Участники рассматривающие дела об административных правонарушениях

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Участники рассматривающие дела об административных правонарушениях". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Содержание

Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (ст.ст. 25.1 — 25.15)

Глава 25. Участники производства по делам
об административных правонарушениях, их права и обязанности

ГАРАНТ:

См. схему «Субъекты производства по делам об административных правонарушениях»

>
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

67.Участники производства по делам об административных правонарушениях; виды участников.

Субъекты производства по делу об административном правонарушении образуют несколько групп в зависимости от их процессуальной роли.

Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела:

— административные комиссии при местных администрациях районов, городов, поселков;

— администрации районов, городов, поселков, сел;

— районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— судьи (мировые судьи, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов);

— органы внутренних дел (милиция);

— органы (должностные лица), осуществляющие административно-надзорные функции (прокурор, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы и т.д.).

Субъекты, имеющие личный интерес в деле:

— лицо, привлекаемое к административной ответственности;

— потерпевший (физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред);

— законные представители обеих сторон (родители, усыновители, опекуны, попечители, адвокаты, руководители организаций или иное лицо, признанное органом юридического лица).

Лица и органы, содействующие осуществлению производства:

— свидетели (лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению);

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— эксперты (любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения);

— переводчики (любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении);

— специалисты (любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств);

Правовое положение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, регламентировано гл. 25 КоАП РФ.

68.Участники производства по делам об административных правонарушениях, наделенные властными полномочиями.

Органы и должностные лица, наделяемые государственно-властными полномочиями по делам об административных правонарушениях, определены КоАП и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Их можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют судебные органы, исполнительные органы государственной власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП.

Согласно ч. 1 ст. 22.1 КоАП, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП:

судьи, в том числе судьи гарнизонных военных судов, мировые судьи, судьи арбитражных судов;

федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы;

иные государственные органы, уполномоченные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ;

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Вторую группу составляют судебные органы, органы исполнительной власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ.

Согласно ч. 2 ст. 22.1 КоАП, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ:

органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ;

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

административные комиссии, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ;

иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ.

Третью группу составляют исполнительные органы государственной власти (должностные лица), уполномоченные возбуждать дело об административном правонарушении.

Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП, уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП:

органы (должностные лица) исполнительной власти, уполномоченные в соответствии со ст.. 27.2 — 27.15 КоАП осуществлять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

органы (должностные лица) исполнительной власти, уполномоченные в соответствии со ст. 28.3 КоАП составлять протоколы об административных правонарушениях;

органы (должностные лица) исполнительной власти, уполномоченные в соответствии со ст. 28.6 КоАП назначить административное наказание без составления протокола об административном правонарушении;

Согласно ч. 4 ст. 28.1, ч.6 ст.28.3 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ возбуждают должностные лица, уполномоченные законом субъекта РФ об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях.

Четвертую группу составляют органы (должностные лица) прокуратуры, уполномоченные возбуждать производство по делу об административных правонарушениях и участвовать в рассмотрении дела, а также заявлять ходатайства, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении.

Каждый из перечисленных органов (должностных лиц), наделяемых государственно-властными полномочиями по делу об административном правонарушении, осуществляет процессуальные действия по делам об административных правонарушениях согласно видовой (предметной), территориальной и должностной подведомственности.

Видовая (предметная) подведомственность определяет, какой орган государственной власти и местного самоуправления в зависимости от организационно-правовой формы уполномочен возбуждать, рассматривать дело об административном правонарушении, назначать и исполнять административные наказания.

Читайте так же:  Протокол трудовой инспекции об административном правонарушении

Территориальная подведомственность определяет, какой орган в зависимости от закрепляемой территории и юрисдикции уполномочен возбуждать, рассматривать дело об административном правонарушении, назначать и исполнять административные наказания.

Должностная подведомственность определяет, какое должностное лицо в органе уполномочено заниматься делом об административном правонарушении.

Видовая, территориальная и должностная подведомственность органов и должностных лиц, наделяемых государственно-властными полномочиями по делу об административном правонарушении, установлены в нормах главы 23 КоАП и изданных в соответствии КоАП нормативных правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов и должностных лиц.

Вопрос 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях

Участники производства условно могут быть разделены на три категории:

а) лица, интересы которых затрагиваются производством по делу об административном правонарушении, -лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП), и потерпевший (ст. 25.2 КоАП);

б) лица, защищающие или представляющие интересы других лиц, -законные представители физического лица (ст. 25.3 КоАП), законные представители юридического лица (ст. 25.4 КоАП), защитник и представитель (ст. 25.5 КоАП);

в) лица, выполняющие процессуальные функции, -свидетель (ст. 25.6 КоАП), понятой (ст. 25.7 КоАП), специалист (ст. 25.8 КоАП), эксперт (ст. 25.9 КоАП), переводчик (ст. 25.10 КоАП), прокурор (ст. 25.11 КоАП).

КоАП не содержит нормативного определения понятия “лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении”. Однако по смыслу комментируемой статьи таковым следует признавать лицо, в отношении которого в установленном главой 28 Кодекса порядке возбуждено дело об административном правонарушении. Исходя из Общей части КоАП, им может быть;

1)физическое лицо — гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства, достигшие 16-летненго возраста и признанные вменяемыми (ст. 2.3, 2.6, 2.8 КоАП);

2)должностное лицо — лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно распорядительные или административно хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (ст. 2.4 КоАП);

3)военнослужащий и иное лицо, на которое распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП);

4)юридическое лицо — организация, образованная в соответствии с российским законодательством, и иностранная организация, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (ст. 2.6, 2.9 КоАП).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Потерпевшимявляется физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют ихзаконные представители.

Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют егозаконные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему —представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протоколаоб административном правонарушении.

В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

В качестве свидетеляпо делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Читайте так же:  Подать жалобу на старшего судебного пристава

В качестве понятогоможет быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

В качестве специалистадля участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

В качестве экспертаможет быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

В качестве переводчикаможет быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.

Прокурорв пределах своих полномочий вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителяне допускаютсялица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

Видео (кликните для воспроизведения).

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчикане допускаютсялица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.

Потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством РФ порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

1. Круг субъектов участников производства по делу об административном правонарушении разнообразен, однако их можно подразделить на три группы: 1) лица, чьи интересы затрагиваются в производстве; 2) лица, представляющие интересы других лиц; 3) лица, осуществляющие процессуальные функции.

2. Объем полномочий в производстве зависит от статуса участника производства. Наибольшим объемом прав обладают лица, чьи интересы затрагиваются в производстве по делу об административном правонарушении.

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст. 23.1 — 23.89)

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные
рассматривать дела об административных правонарушениях

>
Судьи
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 24.1 — 30.19)

Раздел IV. Производство
по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему «Производство по делам об административных правонарушениях»

>
Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Кто рассматривает дела об административных правонарушениях

На сегодняшний день административные правонарушения имеют основания для наказания, поскольку они наносят вред общественности, государству, правам и свободе граждан. Возникает вопрос, кто рассматривает дела о таких правонарушениях?

Участники, их права, полномочия

Участники производства по делам об административных правонарушениях рассматриваются в ст. 25.1–25.11 КоАП. Лицом, против которого возбуждено дело об административном правонарушении, согласно главе 28 КоАП, может быть:

  • физлицо, возраст которого составляет 16 лет и больше, признанное вменяемым, имеющее российское, иностранное гражданство, а также без гражданства;
  • должностное лицо, обладающее полномочиями, выступающее как представитель власти (ст. 2.4 КоАП);
  • военнослужащий или другое лицо, если оно должно подчиняться дисциплинарным уставам (ст. 2.5 КоАП);
  • юрлицо — российское или иностранное предприятие, созданное согласно законодательству (ст. 2.6, 2.9 КоАП).

Лицо, против которого открыто производство, имеет следующие права:

  • Проработать материалы дела. Право изучения материалов лично или через защитника — самое важное, оно позволяет грамотно выстроить защиту. Но на практике его редко осуществляют.
  • Представлять доказательства, пояснения. Это процессуальная гарантия объективного представления происшедшего. Никто не заставит давать пояснения насильно.
  • Подавать ходатайства, отводы. Ходатайство — это официальная письменная просьба, подлежит немедленному рассмотрению. Имеет право на отвод других участников производства, если считает, что у них есть повод быть необъективными.
  • Привлечь защитника с момента возбуждения дела. Об этом свидетельствует ст. 25.5 КоАП. Адвокат участвует в производстве с первого процессуального действия.
  • Воспользоваться другими законными правами (на обжалование постановления и др.).
Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды пластиком проект

В процессе производства недопустимо нарушение следующих прав:

  • на защиту чести, достоинства;
  • личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища и частной жизни;
  • на личную, семейную тайну;
  • на свободу совести и вероисповедания.

Важно! От имени несовершеннолетних выступают законные представители (опекуны, родители, усыновители).

Но на субъекта, против которого возбуждено дело об административном правонарушении, возложены и обязанности. Если они не выполняются добровольно, то следуют принудительные меры. Например, неявка для рассмотрения дела влечет за собой привод.

Дело рассматривается в присутствии тех, против кого оно возбуждено. Их отсутствие допускается, только если они проинформированы так, как надлежит, но от них не поступило ходатайство с просьбой об изменении времени рассмотрения дела или ходатайство не удовлетворено.

Рассмотрение дела в их отсутствие недопустимо, если по результатам рассмотрения предполагается административный арест или выпроваживание из страны.

Потерпевший — лицо, которому нанесен моральный, имущественный или физический ущерб. Потерпевший имеет аналогичные права, что и тот, против кого открыто административное производство. Он может реализовать их самостоятельно или через представителя.

Статья 25.6 КоАП РФ позволяет опросить потерпевшего как свидетеля.

Важно! Если потерпевшему не позволяет представлять свои интересы физическое или психическое состояние, от его имени выступают родители, опекуны, усыновители.

Законные представители юрлица — руководитель или другое лицо, имеющее полномочия согласно закону и уставным документам юрлица. Они подтверждаются документами о служебном статусе. Дело не рассматривается в отсутствие законных представителей юрлица или защитников. Исключение — если есть подтвержденные данные об извещении о месте и времени рассмотрения, но ходатайство о переносе времени рассмотрения не поступило либо оставлено без удовлетворения. Судья имеет право посчитать обязательным присутствие законного представителя юрлица.

Защитник представляет интересы и права лица, привлеченного к административной ответственности. Представитель выступает от имени потерпевшего. Защитником и представителем может быть адвокат или другое лицо. Они участвуют в производстве с момента возбуждения дела.

Свидетель — это физлицо, осведомленное о деталях происшедшего. Он должен:

  • явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело;
  • сообщить все, что ему известно, достоверно ответить на вопросы;
  • предоставить полную правдивую информацию и удостоверить подписью правильность занесения сведений в протокол.
  • не давать показаний против себя, супруга и ближайших родственников;
  • свидетельствовать на родном или другом известном ему языке, при необходимости бесплатно воспользоваться помощью переводчика;
  • вносить замечания о правильности внесения сведений в протокол.

Понятой — физлицо, удостоверяющее подписью факт осуществления, содержание и результат процессуальных действий. Понятых должно быть не менее двух. Им может быть любое совершеннолетнее физлицо.

Специалист — это совершеннолетнее лицо, не имеющее личной заинтересованности, обладающее знаниями и навыками для использования технических средств. Он должен:

  • явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело;
  • участвовать в осуществлении действий, необходимых для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, требующих специальных знаний и навыков, давать пояснения;
  • удостоверить подписью факт совершения действий, их содержание и результат.

Экспертом выступает совершеннолетнее физлицо, не имеющее личной заинтересованности, обладающее специальными знаниями в искусстве, ремесле, технике, науке, достаточными для проведения экспертизы.

Переводчик должен достичь совершеннолетия, не иметь личной заинтересованности, владеть навыками перевода с других языков или сурдоперевода. Он обязан безошибочно выполнить перевод, удостоверить правильность своей подписью.

Прокурор имеет права:

  • открывать производство по делу об административном правонарушении;
  • участвовать в его рассмотрении, давать ходатайства, заключения;
  • выносить протест на постановление.

Важно! КоАП категорически запрещает участвовать в рассмотрении, оценке, экспертизе обстоятельств дела, если лицо находится в родственных отношениях с другими участникам или заинтересован в исходе.

Чем грозят повторные нарушения в данной сфере

Повторные нарушения административного порядка – это привлечение гражданина за один и тот же проступок. Повторный проступок регулируется ст.4.1 часть 5 КоАП РФ. Данный закон указывает, что гражданин не может нести ответственность при нарушении административного порядка. То есть, по законодательству повторная ответственность не предусматривается.

В то же время пункт 7 часть 1 статья 24.5 КоАП РФ посвящается ответственности за один и тот же проступок. По данной законодательной норме установлено, что при повторном правонарушении человек привлекается к админответственности.

В ходе расследования могут быть предприняты следующие меры:

  • наказание за повторный проступок;
  • принятие постановления, предусматривающего прекращение производства дела по админнарушению, совершенного повторно;
  • перевод админнарушения в уголовную ответственность.

УК РФ предусматривает уголовную ответственность для тех, кто ранее привлекался за админнарушение, притом, что было содеяно одно и то же нарушение. К примеру, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии относится к админнарушениям и к нему применяется ст. 12.8 Кодекса РФ. Но в то же время, к водителю в нетрезвом состоянии применяется уголовная ответственность по ст.264.1 УК РФ.

Важно! К уголовной ответственности привлекают лиц, которые ранее наносили телесные повреждения, продавали алкоголь несовершеннолетним детям, уклонялись от выплаты алиментов, совершили мелкую кражу или повторно проникли на чужую территорию.

Административные нарушения являются самыми распространенными. Очевидно, что они должны рассматриваться компетентными органами на основе четко проработанной структуры ведения дела. Изначально такие нарушения входят в юрисдикцию судов общего значения. Другими словами, при возникновении административных конфликтов необходимо обращаться в мировой либо районный суд.

Вопрос №38. Участники производства по делам об административных правонарушениях

К участникам производства по делам об адми­нистративных правонарушениях относятся: 1) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; 2) по­терпевший; 3) законные представители физическо­го лица; 4) законные представители юридическо­го лица; 5) защитник и представитель; 6) свидетель; 7) понятой; 8) специалист; 9) эксперт; 10) пере­водчик; 11) прокурор.

Лицо, в отношении которого ведется производ­ство по делу об административном правонаруше­нии, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказатель­ства, заявлять ходатайства и отводы, пользовать­ся юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

Читайте так же:  Дописка в протоколе об административном правонарушении

Дело об административном правонарушении рас­сматривается с участием лица, в отношении кото­рого ведется производство по делу.

Потерпевшимсчитается физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имуще­ственный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяс­нения, представлять доказательства, заявлять хо­датайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановле­ние по данному делу, пользоваться иными процес­суальными правами.

Законные представители физического лицаосуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном право­нарушении, или потерпевшего, являющихся: а) несовершеннолетними; б) по своему физическо­му или психическому состоянию лишенными воз­можности самостоятельно реализовать свои права.

Законными представителями физического лица могут быть:

1)его родители; 2)усыновители; 3)опекуны или попечители.

Законные представители юридического лица.Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпев­шим, осуществляют его законные представители. Законные представители юридического лица — его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными до­кументами органом юридического лица.

Защитник и представитель.Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которо­го ведется производство по делу об административ­ном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может уча­ствовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему —представитель. В каче­стве защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении может выступать адвокат или иное лицо.

Специалист.В качестве специалиста для учас­тия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями,4необходимыми для

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 358 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Участники производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных проступках открывается прокурором при обнаружении фактов возможного совершения административного преступления. Его цель — выявить и рассмотреть все обстоятельства, вынести объективное постановление по делу, принять меры для предотвращения повторения правонарушений.

Кто рассматривает дела об административных правонарушениях

Данное действие прописано в законодательстве.

Административные дела ведут:

  • мировые и районные судьи. Изначально рассматривает мировой судья. Если правонарушитель не согласен с приговором, то апелляция подается в районный суд;
  • комиссия, занимающаяся защитой несовершеннолетних. В России все проступки разбирает суд, но при этом существуют отдельные комиссии, уполномоченные расследовать нарушения, где фигурируют несовершеннолетние;
  • Федеральная инспекция труда также относится к органам, рассматривающим дела об административных правонарушениях. Практически все граждане знают о том, что нарушение трудовой дисциплины влечет за собой ответственность. Чтобы эффективно подействовать на нарушителя рекомендуется обращаться в инспекцию труда, а не в суд;
  • органы внутренних дел. Все граждане понимают, что данные органы рассматривают много нарушений, относящихся к административным. Полиция может, например, рассматривать дело о приобретении наркотических средств в малом количестве. Это влечет за собой нарушение, которое может быть переквалифицировано в уголовное преступление.

Федеральная инспекция труда

Глава 23 Кодекса РФ говорит о том, что административные правонарушения рассматриваются только должностными лицами.

Рассматривать такие проступки могут:

  • руководители федеральных органов, их замы;
  • руководители структурных подразделений федеральных округов;
  • руководители территориальных органов;
  • Другие лица, которые имеют на это право и являются должностными лицами.

В качестве наказания за рассматриваемый проступок могут применить:

  • для первого раза предупреждение. Применяется при совершении мелкого проступка, составляется в письменном виде;
  • штраф в денежном эквиваленте. Для обычного гражданина – не больше 5 тыс. рублей, должностное лицо – 50 тыс. рублей, юридическое лицо – 1 млн.рублей. Наиболее часто используют именно этот метод наказания;
  • конфискация имущества;
  • лишение каких-либо прав;
  • административный арест;
  • выселение иностранных граждан из России;
  • запрет для руководителей в дальнейшем занимать руководящие посты;
  • запрет на ведение предпринимательской деятельности.

Обратите внимание! Срок на рассмотрение правонарушения составляет 15 дней и два месяца. 15 дней дается на то, чтобы должностные органы изучили дело и довели его до суда. Два месяца дело может рассматриваться с того момента как было передано в суд. Срок может быть продлен только по постановлению судьи.

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делу об административном проступке — это комплекс процессуальных норм и действий уполномоченных органов, должностных лиц по выявлению, анализу обстоятельств проступка, вынесению решения и реализации административного наказания.

  • рассмотреть полностью, без задержек, объективно выяснить все нюансы совершенного нарушения КоАП;
  • обеспечить выполнение постановления по делу, предотвратить повторные проступки.

Какие нарушения считаются административными

Такими правонарушениями называют действия, которые перечат установленным законодательным нормам. Однако, можно назвать проступком не только отдельные действия, но также и бездействия, не соответствующие нормам закона или связанные с невыполнением каких-либо обязательств, а также игнорирование законодательных нормативов. Гражданин должен понимать, что любое правонарушение будет наказано.

Данные правила созданы для того, чтобы граждане придерживались общественной дисциплины. К нарушениям правопорядка относят несоблюдение ПДД, правил при охоте или ловле рыбы, неприличное поведение гражданина в общественных местах, торговлю в неустановленных местах и т. п.

Органы, рассматривающие админнарушения

Важно! Элементы, которые дают возможность отделить одни правонарушения от других, являются составом неподчинения. В ходе некоторых расследований определяется характер нарушений, после чего выносится мера наказания.

Понятие

Административное правонарушение — это противоправное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательно установлена административная ответственность.

Они обладают следующими признаками:

  • противоправность;
  • виновность;
  • наказуемость.

Кто не может участвовать

Участие в производстве по делу об административном правонарушении невозможно (ст. 25.12 КоАП):

  • Защитником и представителем не могут быть лица, являющиеся государственными служащими и осуществляющие надзор за соблюдением правил, нарушение которых произошло.
  • Специалистом, экспертом, переводчиком не могут быть родственники привлекаемого к ответственности, потерпевшего, их законных представителей, защитника, представителя, судьи, прокурора, должностного лица, в производстве которого находится дело, а также если есть предположение о заинтересованности в результате.
Читайте так же:  Бухгалтерский учет административных штрафов

Потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику, понятому возмещаются расходы, возникшие в связи с явкой в суд. Порядок возмещения установлен российским законодательством.

Работа специалиста, эксперта, переводчика оплачивается в установленном порядке.

Всех участников производства по делам об административных правонарушениях кратко можно сгруппировать по некоторым признакам. Их подразделяют на субъектов:

  • интересы которых затрагиваются во время производства (лицо, против которого оно ведется);
  • представляющие интересы или защищающие других людей (защитник, представитель, законные представители);
  • выполняющие процессуальные функции (свидетель, понятой, эксперт, специалист, переводчик, прокурор);
  • рассматривающие и решающие дело.

По признаку обладания полномочиями выделяют участников:

  • обладающих государственно-властными полномочиями;
  • не обладающих ими.

Полномочия зависят от статуса субъекта.

Права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях установлены Административным Кодексом таким образом, чтобы были соблюдены основные принципы производства: законность, объективная истина, равенство перед законом, гласность.

Участники производства по делам об административных правонарушениях: субъекты, имеющие личный интерес в деле.

Субъекты, имеющие личный интерес в деле:

— лицо, привлекаемое к административной ответственности;

— потерпевший (физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред);

— законные представители обеих сторон (родители, усыновители, опекуны, попечители, адвокаты, руководители организаций или иное лицо, признанное органом юридического лица).

КоАП РФ, Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

КоАП РФ, Статья 25.2. Потерпевший

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

КоАП РФ, Статья 25.3. Законные представители физического лица

1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

4. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

КоАП РФ, Статья 25.4. Законные представители юридического лица

1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

Источники

Участники рассматривающие дела об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here