Участники административного дела

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Участники административного дела". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Содержание

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 24.1 — 30.19)

Раздел IV. Производство
по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему «Производство по делам об административных правонарушениях»

>
Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (ст.ст. 25.1 — 25.15)

Глава 25. Участники производства по делам
об административных правонарушениях, их права и обязанности

ГАРАНТ:

См. схему «Субъекты производства по делам об административных правонарушениях»

>
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

67.Участники производства по делам об административных правонарушениях; виды участников.

Субъекты производства по делу об административном правонарушении образуют несколько групп в зависимости от их процессуальной роли.

Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела:

— административные комиссии при местных администрациях районов, городов, поселков;

— администрации районов, городов, поселков, сел;

— районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— судьи (мировые судьи, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов);

— органы внутренних дел (милиция);

— органы (должностные лица), осуществляющие административно-надзорные функции (прокурор, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы и т.д.).

Субъекты, имеющие личный интерес в деле:

— лицо, привлекаемое к административной ответственности;

— потерпевший (физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред);

— законные представители обеих сторон (родители, усыновители, опекуны, попечители, адвокаты, руководители организаций или иное лицо, признанное органом юридического лица).

Лица и органы, содействующие осуществлению производства:

— свидетели (лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению);

— эксперты (любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения);

— переводчики (любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении);

— специалисты (любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств);

Правовое положение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, регламентировано гл. 25 КоАП РФ.

68.Участники производства по делам об административных правонарушениях, наделенные властными полномочиями.

Органы и должностные лица, наделяемые государственно-властными полномочиями по делам об административных правонарушениях, определены КоАП и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Их можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют судебные органы, исполнительные органы государственной власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП.

Согласно ч. 1 ст. 22.1 КоАП, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП:

судьи, в том числе судьи гарнизонных военных судов, мировые судьи, судьи арбитражных судов;

федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы;

иные государственные органы, уполномоченные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ;

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Вторую группу составляют судебные органы, органы исполнительной власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ.

Согласно ч. 2 ст. 22.1 КоАП, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ:

органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ;

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

административные комиссии, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ;

иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ.

Третью группу составляют исполнительные органы государственной власти (должностные лица), уполномоченные возбуждать дело об административном правонарушении.

Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП, уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП:

органы (должностные лица) исполнительной власти, уполномоченные в соответствии со ст.. 27.2 — 27.15 КоАП осуществлять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

органы (должностные лица) исполнительной власти, уполномоченные в соответствии со ст. 28.3 КоАП составлять протоколы об административных правонарушениях;

Читайте так же:  Ликвидация ооо с административным штрафом

органы (должностные лица) исполнительной власти, уполномоченные в соответствии со ст. 28.6 КоАП назначить административное наказание без составления протокола об административном правонарушении;

Согласно ч. 4 ст. 28.1, ч.6 ст.28.3 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ возбуждают должностные лица, уполномоченные законом субъекта РФ об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях.

Четвертую группу составляют органы (должностные лица) прокуратуры, уполномоченные возбуждать производство по делу об административных правонарушениях и участвовать в рассмотрении дела, а также заявлять ходатайства, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении.

Каждый из перечисленных органов (должностных лиц), наделяемых государственно-властными полномочиями по делу об административном правонарушении, осуществляет процессуальные действия по делам об административных правонарушениях согласно видовой (предметной), территориальной и должностной подведомственности.

Видовая (предметная) подведомственность определяет, какой орган государственной власти и местного самоуправления в зависимости от организационно-правовой формы уполномочен возбуждать, рассматривать дело об административном правонарушении, назначать и исполнять административные наказания.

Территориальная подведомственность определяет, какой орган в зависимости от закрепляемой территории и юрисдикции уполномочен возбуждать, рассматривать дело об административном правонарушении, назначать и исполнять административные наказания.

Должностная подведомственность определяет, какое должностное лицо в органе уполномочено заниматься делом об административном правонарушении.

Видовая, территориальная и должностная подведомственность органов и должностных лиц, наделяемых государственно-властными полномочиями по делу об административном правонарушении, установлены в нормах главы 23 КоАП и изданных в соответствии КоАП нормативных правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов и должностных лиц.

Административное право России

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по КОАП РФ

«О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах защиты, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска»»

«Об утверждении плана «Трансформация делового климата» и признании утратившими силу актов Правительства РФ»

«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р»

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по КОАП РФ

«О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

Участники административного производства

КоАП РФ не относит к участникам производства субъектов административной юрисдикции в связи с их особым положением 1 Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М., 1999. . Именно они наделены определенными властными полномочиями, необходимыми для вынесения законного и обязательного для исполнения решения по делу. Участники не обладают подобными полномочиями, хотя каждый из них имеет свой правовой статус в производстве, реализуя который они способствуют законному и объективному разрешению дела. Ими признаны: лицо, в отношении которого ведется производство; потерпевший; законные представители физического или юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор. Разумеется, что состав участников производства по конкретному делу может быть различным. Более того, при назначении административного наказания на месте совершения административного правонарушения в производстве может участвовать лишь лицо, его совершившее.

КоАП РФ определяет обстоятельства, при которых исключается участие того или иного лица в производстве по конкретному делу, причем дифференцированно к возможным участникам производства. Так. к участию в производстве в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов контроля и надзора за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу; в качестве специалиста, эксперта и переводчика — лица, состоящие в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником и др., если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела. Указанные обстоятельства являются основанием для отвода или самоотвода. Решение по этим вопросам принимается юрисдикционным органом, рассматривающим дело.

Права и обязанности каждого из участников, их административная ответственность установлены КоАП РФ. В нем же определяется их понятие.

Лицо, в отношении которого ведется производство. Им признается физическое или юридическое лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), ответственность за которое предусматривается законодательством об административных правонарушениях. Его права регламентируются весьма подробно. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отвода, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. По общему правилу, дело рассматривается с его участием.

Постановление об административном правонарушении, выявленном и зафиксированном с помощью специальных технических средств, выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Потерпевший — физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами. Он может быть допрошен по правилам, установленным для допроса свидетеля.

Законные представители физического лица. Ими являются его родители, усыновители, опекуны и попечители. Они защищают права и интересы лица, в отношении которого ведется производство, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права. Субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, вправе признать обязательным присутствие его законного представителя.

Читайте так же:  Судебное рассмотрение дел в административном порядке

Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Защитник и представитель. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может участвовать защитник, а для оказания такой помощи потерпевшему — представитель. Ими могут быть адвокат или иное лицо. Они допускаются к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица защитник допускается к участию в производстве с момента административного задержания.

Свидетель. В качестве свидетеля может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. При опросе свидетеля, не достигшего четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии его законного представителя.

Понятой. Им может быть любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Случаи, когда присутствие понятых обязательно, предусмотрены КоАП РФ (глава 27).

Специалист — лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также применения технических средств.

Эксперт — лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Переводчик — лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу. Он должен выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью. К участию в производстве могут быть привлечены в качестве специалиста, эксперта, переводчика не заинтересованные в исходе дела совершеннолетние лица.

В отсутствие привлекаемого к ответственности лица, представителя юридического лица, потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении указанного участника о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Однако субъект административной юрисдикции вправе признать их присутствие обязательным. При рассмотрении дела, влекущего административный арест или выдворение за пределы РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство, является обязательным.

Заведомо ложное показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод влекут наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в его рассмотрении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу и т.д. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела, возбужденного по инициативе прокурора.

Глава 25 КОАП РФ. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

[ действующая редакция ]

Задайте вопрос юристу:

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делу об административном проступке — это комплекс процессуальных норм и действий уполномоченных органов, должностных лиц по выявлению, анализу обстоятельств проступка, вынесению решения и реализации административного наказания.

  • рассмотреть полностью, без задержек, объективно выяснить все нюансы совершенного нарушения КоАП;
  • обеспечить выполнение постановления по делу, предотвратить повторные проступки.

Участники, их права, полномочия

Участники производства по делам об административных правонарушениях рассматриваются в ст. 25.1–25.11 КоАП. Лицом, против которого возбуждено дело об административном правонарушении, согласно главе 28 КоАП, может быть:

  • физлицо, возраст которого составляет 16 лет и больше, признанное вменяемым, имеющее российское, иностранное гражданство, а также без гражданства;
  • должностное лицо, обладающее полномочиями, выступающее как представитель власти (ст. 2.4 КоАП);
  • военнослужащий или другое лицо, если оно должно подчиняться дисциплинарным уставам (ст. 2.5 КоАП);
  • юрлицо — российское или иностранное предприятие, созданное согласно законодательству (ст. 2.6, 2.9 КоАП).

Лицо, против которого открыто производство, имеет следующие права:

  • Проработать материалы дела. Право изучения материалов лично или через защитника — самое важное, оно позволяет грамотно выстроить защиту. Но на практике его редко осуществляют.
  • Представлять доказательства, пояснения. Это процессуальная гарантия объективного представления происшедшего. Никто не заставит давать пояснения насильно.
  • Подавать ходатайства, отводы. Ходатайство — это официальная письменная просьба, подлежит немедленному рассмотрению. Имеет право на отвод других участников производства, если считает, что у них есть повод быть необъективными.
  • Привлечь защитника с момента возбуждения дела. Об этом свидетельствует ст. 25.5 КоАП. Адвокат участвует в производстве с первого процессуального действия.
  • Воспользоваться другими законными правами (на обжалование постановления и др.).

В процессе производства недопустимо нарушение следующих прав:

  • на защиту чести, достоинства;
  • личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища и частной жизни;
  • на личную, семейную тайну;
  • на свободу совести и вероисповедания.

Важно! От имени несовершеннолетних выступают законные представители (опекуны, родители, усыновители).

Но на субъекта, против которого возбуждено дело об административном правонарушении, возложены и обязанности. Если они не выполняются добровольно, то следуют принудительные меры. Например, неявка для рассмотрения дела влечет за собой привод.

Дело рассматривается в присутствии тех, против кого оно возбуждено. Их отсутствие допускается, только если они проинформированы так, как надлежит, но от них не поступило ходатайство с просьбой об изменении времени рассмотрения дела или ходатайство не удовлетворено.

Читайте так же:  Направление административного дела в суд

Рассмотрение дела в их отсутствие недопустимо, если по результатам рассмотрения предполагается административный арест или выпроваживание из страны.

Потерпевший — лицо, которому нанесен моральный, имущественный или физический ущерб. Потерпевший имеет аналогичные права, что и тот, против кого открыто административное производство. Он может реализовать их самостоятельно или через представителя.

Статья 25.6 КоАП РФ позволяет опросить потерпевшего как свидетеля.

Важно! Если потерпевшему не позволяет представлять свои интересы физическое или психическое состояние, от его имени выступают родители, опекуны, усыновители.

Законные представители юрлица — руководитель или другое лицо, имеющее полномочия согласно закону и уставным документам юрлица. Они подтверждаются документами о служебном статусе. Дело не рассматривается в отсутствие законных представителей юрлица или защитников. Исключение — если есть подтвержденные данные об извещении о месте и времени рассмотрения, но ходатайство о переносе времени рассмотрения не поступило либо оставлено без удовлетворения. Судья имеет право посчитать обязательным присутствие законного представителя юрлица.

Защитник представляет интересы и права лица, привлеченного к административной ответственности. Представитель выступает от имени потерпевшего. Защитником и представителем может быть адвокат или другое лицо. Они участвуют в производстве с момента возбуждения дела.

Свидетель — это физлицо, осведомленное о деталях происшедшего. Он должен:

  • явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело;
  • сообщить все, что ему известно, достоверно ответить на вопросы;
  • предоставить полную правдивую информацию и удостоверить подписью правильность занесения сведений в протокол.
  • не давать показаний против себя, супруга и ближайших родственников;
  • свидетельствовать на родном или другом известном ему языке, при необходимости бесплатно воспользоваться помощью переводчика;
  • вносить замечания о правильности внесения сведений в протокол.

Понятой — физлицо, удостоверяющее подписью факт осуществления, содержание и результат процессуальных действий. Понятых должно быть не менее двух. Им может быть любое совершеннолетнее физлицо.

Специалист — это совершеннолетнее лицо, не имеющее личной заинтересованности, обладающее знаниями и навыками для использования технических средств. Он должен:

  • явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело;
  • участвовать в осуществлении действий, необходимых для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, требующих специальных знаний и навыков, давать пояснения;
  • удостоверить подписью факт совершения действий, их содержание и результат.

Экспертом выступает совершеннолетнее физлицо, не имеющее личной заинтересованности, обладающее специальными знаниями в искусстве, ремесле, технике, науке, достаточными для проведения экспертизы.

Переводчик должен достичь совершеннолетия, не иметь личной заинтересованности, владеть навыками перевода с других языков или сурдоперевода. Он обязан безошибочно выполнить перевод, удостоверить правильность своей подписью.

Прокурор имеет права:

  • открывать производство по делу об административном правонарушении;
  • участвовать в его рассмотрении, давать ходатайства, заключения;
  • выносить протест на постановление.

Важно! КоАП категорически запрещает участвовать в рассмотрении, оценке, экспертизе обстоятельств дела, если лицо находится в родственных отношениях с другими участникам или заинтересован в исходе.

Кто не может участвовать

Участие в производстве по делу об административном правонарушении невозможно (ст. 25.12 КоАП):

  • Защитником и представителем не могут быть лица, являющиеся государственными служащими и осуществляющие надзор за соблюдением правил, нарушение которых произошло.
  • Специалистом, экспертом, переводчиком не могут быть родственники привлекаемого к ответственности, потерпевшего, их законных представителей, защитника, представителя, судьи, прокурора, должностного лица, в производстве которого находится дело, а также если есть предположение о заинтересованности в результате.

Потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику, понятому возмещаются расходы, возникшие в связи с явкой в суд. Порядок возмещения установлен российским законодательством.

Работа специалиста, эксперта, переводчика оплачивается в установленном порядке.

Всех участников производства по делам об административных правонарушениях кратко можно сгруппировать по некоторым признакам. Их подразделяют на субъектов:

  • интересы которых затрагиваются во время производства (лицо, против которого оно ведется);
  • представляющие интересы или защищающие других людей (защитник, представитель, законные представители);
  • выполняющие процессуальные функции (свидетель, понятой, эксперт, специалист, переводчик, прокурор);
  • рассматривающие и решающие дело.
Видео (кликните для воспроизведения).

По признаку обладания полномочиями выделяют участников:

  • обладающих государственно-властными полномочиями;
  • не обладающих ими.

Полномочия зависят от статуса субъекта.

Права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях установлены Административным Кодексом таким образом, чтобы были соблюдены основные принципы производства: законность, объективная истина, равенство перед законом, гласность.

Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по КОАП РФ

«По жалобе гражданина Котова Константина Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по труду и занятости федерального статистического наблюдения за результатами осуществления надзорно-контрольных мероприятий за соблюдением трудового законодательства при использовании иностранных работников»

«О плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год»

Участники производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных проступках открывается прокурором при обнаружении фактов возможного совершения административного преступления. Его цель — выявить и рассмотреть все обстоятельства, вынести объективное постановление по делу, принять меры для предотвращения повторения правонарушений.

Законы Российской Федерации по КОАП РФ

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Читайте так же:  Изменения в протоколе об административном правонарушении

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Кодексы РФ

Понятие

Административное правонарушение — это противоправное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательно установлена административная ответственность.

Они обладают следующими признаками:

  • противоправность;
  • виновность;
  • наказуемость.

Популярные материалы

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по КОАП РФ

«О Всероссийском казачьем обществе» (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества»)

«Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)

«Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

Рубрикатор

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Как правильно называются стороны в спорах об административных правонарушениях?

В случае необходимости обжалования в суде постановления о назначении административного наказания в жалобе следует указывать заявителя (на кого выдано постановление) и заинтересованное лицо (орган, издавший постановление) или иначе по аналогии с КАС РФ? Как правильно обозначить стороны?

Административный истец и соответственно ответчик.

Полагаете? Тогда это применимо к Кас, а не КоАП

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ). Можно написать заявитель.

2. Заинтересованные лица: должностное лицо, которое выносило постановление.

3. «иначе по аналогии с КАС РФ?» не применяется в данном случае КАС РФ, а применяются нормы КоАП РФ.

С уважением, юрист Дмитрий Квон.

Спасибо большое , ссылку на КАС я применила не в качестве применения норм, а лишь для обозначения сторон.

Если вы обжалуете административное Постановление, то

Участники производства по делу об административном правонарушении, их права и обязанности определены в гл. 25 КоАП РФ.

Вообще это Лицо, в отношении которого ведется производство по делу

об административном правонарушении.

Если это жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, то заявитель и заинтересованное лицо.

Участники производства по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, права, обязанности.

Субъект производства по делам об административных правонарушениях – участник производства по делам об административных правонарушениях, обладающий необходимой административно-процессуальной правосубъектностью, решающий процессуальные задачи.

Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях:

1) управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении;

2) субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении;

3) субъекты, содействующие отправлению производства по делам об административных правонарушениях;

4) иные субъекты производства по делам об административных правонарушениях.

Управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении:

1) субъекты, правомочные в пределах компетенции, установленной КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях:

а) судьи (мировые судьи);

б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

в) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы;

г) уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ;

д) административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (глава 23 КоАП);

2) должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП);

3) должностные лица и иные субъекты, полномочные применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

4) субъекты, полномочные пересматривать постановления и решения по делам об административных правонарушениях:

а) районные судьи по месту рассмотрения дела;

б) районные суды по месту нахождения коллегиального органа, чье постановление (решение) обжалуется;

в) вышестоящий орган (должностное лицо);

г) вышестоящий суд (ст. 30.1 КОАП);

5) прокурор вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия (ст. 25.11 КоАП);

6) субъекты, контролирующие и обеспечивающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (глава 32 КоАП).

Субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица, защитник, представитель.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:

1) знакомиться со всеми материалами дела;

2) давать объяснения;

3) представлять доказательства;

4) заявлять ходатайства и отводы;

5) пользоваться юридической помощью защитника;

6) присутствовать при рассмотрении дела;

7) обжаловать постановления (решения) по делу.

Потерпевший – физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Читайте так же:  Административные наказания назначаемые должностными лицами овд

1) знакомиться со всеми материалами дела;

2) давать объяснения;

3) представлять доказательства;

4) заявлять ходатайства и отводы;

5) пользоваться юридической помощью представителя;

6) обжаловать постановления по делу и др.

Законные представители физического лица– субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.

Законные представители юридического лица – субъекты (руководитель, иное лицо в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица), осуществляющие защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, или юридического лица, являющегося потерпевшим.

Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представителем выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Свидетель – лицо, которому могут быть известны обстоятельствадела об административном правонарушении, подлежащие установлению.

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

• явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

• дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Понятой – любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостовери-тельную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.

Специалист – любое совершеннолетнее лицо, привлекаемое к участию в производстве по делу об административном правонарушении, не заинтересованное в исходе дела, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий с его участием;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему и свидетелям.

• явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

• участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

• удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Эксперт – любое не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

2) с разрешения судьи, должностного лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится производство по делу об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) указывать в своем заключении имеющие значения для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

• явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

• дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Переводчик – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

• явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

• выполнить полно и точно порученный ему перевод;

• удостоверить верность перевода своей подписью.

Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (ст.ст. 25.1 — 25.15)

Глава 25. Участники производства по делам
об административных правонарушениях, их права и обязанности

ГАРАНТ:

См. схему «Субъекты производства по делам об административных правонарушениях»

>
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Видео (кликните для воспроизведения).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источники

Участники административного дела
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here