Участие адвоката в административных делах

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Участие адвоката в административных делах". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Публикации

Верховный суд РФ разрешил адвокатам участвовать в административных делах на основании доверенности от клиента. Высшая инстанция напомнила судам, что они обязаны допускать в процесс защитника, если привлекаемый к ответственности хочет получить профессиональную юридическую помощь.

Кодекс об административных правонарушениях не регламентирует порядок оформления полномочий представителя и суды не вправе отказывать адвокату в допуске к делу, когда он предъявляет ордер или доверенность от подзащитного. В противном случае, суды нарушают конституционное право на получение юридической помощи и судебную защиту, отмечает ВС РФ.

Суть жалобы

Водителя лишили права управлять транспортом на 1,5 года и оштрафовали на 30 тысяч рублей за отказ проходить медицинское освидетельствование (статья 12.26 КоАП РФ). Автолюбитель не согласился с решением, но захотел, чтобы дальше его интересы защищал уже профессионал и обратился за помощью к адвокату.

Защитник обжаловал решение в областном суде, однако тот отказался принять ее к производству.

Адвокат, при попытке оспорить административное наказание, представил суду доверенность от клиента, в соответствии с которой он уполномочен представлять интересы и вести дела доверителя, в том числе и административные, во всех судебных учреждениях со всеми правами, предоставленными, в том числе, правонарушителю.

Кроме того, в этой доверенности водитель разрешил защитнику расписываться за него и выполнять все прочие действия и формальности, связанные с данным поручением.

Однако судья Самарского областного суда пришел к выводу о том, что доверенность не оформлена надлежащим образом, а именно: адвокату не предоставлено право на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении. Заместитель председателя Самарского областного суда с данными выводами судьи согласился.

Апелляцию же самого водителя суд оставил без удовлетворения.

По мнению ВС РФ, решения судьи и заместителя председателя Самарского областного суда обоснованными не являются и принятые ими судебные акты законными признать нельзя.

Право на юридическую помощь

Статья 48 Конституции РФ гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника.

Это право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции возможностей: на получение квалифицированной юридической помощи, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на судебную защиту, на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон — и находится во взаимосвязи с ними, напоминает ВС.

«Анализ статей 55, 71 и 76 Конституции свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями», напоминается в определении.

В нем указано, что судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для реализации права на защиту привлекаемого к ответственности.

«Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 КоАП следует, что в целях реализации гарантий права на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо», — поясняет ВС.

Он отмечает, что если привлекаемый к административной ответственности изъявит желание иметь защитника, то адвокат должен быть допущен к делу на основании ордера или доверенности.

«Поскольку КоАП не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 6 статьи 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя. Соответствующие разъяснения содержит пункт 8 постановления пленума Верховного суда от 24 марта 2005 года №5», — напоминает высшая инстанция.

Согласно доверенности в спорном случае, адвокат имел право на обжалование решений суда в отношении водителя, а также ему было позволено подписывать документы от имени автолюбителя.

Полномочия, предоставленные адвокату этой доверенностью, согласуются с объемом прав, которыми в соответствии с КоАП РФ наделены как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, так и защитник, указывает ВС РФ.

Таким образом, отказываясь принимать жалобу адвоката, суды необоснованно отказали его клиенту в реализации конституционного права на получение юридической помощи, а также на судебную защиту.

Таким образом, пришла к выводу высшая инстанция, суды не выполнили обязательное условие о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.

«Ввиду нарушения судами вышеприведенных норм лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено права на получение юридической помощи и судебную защиту, поэтому последующее постановление заместителя председателя Самарского областного суда не может быть признано законным и подлежит отмене», — говорится в определении.

Дело вернули в областной суд для рассмотрения по существу жалобы адвоката автолюбителя.

Адвокат в административном производстве

Конституция РФ в ст. 48 гарантирует право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи. В связи с этим обращает на себя внимание значительные затруднения для применения этого основополагающего права в области административных нарушений. Речь идет об отсутствия консенсуса в определении статуса защитника в административном делопроизводстве. На необходимости законодательного решения данного вопроса указывают многочисленные спорные ситуации, возникающие при рассмотрении правонарушений, попадающих под определение административных, из-за неопределенности роли адвоката в процессе.

Данная работа призвана исследовать и сделать соответствующие выводы в имеющем признаки неурегулированности вопросе о роли адвоката и степени его участия в процессах, касающихся административных правонарушений и, по мере возможности, предложить решения, которые могли бы улучшить ситуацию. Объектом исследования будут общественные отношения в области регулирования на законодательном уровне статуса адвоката в административном производстве. Для разработки окончательных рекомендаций по внесению возможных изменений в существующее законодательство, являющееся недоработанным в этой сфере, будет произведен тщательный анализ уже существующих норм, регулирующих осуществление своих функций адвокатом в делах, законодательно определенных как административное правонарушение.

Следует отметить, что в результате сложившихся ряда объективных и субъективных обстоятельств, имеющих исторические и законодательные корни, а в некоторых аспектах и экономические, количество адвокатов, занятых в административном делопроизводстве, в нашей стране критически недостаточно, хотя потребность в таких специалистах очевидна и постоянно возрастает в условиях правового государства, где конституционное право на защиту не может быть ограничено или поддаваться сомнению, в том числе и в административных делах, где зачастую без участия защитника невозможно рассчитывать на справедливое решение.

На пути совершенствования разворачиваются дискуссии даже самого термина «административное дело». В то время, как общепринятый научный подход настаивает на распространении такого понятия на дела об административных правонарушениях, проект Кодекса административного судопроизводства исключает это. Не соглашаясь с такой постановкой вопроса, в нашем исследовании мы продолжаем пользоваться общепринятым подходом.

Читайте так же:  Статья 6 1 1 административного правонарушения наказание

Требует решения и проблема финансового обеспечения участия защитника в процессах связанных с административными правонарушениями, так как многие участники таких дел не имеют достаточных средств, для оплаты услуг адвоката. Согласно статистическому опросу проводимого среди привлекавшихся к административной ответственности граждан, 74% были не в состоянии оплатить свою защиту. Проанализировав статистику дел об административных правонарушениях, рассматриваемых мировыми судьями в Рязанской области можно сделать выводы, что самыми распространенными делами, в процессе которых принимают участие адвокаты, являются те, что предусмотрены гл. 12, гл. 19 и гл. 5 КоАП РФ, касающиеся в основном должностных лиц. Это объясняется возможным достаточно строгим наказанием, каким может быть, например, лишение водительских прав на длительный срок или высокий штраф. В таких случаях число желающих воспользоваться услугами профессионального защитника значительно возрастает.

Низкие статистические данные участия адвокатов в административных делах, по сравнению с уголовными или гражданскими, можно объяснить еще и тем, что такое участие не является обязательным. По мнению специалистов, учитывая опасность возникновения неблагоприятных последствий для привлеченных к административной ответственности, такое положение дел недопустимо и требует введения института обязательного участия стороны защиты подобно тому, как это предусмотрено в УПК РФ. Кроме того, если сравнивать полномочия защитника в КоАП РФ и УПК РФ, то такое сравнение будет явно не в пользу адвоката по административным делам. Особенно много пробелов и недоработок в части касающейся задержания подозреваемого, где не предусмотрено право адвоката на конфиденциальную встречу со своим клиентом, что является нарушением его конституционных прав.

По примеру уголовного и конституционного судопроизводств, где законодательно закреплено эксклюзивное право адвоката на участие в досудебном расследовании и судебном процессе, должны быть внесены поправки и в КоАП РФ. Как считают специалисты в области права, это является обязательным условием для закрепления статуса адвоката, в качестве лица предоставляющего юридическую помощь на профессиональной основе. Хотя следует отметить, что существует дискуссия в научной среде о целесообразности монополии на представительство в судах, предоставляемое адвокатуре. Склоняясь в сторону поддержки такой монополии, следует учитывать решение Конституционного Суда РФ по этому вопросу, который не считает возможным введение такой нормы во все без исключения виды судопроизводства.

Поэтому, на основе проведенного исследования, понимая необходимость принятия нормы об обязательном участии адвоката в административном делопроизводстве, сделаем выводы:

  1. Отмечаем необходимость в безотлагательном законодательном закреплении статуса адвоката (защитника) по делам, связанных с административными правонарушениями, учитывая возрастающую востребованность на участие стороны защиты в этом виде судопроизводства.
  2. Нужно законодательно определить в ст. 25. 5. 2 КоАП РФ те случаи, когда участие защитника в судебном рассмотрении дела об административном правонарушении является обязательным.

К таким следует отнести

    1. Все виды административного правонарушения, наказанием за которые предусматривается арест, выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы РФ, дисквалификация, лишение специального права, принудительные работы;
    2. Случаи, когда к ответственности привлекаются лица, не достигшие совершеннолетнего возраста, а также имеющие ограничения физического или психического характера;
    3. Лица, требующие перевода процесса судопроизводства с русского языка на понятный им.

Во всех вышеперечисленных случаях суд обязан обеспечить участие стороны защиты, в качестве которой могут выступать исключительно адвокаты, что законодательно закрепить во второй части вышеупомянутой статьи.

Все рекомендации сделаны на основе анализа существующего положения дел и призваны на совершенствование отечественного законодательства, что в конечном итоге приведет к повышению уровня правовой защищенности общества.

Что определяет полномочия адвоката в административном процессе?

Чем регламентируются полномочия адвоката в административном процессе

Федеральный закон, непосредственно регламентирующий адвокатскую деятельность в РФ, при определении полномочий адвоката, участвующего в том или ином судебном процессе, делает прямую отсылку к процессуальному законодательству (п. 1 ст. 6 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ).

Таким образом, полномочия адвоката в адм. процессе определены в рамках:

  • Дела об административном правонарушении (ст. 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ). См. статью «Административное правонарушение — состав и виды».
  • Спора, происходящего из публичных правоотношений (ст. 45 и 56 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС РФ). См. также нашу статью «Стороны в административном судопроизводстве по КАС РФ».

ВАЖНО! Юридические термины «законный представитель» и «представитель» не совпадают. Данные субъекты имеют различный процессуально-правовой статус и иные основания для участия в процессе (п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, далее — ПП ВС № 36). Если мы говорим, например, о процессуальном статусе адвоката в деле по КАС РФ, то он относится к категории представителей.

Дополним также, что если не обладающее полной административной дееспособностью лицо не имеет представителя или законный представитель не может по определенным законом основаниям вести данное дело в суде, то суд приостанавливает процесс и обращается к компетентным органам за назначением представителя или заменой законного представителя. В первом случае подразумеваются адвокатские палаты (п. 23 ПП ВС № 36). По данной теме также будет полезна наша статья «Кому положена бесплатная помощь адвоката?».

Какие полномочия предоставляет адвокатский ордер и доверенность в административном процессе

Как разъясняет правоприменитель, в административном деле по КАС РФ (вопрос 16 Обзора судпрактики ВС РФ № 3 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2015, далее — Обзор № 3):

  • статус адвоката может быть подтвержден ордером, но в отсутствие указанной выше доверенности адвокат не сможет реализовать полномочия, перечисленные в п. 2 ст. 56 КАС РФ;
  • статус адвоката может быть подтвержден адвокатским удостоверением, а перечень полномочий — специальной доверенностью.

Как видно, наличие доверенности, содержащей перечень полномочий адвоката, в судебном процессе по КАС РФ обязательно.

При этом в отношении таких доверенностей, выданных до 15.09.2015, т. е. до введения в действие КАС РФ, указывается, что, если из их содержания следует, что представитель уполномочен вести дела, происходящие из административных и иных публичных правоотношений, он может быть допущен к участию в таком процессе (вопрос 14 Обзора № 3).

В процессе же о правонарушении по КоАП РФ, как прямо указано в законе, адвокатские полномочия удостоверяются ордером (п. 3 ст. 25.5 КоАП РФ). В частности, право адвоката на подписание и подачу жалоб на получившие юридическую силу судебные акты по делам о правонарушениях, регламентированных КоАП РФ, может быть удостоверено только адвокатским ордером без дополнительной фиксации в доверенности.

Данный вывод основан на том, что, в отличие от гражданского процессуального законодательства (см. ст. 54 Гражданского процессуального кодекса РФ), КоАП РФ не указывает на необходимость отражения конкретного полномочия представителя/защитника в доверенности (вопрос 10 Обзора судпрактики ВС РФ № 3 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 04.03.2015).

Итак, полномочия адвоката в адм. процессе определяются соответствующим процессуальным законодательством, т. е. либо КоАП РФ, либо КАС РФ, в зависимости от вида правоотношений, из которых происходит спор. В рамках судопроизводства по делам, происходящим из публичных правоотношений, доверенность, содержащая перечень полномочий адвоката, необходима. В адм. процессе в рамках КоАП РФ полномочия адвоката подлежат удостоверению посредством предъявления ордера.

Читайте так же:  Сроки действия ненормативного правового акта

Статья 25.5. КоАП РФ. Защитник и представитель

Ст 25.5 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Что входит в полномочия адвоката по КАС РФ и КоАП РФ

Адвокат, правомочный выступать в суде в роли защитника либо представителя, имеет следующие общие полномочия (п. 5 ст. 25.5 КоАП РФ):

  • на ознакомление со всеми материалами дела;
  • представление доказательств;
  • заявление ходатайств и отводов;
  • участие в рассмотрении дела;
  • обжалование применения мер обеспечения производства по делу, постановления по делу и др.

Как видно, список полномочий адвоката в деле о правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, является открытым, и актуальным становится вопрос о подтверждении отдельных полномочий, не оговоренных в общей части (об этом мы поговорим далее).

КАС РФ дает адвокату как представителю право исполнять весь спектр процессуальных действий от имени представляемого, а при обязательном ведении такого дела с участием представителя адвокат может совершать такие действия вместо представляемого (п. 1 ст. 56 КАС РФ).

Вместе с этим в п. 2 ст. 56 КАС РФ указывается, что в доверенности, выданной представителю представляемым им лицом, непременно:

  • должны быть отмечены такие полномочия (в законе перечисляется, какие именно вносятся в доверенность в обязательном порядке);
  • должны быть даны разъяснения, имеет представитель право совершать те или иные процессуальные действия по собственному усмотрению или только с согласия представляемого.

Правильно оформить такую доверенность поможет наша статья «Доверенность по административному делу по КАС РФ — образец».

ВАЖНО! Представляемый в деле по КАС РФ имеет право в устной форме выразить полномочия адвоката во время судебного заседания, однако такие полномочия будут иметь юридическую силу только до окончания данного заседания (п. 20 ПП ВС № 36).

Комментарий к статье 25.5. КоАП РФ:

1. Статья 48 Конституции РФ закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, в случаях, предусмотренных законом. КоАП РФ конкретизирует и развивает эти конституционные положения применительно к урегулированию проблем участия защитника в процессе производства по делам об административных правонарушениях. На указанные отношения распространяются также нормы Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

2. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

3. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что функции защитника и представителя выполняет адвокат или другое лицо. Полномочия адвоката, участвующего в производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются процессуальным законодательством.

4. Адвокат, выполняющий функции защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении, действует в соответствии с нормами КоАП РФ, АПК РФ и Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 5 ч. 2, ч. 4 ст. 2). Его полномочия должны быть удостоверены ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 2 ст. 6). Конституционность подобного требования зафиксирована в правовой позиции Конституционного Суда РФ (см. Постановление от 28 января 1997 г. N 2-П). Форма удостоверения адвоката и форма ордера утверждены Министерством юстиции РФ.

5. Полномочия иного лица, допущенного к участию в производстве по делу в качестве защитника или представителя, удостоверяются доверенностью, оформленной в установленном порядке как письменный документ, с определением срока действия и с указанием лица, которое ее составило, и лица, на чье имя она выдана. Доверенность может удостоверяться в нотариальном порядке либо иным законным способом (ст. ст. 185, 186 ГК РФ). Реквизиты доверенности должны отражаться в протоколах, составляемых в связи с производством по делам об административных правонарушениях.

6. Часть 4 комментируемой статьи определяет вступление защитника и представителя в производство по делам об административных правонарушениях с момента возбуждения дела об административном правонарушении (см. ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Защитник, реализуя предоставленное ему право на участие в производстве по делу об административном правонарушении с данной стадии, обеспечивает себе возможность более полного использования своих процессуальных прав на последующих стадиях процесса.

7. Анализ положений Кодекса, направленных на реализацию конституционного права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и самостоятельный выбор защитника, показывает, что эти права обеспечиваются на всех стадиях административного производства и не подлежат никакому ограничению (см. ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 27.3 и др.).

Помимо прав, предоставляемых защитнику в соответствии с Кодексом, он обладает всей полнотой прав, закрепленных законодательством РФ.

8. Юридическая помощь оказывается гражданам за плату. Вместе с тем Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривает случаи оказания юридической помощи гражданам бесплатно, в том числе устанавливает, что во всех случаях бесплатная юридическая помощь предоставляется несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 3 ст. 26). Органы государственной власти осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 3).

9. Верховный Суд РФ отметил, что в тех случаях, когда лицо понесло затраты на оплату труда адвоката или иного лица в качестве защитника в связи с тем, что в привлечении этого лица к административной ответственности было отказано или его жалоба на постановление была удовлетворена, оно вправе возбудить вопрос в судебном порядке о возмещении вреда на основании ст. ст. 15, 1069 и 1070 ГК РФ о взыскании понесенных расходов за счет средств соответствующей казны (см. п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В новом КоАП пропишут обязательное участие адвоката в производстве по отдельным делам о правонарушениях

10 июня Правительство РФ опубликовало Концепцию нового КоАП РФ, о разработке которой «АГ» неоднократно сообщала в своих публикациях.

Читайте так же:  Публичное оскорбление представителя власти

Актуальность Концепции нового КоАП РФ

Напомним, ранее «АГ» писала о том, что Концепция нового КоАП РФ предусматривает разделение административного законодательства на материальное и процессуальное, направлена на совершенствование процедуры рассмотрения дел и обеспечение адекватности наказания совершенному правонарушению. Разработкой Концепции занимался Минюст России совместно с Минэкономразвития при участии заинтересованных органов власти и экспертных организаций.

В появлении Концепции были заинтересованы юридическое сообщество и бизнесмены. Так, большинство опрошенных «АГ» адвокатов поддержали инициативу по изменению административного законодательства. Они отметили, что действующий КоАП РФ нуждается в системной переработке, однако предположили, что обновленный кодекс не решит проблем, поскольку менять нужно прежде всего отраслевое законодательство.

Как сообщается на сайте Минюста РФ, Концепция определяет основные подходы к реформированию законодательства об административных правонарушениях, призвана обеспечить ясность и согласованность норм будущего кодекса, не допустить избыточного государственного принуждения в сфере привлечения к административной ответственности.

Уточнение институтов административного законодательства

Согласно основным предложениям Концепции новый КоАП РФ будет поделен на две части: общую и особенную.

Разработчики документа предлагают выделить категории административных правонарушений в зависимости от их характера и степени общественной вредности. Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых. Также предлагается закрепить определения следующих видов административных правонарушений: длящиеся, продолжаемые, однородные, неоднократные, повторные и малозначительные. Индивидуальных предпринимателей планируется выделить в качестве самостоятельных субъектов административных правонарушений.

Озвучена необходимость уточнения административного наказания в виде конфискации имущества. Административное приостановление деятельности хотят исключить из перечня видов наказаний, включив его в перечень мер обеспечения производства по делам о правонарушениях. Кроме того, планируется существенно сократить предельный срок применения такой обеспечительной меры, которая при этом может быть введена только судом.

В целях сокращения числа привлекаемых к административной ответственности граждан планируется выносить им предупреждение за впервые совершенные без отягчающих обстоятельств правонарушения, не являющиеся грубыми. Данный подход предлагается также распространить на ИП, юрлиц и их работников в случае замены административного штрафа предупреждением.

Также отмечено, что при подготовке нового кодекса необходимо решить вопрос о целесообразности назначения административного штрафа ниже низшего предела с учетом имущественного и финансового положения правонарушителя. При предотвращении вышеуказанным лицом вредных последствий правонарушения либо добровольном устранении или возмещении вреда/ущерба штраф должен назначаться в минимальном размере или заменяться на предупреждение.

При наличии смягчающих обстоятельств размер административного штрафа должен уменьшаться за каждое из них, а при наличии отягчающих обстоятельств он может быть увеличен. Размеры уменьшения или увеличения административного штрафа за каждое смягчающее или отягчающее обстоятельство должны устанавливаться КоАП.

Отмечено, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения должно иметь самостоятельный предмет правового регулирования и применяться не только в отношении водителей транспортных средств, но и иных правонарушителей.

Новые гарантии по делам об административных правонарушениях

Планируется предусмотреть обязательное участие адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность назначения гражданину административного ареста) в целях оказания квалифицированной юридической помощи.

В новом КоАП предлагается выделить отдельные главы об особенностях освобождения от административной ответственности, от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления его исполнения. Отмечена необходимость закрепления в кодексе института реабилитации лица, незаконно привлеченного к административной ответственности.

Стадия принудительного исполнения административных наказаний, влекущая негативные последствия для привлеченных к административной ответственности лиц, должна носить исключительный характер и применяться в случае их уклонения от исполнения административных наказаний.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предлагается распространить механизм уплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа не только на правонарушения в области дорожного движения, но и на иные виды, за исключением некоторых (например, грубых, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан, либо при назначении оборотных штрафов).

Планируется ввести упрощенный механизм исполнения постановлений о назначении административных штрафов на суммы до 10 тыс. руб. Данный порядок не потребует возбуждения исполнительного производства, а будет происходить в автоматическом режиме исключительно за счет денежных средств, находящихся на счетах должника в банке и иной кредитной организации.

Адвокаты в целом положительно оценили Концепцию нового КоАП

По словам адвоката АП г. Москвы Александра Леманна, КоАП РФ действительно нуждается в замене, и об этом свидетельствует слишком большое количество постоянно вносимых в него правок.

«Очень важно максимально четко и правильно прописать все процедурные нюансы – если новый КоАП будет допускать двоякое толкование, то из гуманного он может превратиться в еще более репрессивный, чем сейчас. Общеизвестно, что, если существует опасность серьезной материальной ответственности (когда богатые должны будут платить соразмерно своим большим доходам), есть риск, что доходы будут умышленно занижаться, а часть доходов может даже уйти в серую зону. Кто и как будет отслеживать уровень доходов людей, из Концепции пока непонятно. Главное, чтобы не пострадали люди с невысоким достатком. Они сегодня платили, условно, пятьсот рублей, а завтра с учетом изменений законодательства они при той же экономической ситуации будут платить тысячу. Это не совсем правильно с учетом экономической ситуации в стране», – подчеркнул он.

По мнению эксперта, из Концепции пока не совсем понятно, как именно планируется решить проблемы в правоприменительной практике. «Снижающими эффективность действующего КоАП факторами являются как раз накопившиеся проблемы в правоприменительной практике на стадиях возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях. Однако большинство лиц, привлекаемых к административной ответственности за нарушение ПДД, при наличии одного лишь протокола об административном правонарушении всегда видят в решении суда одну и ту же фразу «у суда нет оснований не доверять сотруднику ГИБДД», – отметил Александр Леманн. Он выразил опасение, что новый КоАП, пусть даже самый совершенный и инновационный, опять будет по-своему трактоваться и применяться судебной системой, которая и сама нуждается в модернизации.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что реформационные методы в виде внесения изменений в отдельные нормы КоАП нарушают целостность, структурность и системность самого кодекса либо приводят к своеобразному диссонансу с иными нормативно-правовыми актами. «Изменения должны быть революционного характера, то есть коренным образом менять не только формулировку норм, но подходы к пониманию и правоприменению», – отметила она. Эксперт считает, что положения Концепции нового КоАП РФ предопределены существующими недостатками, являются по своей сути логичными и объективно необходимыми: «Ранее вносимые в кодекс изменения привели к тому, что он выглядит как разрозненная “многолоскутная” субстанция, с множеством неурегулированных пробелов».

Нарине Айрапетян отметила, что изложенный в документе лояльный и гуманный подход, предлагаемый к применению касательно некоторых вопросов, свидетельствует о большей ориентации не на карательную, а на превентивную цель, что не может не воодушевлять. «Если в предыдущих редакциях основными инициаторами реформирования ставились задачи создания превенции против развития криминальных и уголовно-правовых ситуаций путем в том числе декриминализации части преступлений, то новая Концепция послужит профилактикой административно-правовых ситуаций», – резюмировала адвокат.

Адвокат АП г. Москвы Святослав Пац выразил недоумение относительно текста опубликованного документа: «Как можно было назвать документ “Концепцией нового Кодекса РФ об административных правонарушениях”, если в нем отсутствует само определение понятия “административное правонарушение” – рабочая группа всего лишь предлагает уточнить его для разграничения с понятием “преступление”». По мнению эксперта, в документе нет основополагающего элемента, необходимого для разработки кодифицированного акта. «Рабочая группа не смогла согласовать, что же именно будет относиться к административным правонарушениям, чем административное правонарушение отличается от преступления», – считает он.

Читайте так же:  Максимальный штраф за административное нарушение

«Не меньшим шоком стало сохранение в Концепции возможности принятия нормативных правовых актов по отдельным вопросам, связанным с административной ответственностью, с оговоркой, что это должно быть прямо предусмотрено новым кодексом. Очевидно, повторение в будущем существующего в наши дни печального положения, когда на федеральном уровне есть КоАП и есть отраслевые законы, устанавливающие не только составы административных по своей правовой природе правонарушений, но и порядок привлечения к административной (по своей правовой природе) ответственности, прямо предполагается предложенной Концепцией», – отметил Святослав Пац.

Адвокат также не согласился с разработчиками документа в части сохранения существующего в настоящее время дуализма процессуальных форм рассмотрения судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности или об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности. «Независимо от того, суд общей юрисдикции или арбитражный суд рассматривает дело об административном правонарушении (включая обжалование вынесенного постановления), лица, участвующие в таком деле, должны иметь равные правовые гарантии должного разрешения дела, включая процессуальные сроки, порядок и количество инстанций обжалования, порядок вступления в законную силу правоприменительных актов», – отметил он.

В связи с этим Святослав Пац пришел к выводу о том, что Концепция нового КоАП представляет собой не полноценную концепцию будущего кодифицированного акта, а протокол разногласий о том, что должно быть написано в ней, без фиксации итоговых выводов.

В ФПА поддержали обязательное участие адвокатов в делах по административным правонарушениям

Как сообщает пресс-служба ФПА, вице-президент Федеральной палаты адвокатов Геннадий Шаров позитивно отнесся к идее усовершенствовать КоАП РФ, который был принят в конце 2001 г.

Он также положительно оценил предложение Концепции об обязательном участии адвоката в отдельных делах, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста. «Для самих адвокатов это означает расширение сферы участия в производстве по отдельным делам, что, конечно, следует расценить как положительное явление, особенно если речь идет о бесплатной помощи лицам, нуждающимся в поддержке квалифицированного юриста», – отметил вице-президент ФПА.

С целесообразностью разработки новой редакции КоАП РФ согласен и советник ФПА, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Пастухов: «Действительно, из-за постоянных изменений КоАП РФ возникают несогласованности в соразмерности разных составов правонарушений и санкций. Желание усилить ответственность за одни правонарушения не учитывает общего соотношения в системе наказаний; какие-то процедуры следовало бы пересмотреть; нужно учесть позиции ЕСПЧ, считающего некоторые наши составы корреспондирующими уголовным преступлениям».

Он также поддержал предложение об обязательном участии адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях, по которым возможно заключение под стражу. «В СПЧ этот вопрос рассматривался, был предложен даже конкретный текст законопроекта, мы его поддержали на комиссии по гражданскому участию в правовой реформе. Такой концептуальный подход мы, безусловно, поддерживаем», – сообщил Игорь Пастухов.

§2. Участие адвоката в процессе производства по делам об административных правонарушениях

Правовая основа участия адвоката в процессе производства по делам об административном правонарушении приведена в Конституции РФ (ст. 48) и в КоАП РФ, в ст. 25.5 которого говорится, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с законом.

По делу об административном правонарушении необходимо выяснить: 1)

наличие события административного правонарушения; 2)

лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность; 3)

виновность лица в совершении административного правонарушения; 4)

обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; 5)

характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6)

обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7)

иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

После установления, что событие имело место и есть лицо, обвиняемое в совершении административного правонарушения, необходимо установить доказана ли вина, т.е. собрать доказательства.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными законом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

В определении указываются: 1)

основания для назначения экспертизы; 2)

фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; 3)

вопросы, поставленные перед экспертом; 4)

Читайте так же:  Закон о запрещении курения в общественных местах

перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

При исследовании вещественных доказательств адвокат должен занимать активную позицию, особенно изучая документы.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела (вернуть, уничтожить, реализовать и т.п.).

К сожалению, все действия по Кодексу об административных правонарушениях ведутся уполномоченными органами. А право проведения собственного расследования адвокатами в Кодексе не прописано. Скорее всего, в законодательном плане это будет исправлено.

Для рассмотрения дела об административном правонарушении существуют установленные законом сроки.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Закон также устанавливает порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, т.е. процедуру: 1)

объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; 2)

устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; 3)

проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; 4)

выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; 5)

разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; 6)

рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; 7)

выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы; 8)

выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; 9)

выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности. 10)

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Адвокату закон не предоставляет такого права, т.е. прения сторон отсутствуют. Это шаг назад по сравнению с Уголовно-процессуальным кодексом.

Какое решение может быть принято по делу об административном правонарушении и как и куда его можно обжаловать?

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1)

о назначении административного наказания; 2)

о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении

выносится в случае: 1)

наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях; 2)

объявления устного замечания; 3)

прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение: 1)

о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2)

Видео (кликните для воспроизведения).

о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Источники

Участие адвоката в административных делах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here