, что, в свою очередь, является важной гарантией административной ответственности.

Другой комментарий к Ст. 3.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья содержит перечень наказаний, которые могут применяться уполномоченными органами и должностными лицами. Как видно, административные наказания различны по своему характеру, содержанию и правовым последствиям.

Перечень составлен с учетом того, что в процессе происходящих изменений в российской государственности некоторые административные взыскания утратили свое значение. Это касается исправительных работ, которые в настоящее время не применяются, поскольку их реализация предполагает принудительный труд, что противоречит ст.37 Конституции РФ и общепринятым международным стандартам. Исключение исправительных работ из перечня административных наказаний, очевидно, обусловлено также их сходством с уплатой штрафов в рассрочку.

Утратили свое значение в качестве мер административной ответственности взыскание стоимости товаров и транспортных средств, выражающееся в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения правонарушения, а также отзыв лицензии или квалификационного аттестата, которые были предусмотрены в ТК РФ.

Статья дополнена новым видом административного наказания — дисквалификацией.

2. Административные наказания, перечисленные в рассматриваемой статье, образуют систему. По расположению административных наказаний в системе нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести каждого из наказаний в соотношении между собой.

3. Впервые законодателем фиксируются виды административных наказаний, которые могут применяться в отношении юридического лица. К ним относятся: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, перечисленные в п.1-4 ч.1 данной статьи.

4. Статья по существу не содержит запрет на установление предупреждения и штрафа в отраслевом законодательстве или законодательстве субъектов РФ. Однако административные наказания, перечисленные в п.3-8 ч.1, могут быть установлены только настоящим Кодексом.

Читайте так же:  Кто дает разрешение на торговлю

5. Статья не содержит указания и на возможность установления иных видов административных наказаний, предусмотренных другим законодательством. Это означает, что указанный перечень является исчерпывающим, и новые виды могут быть введены только КоАП РФ.

Статья 3.3. КоАП РФ. Основные и дополнительные административные наказания

Ст 3.3 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года


1. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

2. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Если санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначается только то из административных наказаний, которое может быть назначено указанному лицу.

Комментарий к статье 3.3. КоАП РФ:

1. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.

2. Остальные административные наказания, перечень которых дан в ст. 3.2 настоящего Кодекса, могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания.

3. Дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса.

4. В санкциях некоторых статей Особенной части Кодекса указываются наказания, которые могут (например, ст. ст. 8.17 — 8.20, 8.37, 8.39) или должны (например, ст. ст. 7.12, 7.15, 14.16, 14.17) быть назначены в качестве дополнительных. Там, где санкция сформулирована как альтернативная (например, «штраф с конфискацией. или без таковой»), дополнительное наказание может быть применено или не применено по усмотрению судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Необходимость в применении дополнительного наказания должна быть продиктована характером правонарушения, степенью вины нарушителя и другими обстоятельствами дела.

Если же санкция применяемой статьи Особенной части Кодекса не содержит альтернативы, то судья, рассматривающий дело, обязан наряду с основным назначить также и дополнительное наказание. Воздержаться от его назначения, руководствуясь характером совершенного правонарушения или личностью нарушителя, правоприменитель уже не может.

5. Комментируемая статья содержит важное положение о допустимых вариантах сочетания мер ответственности за административное правонарушение. За конкретное административное правонарушение может быть назначено либо основное, либо основное плюс одно из дополнительных административных наказаний. В качестве основного за совершение административного правонарушения может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта Федерации. Основные наказания несочетаемы друг с другом. Как общее правило недопустимо одновременное применение двух дополнительных наказаний.

При назначении административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, в решении вопроса о сочетании основных и дополнительных административных наказаний необходимо руководствоваться ст. 4.4 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 4.4).

6. Если законодатель сочтет нужным в последующем ввести новый вид административного наказания, то одновременно ему необходимо решить, будет ли это наказание применяться только как основное, или возможно его применение и как основного, и как дополнительного административного наказания.

Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания

Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3.3 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 35-ФЗ в часть 1 статьи 3.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 35-ФЗ в часть 2 статьи 3.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Платная экспертиза по административным делам

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 3 статьи 3.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Если санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначается только то из административных наказаний, которое может быть назначено указанному лицу.

Статья 4.4 КоАП РФ. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений

Новая редакция Ст. 4.4 КоАП РФ

1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

2. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

3. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

4. При назначении административного наказания в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Другой комментарий к Ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье закреплен один из основополагающих принципов назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений (совокупность правонарушений).

3. Следует заметить, что данное правило распространяется на назначение как основных, так и дополнительных наказаний. Если нормами Особенной части за любое из совершенных правонарушений предусмотрено дополнительное наказание, в этом случае к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных наказаний.

4. При назначении административного наказания по совокупности правонарушений следует отличать их от правонарушений, совершенных повторно (неоднократно). Такие административные правонарушения являются сложными по юридической конструкции состава, но всегда единичными в отличие от совокупности, когда лицо совершает несколько административных правонарушений.

Повторность в качестве квалифицирующего признака закрепляется в диспозиции конкретных юридических составов Особенной части КоАП РФ. Однако законодатель не формулирует понятие повторности, что является существенным пробелом.

Анализ административных правонарушений приводит к следующим выводам.

Повторность (неоднократность) характеризуется совершением двух и более однородных административных правонарушений, за которые лицо ранее привлекалось к административной ответственности, но при этом срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек. Как видно, для повторных (неоднократных) административных правонарушений характерна их однородность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однородность означает, что вновь совершенное правонарушение и прежнее правонарушение предусмотрены одной и той же статьей или частью статьи, а следовательно, им присущи одинаковые или сходные непосредственные объекты административного правонарушения, мотивы и условия их совершения. Если за ранее совершенное административное правонарушение лицо было освобождено от административной ответственности, вновь совершенное однородное правонарушение нельзя признавать повторным.

Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания

Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания

1. Анализ правил ст. 3.3 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) в них дается легальная классификация административных наказаний.

В основу этой классификации законодатель положил деление административных наказаний на основные и дополнительные;

2) лицу не может быть назначено только дополнительное административное наказание (без назначения основного). В практике возникает вопрос: может ли быть лицо освобождено только от основного административного наказания (но не от дополнительного)? К сожалению, прямого ответа в ст. 3.3 нет. Систематическое толкование ст. 2.9 (см. коммент. к ней) и ст. 3.3 показывает, что:

а) каких-либо ограничений освобождения от административной ответственности, а равно запретов, дополнительных условий (помимо тех, что указаны в ст. 4.1, см. коммент. к ней) закон не установил;

б) в конкретной ситуации лицо (которому было назначено и основное административное наказание, например, административный штраф и административное выдворение за пределы Российской Федерации) может быть освобождено от основного наказания, в то время как дополнительное останется. Видимо, законодателю целесообразно уточнить редакцию ст. 2.1, 3.3, а Верховному Суду РФ — определить свою позицию по данному вопросу.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 3.3 могут устанавливаться и применяться (судьей, органом, должностным лицом) только в качестве основных следующие административные наказания:

1) предупреждение (см. коммент. к ст. 3.4);

2) административный штраф (см. коммент. к ст. 3.5);

3) лишение специального права (например, прав на управление транспортным средством, см. коммент. к ст. 3.8);

4) административный арест (см. коммент. к ст. 3.9);

5) дисквалификация (см. коммент. к ст. 3.11);

6) административное приостановление деятельности (см. коммент. к ст. 3.12).

3. Правила ч. 2 ст. 3.3 посвящены административным наказаниям, которые могут выступать как в качестве основных, так и в качестве дополнительных. К ним относятся:

Читайте так же:  Жалоба на незаконные действия пристава образец

1) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (см. коммент. к ст. 3.6);

2) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (см. коммент. к ст. 3.7);

3) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (см. коммент. к ст. 3.10).

4. Применяя положения ч. 3 ст. 3.3, нужно учесть, что они:

1) устанавливают важные правила назначения административного наказания, ибо:

а) предписывают руководствоваться конкретными санкциями, предусмотренными в статьях Особенной части КоАП либо в законах субъектов Российской Федерации об административной ответственности;

б) допускают возможность назначать за совершенное правонарушение:

— либо только основное административное наказание;

— либо (одновременно) и основное, и дополнительное административное наказание (например, в ст. 8.19 «Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации» предусматривается применение и основного, и дополнительного наказания — наложение административного штрафа и конфискация орудий совершения административного правонарушения, см. коммент. к статье);

2) допускают сочетание только одного основного и одного дополнительного административного наказания. При этом:

а) речь идет о том, что лицо совершило одно административное правонарушение (за которое закон допускает применение и основного, и дополнительного наказания). В практике возникает вопрос: если лицо совершило несколько административных правонарушений, как решается вопрос о сочетании основных и дополнительных административных наказаний? Систематическое толкование ст. 3.3 и 4.4 (см. коммент. к ней) показывает, что:

— при совершении лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них наказание назначается в отдельности. При этом если санкция (предусмотренная в соответствующей статье закона) допускает сочетание основного и дополнительного наказания только за одно из совершенных правонарушений, судья, орган, должностное лицо вправе назначить за него и основное, и дополнительное, а за второе правонарушение — только основное наказание;

— если лицо совершило несколько административных правонарушений и дела о них рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, то назначается наказание в пределах только одной санкции (см. коммент. к ч. 2 ст. 4.4);

б) нужно учесть, что не допускается не только сочетание двух основных, но и двух дополнительных санкций. В практике возникает вопрос: вправе ли судья, орган, должностное лицо назначить одно основное административное наказание в сочетании с двумя и более дополнительными административными наказаниями? Систематическое толкование ст. 3.3 и практически всех норм Особенной части КоАП позволяет ответить отрицательно.

О возможности сочетания административного наказания с необходимостью возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением (равно как и компенсации морального вреда), см. коммент. к ст. 4.7. О невозможности за одно и то же административное правонарушение наказывать дважды см. коммент. к ч. 5 ст. 4.1. Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что в качестве основного может назначаться только одно из основных наказаний предусмотренных санкцией статьи, а дополнительное административное наказание не может назначаться самостоятельно (п. 25 Пост. N 5).

Статья 3.3 КоАП РФ. Основные и дополнительные административные наказания

Новая редакция Ст. 3.3 КоАП РФ

1. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

2. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Если санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначается только то из административных наказаний, которое может быть назначено указанному лицу.

Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания

1. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

2. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 , частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Если санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначается только то из административных наказаний, которое может быть назначено указанному лицу.

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды пищевой промышленностью

Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Согласно ч.1 комментируемой статьи в качестве основных административных наказаний могут устанавливаться и применяться только:

  • предупреждение:
  • административный штраф;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу:
  • административный арест;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Дополнительными являются такие административные наказания, которые могут назначаться как самостоятельно, так и присоединяться к основным мерам наказания.

В качестве как основного, так и дополнительного административного наказания, согласно ч.2 комментируемой статьи, могут устанавливаться и применяться следующие виды наказаний:

  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения:
  • конфискацию орудия или предмета административного правонарушения;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Пленум Верховного Суда РФ своим Постановлением от 24 марта 2005 г. №5 разъяснил следующее (п.25) :

При определении наказания за административное правонарушение необходимо учитывать положения ч.3 ст.3.3 КоАП РФ о допустимом сочетании видов административных наказаний за административное правонарушение, имея в виду, что за конкретное правонарушение может быть назначено только основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, предусмотренных санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ. Исходя из этого в качестве основного может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции статьи, а дополнительное административное наказание не может назначаться самостоятельно.

Каков порядок назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений?

Несколько административных правонарушений, совершенных одним лицом, влекут применение санкций по каждому составу КоАП РФ в отдельности. Если совершение нескольких проступков происходило в результате одного действия (бездействия) правонарушителя, ответственность последует по более строгому составу КоАП РФ. Рассмотрим, как происходит разграничение санкций за разнородные проступки, и как определяется размер наказания для нарушителя.

Комментарий к Статье 4.4 КоАП РФ

1. По правилам статьи 4.4 КоАП при совершении нескольких самостоятельных административных правонарушений административное наказание назначается за каждое в отдельности, если же совершено несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

При назначении административного наказания за каждое совершенное лицом правонарушение необходимо руководствоваться сроками давности привлечения к административной ответственности, где при истечении указанных сроков исключается возможность назначения административного наказания (см. комментарий к статье 4.5 КоАП).

Необходимо обратить внимание на четкое разграничение определений продолжаемого, длящегося и повторно совершенного административного правонарушения (см. комментарии к статьям 4.3, 4.5 КоАП).

2. Назначение административных наказаний осуществляется с учетом сопоставимости санкции и предусмотренных возможностей назначения наказаний одного вида, предупреждений или денежных взысканий в виде административного штрафа.

3. При этом учитываются положения о применении основных и дополнительных видов административных наказаний (см. комментарий к ст. 3.3 КоАП).

Варианты назначения наказания

Выявление фактов административных правонарушений происходит путем составления процессуальных протоколов. Их могут оформлять должностные лица и уполномоченные службы. Закон допускает следующие варианты рассмотрения дел при выявлении сразу нескольких проступков:

  • за каждое выявленное нарушение составляется отдельный протокол, за исключением случаев, когда рассмотрение дел подведомственно одному должностному лицу или органу;
  • если нарушения подведомственны разным органам или должностным лицам, назначение наказания будет проходить по самостоятельным процедурам;
  • если проступки были совершены в рамках одного действия (бездействия), основная мера наказания определяется по наиболее строгой санкции – при этом к нарушителю могут одновременно применяться несколько дополнительных видов санкций.

Таким образом, назначение наказания будет зависеть сразу от нескольких факторов. Прежде всего, учитывается характер нарушения:

Например, нарушение правил торговли и ПДД не могут рассматриваться в рамках одного дела, даже если совершены гражданином в один день. Напротив, если в результате одного дорожного инцидента были нарушены несколько норм ПДД, назначение наказания происходит в рамках одного дела (если каждое нарушение относится к компетенции суда или службы ГИБДД).

Перечни нарушений, выявленных у граждан или юридических лиц, указываются в содержании протоколов. Одновременно фиксируется противоправное действие или бездействие, послужившее основанием для составления протокола. От этих сведений будет зависеть возможность применения статьи 4.4 КоАП РФ, которая устанавливает правила ответственности за несколько административных проступков.

Другой комментарий к Ст. 3.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Санкцией административно-правовой нормы может быть предусмотрено несколько вариантов назначения наказания. В зависимости от этого критерия в данной статье административные наказания классифицируются на основные и дополнительные.

2. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Согласно п.1 рассматриваемой статьи предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

3. Дополнительными являются такие административные наказания, которые могут назначаться как самостоятельно, так и присоединяться к основным мерам наказания. В качестве как основного, так и дополнительного административного наказания, как и прежде, законодатель указывает возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискацию орудия или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

4. Необходимость применения дополнительного наказания обусловлена характером правонарушения, личностью виновного. Оно может быть назначено только в том случае, если это прямо предусмотрено в санкции применяемой нормы. Например, нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации (ч.2 ст.18.4).

Читайте так же:  Состав административного правонарушения в таможенном деле

5. В тех случаях, когда дополнительное наказание имеет альтернативный характер, назначение его является правом должностного лица, судьи. Так, за непринятие мер по таможенному оформлению или выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств, налагается штраф в размере от 1/10 до 1/2 стоимости явившихся предметами административного правонарушения товаров и (или) транспортных средств с конфискацией или без таковой (ст.16.16).

При этом за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

6. Применение дополнительного наказания должно быть продиктовано характером правонарушения, личностью, обстоятельствами дела.

7. Что касается законодательства субъектов РФ, санкции могут предусматривать только основное наказание в виде предупреждения или штрафа, поскольку в соответствии с п.3 ч.1 ст.3.2 эти виды могут устанавливаться не только КоАП РФ. Очевидно, законодательство субъектов РФ об административной ответственности в части установления и применения административного наказания должно быть приведено в соответствие со ст.3.2 и 3.3 настоящего Кодекса.

Комментарий к КоАП

Комментарий к Статье 3.3 КоАП РФ

1. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП, а также закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний и носят самодостаточный характер. Причем предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие либо конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (ст. 3.3 КоАП).

Некоторые из перечисленных видов административных наказаний вообще не могут применяться (или могут применяться с ограничениями) к определенным, точно указанным в КоАП, категориям граждан, например несовершеннолетним и др., в рамках статей 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10 КоАП.

Основное административное наказание применяется как самостоятельная мера, в единичном варианте. Недопустимо применение вместе с предупреждением, административным штрафом, лишением специального права, административным арестом, дисквалификацией и административным приостановлением деятельности каких-либо других мер административного наказания.

2. В свою очередь, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства не могут применяться только самостоятельно, а именно в качестве дополнения к тем видам, которые перечислены в части 1 данной статьи.

3. Материально-административными гарантиями защиты выступает законодательное закрепление в КоАП основных принципов и правил привлечения к административной ответственности. Что является средством защиты субъектов от бюрократизации, формализации общества, свободы от тотального контроля и произвола со стороны властей. И то, что за одно административное правонарушение предусмотрено назначение основного либо основного и дополнительного административного наказания, выражает цель общих материально-административных гарантий административной ответственности, то есть обеспечение условий для правомерного привлечения лица к административной ответственности за совершенные административные правонарушения и выполнение задач производства по делам об административных правонарушениях.

Целью материально-административных гарантий административной ответственности является создание (посредством правовых норм) предпосылок и условий для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности, от многократного, злонамеренного принуждения со стороны властей, а также для реализации своих прав и свобод.

Примеры назначения наказаний

Специальные правила ответственности за совершение нескольких проступков зафиксированы в КоАП РФ. Если каждый из видов нарушений относится к полномочиям одного органа (например, суда), санкции будут назначаться следующим образом:

  • для основного вида наказания используется состав КоАП РФ с более строгой санкцией (например, если обе статьи предусматривают штраф, применяется состав с более высоким размером санкции);
  • если один из составов КоАП РФ содержит наказание в виде предупреждения, будет применяться статья, в которой отсутствует указанная мера воздействия;
  • сложение размеров штрафа или иных мер воздействия не допускается – если наибольшая санкция допускает штраф в сумме 3 000 руб., суд или должностное лицо не могут произвольно увеличить размер взыскания;
  • при вынесении постановления суд, либо иной орган, должны указать полный перечень нарушений по КоАП РФ, даже если была назначена только одна санкция.

Перечисленные правила распространяются и на случаи назначения административного ареста. КоАП РФ допускает применять указанную санкцию на срок, не превышающий 15 суток (в исключительных случаях срок ареста может составлять до 30 суток). Если за каждый из проступков допускается назначение ареста, сложение сроков не допускается – нарушителю грозит не более 15/30 суток ограничения свободы. Обоснование выбора санкции будет указано в судебном акте.

Видео (кликните для воспроизведения).

В зависимости от состава основных санкций, могут применяться сразу несколько дополнительных мер воздействия. Например, помимо штрафа на несколько правонарушений, суд может одновременно назначить лишение специального права и дисквалификацию. Использовать можно только те дополнительные санкции, которые прямо указаны в содержании статьи Особенной части КоАП РФ.

Источники

В качестве дополнительных административных наказаний могут назначаться
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here