Судебное производство по делам об административных правонарушениях

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Судебное производство по делам об административных правонарушениях". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях — это процессуальная деятельность, которая выполняет нормативные предписания. Последовательность рассмотрения административных дел является частью процесса по определению санкций к нарушителям за содеянный поступок, в то же время создает условия в области законных прав гражданина.

Какие нарушения считаются административными

Действия, нарушившие права и свободы граждан, общественный порядок относятся к КОАП (кодексу об административных правонарушениях), который определяет виды антиобщественных деяний:

  • Мелкое хулиганство, отказ повиноваться сотруднику органов внутренних дел, дружиннику, военнослужащему при нарушении порядка.
  • Распитие алкогольных напитков, появление в нетрезвом виде в общественных местах, недостойное поведение, задевающее моральные понятия общества.
  • Курение в общественных местах.
  • Нарушение ДПП, правил охоты, рыболовства, уничтожение природных ресурсов, в результате которого наносится вред обществу и отдельным гражданам.
  • Нарушение избирательных прав.
  • Незаконные операции с денежными платежными документами. Мелкое хищение (кража в супермаркете)

Противоправные действия могут быть умышленными или совершенными по неосторожности.

Обратите внимание! К административному наказанию можно привлечь гражданина, начиная с шестнадцатилетнего возраста.

Повторное совершение данного проступка отягчает факт преступления. За это предусматривается наказание строже. Надо отличать неоднократное действие от повторного деяния.

Все субъекты административных правонарушений делятся на три группы:

В первой группе все дееспособные граждане от шестнадцати лет. Ко второй относятся военнослужащие, работники внутренних органов. К третьей — должностные лица, родители несовершеннолетних, иностранцы, лица без гражданства.

Для того, чтобы признать антиобщественное деяние, надо предъявить доказательства, свидетелей, при этом доводы самого обвиняемого не являются обязательными. Так как данный вид преступления не является уголовным, лишение свободы не предусмотрено.

Обратите внимание! Если оно совершено впервые, наказанием может стать предупреждение.

Как осуществляется

Дело может быть возбуждено постановлением прокурора по результатам проверки или реагирования на жалобы, обращения граждан. Ответственность за нарушение прав может быть объявлена на месте совершения. Выносится предупреждение или назначается штраф. В таком случае протокол не составляется, постановление выносится сразу.

За разные виды правонарушений предусмотрено семь типов наказаний:

Дополнительная информация! Штраф не применяется к лицам особой группы: военнослужащим, курсантам.

  • Предупреждение в письменной форме, если деяние совершено впервые.
  • Штраф. Размер зависит от степени злодеяния и суммы прожиточного минимума в данный период (от пяти до 150 тысяч рублей). Сумма штрафа не должна быть меньше стоимости причиненного ущерба.
  • Возмещение предмета порчи.
  • Конфискация имущества.
  • Исправительные работы, труд во время которых не оплачивается. Осуществляются они в свободное от основной деятельности время, не более четырех часов в день, в сумме — не больше двухсот. Не применяется к беременным женщинам, инвалидам.
  • Лишение прав на управление автотранспортом — от месяца до трех лет, если автомобиль не является единственным источником дохода.
  • Арест на срок до пятнадцати суток. При особо злостных нарушениях возможно задержание на три часа.

Лишение водительских прав

Трудности при определении наказания возникают при производстве дел за неуплату налогов, о нарушении правил ПДД и совершении проступков несовершеннолетними гражданами.

Порядок производства по делам об административных нарушениях

В схеме данных дел выделяется четыре этапа рассмотрения, которые вместе называются производством.

Порядок осуществляется в такой последовательности:

  1. Возбуждение дела. Для этого необходим повод — информация в виде заявления или другого подтверждения нарушения закона. Должно быть и основание — доказательство содеянного.
  2. Процесс рассмотрения дела. Это главная и центральная часть в порядке рассмотрения.
  3. Пересмотр дела в случае, если подается прошение об этом. По итогам пересмотра постановление по делу может остаться в силе или будет отменено. Постановление может быть вынесено о прекращении дела или о назначении наказания
  4. Исполнение решений. Иногда решение о возбуждении дела выносится в форме определения. Такая ситуация предполагает административное разбирательство.
  5. Потерпевший или законный представитель, защитник могут обжаловать постановление ввышестоящем суде. Жалобы подаются в письменном виде, за нее не надо платить госпошлину, обратиться с ней надо в десятидневный срок. Рассматриваются жалобы по таким делам в ускоренном режиме в течение пяти дней.

Определение выносится при нарушении налоговой антимонопольной страховой категории закона (ст.28.7 КОАП). Источники доказательств в данном производстве:

  • объяснительная записка;
  • протокол;
  • материалы судебного разбирательства;
  • вещественные и документальные доказательства;
  • свидетельские показания.

На первой стадии рассмотрения находится протокол. Он составляется сразу после обнаружения проступка. Это ускоренный вариант. Для сбора данных должностному лицу обычно дается две недели. Чтобы не нарушить право лица, на которого составлен протокол, должна быть соблюдена следующая последовательность:

  1. Необходимо объяснить лицу его обязанности и права, согласно ст.25.1 КОАП. В протоколе делается отметка об этом.
  2. Дать возможность лицу ознакомиться с содержанием, сделать свои замечания, дать, если необходимо, объяснения. Если он с чем-то не согласен, надо об этом указать в тексте.
  3. В случае неявки участника правонарушения процедура составления протокола пройдет без него. Копия будет направлена ему для ознакомления в трехдневный срок.
  4. Подписать бумагу должны лица: составляющий и провинившийся. В случае отказа последнего поставить свою подпись, этот факт зафиксируется.
  5. Под расписку копия короткого конспекта составленного протокола должна быть вручена гражданину.

Что необходимо знать

Основные принципы производства по ДОАПН: объективный подход, требования законности, презумпция невиновности, гласность. А также следование основному принципу: «Перед законом все равны».

Доказательства для установления истины должны иметь правовой характер. Они устанавливаются протоколами, объяснениями, заключениями экспертов, показаниями потерпевших, вещественными доказательствами, материалами видео и фотосъемок со средств наблюдения (за движением на дорогах), измерительными приборами.

Кто имеет право на административное задержание? Органы внутренних дел: полиция, военнослужащие, дружинники, дорожный патруль.

Срок давности административных правонарушений меньше, чем при уголовной ответственности. Наказания за такие преступления мягче, к судимости они не приводят. Жалоба рассматривается судьей и имеет такие решения:

  • Оставить постановление без изменений.
  • Отменить его, отправить дело на доследование.
  • Изменить меру наказания.
  • Отменить неправомочное постановление.

Обратите внимание! Решение по жалобе тоже не является окончательным, подавать ее можно дважды. Документ вступает в силу после обжалования.

Административный штраф можно заплатить в течение трех месяцев, если материальное положение не позволяет. Отсрочить можно и арест по уважительным причинам. Действие постановления прекращается только в случае амнистии, отмены закона, смерти лица, истечении срока давности, исполнения.

Производство по делам об административных правонарушениях в суде

Производство по делам об административных правонарушениях в суде принципы, стадии, сроки. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются судьями, органами, должностными лицами в пределах их компетенции, установленной гл. 23 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению судей гарнизонных военных судов, судей районных судов, судей арбитражных судов, а также мировых судей, определены ст. 23.1 КоАП РФ.

Читайте так же:  Надзорное производство по административным делам

ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (разд. IV — V КоАП РФ).

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, определенным гл. 14 — 21 АПК РФ, с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ и разд. IV — V КоАП РФ (ч. 1 ст. 202 АПК РФ и п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»). Согласно п. 18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ в случаях, когда гл. 25 АПК РФ установлены конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено ст. 29.9 КоАП РФ).

Принцип законности предполагает, что исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.

Принцип гласности (прозрачности) означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения.

Принцип равенства перед законом, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип презумпции невиновности, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Ходатайства на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении являются одной из гарантий всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. По общему правилу на данном этапе процесса ходатайства могут быть заявлены только в письменной форме.

Ходатайства рассматриваются немедленно. По результатам их рассмотрения судьей выносится определение. О результатах рассмотрения ходатайства сообщается лицу, их заявившему (ст. 24.4 КоАП РФ).

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в ст. 25.1 — 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ).

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Читайте так же:  С какого момента исчисляется административное задержание

Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело (при единоличном рассмотрении — должность, фамилия, при коллегиальном рассмотрении — наименование органа, фамилии председательствующего в заседании и членов данного органа), какое дело подлежит рассмотрению (о каком правонарушении), кто (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица) и на основании какого закона (статья КоАП РФ или закона субъекта РФ) привлекается к административной ответственности.

Далее необходимо установить факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела. Факт присутствия лиц подтверждается удостоверением личности, служебным удостоверением, доверенностью либо иными документами.

Важно установить наличие полномочий законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Полномочия защитника или представителя удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Важным условием рассмотрения дела по существу является наличие участников производства по делу об административном правонарушении. В случае их отсутствия необходимо принять решение либо о рассмотрении дела, либо об отложении рассмотрения дела. Решение о рассмотрении дела в отсутствие некоторых участников производства по делам об административном правонарушении (лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законных представителей физического и юридического лица) возможно лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении данных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от этих участников не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности и рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

По итогам проверки наличия условий, необходимых для рассмотрения дела, могут быть вынесены определения трех видов: об отложении рассмотрения дела; о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Основанием вынесения определения об отложении рассмотрения дела может быть: поступление заявления о самоотводе или отводе лица, рассматривающего дело; отвод специалиста, эксперта или переводчика; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов, назначения экспертизы.

В том случае, если все условия, необходимые для рассмотрения дела по существу, соблюдены, необходимо огласить протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания иных участников рассмотрения дела. Именно на данной стадии устанавливается факт противоправности совершенного деяния, виновности субъектов, привлекаемых к административной ответственности, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений. Это, во-первых, постановление о назначении административного наказания и, во-вторых, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Этот перечень является исчерпывающим и иных постановлений быть не может.

Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления по делу. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, т.е. сразу после вынесения.

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 24.1 — 30.19)

Раздел IV. Производство
по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему «Производство по делам об административных правонарушениях»

>
Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

1.4 Производство по делам об административных правонарушениях судьями арбитражных судов.

Дела об административных правонарушениях юридическими лицами, предпринимателями рассматриваются судьями арбитражных судов, в случае если должностное лицо или орган выявивший правонарушение передает данное дело на рассмотрение в суд и вынесения решения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Должностным лицом или уполномоченным на то органом в суд подается заявление о привлечении юридического лица или предпринимателя к административной ответственности по месту его жительства или месту его нахождения. Заявление о привлечении лица к административной ответственности должно соответствовать требованиям, установленным АПК и содержать следующие сведения:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Дело о привлечении лица к административной ответственности рассматривается судьей единолично в срок, не превышая двух месяцев, данный срок может быть продлен судьей не более чем на один месяц при выяснении новых обстоятельств, или по ходатайству заинтересованных лиц.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

«При разрешении спора по существу арбитражный суд первой инстанции принимает решение. Решение принимается именем Российской Федерации. При принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению. Решение подписывается судьей. Арбитражный суд направляет копии решения лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня принятия решения заказным письмом с уведомлением о вручении или вручает им под расписку». 1

Решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, если иное не предусмотрено АПК.

Читайте так же:  Отказ возвращать долги мелкое хулиганство

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях объединил практически все нормы об административной ответственности за административные правонарушения, совершаемые в области предпринимательской деятельности, в главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности». Соблюдение законности и правопорядка в экономике служит одним из важных условий, определяющих развитие страны. Как правило, данные правонарушения происходят в деятельности юридических лиц и, менее всего, граждан. Соответственно возникает проблема административной ответственности юридических лиц.

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, а также порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях (ДАП) регламентируется разд. IV КоАП РФ.

В разд. III КоАП РФ определен круг органов и должностных лиц, полномочных рассматривать дела об административных правона­рушениях.

По делу об административном правонарушении подлежат выясне­нию следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправное деяние, за кото­рое предусмотрена административная ответственность; его виновность; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответ­ственность; характер и размер причиненного ущерба; обстоятельства, исключающие производство по ДАП; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; причины и условия со­вершения административного правонарушения.

Глава 27 КоАП РФ регламентирует применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, то есть специальных мер, применяемых должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение ДАП, в целях их пресечения, установления личности нарушителя, составления протокола об ад­министративном правонарушении при невозможности его составле­ния на месте, а также обеспечения своевременного и правильного рассмотрения ДАП и исполнения принятого по делу постановления. К числу этих мер ст. 27.1 КоАП РФ относит: доставление; админи­стративное задержание (по общему правилу не дольше 3 ч); личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу по­мещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъя­тие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование на состояние опьяне­ния; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуата­ции; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности (на срок до рассмотрения дела су­дом, но не свыше 5 суток).

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из следующих стадий (рис. 7.1): возбуждение дела об адми­нистративном правонарушении, административное расследование, рассмотрение дела по существу, вынесение постановления, обжалова­ние и опротестование постановления, исполнение административно­го взыскания.

Возбуждение дела об административном правонарушении осу­ществляется уполномоченным должностным лицом при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и до­статочных данных, указывающих на наличие события административ­ного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужден­ным с момента: составления первого протокола о применении мер обес­печения производства по ДАП; составления протокола об администра­тивном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении ДАП; вынесения определения о возбуждении ДАП при необходимости проведения административного расследования; оформ­ления предупреждения или наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не со­ставляется.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения ДАП прокурором (ст. 28.4) или назначения административного наказания без составления

7.2. Административное правонарушение и административная ответственность 371

Рассматривается в 15-дневный срок

Рис. 7.1. Производство по делам об административных правонарушениях

протокола (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ). Круг должностных лиц, уполномо­ченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определен ст. 28.3 КоАП РФ. При составлении протокола участникам административного производства разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП, предоставляется возможность ознакомления с протоколом, право представлять объяснения и замечания по его содержанию. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным ли­цом, его составившим, а также физическим лицом или законным пред­ставителем юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП. В случае их отказа от подписания протокола об этом делается соответ­ствующая запись в протоколе. Физическому лицу или законному пред­ставителю юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП, а также потерпевшему по их просьбе вручается копия протокола.

Протокол об административном правонарушении составляется не­медленно после выявления совершения административного правона­рушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обсто­ятельств дела либо данных о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается ДАП, протокол составляется в те­чение 2 суток с момента выявления административного правонаруше­ния. В случае проведения административного расследования прото­кол об административном правонарушении составляется по окончании расследования. Протокол (или постановление прокурора) об админи­стративном правонарушении направляется судье, в орган или долж­ностному лицу, уполномоченным рассматривать ДАП, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления). Про­токол (или постановление прокурора) об административном право­нарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Проведение административного расследования предусмотрено ст. 28.7 КоАП РФ в отношении административных правонарушений в области антимонопольного, налогового, таможенного, природоохран­ного законодательства, законодательства в сфере производства и обо­рота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др., требующих проведения экспертизы или иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами. Реше­ние о проведении административного расследования принимается не­медленно после выявления факта совершения административного правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении в виде определения, а прокурором — в виде постановления.

Срок проведения административного расследования не может пре­вышать 1 месяц с момента возбуждения ДАП. В исключительных слу­чаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до 6 месяцев. По окончании административного рас­следования составляется протокол об административном правонару­шении либо выносится постановление о прекращении ДАП.

Дело об административном правонарушении рассматривается по существу в 15-дневный срок со дня получения протокола об админи­стративном правонарушении и других материалов дела. В случае по­ступления ходатайств либо необходимости в дополнительном выясне­нии обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на 1 месяц, о чем выносится мотивированное опреде­ление. ДАП, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, под­вергнутого административному задержанию, — не позднее 48 ч с мо­мента задержания.

При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости — и иные материалы дела, за­слушиваются объяснения физического лица или законного представи­теля юридического лица, в отношении которых ведется производство, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Читайте так же:  Порядок обжалования административных дел в судах

По результатам рассмотрения дела выносится постановление о на­значении административного наказания либо о прекращении произ­водства по делу, в котором указываются: должность, фамилия, имя, отчество судьи (должностного лица), наименование и состав коллеги­ального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; об­стоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную от­ветственность за совершение административного правонарушения либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания одновременно решается вопрос о возмещении имуществен­ного ущерба, то в постановлении по делу указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Постановление по ДАП объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вы­несено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается ука­занным лицам в течение 3 дней со дня вынесения указанного поста­новления.

Постановление по ДАП может быть обжаловано в 10-дневный срок в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд, а постановление по ДАП, совершенному юридическим лицом или частным предпри­нимателем, — в арбитражный суд. Поданная жалоба подлежит рассмо­трению в течение 10 дней со дня ее поступления. При этом, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает админи­стративный арест, его жалоба будет рассмотрена в течение суток с мо­мента подачи.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

• об оставлении постановления без изменения, а жалобы — без удо­влетворения;

• об изменении постановления по ДАП, если при этом не усилива­ется административное наказание или иным образом не ухудша­ется положение лица, в отношении которого вынесено постанов­ление;

• об отмене постановления и прекращении производства по делу;

• об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмо­трение или направлении дела на рассмотрение по подведомствен­ности.

Решение по жалобе на постановление по ДАП оглашается немедлен­но после его вынесения. Копия решения в срок до 3 суток после его вынесения вручается лицу (его законному представителю), в отноше­нии которого вынесено постановление, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе. Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа (должностного лица), исполняющего постановление, а также до лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Постановление по делу об административном правонарушении, а также решение по результатам рассмотрения жалоб могут быть опро­тестованы прокурором. При этом право принесения протеста на всту­пившее в законную силу постановление по ДАП, а также решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов принадлежит прокуро­рам субъектов РФ (их заместителям), а также Генеральному прокуро­ру РФ (его заместителям). Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по ДАП, а также решений по результатам рассмотрения жалоб и протестов производится председателями судов субъектов РФ (их заместителями), а также Председателем Верховного Суда РФ (его заместителями). Вступившие в законную силу постановление по ДАП в отношении юридических лиц и частных предпринимателей, а также решения по результатам рассмотрения поданных на них жа­лоб пересматриваются в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ.

Постановление по ДАП приводится в исполнение уполномоченны­ми на то органами и должностными лицами в порядке, установленном гл. 31 и 32 КоАП РФ, другими федеральными законами и принимае­мыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ. При этом не приведенное в исполнение в течение 2 лет со дня вступле­ния в законную силу постановление о ДАП исполнению не подле­жит.

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях (ДАП) регламентируется разделом 4 КоАП РФ.

В разделе 3 КоАП РФ определен круг органов и должностных лиц, полномочных рассматривать дела об административных правонару­шениях.Дела об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ, рассматриваются: судьями (мировыми судьями); комис­сиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; а также феде­ральными органами исполнительной власти, их учреждениями, струк­турными подразделениями и территориальными органами (например, органами по контролю оборота наркотиков). Дела об административ­ных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рас­сматриваются в пределах своих полномочий также административны­ми комиссиями и иными коллегиальными органами субъектов РФ.

По делу об административном правонарушенииподлежат выясне­нию следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправное деяние, за кото­рое предусмотрена административная ответственность; его виновность; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответ­ственность; характер и размер причиненного ущерба; обстоятельства, исключающие производство по ДАП; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и усло­вия совершения административного правонарушения.

Глава 27 КоАП РФ регламентирует применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях,то есть специальные меры, применяемые должностными лицами, уполно­моченными на рассмотрение ДАП в целях их пресечения, установле­ния личности нарушителя, составления протокола при невозможности его составления на месте, а также обеспечения своевременного и пра­вильного рассмотрения ДАП и исполнения принятого по делу поста­новления. К числу этих мер статья 27.1 КоАП РФ относит: доставление; административное задержание (по общему правилу не дольше 3 часов); личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящих­ся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъя­тие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный за­прет деятельности (на срок до рассмотрения дела судом, но не свыше 5 суток).

Производство по делам об административных правонарушенияхсостоит из следующих стадий (рис. 6.1): возбуждение дела; админист­ративное расследование; рассмотрение дела по существу; вынесение постановления; обжалование и опротестование постановления; испол­нение административного взыскания.

Возбуждениедела об административном правонарушенииосу­ществляется уполномоченным должностным лицом при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события администра­тивного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужден­ным с момента: составления первого протокола о применении мер обес­печения производства по ДАП; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении ДАП; вынесения определения о возбуждении ДАП при необходимости проведения административного расследования; оформ­ления предупреждения или наложения (взимания) административ­ного штрафа на месте совершения административного правонаруше­ния в случае, если протокол не составляется.

Рис. 6.1. Производство по делам об административных правонарушениях

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения ДАП прокурором (ст. 28.4) или назначения административного наказания без составле­ния протокола (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ). Круг должностных лиц, упол­номоченных составлять протоколы об административных правонару­шениях, определен статьей 28.3 КоАП РФ. При составлении протокола участникам административного производства разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в самом протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП, предоставляется возможность ознакомления с протоколом, право представлять объяснения и замечания по его со­держанию. Протокол об административном правонарушении подпи­сывается должностным лицом, его составившим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП. В случае их отказа от подписания об этом делается соответствующая запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП, а также потерпевшему по их просьбе вручается ко­пия протокола.

Читайте так же:  Договор оказания услуг срок давности

Протокол об административном правонарушении составляется не­медленно после выявления его совершения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физиче­ском или юридическом лице, в отношении которых возбуждается ДАП, протокол составляется в течение 2 суток с момента выявления. В слу­чае проведения административного расследования протокол об адми­нистративном правонарушении составляется по окончании расследо­вания. Протокол (или постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать ДАП, втечение суток с момента состав­ления протокола (вынесения постановления). Протокол (или поста­новление прокурора) об административном правонарушении, совер­шение которого влечет административный арест, передается на рас­смотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Проведение административного расследованияпредусмотрено статьей 28.7 КоАП РФ в отношении административных правонаруше­ний в области антимонопольного, налогового, таможенного, природо­охранного законодательства, законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продук­ции и др., требующих проведения экспертизы или иных процессуаль­ных действий, связанных со значительными временными затратами. Решение о проведении административного расследования принимает­ся немедленно после выявления факта совершения административно­го правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол, в виде определения, а прокурором — в виде постановления.

Срок проведения административного расследования не может пре­вышать 1 месяца с момента возбуждения ДАП. В исключительных слу­чаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до 6 месяцев. По окончании административного рас­следования составляется протокол об административном правонару­шении либо выносится постановление о прекращении ДАП.

Дело об административном правонарушении рассматривается по существув 15-дневный срок со дня получения протокола и других ма­териалов дела. В случае поступления ходатайств либо необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств срок рассмотрения дела мо­жет быть продлен, но не более чем на 1 месяц, о чем выносится мотиви­рованное определение. ДАП, совершение которого влечет администра­тивный арест, рассматривается в день получения протокола об админи­стративном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента задержания.

При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела, заслу­шиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, пока­зания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения спе­циалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

По результатам рассмотрения дела выносится постановлениео на­значении административного наказания либо прекращении производ­ства по делу, в котором указывается: должность, фамилия, имя, отчест­во судьи (должностного лица), наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; све­дения о лице, в отношении которого оно рассматривается; обстоятель­ства, установленные при его рассмотрении; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства; мотивированное решение; срок и порядок обжалования постановления.

Если при решении вопроса о назначении судьей административно­го наказания одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу указываются размер ущер­ба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Постановление по ДАП объявляется немедленно по окончании рас­смотрения дела. Копия постановления вручается под расписку лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным ли­цам в течение 3 дней со дня вынесения.

Постановление по ДАП может быть обжалованов 10-дневный срок в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд, а постанов­ление по ДАП, совершенному юридическим лицом или частным пред­принимателем, — в арбитражный суд. Поданная жалоба подлежит рас­смотрению в течение 10 дней со дня ее поступления. При этом если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает ад­министративный арест, то его жалоба будет рассмотрена в течение су­ток с момента подачи.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следую­щих решений:

♦ об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовле­творения;

♦ об изменении постановления по ДАП, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается по­ложение лица, в отношении которого оно вынесено;

♦ об отмене постановления и прекращении производства по делу;

♦ об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотре­ние или направлении на рассмотрение по подведомственности.

Решение по жалобе на постановление по ДАП оглашается немед­ленно после его вынесения. Копия решения в срок до 3 суток вручается лицу (его законному представителю), в отношении которого оно выне­сено, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе. Решение по жалобе на постановление об администра­тивном аресте доводится до сведения органа (должностного лица), ис­полняющего постановление, а также лица, в отношении которого выне­сено решение, и потерпевшего в день вынесения.

Постановление по делу об административном правонарушении, а также решение по результатам рассмотрения жалоб могут быть опро­тестованы прокурором.При этом право принесения протеста на всту­пившее в законную силу постановление по ДАП, а также решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов принадлежит прокуро­рам субъектов РФ (их заместителям), а также Генеральному прокуро­ру РФ (его заместителям). Пересмотр вступивших в законную силу по­становлений по ДАП и решений по результатам рассмотрения жалоб ипротестов производится председателями судов субъектов РФ (их заместителями), а также Председателем Верховного Суда РФ (его за­местителями). Вступившие в законную силу постановление по ДАП в отношении юридических лиц и частных предпринимателей, а также ре­шения по результатам рассмотрения поданных на них жалоб пересмат­риваются в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ.

Постановление по ДАП приводится в исполнениеуполномоченны­ми на то органами и должностными лицами в порядке, установленном главами 31 и 32 КоАП РФ, другими федеральными законами и прини­маемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ. При этом не приведенное в исполнение в течение года со дня вступле­ния в законную силу постановление о ДАП исполнению не подлежит.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

Судебное производство по делам об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here