Регламент рассмотрение административного дела налоговой

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Регламент рассмотрение административного дела налоговой". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

>
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Этапы рассмотрения дела об административном правонарушении

Этапы и особенности рассмотрения административных дел

Выделяется несколько стадий рассмотрения дела об административном незаконном деянии. Речь идет:

  • об этапе, когда происходит подготовка к рассмотрению дела;
  • об этапе, на котором непосредственно происходит рассмотрение дела по существу;
  • об этапе, когда выносится и оглашается постановление по делу.

Во время подготовки дела к рассмотрению для судьи, органа или должностного лица важно выяснить ряд вопросов, которые важны в юридическом плане:

  • в их ли компетенции рассмотрение дела;
  • есть ли причины, по которым судья, член коллегиального органа, должностное лицо не могут рассмотреть дело;
  • корректно ли составлен протокол об административного незаконном деянии, а также ряд других протоколов, которые предусмотрены КОАП РФ. Помимо этого необходимо обратить внимание на то, как оформлены другие материалы дела;
  • есть ли место обстоятельствам, которые исключают производство дела;
  • в полной ли мере присутствуют материалы по делу, для того чтобы рассмотреть дело по существу;
  • определить наличие ходатайств и отводов.

Для ключевых лиц, которые рассматривают дело об административном правонарушении, не представляется возможным заниматься рассмотрением дела, при условии, что они или другие участники производства состоят в родственных связях. Помимо этого рассмотрение дела также не представляется возможным, если вышеупомянутые лица имеют прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела. Если же присутствует хотя бы одно из вышеупомянутых обстоятельств, которые предусмотрены КоАП РФ, то судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом в обязательном порядке заявляется самоотвод. Среди органов, которым подается заявление о самоотводе, выделяются председатель соответствующего суда, руководство коллегиального органа или должностное лицо более высокого ранга.

Помимо этого заявить отвод лицам, которые занимаются рассмотрением дела об административном незаконном деянии, представляется возможным и для иных участников производства.

Рассмотреть заявление об отводе может судья, орган или должностное лицо, которые занимаются производством дела. После того как заявление о самоотводе или об отводе рассмотрено, компетентный орган выносит решение удовлетворяющее заявление или отказывающее в его удовлетворении.

Во время подготовки дела к рассмотрению необходимо разрешить ряд вопросов, которые служат основой в определенных ситуациях для вынесения определения:

  • определение времени и места рассмотрения дела;
  • вопросы касательно вызова важных для рассмотрения дела лиц, о запросе важных дополнительных материалов по делу, о назначение проведения экспертизы;
  • вопросы отложения производства дела;
  • вопрос передачи обратно протокола об административном правонарушении и других важных материалов относительно дела органам или должностным лицам, которые занимались составлением протокола, в ситуациях, когда он был составлен и оформлен неправомочными лицами или некорректном составлении или при неполном представлении материалов, которое невозможно восполнить во время рассмотрения дела;
  • в ситуациях, когда рассмотрение дела не находится в компетенции ключевых органов и лиц, которые получили на рассмотрение протокол об административном преступлении и иные материалы дела, или вынесли определение касательно отвода судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, рассматриваются вопросы о передаче протокола об административном преступлении и иных материалов дела к рассмотрению по подведомственности. Если есть место обстоятельствам, которые исключают производство по делу и предусмотрены КоАП РФ, то необходимо вынести постановление об остановке производства по делу.

Рассматривать дело об административном незаконном деянии необходимо по месту его совершения. При наличии ходатайства лица, по которому идет производство, представляется возможным рассмотреть дело по месту жительства указанного лица. Если по делу об административном незаконном деянии было осуществлено административное расследование, то его рассмотрение следует производить по месту нахождения органа, который занимался проведением данного расследования.

Если дело касается административного правонарушения несовершеннолетнего, родителей несовершеннолетнего и заменяющих их лиц, то такие дела следует рассматривать по месту жительства данных лиц.

Административные дела, после которых возможно применение мер в лишении прав управления транспортными средствами, следует рассматривать по местам, где было поставлено на учет данное транспортное средство.

В течение 15 дней со дня получения ключевых лиц и органов, которые имеют полномочия на рассмотрение дела, протокола об административном преступлении и иных материалов, необходимо провести рассмотрение дела об административном правонарушении.

В ситуациях, когда есть ходатайство от участников производства по делу или в ситуациях, когда необходимы дополнительные выяснения обстоятельств, время рассмотрения дела может продлить судья, орган или должностное лицо, которое рассматривает дело сроком на один месяц. Мотивированное определение – документ о продлении указанного срока, который выносится судьей, органом или должностным лицом, которые занимаются рассмотрение дела. В ситуациях, когда рассмотрению подлежат дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассмотреть дело необходимо в день получения протокола об административном преступлении и иных материалов.

Дела, которые касаются лиц, которые подвергнуты административному задержанию, необходимо рассмотреть не позже 4 часов с момента их задержания.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

5.1. «Методические рекомендации по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России» (утв. ФССП России 04.06.2012 N 07-12)

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен специальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Началом рассмотрения дела судьей, органом или должностным лицом является выяснение обстоятельств, которые юридически значимы для корректного разрешения дела.

Затем следует огласить протокол об административном преступлении, а также другие материалы, если это необходимо. После необходимо произвести заслушивание объяснений физического лица или законного представителя юридического лица, по которым происходит производство по делу. Далее следует огласить показания иных участников производства, заслушать пояснения специалистов и заключения экспертов. Помимо этого важно помнить и об других доказательствах. Если в рассмотрении дела принимает участие прокурор, следует заслушать и его заключение.

Если дело рассматривается коллегиальным органом, то необходимо составить протокол. Требования к нему указаны в КоАП РФ.

После рассмотрения административного дела выносится постановление, которое отражается принятое решение по делу. Это может быть применение административного наказания или остановка рассмотрения дела. Вынести постановление о наложении административного наказания можно при нескольких условиях:

  • если при помощи материалов дела и во время слушаний по делу была доказана вину лица в совершении административного правонарушения;
  • при отсутствии обстоятельств, из которых не следует административная ответственность лица;
  • если нет оснований, позволяющих освободить лицо от административной ответственности.
Читайте так же:  Проверка штрафов за безбилетный проезд по фамилии

Также есть несколько условий, позволяющих вынести постановление о прекращении производства по делу об административном преступлении:

  • если есть хотя бы одно обстоятельство, которое исключает производство по делу, которое предусмотрено в КоАП РФ;
  • если есть объявление устного замечания, предусмотренного КоАП РФ;
  • если действия или бездействия содержат признаки преступления, то прекращается производство по делу и материалы дела передаются в прокуратуру, орган дознания или орган предварительного следствия;
  • если совершенное административное правонарушение попадает под ряд статей КоАП РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Читайте так же:  О запрете курения на балконе жилого

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Состав постановления по делу об административном правонарушении

Ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает требования к содержанию постановления по делу. В состав постановления по административному делу входит несколько блоков. Речь идет о вводной, описательной и резолютивной частях. Вводная часть содержит реквизиты постановления (речь идет о номере, дате, адресе его вынесения), должность, ФИО судьи или должностного лица, состав и название коллегиального органа, которые вынесли постановление, сведения о лицах, в отношении которых происходит рассмотрение дела.

Описательная часть постановления содержит обстоятельства, которые были установлены во время рассмотрения дела, сюда же входят анализ и оценка доказательств, которые были исследованы во время рассмотрения дела.

Помимо этого в описательную часть входит статья КоАП РФ или же закона субъекта РФ, которые предусматривают административную ответственность за совершение административного преступления, или же основания для прекращения производства по делу. Также в описательной части содержатся обстоятельства, которые могут смягчить или отягчить ответственность обвиняемого.

В состав резолютивной части постановления по административному делу входит мотивированное решение, признающее лицо, по которому ведется дело, виновным в совершении административного преступления. Далее указывается статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, согласно которым указанное лицо признается виновным, тип и размер административного наказания. После обязательно указывается время и правила обжалования постановления.

В ситуациях, когда назначенное судьей наказание предусматривает возмещение имущественного ущерба, то постановление должно содержать информацию о размере ущерба, который необходимо возместить, сроки и порядок его возмещения.

Важно отметить, что постановление должно объявляться сразу после того, как завершено рассмотрение дела.

Помимо этого есть ряд случаев, когда на основании результатов рассмотрения дела об административном преступлении выносится определение:

  • предполагающее передачу дела ключевым органам и лицам, которые имеют полномочия назначить административное наказание другого типа или размера или применить другие меры воздействия, основываясь на федеральном законодательстве. К примеру, согласно ст.2.5 КоАП РФ применение мер дисциплинарного воздействия;
  • предполагающее передачу дела на рассмотрение по подведомственности, в ситуациях, когда не установлен вопрос рассмотрения дела в рамках компетенции рассматривающих его судьи, должностного лица или органа. Речь об этом идет в ст. 29.9, ч.2.

Ключевыми лицами и органами, которые рассматривали административное дело, во время установления причин административного преступления и условий, которые способствовали его совершению, вносится в необходимые организации и необходимым должностным лицам представление о принятии мер по предотвращению данных причин и условий. Для последних важно произвести рассмотрение представления об предотвращении причин и условий, которые способствовали осуществлению административных правонарушений, сроком в месяц со дня его получения. После они должны сообщить о мерах, которые приняты, судье, должностному лицу или органу, которые вынесли постановление. Речь об этом идет в ст.29.13.

Об утверждении Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке

Название документа: Об утверждении Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке
Номер документа: БГ-3-14/290 Вид документа: Приказ МНС России Принявший орган: МНС России Статус: Действующий Опубликован: Официальные документы

N 33, сентябрь, 2001 год

Экономика и жизнь, N 38, сентябрь 2001 года

Налоги и бизнес, N 19, октябрь 2001 года

Нормативные акты для бухгалтера, N 18, 21.09.2001

Налоги и платежи, N 10, октябрь 2001 года

Официальные документы в образовании, N 27, сентябрь 2001 года

Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухучету, N 10, 2001 год

§ 3. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Рассмотрение дела и принятие постановления является центральной стадией производства по делу. Полномочиями по рассмотрению дел и принятию постановлений о назначении административных наказаний за нарушения законодательства о налогах и сборах, использования ККТ при денежных расчетах с населением наделены руководители (их заместители) территориальных органов ФНС России в субъектах Российской Федерации, районах, городах и приравненных к ним административно-территориальных образованиях.

При приеме поступивших протоколов и других материалов о правонарушениях руководитель налогового органа проверяет, относится ли рассмотрение данного дела к его компетенции, а также правильность составления протокола и других материалов, соблюдение установленных сроков привлечения к ответственности; извещение лиц, участвующих в производстве, о времени и месте рассмотрения дела; принимает меры к удовлетворению ходатайств лиц, привлекаемых к ответственности (если они заявлены).

Руководитель налогового органа возвращает материалы на дополнительную проверку при необходимости уточнить обстоятельства совершения правонарушения; выявить, правильно процессуально оформить и приобщить к делу доказательства; провести экспертизу по сложным делам, требующим специальных знаний; удовлетворить законные требования участников производства по делу. При установлении предусмотренных законодательством обстоятельств, исключающих производство по делу, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Согласно установленным КоАП РФ требованиям, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств:

— отсутствие события или состава административного правонарушения;

— недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;

— невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие;

— действие лица в состоянии крайней необходимости;

Читайте так же:  Статья за оскорбление личности человека какое наказание

— издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания;

— отмена акта, устанавливающего административную ответственность;

— истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 29.6 КоАП РФ, ст. 113 НК РФ;

— наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного наказания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному делу уголовного дела; в соответствии со ст. 108 НК РФ, «никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения»;

— смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.

В дополнение к перечисленным выше ст. 111 НК РФ относит к обстоятельствам, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, а следовательно, и предполагающим прекращение производства по делу, следующие:

— совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

— совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

— выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

При рассмотрении представленных материалов необходимо учитывать установленный законодательством давностный срок привлечения к ответственности за административные правонарушения.

КоАП РФ устанавливает правило, согласно которому административное наказание может быть назначено не позднее двух месяцев с момента обнаружения правонарушения (по общему основанию), а при длящихся правонарушениях — в течение одного года с момента обнаружения таких правонарушений. Истечение указанного срока снимает с виновного лица ответственность за совершенное деяние, и возбужденное дело подлежит прекращению. Иной срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренные в главе 16 НК РФ. Порядок исчисления начала течения этого срока установлен ст. 113 НК РФ, в соответствии с которым лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекло три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ. Истечение срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.

В постановлении о прекращении дела производством должны содержаться мотивировка принятого решения, указание на одно из перечисленных выше оснований для прекращения дела и ссылка на указанные статьи КоАП РФ и НК РФ.

Пункт 6 ст. 100 НК РФ предусматривает двухнедельный срок для рассмотрения руководителем налогового органа (его заместителем) материалов налоговой проверки, т.е. главным образом акта проверки и возражений проверяемого лица на таковой акт. Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ рассмотрение руководителями налоговых органов дел о налоговых правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях.

Следует подчеркнуть, что производство по делу о налоговом правонарушении в порядке ст. 101 НК РФ осуществляется по результатам не только выездных (ст. ст. 89, 100 НК РФ), но и камеральных (ст. 88 НК РФ) проверок.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Дела об административных правонарушениях должны рассматриваться по месту их совершения, а также в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. Свидетели по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым руководителями налоговых органов, как правило, вызываются в случае необходимости получить повторные или дополнительные объяснения. На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении права участника производства получает адвокат, тогда как на стадии возбуждения дела он такими правами не обладает.

Руководители налоговых органов (их заместители) рассматривают относящиеся к их компетенции дела об административных правонарушениях в единоличном порядке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица налогового органа. Указывается, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение.

Должностное лицо налогового органа при рассмотрении дела об административном правонарушении обязано выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного проведения дела.

Юридическим результатом проведения дела по существу является постановление руководства налогового органа о наложении административного взыскания или прекращении дела в силу отсутствия событий или состава правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении является юридическим актом, актом правоприменения. Оно должно содержать: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление; дату рассмотрения дела; сведения о лице, привлекаемом к ответственности; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение.

Постановление по делу об административном правонарушении должно как по форме, так и по содержанию соответствовать требованиям, установленным КоАП РФ.

В результатной части постановления указываются принятые по делу решения, налагаемое наказание. Административное наказание за совершенный проступок налагается в точном соответствии с нормативным актом, устанавливающим ответственность за данное правонарушение. В соответствии с действующим законодательством, налоговые органы применяют только один из видов административных взысканий — штраф. В санкциях правовых норм размер штрафа за нарушение налогового законодательства, правил использования контрольно-кассовой техники при денежных расчетах с населением, производства и оборота алкогольной продукции определяется: а) в абсолютно определенной денежной сумме (например, 5 тыс. руб.), б) в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда, в) в процентном отношении к незаконно полученным доходам, сумме неуплаченного налога, перечисленным банкам суммам.

Читайте так же:  Срок исковой давности возврат

В постановлении руководителя налогового органа (его заместителя) за каждое правонарушение сумма штрафа указывается в твердой денежной сумме.

Дифференциация в постановлениях руководителей налоговых органов (их заместителей) ответственности с учетом личности, имущественного положения и тяжести проступка осуществляется только по правонарушениям, за которые законом установлены определенные санкции. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются при наложении санкций (ст. ст. 112 и 114 НК РФ). При совершении одним лицом двух или более правонарушений предусмотренные законом санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (п. 5 ст. 114 НК РФ).

Привлечение к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени, равно не освобождает налогового агента от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени. Если к ответственности за налоговое правонарушение привлекается организация, независимо от этого обстоятельства ее должностные лица могут быть привлечены к административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ, если в деяниях этих должностных лиц есть признаки соответствующих правонарушений.

В постановлении руководителя налогового органа (его заместителя) по делу об административном правонарушении должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах, выступающих в качестве способа производства и доказательства по делу. Вещи и документы, не изъятые из гражданского оборота, подлежат возвращению собственнику.

Наложение административного наказания в виде конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащие продукции в соответствующей таре и упаковке, оборудования и сырья относится к компетенции районных судов (мировых судей).

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании дела. Объявление постановления является важным процессуальным действием, влекущим за собой определенные правовые последствия. С этого момента начинается исчисление срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (ст. 138 НК РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении подписывает вынесший его руководитель налогового органа (его заместитель). Копия постановления в течение 3 дней вручается под расписку или высылается заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено. В случае если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле с приложением почтовой квитанции.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований ст. 101 НК РФ влечет отказ в удовлетворении исковых заявлений о взыскании налоговых санкций.

Тема 3.5. Стадии производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов

§ 3. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Особенности административного судопроизводства

То, что административное судопроизводство имеет свои особенности, известно уже давно, именно поэтому на территории РФ был введен отдельный нормативно-правовой акт – Кодекс административного судопроизводства РФ. Подробнее об этом в нашей статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

5.1. Порядок и сроки рассмотрения дела об административном правонарушении должностными лицами ФССП России

5.1. Порядок и сроки рассмотрения дела об административном
правонарушении должностными лицами ФССП России

5.1.1. Порядок рассмотрения дел об административном правонарушении, определенный ст. 29.7 КоАП РФ, является единым для всех должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела.

5.1.2. В соответствии со ст. 23.68 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.8.1, ст. 17.15 КоАП РФ, от имени ФССП России рассматривают: директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации, его заместители, руководители территориальных органов ФССП России — главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов ФССП России — старшие судебные приставы и их заместители (далее — должностные лица ФССП России).

5.1.3. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, а также разрешения его в соответствии с законом проверяются правильность составления протокола, достаточность материалов для рассмотрения дела по существу, а также имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, перечисленные в ст. 24.5 КоАП РФ:

отсутствие события административного правонарушения;

отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

действия лица в состоянии крайней необходимости;

издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

отмена закона, установившего административную ответственность;

истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения материалов должностным лицом ФССП России выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела, а также о вызове лиц, участвующих в деле (приложения N 4, 5).

5.1.4. Должностные лица ФССП России, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при получении протокола и других материалов рассматривают дело об административном правонарушении в 15-дневный срок.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом ФССП России, но не более чем на один месяц, о чем выносится мотивированное определение (приложение N 6).

Читайте так же:  Оставить жалобу на судебных приставов телефон

5.1.5. В целях соблюдения сроков рассмотрения должностному лицу ФССП России рекомендуется принимать меры для быстрого извещения лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела .

Статья 25.15 КоАП РФ «Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении».

При подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях должностное лицо ФССП России выясняет, было ли лицу, участвующему в деле об административном правонарушении, сообщено о составлении протокола, о месте, дате, времени рассмотрения дела, уведомило ли данное лицо о невозможности прибытия на рассмотрение дела, являются ли причины неявки уважительными.

5.1.6. Должностному лицу ФССП России при решении вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола, необходимо учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.

Вместе с тем лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств), не могут считаться не извещенными .

Пункты 24, 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

При принятии решения о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц к должностному лицу ФССП России рекомендуется исходить из требований КоАП РФ о возможности полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела, а также разрешения его в соответствии с КоАП РФ.

В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, чье отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с КоАП РФ, выносится определение об отложении рассмотрения дела и принятии мер по их явке, т.е. повторно по месту нахождения неявившихся лиц направляются повестки или иные уведомления о другом времени рассмотрения дела или выносится определение о приводе (ст. 27.15 КоАП РФ).

Определение о приводе должно содержать сведения: о лице, в отношении которого принято решение о приводе, месте доставления данного лица, к какому времени обеспечить явку и кому поручается исполнение привода.

5.1.8. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении:

объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению;

устанавливается факт явки привлекаемого физического лица, должностного лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, предусмотренные главой 25 КоАП РФ и ст. 51 Конституции Российской Федерации;

рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае поступления заявления о самоотводе; отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется дело об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу;

исследуются иные доказательства.

5.1.9. При заслушивании объяснения лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, выясняется его отношение к обвинению, содержащемуся в протоколе (признает ли себя виновным).

Если в своих объяснениях лицо неполно изложило обстоятельства правонарушения, то эти обстоятельства выясняются должностным лицом ФССП России, рассматривающим дело, путем постановки вопросов.

В случае если лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, отказалось от дачи объяснений, то данный факт отражается в постановлении.

Перед заслушиванием свидетеля он предупреждается об административной ответственности за заведомо ложные показания по ст. 17.9 КоАП РФ, о чем отбирается подписка.

5.1.10. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания (далее — постановление) или о прекращении производства по делу об административном правонарушении (приложения N 7, 8).

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела должностным лицом ФССП России, вынесшим его.

Данное постановление вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его вынесения, при условии, что оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление оно передается в течение трех суток со дня истечения тридцатидневного срока, установленного КоАП РФ для добровольной уплаты административного штрафа, после поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение, на исполнение судебному приставу-исполнителю.

Должностное лицо ФССП России при передаче постановления судебному приставу-исполнителю, уполномоченному приводить его в исполнение, делает на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.

5.1.11. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом ФССП России может быть принято решение о вынесении представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (приложение N 9).

В соответствии с ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ лицо, в отношении которого вынесено соответствующее представление, обязано его рассмотреть и в течение месяца со дня получения такого представления сообщить о принятых мерах должностному лицу ФССП России, вынесшему данное представление.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае непринятия лицом, привлеченным к административной ответственности, по представлению должностного лица ФССП России, рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, данное лицо привлекается к административной ответственности по ст. 19.6 КоАП РФ.

Источники

Регламент рассмотрение административного дела налоговой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here