Учет загрязнения окружающей среды

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Учет загрязнения окружающей среды". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Ущерб от загрязнения окружающей среды

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Экономика, бизнеса и финансы»

«Ущерб от загрязнения окружающей среды»

Выполнила: студентка гр. ДФБ-32

1. Экономическая оценка ущерба от загрязнения природной среды

2. Расчет экономической эффективности: природоохранных мероприятий

3. Оценка экономического ущерба от загрязнения атмосферы

4. Оценка экономического ущерба от загрязнения водоемов

5. Оценка ущерба от загрязнения акустической среды населенных мест. Определение эффективности защиты среды от шумового загрязнения

1. Экономическая оценка ущерба от загрязнения природной среды

Рациональное использование природных ресурсов, снижение или частичная нейтрализация вредного воздействия на окружающую среду антропогённых нагрузок возможны при умелом планировании и осуществлении комплекса природоохранных (средозащитных) мероприятий, которые должны обеспечивать:

— соблюдение требований к качеству окружающей среды, с одной стороны, отвечающих интересам здоровья людей и охраны природной среды, а с другой, — учитывающих перспективные изменения, обусловленные развитием производства и демографическими процессами;

— получение максимального народнохозяйственного эффекта от состояния окружающей среды, сбережения и более полного использования природных ресурсов.

Загрязнение окружающей среды оказывает отрицательное воздействие на население, объекты жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственные угодья, животный и растительный мир, различные природные ресурсы (реципиенты). Вполне понятно, что человек в своей трудовой деятельности и все общество в целом должны стремиться к уменьшению загрязнения окружающей среды, улучшению условий жизнедеятельности. А это требует определенных затрат в народном хозяйстве.

Затраты направляются на

— предупреждение воздействия загрязненной среды на реципиенты. Эти затраты связаны с проведением природоохранных мероприятий (установкой пылеуловителей, нейтрализаторов устройством очистных сооружений; противошумовых заграждений и т.п.);

— реабилитацию последствий воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов. Эти затраты возникают лишь в том случае, когда полное предупреждение отрицательного воздействия невозможно.

Чаще всего оба вида затрат имеют место одновременно. Общая сумма затрат на природоохранные мероприятия называется экономическим ущербом, причиняемым народному хозяйству загрязнением окружающей среды. В целом комплекс природоохранных мероприятий должен оцениваться показателями общего экологического и общего социально-экономического результатов.

Общий экологический результат заключается в уменьшении отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшении ее состояния и проявляется в снижении объемов поступающих в среду загрязнений и уровня ее загрязнения (концентрация вредных веществ в среде, уровня шума, радиации и т.д.), увеличении количества и улучшении качества пригодных к использованию земельных, лесных и других ресурсов.

Общий социально-экономический результат заключается в повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства, увеличении национального богатства. Он определяется рядом конкретных социальных и экономических результатов.

Социальные результаты— это улучшение физического развития населения, сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни и периода активной деятельности, поддержание экологического равновесия (включая сохранение генетического фонда, сохранением эстетической ценности природных и антропогенных ландшафтов, памятников природы, заповедных зон и др.).

Экономические результаты природоохранных мероприятий заключаются в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда в производительной и непроизводительной сферах народного хозяйства и сфере личного потребления, достигаемых благодаря осуществлению этих мероприятий.

Экономическая эффективность природоохранных мероприятий определяется в соответствии с Временной типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды.

При экономическом обосновании природоохранных мер необходимы:

— возможно более полный учет всех позитивных и негативных социально-экономических последствий реализации различных вариантов природоохранных мероприятий как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе;

-возможно более полный учет затрат, связанных с осуществлением различных вариантов природоохранных мероприятий;

— учет фактора временит при оценке затрат и результатов;

— межотраслевой подход к выбору тех или иных природоохранных мероприятий с учетом необходимости экономии затрат на улучшение состояния окружающей среды и обеспечения более эффективного использования, природных ресурсов в масштабах рассматриваемых территорий.

Экономическое обоснование природоохранных мероприятий осуществляется путем сопоставления их экономических результатов с необходимыми для их осуществления затратами с помощью показателей общей и сравнительной эффективности природоохранных затрат и чистого экономического эффекта природоохранного мероприятия.

Экономический результат природоохранных мероприятий при расчете чистого экономического эффекта складывается из

— величины предотвращенного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, т.е. величины возможных затрат материального производства непроизводственной сферы и личных расходов населения, предотвращенных благодаря осуществлению природоохранного мероприятия;

— прироста экономической (денежной) оценки природных ресурсов, сберегаемых (улучшаемых) при внедрении природоохранного мероприятия;

— прироста продукции (в денежном выражении), полученной благодаря более полной утилизации сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов вследствие проведения природоохранного мероприятия.

Показатель общей (абсолютной) экономической эффективности природоохранных мероприятий исчисляется как отношение годового объема полного экономического эффекта от этих мероприятий к вызвавшим их затратам. Этот показатель применяется для обоснования структуры и объемов природе защитных мероприятий или структуры и объемов капитальных вложений средозащитного назначения.

Показатель сравнительной экономической эффективности используется для выбора наилучшего варианта природоохранных мероприятий (при условии эквивалентного действия разных вариантов). Он определяется как минимально необходимые совокупные эксплуатационные расходы и капитальные вложения, необходимые для реализации природоохранных мероприятий, проведенные к годовой размерности с учетом фактора времени.

Полный экономический эффект от природоохранных затрат рассчитывается па разности показателей чистой продукции или прибыли в материальном производстве, затрат в непроизводственной сфере и расходов из госбюджета и личных средств населения при сложившемся состоянии природной среды (или состоянии, которое может возникнуть без проведения средозащитных мероприятий) и проектируемом (достигаемом) ее состоянии.

Читайте так же:  Жалоба судебным приставам по алиментам

В общем виде эффективность природоохранных мероприятий Эз определяется по формуле

где Р — полученный результат от внедрения природоохранных мероприятий, руб.;

3 — затраты на проведение этих мероприятий, руб.

Экономический результат от внедрения природоохранных мероприятий рассчитывается по формуле

где П — величина предотвращенного экономического ущерба, руб. Она определяется по формуле

где У1- расчетная величина ущерба, который имеет место до внедрения природоохранных мероприятий, руб./год;

У2 — величина остаточного ущерба, исчисляемого после проведения природоохранного мероприятия, руб./год;

ΔД — величина дополнительного дохода, получаемого отраслью или предприятием вследствие внедрения, природоохранного мероприятия либо от реализации условленного сырья, руб./год.

Затраты на проведение природоохранного мероприятия 3 рассчитываются по формуле

где С — величина годовых эксплуатационных расходов на содержание и обслуживание сооружений природоохранного назначения;

К — величина капитальных вложений в строительство (создание) природоохранных сооружений;

Ен — нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений, обычно принимаемый равным 0.12-0.15,

Таким образом, полная экономическая эффективность природоохранных мероприятий Эз определяется по формуле

Показатель чистого экономического эффекта природоохранных мероприятий К рассчитывается по формуле

Подставляя соответствующие выражения получаем

R = [(У1 – У2) + ΔД] — (С + Ен-К)

Общая (абсолютная) экономическая эффективность капитальных вложений в природозащитные мероприятия Эр определяется как отношение годового полного объема экономического эффекта Р, за вычетом расходов на эксплуатацию средозащитных сооружений (объектов) С, к величине капитальных вложений, обеспечивающих этот результат:

Эр= Р – С/К= [(У1 – У2) + ΔД] – С/К

Полученный результат должен быть равен или выше нормативного коэффициента капитальных вложений Ен, Эр ≥ Ен.

3. Оценка экономического ущерба от загрязнения атмосферы

Экономическая оценка ущерба .У, причиняемого годовыми выбросами загрязнений в воздух атмосферы для отдельного источника определяется по формуле

где У — величина ущерба, руб./год;

γ — постоянный множитель (константа), численное значение

которого принимается равным 3.3 руб./усл.т (по состоянию на 1990 г.);

δ — показатель относительной опасности загрязнения атмосферы. значение которого определяется размерами и типом зоны активного загрязнения (ЗАЗ), ее пространственным положением;

f- поправка, учитывающая характер рассеяния примеси в атмосфере;

М — приведенная масса годового выброса из источника, усл. т/год.

Если зона активного загрязнения неоднородна и включает в себя территории таких типов, которым в табл. 1 соответствуют разные значения величины δ, то значение δзаз для всей ЗАЗ определяется по формуле

где Sзаз- общая площадь зоны активного загрязнения;

1 — номер зоны ЗАЗ,

К — общее число типов территорий, формирующих ЗАЗ;

S1 — площадь 1-ой части ЗАЗ;

δ1 — соответствующее табличное значение константы.

Для организованных источников (единичных труб) ЗАЗ представляет собой кольцо, заключенное между окружностями с радиусами

Rвнутр заз = 2φh

где h — высота источника в метрах;

φ- поправка на подъем факела выбросов. Показатель φ рассчитывается по формуле

где ΔТ — среднегодовое значение разности температур в устье источника (трубы) и в окружающей атмосфере, 0 С. Величину ΔТ следует определять, принимая температуру окружающего атмосферного воздуха равной среднегодовой для определенного пункта (Тв), а температуру в устье источника — по технологическим нормативам производства (Ту).

Если высота трубы h 3 )/ПДКр.х (г/м 3 ) усл.т/т

где ПДКр,х — предельно допустимая концентрация 1-го вещества в водных объектах, используемых для рыбохозяйственных целей;

m1 — общая.масса годового сброса 1-ой примеси оцениваемым источником, т/год.

Если источник загрязнения сбрасывает сточные воды нескольких типов, различающихся степенью очистки, то следует определить общую массу m1 годового сброса 1-ой примеси в водоем, сбрасываемую всеми типами сточных вод по формуле

где mij масса годового поступления 1-го вещества в водоем из данного источника со сточными водами j-го типа, j =.1, 2. . К (т/год).

5. Оценка ущерба от загрязнения акустической среды населенных мест. Определение эффективности защиты среды от шумового загрязнения

Шумовое загрязнение населенных мест, источником которого служат главным образом транспортные средства, является одной из наиболее актуальных проблем оптимального природопользования. Воздействие шумов на человека приводит к снижению работоспособности. увеличению заболеваемости и т.п. Шум может отрицательно влиять также на растительный и животных мир.

При оценке ущерба от шума пользуются следующими понятиями и обозначениями:

годовое дневное расчетное время («дневное время») — все промежутки времени от 7 ч 00 мин до 23 ч 00 мин. по местному времени в течение года;

годовое ночное расчетное время («ночное время») — все интервалы от 23 ч 00 мин до 7 ч 00 мин по местному времени в течение года;

эквивалентный уровень звука Lазкв; измеряется по шкале А стандартного шумометра при логарифмическом осреднении за годовое ночное (дневное) расчетное время. Индекс Lазкв нередко опускается и тогда обычно обозначение Lн (д);

расчетная территория или территория регулирования шума — совокупность жилых помещений либо участков жилой застройки, уровни шумов в которой (на территории которых) изменяются в итоге шумозащитного мероприятия или различны для сравниваемых вариантов.

В составе источников шумов выделяют регулируемые (РИШ) и нерегулируемые источники шума (НИШ). К РИШ относятся источники, вклад которых в общешумовое загрязнение (суммарный уровень звука) меняется или регулируется в результате проведения противошумового мероприятия.

Экономическая оценка годового ущерба, причиняемая шумами от совокупности всех источников в условиях жилых помещений равна

где Ун.общ — экономическая оценка годового ущерба, причиняемого шумами в ночное время в условиях жилых помещений, руб./год;

Читайте так же:  Порядок обжалования судебных решений по административным делам

Уд.общ — экономическая оценка годового ущерба, причиняемого шумами в дневное время в условиях жилых помещений, руб./год, причем

где — количество людей (чел.), проживающих на расчетной территории в помещениях, где эквивалентный уровень шума при усреднении за годовое время имеет в дБА значение. равное целому числу Lн (по измерениям или заданное предварительно);

— то же, при усреднении за годовое дневное время, чел;

и — безразмерные величины.

Уровень шума в, жилых помещениях приближенно определяется по формуле

где Lн(д)*J — эквивалентный уровень звука, измеренный вне жилого здания на расстоянии 2 м от оконных проемов при усреднении за годовое ночное -(дневное) время.

Экономическая оценка годового ущерба для дневного времени определяется по формуле

где — безразмерная величина, зависящая от уровня эквивалентного шума Lд. рассчитываемая по формуле;

Офисы окружающую среду не загрязняют

Если у офисной компании нет объекта, производящего выбросы, сбросы загрязняющих веществ, то ей даже не нужно вставать на учет в органах Росприроднадзора. А если выбросы есть, но объект негативного воздействия относится к IV категории, платить за загрязнение окружающей среды не придется.

— В органах Росприроднадзора объектам негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) присваивается категория — от I до IV. Как происходит такая регистрация?

— Государственная информационная система по постановке объектов НВОС на государственный учет заработала с декабря. Заявки на регистрацию объектов НВОС можно подавать и на бумажном носителе, и в электронном виде с использованием портала госуслуг.

Если организация или предприниматель, имеющие объект негативного воздействия, не подали заявку до 1 января 2017 г., мы уведомляем их о необходимости постановки на учет. И если они длительное время не будут реагировать на наше уведомление, то могут быть оштрафованы по ст. 8.46 КоАП РФ. До направления уведомления мы пока никого не штрафуем.

— Должна ли организация подавать заявление о постановке на учет, если у нее обычное помещение в офисном комплексе?

— Позиция Росприроднадзора следующая: если у офиса отсутствуют выбросы и сбросы загрязняющих веществ и образуются только коммунальные отходы, то его на учет ставить не нужно.

А вот если у офисной компании есть на балансе своя котельная, то ее нужно ставить на учет, так как котельная является объектом НВОС.

— Что именно будет считаться объектом НВОС: сама организация или непосредственно помещение, в котором расположен офис? К примеру, в перечнях «вредных» объектов, выложенных на сайте Росприроднадзора, названы именно организации.

— Раньше учет объектов НВОС вели по организациям. Критерии хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному экологическому надзору, утратили силу в 2015 г., и сейчас ими можно руководствоваться только в части, не противоречащей новым критериям.

А по новым правилам объект — это не юридическое лицо, а именно сам объект, оказывающий негативное воздействие. Например, производственный цех или комплекс технологически связанных объектов капитального строительства.

Каждый объект негативного воздействия относится к одной из четырех категорий. Учитываются источники выбросов, сбросов, сведения о размещении и утилизации отходов. Самая опасная категория объектов — I, объекты IV категории оказывают минимальное негативное воздействие. Напомним, от внесения платы освобождены организации, ведущие деятельность исключительно на объектах IV категории, а также организации, образующие только твердые коммунальные отходы. Подтверждается IV категория соответствующим свидетельством о постановке объекта НВОС на учет

Видео (кликните для воспроизведения).

— Влияет ли характер владения помещением (аренда или собственность) на обязанность встать на учет?

— Офисные компании могут относиться к IV категории, если у них есть выбросы. Тогда объект негативного воздействия — здание либо часть здания, помещения, при этом не важно, находится ли оно в собственности или арендовано. Но должны быть подтверждающие документы, в частности договор аренды. В IV категорию попадают объекты, которые имеют стационарные источники загрязнения с выбросами не более 10 тонн в год и у которых отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в сточные воды, в окружающую среду или в централизованные системы, за исключением хозбытовых стоков.

— А что такое хозбытовые стоки?

— Состав хозбытовых сточных вод аналогичен составу таких же вод в жилых помещениях. В то время как промышленные сточные воды содержат загрязняющие вещества, образующиеся в процессе производства, например при подготовке сырья или очистке оборудования.

— За размещение твердых коммунальных отходов плату вносит оператор по обращению с отходами. А какие отходы относятся к названному виду?

— Твердые коммунальные отходы (ТКО) — те, что образуются в процессе деятельности в квартирах, жилых помещениях (пищевые отходы, макулатура). А офисные отходы — это товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования. В подавляющем большинстве случаев они аналогичны и приравнены к твердым коммунальным отходам.

По действующим правилам, если выбросы составляют менее 10 тонн в год, объекты НВОС попадают в IV категорию. Сейчас подготовлен проект расширения и уточнения этой категории. Логично, чтобы в IV категорию попадали все объекты, у которых образуются отходы, но нет выбросов и сбросов. В настоящий момент такие объекты могут попадать в III категорию, несмотря на то что они даже менее опасны, чем объекты IV категории.

По нашему мнению, если у объекта только образуются отходы и отсутствуют сбросы и выбросы, то он не должен относиться к III категории. Так что, скорее всего, количество объектов III категории уменьшится.

Читайте так же:  Наказание за нарушение режима тишины

— До постановки на учет плата вносится по старым правилам?

— Да, если организация не поставила объект на учет, она должна внести плату за негативное воздействие по старым правилам. На объекты, которые относятся к IV категории, надо было подать заявки хотя бы до марта. Ведь плата вносится до 1 марта включительно, а декларация подается до 10 марта включительно.

Напомню, что документ, подтверждающий освобождение от платы, — это свидетельство о постановке объекта НВОС на государственный учет.

— Надо ли будет заплатить за ту часть периода, когда организации еще не встали на учет?

— Поправками в Закон об охране окружающей среды в отношении объектов IV категории организации освобождены от внесения платы еще с 1 января 2016 г.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

1С:Производственная безопасность. Охрана окружающей среды

Программный продукт «1С:Предприятие 8. Производственная безопасность. Охрана окружающей среды» предназначен для автоматизации задач охраны окружающей среды и экологической безопасности на предприятиях различных отраслей. Решение обеспечивает автоматизацию процессов учета, планирования, контроля и формирования аналитической отчетности по негативному воздействию на окружающую среду в соответствии с требованиями законодательства РФ, отраслевой и корпоративной специфики.

Использование решения направлено на снижение трудоемкости, сокращения сроков обработки информации, автоматизацию расчета размеров экологических платежей в соответствии с нормативами и выданными разрешениями, а также на повышение эффективности работ по обеспечению высокого уровня экологической безопасности на предприятии.

Эксплуатация предприятий и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, определенными на уровне федерального законодательства. Для реализации этих требований в решении «1С:Предприятие 8. Производственная безопасность. Охрана окружающей среды» используются классификаторы загрязняющих веществ и отходов, классификторы водопользования, классификаторы по образованию и размещению отходов.

Негативное воздействие на окружающую среду требует расчетов и уплаты экологических платежей. В «1С:Предприятие 8. Производственная безопасность. Охрана окружающей среды» предусмотрен расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду: за выбросы в атмосферный воздух, за сбросы, за размещение отходов.

Предусмотрена автоматизация выполнения предприятиями комплекса мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Требования в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха и водных объектов являются основными. Ненадлежащее соблюдение данных требований влечет за собой имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, а также повышает риск возникновения экологических аварий на производстве и может привести к завышенным размерам экологических платежей. В решении «1С:Предприятие 8. Производственная безопасность. Охрана окружающей среды» предусмотрена возможность планирования природоохранных мероприятий и формирование отчетности по выполненным мероприятиям.

В «1С:Предприятие 8. Производственная безопасность. Охрана окружающей среды» предусмотрено хранение и обработка большого количества учетной информации, формирование отчетной и аналитической документации, контроль сроков действия разрешительных документов, контроль своевременности проведения мероприятий по обеспечению экологической безопасности на предприятии, что значительно сокращает трудоемкость по сравнению с ручной обработкой информации.

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА

«1С:Предприятие 8. Производственная безопасность. Охрана окружающей среды»

  • снижение вероятности возникновения экономического, социального и экологического ущерба от негативного воздействия на окружающую среду;
  • контроль уровня обеспечения экологической безопасности на предприятии;
  • учет затрат на мероприятия по охране окружающей среды;
  • адаптация к особенностям отраслевой и корпоративной специфики;
  • соответствие требованиям действующего законодательства;
  • масштабируемость решения;
  • интеграция с типовыми решениями на платформе «1С:Предприятие 8».

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Государственное регулирование деятельности в области охраны окружающей среды в настоящее время осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Федеральный закон 7-ФЗ от 10 января 2002 г. (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» определяет следующие понятия:

окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;

контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;

требования в области охраны окружающей среды — предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Организация, эксплуатирующая источники негативного воздействия на окружающую среду обязана:

  1. Вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16 N7-ФЗ от 10 января 2002 г. (ред. от 24.11.2014).
  2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение недр, почв;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Читайте так же:  Оплатить штраф по постановлению об административном правонарушении

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА:

  • учет источников и их выбросов (нормативных и фактических выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) в автоматическом и ручном режиме;
  • учет газопылеулавливающих установок;
  • учет источников водопотребления и водоотведения, учет объема вод при водопотреблении и водоотведении, учет качества сточных вод;
  • учет мест хранения отходов, учет обращения отходов (образование, передача, обезвреживание, размещение);
  • учет данных о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы;
  • учет и контроль сроков действия разрешительной документации;
  • автоматический расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • формирование первичной учетной документации;
  • формирование, сохранение и вывод на печать регламентированной и аналитической отчетной документации;
  • планирование и контроль сроков выполнения мероприятий: по устранению нарушений требований НТД, по сокращению выбросов, сбросов, образованию отходов (до установленных нормативов ПДВ, НДС, ПНЛООР), внешних и внутренних проверок состояния экологической безопасности, уведомление участников процессов о ходе выполнения мероприятий;
  • планирование и контроль учебной деятельности сотрудников в области охраны окружающей среды (обучения, инструктажей, проверки знаний).

Учет источников и их выбросов (нормативных и фактических выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух), учет работы газопылеулавливающих установок

Учет источников выбросов.

Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Учет нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Формирование плана по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Учет источников водопотребления и водоотведения, учет объема вод при водопотреблении и водоотведении, учет качества сточных вод

Учет источников водопотребления.

Учет источников водоотведения.

Учет фактического водоотведения.

Учет фактического водопотребления.

Учет качества сбрасываемых вод.

Учет мест хранения отходов, обращения с отходами (образование, передача, обезвреживание, размещение)

«Данные учета в области обращения с отходами» Приказ Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Учет и контроль сроков действия разрешительной документации

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, решение о предоставлении водного объекта в пользование, договора на водопользование, лицензии на недропользование, лимиты на размещение отходов, лицензии по обращению с отходами, договора на прием/передачу отходов.

В Системе реализован контроль сроков действия разрешительной документации с помощью автоматических напоминаний и уведомлений о наступлении даты окончания действия разрешительной документации.

Автоматический расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду


Данные для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду формируются на основе первичных учетных данных в Системе. Также имеется возможность внесения фактических данных непосредственно в расчет платежей вручную.

Расчет платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Расчет платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками.

Расчет платежей за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (реализована возможность выбора: по выпускам, по промышленным площадкам).

По промышленной площадке (при неорганизованном сбросе).

Расчет платежей за размещение отходов производства и потребления.

Формирование печатной формы отчета «Расчет платы за НВОС».

Учет данных рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы

В Системе ведется учет данных о нарушенных землях, материалов инвентаризации, контрольных обмеров, а также актов приемки-передачи рекультивированных земель, на основании которых автоматически формируется отчет 2-ТП (рекультивация) (в соответствии с Приказом Росстата от 29.12.2012 № 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы»).

Формирование регламентированной и аналитической документации:

  • форма 2 ТП воздух (срочная);
  • форма 2-ТП (воздух);
  • 2-ТП (водхоз);
  • 2-ТП (отходы);
  • 2-ТП (рекультивация);
  • сведения, полученные в результате учета качества;
  • сведения, полученные в результате учета объема забора и объема сброса;
  • сведения, полученные о результате учета объема сброса;
  • технический отчет о неизменности производственного процесса;
  • форма 2 ОС: Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах;
  • форма 4 ОС: Сведения о текущих затратах на ООС и экологических платежах;
  • контроль сроков нахождения отходов на накоплении.

Система автоматически напоминает о сроках формирования регламентированной отчетной документации и необходимости предоставления в надзорные органы.

Планирование и контроль сроков выполнения мероприятий

Система предоставляет возможность планирования и контроля выполнения мероприятий по устранению нарушений требований НТД, по сокращению выбросов, сбросов, образованию отходов (до установленных нормативов ПДВ,НДС,ПНЛООР), внешних и внутренних проверок состояния экологической безопасности.

При планировании мероприятия, учитываются: дата выполнения, ответственные за выполнение, источники финансирования и стоимость. Система автоматически напоминает о сроках проведения мероприятий и уведомляет участников процессов о ходе выполнения мероприятий.

Планирование и контроль учебной деятельности сотрудников

В Системе осуществляется планирование и фиксируются результаты проведения инструктажей, обучения и проверок знаний сотрудников в области охраны окружающей среды. Реализовано формирование следующих документов:

  • список контингентов работников;
  • график проведения инструктажей;
  • график проведения обучения;
  • график проведения проверок знаний;
  • учет свидетельств на право работы с отходами 1-4 кл. опасности.

В Системе реализован аналитический отчет, позволяющий оперативно получить информацию о подготовке и обучении сотрудников для принятия управленческих решений.

Учет данных предприятия

Учет данных организационной структуры, подразделений и сотрудников, физических лиц, а также внешних организаций, договоров, заключенных с ними. Введенные данные используются при формировании учетных и отчетных данных в области охраны окружающей среды.

Читайте так же:  Административный арест на 15 суток водителя

В одном окне программы доступна полная информация о предприятии. Обеспечен быстрый доступ к данным подразделений, промышленных площадок, выпусков сточных вод и т.д.

Глава 17. Государственный учет участков загрязнения окружающей среды

Статья 147. Задачи и принципы ведения учета участков загрязнения окружающей среды

1. Государственный учет участков загрязнения окружающей среды представляет собой систематическое определение и фиксацию количественных и качественных показателей, характеризующих участки и объекты окружающей среды, загрязненные вредными веществами, в том числе природного происхождения, свыше нормативов, установленных в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Данные государственного учета участков загрязнения окружающей среды характеризуют степень их промышленной и экологической безопасности для жизни и здоровья человека, изученности, использования и рекультивации.

3. Государственный учет участков загрязнения окружающей среды осуществляется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды на основе данных, представляемых природопользователями и организациями, осуществляющими мониторинг окружающей среды и природных ресурсов по заказу специально уполномоченных государственных органов.

Статья 148. Порядок ведения учета участков загрязнения окружающей среды и их реестры

1.Государственный реестр участков загрязнения окружающей средыявляется банком данных, в котором собираются данные о видах и происхождении участков загрязнения, объемах и концентрациях загрязняющих веществ на них, принадлежности участков загрязнения и мерах по их ликвидации.

2. Государственный реестр участков загрязнения окружающей среды состоит из центрального и территориальных реестров. Организацию ведения государственного реестра осуществляет уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.

3. Государственный реестр участков загрязнения окружающей среды ведется за счет бюджетных средств.

Глава 18. Государственные кадастры природных ресурсов

Статья 149. Единая система государственных кадастров природных ресурсов

1. Единая система государственных кадастров природных ресурсов Республики Казахстан (далее — Единая система кадастров) создается и ведется как межотраслевая информационная система, объединяющая все виды государственных кадастров природных ресурсов Республики Казахстан в целях обеспечения единого общегосударственного комплексного учета и оценки природного и экономического потенциала Республики Казахстан.

2. Государственные кадастры природных ресурсов представляют собой систематизированный свод информации о количественных и качественных показателях природных ресурсов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

3. Объектами Единой системы кадастров являются составные части окружающей среды: земля, вода, лес, почва, недра,растительный и животныймир в их взаимодействии.

4. Единая система кадастров ведется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды совместно со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими мониторинг соответствующих видов природных ресурсов, на основе данных учета состояния и использования природных ресурсов.

5. Система государственных кадастров природных ресурсов содержит в цифровом виде на каждый учетный кадастровый объект документальные сведения о его состоянии с указанием географической привязки и организационно-правовой формы.

6. Основными принципами ведения Единой системы кадастров являются:

1) единство технологии обработки и предоставления кадастровой информации;

2) применение автоматизированных информационных технологий;

3) объективность пополнения и обновления информации.

Статья 150. Структура и содержание Единой системы кадастров

Структуру Единой системы кадастров составляют следующие объекты учета, мониторинг по которым осуществляется следующими специально уполномоченными государственными органами:

1) по государственному земельному кадастру — центральным уполномоченным органом в области управления земельными ресурсами — в целом по республике, а его территориальными органами — в пределах административно-территориальных единиц;

2) по государственному водному кадастру (поверхностным и подземным водным источникам, использованию водных ресурсов) — уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, использования и охраны водного фонда, по изучению и использованию недр — в целом по республике, а их территориальными органами — в пределах бассейнов рек и административно-территориальных единиц;

3) по государственному лесному кадастру — уполномоченным государственным органом в области лесного хозяйства — в целом по республике, а его территориальными органами — в пределах административно-территориальных единиц;

4) по государственному кадастру месторождений и проявлений полезных ископаемых, техногенных минеральных образований — уполномоченным государственным органом по изучению и использованию недр — в целом по республике, а его территориальными органами — в пределах административно-территориальных единиц;

5) по государственному кадастру особо охраняемых природных территорий — уполномоченным государственным органом в области особо охраняемых природных территорий — в целом по республике, а его территориальными органами — в пределах административно-территориальных единиц;

6) по государственному кадастру животного мира — уполномоченным государственным органом в области охраны, воспроизводства и использования животного мира — в целом по республике, а его территориальными органами — в пределах административно-территориальных единиц.

Статья 151. Предоставление информации

1. Результаты учета и регистрации объектов, полученные в рамках кадастров природных ресурсов, передаются специально уполномоченными государственными органами в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды безвозмездно.

2. Данные об объекте, занесенном в Единую систему кадастров, должны включать:

1) отчетные материалы, паспорт объекта, утвержденные специально уполномоченными государственными органами, и статистическую информацию;

2) картографический материал о пространственном положении объектов и другие данные, необходимые для комплексной оценки территорий.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в кадастрах, специально уполномоченным государственным органам, осуществляющим мониторинг соответствующих видов природных ресурсов.

Источники

Учет загрязнения окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here