Санкционированные и несанкционированные свалки

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Санкционированные и несанкционированные свалки". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Санкционированные и несанкционированные свалки

ищу в гаранте, не могу найти..
желательно, чтобы была ссылка на какой-нить компетентный источник..
письмо, постановление, акт, закон и др.
может быть, у кого-то что-то есть или кто-то сталкивался.

Заранее всех благодарю.

p.s. хотят впаять адм. штраф за свалку мусора, хотя это было складирование коробок для вывоза организацией по уборке мусора.

хы.. а зачем Вам понятие свалки?
статью, по которой Вас могут штрафануть, это не отменит.

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

тут надо другие крючочки искать..

Валерия, я специально не указываю статью, по которой штраф выписали, поскольку это п. 3 ст. 3.2. Закона Кр края «Об административных правонарушениях» ? 608 КЗ, которая устанавливает ответственность за захламление дворов, придомовых территорий, улиц бытовыми отходами, организацию несанкционированных свалок.

у нас же было складирование картоных коробок в специально отведенном месте на нашей автостоянке для вывоза их мусорщиками, с которыми у нас заключен договор на вывоз мусора

вот теперь доказываю, что СВАЛКИ не было.
но что такое свалка?

в словарях есть определение — СВАЛКА, и, ж.
1. см. валить 1 .
2. Место, куда выбрасывают, сваливают что-нибудь. Вывезти мусор на свалку.
© ‘КМ Онлайн’, 2002-2006 © ‘Кирилл и Мефодий’, 1998-2001

однако хотелось бы знать, м.б. есть иные источники — письма, рекомендации, законы..
самостоятельно в СПС-ках не получилось найти..

поэтому прошу ВАШЕЙ ПОМОЩИ.
всем, кто откликнется спасибо.

нет официального понятия свалка, есть «полигон для размещения (захоронения) отходов». «Свалка»- бытовая интерпретация этого понятия имхо.

Но в тексте комментариев ст. 247 УК РФ содержится слова «Мусорная свалка», а также в см. Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ, утвержденные МПР РФ 02.11.1992, там тоже содерится формулировка «Мусорная свалка».

Утверждено
Министерство охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации
26 января 1993 года

Согласовано
Министерство финансов
Российской Федерации
25 января 1993 года

Министерство экономики
Российской Федерации
20 января 1993 года

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЗИМАНИЮ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Санкционированные свалки — разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.

Вот еще что нашел:

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО РЕКУЛЬТИВАЦИИ
НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ СВАЛОК В ГОРОДЕ МОСКВЕ

МГСН (ТСН 11-301-2005) Г. МОСКВА

3.40. Свалка мусора несанкционированная — самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование твердых бытовых отходов (ТБО), крупногабаритного мусора (КГМ), отходов производства и строительства, другого мусора, образовавшегося в процессе деятельности юридических или физических лиц, на площади свыше 50 кв. м и объемом свыше 30 куб. м.
3.41. Свалка несанкционированная (погребенная) — стихийно образовавшиеся или возникшие благодаря непродуманной деятельности человека техногенные элементы геологической среды из отходов бытовой и/или производственной сферы площадью более 0,5 га при мощности отложений не менее 1 м (объем более 5000 куб. м).

ребят спасибо всем огромное.
Юр, спасибо отдельное. это подходит идеально практически, за исключением региона. у нас объемы были меньше 😉

Санкционированные и несанкционированные свалки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В августе 2019 года на территории городского поселения выявлена несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором она находится, не разграничен, не сформирован. В чьи обязанности входит ликвидация свалки — регионального оператора, муниципалитета или органа исполнительной власти области?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Читайте так же:  Калькулятор срока исковой давности

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Новое в российском законодательстве (ежедневно)

28 января 2019 года

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО

Минприроды России подготовлена информация по наиболее часто встречающимся вопросам, касающимся обращения с твердыми коммунальными отходами.

В частности, сообщается, что:

— в случае ненаправления потребителем заявки на заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО, такой договор считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации договора на официальном сайте регионального оператора по обращению с ТКО;

— плата за услугу по обращению с ТКО будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим);

— на управляющие организации возлагается обязанность убирать контейнерные площадки, а также, в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников, заключить от их имени договоры с региональным оператором по обращению с ТКО;

— заключить договор с региональным оператором на вывоз ТКО должны все организации, у которых образуются ТКО, в том числе, садоводческие товарищества;

— региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок: составить акт о ее обнаружении, сфотографировать, определить координаты и направить соответствующее уведомление собственнику участка; в случае неликвидации свалки собственником — убрать ее самостоятельно и обратиться за взысканием расходов в суд;

— региональный оператор по обращению с ТКО вправе обеспечить вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений, но данная услуга не охватывается понятием вывоза ТКО, и ее оплата осуществляется за рамками регулируемых цен на услугу по обращению с ТКО.

Рекомендации, которые помогут избежать споров о несанкционированных свалках

Кто обязан ликвидировать свалки

Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Следовательно, если свалка появилась на территории муниципального образования, ликвидировать ее обязаны органы местного самоуправления этого муниципального образования. Однако не все так однозначно. Кроме территории, на которой размещена свалка, следует учитывать, кому принадлежит загрязненный земельный участок.

Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением. При этом они должны применять способы, которые не наносят вреда окружающей среде. Нельзя допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв, а также иное негативное воздействие на них (ст. 42 Земельного кодекса РФ).

Владельцы участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, химическими веществами, в том числе радиоактивными, микроорганизмами и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель. Они также должны ликвидировать последствия загрязнения земель, в том числе обеспечивать их рекультивацию. Эти обязанности собственников земельных участков закреплены в статье 13 Земельного кодекса РФ.

Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления и ином обращении с ними предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Штраф для виновных физических лиц составляет 1–2 тыс. руб., для юридических лиц – до 250 тыс. руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, – до 50 тыс. руб., для должностных лиц – до 30 тыс. руб.

Обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов, должна быть возложена на собственников земельных участков, если она не передавалась третьим лицам по договору. В случае заключения договора аренды обязанность по уборке участка ложится на арендатора. Местные власти обязаны этот процесс контролировать.

О том, что нужно учитывать принадлежность загрязненного земельного участка, однозначно высказался и Конституционный суд РФ.

Пример 1. Суды обязали администрацию Североуральского городского округа (Свердловская область) расчистить бесхозную свалку в лесу на окраине города. Они исходили из того, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения, независимо от формы собственности земельных участков.

Муниципалитет обратился в Конституционный суд РФ с просьбой о проверке конституционности положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. По мнению чиновников, на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, поскольку они находятся в федеральной собственности.

КС РФ указал, что спорная норма не противоречит Конституции РФ. Она не предполагает возложения на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета свалок на лесных участках, расположенных на территории этих округов, без наделения этих органов государственными полномочиями. Уборка отходов находится в сфере ответственности муниципалитетов, однако урна или мусоропровод отличаются от бесхозной свалки в лесу. В таких случаях нужно учитывать принадлежность загрязненного земельного участка. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. А ответственность за сохранность лесов несут субъекты РФ, которые наделены и соответствующим финансированием.

Конституционный суд РФ не исключил, что органы государственной власти могут обязать муниципалитеты убирать свалки в лесах. Но тогда регион должен выделить на это средства из своего бюджета (постановление от 13 октября 2015 г. № 26-П).

Почему местные власти проигрывают суды

Граждане имеют право оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). По поводу несанкционированных свалок они могут обратиться в Росприроднадзор.

По факту обнаружения несанкционированной свалки отходов или мусора Росприроднадзор должен провести проверку, собрать материалы и вынести предписание об устранении нарушений законодательства. В компетенцию Росприроднадзора входит назначение административного штрафа за незаконные действия и подготовка материалов для передачи в природоохранную прокуратуру.

Читайте так же:  Правила подсудности административных дел

По результатам проведенной проверки прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципалитету и потребовать, чтобы тот ликвидировал несанкционированную свалку. Если нарушение со стороны муниципалитета действительно было, никакие аргументы органа местной власти в суде не сработают.

Пример 2. Прокурор Егорлыкского района Ростовской области обратился в суд с иском к администрации Балко-Грузского сельского поселения Егорлыкского района. Его требование – обязать муниципалитет в течение трех месяцев ликвидировать несанкционированную свалку на территории поселения. Суд согласился с требованием прокурора.

Администрация сельского поселения подала апелляцию с просьбой об отсрочке исполнения решения суда. Ее аргумент: расходы на ликвидацию свалок не заложены в бюджет сельского поселения на текущий год. Денежные средства для финансирования этих мероприятий можно будет предусмотреть только в следующем году. Но прокурор настаивал на том, что органы местной власти должны исполнить решение суда в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу. Суд удовлетворил требование прокурора (апелляционное определение Ростовского областного суда от 22 июня 2017 г. по делу N 33-10427/2017).

Если суд обязал администрацию муниципального образования ликвидировать несанкционированную свалку и решение вступило в силу, даже изъятие из компетенции органов местного самоуправления полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не освободит ее от этой обязанности. Свалку придется ликвидировать.

Пример 3. Суд обязал администрацию сельсовета в двухмесячный срок ликвидировать несанкционированные свалки. Но затем судебный пристав-исполнитель обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства. Требования мотивировал тем, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов теперь относятся к компетенции субъектов РФ. Власти муниципального района всего лишь участвуют в организации этой деятельности на своей территории.

Судьи с приставом не согласились (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 5 июня 2017 г. по делу N 33-7122/2017). Они отметили, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению (ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ). Изъятие из компетенции органов местного самоуправления вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и, соответственно, исключение статьи расходов на указанные цели – не основание прекращать исполнительное производство. Такое изъятие само по себе не означает, что администрация сельсовета лишилась возможности исполнить судебное решение.

НА ЗАМЕТКУ

Когда местная власть может сама оштрафовать нарушителя

В некоторых муниципальных образованиях органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по привлечению к административной ответственности нарушителей в сфере обращения с отходами. Если такой орган накажет виновника (физическое или юридическое лицо), тот не сможет оспорить это решение в суде. Пример – в постановлении Челябинского областного суда от 24 мая 2017 г. № 4а-624/2017.

Чем граждане помогут муниципалитету

Избежать судебных споров о ликвидации стихийных свалок помогут следующие меры, которые под силу принять любому муниципалитету:

  • Создайте карту несанкционированных мусорных свалок вашего муниципального образования.
  • Разместите ее на официальном сайте муниципального образования. Привлеките к работе над картой общественность.
  • Предоставьте возможность каждому желающему сообщить о незаконной свалке. Если поступила информация о свалке, место, где она находится, отметьте на карте значком. Следите за ходом работ по ликвидации свалки. Информируйте о нем заявителя.
  • Ликвидированные свалки обозначайте значками другого цвета. Такие карты созданы во многих муниципалитетах России. Этот интернет-ресурс повысит доверие населения к органам местной власти.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если не создать муниципальную карту несанкционированных свалок, жители муниципального образования начнут размещать информацию на других интернет-ресурсах. О нарушениях на вашей территории узнает большое число пользователей, в том числе представители контрольных органов. Так, в 2017 году Центр общественного мониторинга ОНФ создал общероссийскую интернет-карту свалок в рамках проекта «Генеральная уборка». Карта находится на сайте kartasvalok.ru. На нем пользователь может оставить сообщение и отметить место незаконной свалки в любом регионе. Граждане могут сообщать о несанкционированных свалках через другие интернет-ресурсы:

  • «Экологическую карту России» (ecokarta.ru);
  • проект «Экофронт» (ecofront.ru);
  • сайты «Альянса зеленых» (russian-greens.ru), Сообщества активных граждан (igrajdanin.ru);
  • проект «Сердитый гражданин» (angrycitizen.ru).

Не все жители муниципальных образований, особенно поселенческого уровня, имеют постоянный доступ в интернет. Возможно, некоторым пожилым людям будет трудно пользоваться картой несанкционированных свалок. Поэтому сделайте доступными и другие способы связи. Например, разместите на официальном сайте муниципального образования телефоны горячей линии и форму обратной связи, через которую можно сообщить о стихийной свалке.

А.И. ЗВЕРЕВ, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»

Незаконная свалка мусора: куда обращаться

Российские свалки твёрдых коммунальных отходов (ТКО) занимают 4 000 000 га земли. Это Швейцария и Нидерланды вместе взятые. В стране зарегистрировано 15 000 полигонов. Ежегодно на каждого россиянина, вне зависимости от возраста, приходится 400 кг мусора. Всё это официальные данные, и они не соответствуют действительности, потому что по всей Российской Федерации раскинулись также и несанкционированные свалки мусора, которые образуются и разрастаются стихийно. Никем неконтролируемые они загрязняют окружающую среду и становятся источниками распространения инфекционных заболеваний.

Министерство природы зафиксировало около 20 000 стихийных мусорных свалок. Рассмотрим, что они собой представляют, и как с ними бороться.

Кто занимается ликвидацией несанкционированных мусоросвалок?

После поступления сигнала Росприроднадзор направляет требование об устранении нарушений в службу, несущую ответственность за содержание участка в чистоте. В компетенцию органа входит наложение штрафов на нарушителей и обращение в прокуратуру, в случае игнорирования требований.

По закону ликвидировать мусоросвалку обязаны те, за кем закреплены территории. Если это муниципалитет, он должен организовать немедленную уборку.

Мера ответственности за несанкционированную свалку отходов

После изучения вопроса и выявления виновных в загрязнении окружающей среды к последним применяются штрафные санкции:

  • до 2 000.00 рублей, если виновник физическое лицо;
  • до 30 000.00 рублей платят виноватые должностные лица;
  • до 50 000.00 рублей – штраф для индивидуальных предпринимателей;
  • до 250 000.00 рублей – наказание для юридических лиц.
Читайте так же:  Химическое загрязнение окружающей среды презентация

О величине штрафов говорится в статье 247 КоАП РФ.

Что оказывает влияние на наказание?

В статье УК РФ за № 247 говорится и об ответственности за неправильное обращение с экологически опасными веществами. В случае причинения вреда среде минимальный штраф будет 100 000.00 рублей. Также предусмотрено заключение под стражу на срок до 5 лет.

Закон ужесточается. За оставленный мусор на дороге можно не только заплатить штраф, но и сесть в тюрьму.

Степень наказания зависит от того, где были обнаружены отходы, и к какому виду они относятся. Большое внимание уделяется крупногабаритному утилю и строительным отходам. Всё это запрещено помещать в обычные мусорные контейнеры. Для складирования утиля крупных размеров в населённых пунктах предусмотрены специальные площадки. Вывоз мусора крупных размеров осуществляют специальные организации, принимающие заявки от населения и предприятий.

Если выбрасывать отходы на незаконную свалку в лесу, такое нарушение карается более высокими штрафами:

  • физические лица – до 3 500.00 рублей;
  • ИП и должностные лица – до 20 000.00 рублей;
  • юридические лица – до 300 000.00 рублей.

Тех, кто любит выбрасывать утиль в окна, могут оштрафовать на 300.00 рублей. Штраф может возрасти до 10 000.00, если речь идёт о выбрасывании опасных для экологии веществ.

Если для выноса отбросов облюбовали дороги, законом за такое нарушение предусмотрены следующие взыскания:

  • до 300 000.00 рублей для юридических лиц;
  • до 25 000.00 рублей для граждан, занимающих посты;
  • до 10 000.00 рублей для лиц гражданских.

Куда жаловаться в случае обнаружения незаконной свалки?

Незаконный выброс мусора раздражает многих россиян. Те, кому не нравится, что страна постепенно превращается в большую мусорную свалку, ищут пути решения проблемы. Если обнаружили мусор в лесу или в другом неположенном месте, следует сообщить об этом в соответствующие органы.

Первый орган, куда стоит жаловаться по поводу обнаруженного нарушения законодательства, — администрация муниципального образования. Копию направленной в орган жалобы следует отправить в Росприроднадзор.

Росприроднадзор нужно обязательно уведомить об организации свалки незаконного характера, если отходы сбрасываются вблизи источника питьевой воды. Это чревато распространением инфекций.

Желательно запечатлеть противозаконное складирование мусора на фото или видео, и прикрепить документы к петиции.

Ещё одна служба, куда можно пожаловаться на самовольный выброс мусора, — жилищно-коммунальная инспекция. Если отходы находятся в зоне многоквартирного дома, ЖКИ обязана принять меры.

Важно: Если ЖКИ не принимает заявление, это повод писать петицию в местный орган прокуратуры.

Специалисты Росприроднадзора составили приблизительный текст, который граждане могут использовать при составлении жалобы на незаконные свалки мусора. Он включает в себя такую информацию:

  • описание объектов, располагающихся поблизости (для опознавания места);
  • примерный объём свалки строительного и другого мусора;
  • фотоснимки;
  • данные об ответственных за содержание загрязнённой территории;
  • письменное обращение с просьбой принять меры.

По состоянию на 2020 год, информация граждан о том, что сваливают мусор в неположенных местах, помогает сократить несанкционированные свалки на 30%.

Как вести борьбу с незаконными свалками?

Даже санкционированные свалки на сегодняшний день проблема. Их стараются контролировать и по возможности обезвреживать. Незаконные места для сбора утиля никем не контролируются, потому представляют большую опасность для окружающей среды.

Каждый сознательный гражданин должен бороться с таким явлением как несанкционированные свалки. Всё, что требуется от гражданских лиц, это доложить об обнаружении незаконных мест скопления отходов в:

  • органы природоохранной прокуратуры;
  • ОВД;
  • Росприроднадзор.

В каждой организации есть отделы, занимающиеся вопросами экологии.

Также можно обращаться в СМИ, выставлять информацию на активно посещаемых тематических страницах интернета.

Каждый гражданин имеет право стать общественным инспектором, занимающимся выявлением угроз для окружающей среды.

Регулирующие законы

О том, как обращаться с отходами, говорится во многих законодательных актах РФ. Вот основные из них:

  1. ФЗ № 59 и № 89. Указывается на то, что каждый гражданин России имеет право на проживание в экологически чистых зонах. В Федеральных Законах сказано, что граждане при необходимости могут воспользоваться любыми незапрещёнными законодательством методами и экспертизами. Также в законодательных актах определяется мера ответственности должностных лиц за непредоставление гражданам затребованной экологической информации.
  2. Кодекс об административных нарушениях. В разделах документа 8.1, 8.2, 8.41, 8.5 говорится о мерах наказания за причинение вреда окружающей среде.
  3. ФЗ № 7 говорит о том, как деятельность человека сказывается на состоянии экологии, и распределяются полномочия различных органов власти в решении экологических вопросов.
  4. Конституция РФ утверждает, что все граждане обладают правом жить в безопасной окружающей среде.

В федеральных законах определяются местности, в которых категорически запрещено выбрасывать мусор. Это:

  • территории, на которых осуществляется добыча полезных ископаемых;
  • места водосбора;
  • площадки лечебно-оздоровительной направленности;
  • парковые зоны;
  • места отдыха;
  • населённые пункты.

Как подаётся жалоба?

Пожаловаться можно в устном или письменном виде. Также заявления граждан принимаются через интернет. Важно чётко описать ситуацию и приложить фото с доказательствами наличия мусорных куч в неположенных местах.

Ответ на обращение должен поступить в письменном виде. В нём будет сказано о том, какие меры предпринимаются для устранения обнаруженной мусоросвалки.

Что представляют собой несанкционированные свалки, и где они запрещены?

К ёмкостям, предназначенным для сбора отходов, относятся:

Из перечисленного мусор извлекается и вывозится на специальные свалки, обозначенные в государственном реестре объектов размещения отходов.

Читайте так же:  Обжалование постановления об окончании исполнительного производства образец

Всё, что не указано в реестре, имеет объём более 30 м3 и занимает площадь более 50 м2, определяется законодательством как незаконная свалка мусора. Люди, выбрасывающие отходы в таких местах, являются нарушителями закона и могут быть привлечены к ответственности за свои действия.

В административных правовых документах говорится о местах, куда категорически нельзя выбрасывать мусор. Это:

  • заповедники;
  • леса;
  • автомобильные дороги;
  • железнодорожные пути;
  • морские пути.

Важно: Узнать места, в которых запрещено выбрасывать мусор из-за опасности загрязнения окружающей среды, можно по установленным в них табличкам.

Заключение

В 2020 году общая масса аккумулируемых в России отходов перешла за отметку 100 млрд тонн. Мусор — это стремительно растущая угроза существованию всех существ, живущих на планете. С этим врагом нужно решительно бороться. Выбрасывание отходы в неположенных местах равносильно преступлению.

Кто должен ликвидировать стихийные свалки и содержать несанкционированные скотомогильники

Обязанности органов местной власти в сфере обращения с отходами

Органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов (ТКО). Эти полномочия указаны в пункте 18 части 1 статьи 14, пункте 14 части 1 статьи 15 и пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, местные власти создают и содержат места накопления ТКО (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Прокуроры по результатам проверок часто возлагают на органы местного самоуправления обязанности, которые муниципалитеты не должны выполнять без дополнительного финансирования. В этой статье мы расскажем, какими аргументами органу местного самоуправления защититься от неправомерных требований.

Ликвидация несанкционированных свалок

При обращении с отходами часто возникает вопрос о том, к чьим полномочиям относится ликвидация несанкционированных свалок. Однозначного ответа в законах нет, поэтому возникают споры о распределении полномочий по ликвидации свалок между органами власти разных уровней.

В Законе № 89-ФЗ не сказано, что такое «несанкционированная свалка» и «ликвидация несанкционированных свалок». Следовательно, ликвидация таких свалок не относится к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». Под такими свалками понимают территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Собственник отходов – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся (п. 7.8 ГОСТ 30772-2001). Если такое лицо не установлено, собственником отходов будут органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001).

Суды часто возлагают обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на органы местного самоуправления.

ПРИМЕР 1. Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города. Он потребовал возложить на чиновников обязанность устранить несанкционированную свалку.

Судьи удовлетворили требование прокурора. Они сослались на пункт 1 статьи 13 Закона № 89-ФЗ. В нем сказано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (апелляционное определение Ульяновского областного суда от 24.10.2017 по делу № 33а-4283/2017).

Стихийные свалки на территории муниципалитета должны ликвидировать органы местного самоуправления. Исключение – свалки на землях лесного фонда

Есть одна ситуация, в которой судьи всегда встают на сторону муниципалитета. Органы местного самоуправления не обязаны ликвидировать несанкционированные свалки на лесных участках в составе земель государственного лесного фонда на территории своего муниципалитета за счет средств местного бюджета. Эта обязанность возникает, только если местные власти были наделены государственными полномочиями. Меры по ликвидации загрязнения отходами лесных участков на территории муниципалитета, не находящихся в его собственности, должны принимать исполнительные органы государственной власти. Требовать, чтобы свалку, расположенную на землях лесного фонда, убрали местные власти, неконституционно. Эту позицию выразил Конституционный суд в постановлениях от 13.10.2015 № 26-П и от 26.04.2016 № 13-П. Отсутствие такой обязанности подтверждают и нижестоящие суды.

ПРИМЕР 2. В ходе проверки прокуратура выявила место несанкционированного складирования твердых бытовых отходов на территории лесничества. Нарушителей установить не удалось. Прокурор потребовал, чтобы ликвидацией свалки занялся областной департамент лесного хозяйства. Региональные чиновники отказались. Они считали, что убрать свалку обязаны органы местного самоуправления. Тогда прокурор подал иск в суд.

Суд первой инстанции отказал в иске, но апелляция отменила решение. Вышестоящий суд отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 84 ЛК органы местного самоуправления должны принимать меры по предотвращению вредного воздействия только на лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Оснований для иного распределения публичных полномочий в сфере лесных отношений законодательством не предусмотрено (апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.02.2018 по делу № 33-1781/2018).

Постановка на учет и содержание бесхозяйных скотомогильников

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения не относится к полномочиям органов местного самоуправления (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). В то же время участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципалитета относится к компетенции органов местного самоуправления (ст. 14–16 Закона № 131-ФЗ). Их полномочия в этой сфере закреплены в статье 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В частности, органы местного самоуправления обязаны финансировать мероприятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Поэтому проверяющие структуры требуют, чтобы местные власти ставили на учет бесхозяйные объекты, способные нанести вред окружающей среде. К таким объектам относятся скотомогильники, где часто хоронят животных, которые пали от болезней, способных передаваться человеку.

Читайте так же:  Загрязнение и охрана окружающей среды география

На заметку: Глубина биотермической ямы должна быть не менее 10 м. Территорию скотомогильника нужно огораживать глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами

Несанкционированные скотомогильники не соответствуют обязательным требованиям. В большинстве случаев к ним возможен доступ людей и животных. Они не запираются, создают угрозу для жизни и здоровья граждан и способны стать причиной чрезвычайной ситуации. По мнению проверяющих, муниципалитеты должны не только принимать такие объекты на учет, но и содержать их. В некоторых случаях суды удовлетворяют подобные иски.

ПРИМЕР 3. Прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения. Он потребовал признать незаконным бездействие органов местной власти и возложить на них обязанность по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.

Суд удовлетворил требования прокурора. Закон № 131-ФЗ обязывает органы местного самоуправления заниматься предупреждением чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Поэтому они должны проводить организационно-технические мероприятия по защите населения от эпидемий и эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям (решение Большереченского районного суда Омской области от 23.07.2010 по делу № 2-338/2010).

Муниципалитет не должен содержать скотомогильники, если ему не передали полномочия и финансирование

В законах нет однозначного ответа на вопрос, кто конкретно должен осуществлять эксплуатацию скотомогильников. В собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). Это установлено подпунктом «ц» статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов…». Наличие места захоронения биологических отходов на территории муниципалитета не предполагает обращения бесхозяйного скотомогильника в муниципальную собственность.

Нормы федерального законодательства не предусматривают непосредственной передачи бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность. На основании этих норм нельзя заставить муниципальное образование содержать или создавать скотомогильники (биотермические ямы) без передачи государственных полномочий и денежных средств для их обеспечения. На это еще в 2009 году указал Верховный суд.

На заметку: Полномочия и финансирование должны быть переданы местным властям в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ

ПРИМЕР 4. В ходе прокурорской проверки был выявлен несанкционированный скотомогильник. Прокурор обратился в суд и потребовал обязать администрацию сельского поселения надлежаще оборудовать и содержать скотомогильник.

Верховный суд встал на сторону администрации сельского поселения (определение от 10.06.2009 № 16-Впр09-6). Судьи указали, что скотомогильник в число объектов муниципальной собственности не входит, на балансе органа местного управления не состоит, денежные средства на его содержание не выделены.

В 2010 году Верховный суд подтвердил свою позицию в другом решении. Он указал, что Закон № 131-ФЗ не предусматривает возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления. Региональные органы власти не передавали государственные полномочия по оборудованию скотомогильника и денежные средства администрации сельского поселения (определение Верховного суда от 14.04.2010 № 32-В10-5).

Сегодня нижестоящие суды поддерживают муниципалитеты, хотя проверяющие по-прежнему предъявляют органам местного самоуправления требования о содержании скотомогильников.

ПРИМЕР 5. Прокурор потребовал, чтобы орган местного самоуправления поставил скотомогильник на учет в качестве бесхозяйного и содержал его. Судьи признали скотомогильник бесхозяйным, но не возложили на администрацию обязанность по его содержанию. Этот объект не передавали в собственность или ведение администрации, он не состоит на балансе органа местного самоуправления. Государственные полномочия по оборудованию скотомогильников и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ, местной администрации не передавались (решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 12.12.2016 по делу № 2-1515/2016).

В другом деле суд удовлетворил иск прокурора к областному правительству. Он отметил, что обязанность содержать скотомогильники возложена на региональные органы власти. Данные полномочия и финансирование муниципалитетам не передавались (кассационное определение Оренбургского областного суда от 18.01.2011 по делу № 33-183/2012).

ВЫВОДЫ:

Муниципалитет должен следить за утилизацией отходов на территории муниципального образования. Прокурор может потребовать, чтобы вы исполняли эту обязанность, и судьи его поддержат. Однако из общих правил есть исключения.

1. Если несанкционированную свалку обнаружили на территории земельных участков лесного фонда, не принадлежащих муниципалитету, он не должен ликвидировать ее без дополнительного финансирования.

2. Даже если скотомогильник находится на территории муниципального образования, это еще не означает, что муниципалитет должен его содержать. Это обязанность субъекта РФ, если регион не передал данные полномочия муниципалитету в порядке, установленном статьей 19 Закона № 131-ФЗ. Факт признания такого объекта бесхозяйным не порождает у муниципалитета обязанности принять его в муниципальную собственность.

На заметку:

Изъятие полномочий не избавляет от ответственности

Если суд обязал вас ликвидировать несанкционированную свалку и решение вступило в силу, даже изъятие из компетенции ОМСУ полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО не освободит вас от этой обязанности. Свалку придется ликвидировать. Например, суд обязал администрацию сельсовета ликвидировать несанкционированные свалки. Муниципалитет указал, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО теперь переданы субъекту РФ. Суд отметил, что изъятие из компетенции ОМСУ вопросов организации утилизации отходов – не основание прекратить исполнительное производство. Такое изъятие не означает, что администрация сельсовета лишилась возможности исполнить решение суда (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 05.06.2017 по делу № 33-7122/2017).

Видео (кликните для воспроизведения).

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-право»

Источники

Санкционированные и несанкционированные свалки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here