Способы разрешения административных дел

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Способы разрешения административных дел". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

>
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 24.1 — 30.19)

Раздел IV. Производство
по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему «Производство по делам об административных правонарушениях»

>
Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Административные споры

Административный процесс выделяется Конституцией РФ в самостоятельную отрасль судопроизводства. Административно-правовые споры разрешаются судами общей юрисдикции, специальными трибуналами и арбитражными судами в рамках установленных правовых процедур.

Что такое административные споры

Административного спора — это установление законности всех действий, которые совершаются административным органом в отношении граждан.

Данные споры возникают в случае административных правонарушений выявленных со стороны органов власти, физических и юридических лиц. Споры по административным вопросам делятся на две группы, связанные с обжалованием постановлений о назначении административных наказаний и с признанием недействительными ненормативных актов государственных органов.

Проверка законности действий государственных органов осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения споров о праве между гражданами и административными органами. В рубрике административные споры рассмотрены основные судебные разбирательства в рамках Административно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Как возникает административно правовой спор

В повседневной жизни и предпринимательской деятельности часто приходится иметь дело с государственными структурами: налоговыми, таможенными, пограничными органами, органами внутренних дел (в том числе, ГИБДД) и многими другими.

Одним из самых распространенных вопросов граждан является определение подведомственности дел, то есть разграничение их между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Другой не менее важной для заявителей задачей является правильное определение закона, на который следует ссылаться, обращаясь в суд, т.к. правовые отношения в этой области регламентируются большим количеством законодательных актов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Правила рассмотрения административных дел установлены Арбитражно-процессуальным кодексом (далее — АПК РФ), Кодексом административного судопроизводства (далее – КАС РФ) или Кодексом об административных правонарушениях (далее — КоАП), а иногда и Гражданско-процессуальным кодексом (далее – ГПК РФ).

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Виды административных дел, возникающих из публичных правоотношений

Анализ ст. 1 КАС РФ позволяет выделить следующие виды административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:

Административные споры

Административные споры в суде и на комиссии требуют обращения к профессиональному защитнику, нашему адвокату. Чаще всего, административные споры являются экономическим столкновением и появляются при необходимости защищать имущество заинтересованного субъекта.

Кроме того, нельзя забывать про водителей, которые постоянно попадают в спорные ситуации связанные с нарушением правил дорожного движения, влекущим судебное лишение водительских прав, где без нашего адвоката по административным делам также не обойтись.

Порядок разрешения административных споров

В соответствии с действующим законодательством общие суды рассматривают 4 (четыре) основных категории административных споров:

1. споры, возникающие в связи с нарушением прав и свобод граждан действиями и решениями органов государственной власти и местного самоуправления;
2. споры по поводу правомерности (законности) назначения административных наказаний;
3. споры, возникающие из избирательных правоотношений;
4. в связи с защитой избирательных прав;споры по поводу законности нормативных актов органов исполнительной власти.

Виды административных споров

  1. о привлечении к административной ответственности;
  2. о привлечении к дисциплинарной ответственности
  3. о пересмотре постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  4. по административным спорам субъектов публичной власти о компетенции;
  5. по административным спорам о правомерности нормативных и ненормативных актов органов публичной власти по вопросам компетенции;
  6. по спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по вопросам компетенции;
  7. по спорам между субъектами Российской Федерации;
  8. по спорам, возникающим в ходе проведения избирательной компании, референдума;
  9. о взимании налогов, сборов, иных обязательных платежей, пеней и по иным налоговым спорам;
  10. по спорам в области таможенного дела и таможенного регулирования и др.

Причина любого правового спора лежит в убеждении одной из спорящих сторон, что поведение другой стороны неправомерно. Орган, наделенный полномочиями по разрешению такого спора, обязан дать юридическую оценку основанию возникновения спора, и это является его основной задачей. В настоящий момент административные поры рассматриваются в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Внесудебный порядок рассмотрения административных споров

Внесудебный порядок урегулирован Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В компетенцию уполномоченного по правам человека входит рассмотрение жалоб граждан на действия и решения органов государственной власти и должностных лиц. Но здесь же отметим, что жалоба рассматривается Уполномоченным уже после прохождения судебного или административного порядка, если гражданин не согласен с принятым по делу решением.

Читайте так же:  Административный штраф за рекламу

Во внесудебном порядке административно правовые споры разрешаются также посредством применения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», регулирует порядок рассмотрения обращений граждан на решения и действия (бездействие) граждан и досудебный порядок их обжалования (в частности, глава 2.1 Закона).

Основные виды административно-правовых споров

Руководствуясь ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), выделяют 4 вида споров:

Основания возникновения

В зависимости от объективной стороны конфликта основаниями для возникновения споров выступают:

  • принятое решение/действие органа управления напрямую нарушает право лица, в отношении которого действует;
  • принятое решение/действие органа управления не соответствует действующему законодательству;
  • процедура принятия решения/действия органа управления нарушает закон.

Обратите внимание!

В процессе разрешения административного спора, по общему правилу, ответчиком выступает публичный орган власти.

Сторонами в административном деле согласно закону являются:

  • истец — обращается в суд за защитой нарушенных прав;
  • ответчик — лицо, к которому предъявлены требования в рамках искового заявления;
  • заинтересованные лица — те, чьи права могут быть затронуты в процессе разрешения спора между истцом и ответчиком;
  • иные участники рассмотрения — представители, эксперты, специалисты, свидетели, переводчик, секретарь судебного заседания.

Представители

После выхода нового КАС РФ претерпел изменения институт представительства в рассматриваемых спорах: юридическую помощь в рамках процесса могут оказывать только дипломированные специалисты.

Обратите внимание!

Представителями в суде выступают адвокаты (при предоставлении нотариально заверенного документа, подтверждающего его статус) и иные представители, имеющие высшее юридическое образование. Юристы, не подпадающие под указанные критерии, не допускаются к судебному разбирательству.

Досудебный порядок урегулирования административного спора

Досудебный порядок содержатся в Кодексе об административных правонарушениях, в Таможенном кодексе, в Налоговом кодексе РФ и т.д. Постановление обжалуется вышестоящему должностному лицу либо органу. Если обжалование в вышестоящую иерархию остается без удовлетворения, то вы можете обжаловать его в районный суд по месту административного правонарушения.

В ст.30.3 КоАП РФ указан срок на обжалование постановления с момента его вручения или получения копии постановления, а если вы срок пропустили, то срок может быть восстановлен лицом, рассматривающим вашу жалобу. Пропуск срока должен быть уважительным, а именно, обстоятельства объективного характера, находящегося вне вашего контроля. Для восстановления срока, вы должны будете приложить ходатайство о восстановлении срока к самому заявлению, и документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в вашем ходатайстве.

В ч.1 ст.30.7 КоАП имеется перечень решений, который выносится после подачи жалобы, Срок вручения решения до 3 суток после его вынесения. Его вручают лицу, либо его представителю в отношении кого было вынесено постановление.

Отличается внесудебный от судебного порядка рассмотрения административного дела тем, что во внесудебном порядке осуществляется рассмотрение органами и должностными лица. В судебном порядке, только судебной властью, то есть судом.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Стороны административных споров

Стороны в административном деле — это лица, материально-правовой спор которых становится предметом судебного разбирательства.

Можно выделить следующие обязательные признаки стороны в административном деле:

  1. стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту;
  2. стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве — см., например, п. 3 ст. 1175 ГК);
  3. наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. ч. 1, 5, 7 — 9 ст. 5 КАС, ч. 1 ст. 43 АПК). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо);
  4. субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора.

Эта заинтересованность может носить непосредственный характер (например, когда оспариваемый публичный акт адресован строго определенному субъекту) либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. Действующее законодательство по-разному именует стороны в административном деле: в КАС законодатель использует термины «административный истец» и «административный ответчик«, а в АПК — «заявители» и «заинтересованные лица»

Читайте так же:  Без срока давности документальный

Виды административных производств

Соответственно, в рамках административного судопроизводства в общих судах можно выделить несколько вида производств.

Административные споры в арбитражном процессе

Если спор связан с осуществлением экономической деятельности, его разрешение производится в соответствии с АПК РФ. В ст.29 АПК РФ закреплен перечень споров, подведомственных исключительно арбитражным судам. Среди них:

  • об оспаривании постановлений, решений и действий (бездействия) властных органов,
  • об административных правонарушениях, которые перечислены в КоАПе,
  • о взыскании налогов, сборов и штрафов,
  • оспаривание нормативно-правовых актов в сфере интеллектуальной собственности,
  • несколько других категорий дел.

Заявления по этой категории дел подаются в арбитражный суд после соблюдения попытки досудебного урегулирования разногласий (ч. 2 ст. 189 АПК РФ).

Административные споры в судах общей юрисдикции

Остальные виды дел рассматриваются судами общей юрисдикции – мировыми судьями или районными судами – по правилам КАС РФ. Это, например, дела об оспаривании нормативных правовых актов (ПФР, ФСС и других органов), которые арбитражные суды не рассматривают, а также разногласия по поводу взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц и определения кадастровой стоимости недвижимого имущества.

В то же время споры, происходящие из принятия актов властных органов, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей должны рассматриваться в порядке ГПК РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»). Например, этому исключению подверглись служебные споры, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий и т.д.

Важным при рассмотрении правовой основы административного судопроизводства является Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». В ч. 1 ст. 19 указывается, что Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по административным делам.

Споры об административных правонарушениях

Дело об административном правонарушении возбуждается при наличии признаков состава административного правонарушения, перечень которых содержится в КоАП. Подавляющее большинство дел этой категории связано с нарушением Правил дорожного движения.

В редких случаях протоколы составлены безупречно, а постановления вынесены в полном соответствии с законом. Формальные нарушения должностных лиц (например, вынесение постановления неуполномоченным лицом), как и отсутствие вины, — надежный повод для отмены административного наказания. К слову, в связи с сокращенными сроками обжалования актов должностных лиц медлить с обращением в суд крайне нежелательно.

Вовремя полученная юридическая помощь обеспечит сохранение денежных средств, времени и позитивного эмоционального состояния.

Порядок разрешения административных споров

Содержание статьи

Административно-правовой спор — правовой конфликт, возникающий в ходе осуществления государством управленческой функции. Существенными признаками данного спора являются:

  • один из субъектов правоотношения — административно-публичный орган власти;
  • причина спора — вопрос законности правовых актов, действий/бездействий органа государственной власти .

Административный спор регулируется нормами административного права в рамках действующего КоАП РФ и нормативно-правовых актов. Ранее процедуру разрешения обозначенного спора регламентировали Гражданско-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы.

Обратите внимание!

Гражданин имеет право в судебном порядке обжаловать акты органов власти (государственных и муниципальных) в случае нарушения личных прав и свобод, гарантированных действующим законодательством.

Разрешение административных споров через комиссии

Видео (кликните для воспроизведения).

Административные комиссии являются основным органом, которые рассматривают административные правонарушения. Данные комиссии — это коллегиальные органы, они состоят при исполнительных комитетах районных, городских, сельских и поселковых.

Комиссии решают дела об административных правонарушениях, в них не входят дела, которые решают должностные лица или органы. Если нет прямого указания в законе, кому подведомственны дела, то они подведомственны комиссиям.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Читайте так же:  Предупреждение административный штраф административный арест являются

Административный порядок разрешения споров

По общим правилам судопроизводства в пределах рассматриваемой темы возбуждению дела предшествует подача искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа. Важным условием разрешения административного спора является правовая оценка поведения сторон, участвующих в деле. Таким образом, рассматриваемая жалоба на неправомерное действие должностных лиц может быть либо удовлетворена, либо действие лица признано законным.

Судебный приказ

Судебный приказ — судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций ( ст. 123.1. КАС РФ). Заявление о вынесении судебного приказа подаются мировому судье вместе со всеми прилагаемыми документами.

Производство в рамках судебного приказа предусматривает некоторые особенности:

  • судебного разбирательства нет;
  • вызова сторон в суд нет;
  • срок выдачи приказа — пять дней;
  • судебный приказ одновременно является исполнительным документом.

Если требования заявителя не касаются обязательных платежей и санкций, производство по указанному спору возбуждается на основании предъявления заявления по общим правилам.

Исковое заявление

Перечень требований, предъявляемых заявителем в исковом заявлении к ответчику:

  • признать недействующим нормативный акт;
  • признать незаконным решение/действие/бездействие;
  • обязать совершить действие/принять решение;
  • обязать воздержаться от совершения действия/принятия решения;
  • решить вопрос наличия/отсутствия полномочий на совершение действия/принятия решения.

Перечень является открытым, что позволяет заявителю обратиться в судебные органы и по иным основаниям, соответствующим нормам закона. Форма и содержание искового заявления существенно не отличается от заявлений, предусмотренных ГПК РФ. До подачи искового заявления предусмотрен порядок обязательного претензионного урегулирования спора, предусмотренный федеральным законодательством.

Подведомственность

Дела по перечисленным требованиям принимаются к рассмотрению и рассматриваются мировыми судьями, судами общей юрисдикции, Верховным Судом РФ.

Мировые судьи рассматривают требования о вынесении судебного приказа. Верховные краевые и областные суды разрешают споры «особой важности» (например, касающиеся государственной тайны, о прекращении деятельности средств массовой информации), Верховный суд Российской Федерации — об оспаривании актов Президента, Правительства, Генеральной Прокуратуры и прочих государственных структур высшего уровня. Основная масса дел находится в производстве у районных судов.

Процессуальные сроки

По общим правилам процессуальные сроки исчисляются с момента подачи искового заявления и не могут составлять более двух месяцев при рассмотрении дела районными судами, трех месяцев — Верховным Судом РФ.

При наличии многочисленных участников судебного процесса, либо заявленных в рамках одного дела нескольких требований, значительного объема исследуемых судом доказательств, а также обстоятельств, влекущих необходимость подготовки дела к судебному разбирательству, сроки увеличиваются. Решение о продлении принимает председатель судебного заседания, срок продления не должен превышать одного месяца.

По итогам разбирательства судом выносится мотивированное решение. В случае несогласия с принятым решением у сторон есть 30 дней на подачу апелляционной жалобы в Верховный краевой/областной суд в случае рассмотрения дела в суде общей юрисдикции. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу. Дальнейший пересмотр решения предусмотрен в судах кассационной инстанции и в порядке надзора.

Отдельные категории дел

КАС РФ регламентированы процедуры разрешения споров по отдельным категориям дел (оспаривание нормативно-правовых актов, содержащих разъяснения законодательства, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости и др.). Процедуры рассмотрения определенных категорий дел предусматривают отдельный порядок в рамках судопроизводства.

Нормативная база, регулирующая разрешение административных споров, претерпела существенные изменения, а судебная практика сложилась далеко не по всем вопросам. Только грамотное и тщательное изучение норм в сфере административного права позволит предотвратить незаконное посягательство на ваши интересы. Поэтому очень важно обратиться за помощью к нашим квалифицированным юристам в Москве, которые в кратчайшие сроки подготовят необходимые документы в суд, проанализируют и исследуют материалы дела, на основании которого выстроят грамотную позицию для разрешения возникшего административного спора.

Особенности административного судопроизводства

То, что административное судопроизводство имеет свои особенности, известно уже давно, именно поэтому на территории РФ был введен отдельный нормативно-правовой акт – Кодекс административного судопроизводства РФ. Подробнее об этом в нашей статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Читайте так же:  Как узнать наличие административных штрафов по фамилии

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Понятие дел, возникающих из публичных правоотношений

Сущность административного судопроиз­водства по делам, возникающим из публичных правоотношений, состоит в том, что суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ, рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из иных публичных правоотношений (к ним относятся, например, дела об оспаривании НПА, решений, действий (бездействия) органов власти, о прекращении деятельности СМИ, и др. ).

Названием этого вида судопроизводства в законе подчеркивается:

    1. публичный характер право­отношений , являющихся объектом судебного исследования;
    2. участие в гражданском деле носителя властных полно­мочий (должностного лица, государственного служащего, органа государственной власти и местного самоуправления, органа обще­ственного объединения).

Судебный порядок рассмотрения и разрешения дел, возни­кающих из публичных правоотношений, в научных источниках называют «административной юстицией».

Проблема существования в российском гражданском процессе «административной юстиции» как вида судопроизводства наряду с исковым всегда была дискуссионной темой, однако, с принятием КАС РФ, на данном этапе развития российского права её можно считать исчерпанной.

Одни ученые полагали, что нет оснований для отграничения этого вида судопроизводства в отдельное от искового, другие — наоборот, доказывали и доказывают, что его необходимо сохра­нить как специфический вид производства, но в пределах единого гражданского процесса.

Тем не менее, необходимо понимать, что исковое производство ориентировано на форму рассмотрения и разрешения споров прежде всего имущественного характера равных субъектов в регулятивных правоотношениях .

Потребность отдельного от искового правового регламента по делам, возникающим из публичных правоотношений, объясняется:

    1. неравноправным положением участников (сторон) в регулятивных (конституци­онных, административных) и иных публичных правоотношений, поскольку в них выступают, с одной стороны, орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с дру­гой — гражданин, организация, не имеющие таких полномочий;
    2. специфической функцией суда при рассмотрении этих дел, состоящей не в разрешении спора о праве, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам, а в отдельных случаях — и к другим субъектам права.

Указанными двумя причинами определяется и способ воз­буждения дел данной категории — оспаривание путем подачи административного искового заявления , а не предъявление иска.

Публично-правовой характер отношений, подлежащих судебно­му рассмотрению, порождает специфику процессуального регули­рования порядка рассмотрения и разрешения дел указанного вида судопроизводства.

Особенности порядка рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений (по сравнению с исковым порядком):

    • они не должны содержать явный спор о праве;
    • повышен­ная активность суда и прокурора в процессе;
    • не применяются правила о заочном производстве, однако предусмотрено рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства;
    • суд не связан доводами и основаниями заяв­ленных требований (по некоторым категориям дел — п. 3 ст. 62 КАС РФ: об оспаривании нормативных правовых актов и о защите избирательных прав), а обязанность по доказыванию возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или лиц, которые приняли оспаривае­мое решение, или совершили действие (допустили бездействие);
    • суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ст. 63 КАС РФ).
Читайте так же:  Административное дело возбуждается на основании

Порядок разрешения административного спора

Административные споры – это правовые и публично-правовые (налоговые) нарушения, совершенные как физическими, так и административная ответственность юридических лиц РФ. Административные споры в суде решаются только после того, как обе стороны – потерпевшая и обвиняемая, предоставят полный перечень документов с доказательствами, позволяющих оценить сложившуюся ситуацию.

В любом подобном споре есть:

  • Субъекты – стороны, которые столкнулись в решении административного вопроса, причем одной из них всегда является орган, наделенный государственной властью.
  • Предмет спора – несогласие сторон по выполнению прав и обязанностей, прописанных в заключенном административном акте.
  • Основание – та база, которая подтверждает несоответствие выполнения действий по заключенному административному акту.

Рассмотрение административных споров, согласно принятому закону, производится в месте возникновения административного спора, в установленные законом сроки. Рассмотрением дела будет заниматься судья, либо уполномоченный должностным лицом. Стоит обратить внимание, что этот процесс возможен только в присутствии стороны, подозреваемой в совершении административного правонарушения. При невыполнении этого условия рассмотрение дела является невозможным т.к. решение суда по административным делам после может быть признано незаконным и подлежать отмене.

Многие считают, что административный порядок спора является самым легким, и трудностей нет. Также многие не знают, какой порядок есть и какие способы есть для решения проблемы именно в административном порядке. Разрешение административно правовых споров имеются несколько, и мы сейчас их перечислим, так как каждая из них имеет свои особенности и трудности, например комиссия по административным спорам.

Внимание : смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал YouTube , чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.

Судебный порядок разрешения административных споров

Жалоба подается в тот же район, в котором находится должностное лицо. После того как рассмотрели жалобу, суд выносит одно из решений:

  • оставление постановления без изменения, жалобу без удовлетворения,
  • изменение постановления, если не усиливается наказание или не ухудшает положение лица,
  • прекращается производство ввиду малозначительности или по иным основаниям.

Какие бывают дела по административным спорам?

Административные споры между органом власти и физическим и исполнительным органом власти всегда затрагивают разные отношения и регулируются разными законами. Не каждый гражданин сможет представлять свои интересы грамотно перед должностным лицом или органом власти, и чтобы грамотно себе помочь граждане обращаются за юридической помощью к квалифицированным юристам.

Нужно заметить, что дел по административным спорам имеется широкий спектр, и мы перечислим самые распространенные:

  1. Административное правонарушение, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность;
  2. Охрана собственности;
  3. Правонарушение в сфере дорожного движения (данная проблема является самой проблематичной на сегодняшний день. Очень много вопросов встает, когда сотрудник ГИБДД останавливает гражданина, и требует предъявить документы. В таких ситуациях часто возникает административный спор);
  4. Административные споры в сфере предпринимательской деятельности (осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии, без свидетельства, без государственной регистрации);
  5. Административные споры с иностранными гражданами. Иностранные лица и лица без гражданства, вопрос о пребывании на территории РФ (т.е. незаконное осуществление трудовой деятельности без патента, нарушение сроков пребывания на территории РФ и т.д.);
  6. Административные дела против общественной нравственности и порядка (употребление спиртных напитков в общественном месте, хулиганство, нарушение противопожарной безопасности и т.п.);
  7. Правонарушение в области воинского учета (неисполнение обязанностей по воинскому учету, отклонение и укрывательство от медицинского обследования).

Самое главное для гражданина и юридического лица — юридическая помощь. Для решения проблемы всегда требуется больших, а главное профессиональных усилий. Именно наша квалифицированная помощь в лице наших юристов и адвокатов поможет с решением проблемы административного спора.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

Административные дела, возникающие из публичных правоотношений: понятие, виды

Помощь адвоката в рассмотрении административных споров

Решение административных споров происходит в соответствии с законом при предоставлении всех требующихся документов.

Поводом для обращения потерпевшей стороной в суд могут быть как препятствие госучреждений в осуществлении гражданских прав, так и наоборот – несоблюдение гражданином прав, что привело к нанесению ущерба государству.

Разрешение административных споров без последствий для пострадавшей стороны возможно при грамотном и профессиональном подходе к предоставленному делу.

Читайте еще про участие адвоката в производстве по административным делам:

Наш автоюрист по ДТП профессионально поможет решить проблему

P.S.: если у Вас проблема — позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок

Видео (кликните для воспроизведения).

Наше новое предложение — бесплатная консультация юриста через заявку на сайте.

Источники

Способы разрешения административных дел
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here