Рынок прав на загрязнение окружающей среды

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Рынок прав на загрязнение окружающей среды". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Административно экономические методы природоохранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды

Теория внешних эффектов используется для анализа экономических аспектов такой проблемы, как государственный контроль за состоянием окружающей среды.

С помощью этой теории можно дать определение эффективного уровня загрязнения. В результате борьбы с загрязнением, например, путем введения налога на выбросы, положение тех, кому был нанесен ущерб, улучшается. Но положение производителей и потребителей продукции ухудшается, так как издержки производства и цены растут.

Поэтому при осуществлении политики в области контроля за загрязнением окружающей среды нужно учитывать предельную общественную полезность (МSВ) этого контроля и предельные общественные издержки, связанные с его осуществлением (МSС). Они зависят от степени уменьшения выбросов в окружающую среду (рис. 11.6).

Рис.11.6 — Определение эффективного уровня сокращения выбросов

§ Предельные общественные издержки контроля за загрязнением окружающей среды — это дополнительные издержки, связанные с сокращением производства, которое неизбежно при снижении выбросов. Чем выше процент снижения загрязняющих окружающую среду выбросов, тем больше предельные общественные издержки контроля за загрязнением окружающей среды.

§ Предельная общественная полезность контроля за загрязнением окружающей среды —это дополнительная полезность, равная снижению ущерба, наносимого внешней среде фирмами. В соответствии с законом убывающей предельной полезности предельная выгода от уменьшения загрязнения снижается.

§ Стандарты — это устанавливаемые государством предельно допустимые нормы выбросов и нормы содержания в них вредных веществ. Фирмы должны соблюдать эти нормы, иначе им грозит штраф.

§ Во втором случае, когда речь идет о нормах содержания вредных веществ, предприятие должно устанавливать оборудование и проводить мероприятия по очистке выбросов. Это сопровождается ростом издержек производства и снижением объема производства до уровня оптимального.

§ Например, при установлении нормы содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах автомобили оснащаются очистными устройствами, что способствует росту цен на транспортные средства.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

§ Использование системы стандартов на практике сталкивается с определенными трудностями:

§ 1. Стандарты связаны со значительными административными издержками (сбор информации, мониторинг и контроль).

§ 2. Есть сложности с определением безопасных уровней выбросов из-за того, что информация о последствиях загрязнения очень часто оказывается недостаточно полной. Для многих загрязняющих веществ действует принцип: чем меньше, тем безопаснее.

§ 3. Кроме установления стандартов, государство предписывает фирмам использование определенных методов очистки выбросов. В этих условиях производители оказываются незаинтересованными в разработке и внедрении новых и более дешевых способов решения экологических проблем.

§ 4. В случае использования государством стандартов фирмы могут и должны соблюдать установленные нормы. Но эта государственная мера не стимулирует сокращение ими выбросов ниже установленного уровня.

§ 5. В пределах установленных норм фирмы продолжают загрязнять окружающую среду бесплатно. А это означает, что часть внешних предельных издержек не возмещается, стандарты не гарантируют эффективность в распределении ресурсов.

§ Некоторые из названных проблем, с которыми сталкивается использование стандартов, могут быть решены с помощью экологических налогов.

§ Налоги — это платежи, осуществляемые фирмами за наносимый ущерб или за каждую единицу загрязняющих выбросов. В результате их уплаты издержки производства фирмы растут, и объем производства достигает оптимального уровня.

§ Использование налогов обладает определенными преимуществами:

§ 1. Они стимулируют внедрение новых технологий, которые позволяют фирмам считать расходы на сокращение выбросов, делать их меньшими по сравнению с налоговыми платежами и извлекать выгоду.

§ 2. Эта мера ограничивает вмешательство государства в процесс принятия решений частными фирмами и способствует достижению большей эффективности в использовании ресурсов.

§ 3. Это источник дополнительных доходов государства.

§ Вместе с тем, налогам как инструменту решения экологических проблем, присущи некоторые недостатки:

§ 1. Рост издержек производства, связанный с налогами, сопровождается повышением цен. Это означает, что налоговое бремя перекладывается на получателей отрицательного внешнего эффекта.

§ 2. В результате налогообложения ущерб, наносимый фирмами окружающей среде, уменьшается, но не устраняется полностью.

§ 3. В случае неэластичного спроса на производимую продукцию сокращение выбросов может и не произойти. Фирмы смогут компенсировать расходы, связанные с выплатой налога, путем повышения цены.

§ В Республике Беларусь ставки экологического налога относительно невысоки и поэтому оказывают слабое сдерживающее влияние на субъектов хозяйствования. Предприятиям выгоднее заплатить небольшие суммы налогов, чем тратить значительные средства на внедрение экологобезопасных технологий. Это говорит о необходимости совершенствования экологического налогообложения в стране. Есть необходимость увеличения экологических платежей в бюджетных поступлениях, с условием уменьшения других налогов.

§ К экономическим методам решения экологических проблем относится создание рынка прав на загрязнение. Его формирование предполагает определение государством допустимого объема загрязняющих веществ, которые не могут нанести большого ущерба природе. Данный объем загрязнения делится на ограниченное количество лицензий, дающих право на выброс в атмосферу вредных веществ. Лицензии становятся объектами купли-продажи. Предложение лицензий будет абсолютно неэластично, следовательно, рыночная цена на лицензии будет зависеть от спроса на них (рис. 11.7).

Рис.11.7 — Рынок прав на загрязнение

Кривая спроса на права на загрязнение, как и кривая спроса на любой другой ресурс, имеет нисходящий характер. Равновесие на рынке лицензий будет достигнуто в точке Е1, при этом цена одной лицензии на право сброса какого-то количества загрязняющего вещества будет равна Р1.

Читайте так же:  Штраф за отсутствие прописки несовершеннолетнего ребенка

Потенциальные «загрязнители» окружающей среды окажутся перед выбором: либо сокращать выбросы в атмосферу, либо покупать права на загрязнение. Если цена прав на загрязнение окажется для фирмы высокой, она вынуждена будет уменьшить объем загрязнений путем сокращения производства или приобретения очистного оборудования. В данном случае речь идет об использовании с целью защиты окружающей среды не административных, а рыночных стимулов. Природоохранные организации могут скупить часть прав на загрязнение, способствуя таким образом улучшению экологической ситуации в стране.

Преимущество рынка прав на загрязнение заключается в том, что торговля лицензиями позволяет сократить расходы общества, связанные с защитой окружающей среды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/9_180658_regulirovanie-vneshnih-effektov-korrektiruyushchie-nalogi-i-subsidii.html

Купля-продажа прав на загрязнение окружающей среды

Система обязательной ответственности (система страхования экологических рисков)

ФЗ «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. от 14.03.2009 N 32-ФЗ)

Статья 18. Экологическое страхование

1. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

2. В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.

Особенности этих методов:

— новейшие (самые «молодые») из методов управления в данной сфере;

— дают возможность реализовать в деле ООС рыночные подходы и связанные с ними преимущества по экономии затрат;

— потенциально могут применяться для регулирования процесса загрязнения природной среды со стороны предприятий разнообразных секторов экономики;

— позволяют учитывать принципиальные особенности экологических благ как глобально-общественных.

Это создание рынка квот на выбросы загрязняющих веществ или на использование природных ресурсов.

Рынком разрешений (прав, лицензий) на выбросы называют конкурентную систему распределения прав на выбросы обычно посредством купли-продажи лицензий после их первоначального распределения между участниками рынка. Рынок прав на загрязнение дает предприятиям или регионам (странам) дополнительные возможности варьировать затраты на охрану среды.

Схематически формирование современного «рынка загрязнений» можно представить следующим образом:

1) Первоначально компетентные природоохранные органы определяют допустимые масштабы воздействия на природу.

2) Для конкретной территории определяется допустимый уровень загрязнения природной среды и устанавливается лимит на общую сумму выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

3) Далее распределяются лицензии на выбросы между заинтересованными сторонами (предприятия, регионы, страны).

4) Затем предпринимателям предоставляется полная свобода действий перераспределять, перепродавать свои лицензии. Предприятие (регион, страна), снизившее свои загрязнения до уровня ниже нормативного или договорного, может продать разницу в виде квоты на выброс другому предприятию (регион – региону, страна – стране). Это позволяет одним природопользователям компенсировать свои затраты на соблюдение нормативов загрязнения среды, а другим – оплачивать сверхлимитные объемы загрязнения.

5) Продажа квот разрешается только по одноименным загрязнителям (без права замены одних загрязнителей выбросами других).

6) Выпускается фиксированное количество прав на выброс для каждого предприятия. Для предприятий, допускающих выбросы сверх приобретенных ими прав, устанавливаются высокие штрафы.

7) Органы управления лишь следят за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличилось, а также способствуют созданию рыночной инфраструктуры.

Например, разберем рынок прав на выбросы в атмосферу SO2. Единица, подлежащая купле-продаже – право на выброс 1 тонны SO2 в год. Предприятие купило 50 прав (единиц), что разрешает их владельцу осуществить выброс 50 т SO2 в год или 2 т SO2 в год в течение 25 лет.

ü 2002 г – первый национальный углеродный рынок в Великобритании – первая в мире углеродная биржа – продаются правительственные разрешения на выбросы. В 2002 году цена 2,5-12,5 фунтов за тонну. Великобритания – единственная страна, которая выполнила свои обязательства по Киотскому протоколу.

ü В США этот метод используется с конца 70-х гг. XX в. Принятый в 1990 г. Закон «О чистом воздухе» законодательно закрепил возможность продажи квот на выбросы SO2. В СШАЧикагская климатическая биржа, но объем сделок незначителен. 1 доллар за тонну.

ü В Дании и Великобритании применяется торговля правами на выбросы СО2.

ü Межгосударственный механизм продажи квот на загрязнение впервые был установлен Конвенцией об изменении климата (1992) и дополняющим ее Киотским протоколом (1997).

В настоящий момент стоимость квот на выброс парниковых газов на европейском рынке 7 – 8 евро за тонну. По прогнозам в 2008-2009 гг. – вырастет до 16 евро.

Наибольшее распространение получили следующие системы торговли правами на загрязнение:

· система (принцип) «пузыря» («bubbles» system/ bubble principle) – баббл-принцип

Создает условия для торговли правами на загрязнение на уровне региона.

— на территории региона отдельные источники загрязнений как бы формируют «облако» или «пузырь»

— Þ вся территория (регион) становится объектом установления экологических нормативов: норматив выбросов устанавливается для целого региона, т.е. существуют суммарные ограничения для стационарных источников загрязнения данной территории на выбросы некоторого приоритетного загрязнителя (например, диоксида серы для теплоэлектростанций — ТЭС)

— находящиеся на территории региона два (или несколько) таких предприятий (стационарных источников загрязнения) имеют право в рамках этих ограничений перераспределять между собой права на загрязнение – совместно находят наиболее выгодный (оптимальный) вариант обеспечения соблюдения этого норматива (если, например, на одной территории расположены крупная электростанция и несколько мелких котельных, то выгоднее улавливать выбросы на крупном источнике, чем бороться с выбросами от мелкого загрязнителя). При этом экономический и одновременно экологический эффект достигается за счет сокращения вредных выбросов на тех предприятиях, где это наиболее эффективно. В то же время более мелкие или технически отсталые предприятия, находящиеся в «пузыре», могут не вкладывать средств в собственные очистные технологии, а финансировать экологически более эффективно работающие крупные или передовые предприятия. Таким образом, достигается существенная экономия издержек на охрану среды при заданном ее качестве для конкретной территории.

Читайте так же:  Доверенность на получение протокола об административном правонарушении
права
права
$
$

· компенсационные программы («offset» programs):

— Предприятие уменьшило выбросы (ниже лимита) и приобретает тем самым право на выбросы. Это фиксируется в виде соответствующего документа – лицензии, или разрешения, на выбросы.

— Эту лицензию можно продать фирме, которая желает разместить в данном регионе свои предприятия и нуждается в разрешениях на выбросы своих загрязнителей.

— При этом продавцы прав обязаны сократить выбросы на величину большую, чем будут осуществлять покупатели прав.

— Таким образом, появление новых выбросов компенсируется снижением ранее существовавших в регионе.

Например, в Лос-Анджелесе, в соответствии с местным законодательством, каждая тонна загрязнителя, произведенная новым предприятие, должна компенсироваться снижением выбросов на других предприятиях на 1,67 т.

Важно для регионов, где запрещается дальнейшее усиление экологической нагрузки (например, районы экологического бедствия)

· система производственных квот:

— при этом можно обмениваться установленными квотами на поступление некоторых загрязнителей в окружающую среду, связанными, в свою очередь, с определенным уровнем производственной деятельности.

— Эта система положена в основу принятого в 1967 г. Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. Она служит установлению для различных стран квот на производство (поступление в окружающую среду) фреонов.

— Купля-продажа прав на загрязнение применительно к глобальным выбросам в атмосферу парниковых газов применяется в Киотском протоколе, сопровождающем реализацию Международной конвенции по климату.

· банки выбросов или прав на загрязнение

— Предприятия, успешно сократившие свои выбросы, вкладывают сэкономленные права на загрязнение в специальный банк. Это банк является посредником, владеющим правом распоряжаться запасами «прав на загрязнение», продающим и покупающим их, а также осуществляющим учет. Кроме того, банки могут предоставлять предприятиям-загрязнителям эмиссионные кредиты (временные права на увеличение выбросов).

· биржи прав на загрязнение – посреднические организации для осуществ­ления сделок по торговле квотами на выброс.

Организация торговли правами на загрязнение среды должны базироваться на:

— установленных властями в рамках определенных регионов (границы которых могут быть различными) стандартов на качество природных сред, задаваемые концентрацией в этих средах приоритетных загрязнителей;

— четко определенных имущественных правах на экологические ресурсы (конкретно, — на ассимиляционный ресурс ОПС и ее отдельных региональных экосистем).

Видео (кликните для воспроизведения).

На этой основе до предприятий, источников загрязнения среды, доводятся индивидуальные эмиссионные нормативы, которые в рамках данного механизма именуются разрешениями на выбросы (сбросы, размещение отходов). Соблюдение предприятиями-загрязнителями среды эмиссионных нормативов должно обеспечивать достижение качества ОПС, соответствующего региональным стандартам.

Предприятиям предоставляется право обмениваться (продавать и покупать) правами на загрязнение в рамках соблюдения региональных экологических стандартов. В результате этого обмена права на загрязнение среды получают своеобразную рыночную цену.

Использование рыночных механизмов позволяет концентрировать права на загрязнение в руках тех компаний, которые обладают наиболее эффективными природоохранными технологиями. Таким образом обеспечивается существенная экономия экологических издержек для достижения необходимого уровня качества ОПС.

Тема: ЭКОНОМИКА лесопользования

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 1484 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/1_19283_kuplya-prodazha-prav-na-zagryaznenie-okruzhayushchey-sredi.html

Рыночные методы управления природопользованием

Рыночные методы управления природопользованием – самые «молодые» из методов управления в данной сфере. К их числу относят создание рынка квот на выбросы загрязняющих веществ или на использование природных ресурсов. Рынок прав на загрязнение дает предприятиям или регионам, странам дополнительные возможности варьировать затраты на охрану среды. Предприятие (страна, район), снизившее свои загрязнения до уровня ниже нормативного или договорного, может продать разницу в виде квоты на выброс другому предприятию (район – другим районам, страна – другим странам и т.д.) Это позволяет одним природопользователям компенсировать свои затраты на соблюдение нормативов загрязнения среды, а другим – оплачивать сверхлимитные объемы загрязнения. В США этот метод используется с конца 70-х годов ХХ века. В Дании и Великобритании применяется торговля правами на выбросы углекислого газа. Важно отметить, что продажа квот разрешается только по одноименным загрязнителям (без права замены одних загрязнителей выбросами других).

Межгосударственный механизм продажи квот на загрязнение впервые был установлен Конвенцией об изменении климата (1992) и дополняющим ее Киотским протоколом (1997). Применение рыночных методов регулирования в сфере природопользования, как и в любой другой сфере деятельности, предполагает наличие основных элементов рыночной инфраструктуры, обслуживающей сделки по торговле квотами и обеспечивающей контроль (биржи, брокерские конторы, система распространения информации о спросе и предложении на рынке квот, система регистрации сделок, мониторинга выполнения обязательств участвующих в сделке сторон и т.д.).

Принцип «пузыря» предполагает установку допустимого объема загрязнения для некоего территориально ограниченного региона (промышленного узла, зоны, ареала и т.п.). Находящиеся в пределах этого региона предприятия могут совместно найти наиболее выгодный (оптимальный) для них способ не превышать установленный лимит на загрязнение. Принцип действия аналогичен экономическому эффекту от агломерации, от укрупнения производства, комбинирования, создания территориально-производственных комплексов. Экономический и одновременно экологический эффект достигается за счет сокращения вредных выбросов на тех очистных сооружениях и предприятиях, где это наиболее эффективно. В то же время более мелкие и технически отсталые предприятия, находящиеся в «пузыре», могут не вкладывать средств в собственные очистные технологии, а финансировать экологически более эффективно работающие крупные или передовые предприятия. Таким образом, достигается существенная экономия издержек на охрану среды при заданном ее качестве для конкретной территории.

Банки прав на загрязнение возникают, когда предприятие, успешно сократившее свои выбросы, вкладывает сэкономленные права на загрязнение в специальный банк, который является посредником, владеющим правом распоряжаться запасами «прав на загрязнение», продающим и покупающим их, а также осуществляющим учет. Кроме того, банки могут предоставлять предприятиям-загрязнителям эмиссионные кредиты (временные права на увеличение выбросов).

Читайте так же:  Где рассматривается протокол об административном правонарушении

Биржи прав на загрязнение – посреднические организации для осуществления сделок по торговле квотами на выброс.

http://3ys.ru/ekonomicheskij-mekhanizm-mezhregionalnogo-vzaimodejstviya-i-ekologicheskaya-politika-rossii/rynochnye-metody-upravleniya-prirodopolzovaniem.html

Административные методы природоохранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды

Для нейтрализации внешних эффектов общество может предложить и другие меры. В частности, административно-законодательный контроль со стороны государства, а также косвенное вмешательство государства через рыночные стимулы воздействия на производителей внешних эффектов.

Государство разрабатывает стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Для этого проводится политика, позволяющая сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:

1.Установление стандартов по вредным выбросам. Это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Превышение стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание.

· стандарты разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества;

· не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах;

· стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.

2.Плата за выбросы. Она взимается с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Но полной уверенности в том, что стандарты не будут нарушены, нет.

3.Продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона.

На рис.11.5. кривая D – это спрос на выброс отходов (например, кг в день); кривая S1 – это предложение по сбросу в виде количества лицензий (одна лицензия дает право на сброс, например, 1 кг отходов в день). Рыночная цена лицензии установится на уровне Р1. Если часть купленных лицензий будет выведена из оборота (наример, их купят «зеленые»), то предложение переместится в положение S2, а цена лицензий вырастет до Р2 за штуку, что приведет в итоге к сокращению выбросов вредных отходов с Q1 до Q2:

Рис. 11.5. Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов.

http://studopedia.ru/11_189983_administrativnie-metodi-prirodoohrannogo-regulirovaniya-rinok-prav-na-zagryaznenie-okruzhayushchey-sredi.html

Рыночные методы управления природопользованием

Рыночные методы управления природопользованием – самые «молодые» из методов управления в данной сфере. К их числу относят создание рынка квот на выбросы загрязняющих веществ или на использование природных ресурсов. Рынок прав на загрязнение дает предприятиям или регионам, странам дополнительные возможности варьировать затраты на охрану среды. Предприятие (страна, район), снизившее свои загрязнения до уровня ниже нормативного или договорного, может продать разницу в виде квоты на выброс другому предприятию (район – другим районам, страна – другим странам и т.д.). Это позволяет одним природопользователям компенсировать свои затраты на соблюдение нормативов загрязнения среды, а другим – оплачивать сверхлимитные объемы загрязнения. В США этот метод используется с конца 70-х годов ХХ века. В Дании и Великобритании применяется торговля правами на выбросы углекислого газа. Важно отметить, что продажа квот разрешается только по одноименным загрязнителям (без права замены одних загрязнителей выбросами других).

Межгосударственный механизм продажи квот на загрязнение впервые был установлен Конвенцией об изменении климата (1992 г.) и дополняющим ее Киотским протоколом (1997 г.). Применение рыночных методов регулирования в сфере природопользования, как и в любой другой сфере деятельности, предполагает наличие основных элементов рыночной инфраструктуры, обслуживающей сделки по торговле квотами и обеспечивающей контроль (биржи, брокерские конторы, система распространения информации о спросе и предложении на рынке квот, система регистрации сделок, мониторинга выполнения обязательств участвующих в сделке сторон и т.д.).

Принцип «пузыря» предполагает установку допустимого объема загрязнения для некоего территориально ограниченного региона (промышленного узла, зоны, ареала и т.п.). Находящиеся в пределах этого региона предприятия могут совместно найти наиболее выгодный (оптимальный) для них способ не превышать установленный лимит на загрязнение. Принцип действия аналогичен экономическому эффекту от агломерации, от укрупнения производства, комбинирования, создания территориально-производственных комплексов. Экономический и одновременно экологический эффект достигаются за счет сокращения вредных выбросов на тех очистных сооружениях и предприятиях, где это наиболее эффективно. В то же время более мелкие и технически отсталые предприятия, находящиеся в «пузыре», могут не вкладывать средства в собственные очистные технологии, а финансировать экологически более эффективно работающие крупные или передовые предприятия. Таким образом, достигается существенная экономия издержек на охрану среды при заданном ее качестве для конкретной территории.

Банки прав на загрязнение возникают, когда предприятие, успешно сократившее свои выбросы, вкладывает сэкономленные права на загрязнение в специальный банк, который является посредником, владеющим правом распоряжаться запасами «прав на загрязнение», продающим и покупающим их, а также осуществляющим учет. Кроме того, банки могут предоставлять предприятиям-загрязнителям эмиссионные кредиты (временные права на увеличение выбросов).

Биржи прав на загрязнение – посреднические организации для осуществления сделок по торговле квотами на выброс.

http://3ys.ru/ekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/rynochnye-metody-upravleniya-prirodopolzovaniem.html

Гражданская ответственность за ущерб от загрязнения окружающей среды

«Гражданская ответственность за ущерб от загрязнения окружающей среды«

вред ответственность среда затонувший

С каждым днем в нашей стране развиваются новые ядерные, химические, радиационные технологии, и все это отражается на окружающей среде. Загрязнение окружающей среды приводит к вымиранию многих видов животных. Поэтому особое место в российском законодательстве занимают положения о защите окружающей среды.

Эти положения отражены в УК РФ, в ФЗ «Об охране окружающей среды», в ФЗ «Об использовании атомной энергии», регулируются главой 8 КоАП РФ и многими другими законодательствами.

Исходя из этого, следует отметить, что существуют различные виды ответственности за загрязнение окружающей среды. Целью моей работы является более полное раскрытие всех видов ответственности.

Загрязнение окружающей среды может быть как умышленным, так и неосторожным, в связи с этим ответственность за вред будет регламентироваться несколькими законодательствами, и соответственно к нарушителям будут применяться разные виды наказания. Допустим, кто-то, добросовестно выполняя свою работу, потерпел аварию, которая привела к неблагоприятным последствиям. А кто-то в целях утилизации вредных химических, радиоактивных веществ захоронил их, не в специально отведенном для этого месте, нанес значительный вред окружающей среде.

Читайте так же:  Приказ ректора васильева итмо о запрете курения

Кроме того, случаются аварии, такие как столкновение судов, в ходе чего корабли, танкеры терпят крушение, находящееся на них имущество тонет и причиняет ущерб морской среде загрязнением или препятствует осуществления промысла водных биологических ресурсов и деятельности порта. Также затонувшее имущество может создавать серьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания.

Морские аварии всегда вызывают многоплановые правовые последствия.

В результате возникают правоотношения, вытекающие из нарушения договора перевозки, причинения ущерба здоровья членам экипажа, удаление затонувшего в море имущества, столкновение судов и спасания и т.д. Одним из наиболее тяжких последствий морских происшествий может быть разлив в морскую среду нефтепродукта и сырой нефти, перевозимой навалом на крупных танкерах. Такие происшествия вызывают колоссальный ущерб окружающей среде и влекут за собой многомиллионные убытки.

В связи с этим возникают вопросы гражданской ответственности за ущерб от загрязнения.

Все это будет отражено в моей работе. Раскрою положения о подъеме, удалении или уничтожении затонувшего имущества, о вреде наступивших последствий, ответственность за вред.

1. Виды ответственности за вред окружающей среде

1.1 Дисциплинарная ответственность

В этом подпункте я рассмотрю условия применения дисциплинарной ответственности, ее значение и эффективность, проблемы применения.

Дисциплинарной является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти проступки в силу их относительно меньшей вредности не могут быть квалифицированы как административные правонарушения или преступления.

Условия применения. Как и другие виды ответственности, дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств. Прежде всего, дисциплинарная ответственность за экологические проступки может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах – Кодексе законов о труде, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации.

Ухудшение экологической ситуации происходит в основном от хозяйственной, производственной деятельности человека, поэтому именно в сфере промышленного, сельскохозяйственного и иного производства следует искать основные причины антропогенного воздействия на окружающую среду. Отсюда следует вывод: предупреждение загрязнений на стадии производства является генеральным направлением профилактики экологических правонарушений. Надо учитывать также и более широкий резонанс и воспитательное значение наложения дисциплинарных взысканий, о которых, как правило, широко оповещаются и хорошо информируются коллеги по работе.

Одним из видов дисциплинарного воздействия может служить депремирование, лишение иных средств поощрения; в современных условиях их набор достаточно широк и может служить хорошим рычагом воздействия на работника. Хотя в настоящее время меньше стали говорить о моральных средствах воздействия, но и они продолжают оказывать свое влияние: уместно напомнить, что одним из факторов успешной работы заводов Форда было широкое использование моральных рычагов повышения ответственности работников за дела подразделения завода, фирмы путем систематического информирования об их состоянии, поздравления с производственными достижениями, производственными и личными юбилеями, семейными праздниками и торжествами.

Потенциал применения дисциплинарной ответственности в области охраны окружающей среды используется недостаточно. Почему?

В общественном мнении существует стереотип о ее неэффективности в этой области – принято считать наиболее подходящей для злостных загрязнителей уголовную ответственность. Можно согласиться с тем, что для злостных нарушителей наиболее подходящей действительно является уголовная ответственность, однако большинство субъектов экологических правонарушений не являются злостными и потому не могут считаться общественно опасными.

Отсутствует статистика наложения дисциплинарных взысканий, поэтому трудно определять ее динамику, эффективность воздействия, связь с количеством и качеством загрязнений окружающей среды. Да и сама описываемая сфера общественных отношений не часто вызывает такую озабоченность собственника предприятия, чтобы обусловить систематическое применение дисциплинарной ответственности за экологические проступки.

В связи с этим встает вопрос о степени воздействия государственных природоохранных органов на дисциплинарную практику организаций, которые стали самостоятельными в ведении своей хозяйственной деятельности и налаживании и организации своей внутренней работы. Однако эта самостоятельность предпринимательской деятельности от общества является сравнительно относительной, и, прежде всего в области экологии. Согласно п. 3 ст. 209 ГК РФ, владение, пользование и распоряжение природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, владелец предприятия, отвечая перед обществом за экологическое состояние своего предприятия и его воздействие на окружающую среду, обязан обеспечивать экологический правопорядок на предприятии, всеми доступными и законными средствами реагировать на соответствующие обращения государственных органов.

1.2 Административная ответственность

В этом подпункте следует выделить такие положения, как характеристика административных правонарушений; административные взыскания; эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды.

Согласно КоАП РФ административным проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Она наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

КоАП РФ группирует экологические правонарушения по нескольким направлениям и в нескольких главах. Проступки, посягающие на государственную собственность (гл. 7), включают нарушения прав на недра, воды, леса, животный мир (ст. 7.10, 7.11).

Читайте так же:  Законодательство субъектов российской федерации об административных правонарушениях

Административные правонарушения в области охраны окружающей среды предполагают посягательства на ряд природных ресурсов (гл. 8):

– в отношении земель – бесхозяйственное их использование, порча, несвоевременный возврат или неприведение для использования по назначению состояние, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства, уничтожение межевых знаков;

– в отношении недр – нарушение требований по охране недр и гидроминиральных ресурсов, нарушение действующих стандартов, норм, правил или условий лиценции, регламентирующих деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации;

– в отношении водных ресурсов – нарушение правил их охраны, водопользования;

– в отношении лесных ресурсов – незаконное использование земель лесного фонда, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение подроста в лесах, засорение лесов бытовыми отходами и отбросами, нарушение требований пожарной безопасности в лесах и т.д.;

– в отношении атмосферного воздуха – выброс загрязняющих веществ в атмосферу с нарушением нормативов или без разрешения, ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха, нарушение правил эксплуатации, а также не использование оборудования для очистки выбросов в атмосферу и др.;

– в отношении животного мира – нарушение правил охраны среды обитания, порядка осуществления пользования животным миром, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных. Нарушение правил охоты и рыболовства и т.д.

http://mirznanii.com/a/35765/grazhdanskaya-otvetstvennost-za-ushcherb-ot-zagryazneniya-okruzhayushchey-sredy

Рынок прав на загрязнение окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:17, реферат

Описание работы

Выбор оптимальной формы интернализации внешних эффектов не может осуществляться по шаблону. Он определяется спецификой конкретной ситуации, формой внешнего эффекта и практической целесообразностью достижения результата с наименьшими издержками. Степень участия государства в интернализации внешних эффектов зависит от масштабов охвата внешними эффектами населения, размером нанесенного ущерба, величиной необходимых трансакционных издержек по его устранению.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

Теорию факторов производства создал в XIX веке французский экономист Ж.Б. Cэй (1767–1832).

Ранее внимание было сосредоточено на изучении экономических процессов, которые складывались между потребителями и производителями на рынках готовой продукции – рынках потребительских благ.

Тем не менее, с учетом сделанных оговорок, принципы неоклассического подхода к экономической организации производства оказываются весьма полезными на практике. Во многих случаях оказывается возможным подобрать такое сочетание факторов путем ряда проб и экспериментов, когда выпуск предельного продукта увеличивается, а издержки соответственно уменьшаются. Убедившись в неудовлетворительности существующего сочетания факторов, можно перейти к принципиально новому их сочетанию и в конце концов добиться успеха. Во всяком случае, никогда не следует забывать, что абстрактный подход к экономическим процессам, в том числе и изолированное рассмотрение факторов производства, допустимы лишь в определенных условиях и границах. Поэтому такой подход не исключает, а, скорее, предполагает более полное и всестороннее рассмотрение взаимосвязи и взаимодействия данного фактора производства с другими, необходимыми для выпуска продукции с наименьшими издержками.

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЗАМЕЩЕНИЯ (MPTS) выражает количество единиц данного фактора, которое может быть замещено единицей другого фактора при сохранении неизменным объема производства.

MPTS= D К/ D L (constQ),

где D К- сокращение или увеличение капитала,

D L- сокращение или увеличение труда,

Чтобы объяснить, при каком сочетании факторов производства может быть достигнута наименьшая величина общих издержек, необходимо обратиться к понятию предельного продукта. Для этого надо сравнить рыночную цену каждого фактора с тем предельным продуктом, который производится с его помощью. Допустим, что арендуется участок земли, и для его обработки нанимаются рабочие. Поскольку цена земли выше цены рабочей силы, имеет смысл замещать затраты на землю затратами на труд. Такое замещение продолжается до тех пор, пока предельный продукт, полученный с помощью единицы земли, не станет равен величине, на которую стоимость земли превышает стоимость труда. Если, например, стоимость одного арендованного гектара земли превышает стоимость труда в 20 раз, тогда и предельный продукт с этого гектара должен в 20 раз превосходить предельный продукт, полученный с помощью единицы труда. Только в этом случае можно говорить о получении максимального дохода на каждый рубль, затраченный на землю и труд, так как при этом издержки производства будут наименьшими. Опираясь на эти соображения, мы можем теперь сформулировать общий принцип замещения факторов производства.

Для достижения наименьших издержек путем замещения более дорогих факторов производства менее дорогими необходимо продолжать этот процесс до тех пор, пока физические предельные продукты, получаемые с помощью этих факторов, не станут пропорциональны ценам соответствующих факторов. Как мы видели выше, именно в этом случае физический предельный продукт, приходящийся на последний рубль одного фактора-, будет в точности равен предельному продукту, полученному на рубль другого фактора. Отсюда легко находится условие равновесия в процессе замещения одного фактора другим:

(физический объём предельного продукта А)/ (цена фактора А) =

=(физический объём предельного продукта В)/ (цена фактора В)

Условием равновесия производителя выступает равенство предельных издержек и предельного дохода :

Видео (кликните для воспроизведения).

Расчет производственной функции фирмы, стремящейся к достижению указанного условия равновесия, будет сосредоточен на поиске такого варианта, который обеспечит необходимый выпуск продукции при минимальных издержках производства. Минимальные издержки определяются на стадии расчетов производственной функции методом замещения, вытеснением дорогостоящих или возросших в цене факторов производства альтернативными, более дешевыми.

Методика подобного поиска основывается не только на сопоставлении рыночных цен факторов производства, но и цен предельного продукта, получаемого от применения каждого данного фактора производства. Критерий эффективности достигается при равенстве цены каждого используемого фактора производства и цены предельного продукта, произведенного с его помощью.


http://www.stud24.ru/ecolaw/rynok-prav-na-zagryaznenie-okruzhajushhej/64349-210128-page3.html
Рынок прав на загрязнение окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here