Срок давности за санитарное правонарушение

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Срок давности за санитарное правонарушение". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Длящееся административное правонарушение

Когда уполномоченный орган выявляет длящееся административное правонарушение, срок давности он считает особенным образом. И сослаться на его истечение практически невозможно. Встречаются, конечно, “волшебные” ситуации, когда грубо нарушается порядок привлечения к административной ответственности. И в силу тех или иных причин срок давности к моменту рассмотрения дела истекает. Что такое длящееся административное правонарушение и какие особенности назначения административного наказания – об этом мы расскажем ниже. А дополнительные вопросы можно задать дежурному юристу сайта.

Что такое длящееся административное правонарушение в КоАП РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) не содержит признаков, по которым государство считает то или иное правонарушение длящимся. Но этот термин имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Особенно для правонарушителя. Поэтому в первую очередь здесь применяется судебная практика.

Верховный суд России в 2005 году дал следующую рекомендацию. Длительное административное правонарушение – это и действие, и бездействие. Выражается оно в длительном непрекращающимся невыполнении предусмотренных законом (ненормативным правовым актом) обязанностей. Или их ненадлежащем выполнении.

Из этой рекомендации правоприменитель (орган власти или должностное лицо, суд в соответствии с подведомственностью административных дел) должен сделать следующие выводы:

  • обязанность совершить или не совершать действие устанавливается как нормативным правовым актом, так и ненормативным. Например, предписание органа власти. Или представление прокурора.
  • противоправность деяния носит длительный и непрекращающийся характер. Именно по этому признаку правоприменитель не должен признавать длящимся административным правонарушением невыполнение обязанности к какому-то сроку. Длительное противоправное поведение начинается в момент совершения правонарушения и до прекращения деяния самим правонарушителем. Либо пресечением такого деяния уполномоченным органом власти.

К примеру, статья 25.25. КоАП РФ установила ответственность за уклонение от исполнения административного наказания. Часть 1 – за неуплату административного штрафа. В свою очередь, этот вид наказания правонарушитель должен исполнить в течение 60 дней. Значит, на 61 после вступления в силу постановления день правонарушение уже окончено. Он не исполнил обязанность к определенному сроку. И от нарушителя уже не зависит дальнейшее исправление ситуации. Он уже совершил правонарушение – уклонился от уплаты штрафа. Значит, такие действия – это не длящееся административное правонарушение.

А вот, к примеру, самовольное занятие земельного участка без оформления правоустанавливающих документов – длящееся правонарушение.

Как рассчитать срок давности привлечения к административной ответственности

Итак, общий срок давности – 2 месяца. Это касается любой сферы отношений, которая прямо не указаны в ч. 1 ст. 4.5. в качестве исключения. Для административных дел, которые рассматривают суды (подведомственность административных дел) – 3 месяца. В этот срок уполномоченный орган должен вынес постановление по делу об административном правонарушении.

Эти сроки – минимум. Специальные – 1 год, 2 года, 3 года и даже 6 лет. Максимальный срок 6 лет КоАП РФ установил за нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и противодействия коррупции.

Чтобы определить срок давности по конкретному правонарушению после возбуждения дела об административном правонарушении необходимо обратиться к Особенной части КоАП РФ. Изучить состав правонарушения, которое уполномоченный орган вменяет субъекту административного правонарушения. И обратиться к ст. 4.5. КоАП РФ. Если за нарушение грозит наказание в виде дисквалификации, то срок давности привлечения к административной ответственности составляет не более 1 года.

Пожалуйста срок давности привлечения к ответственности по статье 11.

Срок исчисляется До момента вынесения постановления о правонарушении, или же До момента вступления постановления в законную силу?

До момента вынесения постановления. Постановление должно быть вынесено до истечения срока давности.

Благодарю за потраченное время!

Согласно статье 4.5 КоАП РФ Давность привлечения к административной ответственности:

Согласно статье 4.6. КоАП РФ Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

«Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.»цитата

Согласно статье 31.1. КоАП РФ Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу:

«Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.» цитата

Согласно статье 30.3. КоАП РФ Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении»

«1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.» цитата

Энциклопедия решений. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения, выявленные Роспотребнадзором

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения, выявленные Роспотребнадзором

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

В ходе проверок Роспотребнадзор старается выявить те правонарушения, по которым он правомочен составить протокол об административном правонарушении. Перечень таких правонарушений приведен в ст.ст. 23.13, 23.49 и п.п. 63 и 19 ч. 2 ст. 28.3 КоАП. Срок давности привлечения к административной ответственности за большинство этих нарушений, а именно:

— нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности,

— нарушение законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,

— нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию,

— нарушение законодательства РФ о защите прав потребителей,

— нарушение законодательства РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,

Читайте так же:  Какой штраф за неисполнение решения суда

— нарушение законодательства РФ об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках,

— нарушение законодательства РФ о техническом регулировании

составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся — со дня его обнаружения (ч. 1 и ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Срок давности за невыполнение в установленный срок законного предписания Роспотребнадзора об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Течение срока давности привлечения к ответственности начинается на следующий день после дня совершения (дня обнаружения) административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ).

Днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», далее — Постановление N 2). Суды, как правило, признают день составления акта проверки днем обнаружения правонарушения, поскольку именно в акте фиксируется факт обнаружения нарушений обязательных требований (постановления ФАС Уральского округа от 28.04.2011 N Ф09-1722/11, Пятнадцатого ААС от 27.02.2014 N 15АП-1257/14, Двадцатого ААС от 05.12.2013 N 20АП-4587/13, Первого ААС от 05.08.2013 N 01АП-3649/13).

Пример

По результатам проверки составлен акт проверки от 15.05.2017, в котором зафиксированы выявленные нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей. Срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь 16.05.2017.

Срок давности привлечения к административной ответственности за неисполнение ранее выданных предписаний Роспотребнадзора составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ во взаимосвязи с ч. 1 ст. 19.5, ч. 1 и абзацем шестым ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Следует иметь в виду, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (абзац 3 п. 19 Постановления N 2). Следовательно, привлекать по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ можно только в течение трёх месяцев после наступления даты исполнения предписания.

Пример

Ситуация 1 . Согласно предписанию Роспотребнадзора необходимо устранить конкретное нарушение к 1 сентября 2017 года. Трехмесячный срок давности в случае неисполнения предписания следует отсчитывать с 1 сентября 2017 года. Административное наказание должно быть назначено не позднее 1 декабря 2017 года.

Ситуация 2 . По предписанию Роспотребнадзора необходимо устранить конкретное нарушение, срок исполнения — 1 сентября 2017 года. Трехмесячный срок давности в случае неисполнения предписания следует отсчитывать со 2 сентября 2017 года. Административное наказание должно быть назначено не позднее 2 декабря 2017 года.

Внимание

Допустим, что по результатам проверки Роспотребнадзор привлек лицо к ответственности за длящееся правонарушение. Следующая проверка вновь выявляет такое же правонарушение. Роспотребнадзор вновь привлекает лицо к ответственности за вновь выявленное правонарушение, аналогичное тому, за которое это же лицо уже было наказано после первой проверки. Такое привлечение законно и не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение (постановления Семнадцатого ААС от 24.06.2014 N 17АП-5529/14, Девятнадцатого ААС от 15.08.2012 N 19АП-3561/12).

Разъясняем законодательство

Административное правонарушение: определение и признаки

Административное правонарушение – противоправный поступок, который совершен физическим или юридическим лицом, и нарушает определенные нормы, зафиксированные в законодательстве. Ответственность за подобные деяния регулируется нормативными актами об административных нарушениях РФ или законами, действующими на территории субъектов Российской Федерации. Факт его совершения признается в следующих случаях:

  • гражданин осознавал противозаконный характер собственных действий и их результат, но не придавал им значения, желал или сознательно допускал наступление неприятных последствий, то есть совершил проступок умышленно;
  • нарушитель не предвидел, что его действия могут привести к неприятным последствиям или рассчитывал на их отсутствие, несмотря на то, обстоятельства свидетельствовали об обратном – в подобном случае принято говорить о неумышленном правонарушении.

Проступки административного характера имеют определенные признаки, которые отличают их от уголовных проступков

Следует отметить, что особых различий между умышленными и неумышленными административными правонарушениями нет – проступком может считаться как целенаправленная активность гражданина, так и полное его бездействие.

Для справки! Административные проступки и уголовные преступления имеют немало общих черт и одно ключевое отличие – в первом случае деяние лица не повлекло за собой опасных для общества последствий. В качестве примера можно привести управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, которое регулируется и карается административным законодательством. Если же нетрезвый водитель сбил человека, дело переводится в уголовное поле.

Правонарушением могут быть признаны как активные действия, так и полное бездействие гражданина

Можно ли смягчить наказание

Смягчить наказание за административный проступок или вообще избежать его можно в случае признания своей вины и добровольного сообщения о правонарушении в соответствующие органы. Если ранее гражданин не совершал противоправных деяний и раскаивается в совершенном, ему обычно назначают минимальное наказание.

Признание вины и раскаяние может смягчить административное наказание

Ожидать окончания срока давности административного проступка в надежде избежать наказания не стоит. Подобные действия могут усугубить положение виновного и повлечь за собой дополнительное наказание, а если гражданин совершит похожее правонарушение в будущем, к нему могут быть применены серьезные санкции.

О сроках давности привлечения к административной ответственности

Автор: Телегус А. В., к. э. н., доцент, завкафедрой налогов и налогообложения Приволжского института повышения квалификации ФНС РФ, член палаты налоговых консультантов РФ

Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности по административным правонарушениям, предусматривающим в качестве административного наказания дисквалификацию должностного лица?

Срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию должностного лица (см., в частности, ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ), в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.

Ответственность и срок давности

Согласно законодательству, срок давности, на протяжении которого гражданин можно привлечь к ответственности за административный проступок, составляет два месяца. Если дело рассматривается в судебном порядке, то он увеличивается до 3 месяцев. Иными словами, если нарушитель не получил наказания на протяжении этого периода, наказать его будет невозможно. Из этого правила существуют исключения, которые обычно касаются проступков, которые повлекли или могли повлечь за собой тяжелые последствия.

Читайте так же:  Как правильно реагировать на оскорбления

Срок давности зависит от тяжести и категории правонарушения

Если действия повлекли за собой ущерб здоровью других лиц (легкое или средней тяжести) срок давности увеличивается до года. Аналогичный период устанавливается в случае вождения в неадекватном состоянии (после употребления алкоголя или запрещенных средств), нарушения патентного, бюджетного, валютного, антимонопольного законодательства. Полный список противоправных действий, за совершение которых назначен срок давности в 1 год, перечислен в статье 4.5 Кодекса административных правонарушений РФ.

Самыми тяжелыми административными проступками считаются те, которые связаны с коррупцией

Срок привлечения лица к ответственности за административный проступок исчисляется со дня, который следует за датой совершения проступка или установления данного факта. Приостановление возможно только в том случае, когда обвиняемый гражданин проживает в другом регионе и дело должно рассматриваться по месту жительства. Период бюрократических процедур, передачи и поступления материалов из одного территориального органа в другой, в этом случае исключается из срока давности.

Важно! Особый статус имеют незаконные действия, связанные с коррупцией – в случае их совершения срок давности может быть продлен до 6 лет.

Ответственность и наказание

Наказание за административные проступки в отличие от деяний, зафиксированных в уголовном кодексе, является предупредительной, а не карательной мерой воздействия. К ответственности, согласно законодательству, могут быть привлечены лица старше 16 лет вне зависимости от гражданства, социального положения, рода деятельности или других факторов. Если правонарушитель не достиг соответствующего возраста, ответственность за его действия ложится на плечи родителей или законных опекунов.

Наиболее распространенное наказание за мелкие и средние административные проступки — штраф

Подробнее о возрасте наступления административной ответственности, а также о наказаниях, используемых для несовершеннолетних, вы можете узнать, прочитав статью на нашем сайте.

Существует несколько видов наказания, причем конкретные санкции определяются в зависимости от тяжести проступка, степени вины гражданина и последствий его деяний.

Максимальный срок административного ареста составляет 15 суток, но в некоторых случаях он может быть продлен

Подробнее о том как происходит привлечение к административной ответственности вы можете узнать, прочитав статью на нашем сайте.

Если проступок был незначительным и не повлек за собой каких-либо неприятных последствий, наказание может отсутствовать – в таких случаях должностные лица обычно ограничиваются устным предупреждением или беседой. Следует отметить, что в законодательство регулярно вносятся изменения, поэтому наказание за определенный проступок и срок давности могут меняться.

Где установлен срок давности привлечения к административной ответственности

Законодательство об административной ответственности состоит из федеральных и региональных актов. Порядок привлечения к административной ответственности устанавливает только Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Законы субъектов РФ устанавливают виды административных правонарушений и административные наказания за нарушение законов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности устанавливает только КоАП РФ. Статья 4.5. почти никогда прямо не называет конкретную статью Особенной части КоАП РФ. Только в качестве исключения. В основном, называют только группу отношений, на которые посягает правонарушение. Например, нарушение законодательства о теплоснабжении, в области дорожного движения и т.п. Поэтому объект посягательства и определяет продолжительность срока по тому или другому нарушению.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Разъясняет: старший помощник прокурора Центрального административного округа г.Курска Емельянов Евгений Юрьевич

Срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). По общему правилу, установленному ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок давности составляет два месяца, а если принятие решения о привлечении к ответственности относится к компетенции судьи, то 3 месяца. Вместе с тем, принимая во внимание особенности выявления и доказывания отдельной категории административных правонарушений, законодатель установил по ним срок давности привлечения к ответственности 1 год.

Особый срок давности привлечения к административной ответственности установлен за нарушение законодательства о коррупции – лицо может быть привлечено к ответственности в течение 6 лет со дня совершения административного правонарушения.

Следует иметь ввиду, что если правонарушение носит длящийся (не прекращающийся на протяжении длительного времени) характер, то согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения такого нарушения. КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности — удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства. Тогда период со дня удовлетворения ходатайства до дня поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, из срока давности исключается. Например, если гражданин совершил нарушение правил дорожного движения на территории иного района или области, отличного от его места жительства, он вправе ходатайствовать перед судом о передаче материалов дела в суд по месту своего жительства. Время пересылки материалов дела из одного суда в другой суд для рассмотрения дела по существу не будет включено в сроки давности привлечения к административной ответственности.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Срок привлечения к административной ответственности: особенности и исключения

Административным правонарушением в нормативных актах РФ признается деяние, за которое предусмотрены разные виды ответственности. Избежать наказания можно в случае, если срок привлечения к административной ответственности истек. Иными словами, у правоохранительных органов есть определенный период времени, в течение которого они могут привлечь нарушителя к ответственности. Он регулируется соответствующими нормами законодательства, которые имеют некоторые особенности и исключения.

Срок привлечения к административной ответственности

Административные правонарушения: виды, классификация, особенности

Админпроступками могут быть признаны целый ряд деяний, которые кодекс объединяет в определенные группы. Классификация позволяет физическим и должностным лицам ориентироваться в особенностях законодательства и определять проступки, за которые нарушившего закон гражданина могут привлечь к ответственности.

Классификация и виды противоправных деяний административного характера регулируются кодексом законов РФ

Читайте так же:  Какой срок давности искового заявления

Таблица. Группы, признаки и особенности административных проступков

Это далеко не полный перечень противоправных деяний, которые относятся к админпроступкам и подлежат наказанию. Административные правонарушения и ответственность – особые процессуальные понятия, которые определяются соответствующими органами и должностными лицами.

Кроме того, проступки административного характера можно условно поделить на легкие, средние и тяжелые, что определяется в зависимости от их последствий.

Внимание! Наказание за административные проступки, которые носят региональный характер, может регулироваться не общим кодексом, а нормативными актами субъектов Российской Федерации, поэтому последствия для нарушителей могут быть разными.

Особенности и срок длящихся административных правонарушений

Общий срок давности привлечения к административной ответственности – 2 месяца с момента совершения. По делам, которые рассматривают суды – 3 месяца. При этом есть ряд исключений, которые устанавливает статья 4.1. КоАП РФ. Например, в области дорожного движения по ст. 12.8 (управление в состоянии опьянения) – 1 год. Но именно с даты совершения.

А вот срок давности по длящемуся административному правонарушению считается с даты выявления. По сути, он должен совпадать с моментом возбуждения дела об административном правонарушении. То есть уполномоченный орган обнаружил правонарушение. И срок давности начал течь. Опять-таки, нарушение правил пребывания в РФ иностранным гражданином в виде отсутствия документов, подтверждающих право на пребывания в РФ (ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ) – длящееся административное нарушение. Сотрудник полиции выявил такого гражданина. Составил протокол об административном правонарушении. И вот начинает течь 1 год для вынесения постановления и привлечения к административной ответственности.

В целом, судебная практика складывается неоднозначно. Ряд судов признают одни правонарушения длящимися. В другом субъекте России практика может быть другая. Мы рекомендуем длящееся административное правонарушение изучать с применением правовых позиций, выраженных в актах Верховного суда и кассационных судов Российской Федерации.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Каждое выявленное правонарушение влечет наказание, если срок давности привлечения к административной ответственности не истек. С одной стороны, для нарушителя установление такого срока несомненный плюс. В случае его истечения закон прямо предусматривает прекращение административного производства. С другой стороны, по “серьезным” проступкам КоАП РФ устанавливает достаточно длительный срок давности привлечения к административной ответственности. Общие правила исчисления и особенности срока давности мы рассмотрим здесь. Нюансы и дополнительные вопросы можно уточнить у дежурного юриста сайта.

Исчисление сроков давности по КоАП РФ

Срок давности начинает исчисляться со дня совершения правонарушения. То есть совершения деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения. Исключения касаются длящегося административного правонарушения. В таких случаях значение имеет факт обнаружения правонарушения. Дополнительные нюансы исчисления срока устанавливает ч. 5.1, 6, 6.1, 7 ст. 4.5. КоАП РФ. Это специальные составы нарушений. Например, ограничение конкуренции. Или правонарушение, совершенное в Антарктике и т.п.

Долгое время юристы вели споры, когда начинать считать срок давности в случае, если сначала начато уголовное расследование. К примеру, поступил материал и полиция приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Или дело было прекращено. А в деянии есть признаки состава административного правонарушения. В 2010 г. Конституционным судом положен конец в спорах. Срок давности течет по общим правилам. Со дня совершения административного правонарушения, а для длящегося – со дня его обнаружения. И это правило прямо закрепляет ч. 4 ст. 4.5. КоАП РФ.

Истечение срока давности исключает производство по делу. Этот срок прерывается в единственном случае – когда поступило ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства правонарушителя. Срок приостанавливается с того момента, когда уполномоченный орган удовлетворит соответствующее ходатайство. И до поступления материалов дела на рассмотрение по месту жительства правонарушителя.

Обоснование.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п. (п. 4 Постановления № 19[1]).

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, постановление об административном правонарушении за нецелевое использование средств не может быть вынесено позднее двух лет со дня его совершения.

Читайте так же:  Административный штраф 300 рублей за что

При этом следует учитывать, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Обозначенные положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

С учетом вышеизложенного положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Таким образом, срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет один год.

При этом необходимо учитывать: поскольку дисквалификация может быть применена к должностному лицу как физическому лицу (ст. 3.11 КоАП РФ), при привлечении к административной ответственности юридического лица (то есть самого учреждения) данное ограничение срока правового значения не имеет.

[1] Постановление Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

«Плавающий» срок давности привлечения к административной ответственности

Сроки давности привлечения к административной ответственности установлены частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Положения указанной статьи предусматривают, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, срок давности законодателем увязан на том, какой орган наделен компетенцией признавать лицо виновным и назначать ему наказание (административный орган – 2 месяца или суд – 3 месяца).

Однако в КоАП РФ имеется институт альтернативной подведомственности. Категории дел, подпадающих под такую подведомственность, определены частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ. Этот процессуальный институт означает, что дело об административном правонарушении рассматривается судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

При этом, если дело рассматривается административным органом, срок для привлечения к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ считается равным 2 месяцам. Однако при передаче административным органом дела на основании ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ для рассмотрения судье, срок привлечения к административной ответственности «продлевается» до 3 месяцев.

Иными словами, по группам составов, перечень которых содержится в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, считается равным двум месяцам, если дело рассматривает административный орган, и трём месяцам, если этот орган передает дело судье.

Вот пример из конкретного дела.

Из материалов административного дела следует, что 19.03.2011 протокол по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 12.16 КоАП РФ поступил должностному лицу, уполномоченному принять по нему решение – начальнику районного ГИБДД, который передал его для рассмотрения мировому судье на основании части 2 статьи 23.1 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи водитель транспортного средства был привлечен к административной ответственности.

Водитель в жалобе на постановление мирового судьи указал, что мировой судья вынес решение за пределами 2-месячного срока давности, так как передача дела должностным лицом в суд не может продлевать такой срок только из-за факта передачи дела.

Районный суд, проверяя доводы апелляционной жалобы на решение мирового судьи, указал, что последний день для вынесения постановления по существу – 19.06.2011, то есть 3 месяца.

С таким расчетом согласились и вышестоящие суды, в том числе ВС РФ (судья Меркулов).

Из приведенного примера следует, что если должностное лицо (административный орган) отнесенное к альтернативной подведомственности дело передает мировому судье, то судья вправе его рассматривать 3 месяца, если же административный орган рассматривает его самостоятельно, то он должен принять решение за 2 месяца.

Следовательно, положения части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, устанавливающие срок, в течение которого лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусматривают некий процессуальный институт «плавающего» срока давности.

Можно сделать вывод, что институт «плавающего» срока давности применяется только к группам составов, отнесенных частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ к альтернативной подведомственности, если административный орган передает дело для рассмотрения судье.

Интересно то, что в процессуальном праве такой институт не исследован и не имеет аналогов ни в одном из трех процессуальных кодексов (УПК РФ, ГПК РФ и АПК РФ).

Есть кто-либо сталкивавшийся с аналогичным случаем?

Кто как считает: соответствует ли «плавающий» срок самой правовой природе давностного срока, который должен быть четко ограничен во времени?

Сроки давности привлечения к административной ответственности

Сроки давности установлены ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ:

-2 месяца — общий срок давности по делам, которые рассматривают органы и должностные лица (кроме суда);

-3 месяца — общий срок давности по делам, которые рассматривают судьи;

-1 год, 2 года, 3 года, 6 лет — специальные сроки давности по отдельным видам нарушений, перечисленным в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ;

-1 год — специальный срок при привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения, санкция по которым предусматривает дисквалификацию (если больший срок не предусмотрен в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Читайте так же:  Мероприятия по несанкционированным свалкам

Справочная информация содержит конкретные сроки давности по наиболее распространенным составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

-ч. 3 ст. 5.35. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 7.6. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 7.22 — срок давности исчисляется с момента обнаружения нарушения или, если совершение нарушения прекращено до обнаружения, — с последнего дня, когда правонарушение совершалось;

-ст. 7.23.3. — для юридических лиц и граждан, если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 7.34. — срок давности исчисляется с момента обнаружения нарушения;

-ст. 9.13. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 9.23. — для юридических лиц и граждан, если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 10.3. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 10.6. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 10.8. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 11.15.1. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 11.32 — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст.ст. 12.1.-12.3. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.5. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.7. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.9. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.12. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч.ч. 4, 5 ст. 12.15 — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.16. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.21.1. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст.ст. 12.31., 12.31.1.;

-ст. 13.12. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 13.19.2. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 14.2. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 14.26. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 19.3. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 19.4. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 6 ст. 19.5. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 11 ст. 19.5. — для юридических лиц — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 23 ст. 19.5. — для граждан, юридических лиц — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 19.8. — большинство судов руководствуются общим сроком (2 месяца) при привлечении к ответственности. Однако часть судов применяет специальный годичный срок, установленный для нарушений антимонопольного законодательства;

-ч. 1 ст. 19.24. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 20.1. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 20.8. — для граждан, юридических лиц — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст.ст. 20.20., 20.21. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 3 ст. 5.35. — если дело рассматривает суд;

-ст. 5.57. — для юридических лиц;

-ст. 5.63. — для граждан;

-ст. 7.6. — если дело рассматривает суд;

-ст. 7.19. — кроме должностных лиц. Большинство судов руководствуются трехмесячным сроком при привлечении к ответственности граждан и юридических лиц. Однако встречается и практика применения годичного срока;

-ст. 7.23.3. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ст. 9.13. — если дело рассматривает суд;

-ст. 9.23. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ст. 10.3. — если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Суды в основном применяют общий срок давности (3 месяца), однако встречаются случаи применения специального годичного срока;

-ст. 10.6. — если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Часть судов применяют общий срок (3 месяца), другая часть — специальный годичный;

-ст. 10.8. — если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Часть судов применяют общий срок (3 месяца), другая часть — специальный годичный;

-ст. 11.15.1. — если дело рассматривает суд;

-ст. 11.32. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.1.-12.3. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.5. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.7. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.9. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.12. — если дело рассматривает суд;

-ч.ч. 4, 5 ст. 12.15. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.16. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.21.1. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.23. — если дело рассматривает суд;

-ст. 13.12. — если дело рассматривает суд;

-ст. 13.19.2. — если дело рассматривает суд;

-ст. 14.1.3. — для юридических лиц;

-ст. 14.2. — если дело рассматривает суд. В практике нет единства по вопросу о сроке давности при наказании за незаконную продажу алкоголя. Ряд судов применяют общий срок давности (3 месяца), другая часть — специальный годичный срок;

-ст. 14.26. — если дело рассматривает суд;

-ст. 17.7. — для юридических лиц;

-ст.ст. 19.3., 19.4. — если дело рассматривает суд;

-ст. 19.4.1. — кроме должностных лиц;

-ч. 1 ст. 19.5. — кроме должностных лиц;

-ч. 6 ст. 19.5. — если дело рассматривает суд. Большинство судов руководствуются общим сроком давности (3 месяца). Однако часть судов рассматривает данное нарушение как нарушение градостроительного законодательства и применяет специальный годичный срок;

-ч. 11 ст. 19.5. — для юридических лиц. Если дело рассматривает суд;

-ч.ч. 13, 14 ст. 19.5. — кроме должностных лиц;

-ч. 23 ст. 19.5. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ч. 25 ст. 19.5. — кроме должностных лиц;

-ст. 19.20. — кроме должностных лиц;

-ч. 1 ст. 19.24. — если дело рассматривает суд;

-ст. 19.30. — кроме должностных лиц;

-ст. 20.1. — если дело рассматривает суд;

-ст. 20.8. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

Видео (кликните для воспроизведения).

-ст. 20.20., 20.21. — если дело рассматривает суд;

Источники

Срок давности за санитарное правонарушение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here