Способы совершения административного правонарушения

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Способы совершения административного правонарушения". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Способы совершения административного правонарушения

Способ совершения административного правонарушения – это последовательные приемы, которые применяются правонарушителем.

Также признаком объективной стороны являются средства совершения. Это различные, запрещенные к использованию предметы и приспособления, применение которых образуют состав административного правонарушения: взрывчатые вещества, ядовитые вещества, гражданское, служебное или пневматическое оружие, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция1.

Для не значительной части составов административных правонарушений характерно наступление вредного, опасного последствия. В целом для административного правонарушения характерны так называемые «формальные составы» правонарушений (то есть административное наказание применяется вне зависимости от того, наступил ли вредный результат или нет: важен сам факт посягательства на те или иные охраняемые отношения)1. То есть наступление вредного последствия это тоже признак объективной стороны. В некоторых случаях необходимо наличие причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями (например, небрежное хранение военного билета явилось причиной его утраты).

Объективная сторона правонарушения может характеризоваться и такими признаками, как повторность, системность, злостность.

Повторность – совершение в течение года одним и тем же лицом административного правонарушения.

Системность – совершение в течение года одним и тем же лицом более трех административных правонарушений.

В статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые закрепляют составы административных правонарушений, нет указаний на данные признаки объективной стороны. Поэтому вопрос о признании правонарушения грубым решается по усмотрению уполномоченного должностного лица или суда.

Признаки объективной стороны имеют большое значение для квалификации административного правонарушения.

Субъект – это тот, кто совершил административное правонарушение – физические и юридические лица.

Основным условием является деликтоспособность, то есть способность нести ответственность.

В рамках общего субъекта – физических лиц — Кодекс Российской Федерации выделяет и специальный субъект. К ним относятся:

— несовершеннолетние, лица в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет и их родители (замещающие лица);

— военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— иностранные лица и лица без гражданства.

Субъективная сторона это совокупность признаков, которые характеризуют отношение правонарушителя к содеянному и его последствиям.

Одним из субъективных оснований является вина. Это основание самое важное. Без него административная ответственность не может состояться.

Вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному действию и возможным их последствиям.

Она может быть выражена в двух формах:

1. Умышленная. Ее разновидности:

2. Неосторожность. Она подразделяется:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилась к ним безразлично 1.

Административное правонарушений признается по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность)1.

Приведенные выше примеры могут совершаться и умышленно. Значит, независимо от того, умышленно или неосторожно совершено административное правонарушение, виновное лицо в конкретных правонарушениях несет административную ответственность.

При отсутствии вины отсутствует состав правонарушения. То есть это обязательный признак субъективной стороны.

Наряду с ним могут быть факультативные признаки. К ним относятся: мотив и цель. То есть они необходимы для наступления административной ответственности только в отдельных случаях, а не для всех административных правонарушениях. К примеру, при совершении мелкого хищения путем кражи, мошенничества, присвоение или растраты обязателен корыстный мотив. А такому административному правонарушению, как уничтожение или повреждение чужого имущества другому лицу, присуща цель, как причинение имущественного ущерба другому лицу.

При отсутствии хотя бы одного из указанных элементов состава административного правонарушения исключает возможность привлечения к административной ответственности.

В этом вопросе рассмотрена характеристика административного правонарушения, которая включает в себя юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и состав, который включает в себя предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Оно является единственным основание наступления административной ответственности.

1.2. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

Глава 14 Особенной части КРФоАП кодифицирует ответственность в области предпринимательской деятельности. Содержащиеся в этой главе составы административных правонарушений большей частью касаются юридических лиц и предпринимателей. Установленные государством правила осуществления предпринимательской деятельности должны строго выполняться обозначенными выше субъектами.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Однако данная глава подразумевает административную ответственность не только лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, но и организаций. Поэтому встает вопрос, что такое предпринимательская деятельность в контексте административной ответственности. Как любая социальная деятельность предпринимательская деятельность может осуществляться на индивидуальной или коллективной основе. Коллективная предпринимательская деятельность может осуществляться как с образованием юридического лица, так и без его образования (например, договор простого товарищества). Некоммерческие юридические лица не входят в число предпринимателей.

Таким образом, понятия «юридическое лицо»,… «предприниматель» хотя и пересекаются, но не являются тождественными, что находит свое отражение, в том числе в правосубъектности юридических лиц1.

Признание необходимости беспрепятственного осуществления прав влечет за собой их защиту от правонарушений. Одним из вариантов реализации права на защиту является обращение к компетентным государственным или общественным органам с требованием применить к правонарушителю меры государственно-принудительного характера, в том числе задействовать механизм ответственности. Одним из оснований применения ответственности в предпринимательской деятельности выступает вина, поскольку административная ответственность применяется только при наличии вины1.

Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ст. 26.1 указывает, что при производстве по делу об административных правонарушениях необходимо выяснить (т.е. установить):

1) наличие события административного правонарушения. Иначе говоря, судья, орган, должностное лицо должны установить, имели ли место те или иные действия, бездействие, их последствия и другие обстоятельства, которые охватываются объективной стороной данного административного правонарушения (например, имели ли место уничтожение, повреждение либо утрата, изменение средств таможенной идентификации для того, чтобы убедиться в том, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст. 16.11, налицо);

Читайте так же:  Узнать административные штрафы по постановлению

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность. Иначе говоря, необходимо определить конкретный субъект административного правонарушения, убедиться в том, что он отвечает признакам ст. 2.3, 2.8 (о возрасте и вменяемости), доказать, что именно он совершил административное правонарушение (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

3) виновность лица в содеянном. Выяснив, что именно данное лицо совершило административное правонарушение, следует также определить степень и форму его вины (т.е. умысел или неосторожность), цели, мотивы и иные побуждения лица, толкнувшие его к совершению административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность (они изложены в ст. 4.2 неисчерпывающим образом, см. коммент. к ней), и обстоятельства, отягчающие ее (они изложены в ст. 4.3 исчерпывающим образом, см. коммент. к ней);

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением. При этом следует учитывать, что фактический ущерб (например, уничтожение, повреждение имущества) характерен только для материальных составов административного правонарушения (см., например, ч. 2 ст. 13.5 «Нарушение правил охраны линий или сооружений связи, если это нарушение вызвало прекращение связи»), в то время как большинство административных правонарушений сконструировано по признакам формального состав», когда административная ответственность наступает за сам факт правонарушения (см., например, коммент. к ст. 14.15 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров»);

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях (необходимо, в частности, выяснить, не действовало ли лицо в условиях крайней необходимости, в состоянии невменяемости и т.п., см. коммент. к ст. 2.7, 2.8);

7) иные обстоятельства, значимые для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (например, одно или несколько административных правонарушений совершило лицо, см. коммент. к ст. 4.5), не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности (см. коммент. к ст. 4.5), нужно ли направлять представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (см. коммент. к ст. 29.13), и т.д.

2. Для правильного применения норм ст. 26.1 нужно учесть положения:

1) ст. 26.2 о том, какими доказательствами устанавливаются обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административных правонарушениях (о требованиях к таким доказательствам);

2) ст. 26.3-26.8 о видах доказательств по делу об административных правонарушениях;

3) ст. 26.11 об оценке судьей, органом, должностным лицом предъявленных доказательств;

4) ст. 26.9, 26.10 об активной роли самих судей, органов, должностных лиц в собирании (истребовании) и исследовании доказательств по делу об административных правонарушениях. См. коммент. к ст. 26.2-26.11.

Способы совершения административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Что такое состав административного правонарушения

Совокупность элементов, при наличии которых то или иное действие или бездействие (деяние) признается административным правонарушением, и есть состав административного правонарушения. Теоретики выделяют 4 элемента, каждый из которых имеет свои обязательные признаки. И в совокупности государство признает их достаточными и необходимыми для признания деяния административным правонарушением.

Наличие элементов и признаков состава доказывает уполномоченный орган (должностное лицо) в рамках привлечения к административной ответственности. Составы конкретных правонарушений закрепляет каждая статья Особенной части КоАП РФ. Или закона субъекта Российской Федерации (подробнее – административные комиссии).

Обязательными элементами состава административного правонарушения являются:

  • объект
  • субъект
  • объективная сторона
  • субъективная сторона

В качестве примера отсутствия состава административного правонарушения приведем пример. Одним из нарушений в области дорожного движения является управление транспортным средством лицом, не имеющим водительского удостоверения. Если это был водитель 14 лет, то состав административного правонарушения отсутствует. Порок в субъекте. Ведь он на момент совершения нарушения должен достигнуть 16 лет.

Субъект в составе административного нарушения

Субъект – это тот, кто совершил правонарушение. Соответственно, это лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности.

Закон предъявляет отдельные требования к субъекту. В общем смысле, это физические и юридические лица. Физические лица – независимо от гражданства, но достигшие 16 лет. Причем в ряде случаев для несовершеннолетних комиссия может применить освобождение от административной ответственности. Помимо требований к возрасту, закон закрепляет и вменяемость. То есть способность понимать свои действия и руководить ими. Временное или постоянное психическое расстройство могут стать причиной освобождения от ответственности.

Читайте так же:  Пути предотвращения загрязнения окружающей среды

Иностранные граждане являются специальными субъектами за нарушение режима пребывания в России и правил пересечения границы РФ (глава 18 КоАП РФ). Также специальными субъектами по ряду правонарушений являются должностные лица, водители и т.п. Требования к лицу, которое может быть признано субъектом правонарушения устанавливает статья Особенной части КоАП РФ.

Особыми субъектами являются военнослужащие, работники силовых структур и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о службе. Некоторые виды административных наказаний к ним не применяются. А в некоторых случаях наказание применяется только к ним.

Отсутствие состава административного правонарушения и малозначительность

Установить, что состав административного правонарушения отсутствует, уполномоченное должностное лицо может только в отношении конкретного лица. То есть после установления личности лица, которому вменяется нарушение. И это обстоятельство – безусловное основание для прекращения дела.

Малозначительность административного правонарушения означает, что все элементы состава правонарушения установлены. Но по той причине, что вред (угроза) вреда оказалась незначительной, ответственность не возлагается.

Как показывает практика рассмотрения дел по административным нарушениям, отсутствие состава административного правонарушения нередко приходится доказывать в суде.

Место совершения административного правонарушения

Место совершения административного правонарушения – это та часть пространства, с которой связано то или иное опасное для общества деяние, определяемое законодательством как административное правонарушение.

Местом совершения правонарушения в зависимости от его вида и характера может оказаться:

  • географическая точка, где оно было совершенно, характеризуемая региональным законодательством и КоАП РФ как административный деликт;
  • в случае продолжающегося нарушения административного – место пресечения нарушения закона;
  • если способом совершения правонарушения является бездействие, то пространство, где должны выполняться конкретные обязанности или предписываемые действия.

Элементы состава административного нарушения

Объект административного правонарушения – общественные отношения, на которые посягает деяние. Этот объект посягательства охраняет закон. КоАП РФ или закон субъекта России. Он бывает общим (здоровье, общественная безопасность и т.п.), родовым, видовым и непосредственным (конкретные отношения, которым причинен ущерб). Разделение объекта на виды имеет больше теоретическое значение. С практической точки зрения указание на объект нарушения содержится в наименовании главы Особенной части КоАП РФ. И в самой формулировке административного нарушения.

Объективная сторона как элемент состава административного правонарушения – это внешнее проявление проступка. Совокупность или единичный акт действия или бездействия. А также наступившие в результате причинно-следственной связи с ним последствия (вред). Обязательные его признаки:

  • деяние – действие или бездействие
  • последствия нарушения – вред, угроза вреда, ущерб
  • деяние – причина, вред (его угроза) – следствие.

Дополнительными элементами являются место совершения административного правонарушения, время, способ, обстановка.

Нюанс: КоАП РФ закрепляет много формальных составов правонарушений. То есть для таких деяний не обязательно наступление какого-то материального последствия. Самой угрозы нормального функционирования охраняемым отношениям (объекта) достаточно, чтобы нарушение было оконченным. Например, превышение скорости водителем признается потенциально опасным поведением. И ответственность будет независимо от наличия какого-либо материального вреда. Однако малозначительность административного правонарушения можно распространить на любую статью.

Субъективная сторона и состав административного правонарушения

Отношение субъекта к совершенному деянию есть субъективная сторона правонарушения. Именно поэтому невменяемость автоматически означает отсутствие состава правонарушения.

Обязательным элементом субъективной стороны является вина. Она может быть выражена в форме умысла:

  • субъект понимает противоправность своих действий, осознает и желает наступления вредных последствий (прямой умысел)
  • он понимает противоправность действий, осознает наступление вредных последствий, но безразлично относиться к их наступлению (косвенный умысел)

Вина может быть выражена в форме неосторожности:

  • субъект предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал их предотвратить (легкомыслие)
  • он не предвидел наступление последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть

Дополнительными элементами субъективной стороны являются мотив и цель.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отсутствие вины, а в ряде случаев конкретной формы вины, означает отсутствие состава административного правонарушения, а, значит, и неприменение административного наказания.

Отсутствие состава административного правонарушения

Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепляет, что отсутствие состава административного правонарушения означает прекращение дела. Не всегда лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, добивается прекращения дела до его рассмотрения. Дело может дойти и до Верховного суда РФ. То есть когда обжалование постановления по делу об административном правонарушении уже находится в последней инстанции. Поэтому юристы рекомендуют не отчаиваться. И доказывать в судах свою правовую позицию.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Читайте так же:  Штраф за незаконную вырубку деревьев в городе

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Рекомендуем по теме:

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

Состав административного правонарушения

Тема про состав административного правонарушения имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Все потому, что отсутствие состава нарушения является основанием прекращения административного производства по делу. На любой его стадии. После возбуждения дела об административном правонарушении и до обжалования.

Практическое применение

Отсутствие объекта административного правонарушения, как правило, само по себе не встречается. Потому что каждая статья Особенной части КоАП РФ сгруппирована именно по видам объектов. На которые посягает то или иное нарушение. Поэтому это основание встречается вместе с отсутствием объективной стороны.

Норма статьи КоАП РФ содержит описание и объективной стороны. К примеру, мелкое хулиганство. Для него важно, чтобы человек действовал в общественном месте. А он, к примеру, “хулиганил” в чужой квартире, пусть и с причинением ущерба. Такие действия не свидетельствуют о наличии состава правонарушения мелкое хулиганство и т.п.

Читайте так же:  Кроме протокола об административном правонарушении

Отсутствие субъекта в КоАП РФ означает, что по каким-то причинам он не подлежит ответственности. Это недостижение возраста (16 лет), невменяемость физического лица. Причем не обязательно недееспособность, установленная приговором суда. А именно невозможность на момент совершения правонарушения отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Самое популярное, безусловно, средство прекратить дело – доказать отсутствие субъективной стороны. Все сомнения трактуются в пользу лица, которое привлекается к административной ответственности (ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ). Установить вину должен тот, кто составляет протокол об административном правонарушении.

Что такое отсутствие состава административного правонарушения в КоАП РФ

Среди оснований прекращения административного производства есть отсутствие события административного правонарушения и отсутствие состава правонарушения. И эти понятия не идентичны. Состав административного правонарушения – совокупность обязательных элементов. И отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из них позволяет лицу, в отношении которого начато производство, требовать освобождения от административной ответственности.

Таким образом, отсутствие хотя бы одного из элементов (объект, объективная сторона, субъект или субъективная сторона) и есть отсутствие состава административного правонарушения. Каждый элемент конкретного административного правонарушения характеризуют свои особенности. Поэтому при наличии затруднений мы рекомендуем обратиться к дежурному юристу сайта.

Состав административного правонарушения от события отличается следующим. В первом случае (состав) – противоправное деяние было. Но один из обязательных элементов отсутствует. А во втором (событие) – это когда отсутствует сам противоправное деяние. Или факт его наличия уполномоченный орган не доказал.

Роль правильного определения места совершенного правонарушения

Место совершения правонарушения и его характеристики в документации процесса обладают теоретическим и практическим значением.

Благодаря точному установлению места оказывается возможным:

  • разграничение и обоснование использования к деликту административного характера регионального или федерального законодательства;
  • правильное обоснование задействования норм административной ответственности в тех случаях, когда законодательством выдвигаются особые требования к определению правонарушения с учетом места, в котором оно совершалось;
  • определение территориальной подсудности.

Замечание

В том случае, когда место свершения деликта административного характера — это обязательный критерий объективной стороны, неправильно выполненное определение может стать причиной неверной квалификации деликта норм материального права.

По установленным правилам местом, где совершается деликт административного характера, называют ту территорию, где было окончены противоправные действия.

Когда объективная сторона деликта рассматриваемого типа выражается как неисполнение обязанностей по закону, место преступления может определено следующим образом:

  • относительно физ. лица и индивидуального предпринимателя фигурирует место жительства;
  • в случае должностного лица это исполнения обязанностей;
  • для юридических лиц местом будет считаться их нахождение;
  • относительно филиалов и представительств юр. лица — место, где они находятся.

Замечание

Часть пространства, которая характеризуется как место совершения правонарушения, в обязательном порядке описывается в процессуальных документах, в частности, в протоколе.

Состав и характер имеющего место быть деликта рассматриваемого типа непосредственно воздействуют на детализацию определения места, где произошло правонарушение. Преимущественно в протоколе с целью определения и описания места деликта рассматриваемого типа фигурирует наименование населенного пункта, адрес и, если речь идет про место совершения административного правонарушения юридическим лицом, должна фигурировать занимающая помещение организация.

Правонарушение административного типа может совершаться за границами населенного пункта. В таком случае место деликта привязывают к наименованию местности или определенным ориентирам (трасса, расстояние и так далее).

В определенных случаях место свершения деликта административного типа — это обязательное свойство объективной стороны состава правонарушения, фигурирующий в протоколе, причем привязывается не только к зданию, но и находящемуся в нем помещению, где произошло деяние. Иногда может указываться точное расстояние.

В исключительных случаях место совершения правонарушений административного характера охватывает значительную площадь (как например, лес). Для правильного определения места деликта требуется указание границ и площади участка, а также кадастрового номера.

Объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона характеризует внешнюю сторону административного правонарушения, т.е. показывает, что объективно произошло. Наиболее важным элементом объективной стороны выступает противоправное деяние. В то же время в объективную сторону могут включаться и другие элементы, которые характеризуют деяние с точки зрения способа, средств, времени и места его совершения, наличия причинной связи между совершенным деянием и наступившими общественно опасными последствиями, повторности, неоднократности, злостности, систематичности и длительности.

Деяние может выражаться в двух формах: действия или бездействия.

Действие — это активное нарушение установленных запретов и правил. Многие административные правонарушения могут совершаться только в форме действия. Так, например, только путем совершения определенных действий осуществляется правонарушение, предусмотренное ст. 14.11 КоАП РФ «Незаконное получение кредита».

Бездействие — это пассивное поведение, связанное с несовершением лицом тех действий, которое оно обязано совершить в силу требования закона. Существуют правонарушения, совершаемые только путем бездействия, например, предусмотренное ст. 12.17 КоАП РФ «Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами».

В то же время значительная часть административных правонарушений может совершаться как путем совершения действий, так и бездействием.

Входящее в объективную сторону состава административного правонарушения деяние может быть оконченным или длящимся. Разница между ними заключается в том, что оконченное правонарушение совершается одномоментно (например, проезд на запрещающий сигнал светофора — ст. 12.12 КоАП РФ), а длящееся — в течение продолжительного времени (например, осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом — ст. 14.23 КоАП РФ).

При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или оконченным необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния). Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон. Прекращение противоправного поведения (состояния) имеет место, когда лицом никакие противоправные действия уже не совершаются либо когда государство в лице уполномоченных органов пресекает правонарушение.

Правонарушение, независимо от того, является оно длящимся или недлящимся, считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом. Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения лица к ответственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, т.е. до момента завершения противоправного поведения (состояния) .

См.: Административное право: Курс лекций: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М., 2006. С. 288.

Читайте так же:  Жалоба на протокол об административном правонарушении гибдд

Вопрос об отнесении правонарушений к оконченным или длящимся имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение. Это связано с тем, что КоАП РФ устанавливает предельные сроки давности привлечения к административной ответственности (от 2 месяцев до 1 года), которые начинают исчисляться соответственно для оконченных правонарушений — со дня их совершения, а для длящихся — со дня их обнаружения.

Пленум Верховного Суда РФ сформулировал определение длящегося административного правонарушения в п. 14 Постановления от 24 февраля 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Согласно этому определению «длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом». Пленум Верховного Суда РФ также отметил, что невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В качестве иллюстрации указанного правила здесь можно привести пример из практики ФАС Северо-Кавказского округа .

Применение законодательства об административных правонарушениях // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. 2007. N 2.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Решением суда оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Суд кассационной инстанции, оставляя решение без изменения, указал следующее. Общество привлечено к административной ответственности за нарушение срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, которое не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не выполнена к определенному в нем сроку, начинается с момента наступления указанного срока (дело N Ф08-1347/06).

Представляется, что в настоящее время критерии отнесения административных правонарушений к оконченным или длящимся, так же как и сами эти понятия, должны быть закреплены в КоАП РФ, на что, кстати, уже неоднократно указывалось в науке .

См., например: Бахрах Д.Н. Административное право России. С. 478.

Для квалификации административного правонарушения нередко значение имеют место, время, способ и средства совершения противоправного деяния.

Время совершения противоправного деяния может иметь значение постольку, поскольку для некоторых деяний только их совершение в определенное время делает их противоправными. Так, например, в соответствии со ст. 1.1 Закона Саратовской области от 29 марта 2006 г. N 34-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» действия, нарушающие тишину и покой граждан, влекут административную ответственность только в случаях, если они совершены с 23 до 7 часов.

Место совершения противоправного деяния также имеет большое значение для его квалификации. Так, например, административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.2 КоАП РФ, может быть совершено только в пограничной зоне.

Способом совершения административного правонарушения является совокупность последовательно совершаемых правонарушителем приемов.

Средства совершения административного правонарушения — различные как запрещенные, так и не запрещенные к использованию предметы и приспособления, посредством которых правонарушитель совершает административное правонарушение.

Совершенное нарушителем деяние может носить злостный, повторный, неоднократный и систематичный характер, кроме того, оно может быть длящимся.

Злостность характеризует упорство правонарушителя, явно выраженное нежелание подчиняться законным требованиям, в том числе выраженным неоднократно. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Повторность обозначает совершение одним и тем же лицом нового правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за однородное правонарушение. Повторность совершения административного правонарушения также является обстоятельством, отягчающим ответственность.

Неоднократность имеет место, когда правонарушитель совершил два или более однородных административных правонарушения, за каждое из которых он еще не подвергался наказанию.

Систематичным будет являться правонарушение, совершаемое несколько раз в течение года в одной и той же сфере одним и тем же субъектом. Так, например, систематичным может быть признано нарушение водителем правил дорожного движения.

Как уже указывалось выше, в отличие от уголовных преступлений для большинства административных правонарушений характерно то, что они не вызывают напрямую наступления общественно опасных последствий, однако создают условия для их наступления. Тем не менее среди административных правонарушений имеются и такие, которые напрямую связаны с наступлением общественно опасных последствий в результате совершения определенного деяния.

По данному критерию (наличию или отсутствию общественно опасных последствий как элемента состава) административные правонарушения подразделяются на правонарушения с материальным или формальным составом.

Правонарушения с формальным составом считаются оконченными с момента фактического нарушения правил, невыполнения обязанности и т.п., независимо от наступления или не наступления общественно опасных последствий. Примером правонарушения с формальным составом является сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (ст. 5.23 КоАП РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Правонарушения с материальным составом считаются совершенными только в том случае, если противоправное деяние повлекло за собой наступление конкретных общественно опасных последствий. Таким, например, является нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ). В данном случае имеется не только нарушение правил (дорожного движения), но и наступившие общественно опасные последствия (причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего). Кроме того, обязательным элементом объективной стороны таких правонарушений является прямая причинная связь между совершенным деянием и наступившими общественно опасными последствиями (причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего должно быть вызвано именно нарушением водителем правил дорожного движения).

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 1387 | Нарушение авторских прав

Источники

Способы совершения административного правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here