Срок давности решения суда по административному делу

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Срок давности решения суда по административному делу". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

ГАРАНТ:

См. справку о сроках давности привлечения к административной ответственности

См. комментарии к статье 4.5 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 18 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле части 1 статьи 4.5 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2019 г. N 3-П

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 26 июля 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 220-ФЗ

3. Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, — со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 316-ФЗ часть 4 статьи 4.5 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 413-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ) в часть 6 статьи 4.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 6.1

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 7

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок давности по административным делам (ст. 4.5 КоАП РФ)

Как показывает практика вопрос сроков волнует очень многих, и это конечно не случайность, поскольку практически все юридически значимые действия ограничены определенным временным отрезком, по истечении которого лицом может быть либо утеряно какое-то право (например невозможно обжаловать решение суда по истечении 10-ти дневного срока), либо в случае не исполнения предусмотренных законом обязанностей в отведенный законом срок возможно привлечение к ответственности.

Срок административного задержания (ст. 27.5 КоАП РФ);

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.6 КоАП РФ);

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении (ст. 30.3 КоАП);

Однако в рамках данной статьи мы рассмотрим другой вид срока — срок давности по административным делам, т.е. тот временной отрезок в течение которого лицо может быть привлечено к административной ответственности.

В административном праве по большой части все сроки носят непродолжительный характер и в этом смысле срок давности не стал исключением. Так, например, в гражданском праве срок исковой давности по общему правилу составляет 3 года, а в административных делах лицо может быть привлечено к ответственности чаще всего только в пределах двух месяцев. Однако из этого правила есть целый ряд исключений, которые и составляют дальнейшее содержание этой статьи.

Законодательно срок давности по административным делам регулируется статьей 4.5 КоАП РФ, которой установлено следующее:

По общему правилу срок давности привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения составляет два месяца с момента совершения неправомерных действий. Т.е. по истечении указанных двух месяцев должностное лицо не вправе вынести постановление по делу об административном правонарушении, а значит и привлечь к ответственности тоже уже не в праве.

Однако не все так просто. По делам рассматриваемым судьей срок давности составляет уже три месяца. Прежде чем перейти дальше, стоит привести поясняющие примеры вышесказанного. Возьмем в качестве таковых примеров срок давности по штрафам ГИБДД. Если постановление по делу об административном правонарушении выносит непосредственно инспектор ГИБДД, то срок давности составляет два месяца. А если постановление выносит суд (например при разрешении вопроса о лишении водительского удостоверения), то в таком случае срок давности составляет уже три месяца.

Существует целый ряд составов административных правонарушений для которых специально прописан срок давности равный одному году. К ним относятся например нарушения законодательства об авторском праве, об акционерных обществах и ООО, о банкротстве, и другие. Полный перечень правонарушений за которые срок давности составляет один год можно посмотреть в статье 4.5 КоАП РФ.

Читайте так же:  Можно ли составить протокол об административном правонарушении
  • Самый продолжительный срок давности в административном процессе составляет шесть лет и установлен за нарушение законодательства о противодействии коррупции.
  • Часто задают вопросы по поводу декриминализации клеветы (ст. 5.60 КоАП РФ) и оскорбления (ст. 5.61 КоАП РФ). По ним срок давности составляет 3 месяца со дня совершения правонарушения.

    Таковы общие положения о сроке давности привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения. Если какие-то аспекты были раскрыты недостаточно полно, то вы всегда можете их уточнить задав вопрос юристам зарегистрированным на нашем сайте.

    Сроки в административном процессе

    Срок давности привлечения к административной ответственности
    Давность привлечения к административной ответственности
    Срок вынесения постановления по делу об административном правонарушении

    Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации . о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса) . по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

    В соответствии с ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    Моментом удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства является дата вынесения соответствующего определения.

    Сроки рассмотрения жалобы постановление по делу об административном правонарушении
    Сроки рассмотрения жалобы на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении
    Сроки рассмотрения ‘апелляционной жалобы’

    Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен ст. 30.3 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ). Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений (ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ).

    Исчисление срока обжалования предусмотрено частью 3 ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которой срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

    В соответствии с ч. 1 и ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

    Сроки рассмотрения жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении
    Сроки рассмотрения ‘ жалобы в порядке надзора ‘
    Сроки рассмотрения ‘ надзорной жалобы ‘

    Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, КоАП РФ не предусматривает.

    В соответствии с ч. 3 ст. 30.16 КоАП РФ решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

    Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

    Согласно ч. 1, ч. 1.1 и ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

    Приостановка срока давности привлечения к ответственности

    На практике существуют ситуации, в которых срок привлечения к ответственности может быть приостановлен. Часть 5 статьи 4.5 КоАП:

    5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    Если водитель ходатайствует о рассмотрении дела по месту своего жительства, то срок привлечения приостанавливается. Например, если водитель допустил нарушение правил дорожного движения в регионе, который находится за сотни или тысячи километров от его места жительства, то он ходатайствует о рассмотрении дела в «своем» регионе. В этом случае срок привлечения приостанавливается до того момента, пока дело не поступит в суд по месту жительства водителя.

    Например, водитель, проживающий в Москве, совершил нарушение правил 1 сентября 2016 года в Краснодарском крае. На месте нарушения водитель ходатайствует о направлении дела по месту своего жительства, и сотрудник ГИБДД удовлетворяет это ходатайство. Т.е. срок приостанавливается с 1 сентября 2016 года. Дело приходит в суд Москвы 1 января 2017 года (через 4 месяца), однако это не значит, что срок привлечения к ответственности вышел. 3 месяца с момента нарушения уже прошло, однако срок был приостановлен, поэтому постановление должно быть вынесено судом в течение 3-х месяцев начиная с 1 января 2017 года, т.е. дело может рассматриваться до 1 апреля 2017 года.

    Читайте так же:  Административная ответственность кодекс об административных правонарушениях

    Давность привлечения к административной ответственности

    Максимальные сроки привлечения к административной ответственности перечислены в части 1 статьи 4.5 КоАП. Сама часть 1 достаточно длинная, поэтому ниже будет приведена лишь ее часть, относящаяся к водителям автомобилей:

    1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации
    .
    о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса)
    .
    по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения
    .

    Итак, существуют 3 варианта максимального срока для вынесения постановления:

    • 2 месяца — для дел, рассматриваемых должностными лицами (не судьями). В течение 2-х месяцев должны быть вынесены, например, постановления о наложении административных штрафов, рассматриваемые в ГИБДД.
    • 3 месяца — для дел, рассматриваемых судьями. В данную группу попадают, например, наказания за нарушения, предусматривающие лишение права управления транспортными средствами.
    • 1 год — для дел по статьям 12.8, 12.24, 12.26, части 3 статьи 12.27 и части 2 статьи 12.30. К данной группе относятся наказания за управление автомобилем в состоянии опьянения, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП (в том числе за нарушения, допущенные пассажиром, пешеходом и т.д.), за отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, за употребление запрещенных веществ после дорожно-транспортного происшествия.

    Сроки составления протокола об административном правонарушении

    Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.

    В соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен: 1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца; 3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев.

    По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

    Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ), либо немедленно передается на рассмотрение судье после составления протокола (вынесения постановления) в случае административного правонарушения, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).

    Энциклопедия решений. Давность привлечения к административной ответственности за бюджетные нарушения

    Давность привлечения к административной ответственности

    Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

    Сроки давности привлечения к административной ответственности установлены ст. 4.5. КоАП РФ.

    По общему правилу за нарушение бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и за нарушение законодательства о бухгалтерском учете постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

    В отношении правонарушений, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ суды, как правило, применяют срок два месяца , отмечая, что указанное правонарушение не является правонарушением в сфере законодательства о налогах и сборах (см., например, решение Московского городского суда от 20.12.2016 N 7-15888/16, постановление Пятнадцатого ААС от 29.06.2016 N 15АП-8345/16, решение Верховного Суда Республики Тыва от 10.11.2016 N 21-204/2016).

    Следует учитывать, что за правонарушения, влекущие применение наказания в виде дисквалификации , лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

    Внимание

    В постановлении Верховного Суда РФ от 18.07.2016 N 52-АД16-1 отмечается, что если статьей КоАП предусмотрены и штраф и дисквалификация, то срок давности 1 год применяется и к наказанию в виде штрафа и к наказанию в виде дисквалификации в отношении физлица (см., также, решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16.09.2016, Новосибирского областного суда от 03.03.2016 N 7-211/2016, постановление Камчатского краевого суда от 08.02.2017 N 4А-7/2017). В решении Кировского областного суда от 19.05.2016 N 77-312/2016 разъясняется, что годичный срок давности установлен не в отношении санкции в виде дисквалификации, а применительно к правонарушению, за которое могла быть назначена дисквалификация.

    Тем не менее многие органы финансового контроля и суды применяют годичный срок давности только в отношении санкции в виде дисквалификации (см. постановления Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24.08.2016 N 4А-314/2016, Саратовского областного суда от 03.11.2016 N 4А-643/2016, решения Краснодарского краевого суда от 27.09.2016 N 12-3539/2016, Сахалинского областного суда от 15.01.2016 N 72-5/2016).

    Ограничение срока давности (1 год) не применяется при привлечении к ответственности юридического лица если статьей, предусматривающей наказание для физлица в виде дисквалификации, предусмотрены также санкции для юридического лица (см. постановление Верховного Суда РФ от 07.10.2016 N 304-АД16-12531, N 304-АД16-12530, и др. 24 постановления от этой же даты).

    С какого момента исчисляется срок давности

    Срок давности исчисляется со дня совершения правонарушения.

    Пример

    Суд пришел к выводу, что срок привлечения к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ следует исчислять с момента заключения договора, а не с момента заключения дополнительного соглашения (см. решение Омского областного суда от 07.06.2016 N 77-311/2016).

    Срок давности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку , начинает течь с момента наступления указанного срока.

    При длящемся правонарушении срок давности начинает исчисляться со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5. КоАП РФ).

    Длящимся является такое правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

    Читайте так же:  Не является правом потерпевшего

    Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся .

    Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол, выявило факт его совершения (п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).

    Пример

    Правонарушения, предусмотренные ст.ст. 15.11, 15.15.6 КоАП РФ, выразившиеся в искажении в бюджетной отчетности, не являются длящимися (см., например, постановление Псковского областного суда от 26.02.2016 N 4А-34/2016, решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31.10.2016 N 21-1390/2016).

    В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся правонарушении — со дня обнаружения) (ч. 4 ст. 4.5 КоАП РФ).

    Следует учитывать, что в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство, о рассмотрении дела по месту жительства, срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства (ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ). Это единственный случай приостановления течения срока давности.

    При удовлетворении такого ходатайства судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ (п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).

    Возможности перерыва срока давности КоАП РФ не предусмотрено.

    По истечении срока давности вопрос о виновности и об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено , обсуждаться не может (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В этом случае утрачивается возможность возобновления производства по делу (решения Приморского краевого суда от 15.08.2016 N 21-1100/2016, Самарского областного суда от 09.06.2016 N 21-1093/2016).

    Пример

    Поскольку истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает возобновление производства по делу, исправление ошибки, связанной с ошибочным рассмотрением дела арбитражным судом посредством передачи жалобы по надлежащей подведомственности, исключается (постановление Верховного Суда РФ от 03.12.2014 N 309-АД14-2725).

    Однако если постановление о прекращении производства в связи с истечением срока давности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол , настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (ч. 3 ст. 30.6, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, п. 13.1 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5).

    Истечение сроков давности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абз. 8 п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, постановление Верховного Суда РФ от 09.01.2017 N 5-АД16-260).

    Другими словами, если постановление по делу вынесено до истечения срока давности, а к моменту обжалования он истек, то это обстоятельство при отсутствии иных оснований для его отмены, не может повлечь отмену постановления.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Информационный блок «Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы

    Материал приводится по состоянию на декабрь 2019 г.

    См. содержание Энциклопедии решений

    Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

    Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

    Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

    Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

    Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

    Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

    Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

    Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

    Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

    Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

    Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

    Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

    Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

    КБК — коды бюджетной классификации

    КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

    КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

    План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

    ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

    ПБС — получатель бюджетных средств

    Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

    С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

    А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

    Читайте так же:  Наказание за нарушение режима тишины

    В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

    Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

    А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

    Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

    Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

    Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

    А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

    В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

    А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

    Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

    О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

    О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

    А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

    Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

    А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

    Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

    Срок привлечения к административной ответственности

    Добрый день, уважаемый читатель.

    В данной статье речь пойдет о сроке привлечения к административной ответственности. Данный вопрос достаточно популярен среди водителей, которые хотят знать, в течение какого времени с момента нарушения может быть наложен административных штраф за нарушение правил дорожного движения.

    Зачастую на практике складывается следующая ситуация. Водитель, нарушивший правила дорожного движения, ожидает вынесения наказания в течение нескольких месяцев, однако повестка из суда так и не приходит. В связи с этим и возникает вопрос по поводу максимального срока привлечения к административной ответственности. Рассмотрим его подробнее.

    Истечение срока привлечения к административной ответственности

    На практике можно встретить ситуацию, при которой истек срок давности привлечения к административной ответственности. Чаще всего это связано с тем, что должностное лицо или судья не успели вовремя вынести постановление. В данном случае водитель может на вполне законных основаниях избежать штрафа, лишения прав или другого наказания.

    Для прекращения дела следует подать ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. Ходатайство можно составить в простой письменной форме.

    В документе нужно указать:

    • Реквизиты должностного лица или судьи, которому направляется ходатайство.
    • Реквизиты водителя (ФИО, адрес).
    • В тексте ходатайство нужно подробно изложить ситуацию. Написать дату совершения правонарушения, а также сославшись на статью 4.5 Кодекса «Об административных правонарушениях» попросить прекратить дело.
    • Поставить дату и подпись.

    После удовлетворения ходатайства дело будет закрыто.

    Составить ходатайство в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности под силу любому водителю, обращаться за помощью юриста в данном случае нет необходимости.

    В завершение хочу отметить, что срок привлечения к административной ответственности не следует путать со сроком исполнения постановления.

    Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

    Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

    1. Правила ч. 1 ст. 4.5 устанавливают сроки давности привлечения к административному правонарушению:

    1) общие. Предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня, когда было совершено административное правонарушение. При этом:

    — речь идет о календарных месяцах;

    — отсчет срока начинается со следующего дня (после дня совершения противоправного деяния);

    2) специальные. При этом нужно учесть, что такие сроки применяются лишь в случаях, прямо и исчерпывающим образом указанных в ч. 1 ст. 4.5.

    Важно знать, что днем совершения административного правонарушения считается день, когда то или иное противоправное деяние (исходя из анализа его объективной стороны) окончено.

    Например, днем подделки документов, удостоверяющих личность, является день, когда правонарушитель подделал этот документ (см. коммент. к ст. 19.23). Начиная со следующего дня, следует отсчитывать срок давности по этому административному правонарушению.

    Следует учитывать что вступили в силу изменения, внесенные в ч. 1 ст. 4.5:

    — Законом N 130 — с 02.11.02 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма);

    — Законом N 94 — с 18.07.03 (годичный срок давности был установлен за нарушения законодательства о референдумах);

    — Федеральным законом N 138 от 11.11.2003 «О лотереях» — с 01.01.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о лотереях);

    — Законом N 118 — с 01.10.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение актов органов валютного регулирования);

    — Законом N 214 — с 01.04.2005 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов);

    — Законом от 27.12.05 — с 09.01.2006 (годичный срок давности был установлен за нарушение патентного законодательства, а также законодательства об авторском праве и смежных правах»);

    — Законом от 02.02.06 — с 09.02.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд);

    — Федеральным законом N 65 от 08.05.06 «О внесении изменений в КоАП» — с 22.05.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об экспортном контроле);

    — Федеральным законом N 139 от 27.07.06 «О внесении изменений в КоАП РФ» — с 09.08.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве);

    — Федеральным законом N 189 от 05.11.06 «О внесении изменений в КоАП РФ (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» — с 09.11.06 (и при совершении этих правонарушений был установлен годичный срок давности);

    — Федеральным законом N 262 от 29.12.06 «О внесении изменений в ст. 4.5 КоАП РФ» — с 21.01.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение иммиграционных правил, а также правил пребывания (проживания) в РФ и правил привлечения иностранных работников);

    — Федеральным законом N 19 от 09.02.07 «О внесении изменения в ст. 4.5 КоАП РФ» — с 25.02.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение бюджетного законодательства);

    — Законом N 141 от 19.07.07 — с 01.01.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках);

    — Законом N 210 от 24.07.07 — с 01.07.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение ПДД повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

    Читайте так же:  Ходатайство о восстановлении срока по административному делу

    — Законом N 280 от 25.12.08 — с 10.01.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии коррупции);

    — Законом N 281 от 25.12.08 — с 30.12.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса);

    — Законом N 9 от 09.02.09 — с 13.04.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об АО, ООО, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах);

    — Законом N 160 от 17.07.07 — с 22.08.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об электроэнергетике). Этим же Законом ст. 4.5 дополнена ч. 6. С 22.08.09 установлено, что срок давности привлечения к ответственности за правонарушения в области ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (они предусмотрены в ст. 14.9, 14.31-14.33 КоАП, см. комментарий к ним) — начинает исчисляться со дня следующего за датой вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа.

    — Законом N 261 от 23.11.09 — с 23.05.2010 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности;

    — Законом N 380 от 28.12.09 — с 28.03.10 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия);

    2. Специфика правил ч. 2 ст. 4.5 состоит в том, что:

    1) они посвящены давности привлечения к ответственности при длящемся административном правонарушении (примером может служить непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения, переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли, см. коммент. к ст. 10.14);

    2) по таким административным наказаниям сроки давности (как общие, так и специальные), указанные в ч. 1 ст. 4.5, необходимо исчислять со дня обнаружения административного правонарушения. Речь идет не только о фактическом обнаружении, но и о составлении соответствующих документов (см. например, коммент. к ст. 28.1-28.3), скажем, протокола об административном правонарушении.

    3. Особенности правил ч. 3 ст. 4.5 состоят в том, что они:

    1) касаются лишь таких административных правонарушений, которые влекут назначение такого вида административного наказания, как дисквалификация (последняя заключается в лишении физических лиц прав занимать руководящие должности в исполнительном органе ЮЛ, входить в состав совета директоров (наблюдательного совета), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению ЮЛ в иных случаях, см. коммент. к ст. 3.11);

    2) устанавливают, что физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее:

    — одного календарного года со дня совершения административного правонарушения (если административное правонарушение не относится к длящимся);

    — одного календарного года со дня обнаружения (если административное правонарушение относится к длящимся).

    4. Правила ч. 4 ст. 4.5 подлежат применению, поскольку:

    1) против лица (совершившего административное правонарушение) было возбуждено уголовное дело, но впоследствии его прекратили (по любому из обстоятельств, предусмотренных в нормах УПК);

    2) в возбуждении уголовного дела было отказано в порядке, предусмотренном нормами УПК.

    В соответствии с ними сроки давности (как общие, так и специальные) привлечения к административной ответственности исчисляются, начиная со дня принятия постановления:

    — об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;

    — о прекращении уголовного дела, уголовного преследования;

    — о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения. Все указанные постановления должны соответствовать (по содержанию и форме) приложениям к УПК.

    5. Применяя правила ч. 5 ст. 4.5, нужно учесть, что:

    1) ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (упомянутое в ч. 5 ст. 4.5):

    а) может быть подано как в устной форме, так и в виде письменного заявления;

    б) должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, в протоколе судебного заседания и т.п. документах, ведение которых необходимо по закону при производстве дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.8);

    в) подается лишь постольку, поскольку дело об административном правонарушении рассматривается вне места жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (при этом место жительства определяется по правилам ст. 20 ГК);

    2) они предписывают приостановить течение срока давности (как общего, так и специального по данному делу):

    а) с момента удовлетворения упомянутого ходатайства судьей, органом, должностным лицом (о чем выносится соответствующее определение);

    б) до момента поступления материалов дела судье (в орган, должностному лицу) по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Момент этот определяется исходя из данных, указанных в постановлениях и определениях, составляемых (выносимых) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.9).

    6. Верховный Суд (в п. 14 Пост. N 5) обратил внимание на следующие особенности применения ст. 4.5:

    1) сроки давности указанные в ст. 4.5:

    являются безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу;

    исчисляются по общим правилам исчисления сроков — со дня следующего за днем совершения деяния (за днем обнаружения правонарушения). Если правонарушение выразилось в бездействии — со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности;

    начинают течь с момента наступления указанного в нормативном акте срока (если обязанность не была выполнена к установленному этим актом сроку);

    текут без приостановления. Единственный случай их приостановления предусмотрен в ч. 5 ст. 4.5. При этом, удовлетворяя ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства лица, судья не должен выносить процессуальный документ о приостановлении течения срока давности;

    1) длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающимся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением;

    2) днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения;

    3) КоАП не предусматривает возможности перерыва срока давности привлечения к административной ответственности.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    О практике арбитражных судов по применению ст. 4.5 (а также ст. 24.5) см. пункты 18-20 Пост. N 2 и п. 21 Пост. N 10.

    Источники

    Срок давности решения суда по административному делу
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here