Социальные административные правонарушения

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Социальные административные правонарушения". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Глава 27. Административные правонарушения в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты населения (ст.ст. 284 — 307)

Глава 27. Административные правонарушения в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты населения

  • Статья 284. Нарушение правил осуществления медицинской и фармацевтической деятельности
  • Статья 285. Незаконное занятие народной медициной
  • Статья 286. Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий
  • Статья 287. Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок
  • Статья 288. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности
  • Статья 289. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
  • Статья 290. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения
  • Статья 291. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ
  • Статья 292. Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ
  • Статья 293. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ
  • Статья 294. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах
  • Статья 295. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
  • Статья 296. Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов
  • Статья 297. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  • Статья 298. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
  • Статья 299. Нарушение правил заключения и исполнения коллективного договора, соглашения
  • Статья 300. Нарушение правил осуществления примирительных процедур
  • Статья 301. Незаконное увольнение работников
  • Статья 302. Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке
  • Статья 303. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора
  • Статья 304. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда
  • Статья 305. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
  • Статья 306. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
  • Статья 307. Непредставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение
>
Нарушение правил осуществления медицинской и фармацевтической деятельности
Содержание
Проект федерального закона N 917598-6 «Кодекс Российской Федерации об административной ответственности» (внесен.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (ст.ст. 5.1 — 5.69)

Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права
граждан

>
Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Разновидности административных правонарушений, посягающих на права граждан

Состав административных правонарушений

Административные правонарушения посягающие на права граждан включены в пятую главу Кодекса об административных правонарушения (КоАП РФ). Она предусматривает правонарушения, которые:

  • посягают на избирательные права лиц активного и пассивного характера (статьи 5,1 – 5,25; 5,45 – 5,52, 5,56; 5,58);
  • нарушают законы, касающиеся свободы совести, выбора вероисповедания и выбора религиозного объединения (статья 5,26);
  • посягают на права в области труда (статьи 5,27 – 5,34);
  • касаются прав несовершеннолетних лиц (статья 5,35) или нарушают обязанности негосударственных и публичных лиц в сфере соблюдения этих прав (ст. 5,36 – 5,37);
  • нарушают информационные права определенных лиц (статья 5,39), включая административно-правовые нарушения, которые касаются неисполнения предпринимателями публичных информационных обязанностей (статьи. 5,53 – 5,55);
  • нарушают порядок рассмотрения гражданских обращений (5,59 статья);
  • посягают на общественные. социальные и политические права граждан (статьи 5,40; 5,59 и 5,41 – 5,43; 5,57 соответственно);
  • умаляют достоинство и честь человека, причиняют вред репутации (статья 5,61);
  • ограничивают права граждан в области гуманитарных, общественных, социальных и политических критериев (статья 5,62);
  • нарушают законы, касающиеся предоставления услуг публичного характера (статья 5,63).

В число основных объектов посягательств необходимо включить избирательные права лиц. Ответственность за проступки в данной области предусмотрена для более чем ¾ составов административных правонарушений, которые устанавливает глава 5 КоАП.

Самое распространенное административное наказание представлено административным штрафом. Он исчисляется фиксированной суммой в рублевом эквиваленте. Максимальная сумма такого штрафа предусматривается для граждан в размере 10-20 тысяч рублей. Такой штраф гражданин может получить за нарушенное законодательство в области проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетов.

Использование административных штрафов в сумме, которая во много раз выше, чем предельное значение, установленное в части 1 статьи 3.5 КоАП, может происходить только в вышеуказанном случае, включая некоторые нарушения порядка в обществе. Наиболее обременительными санкциями для предприятий, являющихся нарушителями, регулирует ч. 1 ст. 5,5; ст. 5,8; 5,10; ч. 1 ст. 5,12; ст. 5,18; ч. 1 ст. 5,57 КоАП. Если рассматривать эти статьи, то в них максимальная сумма административного штрафа может составлять 200 000 рублей.

В минимальной сумме штраф исчисляется в отношении рассматриваемых проступков (ст. 5,38). В некоторых случаях используются прочие имущественные санкции, включая конфискацию (используется вместе с административными штрафами как дополнительное административное наказание), предупреждение (как альтернатива административным штрафам, может быть вынесено в случаях, которые регулирует ст. 5,35).

Виды наказаний

Теперь следует рассмотреть вопрос о том, в каких формах взысканий выражается ответственность нарушителя перед обществом. Их не так уж и много. За разные виды административных правонарушений (КОАП РФ прописывает различные меры наказания) существует всего 7 основных типов взыскания:

Читайте так же:  Привлечение виновных лиц к административной ответственности

Есть и дополнительные виды наказаний:

  • Дисквалификация. Может длиться от 3-х месяцев до 3-х лет.
  • Запрет на посещение различных соревнований.
  • Приостановление деятельности. Используется в том случае, если лицо, которое ведет бизнес, нарушает основные правила осуществления действий по его поддержанию и развитию, например не оформляет соответствующие юридические документы. Максимальный срок такого наказания составляет 90 дней.
  • Административное выдворение за пределы государства. Оно происходит под контролем специальных органов. Применяется такая мера в том случае, если лицо, не имеющее гражданства или являющееся подданным другой страны, совершило такое злодеяние, которое приравнивается к действиям должностных лиц. Такое наказание не касается военнослужащих. Принимать такое решение может только суд.

Как видите, административное правонарушение (понятие, виды и другие особенности мы рассмотрели ранее) не может остаться безнаказанным.

Объект и объективная сторона нарушения административного порядка

Какие виды административных правонарушений существуют, вы уже знаете. Теперь следует подробнее рассмотреть, что же такое объект и объективная сторона проступка. Итак, разберемся с первым термином. Объект – это есть тот порядок или отношения, которые давно урегулированы правовыми нормами и обязательны для выполнения каждым гражданином общества. Они охраняются специальными мерами ответственности. Кроме КОАП, такие отношения могут дополнительно регулироваться другими кодексами: экологическим, трудовым, земельным.

Что касается объективной стороны, то она является внешним проявлением нарушения установленного закона. Она включает в себя такие элементы: нежелательные последствия, которые наступили, а также деяние или бездействие, которое к ним привело. Еще одним признаком объективной стороны является взаимосвязь между нарушением и результатом. В противном случае нет состава проступка. Например, к объективной стороне можно отнести нарушение правил ПДД, которое проявляется в несоблюдении дистанции движения, требований дорожных знаков, превышении разрешенной скорости. Последствием таких действий может стать дорожно-транспортное происшествие или создание аварийной ситуации.

Если говорить о материальном составе, то примером может быть нарушение пожарной безопасности, которое приводит к уничтожению или повреждению имущества. Естественно, в этом случае необходимо проводить расследование и собирать доказательства.

К объективной стороне относятся и другие компоненты, благодаря которым определяется вид ответственности: место и способ совершения деяния, характер проступка, а также злостность и повторность осуществления нарушения.

Квалификация административных правонарушений

Необходимо обратить внимание и на определенные особенности, касающиеся квалификации правонарушений. Так, индивидуальные предприниматели могут являться самостоятельными субъектами административных правонарушений, которые рассматривает часть 1 ст. 5,27 КоАП («Нарушение законодательства о труде и об охране труда»). Квалифицируя подобные правонарушения, не происходит использование общей дефиниции должностных лиц, которая способна отождествлять юрисдикционный статус ИП или должностных лиц.

В остальных ситуациях ИП обладают ответственностью, которая предусматривается для должностных лиц, когда проступок предопределяется их профессиональной деятельностью.

В прочих случаях ИП несет ответственность, которую установила санкция соответствующей статьи, предусмотренной для граждан.

Дела о рассматриваемых правонарушениях, посягающие на активное или пассивное избирательное право, производство по которым производят как административное расследование, рассматривают судьи одного из районных судов. Если же не требуется проведение административного расследования, то рассмотрение осуществляют мировые судьи. Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите прав этих лиц рассматриваются дела об административных правонарушениях (ст. 5,35; 5,36 КоАП).

Должностные лица ОВД, комиссий референдума и избирательных комиссий, органов соц. защиты, специальных публичных органов (включая федеральную инспекцию труда и подведомственные ей организации), Счетную палату, внебюджетные фонды государства и др.) наделяются отдельными административными и юрисдикционными полномочиями. Перечисленные субъекты имеют право на составление протоколов об административных правонарушениях, использование определенных мер административного пресечения, осуществление иных процессуальных действий (например, определенное должностное лицо избирательной комиссии или комиссии референдума имеет право осуществить назначение административного расследования).

Прокуратура обладает обширными юрисдикционными полномочиями в рассматриваемой области. В ее ведение входит возбуждение дел об административных правонарушениях, которые регулируют ст. 5,1; 5,7; 5,21; 5,23 – 5,25; 5,45; 5,46; 5,48; 5,52.

Временный запрет деятельности в качестве меры пресечения используют в случаях, когда субъект предпринимательской деятельности нарушает законодательство о труде и его охране (ч. 1 ст. 5,27).

Здесь любой индивидуальный правовой акт может быть вынесен вербально лишь в случаях, которые предусмотрены федеральными законами. В число таких актов необходимо включить устное разрешение, которое принимает должностное лицо таможенного органа.

Квалифицируя статью 5,39 КоАП необходимо учесть и прочие составы правонарушений, которые способны установить ответственность за нарушенный порядок распространения сведений. В частности, это касается отказа в представлении физическим лицам экологической информации (ст. 8,5 КоАП). В случае, если действия, которые определяет диспозиция ст. 5,39 КоАП, причиняют имущественный ущерб (моральный вред) гражданину или предприятию, правонарушения квалифицируются в соответствии со 140 статьей УК.

Возможная корреляция проступков и преступлений в случае совершения правонарушений, которые посягают на избирательные права граждан.

Статья 5,20 КоАП или статья 411 УК рассматривают нарушение порядка финансирования избирательных кампаний, кампаний по проведению референдума в соответствии с суммой используемых денежных средств. Незаконный выпуск бюллетеней для выборов или голосования на референдуме классифицируют в соответствии с частью 3 статьи 142 УК. Если же происходит сокрытие остатков тиражей этих бюллетеней, то это способно повлечь к административному наказанию по статье 5.23 КоАП.

Социальные административные правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Какие правонарушения являются административными?

Нужно сказать, что не все проступки регулируются КОАП. К ним относятся нарушения, осуществленные в сферах:

  • Охраны окружающей среды, здоровья, собственности.
  • Энергетики, промышленности, природопользования, строительства.
  • Ветеринарии, сельского хозяйства, мелиорации земель.
  • Дорожного движения и транспорта.
  • Информации и связи.
  • Предпринимательской деятельности и бизнеса.
  • Здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Защиты границ государства.
  • Общественного порядка и безопасности.
  • Армейского учета.

Именно эти виды административных правонарушений административное право рассматривает как такие, которые не могут быть отнесены к криминальным преступлениям. Хотя тут все зависит от формы вины и серьезности наступивших последствий.

Понятие и цели административного взыскания

Виды административных правонарушений в РФ вы уже рассмотрели. Теперь следует поговорить об ответственности. Прежде всего, нужно уяснить само понятие административного взыскания. Это практическая форма выражения ответственности. Взыскание осуществляется, предполагая такие цели:

  • Предупредительную. Наказание как превентивная мера призвано обеспечить соблюдение установленных в обществе порядков. Любой человек, который захочет их нарушить, не станет этого делать, если будет знать, что понесет за это определенную ответственность.
  • Карательную. Нарушитель закона должен обязательно ответить за свои деяния.
  • Воспитательную.
  • Восстановительную. Если своими действиями лицо нанесло какой-либо ущерб, то он обязательно должен быть компенсирован.
  • Сигнализирующую.

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

Читайте так же:  Разъяснение постановления по административному делу

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Читайте так же:  Тэс загрязнение окружающей среды

Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Видео (кликните для воспроизведения).

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Рекомендуем по теме:

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

Социально-правовая сущность административных правонарушений

Теории и на практике при выявлении и квалификации правонарушения часто возникает вопрос о его соотношении с преступлением.

В литературе высказывались различные мнения относительно социально-правовой сущности административного правонарушения. Административные правонарушения трактовались как общественно опасными, но по своему характеру являющиеся менее опасными, чем преступления.[17]

Наконец, существует и третья точка зрения на проблему общественной опасности административного правонарушения. В соответствие с ней одни административные правонарушения являются общественно опасными, другие не являются таковыми, хотя и наносят вред.

Основы законодательства СССР и союзных республик, а вслед за ними Кодекс РСФСР, Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержат указания на общественную опасность. Следовательно, с формальной точки зрения административное правонарушение является противоправным деянием, но не представляет общественной опасности.

По существу же, административные правонарушения, как и преступления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности.

Во-первых, оба эти вида правонарушений часто имеют общий объект посягательств; во-вторых, общественная опасность определяется не характером единичного правонарушения, а их распространённостью, «массовидностью», в-третьих, общественная опасность проявляется в самой их противоправности, в-четвёртых, общественная опасность выражается во вредности правонарушения. Поэтому противопоставление общественной опасности и вредности является необоснованным. В УК РФ общественная опасность обоснованно сводится к причинению вреда и созданию угрозы его причинения личности, обществу или государству. В-пятых, постоянно идёт процесс декриминализации и криминализации одних и тех по своему характеру правонарушений, что подтверждает принципиальную социальную однородность соответствующих правонарушений; в-шестых, если административные правонарушения не общественно опасны, то обоснована ли государственная репрессия за их совершение; в-седьмых, за некоторые административные правонарушения предусмотрены более суровые меры ответственности, чем за многие преступления; в-восьмых, степень общественной опасности лежит в основе разграничения преступлений и административных правонарушений вообще (внешне сходных), частично совпадающих преступлений и административных правонарушений в особенности.

Особый вопрос в рамках социально-правовой проблемы административных правонарушений — о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений.

Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться как к объекту, объективной стороне состава соответствующих правонарушений, так и к его субъекту, субъективной стороне. Например, закон определяет, что субъектом определённых преступлений признаётся лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения — только лица, достигшие 16-летнего возраста 4 нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение лёгкого вреда здоровью потерпевшего — административное правонарушение, а те же действия, повлекшие причинение тяжёлого или средней тяжести вреда здоровью — преступление. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.

Административное правонарушение отличается от общественно опасного дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признаётся административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно-дисциплинарные правонарушения (проступки)».[18] Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определённых трудовых, служебных функций.

Общественная опасность административного правонарушения во многом определяется субъективной стороной состава правонарушения. «Волевая реакция, — пишет А. б. Агапов, — проявившаяся в осознанном противоправном поведении, означает, что лицо совершает общественно-опасное деяние, прогнозируя вредоносность результата своего действия (бездействия), при этом субъект сознательно допускает последствия поступка (так называемый косвенный умысел)».[19] В данном случае субъект решается на противоправное действие или бездействие опосредованно.

Таким образом, нет оснований подвергать сомнению общественно опасный «статус» административных правонарушений. Всякое административное правонарушение в той или иной степени является общественно опасным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели понятие административного правонарушения, состав административных правонарушений и их социально-правовую сущность. Понятие о составе административного правонарушения имеет очень важное научное и практическое значение, так как способствует правильной квалификации деяния юрисдикционными органами по субъектам административной ответственности, эффективному применению административных наказаний, оказывает профилактическое воздействие, повышает общую правовую культуру населения.

Способ совершения административного правонарушения представляет собой определенный порядок, последовательность действий и приемов, применяемых правонарушителем. Если способ совершения отражен в статье КоАП РФ, то он влияет на правовую оценку содеянного. Определение административного правонарушения, имеющееся в административном законодательстве, нуждается в дальнейшем совершенствовании, и его можно было бы изложить в следующей редакции: административным правонарушением признается посягающее на права, свободы и безопасность граждан, собственность, установленный порядок управления общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. Под категорией административного правонарушения понимается группа классифицируемых правонарушений, связанных единым характером, степенью общественной вредности и общими административно — правовыми последствиями, соответствующими этой вредности.

Читайте так же:  Подать в суд за нарушение тишины

При наличии всех признаком может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Данное обстоятельство имеет в частности большое практическое значение.

Несмотря на то, что в законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, его содержанием обосновываются правомерность и сущность такого понятия. Состав административного правонарушения включает объект правонарушения, его объективную сторону, субъект правонарушения, субъективную сторону правонарушения.

Как и уголовное преступления, и дисциплинарный проступок, административное правонарушение является общественно опасным деянием. Степень его общественной опасности может варьироваться. Степень опасности административного правонарушения во многом определяется его субъективной стороной.

Проблема правонарушений и ответственности за них в сфере социального обеспечения

Дата публикации: 09.05.2018 2018-05-09

Статья просмотрена: 3559 раз

Библиографическое описание:

Уварова Ю. А. Проблема правонарушений и ответственности за них в сфере социального обеспечения // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 327-328. — URL https://moluch.ru/archive/205/50181/ (дата обращения: 17.02.2020).

Конституция объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1].

Основной целью социального обеспечения и социальной защиты является обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества и создание равных и справедливых возможностей для развития каждого гражданина. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов.

Но социальный характер государства заключается не столько в провозглашении себя таковым, сколько в недопущении совершения правонарушений в сфере социального обеспечения, а также в своевременной защите социальных прав своих граждан.

В настоящее время многие нормы о юридической ответственности в праве социального обеспечения отсутствуют или же несоразмерно малы по отношению к совершенным правонарушениям.

Правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность [6, с. 290].

Все правонарушения классифицируются в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно последнему критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Рассмотрим некоторые уголовно наказуемые преступления и ответственность за них в сфере социального обеспечения:

– необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов;

– разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового [3].

В КоАП РФ также содержатся правонарушения в сфере социального обеспечения:

– разглашение информации с ограниченным доступом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

– непредставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;

– нарушение установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей [4].

Согласно российскому законодательству повторность одного и того же административного проступка в ряде случаев может повлечь за собой трансформацию административной ответственности в уголовную.

В области социального обеспечения к гражданско-правовым правонарушениям можно отнести:

– незаконное получение гражданами социального обеспечения Например, в ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» указано, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений (сведения, предоставляемые для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также сведения, предоставляемые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета) повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ [5]. Данные нормы закреплены в Гражданском кодексе РФ, а именно в главе 60 «Обязательства вследствие неосновательного обогащения». Согласно данным нормам лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Данные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли [2];

– действия (бездействие) должностных лиц, отвечающих за предоставление социального обеспечения, которые повлекли за собой причинение убытков получателю социального обеспечения.

Таким образом, в российском законодательстве, касающемся сферы социального обеспечения, закреплены все основные виды правонарушений: уголовные преступления, административные, гражданско-процессуальные. Но проблему представляет то, что данные нормы не объединены в единый нормативный правовой акт, т. е. не кодифицированы. Данная проблема является серьезным препятствием для выявления правонарушений в сфере социального обеспечения и привлечения правонарушителей к юридической ответственности, соответствующей совершенному противоправному действию.

  1. Конституция Российской̆ Федерации [текст]: принята всенародным голосованием 12.12. 1993г. // Российская газета. — 25 декабря 1993. — № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
  5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета», № 296, 31.12.2013 г.
  6. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права [текст]: учебник для бакалавров. /М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина// — Москва: М30 Проспект, 2013. — 432 стр.
Читайте так же:  Судебная повестка по административному делу

Виды административных правонарушений и административной ответственности

Любое нарушение закона, даже если оно не несет опасности для общества, должно заканчиваться ответственностью. Она бывает разной. Административное правонарушение (понятие, виды вы будете узнавать по ходу статьи) тоже должно заканчиваться ответственностью, так как является негативным действием для общества. Наказание зависит от целей нарушителя, осознания последствий его действий. Существуют разные формы ответственности. Из этой статьи вы узнаете виды административных правонарушений и наказаний, которые за них можно получить.

Основные термины

Для начала следует рассмотреть все понятия, с которыми вам придется встретиться. Итак, административное право — это специальная отрасль юриспруденции, при помощи которой регулируются отношения сторон в сфере управления. В ней фиксируется большое количество совершенных деяний, запрещенных законом.

Административное правонарушение — это виновное действие (или его отсутствие), которое характеризуется посягательством физического или юридического лица на нормы общественного порядка, свободы и права граждан. За него полагается определенная ответственность.

Административное взыскание — это та мера, которая применяется к нарушителю. Она предполагает воспитательные цели. Ответственность за такие проступки наступает с 16 лет.

Правонарушение не стоит путать с преступлением. Проступок не является общественно опасным, хотя и может иметь определенные последствия.

Признаки административных проступков

Любое злодеяние имеет определенные особенности. Его признаки помогают определить не только состав действия, но и необходимость, а также размер ответственности. Среди них можно выделить такие:

  1. Вина. Без нее нет нарушения. Она тоже бывает разной: умышленной или неосторожной.
  2. Противоправность. Действия лица являются такими, которые нарушают установленные обществом нормы поведения.
  3. Наказуемость. Любое противоправное деяние должно предполагать ответственность. То есть если лицо совершило проступок, который имеет состав и признаки правонарушения, то оно должно быть наказано. Естественно, есть определенные случаи, при которых ответственность может не наступить.

Вполне понятно, что необходимо знать виды административных правонарушений, однако без признаков вы не сможете определить, является ли действие противозаконным.

Состав правонарушения и его виды

Эта информация является очень важной, так как именно от нее зависит степень будущей ответственности. Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, нужно выяснить элементы его состава:

  • Объект. Это именно те общественные отношения, которые подверглись посягательству.
  • Объективная сторона. Она предполагает конкретно выраженные действия, которые нарушают установленные законом нормы.
  • Субъект. Это, собственно, то лицо, которое совершило поступок. При этом оно уже должно достичь 16-летнего возраста и быть вменяемым.
  • Субъективная сторона. Она предполагает собственное отношение лица к совершенному деянию.

Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, необходимо обязательно узнать типы составов таких проступков. Их всего два: формальный (в этом случае достаточно самого действия, последствия при этом совсем не важны) и материальный (здесь основным показателем являются последствия и их взаимосвязь с совершенным нарушением).

В большинстве случаев можно наблюдать именно первый тип состава нарушения. Второй усматривается лишь тогда, когда есть какие-то последствия, связанные с уничтожением имущества.

Субъект и субъективная сторона проступка

Теперь следует более подробно разобраться в составе злодеяния. Итак, как уже говорилось, субъект – это и есть то лицо, которое намеренно или случайно совершило действия, приведшие к нежелательным последствиям. Естественно, именно оно и должно отвечать за содеянное. Однако если все манипуляции воспроизводились в состоянии невменяемости, то виновный может избежать наказания. Что касается субъективной стороны проступка, то она тоже имеет свои элементы:

  1. Вина. Без нее нет нарушения.
  2. Цель. Это тот результат, к которому стремится человек или предполагает его.
  3. Мотив. Он является именно той движущей осознаваемой причиной, которая побуждает лицо действовать именно так, а не иначе.

Надо сказать, что бывают также специальные и особые субъекты. К первому типу относятся водители, должностные лица и несовершеннолетние. Второй вид включает военных и других людей, на которых распространяется действие положений дисциплинарного устава. Отдельные виды административных правонарушений требуют строго прописанных наказаний.

Классификация злодеяний

Теперь следует рассмотреть виды административно-правовых правонарушений. Представленная классификация поможет вам познакомиться с ними более подробно:

1. В зависимости от той сферы, в которой были нарушены правила:

  • в экономической;
  • в социально-культурной;
  • в политическо-административной.

2. Относительно того объекта, на который было совершено посягательство: на государственный, общественный порядок, общественную безопасность, собственность, гражданские права и здоровье.

3. В зависимости от формы вины: умышленные или неосторожные.

4. По характеру осуществленного посягательства правонарушения бывают: в результате действия или его отсутствия.

5. В зависимости от того, каким субъектом был совершен проступок: индивидуальным или осуществленным юридическим лицом.

Как видите, КОАП (виды административных правонарушений рассматриваются именно этим кодексом) охватывает достаточно большую часть жизнедеятельности общества.

Субъекты административных правонарушений

Для предпринимательских субъектов, которые могут нарушать законы о труде и его охране, об образовании используют наказание в виде административной приостановки работы. В отношении должностных лиц в этом случае предусмотрена дисквалификация.

Можно сказать, что в ходе совершения рассматриваемых административных правонарушений происходит применение исключительно санкций, которые ведут к обременению имущественных правомочий лиц (например, административное приостановление работы) или приводят к прекращению правомочий в полной мере (например, конфискация предметов административных правонарушений).

В число субъектов административных правонарушений законодатель включает негосударственные предприятия, должностных лиц публичных органов (негосударственные юридические лица), граждан (физических лиц), которые не имеют правомочий должностного лица. В некоторых ситуациях к административной ответственности привлекаются и субъекты публичного характера, включая публичные предприятия (муниципальные или государственные СМИ, включая телевизионные и радиовещательные организации), должностных лиц муниципальных или федеральных органов исполнительной власти.

Особенности административной ответственности

Этот вопрос тоже является очень важным и необходимым для тех людей, которые не хотят попасть в неприятную историю. Так как виды административных правонарушений и административной ответственности вы уже знаете, нужно еще разобраться в их особенностях, которых достаточно много:

Видео (кликните для воспроизведения).

Вот и все. Теперь вы знаете, что такое административное правонарушение, понятие, состав, виды взысканий и другие сведения по этой теме. Несмотря на то, что судимости такие проступки за собой не влекут, все-таки не стоит их совершать. Будьте законопослушными гражданами. Удачи!

Источники

Социальные административные правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here