Таблица загрязнение окружающей среды география 10 класс

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Таблица загрязнение окружающей среды география 10 класс". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Таблица №1

Слайд 4 из презентации «Загрязнение природы». Размер архива с презентацией 1019 КБ.

Экология 10 класс

«Глобальные проблемы людей» — Человек является сейчас главным фактором всех изменений на Земле А. Печчеи. Характеристика проблемы. Ход урока: Глобус Глобальный Проблема Социальный Антропогенный. Словарная работа. Глобальные проблемы человечества география 10 класс урок- вводная лекция. Численность населения Земли. Цели урока: Сущность проблемы, примеры Причины возникновения Пути решения. Человек. Глобальные проблемы. Классификация проблем: Эпиграф к теме:

«Глобальные проблемы в мире» — 18 белыми. 50 будут недоедать, а 1 будет умирать от голода. — Живи, как будто на земле рай. План урока. Если ты никогда не переживал войну, Признаки глобальных проблем: У тебя есть крыша над головой и постель, — Люби, как будто тебе никто никогда не причинял боль, Апостола Павла, VI, 7.). Проблемы стран «Восток – Запад» (здравоохранение, продовольственная, энергетическая, сырьевая). Если в твоём холодильнике есть еда,

«Вырубка лесов» — Ежегодно в мире леса уничтожаются на площади 125 тыс. км2. Катастрофа Тропиков. Вырубка лесов с целью использования древесины. Сохранение грунтовых вод. Защита почв от эрозии. Расширение сельскохозяйственных угодий. Значение лесных экосистем. Лесная растительность формирует лесные ресурсы. Кубометр целлюлозы, которую продает Финляндия, стоит500 долларов. Каждый день в тропических лесах безвозвратно исчезают 3 биологических вида.

«Загрязнение природы» — Промышленность. Химическое загрязнение природных вод. Нефть и нефтепродукты. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере. Проблема загрязнения Мирового океана.

«Главные проблемы» — Глобальные проблемы современности не являются открытием нынешнего времени, а представляют собой обострение и углубление в современных условиях старых, существовавших ранее проблем в системе «человек – природа – общество». Глобальные проблемы современности Причины возникновения Основные направления разрешения глобальных проблем современности Прогнозы. Термин «глобальные проблемы» появился в обиходе в конце 60-х годов XX века. Обществознание, 10 класс.

«Влияние человека на окружающую среду» — Антропогенное влияние на природу. 7.Органическое загрязнение. Выполнила: ученица 10класса «Б» средней школы №1902 Шлапакова Евгения. загрязнение Красного моря. Охрана природы — задача нашего века, проблема, ставшая социальной. 8.Воздействие атомных станций на окружающую среду. 3.Загрязнение окружающей природной среды. Влияние человека на окружающую среду. Так, обычно выделяют химическое, физическое и биологические загрязнения. 12.Заключение.

Всего в теме «Экология 10 класс» 16 презентаций

Загрязнение и охрана окружающей среды. 10-й класс

Класс: 10

Скачать:

Вложение Размер
zagryaznenie_i_ohrana_okruzhayushchey_sredy.ppt 134.5 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал — разработка урока английского языка в 8 классе на тему: «Проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения». ( по УМК «Enjoy English», авторы М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева.

Интегрированный урок «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества» основывается на содержании трёх учебных предметов: биологии, географии и право. Урок проводится в 10-ом .

Данный урок разработан для учащихся 7-го класса в рамках темы “Человек и окружающий мир” (“Man and the Natural World”), учебная ситуация “Загрязнение окружающей среды” (“Pollution”), на основе УМК “Ан.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА, ВОДЫ, ЗЕМЛИ.

1. Вступительноеслово учителя: Национально-региональный компонент формирует понятие об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи.

quot;Загрязнение окружающей среды» — география 10 класс.

Цели:Формирование языковой, речевой и социокультурной компетенции в устной и письменной речи;Развитие рецептивных умений и навыков речевого слуха и памяти, извлечение информации при аудировании текста.

Загрязнение и охрана окружающей среды. 10 класс География. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемsakhitti.ru

Похожие презентации

Подписи к слайдам:

Загрязнение и охрана окружающей среды «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»

Антропогенное загрязнение окружающей среды Вспомните, что является причиной загрязнения окружающей среды? Каковы основные источники загрязнения? ( Главным источником загрязнения являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества)

Загрязнение окружающей среды Загрязнение Качественное Количественное поступление в окружающую среду неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза Поступление в окружающую среду тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в меньших количествах

Загрязнение литосферы Основной источник – твердые отходы Отходы — это бытовой мусор, металл, древесина, стекло, полимеры «грязные производства» — энергетика, металлургия, химическая промышленность, целлюлозно-бумажная. Токсичные отходы Радиоактивные отходы

Интересные факты На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-320 кг мусора На жителя стран Западной Европы – 150-300 кг мусора, США – 500-600 кг Каждый горожанин США выбрасывает в среднем за год 80 кг бумаги, 250 металлических банок, 390 бутылок

Пути решения проблемы загрязнения литосферы Уменьшение материалоемкости производства Переработка отходов аудиторию

Загрязнение атмосферы Источники загрязнения Естественные Антропогенные Извержения вулканов, пыльные бури ТЭС, металлургия, химическая промышленность, автомобильный транспорт

Последствия загрязнения атмосферы Кислотные осадки (в основном выпадают в США, Западной Европе) Города, где высокая концентрация диоксида серы: Рио-де-Жанейро, Тегеран, Стамбул, Москва, Пекин, Мехико Район образования кислотных дождей и район их выпадения часто далеко друг от друга (причина – циркуляция атмосферы)

Попадание в атмосферу угарного газа, углекислого газа и метана (увеличение их количества приводит к парниковому эффекту) Попадание в атмосферу фреонов (газы антропогенного происхождения), они используются в качестве хладогенов, в виде растворителей, распылителей, моющих средств.

Меры по борьбе с загрязнением атмосферы Сокращение самых вредных выбросов (повышение требований к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти) Внедрение новых технологий (использование солнечной, ветровой, водной энергии)

Загрязнение гидросферы Главные источники – промышленность, транспорт, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство Большая доля промышленных загрязнений характерна для Северной Америки и Европы (200 куб.км в год) Сельскохозяйственные сточные воды выбрасывает в основном Азия (320 куб.км в год)

Загрязнение гидросферы Загрязнение Физическое Химическое Биологическое Мусор, потери леса при молевом сплаве Попадание в водоемы кислот, щелочей, тяжелых металлов, удобрений, нефти и нефте- продуктов Загрязнение микроорга- низмами, при сбросе вод с химических предприятий, пищевой пром. и т.д.

Вопросы для обсуждения Почему проблема загрязнения имеет глобальный характер? Какие проблемы загрязнения вод являются наиболее острыми? Какова роль России в загрязнении вод Мирового океана? Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предоложить?

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; Рассмотреть главные пути решения проблем охраны окружающей среды;
  2. Довести до сведения учащихся, что решение природоохранных проблем может осуществляться путем правильной природоохранной деятельностью и экологической политикой. Формировать культуру общения, умение отстаивать свою точку зрения. Способствовать воспитанию экологической культуры личности;
  3. Развивать навыки работы с различными источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами, формировать навыки работы с дополнительной литературой и статистическим материалом.
Читайте так же:  Штраф за отсутствие прописки несовершеннолетнего ребенка

Оборудование: политическая карта мира, карта «Природные ресурсы мира», атласы, учебники, дополнительная литература, презентация

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводное слово учителя

Человечество вступило в 21 век, полный тревог не только за свое будущее, но и за само существование на Земле. Все настойчивее звучат голоса общественности, специалистов, политиков, призывающих прекратить загрязнение и уничтожение природы, поскольку жизненные ресурсы Земли близятся к своему пределу. Процессы самовосстановления в природе не в состоянии справиться с постоянно возрастающей нагрузкой, которую оказывает на нее человек. Наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь природе человек. Только человек владеет экологическим талантом – содержать окружающий мир в чистоте… «Одно из двух: или люди сделают так, что планета станет менее загрязненной, или его загрязнение сделает так, что на Земле станет меньше людей»

Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить. Тема нашего урока «Загрязнение и охрана окружающей среды». «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»,-говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице? Попробуем ответить на этот вопрос.

III. Этап усвоения нового материала:

Учитель: загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

Вопросы: Как вы думаете, что является главным источником загрязнения окружающей среды? Какие виды загрязнения вы знаете?

Учитель: различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.) Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения, которые вы подготовили сообща, работая в группах и заполним таблицу.

Оболочки Земли

Источники загрязнения оболочки

Последствия загрязнения

Пути решения проблем

Атмосфера

Литосфера

Гидросфера

Сообщения учащихся:

Меры по борьбе с загрязнением атмосферы: 1.Сокращение самых вредных выбросов, то есть повышенные требования к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти. 2.Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии. Загрязнение атмосферы – глобальная проблема, и решение ее может быть осуществлено только международными усилиями.

Вопросы I группы классу:

  1. Охарактеризуйте главные причины загрязнения атмосферы
  2. Докажите, что циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.
  3. Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?

Сообщения учащихся

Пути решения проблемы загрязнения литосферы: 1.Уменьшение материалоемкости производства. 2.Переработка отходов. 3.Рекультивация земель.

Вопросы II группы классу:

  1. Какие вы знаете главные загрязнители, которые приводят к изменению химического состава почв?
  2. Как решается проблема накопления бытового мусора? Объясните термин «Мусорная цивилизация»
  3. Какие вы знаете наиболее «грязные» отрасли промышленности?

Сообщения учащихся

Вопросы III группы классу:

  1. Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наиболее острыми?
  2. Какова роль России в загрязнении вод Мирового Океана?
  3. Какое загрязнение представляет особую опасность для океана и почему?

Учитель: Рябята, нельзя сказать, что человечество только засоряет свое «гнездо». Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению. Первый путь заключаетсяв создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др.

Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он требует огромных расходов, непосильных для многих стран.

Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

– Какие отрасли промышленности относятся к числу «грязных»?

Для того, чтобы прекратить рост загрязнения окружающей среды, большинство экономически развитых стран мира стало проводить экологическую политику. Были приняты строгие природоохранные законы, разработаны долгосрочные программы улучшения окружающей среды, введены системы штрафов, созданы специальные министерства и другие государственные органы. Во многих странах появились партии «зеленых», возникли различные общественные организации.

— Какие вы знаете организации, выступающие в защиту окружающей среды?

— Назовите страны, где выделено наибольшее число объектов Всемирного наследия; Сколько их в России?

И тем не менее каждый из нас, граждан 21 века, должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции «Рио-92»: «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда».

IV. Подведение итогов урока /выставление оценок за урок/

V. Домашнее задание: П. 3 стр.41-46

VI. Рефлексия.

  1. Что вам понравилось на уроке?
  2. Какие трудности вы испытывали при подготовке проекта?
  3. Хотели бы вы и в дальнейшем работать над подобными заданиями?
  4. Какие новые навыки приобрели?

География

§ 19. Загрязнение окружающей среды

Вспомните: 1. Какие существуют способы разработки полезных ископаемых? 2. Каков состав гидросферы и как связаны между собой входящие в ее состав элементы?

Загрязнение окружающей среды — это любое нежелательное изменение состояния этой среды в результате хозяйственной деятельности человека.

Проблема загрязнения среды обитания считается более серьезной, чем проблема истощения природных ресурсов. Она угрожает существованию человека как биологического вида. При отсутствии эффективных мер для ее решения жизнь на Земле может стать просто невозможной.

Загрязнение носит как локальный (т.е. проявляется на относительно небольшой площади), так и глобальный характер. Ему подвержены все природные оболочки: литосфера, гидросфера и атмосфера.

1. Загрязнение литосферы. Поступая в состав литосферы, твердые промышленные и сельскохозяйственные отходы могут содержать разнообразные токсичные вещества. Это может происходить при добыче полезных ископаемых, когда на поверхность земли поднимаются огромные массы вещества.

Представим ситуацию в районе добычи, например, угля. Вместе с углем на поверхность поднимается огромное количество пустой породы, которую за ненадобностью просто отправляют в отвалы. Постепенно образуются терриконы — огромные, в десятки метров высотой, конусообразные горы пустой породы, резко искажающие облик природного ландшафта. А весь ли уголь, поднятый на поверхность, обязательно будет вывезен к потребителю? Конечно, нет. Ведь процесс негерметичен. Огромное количество угольной пыли осядет на поверхности земли. В результате изменится состав почв, грунтовых вод, что неминуемо повлияет на животный и растительный мир района.

Твердые отходы — это и обычный бытовой мусор. Ежегодно только из больших городов вывозится более 12 млрд т всевозможных бытовых отходов. Такие массы вещества позволяют приравнять процесс «производства» мусора к геологическим процессам, так как они сопоставимы с объемами выбросов во время вулканических извержений. Большую часть бытовых отходов составляют разнообразные упаковочные материалы: бумага, стекло, пластик и др. Их количество зависит от объема потребления населением всевозможных товаров. Поэтому львиную долю всего бытового мусора «производят» развитые страны, отличающиеся высоким уровнем жизни. Пока основным способом борьбы с этим видом загрязнения природной среды является вывоз мусора за пределы городов на организованные свалки (рис. 64).

Читайте так же:  Предупреждение относится к административным наказаниям

Рис. 64. Одна из миллионов свалок, уродующих поверхность нашей планеты

Но это только видимость борьбы. Свалка уродует пейзаж. С ее поверхности в воздух поступают в виде испарений летучие соединения, которые ветром могут разноситься на десятки километров. Часть веществ растворяется дождевыми водами, которые затем поступают в подземные воды и разносятся на десятки километров. Окруженные свалками крупные города оказываются в зоне влияния этих свалок. Появилась даже невеселая шутка: «Был каменный век, был бронзовый, был железный. А сейчас идет век мусорный». Существующие заводы по переработке мусора кажутся отличным средством для решения проблемы. Но в своей работе они используют огромное количество электроэнергии, а ее получение не является экологически чистым производством.

Еще одно серьезнейшее изменение природного состояния земной поверхности связано с открытой разработкой полезных ископаемых. Открытая добыча минерального сырья происходит в карьерах. Современные карьеры могут иметь глубину сотни метров и диаметр десятки километров. На площади в сотни квадратных километров полностью уничтожена природа нашей планеты. Не случайно, что заброшенные карьеры иногда называют «лунным ландшафтом». Другое, часто применяющееся, название — бедленды (рис. 65), то есть «дурные земли».

Рис. 65. Бедленд на месте заброшенного карьера

Бедленды довольно часто используются при съемке фантастических фильмов в качестве готовых декораций, изображающих чужие миры или Землю после ядерной катастрофы. Здесь полностью уничтожена растительность, почва, а часто и весь слой осадочных отложений до скального основания. Фактически это «дыра» в природном ландшафте. Но это еще не все. Заброшенные карьеры расширяются, так как потоки дождевых вод размывают их склоны, не защищенные растительностью. В результате карьеры увеличивают свою площадь в несколько раз.

2. Загрязнение гидросферы. Загрязнение литосферы может быть значительным, но носит, как правило, локальный характер. Загрязнение гидросферы отличается значительно большим охватом территории. Оно может носить и глобальный характер.

Следствие загрязнения гидросферы — ухудшение качества воды. Причиной этого является поступление в водные объекты сточных вод.

Загрязнению сточными водами подвержены в первую очередь воды суши: реки, озера, подземные воды. Однако стоки рано или поздно оказываются в морях и океанах. Но ведь нет изолированных морей и океанов. Все морские воды образуют единый Мировой океан. То есть суммарное действие локальных источников загрязнения (предприятий, полей, человеческого жилья) приводит к глобальным последствиям.

Вот всего два примера последствий загрязнения водной оболочки нашей планеты в результате хозяйственной деятельности человека.

Химический препарат под названием ДДТ, начиная с 1950-х годов, активно использовался для борьбы с вредными насекомыми, что помогло значительно поднять урожайность многих культур. Кроме того, применение ДДТ уничтожило малярийных комаров — распространителей тяжелой болезни. Огромные территории в тропическом поясе стали пригодными для заселения. Однако в настоящее время этот препарат запрещен во многих странах мира, поскольку, накапливаясь в организме растений, животных, людей, он наносит существенный вред. За время массового применения ДДТ огромные количества препарата были вынесены в океан реками и подземными водами. И хотя использование этого препарата прекращено, проблема загрязнения им осталась: ДДТ содержится в тканях морских, в том числе и промысловых, рыб. Об уровне загрязнения говорит хотя бы тот факт, что следы ДДТ обнаружены даже в организме антарктических пингвинов, несмотря на то что ближайшие районы применения ДДТ находятся на расстоянии тысяч километров от берегов Антарктиды.

Опасным источником загрязнения Мирового океана является морская нефтедобыча. Литр нефти, попав в воду, растекается по ее поверхности пятном площадью в 100 м 2 . Нефтяная пленка, хотя она и очень тонкая, образует непреодолимую преграду на пути кислорода из атмосферы в водную толщу. В результате нарушается кислородный режим и океан «задыхается». Гибнет планктон, являющийся основой пищевой цепи океана. В настоящее время нефтяными пятнами покрыто уже около 20% площади Мирового океана, и площадь, пораженная нефтяным загрязнением, растет (рис. 66).

Рис. 66. Нефтяная пленка в акватории Мирового океана

3. Загрязнение атмосферы. Атмосфера на всех одна, и воздух находится в постоянном и очень активном движении. Поэтому загрязнение атмосферы носит еще более глобальный характер, чем загрязнение гидросферы. Хотя, конечно, существует и локальное загрязнение воздушного бассейна в районах городов с большим числом крупных предприятий. Основным источником загрязнения атмосферы являются газообразные выбросы предприятий некоторых отраслей промышленности, работа которых основана на сжигании топлива. Это прежде всего металлургия и теплоэнергетика, транспорт, особенно автомобильный.

К наиболее острым проблемам, связанным с загрязнением атмосферы, относится выпадение кислотных дождей, разрушение озонового экрана и парниковый эффект.

За возникновение кислотных дождей ответственны предприятия металлургии и угольная теплоэнергетика. При сжигании угля с дымом в атмосферу поступают соединения серы. Они вступают в реакцию с парообразной водой, что приводит к образованию серной кислоты. В результате с дождем на поверхность суши выпадает не вода, а слабый раствор этой кислоты. Выпадение кислотных дождей приводит к ожогам, а иногда и гибели растений, изменению щелочной реакции природных водоемов, что губительно сказывается на их флоре и фауне.

Кроме того, происходит разрушение исторических зданий и памятников, построенных из мрамора. Кислотные облака, переносимые ветром, часто проливаются дождями уже за пределами стран, ответственных за их появление. Например, в Греции, не имеющей предприятий черной металлургии, серьезно повреждены многие древние памятники, в частности Парфенон. Одной из серьезнейших экологических проблем Финляндии является закисление некогда кристально чистых ледниковых озер. В результате этого процесса гибнет водная флора и фауна. Эти примеры свидетельствуют о возможности одновременного загрязнения различных природных оболочек. Возникающие в атмосфере кислоты выпадают в виде кислотных осадков на поверхность Земли, загрязняя литосферу и гидросферу.

Парниковый эффект, или тепловое загрязнение атмосферы, пожалуй, наиболее сложная глобальная экологическая проблема. Ответственными за нее тоже являются все отрасли, использующие сжигающие технологии: теплоэнергетика, металлургия, транспорт и др. Сжигание огромного количества топлива изменило газовый состав приземного воздуха, привело к увеличению содержания углекислого газа в нем. Насыщенный углекислым газом нижний слой атмосферы действует как парник. Солнечные лучи легко проходят через этот слой, а тепло, поднимающееся от нагретой поверхности Земли, из этого слоя не выходит. В результате приземный слой воздуха разогревается, и происходит процесс глобального потепления климата на планете. С этим потеплением связаны по крайней мере две проблемы. Во-первых, глобальное потепление климата вызовет усиление таяния полярных ледников, что приведет к повышению уровня Мирового океана и затоплению большой площади освоенной суши, на которой проживает особенно много людей и производится большая часть продовольствия. А во-вторых, потепление может изменить общую циркуляцию атмосферы. В результате этого изменятся климатические условия во многих регионах мира.

Есть предположение, что катастрофические наводнения, сменяющиеся страшной жарой, которые наблюдаются в Европе в начале XXI века, а также удары страшных ураганов по территории Северной Америки связаны именно с потеплением климата.

Поскольку наша цивилизация существует главным образом именно благодаря развитию сжигающих технологий, решение проблем кислотных дождей и глобального потепления крайне затруднено, так как отказаться от этих технологий человечество не готово.

О проблеме разрушения озонового экрана специалисты заговорили в конце 70-х годов XX века. Озоновый слой — это слой в атмосфере на высоте около 25 км, в котором наблюдается повышенная концентрация озона (О3). Роль озонового слоя в жизни Земли поистине огромна. Он задерживает большую часть ультрафиолетового излучения Солнца, губительного для живых организмов. В результате наблюдений было установлено сокращение количества содержащегося в атмосфере озона, а над полюсами были обнаружены настоящие «озоновые дыры» (рис. 67). Разрушение озонового слоя вызовет многократное увеличение ультрафиолетовой радиации, достигающей поверхности Земли. Последствия этого труднопредставимы. Достаточно сказать, что, по мнению многих ученых, в доисторические времена жизнь вышла из моря на сушу только после того, как сформировался озоновый слой в атмосфере.

Читайте так же:  Круг административных дел

Рис. 67. На этом космическом снимке, сделанном специальной аппаратурой, видна озоновая дыра над Антарктидой

За разрушения озонового слоя ответственны фреоны — безвредные соединения фтора, которые долгое время использовались в холодильных установках, кондиционерах, аэрозольных баллончиках. Фреоны оказались исключительно летучими соединениями, которые быстро поднимаются вверх и, достигнув соответствующей высоты, вступают в химическую реакцию с озоном. В результате этой реакции озон превращается в обычный кислород. Как только это установили, было принято, поддержанное большинством стран, решение о прекращении использования фреонов и создание веществ, их заменяющих. Таким образом разрушение «озонового экрана» было приостановлено. Хотя ситуация и остается напряженной, но она контролируется (рис. 68).

Рис. 68. На многих аэрозольных упаковках стоит этот значок — «Не разрушает озоновый экран»

Пример показывает, как быстро и слаженно может действовать человечество в условиях общей серьезной угрозы.

ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ

  • 1. Проблема загрязнения окружающей среды является наиболее опасной, поскольку она представляет угрозу для существования человечества и сложна в решении.
  • 2. Загрязнению подвержены все три природные оболочки Земли: литосфера, гидросфера и атмосфера.
  • 3. Загрязнение атмосферы и гидросферы носит глобальный характер. Загрязнение литосферы в основном локально.
  • 4. Хотя основная часть сточных вод поступает в водные объекты суши, загрязнение испытывает весь Мировой океан.
  • 5. Главной причиной загрязнения атмосферы являются выбросы предприятий, использующих технологии, связанные со сжиганием различных видов минерального топлива.

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

  • 1. Что такое загрязнение окружающей среды?
  • 2. Работа каких отраслей хозяйства приводит к возникновению кислотных осадков?
  • 3. Чем отличается загрязнение гидросферы от загрязнения литосферы?

А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Почему загрязнение окружающей среды более опасно по сравнению с истощением ресурсов?
  • 2. Приведите примеры загрязнения литосферы, с которыми вы сталкивались в своей жизни.
  • 3. Расскажите о случаях загрязнения атмосферы.
  • 4. Дайте характеристику загрязнения гидросферы. Приведите примеры.
  • 5. В чем причина нефтяного загрязнения различных частей Мирового океана (см. рис. 66)?

ПОРАБОТАЕМ С КАРТОЙ

С помощью карты (рис. 66) объясните распространение нефтяной пленки в Мировом океане.

Презентация «Загрязнение и охрана окружающей среды» 10 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

Видео (кликните для воспроизведения).

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Загрязнение окружающей среды и ее охрана

Цель: Цель: 1.Познакомить с главной проблемой – загрязнением окружающей среды; 2.Основными источниками загрязнения окружающей среды; 3.Пути решения проблемы загрязнения окружающей среды; 4.Воспитание любви к природе. Задание №1

Используя учебник на странице – 41,

загрязнение окружающей среды

Загрязнение окружающей среды —

нежелательное изменение её свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений

Загрязнение окружающей среды

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТРАНИЦА — 41

ЧЕМ КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КАЧЕСТВЕННОГО?

1.Экологическая проблема человечества.

2.Промышленность и окружающая среда.

3.Сельское хозяйство и окружающая среда.

4. Транспорт и окружающая среда.

5.Пути решения природоохранных проблем.

А Т М О С Ф Е Р А

Г И Д Р О С Ф Е Р А

Л И Т О С Ф Е Р А

    Загрязнение воздуха ядовитыми выбросами в атмосферу вызывают рак, врожденные патологии, нарушения работы иммунной системы. Это убивает около трех миллионов человек в год.

    Загрязнение воды приводит к размножению малярийных комаров, из-за чего ежегодно умирает около двух миллионов человек. Нехватку чистой воды испытывают более миллиарда человек при том, что 80 процентов всех инфекционных заболеваний передается через воду.
  • Загрязнение почвы приводит к тому, что отравляющие вещества поглощаются человеком вместе с пищей и водой.
  • Сорок процентов людей в мире умирают из-за загрязнения окружающей среды

Источники загрязнения окружающей среды:

Загрязнение окружающей среды.

Основные источники загрязнения.

Основные вредные вещества .

Оксиды углерода, серы, азота Органические соединения Промышленная пыль.

Сточные воды Утечки нефти Автотранспорт

Тяжелые металлы Нефть Нефтепродукты

Отходы промышленности и Сельского хозяйства Избыточное использование удобрений

Пластмассы Резина Тяжелые металлы

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Антропогенные изменения атмосфере

Основные газовые примеси в атмосферном воздухе

Моноксид и диоксид серы

Разрушение слоя озона

Пониженная видимость атмосферы

Ослабление самоочищения атмосферы

— газ ослабляет данный эффект

— газ усиливает данный эффект

Антропогенные загрязнители атмосферы Земли и связанные с ними изменения

ТРАНСПОРТ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Самые загрязнённые места планеты

Чернобыль (Украина) Линьфынь (Китай) Сукинда (Индия) Дзержинск (Россия) Сумгайт (Азербайджан) своим здоровьем ради добычи и производства свинца. Тяньин (Китай) Норильск(Россия)

Основные растения – индикаторы загрязнения атмосферного воздуха

Важнейшие древесные породы

Сельскохозяйственные и декоративные растения

сосна (обыкновенная, Банкса),

Табак, картофель, томаты, цитрусовые

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО?

  • Ставропольский край находится на 40 месте по выбросам загрязняющих веществ среди других российских краев и областей;
  • Ставрополь занимает 44 место среди городов с наиболее высоким уровнем загрязнения;
  • На каждого жителя края в год приходится около 100 кг выбросов.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Пути решения природоохранных проблем

    ИСПОЛЬЗУЯ УЧЕБНИК НА СТР- 44, ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ СУЩНОСТЬ?
  • КАКОЙ ПУТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ?
      • Законы
      • Программы
      • Штрафы
      • Государственные органы
      • Партия «зелёных»
      • Международные конференции.

    Международный день Земли

    Международный день Земли

    Сегодня — не просто большой, а поистине глобальный праздник — Международный день Земли, проводимый под эгидой ООН, — день нашего общего уютного дома. Праздник был основан в 1970 году сенатором США штата Висконсин Г. Нельсоном и с тех пор ежегодно отмечается во многих странах. В северном полушарии День Земли отмечается весной, а в Южном полушарии — осенью. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды.

    Всемирный день охраны окружающей среды

    Всемирный день окружающей среды

    Всемирный день окружающей среды, ежегодно отмечаемый 5 июня является для Организации Объединенных Наций одним из основных способов привлечь внимание мировой общественности к проблемам окружающей среды, а также стимулировать политический интерес и соответствующие действия, направленные на охрану окружающей среды. Праздник был учрежден согласно резолюции, принятой в июне 1972 года на Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды. Празднование этого Дня рассчитано на то, чтобы пробудить в каждом человеке желание способствовать охране окружающей среды.

    §3; задание-9 , Блок Самоконтроля и Взаимного контроля стр.52;

    Загрязнение окружающей среды 10 класс
    презентация к уроку по географии (10 класс) на тему

    Презентация к теме «Природные ресурсы мира», геогарфия 10 класс

    Читайте так же:  Фальсификация доказательств по административному делу

    Презентация на тему: » Загрязнение и охрана окружающей среды. 10 класс География.» — Транскрипт:

    1 Загрязнение и охрана окружающей среды. 10 класс География.

    2 «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо».

    3 Загрязнение окружающей среды Нежелательное изменение среды в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Нежелательное изменение среды в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека.

    4 Обсуждение вопросов семинара. Обсуждение вопросов семинара. Проблемы загрязнения Источники загрязнения Последствия загрязнения Пути решения проблемы Загрязнение атмосферы Загрязнение гидросферы Загрязнение литосферы

    5 Загрязнение атмосферы. Источники Естественные Антропо- генные Аэрозоли и фреоны

    6 Антропогенные и природные загрязнения

    8 Страны – лидеры по выбросам углерода в атмосферу Земли. Страна Выброс, млн т Доля в глобальном выбросе,% Выброс на душу населения, т США140022,95,3 Китай81013,30,7 Россия4407,22,9 Япония3005,02,4

    9 Меры по борьбе с загрязнением атмосферы. Сокращение вредных выбросов. Внедрение новых технологий, использование солнечной, ветровой, водной энергии. Запрет на использование сернистых угля и нефти. Запрет на использование аэрозолей и фреонов.

    11 Годовой объём сброса сточных вод. (км/год) Регионы Коммунальные сбросы Промышленн ые сточные воды С/х сточные воды Северная Африка 34,535 Северная Америка Южная Америка Азия Европа

    12 Методы по борьбе с загрязнением гидросферы. Использование новых методов очистки. Оборотные системы водоснабжения. Малоотходные и безотходные технологии. Использование исправной техники для транспортировки нефтепродуктов.

    13 Пути решения проблемы загрязнения литосферы. Уменьшение материалоёмкости производства. Переработка отходов. Рекультивация земель.

    14 Последствия загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы затрагивают все стороны жизни человечества и не признают государственных границ. Они могут быть решены только при широком международном сотрудничестве. Высвобождение средств от гонки вооружений сделало бы решение экологических проблем более реальным.

    15 Вопросы для обсуждения. Почему проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный характер? Почему проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный характер? Какова роль России в загрязнении Мирового океана? Какова роль России в загрязнении Мирового океана? Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предложить. Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предложить.

    География

    3. МЫ РАССМАТРИВАЕМ ЗАГРЯЗНЕНИЕ И ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    1. Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия. О загрязнении окружающей среды вы уже многое знаете из предыдущих курсов географии, и оно не может вас не тревожить. «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» — говорит народная пословица. Неужели же все человечество, да и каждый из нас уподобились такой птице?

    Загрязнение окружающей среды — нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно приводит или может привести в будущем к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания, конструкции, материалы, на самого человека. Оно подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

    Загрязнение окружающей среды человеком имеет длительную историю. Еще жители Древнего Рима жаловались на загрязненность вод реки Тибр. Жителей Афин и Древней Греции беспокоило загрязнение акватории порта Пирей. Уже в Средние века появились законы об охране окружающей среды. [14].

    Главный источник загрязнения — возвращение в природу той огромной массы отходов, которая образуется в процессе производства и потребления человеческого общества. Уже в 1970 г. они составили 40 млрд т, а к началу XXI в. возросли до 300 млрд т.

    При этом следует различать количественное и качественное загрязнение. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (например, это соединения железа и других металлов). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых в первую очередь промышленностью органического синтеза.

    Загрязнение литосферы (почвенного покрова) происходит в результате промышленной, строительной и сельскохозяйственной деятельности. При этом в роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, концентрация которых приводит к изменению химического состава почв. Все более сложной становится и проблема накопления бытового мусора; не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин «мусорная цивилизация». [15].

    И это не говоря уже о полном разрушении почвенного покрова прежде всего в результате открытых горных разработок, глубина которых — в том числе и в России — иногда достигает 500 м и даже более. Так называемые бедленды («дурные земли»), полностью или почти полностью потерявшие свою продуктивность, занимают уже 1% поверхности суши. Общая же площадь загрязненных земель на суше превышает 13 млн км 2 , что составляет 1/10 мирового земельного фонда.

    Загрязнение гидросферы происходит прежде всего в результате сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод.

    К концу 90-х гг. XX в. общий мировой объем сточных вод приблизился к 3—4 тыс. км 3 в год, или к 20% от «водного пайка» Земли. Но поскольку для разбавления этих вод требуется в среднем в 10 раз больший объем чистой воды, фактически они загрязняют гораздо больший объем русловых вод. Нетрудно догадаться, что именно в этом, а не только в росте непосредственного водозабора — главная причина обострения проблемы пресной воды.

    К числу сильно загрязненных относятся многие реки — Рейн, Дунай, Сена, Темза, Тибр, Миссисипи, Огайо, Волга, Днепр, Дон, Днестр, Нил, Ганг и др. Растет и загрязнение Мирового океана, «здоровью» которого угрожают одновременно с побережья, с поверхности, со дна, из рек и атмосферы. Ежегодно в Океан попадает огромное количество отходов. Наиболее загрязнены внутренние и окраинные моря — Средиземное, Северное, Ирландское, Балтийское, Черное, Азовское, Внутреннее Японское, Яванское, Желтое, Карибское, а также Бискайский, Персидский, Мексиканский и Гвинейский заливы.

    Средиземное море — самое крупное внутреннее море на Земле, колыбель нескольких великих цивилизаций. На его берегах расположены 18 стран, живут 130 млн человек, расположено 260 портов. Кроме того, Средиземное море — одна из главных зон мирового судоходства: в нем одновременно находятся 2,5 тыс. судов дальнего плавания и 5 тыс. каботажных. По его трассам ежегодно проходит 300—350 млн т нефти. В результате это море в 60—70-х гг. превратилось едва ли не в главную «помойную яму» Европы.

    Загрязнение коснулось не только внутренних морей, но и центральных частей океанов. [16]. Возрастает угроза для глубоководных впадин: имели место случаи захоронения в них токсичных веществ и радиоактивных материалов.

    Но особую опасность для Океана представляет нефтяное загрязнение. В результате утечки нефти при ее добыче, транспортировке и переработке в Мировой океан ежегодно попадает (по разным источникам) от 3 до 10 млн т нефти и нефтепродуктов. Космические снимки показывают, что уже около 1/3 всей его поверхности покрыто маслянистой пленкой, которая снижает испарение, угнетает развитие планктона, ограничивает взаимодействие Океана с атмосферой. Больше всего загрязнен нефтью Атлантический океан. [17]. Движение поверхностных вод в Океане приводит к распространению загрязнений на большие расстояния. Особенно опасны катастрофы крупных танкеров, которые приводят к «залповым» выбросам нефти.

    Читайте так же:  О запрете курения на балконе жилого

    Кроме того, происходит радиоактивное загрязнение Мирового океана, связанное с тем, что некоторые страны долгое время захоранивали в его водах свои радиоактивные отходы.

    Загрязнение атмосферы происходит в результате работы промышленности, транспорта, а также различных топок, которые в совокупности ежегодно выбрасывают в воздушную оболочку Земли миллиарды тонн твердых и газообразных частиц. Основные загрязнители атмосферы — окись углерода (СО) и сернистый газ (SO2), образующиеся прежде всего при сжигании минерального топлива, а также оксиды серы, азота, фосфора, свинец, ртуть, алюминий и другие металлы.

    Вы знаете, что сернистый газ служит главным источником так называемых кислотных дождей, которые особенно широко распространены в Европе и в Северной Америке. Кислотные осадки снижают урожайность, губят леса и другую растительность, уничтожают жизнь в пресных водоемах, разрушают здания, отрицательно сказываются на здоровье людей.

    Пример. В Скандинавии, которая получает кислотные осадки в основном из Великобритании и ФРГ, погибла жизнь в 20 тыс. озер, в них исчезли лосось, форель и другая рыба. Во многих странах Западной Европы происходит катастрофическая гибель лесов. Такая же гибель лесов началась и в России.

    Воздействия кислотных осадков не выдерживают не только живые организмы, но и камень. [18].

    Особую проблему создает увеличение выбросов в атмосферу диоксида углерода (СО2). Если в середине XX в. во всем мире эмиссия СО, составляла примерно 6 млрд т, то в начале XXI в. она превысила 27 млрд т. Основную ответственность за эти выбросы несут экономически развитые страны. В последнее время выбросы углерода значительно возросли в некоторых развивающихся странах в связи с развитием промышленности и особенно энергетики (см. таблицу 9 в «Приложениях»). Такие выбросы угрожают человечеству парниковым эффектом и глобальным потеплением климата. А растущая эмиссия хлорфторуглеродов (фреонов) уже привела, по мнению многих ученых, к образованию огромных «озоновых дыр» и частичному разрушению «озонового барьера». Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. свидетельствует о том, что случаи радиоактивного загрязнения атмосферы также нельзя полностью исключить.

    Циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.

    2. Решение природоохранных проблем: три главных пути. Но человечество не только засоряет свое «гнездо». Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению.

    Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200—300 м и более, рекультивации земель и др. Однако даже самые современные сооружения не обеспечивают полного очищения. А сверхвысокие дымовые трубы, снижая концентрацию вредных веществ в данном месте, способствуют распространению пылевого загрязнения и кислотных дождей на гораздо более обширные территории: труба высотой в 250 м увеличивает радиус рассеивания до 75 км.

    Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной («чистой») технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Так, переход от прямоточного (река — предприятие — река) водоснабжения к оборотному и тем более к «сухой» технологии может обеспечить сначала частичное, а затем и полное прекращение сброса сточных вод в реки и водоемы.

    Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он требует огромных расходов, непосильных для многих стран.

    Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды. К числу «грязных» производств прежде всего относятся химическая и нефтехимическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная промышленность, тепловая энергетика. производство стройматериалов. При размещении таких предприятий особенно необходима географическая экспертиза.

    3. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Расхищение природных ресурсов и рост загрязнения окружающей среды стали препятствием не только для дальнейшего развития производства. Нередко они угрожают и самой жизни людей. Поэтому еще в 70—80-х гг. большинство экономически развитых стран мира стало осуществлять разнообразную природоохранную деятельность, проводить экологическую политику. Были приняты строгие природоохранные законы, разработаны долгосрочные программы улучшения окружающей среды, введены системы штрафов (по принципу «платит тот, кто загрязняет»), созданы специальные министерства и другие государственные органы. Одновременно началось массовое движение общественности в защиту окружающей среды. Во многих странах появились и добились немалого влияния партии «зеленых», возникли различные общественные организации, например Гринпис 1 .

    1 Гринпис (англ. greenpeace — зеленый мир) — независимая общественная международная организация, основанная в 1971 г. с целью предотвращения деградации окружающей среды. Гринпис выступает против ядерных испытаний, загрязнения окружающей среды промышленными и другими отходами, выступает в защиту животного мира, морей и т. д.

    В результате в 80—90-х гг. загрязнение окружающей среды в ряде экономически высоко развитых стран стало постепенно уменьшаться, хотя в большинстве развивающихся стран и в некоторых странах с переходной экономикой, включая Россию, оно по-прежнему остается угрожающим.

    Пример. Отечественные ученые-географы выделяют на территории России 16 критических экологических районов, которые в совокупности занимают 15% территории страны. Среди них преобладают промышленно-городские агломерации, но есть также сельскохозяйственные и рекреационные районы.

    В наше время для проведения природоохранной деятельности, осуществления экологической политики недостаточно мер, предпринимаемых отдельными странами. Необходимы усилия всего мирового сообщества, которые координируются ООН и другими международными организациями. В 1972 г. в Стокгольме состоялась первая Конференция ООН по проблемам окружающей среды, день ее открытия — 5 июня — был объявлен Всемирным днем окружающей среды. В дальнейшем был принят важный документ «Всемирная стратегия охраны природы», содержавший развернутую программу действий всех стран. Вторая конференция по окружающей среде и развитию состоялась в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Она приняла «Повестку дня на XXI век» и другие важнейшие документы. В системе ООН существует специальный орган — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), который координирует работы, ведущиеся в разных странах, обобщает мировой опыт. Активно участвуют в природоохранной деятельности Всемирный союз охраны природы (ВСОП), Международный географический союз (МГС) и другие организации. В 80—90-х гг. XX в. были заключены международные соглашения о снижении выбросов углерода, фреонов и многие другие. Некоторые из предпринимаемых мер имеют ярко выраженные географические аспекты.

    Пример 1. В начале XXI в. в мире насчитывалось уже более 12 тыс. особо охраняемых природных территорий (ОПТ). Больше всего их в США, Австралии, Канаде, ФРГ, Китае. Общее число национальных парков приближается к 2 тыс., а биосферных заповедников — к 500.

    Пример 2. С 1972 г. действует Конвенция ЮНЕСКО по охране Всемирного культурного и природного наследия. В конце 2007 г. в Список Всемирного наследия, который ежегодно дополняется, входил 851 объект (см. таблицу 10 в «Приложениях»), в их числе 660 культурных, 166 природных и 25 культурно-природных. [19].

    Видео (кликните для воспроизведения).

    И тем не менее каждый из вас, граждан наступившего XXI в., должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции «Рио-92»: «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда». (Задание 9.)

    Источники

    Таблица загрязнение окружающей среды география 10 класс
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here