Убрать несанкционированную свалку

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Убрать несанкционированную свалку". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Новое в российском законодательстве (ежедневно)

28 января 2019 года

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО

Минприроды России подготовлена информация по наиболее часто встречающимся вопросам, касающимся обращения с твердыми коммунальными отходами.

В частности, сообщается, что:

— в случае ненаправления потребителем заявки на заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО, такой договор считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации договора на официальном сайте регионального оператора по обращению с ТКО;

— плата за услугу по обращению с ТКО будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим);

— на управляющие организации возлагается обязанность убирать контейнерные площадки, а также, в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников, заключить от их имени договоры с региональным оператором по обращению с ТКО;

— заключить договор с региональным оператором на вывоз ТКО должны все организации, у которых образуются ТКО, в том числе, садоводческие товарищества;

— региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок: составить акт о ее обнаружении, сфотографировать, определить координаты и направить соответствующее уведомление собственнику участка; в случае неликвидации свалки собственником — убрать ее самостоятельно и обратиться за взысканием расходов в суд;

— региональный оператор по обращению с ТКО вправе обеспечить вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений, но данная услуга не охватывается понятием вывоза ТКО, и ее оплата осуществляется за рамками регулируемых цен на услугу по обращению с ТКО.

ЭкоИнструкция: Как ликвидировать несанкционированную свалку

Новосибирская общественная организация АНО «Масс-Медиа-Центр» не один год борется со стихийными свалками в рамках своих экологических проектов. Победой 2018 года стала ликвидация обширной несанкционированной свалки на площади в 2 800 квадратных метров, вблизи популярного места отдыха и паломничества жителей – Святого источника в микрорайоне Ложок города Искитима Новосибирской области. Руководитель АНО «Масс-Медиа-Центр» Раиса Жмодик пошагово рассказала, как у них получилось ликвидировать свалку.

1. Придумать идею

— Мы начали активную экологическую деятельность с различных акций по уборке мусора с общественных территорий. Затем реализовали социально значимые проекты по обустройству экологических троп в Искитимском районе Новосибирской области.

Первый опыт по ликвидации свалки был при создании экологической тропы «Водопад Бучило». Здесь прекрасная природа – отроги Салаирского кряжа, с небольшими возвышениями, речными излучинами, березовыми лесами.

Когда мы рассматривали другие места в этом районе для обустройства экологических троп, к нам обратились жители микрорайона Ложок города Искитима с просьбой помочь убрать огромную несанкционированную свалку вблизи посещаемого места Святой источник.

И тогда возникла идея не только сделать это место чистым, но и создать историко-культурный маршрут, включающий и экологическую активность, и культурно-просветительскую.

2. Найти источник финансирования

Для ликвидации свалки с такой площадью, конечно, были необходимы немалые средства. Мы написали проект и выиграли грант Фонда президентских грантов. На ликвидацию свалки было заложено 500 тысяч рублей, но мы планировали еще привлечь партнеров и заинтересовать их проектом.

3. Определить владельцев территории, занятой свалкой, и источники загрязнения

Как мы выяснили, свалка образовалась аккурат на границе муниципального Искитимского района и муниципалитета города Искитима. Свою часть территории город со временем очистил, хотя свалка продолжала пополняться новыми отходами. А вот в районе средств на это не хватало.

Поскольку место находилось в достаточном отдалении от промышленной и жилой зоны и никем не контролировалось, отходы сюда везли все, кому не лень – и предприятия, и жители дачных поселков, и магазины.

4. Договориться о взаимодействии с партнерами

Для реализации проекта был создан оргкомитет с участием первых лиц города и района, представителей экологического надзора и других организаций.

Мы предложили свой план по ликвидации свалки, постоянно находились в контакте, оперативно реагировали на действия партнеров, контролировали ход выполнения работ по графику.

В результате постоянного взаимодействия мы нашли непосредственные исполнители работ, заключены договоры. Однако трудностей было немало. Но зато была и крепкая поддержка от мэра Искитима Сергея Заваржина, и находились настоящие миссионеры — как Виктор Баулин, начальник экологического отдела городской администрации, которые помогали преодолевать разные барьеры и всячески поддерживали наш проект.

5. Ликвидировать свалку

Непосредственная работа по уборке территории происходила летом, в течение почти двух месяцев. Силами управляющей компании «ЛОЖОК» была проведена работа по ликвидации несанкционированной свалки вблизи Храма Новомучеников и Исповедников Российских.

Мусор был убран и вывезен, осуществлена рекультивация территории. Чтобы предотвратить повторное несанкционированное складирование мусора, подъезды и тропинки к бывшей свалке отсекли двумя рядами рвов.

6. Привлечь волонтеров на экологические акции

Важно было вовлечь в процесс молодых участников – чтобы они своими руками создавали чистоту в прекрасном уголке природы. Большой проблемы в этом не было – наша общественная организация много лет осуществляет молодежные проекты, имеет прочные контакты с учебными заведениями всех уровней.

В рамках проекта мы провели несколько экологических акций по благоустройству, в которых приняли участие жители микрорайона Ложок, ученики школы №14 г. Искитима, с. Улыбино Искитимского района, члены Совета ветеранов микрорайона Ложок, сотрудники ДК «Октябрь», УК ЖКХ «ЛОЖОК», студенты ссузов г. Бердска, представители администрации Искитима и общественных организаций Новосибирска.

7. Контролировать новое несанкционированное пополнение убранной свалки

Через некоторое время после ликвидации члены оргкомитета побывали на месте бывшей свалки и с горечью констатировали: на убранной от мусора территории, даже несмотря на рвы, вновь появились «свежие» отходы. Еще одним заслоном от вредителей природы должны были стать новые посадки.

В конце сентября волонтеры посадили по периметру свалки более 150 саженцев: это сосна, рябина, липа, боярышник.

Кстати, на средства, запланированные на ликвидацию свалки, была не только очищена и рекультивирована территория, но еще и отсыпана щебнем часть дороги, ведущей к Святому источнику, а также приобретены 150 саженцев в Бердском лесопитомнике.

Читайте так же:  Штраф за отсутствие прописки несовершеннолетнего ребенка

Однако наш проект завершился. Мы больше не имеем возможности проводить мониторинг территории. Для этого есть органы власти (хозяева территории), представители местных общественных организаций, местные жители.

Фото предоставлено АНО «Масс-Медиа-Центр»; Pixabay.

Кто должен ликвидировать стихийные свалки и содержать несанкционированные скотомогильники

Обязанности органов местной власти в сфере обращения с отходами

Органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов (ТКО). Эти полномочия указаны в пункте 18 части 1 статьи 14, пункте 14 части 1 статьи 15 и пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, местные власти создают и содержат места накопления ТКО (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Прокуроры по результатам проверок часто возлагают на органы местного самоуправления обязанности, которые муниципалитеты не должны выполнять без дополнительного финансирования. В этой статье мы расскажем, какими аргументами органу местного самоуправления защититься от неправомерных требований.

Ликвидация несанкционированных свалок

При обращении с отходами часто возникает вопрос о том, к чьим полномочиям относится ликвидация несанкционированных свалок. Однозначного ответа в законах нет, поэтому возникают споры о распределении полномочий по ликвидации свалок между органами власти разных уровней.

В Законе № 89-ФЗ не сказано, что такое «несанкционированная свалка» и «ликвидация несанкционированных свалок». Следовательно, ликвидация таких свалок не относится к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». Под такими свалками понимают территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Собственник отходов – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся (п. 7.8 ГОСТ 30772-2001). Если такое лицо не установлено, собственником отходов будут органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001).

Суды часто возлагают обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на органы местного самоуправления.

ПРИМЕР 1. Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города. Он потребовал возложить на чиновников обязанность устранить несанкционированную свалку.

Судьи удовлетворили требование прокурора. Они сослались на пункт 1 статьи 13 Закона № 89-ФЗ. В нем сказано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (апелляционное определение Ульяновского областного суда от 24.10.2017 по делу № 33а-4283/2017).

Стихийные свалки на территории муниципалитета должны ликвидировать органы местного самоуправления. Исключение – свалки на землях лесного фонда

Есть одна ситуация, в которой судьи всегда встают на сторону муниципалитета. Органы местного самоуправления не обязаны ликвидировать несанкционированные свалки на лесных участках в составе земель государственного лесного фонда на территории своего муниципалитета за счет средств местного бюджета. Эта обязанность возникает, только если местные власти были наделены государственными полномочиями. Меры по ликвидации загрязнения отходами лесных участков на территории муниципалитета, не находящихся в его собственности, должны принимать исполнительные органы государственной власти. Требовать, чтобы свалку, расположенную на землях лесного фонда, убрали местные власти, неконституционно. Эту позицию выразил Конституционный суд в постановлениях от 13.10.2015 № 26-П и от 26.04.2016 № 13-П. Отсутствие такой обязанности подтверждают и нижестоящие суды.

ПРИМЕР 2. В ходе проверки прокуратура выявила место несанкционированного складирования твердых бытовых отходов на территории лесничества. Нарушителей установить не удалось. Прокурор потребовал, чтобы ликвидацией свалки занялся областной департамент лесного хозяйства. Региональные чиновники отказались. Они считали, что убрать свалку обязаны органы местного самоуправления. Тогда прокурор подал иск в суд.

Суд первой инстанции отказал в иске, но апелляция отменила решение. Вышестоящий суд отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 84 ЛК органы местного самоуправления должны принимать меры по предотвращению вредного воздействия только на лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Оснований для иного распределения публичных полномочий в сфере лесных отношений законодательством не предусмотрено (апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.02.2018 по делу № 33-1781/2018).

Постановка на учет и содержание бесхозяйных скотомогильников

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения не относится к полномочиям органов местного самоуправления (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). В то же время участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципалитета относится к компетенции органов местного самоуправления (ст. 14–16 Закона № 131-ФЗ). Их полномочия в этой сфере закреплены в статье 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В частности, органы местного самоуправления обязаны финансировать мероприятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Поэтому проверяющие структуры требуют, чтобы местные власти ставили на учет бесхозяйные объекты, способные нанести вред окружающей среде. К таким объектам относятся скотомогильники, где часто хоронят животных, которые пали от болезней, способных передаваться человеку.

На заметку: Глубина биотермической ямы должна быть не менее 10 м. Территорию скотомогильника нужно огораживать глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами

Несанкционированные скотомогильники не соответствуют обязательным требованиям. В большинстве случаев к ним возможен доступ людей и животных. Они не запираются, создают угрозу для жизни и здоровья граждан и способны стать причиной чрезвычайной ситуации. По мнению проверяющих, муниципалитеты должны не только принимать такие объекты на учет, но и содержать их. В некоторых случаях суды удовлетворяют подобные иски.

Читайте так же:  Административные правонарушения работника

ПРИМЕР 3. Прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения. Он потребовал признать незаконным бездействие органов местной власти и возложить на них обязанность по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.

Суд удовлетворил требования прокурора. Закон № 131-ФЗ обязывает органы местного самоуправления заниматься предупреждением чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Поэтому они должны проводить организационно-технические мероприятия по защите населения от эпидемий и эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям (решение Большереченского районного суда Омской области от 23.07.2010 по делу № 2-338/2010).

Муниципалитет не должен содержать скотомогильники, если ему не передали полномочия и финансирование

В законах нет однозначного ответа на вопрос, кто конкретно должен осуществлять эксплуатацию скотомогильников. В собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). Это установлено подпунктом «ц» статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов…». Наличие места захоронения биологических отходов на территории муниципалитета не предполагает обращения бесхозяйного скотомогильника в муниципальную собственность.

Нормы федерального законодательства не предусматривают непосредственной передачи бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность. На основании этих норм нельзя заставить муниципальное образование содержать или создавать скотомогильники (биотермические ямы) без передачи государственных полномочий и денежных средств для их обеспечения. На это еще в 2009 году указал Верховный суд.

На заметку: Полномочия и финансирование должны быть переданы местным властям в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ

ПРИМЕР 4. В ходе прокурорской проверки был выявлен несанкционированный скотомогильник. Прокурор обратился в суд и потребовал обязать администрацию сельского поселения надлежаще оборудовать и содержать скотомогильник.

Верховный суд встал на сторону администрации сельского поселения (определение от 10.06.2009 № 16-Впр09-6). Судьи указали, что скотомогильник в число объектов муниципальной собственности не входит, на балансе органа местного управления не состоит, денежные средства на его содержание не выделены.

В 2010 году Верховный суд подтвердил свою позицию в другом решении. Он указал, что Закон № 131-ФЗ не предусматривает возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления. Региональные органы власти не передавали государственные полномочия по оборудованию скотомогильника и денежные средства администрации сельского поселения (определение Верховного суда от 14.04.2010 № 32-В10-5).

Сегодня нижестоящие суды поддерживают муниципалитеты, хотя проверяющие по-прежнему предъявляют органам местного самоуправления требования о содержании скотомогильников.

ПРИМЕР 5. Прокурор потребовал, чтобы орган местного самоуправления поставил скотомогильник на учет в качестве бесхозяйного и содержал его. Судьи признали скотомогильник бесхозяйным, но не возложили на администрацию обязанность по его содержанию. Этот объект не передавали в собственность или ведение администрации, он не состоит на балансе органа местного самоуправления. Государственные полномочия по оборудованию скотомогильников и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ, местной администрации не передавались (решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 12.12.2016 по делу № 2-1515/2016).

В другом деле суд удовлетворил иск прокурора к областному правительству. Он отметил, что обязанность содержать скотомогильники возложена на региональные органы власти. Данные полномочия и финансирование муниципалитетам не передавались (кассационное определение Оренбургского областного суда от 18.01.2011 по делу № 33-183/2012).

ВЫВОДЫ:

Муниципалитет должен следить за утилизацией отходов на территории муниципального образования. Прокурор может потребовать, чтобы вы исполняли эту обязанность, и судьи его поддержат. Однако из общих правил есть исключения.

1. Если несанкционированную свалку обнаружили на территории земельных участков лесного фонда, не принадлежащих муниципалитету, он не должен ликвидировать ее без дополнительного финансирования.

2. Даже если скотомогильник находится на территории муниципального образования, это еще не означает, что муниципалитет должен его содержать. Это обязанность субъекта РФ, если регион не передал данные полномочия муниципалитету в порядке, установленном статьей 19 Закона № 131-ФЗ. Факт признания такого объекта бесхозяйным не порождает у муниципалитета обязанности принять его в муниципальную собственность.

На заметку:

Изъятие полномочий не избавляет от ответственности

Если суд обязал вас ликвидировать несанкционированную свалку и решение вступило в силу, даже изъятие из компетенции ОМСУ полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО не освободит вас от этой обязанности. Свалку придется ликвидировать. Например, суд обязал администрацию сельсовета ликвидировать несанкционированные свалки. Муниципалитет указал, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО теперь переданы субъекту РФ. Суд отметил, что изъятие из компетенции ОМСУ вопросов организации утилизации отходов – не основание прекратить исполнительное производство. Такое изъятие не означает, что администрация сельсовета лишилась возможности исполнить решение суда (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 05.06.2017 по делу № 33-7122/2017).

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-право»

Убрать несанкционированную свалку

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В августе 2019 года на территории городского поселения выявлена несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором она находится, не разграничен, не сформирован. В чьи обязанности входит ликвидация свалки — регионального оператора, муниципалитета или органа исполнительной власти области?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте так же:  Срок давности по уплате налогов физическим лицом

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как убрать несанкционированную свалку одним письмом

Дубликаты не найдены

Конечно, случаи бывают разные. Лучше всего писать бумажные письма, тогда будет официальный документооборот, который, в случае чего, можно представить.

Иногда бывает необходимо продолжать переписку, задавать новые вопросы. Так они поймут, что простыми отписками тут не отмажешься.

Иногда бывает необходимо обращаться в вышестоящие инстанции с приложением предыдущей переписки с просьбой разобраться. Когда им приходят вопросы сверху, а не «снизу», они всегда начинают ответственнее подходить к их обработке.

Как заставить убрать несанкционированную свалку

Кто из нас не сталкивался с неприятной картиной в виде горы мусора посреди двора или на соседней улице? Свалки появляются везде: и около жилых домов, и около школ, в парках… При этом содержащиеся в отходах химикаты могут пагубно отразиться на здоровье человека. Если вы обнаружили несанкционированную свалку, но не знаете, что делать и куда обратиться, читайте инструкцию, подготовленную Центром защиты прав граждан Справедливой России.

Несанкционированная свалка – не разрешенные и не обустроенные в соответствии с действующим законодательством территории, на которых размещаются отходы.

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ отходы должны храниться, размещаться и утилизироваться в специально оборудованных для этого местах и сооружениях.
Согласно ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или опасными веществами влечет наложение штрафа на виновных лиц:

– на граждан – от 1 до 2 тысяч рублей;

– на должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;

– на индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток;

– на юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей.

Итак, если вы обнаружили несанкционированную свалку, то алгоритм действий зависит от того, где именно находится куча мусора. Он подробно описан в PDF файле по ссылке и включает в себя образцы заявлений.

Незаконная свалка: способы борьбы, ответственность, кому жаловаться

В Кодексе об административных правонарушениях указан перечень объектов, на которых запрещена свалка мусора: автомобильные и железные дороги, водные пути, леса и заповедники, контейнеры в случае использования для размещения строительного или крупногабаритного мусора. Для выбрасывания отработанного сырья должны использоваться следующие емкости: мусорные баки, контейнеры, урны.

Размещение мусора за пределами организованных площадок считается незаконным. Несанкционированная свалка образуется при размещении отходов в неустановленных местах при достижении некоторых условий:

  • размер – от 50 кв. м.;
  • объем – от 30 куб. м.

При незаконном размещении отходов требуется произвести ликвидацию образовавшегося скопления мусора, способного нанести вред здоровью жителей близлежащих домов, а также окружающей среде. Выбор, куда обращаться гражданам в случае обнаружения незаконной свалки мусора, включает местные государственные органы, специализированные ведомства, силовые структуры.

Жалоба при обнаружении незаконной свалки

На практике несанкционированная свалка мусора возникает по многим причинам. Отсутствие полигона или системы работы с отходами, нежелание жителей оформлять вывоз мусора, банкротство мусорных операторов, например. Список органов, куда жаловаться в случае обнаружения незаконного полигона:

  • местная администрация;
  • Росприроднадзор;
  • Роспотребнадзор;
  • департамент ЖКХ;
  • жилищно-коммунальная инспекция;
  • отделы экологического контроля;
  • прокуратура или полиция.

Администрация муниципального образования

Первый адресат, куда необходимо сообщить о несанкционированной свалке, – администрация муниципального образования. Это связано с тем, что местные органы власти отвечают за муниципальную территорию и в дальнейшем проконтролируют ликвидацию свалки. Для повышения вероятности решения вопроса заявление оформляется должным образом с указанием необходимой информации:

  • координаты места скопления отходов;
  • подтверждающие фотографии;
  • адресат обращения (орган, должностное лицо);
  • автор с контактными данными для ответа.

Росприроднадзор

Государственный орган, в ведении которого находится контроль состояния окружающей среды, – Росприроднадзор. В случае бездействия местной администрации необходимо обратиться на данный орган. Заявления принимаются в двух формах:

Ведомство подготовило для граждан список информации, которая должна содержаться в заявлении, независимо от органа, куда оно подается:

  • местоположение (координаты или схема);
  • фотографии с различных ракурсов для оценки масштаба;
  • описание проблемы;
  • адресаты обращения;
  • контакты заявителя;
  • дата, подпись (при письменном обращении).

Отделы экологического контроля

На территориях муниципальных образований действуют отделы экологического контроля, работающие под руководством Росприроднадзора. При возникновении незаконных полигонов на контролируемой территории специалисты инициируют проверку на основании поступивших жалоб. По результатам проверки принимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки мусора.

С 2019 года в России на основании постановления Правительства № 396 действует публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО). Организация занимается обращение твердых бытовых отходов на территории страны, контролируя региональные органы власти. На сайте компании действует форма обратной связи по нарушениям в сфере экологической защиты:

  • несанкционированный полигон;
  • нарушения порядка работы с отходами;
  • неприятный запах от мусора;
  • другие нарушения.

Роспотребнадзор

Случаи, когда незаконный полигон отходов образуется в результате деятельности юридических лиц, могут быть рассмотрены Роспотребнадзором. Среди отходов выделяются производственные, строительные, бытовые, образуемые в результате работы магазинов, заводов и других учреждений. Срок рассмотрения заявления – 30 дней. Предварительно рекомендуется пожаловаться на свалку напрямую в юридическое лицо путем написания жалобы с последующим приложением копии при обращении в Роспотребнадзор.

Государственный орган проводит экспертизу с выездом на объект, по результатам которой готовится предписание об устранении свалки. Ведомство влияет на те объекты, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, водные и земельные участки.

Читайте так же:  Административное наказание понятие классификация административных наказаний

Департамент или инспекция жилищно-коммунального хозяйства

При обнаружении несанкционированной свалки на территории населенного пункта необходимо обращаться в местный департамент жилищно-коммунального хозяйства. Среди адресатов, куда пожаловаться на незаконное размещение отходов, орган ЖКХ выделяется тем, что отвечает за чистоту территории населенного пункта.

Пример заявления в жилищно-коммунальную инспекцию.

Прокуратура или полиция

В случае, если местные административные или экологические органы не оказали воздействия на несанкционированную свалку мусора, необходимо оформить заявлению в прокуратуру или полицию. Помимо стандартного набора информации непосредственно о свалке, необходимо приложить копии обращений в соответствующие органы и полученные ответы, если они были получены. Дополнительно к заявлению прилагается копия паспорта заявителя.

Срок ответа при обращении в прокуратуру – до 30 дней. Для рассмотрения заявления по существу, оно должно быть подкреплено доказательствами несанкционированного характера свалки. Для этого проводится анализ ответов, полученных из профильных инстанций на предмет правоверности.

Нормативное регулирование

На законодательном уровне процесс регулирования обращения с отходами в России отображен во многих документах:

  • Конституция.Верховный закон закрепляет права граждан на благоприятную окружающую среду, информированность о ее состоянии, компенсирование расходов при уроне здоровья, связанного с небезопасной экологической обстановкой. На Конституции основаны положения нормативно-правовых актов, действующих в стране.
  • Федеральные законы. Федеральный закон № 7-ФЗ направлен на регулирование вопросов защиты окружающей среды: сохранение природы, профилактические меры, улучшение экологии. Отдельно отмечено разделения сфер ответственности между федеральными и местными органами власти. Несанкционированные свалки возникают в бессистемном порядке, поэтому их ликвидация осуществляется на основании точечных обращений, порядок которых определяет федеральный закон № 59-ФЗ. Федеральный закон, регламентирующий расположение и организацию работы мусорных полигонов, – № 89-ФЗ. Например, в документе определены места, в которых запрещены свалки: населенные пункты, зоны отдыха, парки, лечебно-оздоровительные площадки, водосборы, места добычи полезных ископаемых.
  • Кодекс об административных правонарушениях. В статьях 8.1-8.6 КоАП указаны конкретные штрафы за нарушения, связанные с экологической безопасностью.

Штрафы за несанкционированную свалку

Размер и порядок присуждения штрафов за правонарушения, связанные с незаконной свалкой мусора, определены в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях. За несанкционированную свалку несут ответственность физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и организации. Размер штрафов определен в статьях 8.1-8.6, а размер наказания составляет:

  • от 1 до 2 тыс. руб. – физлица;
  • 10-50 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – индивидуальные предприниматели;
  • 10-30 тыс. руб. – должностные лица организаций;
  • от 100 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – юрлица.

Ответственные за ликвидацию

Выбор органов, в которые обращаются граждане с жалобами на незаконную свалку многообразен: предприятия, местные и федеральные государственные органы. До недавнего времени выбор тех, кто должен заниматься ликвидацией несанкционированной свалки, был однозначен – владельцы территории. На частных землях предприятий полномочия по уборке ложились на Роспотребнадзор, на муниципальных землях – на местную администрацию.

Рекомендации, которые помогут избежать споров о несанкционированных свалках

Кто обязан ликвидировать свалки

Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Следовательно, если свалка появилась на территории муниципального образования, ликвидировать ее обязаны органы местного самоуправления этого муниципального образования. Однако не все так однозначно. Кроме территории, на которой размещена свалка, следует учитывать, кому принадлежит загрязненный земельный участок.

Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением. При этом они должны применять способы, которые не наносят вреда окружающей среде. Нельзя допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв, а также иное негативное воздействие на них (ст. 42 Земельного кодекса РФ).

Владельцы участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, химическими веществами, в том числе радиоактивными, микроорганизмами и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель. Они также должны ликвидировать последствия загрязнения земель, в том числе обеспечивать их рекультивацию. Эти обязанности собственников земельных участков закреплены в статье 13 Земельного кодекса РФ.

Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления и ином обращении с ними предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Штраф для виновных физических лиц составляет 1–2 тыс. руб., для юридических лиц – до 250 тыс. руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, – до 50 тыс. руб., для должностных лиц – до 30 тыс. руб.

Обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов, должна быть возложена на собственников земельных участков, если она не передавалась третьим лицам по договору. В случае заключения договора аренды обязанность по уборке участка ложится на арендатора. Местные власти обязаны этот процесс контролировать.

О том, что нужно учитывать принадлежность загрязненного земельного участка, однозначно высказался и Конституционный суд РФ.

Пример 1. Суды обязали администрацию Североуральского городского округа (Свердловская область) расчистить бесхозную свалку в лесу на окраине города. Они исходили из того, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения, независимо от формы собственности земельных участков.

Муниципалитет обратился в Конституционный суд РФ с просьбой о проверке конституционности положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. По мнению чиновников, на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, поскольку они находятся в федеральной собственности.

КС РФ указал, что спорная норма не противоречит Конституции РФ. Она не предполагает возложения на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета свалок на лесных участках, расположенных на территории этих округов, без наделения этих органов государственными полномочиями. Уборка отходов находится в сфере ответственности муниципалитетов, однако урна или мусоропровод отличаются от бесхозной свалки в лесу. В таких случаях нужно учитывать принадлежность загрязненного земельного участка. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. А ответственность за сохранность лесов несут субъекты РФ, которые наделены и соответствующим финансированием.

Читайте так же:  Рассрочка платежа административного штрафа

Конституционный суд РФ не исключил, что органы государственной власти могут обязать муниципалитеты убирать свалки в лесах. Но тогда регион должен выделить на это средства из своего бюджета (постановление от 13 октября 2015 г. № 26-П).

Почему местные власти проигрывают суды

Граждане имеют право оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). По поводу несанкционированных свалок они могут обратиться в Росприроднадзор.

По факту обнаружения несанкционированной свалки отходов или мусора Росприроднадзор должен провести проверку, собрать материалы и вынести предписание об устранении нарушений законодательства. В компетенцию Росприроднадзора входит назначение административного штрафа за незаконные действия и подготовка материалов для передачи в природоохранную прокуратуру.

По результатам проведенной проверки прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципалитету и потребовать, чтобы тот ликвидировал несанкционированную свалку. Если нарушение со стороны муниципалитета действительно было, никакие аргументы органа местной власти в суде не сработают.

Пример 2. Прокурор Егорлыкского района Ростовской области обратился в суд с иском к администрации Балко-Грузского сельского поселения Егорлыкского района. Его требование – обязать муниципалитет в течение трех месяцев ликвидировать несанкционированную свалку на территории поселения. Суд согласился с требованием прокурора.

Администрация сельского поселения подала апелляцию с просьбой об отсрочке исполнения решения суда. Ее аргумент: расходы на ликвидацию свалок не заложены в бюджет сельского поселения на текущий год. Денежные средства для финансирования этих мероприятий можно будет предусмотреть только в следующем году. Но прокурор настаивал на том, что органы местной власти должны исполнить решение суда в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу. Суд удовлетворил требование прокурора (апелляционное определение Ростовского областного суда от 22 июня 2017 г. по делу N 33-10427/2017).

Если суд обязал администрацию муниципального образования ликвидировать несанкционированную свалку и решение вступило в силу, даже изъятие из компетенции органов местного самоуправления полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не освободит ее от этой обязанности. Свалку придется ликвидировать.

Пример 3. Суд обязал администрацию сельсовета в двухмесячный срок ликвидировать несанкционированные свалки. Но затем судебный пристав-исполнитель обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства. Требования мотивировал тем, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов теперь относятся к компетенции субъектов РФ. Власти муниципального района всего лишь участвуют в организации этой деятельности на своей территории.

Судьи с приставом не согласились (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 5 июня 2017 г. по делу N 33-7122/2017). Они отметили, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению (ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ). Изъятие из компетенции органов местного самоуправления вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и, соответственно, исключение статьи расходов на указанные цели – не основание прекращать исполнительное производство. Такое изъятие само по себе не означает, что администрация сельсовета лишилась возможности исполнить судебное решение.

НА ЗАМЕТКУ

Когда местная власть может сама оштрафовать нарушителя

В некоторых муниципальных образованиях органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по привлечению к административной ответственности нарушителей в сфере обращения с отходами. Если такой орган накажет виновника (физическое или юридическое лицо), тот не сможет оспорить это решение в суде. Пример – в постановлении Челябинского областного суда от 24 мая 2017 г. № 4а-624/2017.

Чем граждане помогут муниципалитету

Избежать судебных споров о ликвидации стихийных свалок помогут следующие меры, которые под силу принять любому муниципалитету:

  • Создайте карту несанкционированных мусорных свалок вашего муниципального образования.
  • Разместите ее на официальном сайте муниципального образования. Привлеките к работе над картой общественность.
  • Предоставьте возможность каждому желающему сообщить о незаконной свалке. Если поступила информация о свалке, место, где она находится, отметьте на карте значком. Следите за ходом работ по ликвидации свалки. Информируйте о нем заявителя.
  • Ликвидированные свалки обозначайте значками другого цвета. Такие карты созданы во многих муниципалитетах России. Этот интернет-ресурс повысит доверие населения к органам местной власти.

Если не создать муниципальную карту несанкционированных свалок, жители муниципального образования начнут размещать информацию на других интернет-ресурсах. О нарушениях на вашей территории узнает большое число пользователей, в том числе представители контрольных органов. Так, в 2017 году Центр общественного мониторинга ОНФ создал общероссийскую интернет-карту свалок в рамках проекта «Генеральная уборка». Карта находится на сайте kartasvalok.ru. На нем пользователь может оставить сообщение и отметить место незаконной свалки в любом регионе. Граждане могут сообщать о несанкционированных свалках через другие интернет-ресурсы:

  • «Экологическую карту России» (ecokarta.ru);
  • проект «Экофронт» (ecofront.ru);
  • сайты «Альянса зеленых» (russian-greens.ru), Сообщества активных граждан (igrajdanin.ru);
  • проект «Сердитый гражданин» (angrycitizen.ru).

Не все жители муниципальных образований, особенно поселенческого уровня, имеют постоянный доступ в интернет. Возможно, некоторым пожилым людям будет трудно пользоваться картой несанкционированных свалок. Поэтому сделайте доступными и другие способы связи. Например, разместите на официальном сайте муниципального образования телефоны горячей линии и форму обратной связи, через которую можно сообщить о стихийной свалке.

Видео (кликните для воспроизведения).

А.И. ЗВЕРЕВ, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»

Источники

Убрать несанкционированную свалку
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here