Судно загрязнение окружающей среды

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Судно загрязнение окружающей среды". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Предотвращение загрязнения моря

Основным документом, регламентирующим охрану окружающей среды на море, является International Convention for Prevention of Pollution from Ships, 1973/78 – MARPOL.

МАРПОЛ-73/78 использует следующие определения терминов:

вредное вещество – любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам,морской флоре и фауне, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря;

сброс – любой выброс с судна, какими бы причинами он не вызывался, утечка, удаление, разлив, протечка, откачка, выбрасывание или опорожнение любых веществ или стоков;

нефть – это нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо,нефтесодержащие осадки и очищенные нефтепродукты;

нефтесодержащие продукты – смесь с любым содержанием нефти.

Судно обязано иметь Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью (International Oil Pollution Prevention Certificate).

Сообщения о случаях загрязнения моря нефтью

Сообщения о случаях загрязнения моря нефтью или обнаружении загрязненной поверхности в море даются прибрежному государству при помощи наиболее быстрого и доступного средства связи с максимально возможной скоростью в установленном формате сообщения. Сведения о формате сообщения для конкретного государства содержатся в Admiralty List of Radio Signals, Vol. 1, а общая форма помещена в МАРПОЛ-73/78.

Если судно находится в порту, то обо всех случаях загрязнения моря нефтью должны быть немедленно извещены портовые власти и предприняты все действия,препятствующие распространению нефти.

Чаще всего загрязнение моря с судов, находящихся в порту, происходит во время проведения бункеровочных или грузовых операций на танкерах.

С приходом судна в порт бункеровки капитан должен получить от портовых властей или агента сведения о действующем в данном порту порядке передачи сообщений о разливах нефти и номерах контактных телефонов для связи при разливах, о существующем в порту порядке привлечения специализированного персонала и портовых средств, занимающихся устранением разлива нефти.

В случае разлива нефти необходимо:

немедленно прекратить нефтяные операции;

объявить общесудовую тревогу;

начать удаление разлива нефти всеми доступными способами;

проинформировать портовые власти о случае и причинах разлива (если топливо попало за борт);

при попадании нефти за борт – вызвать нефтесборщик;

предпринять другие действия, способствующие немедленному удалению нефти с палубы судна.

Все действия по подготовке к бункеровке и ее проведению, а также в случае разлива нефти и устранения разлива должны фиксироваться в судовом журнале.

Кроме того, на каждом судне должен находиться «План борьбы с разливом нефти», одобренный Регистром или другими компетентными органами.

Выброс и разлив нефтепродуктов

Предотвращение загрязнения моря мусором

Под термином мусор (Garbage) понимаются все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, перечисленных в МАРПОЛ-73/78. Запрещается выбрасывать в море вне зависимости от расстояния до ближайшего берега все виды пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Для их сбора на судне устанавливается закрываемая крышкой емкость, а по приходу в порт этот мусор сдается на берег.

Выбрасывание в море мусора производится в том случае, если расстояние до ближайшего берега составляет не менее:

25 миль — для обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упа- ковочных материалов;

12 миль – для пищевых отходов и другого мусора, включая изделия из бумаги,ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки и аналогичные отбросы;

3 мили – для мусора, прошедшего через измельчитель или мельничное устройство и прошедшего через грохот с отверстиями размером не более 25 мм.

В особых районах запрещается выбрасывать любой мусор, за исключением пищевых отходов на расстоянии не менее 12 миль от ближайшего берега.

К таким районам относятся:

Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Северное, Ирландское,Карибское, Южно-Китайское, Внутреннее Японское моря;

Персидский, Мексиканский заливы;

районы Антарктики, расположенные к югу от 600 южной широты.

Согласно МАРПОЛ-73/78 (п. 3 правила 9 Приложения V) на каждом судне должен быть надлежащим образом оформленный Журнал операций с мусором (Garbage record book).
Ответственность за надлежащее заполнение и своевременное внесение записей в Журнал возложена на старшего помощника капитана.

За 24 часа до прихода судна в порт капитан обязан направить в адрес портовых властей страны захода информацию о наличии мусора на борту согласно установленной форме.

Охрана окружающей среды на судах речного и морского флота

В процессе эксплуатации судов образуются бытовые и производственные отходы, сброс которых в водоем приносит значительный ущерб природе. При этом все образующиеся на судне загрязнения можно разделить на две основные группы:

1) остатки перевозимых грузов, образующихся вследствие неполной их выгрузки, обмыва палубы и трюмов, танков и т. п.;

2) загрязнения, образующиеся в результате жизнедеятельности экипажа и пассажиров (сточные воды и бытовой мусор), а также в результате эксплуатации судовых механизмов (нефтесодержащие льяльные, или подсланевые воды, производственный мусор). Кроме того, до сих пор, к сожалению, весьма часты случаи аварийных разливов нефтепродуктов при бункеровке судов и в результате различных аварийных ситуаций.

В связи с тем что для судов характерны загрязнения второй группы (они присущи любому классу судов), а также аварийные разливы нефтепродуктов, в данной книге рассмотрены пути решения проблем по предотвращению загрязнения водоемов этими видами судовых загрязнений.

Существует классификация мусора по степени его взаимодействия с водной средой:

плавающий — приводит к загрязнению поверхности воды и береговой полосы (пляжи, места отдыха и т. п.);

тонущий — загрязняет дно водоема, особый вред наносит местам нерестилищ и нагула рыб;

растворяющийся — поглощает для своего окисления кислород из воды водоема, изменяет ее окраску, вкус и т. п.

Международная конвенция МАРПОЛ 73/78

В 1973 г. Международной морской организацией (ИМО), являющейся органом ООН, была принята Международная конвенция МАРПОЛ 73, в которой определены технические требования по предотвращению загрязнения моря с судов.

Читайте так же:  Административные наказания заключение

Положения МАРПОЛ 73 и Протокола 1978 г. представляют собой единый документ, кратко называемый Конвенция МАРПОЛ 73/78 [52], которая включает пять приложений (по видам всех судовых загрязнений):

приложение I. «Правила предотвращения загрязнения нефтью»;

приложение II. «Правила контроля над загрязнением при перевозке ядовитых жидких веществ наливом»;

приложение III. «Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках или автодорожных и железнодорожных цистернах»;

приложение IV. «Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов»;

приложение V. «Правила предотвращения загрязнения мусором с судов».

Указанные пять приложений Конвенции по существующим в ИМО правилам объединяются в три группы и принимаются (ратифицируются) государствами одновременно: 1-я группа — приложения I и II; 2-я группа — приложения III и V; 3-я группа — приложение IV.

Приложения I и II вступили в силу 2 октября 1983 г.; приложение V — в декабре 1988 г., остальные вступят в силу в ближайшие год-два. В качестве наиболее важных, присущих всем типам судов, здесь рассмотрены требования приложений I, IV и V (нефть, сточные воды, мусор).

Каждое судно, совершающее международные рейсы, должно быть оборудовано в соответствии с требованиями приложения I Конвенции МАРПОЛ 73/78, что подтверждается выдачей Регистром СССР этим судам Международных свидетельств о предотвращении загрязнения нефтью. Конвенцией предусмотрены следующие технические средства для предотвращения загрязнения водной среды льяльными (подсланевыми) водами с судов:

— нефтеводяное фильтрующее оборудование с очистной способностью подсланевых вод до уровня нефтесодержания в сбросе не более 15 млн -1 ;

— автоматическое устройство для закрытия сливных клапанов, когда содержание нефти в очищенной воде, сбрасываемой за борт, превышает 15 млн -1 ‘;

— нефтеводяное сепарационное оборудование с очистной способностью до 100 млн -1 .

Требования приложения IV Конвенции МАРПОЛ 73/78 распространяются на суда, совершающие международные рейсы, в том случае, если валовая вместимость данных судов более 200 per. т, а также на суда меньшей вместимостью, если на них разрешена перевозка более 10 человек.

В соответствии с положениями Конвенции в прибрежной зоне шириной 12 морских миль запрещен сброс сточных вод, если они предварительно не очищены и не обеззаражены в специальной судовой установке (установке ООСВ) до некоторых параметров.

Под термином «сточные воды» Конвенцией понимается следующее:

— стоки из всех видов туалетов, писсуаров, унитазов, а также шпигатов, находящихся в туалетах;

— стоки из раковин, ванн, душевых и шпигатов, находящихся в медицинских помещениях;

— стоки из помещений, где содержатся животные;

— прочие стоки, если они перемешаны с перечисленными выше.

За пределами 12-мильной зоны сброс СВ разрешен без предварительной обработки в любом бассейне (понятия «особый район» для СВ не существует), но при этом указано, что судно должно двигаться со скоростью не менее 4 уз.

В связи с указанным каждое судно, попадающее под действие приложения IV Конвенции, должно быть оборудовано устройствами для возможного предотвращения сброса необработанных СВ. Такими устройствами являются судовые сборные цистерны, а также установки ООСВ.

Приложение V Конвенции включает правила предотвращения загрязнения водоемов мусором с судов. При этом под термином «мусор» понимаются все виды пищевых, бытовых или эксплуатационных отходов (за исключением свежей рыбы и ее остатков), которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна, за исключением веществ, перечень которых приведен в других приложениях Конвенции.

Конвенцией предусмотрены следующие ограничения по сбросу мусора с судов:

— запрещается сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, сети, пластмассовые мешки для мусора;

— плавучий обивочный и упаковочный материал можно сбрасывать за пределами 25 миль от берега;

— за пределами 12-мильной зоны можно сбрасывать мусор, пропущенный через измельчитель, если куски размолотого мусора не более 25 мм;

— в особых районах запрещается сбрасывать любые виды мусора, кроме пищевых отходов, которые можно сбрасывать за пределами 12-мильной зоны.

Если мусор смешан с другими отходами, сброс которых попадает под другие требования, то к нему предъявляются более строгие требования.

В соответствии с требованиями Конвенции каждое судно, совершающее международные рейсы, должно иметь как минимум одно из следующих устройств: емкости для сбора мусора; устройства для измельчения или прессования мусора; инсинератор (печь для сжигания мусора). Кроме того, в Конвенции указано, что все заинтересованные государства обязаны обеспечить свои порты и терминалы устройствами для приема мусора.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8629 — | 7460 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Как загрязняется море?

70% поверхности Земли занимает вода. Мировой океан – одно из самых больших ценностей планеты, так как это 228,5 тысяч биологических видов, формирование климата, обеспечение кислородом, источник сырья, энергии, морепродуктов, транспортный и рекреационный потенциал. Человечество активно, но не всегда бережно, использует этот природный ресурс.

Загрязнение моря крупными судами

Мировой флот – более 50 000 крупных судов. При нормальной эксплуатации танкер ежедневно оставляет после себя 2 т масла, 10 м льяльных вод, 160 т СО (углекислого газа), 4,3 т окисла серы. Добавляются: топливо, содержащее тяжелые металлы, грузы, мусор, бытовые и сточные воды, серный газ, провоцирующий образование кислоты.

Наиболее опасное загрязнение – нефть и нефтяная пленка на воде – слик, мешающий нормальным биологическим и физико-химическим процессам.

Она образуется при аварии танкера. Эксперты Гринпис утверждают, только в России ежегодно разливается 4,5 млн. тонн нефти. Танкеры виновны в 50% случаях слива в море нефтепродуктов.

Самоочищение океана перестало удовлетворять людские потребности. Это создало угрожающую экологическую обстановку, диктующую необходимость принять меры, направленные на предотвращение загрязнения моря с судов.

Меры по предотвращению загрязнения моря с судов

Чтобы предотвратить катастрофу, ИМО (Международная морская организация) приняла ряд документов, регламентирующих деятельность государств по созданию экологически безопасной обстановки в океане. Один из главных – Международная конвенция МАРПОЛ 73/78 от 29.12.1972 года.

Читайте так же:  Административное задержание адвоката

Согласно документу организуются меры по предотвращению загрязнения моря с судов:

  1. Запрет на слив нефти и сброс шлама, распространяющийся на весь Мировой океан.
  2. Соответствие требованиям непотопляемости и устойчивости к авариям, предъявляемое к танкерам. Например, двойные борта и дно.
  3. Безопасная автоматическая система швартовки для больших судов.
  4. Контроль: фотосъемка и наблюдение патрульными самолетами и государственными органами порта.
  5. Замена топлива на экологически чистые виды – природный газ и водород.
  6. Ввод санкций за нарушение правил, установленных Конвенцией.
  7. Наличие документов по контролю – план мер по борьбе с нефтяным загрязнением, журнал нефтяных операций, операций с мусором.
  8. Право на проверку государством порта соблюдения правил безопасности, документации, знаний экипажа процедур предотвращения загрязнения, наличие пломб на устройствах сброса мусора.
  9. Строительство береговых канализационных сетей.
  10. Оснащение пассажирских судов автономными очистителями сточных вод.

Выполнение пунктов Конвенции привело к положительным результатам – снижению образования нефтяных пятен (1980 год – 36, 1990-2000 – 28, 2000-2008 – 8), улучшению общей экологической обстановки.

Технические средства защиты морской среды от загрязнения

Специальные технические средства защиты морской среды от загрязнения предотвращают и ликвидируют разливы нефти и нефтепродуктов:

  • приемные устройства для водной смеси с судов в портах;
  • качественные трубопроводы, механизмы и устройства для погрузочно-разгрузочных операций;
  • плавучие боны, ограждающие места загрузки, предотвращающие разлив и облегчающие сбор разлитой нефти;
  • оборудование, фильтрующее нефтепродукты: сброс за борт до 15 мг/л. Если доля превышает норму, механизм прекращает сброс автоматически;
  • автоматическая регулировка фаз подачи топлива и распределения газа;
  • система контроля температуры;
  • технические средства контроля качества выходящего газа;
  • дизель-генераторы с переменной частотой вращения.

Использование технических средств защиты приводит к минимизации ущерба морской среде, поэтому переоснащение продолжается.

Обеспечение полной безопасности процессов, связанных с транспортировкой нефти и вредных веществ, тормозится дороговизной проектов.

Предупреждение и предотвращение загрязнение моря с судов мусором

До принятия Конвенции мусор с судов сбрасывался в океан. Теперь суда должны соблюдать установленные правила:

  1. Запрещено засорять морскую воду всеми видами пластмассы и синтетики.
  2. Мусор собирается в специальные емкости для хранения и переработки.
  3. Отходы собираются раздельно: пищевые, пластмассовые, образующиеся после технического обслуживания судна, связанные с нефтепродуктами.

Утилизируется мусор двумя способами: сбор с последующей передачей на берег и переработка на судне. Перерабатывается с помощью инсинератора (сжигание), грохота (измельчение), пресса.

Условия Конвенции выполняются не только странами участниками, но всеми, кто имеет выход к морю. Однако уровень предупреждения и предотвращения загрязнения моря до сих пор остается неудовлетворительным.

Экологические проблемы судовых силовых установок

Энергетические установки, имеющиеся на судах, обеспечивают их движение, работу отдельных узлов, жизнедеятельность экипажа и пассажиров. Функционирование таких установок оказывает влияние на окружающую среду и обладает своими специфическими особенностями. Не случайно защита окружающей среды и климата от выбросов морских судов играет все большую роль, так как растущее судоходное сообщение сопровождается увеличением загрязнения окружающей среды и негативным влиянием на климат и экологию.

Возникающие при этом отработанные газы и сточные воды загрязняют атмосферу и водную среду оксидами азота, серы и их частичками. С недавних пор в центре внимания находится опасное влияние вторичной эмиссии диоксида углерода на морскую окружающую среду, так как возможное закисление морской воды в результате повышенного содержания СО2 в атмосфере может привести к снижению значения рН и воздействию на биологические структуры карбоната кальция.

Загрязнению воздуха отработанными газами энергетическим оборудованием уделяется особое внимание.

На судоходство приходится:

  • 5 % всей мировой антропогенной эмиссии оксидов азота;
  • 13 % выбросов диоксида серы, прежде всего из-за тяжелого высоковязкого мазута, используемого в качестве топлива.

Мазут нагревают до температуры 100–140 ºС, чтобы получить необходимую вязкость для впрыска. Этот остаток переработки нефти, как правило, отличается высоким содержанием серы (2,5 %), что приводит к значительной доли диоксида серы в отработанном газе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Установлено, что в газовых выбросах дизельных двигателей содержится более 200 компонентов, причем из них 99–99,9 % составляют азот, кислород, диоксид углерода и вода. Оставшиеся 0,1–1 % относятся к токсичным компонентам.

Специфическое потребление энергии морскими судами составляет 5–10 г/т•км. Это значительно меньше по сравнению с другими видами транспорта (у транспортного самолета оно равно 400–600 г/т•км). Они едут медленнее и потребляют значительно меньше топлива, что обуславливает относительно небольшое загрязнение окружающей среды диоксидом углерода. Его эмиссия при работе двигателя внутреннего сгорания с фактором 3 пропорционально потреблению топлива. Эмиссия оксидов азота и диоксида серы зависит от процесса сгорания и, соответственно, от содержания серы в топливе и его вида.

С 2000 г. эмиссия оксидов азота регулируется стандартом Международной морской организации, поэтому строители судов разрабатывают различные способы совершенствования двигателей для них и внутри моторного сгорания за счет добавления воды и катализаторов. В 2001 г. потребление топлива международным водным транспортом составило 282 млн т, а эмиссия оксидов азота – 23,5 млн т. С тех пор загрязнение окружающей среды продолжает увеличиваться. В настоящее время выбросы вредного для климата диоксида углерода достигли 1,2 млрд т (5 % от мировой эмиссии). Столько его выбрасывают в атмосферу Япония или Индия. Кроме того, судовые двигатели выделяют 37 млн т оксидов азота и 20 млн т ядовитого диоксида серы.

Международная морская организация установила пределы содержания серы в применяемом на судах топливе:

  • с 2012 г. — 35 000 частей на 1 млн;
  • с 2020 г. — 5000 частей на 1 млн (для сравнения в дизельном топливе для автомобилей оно равно 10 частей на 1 млн).

Усилия по уменьшению эмиссии морскими судами направлены на:

  • уменьшение потребления традиционных видов топлива за счет оптимизации конструкции судов и двигателей;
  • применение альтернативного топлива (природный газ) и дополнительных приводов (парус). Здесь необходимо обратить особое внимание на ротор Флеттнера, представляющий собой вертикальный цилиндр, устанавливаемый на палубе, который с помощью ветра обеспечивает движение судна и позволяет экономить 30–50 % топлива. Другим решением является размещаемая между водой и судном воздушная подушка, снижающая расход топлива на 15 %;
  • оптимизацию использования судов для уменьшения специфической эмиссии в расчете на единицу транспортной мощности.
Читайте так же:  Срок давности арбитраж

Снизить токсичность газовых выбросов судовыми энергетическими установками можно за счет:

  1. Предварительной очистки топлива от соединений серы, но это дорогостоящее мероприятие.
  2. Подготовки топлива, регулировки работы котлов (сжигание при малом избытке воздуха, двухступенчатое сжигание, рециркуляция газов), изменения параметров применяемого оборудования.
  3. Замены топлива на более легкое с меньшим содержанием токсичных веществ при входе судна в прибрежную зону. В таком режиме уже работают дизельные двигатели фирмы Wartsila (Финляндия).
  4. Очистки выхлопных газов перед выбросом с помощью технологий, отработанных на береговых установках.

Для очистки дымовых газов предлагаются сухие и мокрые методы на основе сорбентов (активированный уголь, силикагели, синтетические смолы). Мокрые методы более эффективны и требуют меньших расходов.

Остатки нефтепродуктов возникают на судах преимущественно при очистке мазута. 1 % его (во всем мире 2,8 млн т) остается после сепарации и фильтрации в виде масляного шлама. Он также возникает при очистке смазочных масел и регенерации трюмной воды.

Суммарный объем этих отходов для всех судов составляет 1–1,5 тыс. т/год.

Для обработки сточных вод судостроительная промышленность разработала компактные биологические установки. Они установлены почти на всех судах. Для защиты моря в наиболее чувствительных регионах (полярные области) на судах используется высокоэффективная мембранная технология.

КОНКРЕТНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ

►1

Большая часть кораблей, плавающих в Северном море, перестроилось на содержащее мало серы топливо. Они берут его в плавание наряду с мазутом, так как с 2010 г. в портах Европейского сообщества установлены низкие предельные значения для содержания вредных веществ в выхлопах и сточных водах. А отдельные из них оснащены установками для очистки отработанных газов. Это оказалось эффективным, прежде всего для грузовых судов, которые преимущественно или исключительно плавают в Северном и Балтийском морях либо у побережья Северной Америки. А также для пассажирских лайнеров, которые с целью обеспечения привлекательного имиджа очищают возникающие у них отработанные газы.

►2

Другим способом является использование так называемого сухого скруббера, в котором отработанный газ пропускается через гранулы извести, связывающие серу. В верхней части этой емкости бункер пополняется свежей известью, а в нижней гипс выводится во второй бункер. Это устройство отличается компактностью и устанавливается на палубе рядом с ходовым мостиком. Когда бункер с известью опустошается и бункер с гипсом заполнен, то на причал доставляют цистерну с новым реагентом. С помощью сжатого воздуха гранулы извести перемещаются в запасную емкость и затем выгружают содержащий серу гипс. Процесс очистки можно сравнить с удалением серы из дымовых газов на электростанциях, промышленных установках и установках для сжигания серы.

►3

В открытых системах в отработанные газы впрыскивают морскую воду. Затем кислые сточные воды нейтрализуют и отделяют маслоподобные твердые вещества, прежде чем слить в море. Для этих сбросов Международная морская организация установила значение рН не менее 6,5. Другие ее предписания по сохранению окружающей среды ограничивают содержание различных вредных веществ, нитратов, моющих добавок и мутность от взвешенных веществ. Осадки, образующиеся в процессе очистки, остаются на борту и утилизируются на берегу.

►4

Еще одним важным направлением в решении экологических проблем на море является строительство судов, плавающих без отходов. В настоящее время уже 12 работающих от аккумуляторов катеров и судов, которые сконструированы для плавания вблизи побережья или внутри страны в Норвегии, Бельгии и Нидерландах, скоро отправятся в первый рейс, частично даже автономно. Нигде эта тенденция так не выражена, как в Норвегии. Правительство этой страны намерено до 2030 г. перевести на электрическую тягу 2/3 всех катеров и судов, которые перевозят пассажиров и автомобили.

В 2018 г. во всем мире использовалось 185 работающих на батареях судов, преимущественно в Норвегии и Франции. До 2021 г. будет пущено в эксплуатацию в Норвегии 60 работающих на батареи кораблей и судов с гибридным приводом. К таким относится построенное из легкого алюминия судно Ampre, оснащенное литиевыми аккумуляторами общим весом 10 т. Оно способно перевозить 350 пассажиров и 120 автомобилей и плавает с меньшей вибрацией, гораздо тише по сравнению с судами с дизельными двигателями.

►5

Эмиссия круизного лайнера в течение одного дня соответствует выбросам 5 млн автомобилей. Поэтому ведется поиск альтернатив небезупречному с точки зрения экологии мазуту. К ней относится сжиженный газ, который уменьшает эмиссию на 90 %. Для перевода на этот вид топлива всех судов потребуется несколько десятилетий. Главным препятствием является переоборудование судов и инфраструктуры портов. Только некоторые из них располагают заправкой сжиженным газом. Это переоборудование потребует очень больших финансовых расходов. Кроме того, этот вид топлива дороже мазута.

Первое круизное судно, работающее на сжиженном газе отправилось в плавание в начале декабря 2018 г Но с точки зрения защитников природы газовые двигатели не являются совместимым с окружающей средой решением. Но оно должно стать мостом к декарбонизации мобильности на море.

Дополнительные экологические проблемы судоходства

1. Забор балластной воды часто связан с поглощением морских организмов, живущих в соответствующих акваториях, которые обнаруживают в следующем порту погрузки при определенных обстоятельствах благоприятные условия для жизни и негативно влияют на содержащиеся в нем сообщества морских организмов.

2. При разборке судов на лом возникают значительные риски для окружающей среды и здоровья. Шумовое излучение негативно влияет на моряков, население, проживающее рядом с портом, и морских млекопитающих. Слив остатков масла (порой нелегальный) или других опасных жидких веществ, утилизация мусора в море и неконтролируемое загрязнение судовыми отходами также являются причинами нанесения ущерба окружающей среде.

Автор: Александр Яковлевич Макаров, кандидат социологических наук, менеджер по стратегическому планированию, OMD.

Источник: «Журнал главного инженера», №5, 2019 (статья в полном объеме)

Убедитесь, что вы подписаны на журнал и вся необходимая информация — под рукой!

Виды загрязнений с судов и их влияние на окружающую среду.

.В процессе эксплуатации судов образуются бытовые и производственные отходы, сброс которых в водоем приносит значительный ущерб природе. При этом все образующиеся на судне загрязнения можно разделить на две основные группы:

1) остатки перевозимых грузов, образующихся вследствие неполной их выгрузки, обмыва палубы и трюмов, танков и т. п.;

Читайте так же:  Рассмотрение административных дел прокуратурой

2) загрязнения, образующиеся в результате жизнедеятельности экипажа и пассажиров (сточные воды и бытовой мусор), а также в результате эксплуатации судовых механизмов (нефтесодержащие льяльные, или подсланевые воды, производственный мусор). Кроме того, до сих пор, к сожалению, весьма часты случаи аварийных разливов нефтепродуктов при бункеровке судов и в результате различных аварийных ситуаций.

В связи с тем что для судов характерны загрязнения второй группы (они присущи любому классу судов), а также аварийные разливы нефтепродуктов, в данной книге рассмотрены пути решения проблем по предотвращению загрязнения водоемов этими видами судовых загрязнений.

Существует классификация мусора по степени его взаимодействия с водной средой:

плавающий — приводит к загрязнению поверхности воды и береговой полосы (пляжи, места отдыха и т. п.);

тонущий — загрязняет дно водоема, особый вред наносит местам нерестилищ и нагула рыб;

растворяющийся — поглощает для своего окисления кислород из воды водоема, изменяет ее окраску, вкус и т. п.

Международная конвенция МАРПОЛ 73/78

В 1973 г. Международной морской организацией (ИМО), являющейся органом ООН, была принята Международная конвенция МАРПОЛ 73, в которой определены технические требования по предотвращению загрязнения моря с судов.

Положения МАРПОЛ 73 и Протокола 1978 г. представляют собой единый документ, кратко называемый Конвенция МАРПОЛ 73/78 [52], которая включает пять приложений (по видам всех судовых загрязнений):

приложение I. «Правила предотвращения загрязнения нефтью»;

приложение II. «Правила контроля над загрязнением при перевозке ядовитых жидких веществ наливом»;

приложение III. «Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках или автодорожных и железнодорожных цистернах»;

приложение IV. «Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов»;

приложение V. «Правила предотвращения загрязнения мусором с судов».

Указанные пять приложений Конвенции по существующим в ИМО правилам объединяются в три группы и принимаются (ратифицируются) государствами одновременно: 1-я группа — приложения I и II; 2-я группа — приложения III и V; 3-я группа — приложение IV.

Приложения I и II вступили в силу 2 октября 1983 г.; приложение V — в декабре 1988 г., остальные вступят в силу в ближайшие год-два. В качестве наиболее важных, присущих всем типам судов, здесь рассмотрены требования приложений I, IV и V (нефть, сточные воды, мусор).

Каждое судно, совершающее международные рейсы, должно быть оборудовано в соответствии с требованиями приложения I Конвенции МАРПОЛ 73/78, что подтверждается выдачей Регистром СССР этим судам Международных свидетельств о предотвращении загрязнения нефтью. Конвенцией предусмотрены следующие технические средства для предотвращения загрязнения водной среды льяльными (подсланевыми) водами с судов:

— нефтеводяное фильтрующее оборудование с очистной способностью подсланевых вод до уровня нефтесодержания в сбросе не более 15 млн -1 ;

— автоматическое устройство для закрытия сливных клапанов, когда содержание нефти в очищенной воде, сбрасываемой за борт, превышает 15 млн -1 ‘;

— нефтеводяное сепарационное оборудование с очистной способностью до 100 млн -1 .

Требования приложения IV Конвенции МАРПОЛ 73/78 распространяются на суда, совершающие международные рейсы, в том случае, если валовая вместимость данных судов более 200 per. т, а также на суда меньшей вместимостью, если на них разрешена перевозка более 10 человек.

В соответствии с положениями Конвенции в прибрежной зоне шириной 12 морских миль запрещен сброс сточных вод, если они предварительно не очищены и не обеззаражены в специальной судовой установке (установке ООСВ) до некоторых параметров.

Под термином «сточные воды» Конвенцией понимается следующее:

— стоки из всех видов туалетов, писсуаров, унитазов, а также шпигатов, находящихся в туалетах;

— стоки из раковин, ванн, душевых и шпигатов, находящихся в медицинских помещениях;

— стоки из помещений, где содержатся животные;

— прочие стоки, если они перемешаны с перечисленными выше.

За пределами 12-мильной зоны сброс СВ разрешен без предварительной обработки в любом бассейне (понятия «особый район» для СВ не существует), но при этом указано, что судно должно двигаться со скоростью не менее 4 уз.

В связи с указанным каждое судно, попадающее под действие приложения IV Конвенции, должно быть оборудовано устройствами для возможного предотвращения сброса необработанных СВ. Такими устройствами являются судовые сборные цистерны, а также установки ООСВ.

Приложение V Конвенции включает правила предотвращения загрязнения водоемов мусором с судов. При этом под термином «мусор» понимаются все виды пищевых, бытовых или эксплуатационных отходов (за исключением свежей рыбы и ее остатков), которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна, за исключением веществ, перечень которых приведен в других приложениях Конвенции.

Конвенцией предусмотрены следующие ограничения по сбросу мусора с судов:

— запрещается сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, сети, пластмассовые мешки для мусора;

— плавучий обивочный и упаковочный материал можно сбрасывать за пределами 25 миль от берега;

— за пределами 12-мильной зоны можно сбрасывать мусор, пропущенный через измельчитель, если куски размолотого мусора не более 25 мм;

— в особых районах запрещается сбрасывать любые виды мусора, кроме пищевых отходов, которые можно сбрасывать за пределами 12-мильной зоны.

Если мусор смешан с другими отходами, сброс которых попадает под другие требования, то к нему предъявляются более строгие требования.

В соответствии с требованиями Конвенции каждое судно, совершающее международные рейсы, должно иметь как минимум одно из следующих устройств: емкости для сбора мусора; устройства для измельчения или прессования мусора; инсинератор (печь для сжигания мусора). Кроме того, в Конвенции указано, что все заинтересованные государства обязаны обеспечить свои порты и терминалы устройствами для приема мусора.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Тема 5.3.2 Основы судовых процедур защиты окружающей среды и ответственность членов экипажа за ее загрязнение.

С каждым днем в нашей стране развиваются новые ядерные, химические, радиационные технологии, и все это отражается на окружающей среде. Загрязнение окружающей среды приводит к вымиранию многих видов животных. Поэтому особое место в российском законодательстве занимают положения о защите окружающей среды.

Читайте так же:  Статьи уголовного кодекса российской за оскорбление личности

Эти положения отражены в УК РФ, в ФЗ «Об охране окружающей среды», в ФЗ «Об использовании атомной энергии», регулируются главой 8 КоАП РФ и многими другими законодательствами.

Исходя из этого, следует отметить, что существуют различные виды ответственности за загрязнение окружающей среды. Целью моей работы является более полное раскрытие всех видов ответственности.

Загрязнение окружающей среды может быть как умышленным, так и неосторожным, в связи с этим ответственность за вред будет регламентироваться несколькими законодательствами, и соответственно к нарушителям будут применяться разные виды наказания. Допустим, кто-то, добросовестно выполняя свою работу, потерпел аварию, которая привела к неблагоприятным последствиям. А кто-то в целях утилизации вредных химических, радиоактивных веществ захоронил их, не в специально отведенном для этого месте, нанес значительный вред окружающей среде.

Кроме того, случаются аварии, такие как столкновение судов, в ходе чего корабли, танкеры терпят крушение, находящееся на них имущество тонет и причиняет ущерб морской среде загрязнением или препятствует осуществления промысла водных биологических ресурсов и деятельности порта. Также затонувшее имущество может создавать серьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания.

Морские аварии всегда вызывают многоплановые правовые последствия.

В результате возникают правоотношения, вытекающие из нарушения договора перевозки, причинения ущерба здоровья членам экипажа, удаление затонувшего в море имущества, столкновение судов и спасания и т.д. Одним из наиболее тяжких последствий морских происшествий может быть разлив в морскую среду нефтепродукта и сырой нефти, перевозимой навалом на крупных танкерах. Такие происшествия вызывают колоссальный ущерб окружающей среде и влекут за собой многомиллионные убытки.

В связи с этим возникают вопросы гражданской ответственности за ущерб от загрязнения.

Все это будет отражено в моей работе. Раскрою положения о подъеме, удалении или уничтожении затонувшего имущества, о вреде наступивших последствий, ответственность за вред.

Виды ответственности за вред окружающей среде

Дисциплинарная ответственность

В этом подпункте я рассмотрю условия применения дисциплинарной ответственности, ее значение и эффективность, проблемы применения.

Дисциплинарной является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти проступки в силу их относительно меньшей вредности не могут быть квалифицированы как административные правонарушения или преступления.

Условия применения. Как и другие виды ответственности, дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств. Прежде всего, дисциплинарная ответственность за экологические проступки может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах – Кодексе законов о труде, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации.

Ухудшение экологической ситуации происходит в основном от хозяйственной, производственной деятельности человека, поэтому именно в сфере промышленного, сельскохозяйственного и иного производства следует искать основные причины антропогенного воздействия на окружающую среду. Отсюда следует вывод: предупреждение загрязнений на стадии производства является генеральным направлением профилактики экологических правонарушений. Надо учитывать также и более широкий резонанс и воспитательное значение наложения дисциплинарных взысканий, о которых, как правило, широко оповещаются и хорошо информируются коллеги по работе.

Одним из видов дисциплинарного воздействия может служить депремирование, лишение иных средств поощрения; в современных условиях их набор достаточно широк и может служить хорошим рычагом воздействия на работника. Хотя в настоящее время меньше стали говорить о моральных средствах воздействия, но и они продолжают оказывать свое влияние: уместно напомнить, что одним из факторов успешной работы заводов Форда было широкое использование моральных рычагов повышения ответственности работников за дела подразделения завода, фирмы путем систематического информирования об их состоянии, поздравления с производственными достижениями, производственными и личными юбилеями, семейными праздниками и торжествами.

Проблемы применения.

Потенциал применения дисциплинарной ответственности в области охраны окружающей среды используется недостаточно. Почему?

В общественном мнении существует стереотип о ее неэффективности в этой области – принято считать наиболее подходящей для злостных загрязнителей уголовную ответственность. Можно согласиться с тем, что для злостных нарушителей наиболее подходящей действительно является уголовная ответственность, однако большинство субъектов экологических правонарушений не являются злостными и потому не могут считаться общественно опасными.

Отсутствует статистика наложения дисциплинарных взысканий, поэтому трудно определять ее динамику, эффективность воздействия, связь с количеством и качеством загрязнений окружающей среды. Да и сама описываемая сфера общественных отношений не часто вызывает такую озабоченность собственника предприятия, чтобы обусловить систематическое применение дисциплинарной ответственности за экологические проступки.

В связи с этим встает вопрос о степени воздействия государственных природоохранных органов на дисциплинарную практику организаций, которые стали самостоятельными в ведении своей хозяйственной деятельности и налаживании и организации своей внутренней работы. Однако эта самостоятельность предпринимательской деятельности от общества является сравнительно относительной, и, прежде всего в области экологии. Согласно п. 3 ст. 209 ГК РФ, владение, пользование и распоряжение природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, владелец предприятия, отвечая перед обществом за экологическое состояние своего предприятия и его воздействие на окружающую среду, обязан обеспечивать экологический правопорядок на предприятии, всеми доступными и законными средствами реагировать на соответствующие обращения государственных органов.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Видео (кликните для воспроизведения).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источники

Судно загрязнение окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here