Состав административного правонарушения в таможенном деле

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Состав административного правонарушения в таможенном деле". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (ст.ст. 16.1 — 16.23)

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)

>
Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
Содержание
Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — Специально для системы ГАРАНТ, 2010 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Состав административного правонарушения. Особенности состава административного правонарушения в области таможенного дела.

Административное правонарушение в сфере таможенного дела: понятие, признаки. Отличительные особенности от иных административных правонарушений.

Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)— противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации правила таможенного регулирования, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Административные правонарушения в области таможенного дела в Таможенном союзе посягают на экономические интересы и безопасность госу- дарств-членовТаможенного союза, населения стран, экологическое благополучие, морально-нравственные устои общества.

Признаки:

1) антиобщественность— заключается в том, что административные правонарушения наносят вред охраняемым общественным отношениям;

2) противоправность — заключается в том, что субъект совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом;

3) виновность— правонарушение совершено виновно, умышленно или по неосторожности;

4) наказуемость — только то деяние, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением.

Учитывая интеграционные особенности таможенного регулирования на современном этапе, противоправные деяния в области таможенного дела, посягают на общественные отношения в сфере:

· порядка перемещения товаров и средств международной перевозки через таможенную границу таможенного союза;

· порядка их перемещения по единой таможенной территории таможенного союза при нахождении под таможенным контролем;

· порядка таможенного декларирования, выпуска и использования товаров и средств международной перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

· применения мер таможенного контроля;

· правил установления и взимания таможенных платежей;

· правил предоставления участникам ВЭД таможенных льгот и пользования ими;

· реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, осуществляющими права владения, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами (нормальную работу таможенных органов).

В рамках Таможенного союза квалификации по составам главы 16 КоАП РФ подлежат правонарушения, выявленные на таможенной территории РФ, а также правонарушения, выявленные за пределами таможенной территории РФ, если они связаны с недоставкой товаров (документов к ним), выпущенных таможенными органами РФ в соответствии с процедурой транзита.

Состав административного правонарушения. Особенности состава административного правонарушения в области таможенного дела.

Состав:

Объектом таможенного правонарушенияявляются общественные отношения, урегулированные нормами таможенного законодательства, которым причиняется вред либо угроза причинения вреда.

В зависимости от степени конкретизации выделяют общий, родовой и непосредственный объект таможенного правонарушения.

Общий объект таможенного регулирования — общественные отношения в сфере государственного управления

Родовой объект таможенного правонарушения– однородная группа общественных отношений, урегулированные определенной главой КОАП;

Непосредственный объект таможенного правонарушения —конкретные общественные правоотношения, возникающие на стадиях таможенных операций: декларирования товаров, взимания и уплаты таможенных платежей, помещения товаров на склад временного хранения, проведения таможенного контроля и т.д.

От объекта таможенного правонарушения следует отличать его предмет, являющийся признаком объекта и представляющий собой вещь материального мира, посредством воздействия на которую, совершается правонарушение (товары, перемещаемые с сокрытием от таможенного контроля вещи; товары, утраченные вследствие непреодолимой силы; незадекларированные валюта и иные денежные инструменты).

Объективная сторона таможенного правонарушения – внешнее вы-

ражение правонарушения, которое включает деяние и его признаки, описанные в диспозиции правоохранительной нормы главы 16 КоАП РФ.

К признакам объективной стороны могут относиться:

время совершения правонарушения. Например: фактическое перемещение товаров через таможенную границу вне времени работы таможенных органов (ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ);

место совершения правонарушения. К примеру, ввоз товаров и транспортных средств на таможенную территорию помимо пунктов пропуска через Государственную границу и иных установленных мест прибытия (п.1 ст. 16.1 КоАП РФ);

способ совершения правонарушения, который представляет собой приемы, применяемые правонарушителем для совершения противоправного деяния. Например, нарушение таможенных правил способом представление недействительных документов при таможенном оформлении (ст. 16.7 КоАП РФ);

признак «третьего лица» в той или иной форме участвующего в правоотношениях. Например: совершение таможенных операций от имени декларанта и других заинтересованных лиц юридическим лицом, не включенным в Реестр таможенных представителей (ч.1.ст. 16.23 КоАП РФ).

Объективная сторона может быть выражена в 2-х формах:

Субъект таможенного правонарушения– лицо, совершившее просту-

пок, закрепленный в статьях главы 16 КоАП РФ.

Субъектами нарушения таможенных правил могут быть:

-индивидуальные субъекты — физические лица;

-коллективные субъекты — юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Признаки индивидуального субъекта правонарушения можно поделить на две группы:

общие, которыми должны обладать любые лица, привлекаемые к административной ответственности. Их два: достижение16-тилетнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ) и вменяемость (ст.2.8 КоАП РФ);

специальные, связанные с особенностью их деятельности (должностное лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица), либо особенностью правового статуса лица (военный, призванный на военные сборы, имеющее специальное звание, несовершеннолетний, гражданин, иностранец, лицо без гражданства). Если норма не содержит специальных признаков субъекта, следовательно, к ответственности по ней может привлекаться любой субъект, обладающий общими признаками субъекта;

Читайте так же:  Обжалование постановления о расчете задолженности по алиментам

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8630 — | 7462 — или читать все.

Основные понятия

Что входит в понятие состава административного правонарушения в области таможенного дела?

Состав административного правонарушения — единство установленных Кодексом об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.

Состав административного правонарушения образует четыре элемента:

  • объект правонарушения – общественные отношения, которое лицо нарушает.
  • объективная сторона правонарушения – признаки конкретного действия (бездействия) за которые предусмотрена административная ответственность.
  • субъект правонарушения – физическое (в том числе должностное лицо), обладающие признаком вменяемости и достигшее определенного возраста или юридическое лицо.
  • субъективная сторона правонарушения – виновность физических, должностных и юридических лиц в совершении административных правонарушений. Для физических и должностных лиц в форме умысла или неосторожности, для юридического лица доказыванию виновности подлежит то, что у лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Противоправное деяние только тогда может рассматриваться в качестве нарушения таможенных правил, когда оно содержит все признаки его состава, а отсутствие хотя бы одного из них означает и отсутствие состава в целом.

К основным объектам административного правонарушения в области таможенного дела относятся:

  • порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  • порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу;
  • порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными пошлинами, налогами и их уплаты;
  • порядок предоставления в отношении товаров и транспортных средств таможенных льгот и пользования ими.

Для правильного понимания следует помнить, что отдельные деяния могут посягать одновременно на несколько из перечисленных объектов.

Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. С точки зрения определения мер ответственности физические лица в свою очередь подразделяются на две категории: должностные лица и граждане. Наибольшие санкции предусмотрены за совершение административного правонарушения юридическим лицам, наименьшие — гражданам.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности виновное физическое (в том числе и должностное) лицо. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношении него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий.

Физическое лицо признается субъектом административной ответственности по достижении к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет и только в случае виновного совершения им противоправного деяния.

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

Кроме того, правонарушения в области таможенного дела, за совершение которых предприниматели без образования юридического лица несут административную ответственность как юридические лица (примечание 1 к статье 16.1 КоАП РФ). Тем самым повышается размер возможных к применению в отношении данных субъектов санкций.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

студент кафедры Таможенного дела и правового обеспечения внешнеэкономической деятельности, Юридического факультета Ульяновского государственного университета

Правонарушения, посягающие на экономические интересы государств ─ членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), безопасность населения этих стран, экологическое благополучие и морально-нравственные устои общества носят административный характер.

Виды административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к административной ответственности определяются законодательством на уровне ЕАЭС с особенностями, установленными национальным законодательством. Нормативной основой административной ответственности в сфере таможенного дела на таможенной территории Российской Федерации является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Определяя понятие административного правонарушения в области таможенного дела, следует сказать, что это противоправное виновное деяние физического, юридического или должностного лица за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность.

В рамках ЕАЭС квалификации по составам гл. 16 КоАП РФ подлежат правонарушения, выявленные на территории РФ, а также правонарушения, выявленные на единой таможенной территории за пределами территории РФ, если они связаны с недоставкой товаров (документов к ним), выпущенных таможенными органами РФ в соответствии с процедурой транзита.

Нормы главы 16 КоАП РФ определяют юридический состав административных правонарушений.

Именно состав правонарушения устанавливает совокупность признаков при наличии которых деяние признаётся правонарушением. Элементы состава таможенного правонарушения:

  • Объект таможенного правонарушения;
  • Объективная сторона таможенного правонарушения;
  • Субъект таможенного правонарушения;
  • Субъективная сторона таможенного правонарушения.

Значимость состава заключается в том, что он и является основанием для привлечения к административной ответственности.

Учитывая современную сложившеюся ситуацию и особенности таможенного регулирования на современном этапе, правонарушения в области таможенного дела, можно, разбить на 4 вида:

  1. Правонарушения, посягающие на установленный порядок исчисления и уплаты таможенных платежей;
  2. Правонарушения, посягающие на порядок совершения таможенных операций (прибытие, убытие, временное хранение, выпуск, декларирование);
  3. Правонарушения, посягающие на порядок применения и соблюдения условий таможенных процедур;
  4. Правонарушения, посягающие на порядок нарушения таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу.

Вышеперечисленные виды административных правонарушений в таможенном деле и выражают тот порядок, который нарушается, в свою очередь это и характеризует объект таможенного правонарушения. Отсюда следует, что объект таможенного правонарушения ─ урегулированные нормами таможенного законодательства общественные отношения, которым противоправными деяниями физических, юридических или должностных лиц причиняется вред либо же создается угроза причинения определяемого вреда.

По степени конкретизации выделяют родовой (общий) и непосредственный объекты административного таможенного правонарушения.

Родовой объект административного таможенного правонарушения выражен в урегулированных нормах таможенного права РФ и ЕАЭС.

А вот непосредственный объект административного таможенного правонарушения — конкретные общественные правоотношения, возникающие на стадиях совершения таможенных операций и таможенного контроля, уплаты таможенных платежей и помещение товаров под избранную таможенную процедуру.

Но целесообразно отметить то, что необходимо разграничивать объект и предмет административного таможенного правонарушения. Если объект это общественные отношения, то предмет это признаки объекта и представляют собой вещь материального мира, посредствам воздействия на которую совершается правонарушение (товары, перемещаемые с сокрытием от таможенного контроля или товары, утраченные вследствие непреодолимой силы, а также незадекларированные валюта и иные денежные инструменты).

Читайте так же:  Дело об административном правонарушении рассматривается судьей

Следующий рассматриваемый элемент состава таможенного правонарушения это объективная сторона, выражающая внешнее составляющее правонарушения, характеризующееся деянием, в некоторых случаях причинно-следственной связи и наступившими последствиями. Данное противоправное деяние, можно, выделить в следующих формах:

  • противоправное деяние это ─ сознательное волевое действие или бездействие, которое характеризуется причинением вреда общественным отношения.
  • противоправное действие — это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.
  • противоправное бездействие — противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, обязанностей. [1, с.3.]

Объективную сторону характеризуют признаки к которым следует отнести: место совершения правонарушения, например, ввоз товаров на таможенную территорию помимо мест перемещения товаров через таможенную границу (ст. 16.1 КоАП РФ); способ совершения правонарушении в данном случае примером служит ─ представление недействительных документов при совершении таможенных операций (ст. 16.7 КоАП РФ); время совершения правонарушения, например, перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС вне времени работы таможенных органов (п. 1 ст. 16.1 КоАП РФ);

Субъектом таможенного правонарушения признаётся лицо, совершившее деяние.

Субъектами нарушения таможенных правил могут быть:

индивидуальные субъекты ─ физические лица и коллективные субъекты ─ юридические лица.

Признаки индивидуального субъекта правонарушения можно разделить на две группы:

1) общие, которыми должны обладать любые лица, привлекаемые к административной ответственности: достижение 16-лстнсго возраста (ст. 2.3 КоАП РФ) и вменяемость (ст. 2.8 КоАП РФ);

2) специальные, связанные с особенностью деятельности лица (должностное лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) либо особенностью правового статуса лица (военный, призванный на военные сборы; лицо, имеющее специальное звание; несовершеннолетний; гражданин, иностранец, лицо без гражданства).

Важно отметить такую особенность главы 16 КоАП РФ ─ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, как юридические лица.

Субъективная сторона таможенного правонарушения ─ совокупность признаков, характеризующих внутреннее составляющее совершённого правонарушения.

Элементом субъективной стороны правонарушения является вина. Вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. КоАП РФ выделяет две формы вины — умысел и неосторожность [2, с.500.]

Умыслом признается деяние совершённое сознательно, а правонарушение совершённое по неосторожности характеризует, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния но самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий.

Таким образом, правильная характеристика таможенного правонарушения является основой квалификации деяния, а наличие состава служит для привлечения к ответственности.

Список литературы:

  1. Варапаев В. О., Рубанцова Т. А. Теоретические аспекты определения состава правонарушения / О.В Варапаев., Т.А Рубанцева // Молодой ученый.— 2016. — №6. — С.3.
  2. Кочукова Т. Ю. Административное расследование нарушений таможенных правил: понятие и проблемы производства / Т. Ю. Кочукова // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 500

Состав таможенного правонарушения

Состав таможенного правонарушения, как и любого другого вида правонарушения включает следующие элементы:

2. объективная сторона;

4. субъективная сторона.

Если хотя бы один из элементов состава отсутствует, то противоправное деяние не может быть признано правонарушением.

Объект таможенного правонарушения

– охраняемые государством общественные отношения в сфере таможенного дела установленные нормами ТК РФ. Можно выделить следующие группы объектов (рис.1).

Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ

Порядок обложения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, таможенными платежами и порядок их уплаты

Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ

соблюдения мер экономической политики

Рис.1 Объекты таможенных правонарушений

Объективная сторона таможенного правонарушения

– деяние (действие или бездействие), выражающееся в нарушении установленных административно-правовыми (уголовно-правовыми) нормами правил. Объективную сторону НТП содержат нормы главы 16 КоАП РФ. Объективную сторону таможенных преступлений содержат нормы ст.ст. 188, 189,190, 193,194 УК РФ.

Субъект таможенного правонарушения

. Субъектами нарушений таможенных правил являются:

— индивидуальные субъекты — граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица;

— коллективные субъекты — юридические лица российские и иностранные, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Индивидуальный субъект, совершивший правонарушение, несет административную ответственность по достижению им к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста во вменяемом состоянии, т.е. может осознавать значение своих действий и руководить ими (ст.2.1, 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность за НТП на общих основаниях, если правонарушение совершено ими на территории России.

Должностные лица в качестве особого вида индивидуальных субъектов привлекаются к ответственности за НТП, если в их должностные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов законодательства РФ по таможенному делу и ее международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России. Понятие должностного лица закреплено в примечании к ст.2.4 КоАП РФ.

Однако законодательством предусмотрено исключение из общего правила, согласно примечанию 1 к ст.16.1 КоАП РФ индивидуальные предприниматели за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (НТП) несут ответственность как юридические лица.

Возможность привлечения юридических лиц к мерам административной ответственности также непосредственным образом связана с установлением виновности в его действиях. Вместе с тем, вина юридического лица существенно отличается от понятия вины физического лица, поскольку по своей природе не может быть связана с психическим отношением к совершенному правонарушению. Поэтому юридическое лицо по закону признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Только наличие данных обстоятельств в совокупности свидетельствует о вине рассматриваемой категории лиц и возможности привлечения к ответственности.

Читайте так же:  Как бороться с несанкционированными свалками

Частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ установлен так называемый принцип «двусубъектной» ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий.

Субъектами преступлений в сфере таможенного дела могут быть только физические лица

вменяемые и достигшие 16-летнего возраста (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица).

Субъективная сторона таможенного правонарушения

– совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному деянию и его последствиям. Ее основу составляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности.

Очевидно, что понятие умысла и неосторожности, как характеристики психического отношения лица к содеянному применимо лишь к физическим лицам – субъектам таможенных правонарушений.

Умысел предполагает, что лицо, совершившее правонарушение, предвидит и желает наступления общественно вредных последствий своего деяния (прямой умысел) или сознательно допускает наступление этих последствий (косвенный умысел).

Неосторожность может проявляться в двух формах:

— легкомыслия (самонадеянности), когда лицо предвидит общественно опасные последствия своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их;

— небрежности, когда лицо не предвидит общественно опасные последствия своего деяния, но могло и должно было их предвидеть.

Субъективная сторона НТП может характеризоваться виной, как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Субъективная сторона преступлений в сфере таможенного дела характеризуется только умышленной формой вины.

10.Страна происхождения товаров (понятие, назначение, критерии определения).

1 Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

2 Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

3. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров, происходящих с территории государства – члена Таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством такого государства – члена Таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.

(абзац введен Протоколом от 16.04.2010)

3. Таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза.

Состав административного правонарушения и его особенности в сфере таможенного дела.

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Состав административного правонарушения включает в себя следующие элементы:

— объект административного правонарушения;

— объективная сторона административного правонарушения;

— субъект административного правонарушения;

— субъективная сторона административного правонарушения.

Объектом АП являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона таможенного правонарушения – внешнее выражение правонарушения, которое включает деяние и его признаки, описанные в диспозиции правоохранительной нормы главы 16 КоАП РФ (включающая действие или бездействие). Факультативные элементы: время, место, способ, обстановка, признак другого лица.

Субъектами АП являются физические и юридические лица. Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые лица, достигшие 16 лет. Субъектами нарушений таможенных правил являются:

— индивидуальные субъекты — граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица;

— коллективные субъекты — юридические лица российские и иностранные, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Субъективная сторона АП это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния, а также представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Особенности: Учитывая интеграционные особенности таможенного регулирования на современном этапе, противоправные деяния в области таможенного дела, посягают на общественные отношения в сфере:

— порядка перемещения товаров и средств международной перевозки через там.границу ТС;

— порядка их перемещения по единой таможенной территории ТС при нахождении под таможенным контролем;

— порядка таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международной перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

— применения мер таможенного контроля;

— правил установления и взимания таможенных платежей и т.д.

Юридическая квалификация административных правонарушений в сфере таможенного дела. Понятие, общая характеристика.

Юридическая квалификация – это установление определённого события как правонарушения и отнесение его к определённому роду юридических событий.

Любая юридическая квалификация имеет информационный аспект, т.к. должна учитывать достижения судебной статистики, экспертиз и т.д.

Квалификация (качество) – в общем смысле термин квалификация предполагает осуществление качественного определения вида правонарушения. Основанием официальной квалификации является юридическая норма, которая выбирается основой соответствующего решения. Будучи формально-определенным институционным предписанием, она дает субъекту квалификации критерий для сценки фактов действительности. В ней закрепляются устойчивые, существенные и необходимые для квалификации признаки идеальной модели состава правонарушения (анализ текста норм уголовного и административного законодательства).

Процесс юридической квалификации правонарушения с использованием дополнительных оснований предполагает, как минимум, две стадии:

1) стадию промежуточной оценки — приводит к выводу о соответствии (или несоответствии) признаков деяния тем признакам состава правонарушения, которые отражены в дополнительных основаниях и осуществляется на базе этих дополнительных оснований.

2) стадию окончательной квалификации — окончательная квалификация, влекущая юридические последствия, дается на основании конкретной нормы права, которая, во-первых, оценивает подобное поведение как правонарушение, а во-вторых, содержит в той или иной форме отсылку к дополнительным основаниям оценки. Соотношение результатов квалификации (позитивного или негативного).

Читайте так же:  Фз 123 декларация пожарной безопасности статья

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Особенности административных правонарушений в таможенном праве

Административные правонарушения в таможенном регулировании могут посягать на интересы государств, которые являются членами Таможенного союза, в экономической сфере, иметь отношения к безопасности населения, экологического благополучия и морально-нравственных устоев общества.

Интеграционный процесс вступления стран в Таможенный союз не затронул правоохранительную деятельность таможенной службы Российской Федерации. В соответствии с 7 статьей Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенные органы государств, которые являются членами Таможенного союза имеют право на привлечение лиц к административной ответственности на основании национального законодательства государств. Все виды административного правонарушения, включая порядок и принципы того, как лица привлекаются к административной ответственности определяется на основании законодательства государств, являющихся членами Таможенного союза с особенностями, которые установлены в международных договорах.

Нормативная основа административной ответственности в таможенном деле на таможенной территории Российской Федерации определяется Кодексом об административной ответственности, в котором указаны:

  1. состав административного проступка в таможенном деле;
  2. система административного наказания и принцип ее применения;
  3. перечень субъектов, у которых имеются полномочия для привлечения виновных лиц к понесению административной ответственности;
  4. процедура того, как привлекаются к понесению административной ответственности лица и какова ее процессуальная форма.

На основании общего понятия административных правонарушений, которое содержится в 2 части 2.1 статьи Кодекса об административных правонарушениях, административному правонарушению в таможенном деле может быть дано следующее определение.

Объект и предмет таможенного проступка

Объектом таможенного проступка являются урегулированные на основании норм таможенного законодательства общественные отношения, которым противоправными деяниями физического или юридического лица причиняется вред или создается угроза причинения вреда. В зависимости от того, какую степень конкретизации имеют объекты административного таможенного правонарушения, их разделяют на родовые (общие) и непосредственные.

Рисунок 1. Состав таможенного проступка

Родовым объектом административного таможенного правонарушения являются урегулированные на основании норм таможенного права РФ и Таможенного союза общественные отношения.

Непосредственным объектом административного таможенного правонарушения являются определенные общественные отношения, которые возникают на стадии проведения таможенных операций: декларирование товара, взимание и уплата таможенного платежа, помещение товара на склады для временного хранения, проведение процедур таможенного контроля и другие.

Также существует предмет таможенного проступка, отличающийся от объекта. Он представляет из себя признак объекта и материальную вещь, с помощью воздействия на которую может быть совершено правонарушение (товары, которые перемещаются без предоставления информации об этом таможенной службе, товары, которые утрачиваются в результате воздействия непреодолимой силы, недостоверное декларирование товаров, валюты и иные денежные средства).

Объективной стороной таможенного проступка является внешнее выражение правонарушения, включающее само деяние и признаки, которые описываются в диспозиции правоохранительных норм 16 главы Кодекса об административных правонарушениях. К подобных признакам относятся:

Объективную сторону таможенного проступка можно выразить в нескольких формах:

  1. действие, которое нарушает прямой запрет (уничтожение, повреждение, удаление, изменение или замена средств идентификации) (статья 16.11 Кодекса об административных правонарушениях);
  2. бездействие, которое нарушает установки правового предписания (отказ от предоставления отчетности в таможенные органы) (статья 16.15 Кодекса об административных правонарушениях).

На основании конструктивных особенностей объективной стороны таможенные правонарушения можно охарактеризовать как формальные, которые не обязательно наносят материальный вред, причиненный совершение правонарушения.

Административные правонарушения в области таможенного дела

Административное правонарушение в таможенном деле (нарушение таможенных правил) является противоправным виновным действием (бездействием) физических или юридических лиц, которое посягает на установленные в таможенном законодательстве Таможенного союза и России правила таможенного регулирования, за которые Кодексом об административных правонарушениях установлено понесение административной ответственности.

Беря во внимание все интеграционные особенности таможенного регулирования (статья номер 1 Таможенного кодекса Таможенного союза и статья номер 2 Закона о таможенном регулировании) в современном сине, противоправные действия в таможенном деле могут посягать на общественные отношения в таких сферах:

  1. порядок того, как перемещаются товары и средства международных перевозок, которые находятся в зоне таможенного контроля через таможенную границу Таможенного союза и по единой таможенной территории;
  2. порядок таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международных перевозок по заявленной таможенной процедуре;
  3. применение мер таможенного контроля;
  4. установления и взимание таможенных платежей;
  5. предоставление участникам внешнеэкономической деятельности таможенных льгот и то, как они могут их использовать;
  6. реализация властных отношений таможенных органов и лиц, которые пользуются, владеют и распоряжаются товарами и транспортными средствами (нормальная работа таможенных органов).

В Таможенном союзе квалификации по составам главы 12 Кодекса об административных правонарушениях подлежат правонарушения, которые выявлены в Российской Федерации, а также правонарушения, которые выявили на единой таможенной территории за пределами Российской Федерации, если они связаны с тем, что товары не были доставлены (или документация к ним), которая была выпущена таможенным органом Российской Федерации на основании процедуры транзита.

Нормы, указанные в 16 главе Кодекса об административных правонарушениях, – юридическое основание административной ответственности в таможенном деле. Фактическое основание для того, чтобы наступила административная ответственное – это событие нарушения таможенных правил, которое было реально совершено, обладающее перечнем объективных и субъективных признаков (состав таможенного проступка)(рисунок 1):

  1. объект таможенного проступка;
  2. объективная сторона таможенного проступка;
  3. субъект таможенного проступка;
  4. субъективная сторона таможенного проступка.

Субъект таможенного проступка

Субъектом таможенного проступка является лицо, которое совершило правонарушение, описанное в статьях главы 16 Кодекса об административных правонарушениях.

Субъект нарушения таможенных правил может являться:

  1. индивидуальным субъектом – физическое лицо;
  2. коллективным субъектом – юридическое лицо.
Читайте так же:  Мелкое хищение не превышает

Признаки, которые присущи индивидуальным субъектам делятся на 2 группы:

  1. общие, которые присутствуют у любых лиц, привлекаемых к понесению административной ответственности, достигшие возраста 16 лет (статья 2.3 Кодекса об административных правонарушениях) и вменяемые (статья 2.8 Кодекса об административных правонарушениях);
  2. специальные, которые связаны с особенностями деятельности лиц (должностных и ИП без образования юр. лица) либо с особенностями правового статуса лиц (военные, призванные на военные сборы; лица, которые имеют специальные звания; несовершеннолетние; граждане, иностранцы, лица без гражданства). Если в норме не содержатся специальные признаки субъекта, к ответственности в соответствии с ее положениями можно привлечь любых субъектов, которые обладают общими признаками.

Основная особенность 16 главы Кодекса об административных правонарушениях заключается в том, что в соответствии с ее нормами лица, которые осуществляют индивидуальную деятельность без образования юр. лица (ИПБЮЛ), могут быть привлечены к нанесению юридической ответственности в качестве юридических лиц, несмотря на то, что в соответствии с общим правилом административного законодательства за соверения других проступков их привлекают к понесению административной ответственности в качестве должностных лиц (статья 2.4 Кодекса об административных правонарушениях).

В таможенном деле законодательством ужесточается ответсвенность ИПБЮЛ, при учете потенциально высокой общественной опасности правонарушений в таможенной сфере, которые могут быть совершены ими в ходе осуществления хозяйственной внешнеэкономической деятельности.

Коллективные субъекты таможенных правоотношений можно разделить на несколько групп в соответствии с пределами деликтоспособности:

  1. общие – юр. лица, которым присуща общая деликтоспособность за счет того, что они созданы и зарегистрированы в порядке, установленном законом;
  2. специальные – круг юр. лиц, которые указаны в правоохранительных нормах. К примеру, статьей 16.23 Кодекса об административных правонарушениях предусматривается ответственность юр. лиц, которые занимаются коммерческой деятельностью в таможенном деле: таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения,владельцы таможенных складов, уполномоченные экономические операторы и другие.

Большая часть статей 16 главы Кодекса об административных правонарушениях по субъектному составу являются универсальными, другими словами они могут охватывать широкий круг возможных субъектов правонарушений: физические, юридические и должностные лица. Существуют определенные составы, которые могут закреплять как правонарушителя только физическое лицо, к примеру статья 16.4 Кодекса об административных правонарушениях. Определенные статьи наоборот, не рассматривают физические лица как субъекты правонарушений (пункты 2 и 3 статьи 16.23 Кодекса об административных правонарушениях).

Субъективной стороной таможенных проступков является определенное количество признаков, которые характеризуют психическое отношение лиц к совершенным ими проступками и его последствиям для других физических лиц.

Важнейших элемент субъективной стороны правонарушения – это вина.

Вина является принципиальным фактором для того, чтобы отнести событие к правонарушению. В статье 1.5 Кодекса об административных правонарушениях, закрепляющей презумпцию невиновности, указывается, что лица могут подлежать понесению административной ответственности исключительно за те административные правонарушения, по отношению к которым устанавливается вина. Административным законодательством устанавливаются такие формы вины для физ. лиц (статья 2.2 Кодекса об административных правонарушениях):

  1. умысел – в случае, если лицом, которым было совершено правонарушение, осознавался противоправный характер деяния, предвиделись последствия и ожидалось наступление данных последствий;
  2. неосторожность – в случае, если лицом, которым было совершено правонарушение, предвиделась возможность того, что наступят вредные последствия действий (бездейтсвия), но при отсутствии оснований рассчитывало на то, что они будут предотвращены, либо им были не предвидены подобные последствия.

Для юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях констатирует особую форму вины (пункт 2 статья 2.1 Кодекса об административных правонарушениях).

Юридическое лицо может быть признано виновным в том, что им было совершено административное правонарушение в случае установления наличия возможности для того, чтобы соблюдать правила и нормы, в случае нарушения которых предусматривается понесение административной ответственности, но данное лицо не приняло все возможные меры их соблюдения, которые зависели от него.

Общий признак всех видов правонарушений в таможенном деле – это посягательство на общественные отношения, которые регулируются на основании норм таможенного права Таможенного союза и РФ. По перечню свойств правонарушения, которые описываются в 16 главе Кодекса об административных правонарушениях, можно разделить на группы (классифицировать). Внутриродовая классификация таможенных правонарушений обладает познавательным смыслом, так как с помощью нее можно оценить противоправные явления глубже. Некоторые результаты классификации представлены далее.

Рисунок 2. Классификация правонарушений

В научной литературе были предприняты другие попытки классифицировать таможенные нарушения, которые содержатся в 16 главе КоАП, но они носили искусственный характер. Дополнительный интерес представляет контрабандообразующая группа правонарушений, к которой относятся правонарушения, указанные в статьях 16.1, 16.2 и 16.4, а также то, что правонарушения делятся на длящиеся и недлящиеся. Последний факт имеет практическое значение для того, как исчисляются сроки давности правоприменительной деятельности в области привлечения лиц к понесению административной ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Разграничение таможенных проступков и преступлений (статьи 189, 190, 193, 194, 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса) должны решаться комплексно. Основным принципиальным отличием преступлений от проступков является степень общественной опасности, преступление имеет более высокую ступень, чем проступок. Критерии того, как они разграничиваются находятся либо в правоохранительных нормах, либо являются вытекающими из теории права. К примеру, в статье 229.1 Уголовного кодекса содержатся указания на особые предметы правонарушений: наркотическое вещество, психотропное вещество и их аналоги, по отношению к некоторым из них устанавливаются особые правила перемещения через таможенные границы Таможенного союза либо государственные границы Российской Федерации с государствами, которые являются членами Таможенного союза. Отличия таможенных проступков от преступлений заключается в вине как умысле или прямом умысле, которая является своейдственной для отдельных видов престулпений. Отличительная особенность также заключается в субъектном составе правонарушения: в отличие от административных правонарушений в области таможенного дела, субъект уголовного преступления является исключительно индивидуальным субъектом – физическим или должностным лицом.

Источники

Состав административного правонарушения в таможенном деле
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here