Сравнительная таблица характеристик видов административных наказаний

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Сравнительная таблица характеристик видов административных наказаний". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. Анализ правил ст. 3.2 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) они исчерпывающим образом устанавливают перечень видов административного наказания;

2) административные наказания (указанные в ч. 1 ст. 3.2) могут устанавливаться только за административные правонарушения. Совершение других проступков не может повлечь административного наказания. Так, совершение:

— дисциплинарных проступков влечет применение мер дисциплинарного взыскания (т.е. замечание, выговор, увольнение, ст. 192 ТК);

— преступлений влечет применение тех или иных видов уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы и т.п.), указанных в ст. 44 УК;

— налоговых правонарушений влечет применение налоговых санкций (ст. 114 НК).

Нарушение норм ГК влечет применение пеней, неустоек, штрафов, необходимость возмещения убытков и т.д. См. об этом подробнее в книгах: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2005;

3) административные наказания применяются лишь постольку, поскольку будет установлен состав административного правонарушения (см. коммент. к ст. 2.1). Отсутствие хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения (т.е. субъекта или объекта, субъективной или объективной стороны) исключает возможность применения административного наказания;

4) административное наказание может назначаться как физическому, так и юридическому лицу (см. об этом коммент. к ст. 2.10).

2. Видами административного наказания являются:

1) предупреждение, т.е. официальное порицание лица, которое выносится в письменной форме (см. об этом коммент. к ст. 3.4);

2) административный штраф, т.е. денежное взыскание, которое до 08.07.07 обычно выражалось в величине, кратной нескольким МРОТ, а после 08.08.07 — в определенной сумме в рублях (см. коммент. к ст. 3.5);

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, т.е. принудительное изъятие и последующая реализация упомянутого имущества с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов, указанных в ст. 3.6 (см. коммент. к ней);

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, т.е. принудительное и безвозмездное обращение в федеральную собственность не изъятых из оборота вещей (см. коммент. к ст. 3.7);

5) лишение специального права и документов, удостоверяющих это право (например, водительского удостоверения, охотничьего билета), т.е. прекращение возможности пользоваться ранее предоставленным правом (см. коммент. к ст. 3.8);

6) административный арест, т.е. содержание лица в изоляции от общества на определенный срок (см. коммент. к ст. 3.9);

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации. Оно может быть применено только к иностранным гражданам и лицам без гражданства (см. коммент. к ст. 3.10);

8) дисквалификация, т.е. лишение физического лица прав занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридическим лицом, входить в другие руководящие его органы и т.д. (см. коммент. к ст. 3.11);

9) административное приостановление деятельности. Данный вид наказания введен Законом N 45 и применяется только к ЮЛ и ИП (см. коммент. к ст. 3.12)

3. Нормы ч. 2 ст. 3.2 предусматривают, что в отношении юридического лица могут быть применены лишь следующие виды административного наказания:

— предупреждение (в письменной форме);

— административный штраф (в более высоких размерах, чем в отношении физического лица, см. ст. 3.5);

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— административное приостановление деятельности.

Упомянутые выше административные наказания применяются лишь с учетом правил ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.10 (см. коммент. к ним).

4. Характеризуя правила ч. 3 ст. 3.2, нужно учесть, что они:

1) позволяют разграничить полномочия Российской Федерации и ее субъектов по вопросу об установлении административного наказания;

2) императивно предусматривают, что только Российская Федерация устанавливает следующие виды административных наказаний:

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения;

— конфискацию орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения;

— лишение специального права;

— административное выдворение за пределы Российской Федерации;

— административное приостановление деятельности;

3) исходят из того, что иные виды административного наказания (а именно предупреждение и административный штраф) могут быть установлены и законами субъектов Российской Федерации;

4) исходят из того, что Российская Федерация реализует свои полномочия в установлении видов административного наказания только путем введения соответствующих норм в КоАП.

В то же время, если в соответствии с нормами международного договора или международного права (действующих для Российской Федерации) предусмотрены другие виды административного наказания, то они подлежат применению (см. коммент. к ст. 1.1).

http://base.garant.ru/5872064/b3975f01ce8b0eb0c9b11526d9b4c7bf/

Виды административных наказаний и их характеристика

Административное наказание или Административное взыскание — мера административной ответственности за совершение административного правонарушения.

В КоАП РФ ч.1 ст. 3.2. «Виды административных наказаний» содержится исчерпывающий перечень административных наказаний:

Предупреждение — выносится в письменной форме и выражается в официальном порицании физического или юридического лица (устное предупреждение не является наказанием и является только рекомендацией);

Административный штраф — денежное взыскание в определённых размерах в пользу государства;

Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения — принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Назначается судьей;

Читайте так же:  Правонарушения влекущие административную ответственность

Лишение специального права — лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права (охоты, управления транспортным средством, маломерным судном);

Административный арест — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества (применяется лишь в исключительных случаях и на срок до 15 суток, а за нарушение режима контртеррористической операции до 30 суток, назначается судьей);

Административное выдворение за пределы РФ лиц без гражданства и иностранных граждан;

Дисквалификация — лишение права занимать определенные должности в органах юридических лиц;

Административное приостановление деятельности — временное прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, устанавливается на срок до 90 суток. Важно не путать этот пункт с приостановлением деятельности как меры производства (до 5 суток).

37. Понятие и задачи уголовного права.

Уголовное право. Предметом данной отрасли права является совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законом. Нормами данной отрасли права устанавливаются виды и меры уголовно-правовой ответственности за совершенные преступления. Уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния следует считать преступлениями. Основной метод регулирования — императивный. Источники — Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ.

38. Понятие, признаки и состав преступления.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ст. 14).

Преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на следующие:

— небольшой тяжести – если максимальное наказание за их совершение независимо от формы вины не превышает двух лет лишения свободы;

— средней тяжести – если максимальное наказание за совершение умышленных преступлений не превышает пяти лет лишения свободы, а за совершение неосторожных преступлений – двух лет лишения свободы;

— тяжкие – если максимальное наказание за совершение умышленных преступлений не превышает десяти лет лишения свободы;

— особо тяжкие – если за совершение предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

УК РФ предусматривает следующие виды уголовных наказаний:

— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

— лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

— ограничение по военной службе;

— содержание в дисциплинарной воинской части;

— лишение свободы на определенный срок;

— пожизненное лишение свободы;

Дата добавления: 2014-11-25 ; Просмотров: 767 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/12_137550_vidi-administrativnih-nakazaniy-i-ih-harakteristika.html

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ КАК ВИДА УГОЛОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЙ

студент ФГБОУ ВО «СГЮА»,

канд. юрид. наук, доц. кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВО «СГЮА»,

1 января 2013 года в системе административных наказаний появился новый институт под названием «обязательные работы».

— мытьё окон производственных и непроизводственных помещений;

— уборка производственных и служебных помещений;

— прополка насаждений, вырубка и уборка поросли, деревьев, кустарников, скашивание травы;

— благоустройство и озеленение территории, тротуаров, подъездных путей;

— косметический ремонт зданий и помещений;

— другие виды работ, для выполнения которых не требуются специальных навыков или познаний.

Таким образом, перечень обязательных работ не является исчерпывающим и правоприменитель может устанавливать различные виды таких работ на территории муниципального образования.

Для дальнейшего проведения сравнительного анализа необходимо выделить срок отбывания наказания. В КоАП РФ закреплено, что срок отбывания наказания составляет от 20 до 200 часов, тогда как в УК РФ – от 60 до 480 часов. При этом следует отметить некоторые особенности, характерные для обязательных работ как вида и уголовного и административного наказаний:

— во-первых, в праздничные и выходные дни время обязательных работ не должно превышать 4 часов, а в рабочие, учебные или служебные дни 2 часов;

— во-вторых, общее количество времени выполнения работ не может быть более 12 часов;

— в-третьих, для несовершеннолетних установлен особый размер срока наказания, который составляет от 40 до 160 часов.

В основу анализа также необходимо включить тех лиц, к котором не может быть применено наказание в виде обязательных работ. Перечень таких лиц содержится в ст. 3.13 КоАП РФ и ст. 49 УК РФ. К ним относятся:

— женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

— инвалиды I и II групп.

Вышеназванные лица перечислены как в КоАП РФ, так и в УК РФ, но необходимо отметить, что к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к гражданам, которые имеют специальные звания сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, войск национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов не может быть применено административное наказание в виде обязательных работ, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву – уголовное наказание в виде обязательных работ.

Проанализировав два вида наказаний, можно выделить как сходства, так и отличия. Сходства включают в себя следующие элементы:

— обязательные работы являются полезными для общества и государства, их выполняют официально занятые граждане в свободное время, и они выполняются исключительно на безвозмездной основе;

— данный вид наказания применяется или назначается к лицу, совершившему административное правонарушение или преступление в случаях, прямо предусмотренных законом;

Читайте так же:  Административные регламенты министерства иностранных дел

— наказание устанавливается в каждом муниципальном образовании при согласовании с соответствующими органами, при этом перечень форм наказания является неисчерпывающим, что даёт возможность органам местного самоуправления не ограничиваться отдельными формами.

Видео (кликните для воспроизведения).

К различиям относятся:

— нормативное закрепление отображено в разных федеральных законах;

— применяется либо за совершённое административное правонарушение, либо назначается за совершённое общественно опасное деяние;

— срок отбывания наказания, который регламентирован степенью общественной опасности совершённого административного правонарушения или преступления;

— категория лиц, к которым может быть применено или назначено это наказание.

Не следует забывать и о том, что правовым явлением отбывания уголовного наказания в виде обязательных работ является судимость, которая выражается в неблагоприятных последствиях для виновного лица, тогда как административное наказание не несёт в себе подобных последствий после отбывания наказания.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что институт обязательных работ в системе двух отраслей права имеет особенности, которые свойственны им от правового происхождения, а также идентичные сходства, широко используемые при выборе и назначения наказаний. Правоприменителям стоит уделять особое внимание в использовании этого вида наказания за совершённое административное правонарушение или преступление, так как оно направлено на исправление лиц без воздействия на его свободу и материальные ценности.

http://sibac.info/studconf/social/lxxii/127806

Виды административных наказаний

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст. 3.2 КоАП):

2. Административный штраф.

3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5. Административный арест;

6. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8. Административное приостановление деятельности;

9. Обязательные работы.

Следует отметить, что административные наказания, перечисленные в п. 3-9, устанавливаются только КоАП и законодательством субъектов Российской Федерации установлены быть не могут. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в п. 1-4, 9.

Санкциями административно-правовой нормы может быть предусмотрено несколько вариантов назначения наказания. В зависимости от этого критерия административные наказания классифицируются на основные и дополнительные. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Согласно КоАП предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Дополнительными являются такие административные наказания, которые могут назначаться как самостоятельно, так и присоединяться к основным мерам наказания. В соответствии с КоАП возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Рассмотрим содержание видов административных наказаний.

1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Предупреждение может применяться только в качестве основного наказания. К предупреждению может быть присоединено дополнительное взыскание, если таковое предусмотрено в санкции соответствующей нормы. Предупреждение выносится только в письменной форме, что позволяет отличать его от устного замечания, которое применяется в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение.

Назначение административного наказания в виде предупреждения за совершение административного правонарушения осуществляется в порядке упрощенного производства, т.е. без составления протокола. Лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. рублей; для должностных лиц — 50 тыс. рублей; для юридических лиц — 1 млн. рублей (за исключением случаев, предусмотренных КоАП).

Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как административное наказание носит имущественный характер и представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Вместе с тем конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Лишение специального права. Под лишением специального права понимается лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права. Согласно КоАП это наказание устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Читайте так же:  Образец жалобы на бездействие старшему приставу

Вместе с тем КоАП предусматривает случаи ограничения применения данного наказания. Так, лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный арест устанавливается и применяется в качестве основного административного наказания и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Срок административного ареста исчисляется сутками и устанавливается до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции — до 30 суток. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест назначается судьей. Административный арест не считается лишением свободы и не влечет судимости.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

При этом административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства может быть установлено только федеральными законодательными актами в качестве как основного, так и дополнительного наказания и заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

Порядок административного выдворения иностранного гражданина и лица без гражданства за пределы Российской Федерации определен ст. 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно данной статье административное выдворение иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников, — за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, пригласивших иностранного гражданина (лица без гражданства).

Дисквалификациякак вид административного наказания заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом.

Таким образом, дисквалификация как мера административной ответственности складывается, по существу, из двух элементов:

— лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. Его сущность состоит в прекращении трудового договора (контракта) с дисквалифицированным лицом;

— лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет), что означает прекращение осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Срок дисквалификации устанавливается от шести месяцев до трех лет.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

(введена Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Читайте так же:  Незаконная предпринимательская деятельность административное наказание

Дата добавления: 2016-05-11 ; просмотров: 1367 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

http://helpiks.org/8-8456.html

Тема 6. Административное право. Таблица 7.1. Виды административных наказаний по КоАП

Таблица 7.1. Виды административных наказаний по КоАП

Виды наказаний Субъект ответственности
Граждане Юр. лица Должн. лица
Предупреждение (письм.) + + ––
Административный штраф + + +
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения + + ––
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения + + ––
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (от 1 мес. до 2 лет) + –– ––
Административный арест (до 15 сут.; при чрезв. положении или в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 сут.) + –– ––
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства + –– ––
Дисквалификация (от 6 мес. до 3 лет) + –– ––
Административное приостановление деятельности (до 90 сут.) –– + ––

Тема 7. Трудовое право

Таблица 7.1. Основные условия трудовых отношений по ТК

Дата добавления: 2016-11-03 ; просмотров: 369 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.org/8-103601.html

Общая характеристика видов административных наказаний

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3. 4).

Предупреждение как меру административного наказания не следует путать с предупреждением как мерой административного пресечения. Устные предупреждения, которые в качестве административной пресекательной меры должностные лица делаю гражданам или организациям не считаются административными наказаниями. Не являются наказаниями письменные предупреждения, которые направляются гражданам и организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания. Предупреждения как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения или направления копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности или его законному представителю. Предупреждение – самое легкое по карательному воздействию мера административного наказания.

Административный штраф – это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение (ст. 3. 5).

Будучи наказанием имущественного характера, он достаточно эффективен, наиболее распространен и может применяться только в качестве основного административного наказания. Штраф предусматривается практически всеми статьями особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Административный штраф может выражаться в величине кратной:

1. Минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2. Стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3. Сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Размер административного штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого, исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц – 50 МРОТ, на юридических лиц – 1000 МРОТ.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3. 6). Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Специфика возмездного изъятия заключается в том, что оно может быть обращено только на те вещи, которые были непосредственным орудием совершения или предметом административного правонарушения и применено лишь к собственнику указанных вещей. Возмездное изъятие может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3. 7). Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация строго определенных вещей – орудий совершения или предмета административного правонарушения. Конфискация орудий совершения и предметов административного правонарушения предусмотрено более чем в 50 статьях особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного наказания. Нельзя считать конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудие совершения или предмета административного правонарушения, которое:

1. Подлежат в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

2. Изъяты из оборота, либо находятся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение по иным причинам и на этом основании подлежат обращению в собственность государства или уничтожению.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст. 3. 8). Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права, устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ. В особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права охоты; права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники; права на управление воздушным судном; право на управление судной на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном; право на управление авто- мото- транспортными средствами.

Административный арест (ст. 3. 9). Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. В настоящее время КоАП РФ устанавливает возможность назначения административного ареста за совершение 10 видов административных правонарушений. К таким проступкам относятся грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, на порядок управления и т.д. В частности, это оставление водителя в нарушении правила дорожного нарушения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ст. 12. 27). Неповиновение к законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащему (ст. 19. 3); мелкое хулиганство (ст. 20. 1).

Читайте так же:  Привлечение к ответственности за оскорбление личности

Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения конрт террористической операции до 30 суток.

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства (ст. 3.10). Заключается в принудительном контролируемом перемещении указанных граждан и лиц, через государственную границу РФ, за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ. Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Граждане РФ не могут быть лишены гражданства РФ, выданы другому государству, выдворены за пределы России. Подобное наказание предусмотрено КоАП РФ за нарушение режима государственной границы РФ (ч. 2 ст. 18. 1); нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ (ч.2 ст. 18. 4); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в РФ (ст. 18. 8); нарушения иностранным гражданином или лицом без гражданства правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы (ч. 2 ст. 18. 10); нарушения иммиграционных правил (ст. 18. 11).

Дисквалификация (ст. 3. 11). Заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3-х лет. Дисквалификацию следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Дисквалификация применяется за нарушение административно-правовых запретов только к субъектам, обладающим особым правовым статусом – определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям.

Административное приостановление деятельности (ст. 3. 12). Административное приостановление деятельности как вид административного наказания состоит в принудительном прекращении предпринимательской деятельности, деятельности по эксплуатации приборов, механизмов, производственных объектов, зданий, сооружений, а также отдельных видов деятельности по производству каких-либо работ, оказанию услуг. Налагается как на граждан осуществляющих предпринимательскую или иную подлежащую административному приостановлению деятельность без образования юридического лица, так и на осуществляющих подобную деятельность организаций, предприятия и учреждения, имеющих статус юридического лица

Воплощение принципа соразмерности ответственности степени общественной опасности совершенного правонарушения в административном праве проявляется и в различных видах наказаний, которые предусматриваются в санкциях административно-правовых норм. Перечень этих наказаний изложен в ст.3.2.КоАП и является исчерпывающим.

административная ответственность может исключаться и закон прямо указывает на такие ситуации:

— недостижение установленного законом возраста (16 лет);

— невменяемость – неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния;

— крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;

— необходимая оборона – противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

При определенных основаниях возможно освобождение от административной ответственности: при малозначительности правонарушения; в случае издания акта амнистии; отмены акта, устанавливающего эту ответственность, истечение сроков взыскания; наличие по тому же факту ранее вынесенного решения; смерть правонарушителя.

Освобождение от административной от­ветственности может также проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной).

Существует институт ограничения административной ответ­ственности. Эти ограничения связаны, прежде всего, с особеннос­тями субъектов административных правонарушений, предус­мотренными административным законодательством или учитываемыми правоприменителями в рамках административного усмот­рения. В частности, КоАП исключает возможность применения некоторых административных наказаний в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонару­шения.

Так, административный арест (ст. 3.9 КоАП) не может приме­няться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средст­вами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управле­ния транспортными средствами в состоянии опьянения, уклоне­ния от прохождения в установленном порядке медицинского ос­видетельствования на состояние опьянения, а также оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются (ст. 3.8 КоАП).

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для ко­торых охота является основным законным источником средств к существованию; они не могут быть подвергнуты конфискации или возмездному изъятию огнестрельного оружия и боевых припасов.

В законодательном порядке предусматривается ограничение применения административных наказаний в отношении военно­служащих и некоторых других лиц: судей, прокуроров, лиц, поль­зующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граж­дан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административ­ной юрисдикции на территории Российской Федерации.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 481 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.su/16_113192_obshchaya-harakteristika-vidov-administrativnih-nakazaniy.html

Сравнительная таблица характеристик видов административных наказаний
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here