Сторонами в административном деле являются

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Сторонами в административном деле являются". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Сторонами в административном деле являются

С 15 сентября 2015 года за исключением отдельных положений вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – Кодекс или КАС РФ), который регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным судом России и судами общей юрисдикции административных дел.

В предусмотренном Кодексом порядке будут рассматриваться административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Кодекс также регулирует производство дел о приостановлении деятельности или о ликвидации политических партий и общественных объединений, религиозных и некоммерческих организаций; о прекращении деятельности СМИ; о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждение; о госпитализации в психиатрический или противотуберкулезный стационар в недобровольном порядке.

Кодекс вводит понятия административное дело и административное исковое заявление; определяет статус лиц, участвующих в деле: стороны (административный истец и административный ответчик), заинтересованные лица, прокурор, органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц.

Лица, участвующие в деле, пользуются процессуальными правами и несут обязанности, установленными ст. 45 Кодекса, не только при рассмотрении административного дела, но и при его подготовке к судебному разбирательству. При этом в настоящей статье перечислены общие для всех участников административного судопроизводства права, между тем большинство из них обладают и некоторыми дополнительными правами.

Так, сторонам, помимо перечисленных в полномочий, предоставляются права:

— выступать по административному делу самостоятельно или поручить ведение административного дела одному или нескольким из соучастников (ч. 3 ст. 41 КАС РФ);

— признавать обстоятельства, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождать последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих фактов (ч. 1 ст. 65 КАС РФ);

— окончить дело соглашением о примирении сторон (ст. 46 КАС РФ) и др.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Документом предусматривается также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов.

Предусматривается, что каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается. При этом обязанность доказывать законность оспариваемых правовых актов, решений, действий (бездействия) органов власти и должностных лиц возложена на эти органы и лица.

В соответствии с КАС РФ суды будут рассматривать административные дела по административном искам административного истца к административному же ответчику. Однако сути это особенно не меняет – процессуальное положение указанных участников дела практически идентично статусу сторон в гражданском процессе.

Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.

Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

КАС предусматривает две формы одновременного участия нескольких административных истцов и (или) административных ответчиков в одном административном деле. Это может быть либо процессуальное соучастие, либо обращение в суд с коллективным административным исковым заявлением. Основанием для обращения с таким иском КАС РФ признает наличие следующих условий:

1) многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия) в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса;

2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;

3) наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);

4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.

Подобные дела будут рассматриваться, если ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц путем подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему. При этом если в суд обратится другое лицо с аналогичным иском, суд должен предложить ему присоединиться к поданному коллективному заявлению. Если истец откажется, то суд приостанавливает производство по его заявлению до принятия решения по коллективному иску.

Читайте так же:  Какая статья за мелкое хулиганство

Точно также, если в результате вступления в дело соистцов будет установлено наличие обстоятельств, предусматривающих подачу коллективного иска, то суд по ходатайству лица, участвующего в деле, и с учетом мнения сторон вправе вынести определение о рассмотрении дела в порядке коллективного иска. При этом рассмотрение дела должно будет начаться сначала.

Сторонами в административном деле являются

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

Статья 38 КАС РФ. Стороны

1. Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.

2. Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

3. Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.

4. Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

5. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

Комментарии к статье 38 КАС РФ, судебная практика применения:

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:

Кто является ответчиком по делам об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя?

По делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий — к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались — к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (части 4, 5 статьи 38, глава 22 КАС РФ и глава 24 АПК РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.

В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

При оспаривании одним из взыскателей постановления судебного пристава-исполнителя, касающегося очередности распределения денежных средств в рамках сводного исполнительного производства, суд привлекает к участию в деле в качестве заинтересованных лиц остальных взыскателей, права и законные интересы которых затрагиваются оспариваемым постановлением.

В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» содержатся следующие разъяснения:

Кто является административным ответчиком по делам об оспаривании, установлении кадастровой стоимости

В силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ — административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.

По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии заинтересованными лицами (административными ответчиками) являются Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана.

Суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости (статья 47 и часть 3 статьи 247 КАС РФ).

Кодекс об административном судопроизводстве: Основные положения

Автор: Татьяна Бойкова, эксперт
RosCo — Consulting & audit

08 марта 2015 года был принят новый кодекс — Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, вступающий в силу 15 сентября 2015 года, за исключением отдельных положений, для которых законом установлены иные сроки введения их в действие.

Надо сказать, что принятие новых кодексов, явление в законотворчестве не частое. С предложением разработать и принять такой документ выступил президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию в декабре 2012 года, а уже в конце апреля 2013 года проект кодекса был внесен на рассмотрение Государственной Думы.

Читайте так же:  Сроки взыскания административных штрафов судебными приставами

Сокращенное наименование данного Кодекса еще не прижилось, и пока что встречаются два варианта: КАС РФ и КоАС РФ. В данной статье мы будем придерживаться первого варианта.

В настоящее время дела по административным правонарушениям рассматриваются по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. ГПК РФ устанавливает судебную процедуру рассмотрения дел, возникающих из правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле и в своих интересах и фактически равноправны, то есть возникающих из правоотношений, связанных с применением материальных правовых норм частного права (гражданского, семейного и т.п.). В то же время в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует как таковое равенство их субъектов, в связи с чем требуются иные методология и процессуальный закон по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из данных правоотношений. Именно подобное положение дел и явилось юридическим основанием для принятия КАС РФ. Ведь наличие административного иска означает необходимость рассмотрения его по правилам, которые должны в значительной степени отличаться от существующих правил искового производства, предназначенного для рассмотрения дел в порядке гражданского судопроизводства.

Для удобства и в целях сохранения единообразия процессуального законодательства, в новом кодексе сохранены такие институты гражданского процесса, как возбуждение производства по делу, возвращение искового заявления, оставление его без движения, отказ в принятии искового заявления, прекращение производства по делу, оставление заявления без рассмотрения, но также присутствуют особенности реализации ряда принципов при осуществлении административного судопроизводства. В отличие от гражданского судопроизводства в КАС РФ сделан акцент на активную роль суда при разрешении административных дел. Это обусловлено неравным положением сторон в таких делах. В частности, при необходимости суд может сам истребовать доказательства; проверяя законность нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия) выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований, что в гражданском процессе не допускается.

Дела об административных правонарушениях по – прежнему будут рассматриваться судами общей юрисдикции- судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (п.1 ст.1 КАС РФ).

Кодексом установлен порядок рассмотрения административных дел следующих категорий:

— об оспаривании нормативных правовых актов;

— об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти и иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, квалификационных коллегий судей, НКО, наделенных отдельными государственными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

— о приостановлении деятельности или о ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной НКО;

— о прекращении деятельности СМИ;

— о взыскании денежных сумм в счет уплаты обязательных платежей и санкций с физических лиц;

— о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждение;

— об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

— о госпитализации в психиатрический или противотуберкулезный стационар в недобровольном порядке.

Исключением являются дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, а также положения КАС РФ не распространяются на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 1 КАС РФ).

Обратиться в суд может любое заинтересованное лицо, которое сочтет, что его права и законные интересы были нарушены либо были созданы препятствия к осуществлению его прав, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (п.1 ст. 4 КАС РФ).

Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик (п.1 ст. 3 КАС РФ).

Административный истец — лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав и законных интересов само, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором или уполномоченным органом. Ими могут быть граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации и другие лица, указанные в пункте 3 статьи 38 КАС РФ.

Административный ответчик — лицо, в отношении которого истец обратился в суд. Обращаем Ваше внимание, что здесь ответчиками не могут быть граждане РФ или иностранцы (за исключением случаев, прямо установленных КАС РФ), поскольку рассмотрение споров между гражданами производится в гражданском процессе. Административным ответчиком могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, включая должностных лиц.

Для того, чтобы стать стороной по делу, необходимо подать административное исковое заявление с изложением требований, указанных в статье 124 КАС РФ. Заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде, с указанием необходимых реквизитов и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом или его представителем. Так, административный иск должен содержать наименование суда, в который он подается, наименование ответчика, сведения о том, какие права и законные интересы были нарушены и другие. Также к заявлению обязательно прилагаются документы, подтверждающие законность требований истца (ст. 125 КАС РФ), а также такие документы как уведомление о вручении копии искового заявления ответчику, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, и иные документы (ст. 126 КАС РФ). Интересно, что в перечень включен документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому кодексом предусмотрено обязательное участие представителя. Например, рассмотрение и разрешение административных дел о защите избирательных прав (ст. 243 КАС РФ), оспаривание нормативных правовых актов в суде субъекта РФ.

Обязателен представитель гражданина и при рассмотрении дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар. Эти нововведения направлены на обеспечение равных процессуальных возможностей гражданина и государства. Определены категории дел, которые будут рассматриваться судом первой инстанции коллегиально.

Читайте так же:  Количество несанкционированных свалок в россии

Далее в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, судья единолично решает вопрос о принятии иска, о чем выносится определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу (ст. 127 КАС РФ).

Административное исковое заявление может быть возвращено, оставлено без движения, либо истцу вообще может быть отказано в принятии искового заявления. Для каждого действия существуют свои правила и основания принятия такого решения, но в любом случае суд выносит определение, на которое стороной может быть подана частная жалоба (ст.ст. 128-130 КАС РФ).

В процессе подготовки дела к судебному разбирательству судьей единолично проводится предварительное заседание, в целях уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (ст. 138 КАС РФ). После чего назначается судебное разбирательство (ст. 139 КАС РФ).

Еще одним нововведением является то, что КАС РФ предусматривает институт ускорения рассмотрения административного дела. Так, например, статья 141 устанавливает достаточно сжатые сроки для рассмотрения дел данной категории.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом РФ до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству. По сложным административным делам установленные сроки могут быть продлены председателем суда, но не более чем на один месяц.

Также для ускорения процесса кодексом предусмотрена возможность использования систем видеоконференц-связи при наличии такой технической возможности. Это случаи, когда для правильного рассмотрения и разрешения административного дела необходимо присутствие в судебном заседании лица, которое по объективным причинам не имеет возможности лично присутствовать в зале суда.

По ряду административных дел кодекс устанавливает упрощенное (письменное) производство (глава 33 КАС РФ). Особенностью данного производства является рассмотрение и разрешение административного дела на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и без составления протокола судебного заседания. По результатам рассмотрения административного дела в таком порядке предполагается вынесение мотивированного судебного решения. Данный порядок предлагается использовать также для рассмотрения частных жалоб в суде апелляционной инстанции.

Сроки обращения в суд и большинство сроков рассмотрения и разрешения административных дел короче соответствующих сроков по гражданским делам и зависят от вида предъявленного административного иска, например, по административным делам, касающимся проведения публичных мероприятий. Сокращение сроков рассмотрения и разрешения административных дел, наряду с иными новеллами (в том числе с существенно сокращенными сроками направления судебных документов), направлено на создание эффективного судебного средства правовой защиты.

Видео (кликните для воспроизведения).

КАС РФ регламентирует не только правила производства в суде первой инстанции, но и правила пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений судом апелляционной инстанции, а также правила пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений судами кассационной и надзорной инстанций и правила пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам судами, принявшими эти постановления (Пояснительная записка к проекту КАС).

После разбирательства административного дела выносится решение (глава 15 КАС РФ).

КАС РФ еще не вступил в силу, а по поводу некоторых его положений уже разгораются дискуссии. Кто будет прав, покажет время и конечно же судебная практика.

Статья актуальна на 29.04.15

Административный ответчик

Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.

Заключение

Участниками административного судопроизводства могут стать как люди, так и организации, если целью оных является защита естественных прав, законных свобод и интересов населения нашей страны. Существуют важные нюансы по данному вопросу, которые необходимо изучить. Советуем вам отнестись к ним со всей внимательностью.

Статья 47. Заинтересованные лица

1. Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

2. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

3. Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска.

4. О вступлении в административное дело заинтересованного лица либо о привлечении заинтересованного лица к участию в административном деле или об отказе в этом судом выносится определение.

5. На определение об отказе во вступлении в административное дело заинтересованного лица или об отказе в привлечении этого лица к участию в административном деле может быть подана частная жалоба лицом, подавшим соответствующее ходатайство.

6. В случае, если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в административном деле после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала.

Стороны-участницы административного судопроизводства

Исходя их всего вышеперечисленного, нужно сказать, что такие участники судопроизводства административного характера, как стороны, могут быть представлены административными:

Чтобы стать стороной интересующего нас процесса, лицо должно обладать правоспособностью и дееспособностью, определяемыми в разрезе ролей, которые будут ими исполняться в суде.

Следует упомянуть, что перечень граждан, которые могут стать истцами по административному делу, намного превышает аналогичный список для производств, проводимых согласно положениям:

  • Гражданско-процессуального Кодекса;
  • Арбитражно-процессуального Кодекса.
Читайте так же:  Неисполнение решения суда физ лицом

Кодекс административного судопроизводства РФ, Статья 38. Стороны

Правила отказа от исковых заявлений участниками административного судопроизводства

В отличие от процессов, рассматривающийся в рамках гражданско-правовых норм, судебное производство административного типа предполагает наличие особенных правил, которые нужно соблюдать, изъявляя отказ от ранее заявленных ими в суде требований.

Так, если иск отзывают государственные инстанции, какие-либо организации или граждане, изначальной целью которых была защита законных прав и свободы неопределенного перечня человек, выступающих субъектами правоотношений публичного характера, то по существу в этом случае процесс все равно продолжает рассматриваться.

Если же отзыв иска связан с непосредственным выполнением ответчиком всех предъявляемых требований, то суд с радостью данный отказ примет, и производство по делу будет прекращено на все сто процентов.

Процессуальные гарантии прав участников административного процесса

Кто такой административный ответчик

Административный ответчик — это лицо, к которому в судебном порядке предъявлено материально-правовое требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений.

По общему правилу судебное разбирательство по административным делам является устным и осуществляется в форме судебного заседания (ч. 1 ст. 140 КАС РФ), причем суд обязан непосредственно исследовать все имеющиеся доказательства (ст. 13 КАС РФ).

Обычно административным ответчиком становится тот, кто указан таковым в административном исковом заявлении. Соответственно, статус административного ответчика возникает уже на стадии возбуждения судебного производства. Однако лицо может приобрести этот статус при рассмотрении дела судом первой инстанции и по иным основаниям. Так, ч. 5 ст. 41 КАС установлено, что в случае если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено КАС или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика. Кроме того, ст. 43 КАС предусматривает возможность замены ненадлежащего административного ответчика, а также привлечения второго административного ответчика.

Административных ответчиков можно разделить на две условные группы:

Глава 4. Лица, участвующие в деле, и другие участники судебного процесса (ст.ст. 37 — 53)

Глава 4. Лица, участвующие в деле, и другие участники судебного процесса

>
Лица, участвующие в деле
Содержание
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Могу ли по Кодексу административного судопроизводства быть административным истцом без представителя,

не имея высшего юридического образования, подать административное исковое заявление и доказать нарушения совершенные миграционной службой в суде.

Если возможно дайте ответ.

Конечно Вы можете выступать в качестве административного истца без представителя, закон Вам этого делать не запрещает и юридическое образование для этого Вам не нужно.

Спасибо за ответ!

Сами по себе лично себя представлять имеете полное право.

Другого человека — права не имеете.

Второй вопрос, докажете Вы что-то или нет.

То что нужно. Спасибо!

Здравствуйте! В данном случае 1. Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.

2. Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

3. Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.

4. Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

5. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

Участники административного судопроизводства: предмет и стороны процесса

Участники административного судопроизводства – круг лиц, которые в рамках обозначенного процесса наделены перечнем определенных прав и списком обязанностей. Каждый из участников выполняет конкретные законные функции, и несет ответственность за свои действия.

Участники административного судопроизводства

Предмет судопроизводства административного характера

Что касается предмета производственного процесса, проходящего в рамках судебного разбирательства, необходимо указать определенные позиции, сформировавшиеся относительно него на сегодняшний день. О каких позициях идет речь, смотрите далее в таблице.

Таблица 1. Предмет судопроизводственного процесса административного характера

Характеристика Описание
Дела данной категории подразумевают отсутствие спора о праве Ввиду обозначенной особенности, административное судопроизводство можно отнести к явлениям уникального характера, так как в нем:
  • отсутствуют спорящие стороны;
  • имеются только участники, в чем-либо заинтересованные.
  • Рассмотрение споров определенной категории Второй важный нюанс состоит в том, что в ходе судопроизводства интересующего нас типа, производится рассмотрение споров:
  • административного;
  • публично-правового характера.
  • Исполнение роли судебного контроля Административный судебно-производственный процесс выступает своего рода инструментом отслеживания законности действий, предпринимаемых органами государства и муниципальных образований.

    Главными сторонами процесса будут выступать противники — истец и ответчик

    Отличия административных судопроизводств от аналогичных процессов

    При сравнительном анализе можно указать ряд существенных отличий, выделяющий судопроизводства административной направленности от:

    • конституционных;
    • уголовных;
    • гражданских;
    • арбитражных и т.д.
    Читайте так же:  Срок обжалования административного штрафа в суде

    Такой нюанс, как определение участников административного судопроизводства, как и многие другие, регулируется специализированным документом — Кодексом Административного судопроизводства нашей страны

    Одним из таких отличий выступает обязательное определение перечня граждан, участвующих в рассмотрении дела. В частности, в каждом случае производится непеременное обозначение так называемых сторон процесса – участников, противоборствующих друг другу в рамках судопроизводства.

    Выступать в роли главных членов спора, разрешаемого при помощи суда в рамках правовых норм в области административного права и публичной морали, могут:

    • заявители (выше обозначенные стороны спора);
    • лица, заинтересованные в результатах процесса.

    Таким образом, можно подытожить, что участие в делах административного судопроизводства любые лица принимают для того, чтобы защитить присущие им права, коими они наделены, будучи гражданами нашей страны.

    Что такое административное производство: определение

    Административное расследование – это комплекс установленных законом действий по установлению возникших обстоятельств, приведших к административному правонарушению. Как и любое другое расследование, этот процесс требует определенного времени. Чтобы разобраться, о чем пойдет речь в рассмотрении процесса административного расследования, необходимо знать, какие действия относятся к административным нарушениям. О них и поговорим в специальной статье.

    Иные участники и заинтересованные в процессе лица

    В качестве заявителя, подающего иск, и в роли ответчика также могут выступать специализированные избирательные комиссии, являющиеся в рамках рассматриваемого в статье процесса одним из важнейших его субъектов.

    Помимо сторон участниками в деле могут стать также граждане или организации, заинтересованные относительно его результатов, или имеют к нему какое-либо иное отношение.

    Одним из самостоятельных членов разбирательств будет являться такое лицо, как прокурор.

    Также принимают участие в подобных рассмотрениях судебных дел:

    • государственные и иные органы;
    • различного типа образования;
    • обычные граждане.

    КАС РФ Статья 47. Заинтересованные лица

    Представители обозначенных категорий в рамках административного судопроизводства обращаются в судебную инстанцию ради того, чтобы:

    • защитить законные интересы иных конкретных граждан;
    • отстоять интересы и права неопределенного перечня человек.

    Помните, что при условии подачи искового заявления от одного из представителей обозначенных категорий, оно должно изменяться под соответствующие требования, касающиеся оформления бумаги.

    Целью инициирования административных производств является желание защитить права, законные свободы и личные интересы граждан страны и различных образований, расположенных на ее территории

    Комментарий к статье 47 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

    Комментируемой статьей определено правовое положение заинтересованных лиц как лиц, участвующих в административном деле.

    Отметим, что в соответствии со ст. 34 ГПК РФ в состав лиц, участвующих в деле, входят заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений.

    Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

    Заинтересованные лица участвуют в административном деле на стороне административного истца или административного ответчика:

    — по собственной инициативе;

    — по ходатайству лиц, участвующих в деле;

    — по инициативе суда.

    Общие условия вступления или привлечения к участию в административном деле заинтересованного лица следующие:

    — судебный акт, которым закончено рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, не принят;

    — принятие указанного судебного акта может повлиять на права или обязанности заинтересованного лица по отношению к одной из сторон.

    Судом выносится определение о вступлении в административное дело заинтересованного лица либо определение о привлечении заинтересованного лица к участию в административном деле. На определение об отказе в этом лицом, подавшим соответствующее ходатайство, может быть подана частная жалоба.

    Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска. В случае если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в административном деле после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала.

    Отметим, что правовое положение заинтересованного лица, установленное комментируемой статьей, имеет очевидное сходство с правовым положением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, установленного ст. 43 ГПК РФ.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 16.02.2012 N 360-О-О, «возможность вступления в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, а также право (а не обязанность) суда привлечения указанных лиц, по собственной инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле, будучи обусловленными принципом судейского руководства процессом, являются процессуальными гарантиями закрепленного в часть 1 статье 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту.

    Данная норма не регламентирует вопросы обжалования определений суда о вступлении в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, и как таковая не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителей, перечисленные в жалобе.

    Кроме того, в силу статьи 3 ГПК Российской Федерации заинтересованные лица, если они полагают нарушенными какие-либо свои права, свободы или законные интересы, не лишены возможности обратиться в суд с самостоятельными требованиями об их защите».

    Комментарии и консультации юристов по ст 47 КАС РФ

    Если у вас возникли вопросы по статье 47 КАС РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    Источники

    Сторонами в административном деле являются
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here