Разрешение на торговлю в электричках

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Разрешение на торговлю в электричках". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

6 способов заработать в электричках

Пригородные электрички смело стали мини-маркетами: купить в вагоне поезда, что угодно. Мороженое и вода, мышеловки и саженцы, газеты и губки для мытья посуды, купальные шапочки и шариковые ручки, духи и налобные фонарики — перечислять можно бесконечно, проще назвать вещи, которые тут не продаются. Ну, а если вспомнить, что кроме товаров, пассажирам предлагают еще развлечения — песни, стихи и даже танцы, — то сходство с торговым центром усилится. Разбираемся, какие таланты помогут заработать в электричках.

Способ № 1: Торговля

Самый известный способ заработка. Кому из нас не встречались коробейники? Летом мы с удовольствием покупаем мороженое и воду в бутылках, зимой — пирожки и грелки для обуви. Торгуют в электричках всем подряд — снэками и напитками, книгами и газетами, шапками и перчатками, цветами и сумками, косметикой и бытовой химией, в общем, всем, что только придет в голову.

Закупаются обычно на оптовых базах ранним утром, до наплыва пассажиров. Однако главный закон рынка «спрос рождает предложение» работает и тут, а потому коробейникам, торгующим в электричках, некоторые предприимчивые оптовики уже привозят товар прямо «к точке», то есть на перрон. Ассортимент зависит от сезонности, маршрута и фантазии продавца. Летом хорошо идут мороженое и вода, зимой — шапки и перчатки, весной и осенью — сушилки для обуви. В «дачных» направлениях можно торговать фумигаторами, мышеловками, фонариками и свечками, удобрениями и прочей полезной в хозяйстве мелочью.

Наталья Гриценко, продавец подмосковной электрички, стаж работы три с половиной года: «Первое время уставала ужасно. Приходила домой и руки отваливались. Потом втянулась, даже окрепла, похудела. Самая большая сложность была с „зазыванием“ — надо было расхваливать товар, говорить громко, чтобы тебя было в вагоне слышно. К вечеру я еле хрипела, говорить уже не могла. Но другие продавцы подсказали: купила микрофон на прищепке — и дело пошло».

Мороженое или газеты продаются на 2–3 руб. дороже, чем в киосках у вокзалов. Если брать на хладокомбинате или в агентстве печати, то прибыль составит уже до 5–7 руб. с единицы товара. Летом в одном вагоне можно продать до 10 порций мороженого, газеты берут меньше — 3–4 штуки. «Чистыми» за день на подобной мелочи зарабатывают около 1000 руб. Если расширить ассортимент, то и прибыль вырастет соответствующе. Месячный заработок продавца в электричке начинается от 25 000 — 30 000 руб., в верхних пределах не ограничен никто.

Способ № 2: Пение

Как говорил классик, музыка — это жизнь. И исполнение песен под аккомпанемент музыкальных инструментов — едва ли не самый прибыльный способ заработка в пригородных поездах. Особой популярностью пользуются хиты прошлых лет от «Белых роз» и «Ах, какая женщина» до «Боже, какой мужчина» и «Погода в доме». Отдельной строкой стоят песенки из мультфильмов, в этой категории знаменитые «Бременские музыканты» просто вне конкуренции.

Анастасия и Алексей Бежницкие, музыканты, работают в электричках уже два с половиной года: «Мы ездим по одним и тем же маршрутам, за это время у нас уже появились „свои“ пассажиры. Популярностью пользуются попсовые песенки, типа „Миражей“, иногда поем шансон, „Бременских музыкантов“ у нас часто заказывают. Одно время часто просили исполнить что-нибудь из Цоя или БГ. Пробовали включать в репертуар рэп и хип-хоп, не пошло. Хотя, казалось бы, ритмичная такая музыка — но оказалось не то».

Талантливые музыканты за один «концерт», то есть в одном вагоне, могут собрать до 50–60 руб. Путем нехитрых подсчетов получаем 500–600 руб. за одну электричку. Месячный заработок артистов при известном везении может достигать 70 000 руб. Конечно, сумма напрямую зависит от таланта исполнителей, подобранного репертуара и личного обаяния музыкантов.

Способ № 3: Игра на музыкальных инструментах

Что делать, если вас обделили голосом? Музыка в долгой дороге востребована, а потому и просто игра на инструментах в электричках весьма популярна. На первом месте среди инструментов гитара, ей часто сопутствуют ударные, бубен, гармошка или даже просто «банка с гречкой».

Без голосового сопровождения музыкальный номер оценивается ниже, чем с вокалом. По свидетельствам знакомых «бродячих музыкантов» в каждом вагоне им удается заработать от 20 до 40 руб., то есть 300–400 руб. «за электричку». Рабочий день короток — максимум 5–6 часов, весь заработок доходит до 60 000 руб. за месяц.

Способ № 4: Чтение стихов

Если медведь не просто наступил вам на ухо, а потоптался по всей голове, есть еще один способ заработка — чтение стихов. Декламировать можно как известных и состоявшихся авторов, так и малознакомых широкой публике. Особо отважные могут читать и произведения собственного сочинения.

Стихи не пользуются такой популярностью как песни или музыка, а потому и вознаграждение за этот вид деятельности намного скромнее. В одном вагоне удается заработать 20–30 руб., то есть около 200–300 руб. примерно за час-полтора работы. В среднем выходит около 700 — 1000 руб. за день. Однако заработок зависит как от выбранного репертуара, так и декламаторских способностей.

Способ № 5: Организация флешмоба

Самый новый и пока малоизученный способ заработка — флешмоб в электричке. Флешмоб — это действие, часто стихийное, в котором участвую случайные, незнакомые друг с другом люди. Такая акция часто направлена на достижение какой-либо цели. Так, например, в последнее время среди молодых людей стало модным просить руки своей девушки с помощью флешмоба. Люди собираются, поют и танцуют, а финальным аккордом служит вручение заветного кольца в коробочке. Организовать подобный флешмоб в электричке — дело сложное, но интересное.

Алена Савченко, участница группы флешмоберов ВКонтакте: «Я часто участвую в различных флешмобах — это интересно и здорово. Наша группа осуществляла акцию в электричке — мы зашли в вагон, потом по сигналу принялись танцевать, а в конце парень, который организовал все это, вручил своей девушке огромный букет роз».

Чаще всего флешмоберы участвуют в акциях бесплатно, исключительно из личного интереса. Однако агентств, предлагающих клиентам организовать такую акцию, становится все больше. Организация флешмоба стоит от 3500–5000 руб. и выше, плюсом к сумме часто идет букет или мягкая игрушка.

Способ 6: Попрошайничество

Самый сомнительный способ заработка — попрошайничество. Наши люди жалостливы и охотно подают тем, кого считают обделенными жизнью. Казалось бы, все так просто? Отнюдь. Легкие деньги — большая приманка для криминала.

Савелий (имя изменено): «Сейчас охотнее всего подают беженцам с Донбасса или с Луганска. Лучше сделать заранее табличку и держать ее перед собой в вагоне. Нельзя просто назваться беженцем, надо иметь в запасе историю — некоторые любят расспросить перед тем как подать».

О том, что в крупных городах попрошайки практически полностью подконтрольны преступным группировкам, неоднократно говорилось в СМИ. Однако быстрота и кажущаяся легкость заработка по-прежнему остаются слишком притягательными. За сутки подобной работы опытный попрошайка получает от 1000–1500 руб. и больше, за месяц — 35 000 -40 000 руб.

Читайте так же:  Нарушение общественного порядка административный кодекс

С точки зрения закона

Самый тревожащий и в то же время болезненный момент во всей этой ситуации с торговлей в пригородном транспорте — отсутствие разрешений.

Дмитрий Дайер, старший юрист компании «АСВ», предостерегает: «Любая попытка заработка в электричках — это предпринимательская деятельность, на которую требуется разрешение. То есть продавец должен быть зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и платить налоги в бюджет. Покупатель в данном случае абсолютно не защищен: ему не выдается чек, у него нет возможности вернуть или обменять товар, нет гарантии, часто отсутствуют сертификаты на продукцию».

При этом под действие закона попадает не только торговля, но и пение как услуга. Согласно действующему законодательству, для осуществления предпринимательской деятельности в электричке требуется разрешение от компании-перевозчика. Однако на данный момент компания РЖД такие разрешения не выдает, ожидая внесения изменений в соответствующий раздел законодательства.

Но есть и оборотная сторона вопроса — трудности с привлечением к ответственности. Стражи порядка возложили эту миссию на плечи самих пассажиров.

Владимир Попов, майор полиции, г. Москва, рассказывает: «Доказать незаконную предпринимательскую деятельность очень сложно. В первую очередь, необходимо зафиксировать факт продажи, затем составить жалобу на имя начальника отделения полиции, на территории которого произошло нарушение. И если по данному заявлению продавец будет задержан, ему может быть выписан штраф до 5000 руб.».

Как добиться успеха

Свои секреты успеха есть и у тех, кто работает в электричках.

Наилучшее время работы — с 12 до 17 часов. Утром люди торопятся на работу и им не до покупок или развлечений. Вечером после пяти начинается час пик и в вагоне попросту не протолкнуться. Оптимальный вариант — днем, когда в электричке достаточно пассажиров и в то же время можно свободно проходить из вагона в вагон.

Больше денег получает тот, кому удалось первым пройти в вагон. Правило «снятия сливок» работает как в отношении торговцев, так и музыкантов. Вторые в очереди получают обычно на 10–20 рублей меньше, чем «первопроходцы».

Опытные коробейники и музыканты советуют: входя в вагон, потратьте несколько минут на приветствия и пожелания хорошего дня/вечера/праздника. Это сразу же привлечет внимание и поможет настроить пассажиров на нужный лад. Расскажите о своем товаре или песне/музыке/стихах — достаточно нескольких слов. Постарайтесь заинтересовать людей в том, что предлагаете, как говорят маркетологи, наладить обратную связь — то есть услышать вопросы о товаре или заказ любимой песни от пассажиров.

Способов заработать в электричке много. И хотя некоторые из них откровенно нежелательны (как попрошайничество, например), большинство дает возможность пополнить свой бюджет в сложных обстоятельствах. Особенно если подойти к вопросу с умом и творческим размахом.

Для торговцев в электричках составят список разрешенных товаров

Власти Москвы подготовили предложения по борьбе с нелегальной торговлей в пригородных электропоездах.

В правительстве Москвы намерены составить официальный список продуктов, разрешенных к продаже в электричках, а также передать права организации торговли и отбора продавцов операторам пригородных поездов. Весной 2015 года столичный департамент транспорта обратится с этой инициативой в Минтранс России, сообщают «Известия».

— Введение ограничительного списка необходимо, так как это позволит предоставить пассажирам только сертифицированные качественные товары отечественного производства, в то время как сейчас продавцы в электричках зачастую торгуют продукцией неизвестного происхождения, — сказал замглавы департамента транспорта Москвы Гамид Булатов.

Чиновник пояснил, что сейчас торговля в электричках никак законодательно не урегулирована. Для этого потребуется внести ряд изменений в федеральное законодательство, в частности в Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и Приказ Минтранса «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом».

— Мы предлагаем нормативно закрепить за перевозчиком право самостоятельно или через посредников осуществлять предпринимательскую деятельность в поездах пригородного сообщения. Также мы считаем необходимым наделить сотрудников и представителей перевозчика полномочиями удалять из поездов тех продавцов, которые работают там нелегально, — рассказал замглавы департамента транспорта Москвы Гамид Булатов.

Сейчас, согласно российскому закону, наказание за торговлю «вне специально отведенных для этого мест» для физических лиц составляет до 5 тысяч рублей, для должностных — до 10 тысяч рублей, для юридических — до 200 тысяч рублей. Если нарушение совершается повторно, штрафы для юрлиц возрастают до 500 тысяч рублей.

Как ранее писали «Известия», Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК), являющаяся оператором подмосковных электричек, заключила договоры на оказание торговых услуг с двумя организациями, которые «на настоящий момент охватывают весь полигон обслуживания компании». Количество продавцов зависит от сезона и составляет около 400 человек.

— Перечень товаров, разрешенных к продаже в поездах, закреплен в договоре, — сообщили в пресс-службе ЦППК. — Ассортиментный перечень составлен в соответствии со спросом, в основном это продукты питания. Также в поездах проводятся периодические опросы пассажиров — что бы им хотелось видеть дополнительно в буфетах и на разносных тележках.

В электричках и поездах могут запретить мелкую торговлю

Всякий ли коробейник лишний на железной дороге

Бизнес на колесах появился в конце прошлого века. Незанятую нишу, а вернее, вагоны поездов, быстро облюбовали предприимчивые продавцы. Тогда бойкие торгаши смекнули: зачем платить за торговую точку, отчислять энную сумму с прибыли в бюджет, если есть коммерчески выгодная площадка? Пригородные электропоезда с постоянно сменяющимися потенциальными покупателями. Что может быть лучше? Плюсы челночной торговли ощутили на себе и пассажиры — товар, причем недорогой, сам приходит к покупателю. За нужной мелочью, которая пригодится на огороде, не нужно ехать на рынок и в специализированный магазин.

Казалось бы, от бизнеса все в выигрыше. Но игроки рынка забывали еще одну сторону, официальную – перевозчика. Железнодорожный транспорт, который в ведении Министерства транспорта и коммуникаций, становился местом несанкционированной торговли. Ведь продавать товары можно лишь в местах, где созданы соответствующие условия и соблюдены определенные санитарные нормы. В дизелях и электричках такие требования, понятно, не выполняются. Вот и выходит, что нелегальный бизнес процветает прямо на глазах перевозчиков. Пресечь его, наказав челнока рублем, путь неэффективный. Сегодня он получит штраф, завтра снова сядет в поезд Минск—Осиповичи.

В треугольнике «продавец — перевозчик — покупатель» самым, считай, незащищенным оставался последний участник этого «рынка на колесах». Товар коробейника без чека, соответственно, и претензии в случае покупки некачественного изделия предъявить некуда. Одно дело, когда на третий день носки порвался плащ-дождевик, и совершенно другое — испорченные пирожки, которыми вполне может отравиться ребенок… Даже в этом случае с продавца взятки гладки.

Правда, за свою репутацию продавцы все же ратуют. Пожилую даму, которая предлагала в поезде Минск—Молодечно плащи, газеты и напитки, наблюдала в поезде несколько лет. Во время одной из поездок разговорились. Оказалось, работать по электричкам пошла не от хорошей жизни. С предприятия уволили, а до пенсии оставалось несколько лет. Пришлось крутиться. Баснословных заработков та, призналась, не имеет — большая часть прибыли уходит на товар и проездной. Но это все же лучше, чем ничего. Да и что плохого в подобной торговле, задавалась вопросом продавец. Одно дело, когда путь до пункта назначения занимает до 30 минут. А если время следования поезда два и больше часа? В невыносимый летний зной прохладительный напиток, который предлагается, словно капля живительной влаги.

Читайте так же:  Срок годности административного штрафа

Действительно, в большинстве своем челноки торгуют по мелочам. Вещи, которые они предлагают, как правило, не требуют гарантии. Почему бы все-таки руководству железной дороги не пойти навстречу и не включить зеленый свет коробейникам? Предположим, разрешить торговать при наличии соответствующих документов. Так продавцы выйдут из подполья, а железная дорога и те, кто пользуется ее услугами, только от этого приобретут. Но готовы ли торговцы выйти из тени? Вопрос пока открытый.

Штрафы за торговлю в электричках поднимут до 500 тыс. рублей

Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК), которая является оператором подмосковных электричек, направила обращения в правительства Москвы и Московской области с просьбой ужесточить региональное законодательство для торговцев на вокзалах и в поездах. Как рассказали «Известиям» в пресс-службе ЦППК, компания просит поднять штрафы за несанкционированную торговлю и причислить к нелегалам тех индивидуальных предпринимателей и компании, которые сейчас формально находятся в правовом поле. При этом в электричках должны остаться только торговцы, которые получили разрешение от РЖД или компании-перевозчика. По информации ЦППК, остальные торговцы часто продают некачественные товары и на них поступает множество жалоб от пассажиров.

Как рассказали в ЦППК, обращения были направлены от имени гендиректора компании Михаила Хромова. Сейчас, согласно закону, наказание за торговлю «вне специально отведенных для этого мест» для физических лиц составляет до 5 тыс. рублей, для должностных — до 10 тыс. рублей, для юридических — до 200 тыс. рублей Если нарушение совершается повторно, штрафы для юрлиц возрастают до 500 тыс. рублей. Компания предложила столичным властям внести поправки в КоАП Москвы, ужесточив ответственность для должностных и юридических лиц и увеличив для них штрафы до 50 тыс. и 500 тыс. рублей соответственно, причем за первое нарушение.


Таким же образом ЦППК предлагает подмосковному правительству изменить региональный закон об ответственности «за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг». Сейчас документ предусматривает наказание за «торговлю в неустановленных местах» только для физических лиц — в размере 5 тыс. рублей.

Также московским и подмосковным властям предлагается прописать в законодательстве, кто именно и на каких основаниях может торговать в электричках. Компания хотела бы, чтобы в поездах запретили торговать всем, кроме организаций, которые заключили договоры с РЖД или самим перевозчиком. Сейчас РЖД имеет право установить свой порядок торговли в поездах или запретить ее полностью. Но за нарушение этого порядка никто никого не наказывает, а разрешение на торговлю выдает не компания-перевозчик. Поэтому если, к примеру, индивидуальный предприниматель имеет разрешение на торговлю газетами, он безнаказанно может торговать ими и на пригородной платформе, и непосредственно в электричках без разрешения РЖД, при этом никто не может его оштрафовать.

Сейчас по решению РЖД на каждом направлении железной дороги может работать «не более одной организации, осуществляющей торговлю в электропоездах». ЦППК заключила договоры с двумя организациями, которые «на настоящий момент охватывают весь полигон обслуживания компании». Количество продавцов зависит от сезона и сейчас составляет около 400 человек.

— Перечень товаров, разрешенных к продаже в поездах, закреплен в договоре, — сообщили в пресс-службе ЦППК. — Ассортиментный перечень составлен в соответствии со спросом, в основном это продукты питания. Также в поездах проводятся периодические опросы пассажиров — что бы им хотелось видеть дополнительно в буфетах и на разносных тележках.

При этом ЦППК не вмешивается в ценовую политику компаний, которые в рамках договоров торгуют в электричках.

— Безусловно, компании, работающие легально, проигрывают нелегальным торговцам в части полученной прибыли, так как платят налоги, а также не реализуют товары, запрещенные к торговле, и товары, угрожающие жизни и здоровью пассажиров, — отметили в пресс-службе. — Центральная ППК регулярно проводит проверки того, как осуществляется торговля: наличие форменной одежды, бейджи, ассортиментный перечень, медицинские книжки, срок годности товара.

Согласно экспертным оценкам компании, оборот не санкционированной РЖД и ЦППК торговли в электропоездах Московского транспортного узла составляет 300–500 млн рублей в год. Ежемесячно в адрес компании приходит около 15–20 жалоб на незаконную торговлю в электричках.

В ЦППК добавили, что компания не ведет учет, какие категории торговцев — индивидуальные предприниматели, люди, нанятые юридическими лицами, или продавцы вовсе без документов — работают в электричках без разрешения компании.

— В настоящее время возможна ситуация, при которой юридическое лицо набирает штат продавцов, вручает им товар и направляет на наши электропоезда. И сейчас это не считается нарушением, — сказали в пресс-службе. — Логика в том, чтобы все категории торговцев были под запретом и штрафовались.

Адвокат коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Владимир Юрасов подтвердил, что за несоблюдение правил торговли, установленных РЖД, коробейников в настоящее время никто штрафовать не может. При этом, чтобы работать легально, они должны иметь лицензию на торговлю определенными товарами и соблюдать прописанные в ней требования.

— К примеру, есть товары, которые можно продавать только в специальных местах: скажем, лекарства нужно продавать в аптеках, — сказал адвокат. — Это прописано в лицензии, которую получает компания.

По оценке председателя Союза пассажиров Кирилла Янкова, в течение последних лет число торговцев в электричках не уменьшилось.

— При этом они продают не то, что реально нужно пассажирам в дороге, — еду и печатные издания, — а бытовую химию, полотенца и прочие изделия, которые не имеют отношения к дороге, — отмечает он.

Эксперт считает, что в подмосковных электричках стоит продавать чай, кофе, булочки, сэндвичи и пр. — конечно, только не в час пик.

— Во многих странах такая торговля в пригородных поездах есть, например в Нидерландах и Германии, — сказал он. — Там люди, которые сотрудничают с перевозчиками, провозят по вагонам специальные тележки и предлагают пассажирам еду и напитки.

Как ранее писали «Известия», ЦППК ищет способы повысить свои небилетные доходы, в том числе благодаря торговле в электричках и на вокзалах. В 2013 году компания объявила тендер на разработку соответствующей стратегии. В частности, в документации было обозначено, что компания рассматривает возможность увеличить доходы за счет торговли выпечкой, снеками, а также непродовольственными товарами — цветами, аптечной продукцией, SIM-картами, сувенирами. Также предполагалось предоставить пассажиром возможность воспользоваться платной розеткой, получить платную «справку по городу» (например, о режиме работы государственных учреждений), купить авиабилет, найти и забронировать гостиницу, получить посылку в постамате — автомате, который выдает товары, заказанные в интернет-магазинах.

Если нельзя, то можно? Кто торгует в подмосковных электричках

Сегодня я проехалась на электричке от Москвы до станции «Правда» и обратно. К этой поездке меня подтолкнуло любопытство. Дело в том, что пригородная электричка сегодня – это что-то вроде магазина на колесах. К тому же дочка попросила ручку-указку с лазерным наконечником.

Ирина Мишина

…Утро началось зажигательно. В вагон зашли 2 парня с гармошками и один с гитарой. Впереди шёл мальчишка лет 10-и с плаксивым лицом и открытым для денег полиэтиленовым пакетом. Гармонисты синхронно начали играть, вступил гитарист с приятным голосом, а потом громко и надрывно, мимо нот, зато «со слезой с голосе» запел пацан: «Помолимся о родителях, живых и небожителях…». Сторублевки только и летели в полиэтиленовый пакет.

Читайте так же:  Запрет курения в автомобиле

Спев половину песни и поняв, что доход получен, гармонисты с гитаристом почему-то заиграли мелодию песни из «Бриллиантовой руки». И пошли дальше. Вслед за ними появилась пожилая дама с микрофоном, которая пыталась продать книги с рецептами солений «всего по 40 рублей». Я посмотрела мельком на её брошюру: размытые картинки и снятый на ксероксе текст делали тайны рецептов практически не декодируемыми. Но народ брал, особенно бабушки, ехавшие на дачу в последний бой с урожаем. В спину продавщице рецептов уже дышал мужчина с ножеточкой за 100 рублей. Он был краток, потому что в спину его толкала активная дама, торговавшая булавками. Цыганка с детьми разных народов, просившая «если нет денег, то просто поесть» замыкала процессию. Она была особенно артистична, временами плакала, молилась, хваталась за голову, падала на колени… Дети повторяли её движения. Судя по всему, спектакль был тщательно отрепетирован. У меня невольно возник вопрос: как представившаяся нищей женщина смогла найти деньги на билет себе и нескольким детям?

Догнать мужика с ножеточкой меня подтолкнуло любопытство. Он курил в тамбуре, дожидаясь следующей станции. «Ну как сегодня, хорошо берут?» — попыталась я завязать разговор. – «Не особенно. Не в форме я сегодня, вчера голос сорвал. Да и товар у меня не особо ходовой. Сейчас жара стоит, многие едут на дачи, поэтому хорошо идёт мороженое, вода и всякие брошюры про овощи-фрукты. Ты бабкам хоть ксерокопию кошек подложи, главное, чтобы на обложке было написано: «100 рецептов солений».

От своего собеседника я узнала, что Ярославское направление сегодня — самое востребованное среди торговцев на колесах. Работают там около трехсот человек. У каждого из продавцов – своё расписание, поэтому одинаковые товары пассажирам не предлагают. И действительно, до станции «Правда» торговцы шли один за другим, и у всех были разные предложения к пассажирам.

На одной из станций я задала сонной билетёрше вопрос: откуда нынче такой наплыв торговцев в электричках и как к этому относятся контролеры и полиция? «Контролеров они не боятся, — было мне ответом. – Да и что может контролер? Оштрафует, а у них за день доход тысяч 70, не меньше. Если хорошо поработать, конечно. Певцов наших видели с мальчиком? Говорят, они настоящие миллионеры!».

Кому принадлежит этот бизнес? Кто его владелец? Куда идут вырученные от этой торговли деньги? Очевидно, что не в бюджет государства. Не удивлюсь, если на торговле в пригородных поездах уже «поднялись» свои «олигархи». Судя по тому, что претензий к ним нет ни у кого, свою «долю» они платят исправно.

Я задала вопрос полицейскому, который дежурил на Площади трех вокзалов в Москве: «Люди, которые торгуют в электричках, имеют на это право? И как полиция относится к ним?». Полицейский ответил неохотно: «А что, они угрожали общественному порядку? Мешали пассажирам? Нарушали? На них очень редко жалуются. А если кто-то напишет заявление – вызываем в отделение, штрафуем…». Я попыталась напомнить стражу порядка, что Административный кодекс предусматривает ответственность за торговлю без регистрации предпринимательства. Но представителя полиции это не смутило.

Однако, масштаб торговли в пригородных поездах с негласного и, разумеется, недоказуемого ведома полиции и контролеров, мог бы приносить неплохой доход в казну государства. Да и пассажиры получали бы качественные товары и сервис. Тем более, что в пригородных поездах понятие о сервисе весьма туманное. Я ехала в электричке в тридцатиградусную жару при закрытых окнах и не работающих кондиционерах. При этом торговцы водой, мороженым, влажными салфетками и даже китайскими веерами сновали по вагонам каждые 5 минут. И, разумеется, пользовались успехом.

Вместе с тем, на официальном сайте «АО Центральная ППК — крупнейший пригородный железнодорожный перевозчик» указано:

Видео (кликните для воспроизведения).

«В пригородных поездах запрещается… нарушать общественный порядок и мешать спокойствию других пассажиров… осуществлять несанкционированную торговлю». Но к реальности эти правила имеют очень уж опосредованное отношение. «Новые Известия» попросили Центральную пригородную пассажирскую компанию прокомментировать ситуацию с торговлей. Вот, какой ответ мы получили из пресс-службы этой компании:

«В электропоездах 6000-й нумерации запрещена любая торговля, АО «Центральная ППК» не выдаёт на это какие-либо разрешения. Однако представители компании не могут просто высадить нелегального торговца, если у него есть билет на электропоезд. Кассир-контролер может только проверить проездной документ, а в случае отказа — вызвать полицию. У ЦППК заключён договор только с одной компанией, представители которой занимаются продажей еды и напитков исключительно в экспрессах. Их легко отличить от нелегальных торговцев – они носят форменную одежду с нашим логотипом».

Вообще, о полном запрете торговли в пригородных поездах на законодательном уровне давно ведутся разговоры. Предполагается, что изменения будут внесены в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и в приказ Минтранса № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа железнодорожным транспортом». Оператору пригородных электричек передадут право самостоятельно удалять нелегальных продавцов — сотрудники получат фото- и видеоустройства, чтобы фиксировать факт торговли в поезде. Однако, разговоры и полном запрете на торговлю в поездах пока только увеличивает число нелегальных предпринимателей. Поймать их крайне сложно.

Дело в том, что удалить таких пассажиров-торговцев могут только сотрудники полиции, которых физически не хватает. Лично я за все время поездки не встретила в электричке ни одного. Чтобы получить разъяснения на этот счет, я позвонила в департамент транспорта Москвы. Однако там отказались от комментариев и адресовали в Центральную пассажирскую пригородную компанию. При этом подчеркнули: «ЦППК — это частная, коммерческая организация». Очевидно, что департамент транспорта Москвы пытается снять с себя ответственность и предлагает передать перевозчику полномочия по выдворению нелегальных торговцев. Но перевозчика, судя по всему, пока все устраивает…

ЦППК хочет ввести специальную лицензию для торговцев в электриках

Фото: ТАСС/Павел Головкин

Для торговли в электричках могут ввести специальную лицензию. Об этом в интервью m24.ru рассказал исполнительный директор компании ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» Максим Дьяконов. Соответствующие поправки в Административный кодекс готовятся совместно с Общественной палатой России и с Главным управлением на транспорте МВД.

По его словам, сейчас ЦППК пытается бороться с нелегальными торговцами, однако есть законодательная сложность. «Если у пассажира есть разрешение на торговлю, то в документе не прописано, что с ним он не может продавать продукцию в электропоезде. Мы хотим внести изменения в закон, где надо прописать, что для торговли в электричках надо получать отдельное, специальное разрешение. Мы сейчас готовим наши предложения для внесения в КоАП о введении ответственности за осуществление торговли в электропоездах с нарушением установленного порядка», – подчеркнул исполнительный директор ЦППК.

Разрешение на торговлю (Свидетельство о внесении в общий Торговый реестр) – это документ, который выдается каждому юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, если он осуществляет торговлю и предоставляет потребительские услуги в Москве или Московской области. Разрешение выдается Роспотребнадзором.

Читайте так же:  Формы привлечения к административной ответственности

Если предприниматель хочет торговать алкоголем, пиротехникой или оружием, он должен получить разрешение на такой вид деятельности у профильных государственных структур. Однако для того, чтобы торговать непродовольственными товарами, достаточен лишь минимальный пакет документов, получить который достаточно просто.

Сотрудник Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Галина Кузнецова полагает, что введение специального лицензирования торговли в электричках скажется на качестве товара.

«Сейчас они предлагают различные полезные мелочи, среди которых встречаются и откровенно сомнительные продукты. Например, порошок для чистки кастрюль. Насколько хорошо он чистит, очищает ли вообще, из чего сделан, не токсичен ли? Пока ответы на эти вопросы получить можно только методом эксперимента. Но если у торговцев будет лицензия, им можно будет направлять претензии», – подчеркнула она.

При этом Кузнецова уверена, что процедура лицензирования не повлияет на количество «коробейников». «Все торговцы в пригородных поездах говорят четко поставленным голосом, они произносят хорошо отработанный текст. Скорее всего, они все принадлежат к одной организации, поэтому вряд ли после введения лицензий они исчезнут из электричек», – отметила эксперт.

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин выступает за категорический запрет любой торговли в транспорте. «Электричка – это транспорт, а не торговая площадь. Это равносильно торговле в троллейбусе, трамвае или маршрутке. Во-первых, это небезопасно: торговцы занимают проход и могут помешать эвакуации. Во-вторых, трудно проконтролировать качество товаров и соблюсти условия их хранения», – заключил собеседник m24.ru.

В ближайшие годы для подмосковных маршрутов планируется закупить 175 новых пригородных электропоездов Демиховского машиностроительного завода. В новых электричках появятся двустрочные информационные табло, система обеззараживания воздуха, современные световые линии вдоль кресел. Новой конструкция дверей обеспечит более удобный вход и выход пассажиров. В электропоездах смогут ездить люди с ограниченными возможностями, а вот зацеперам путь будет серьезно ограничен. Помимо этого, в малонаселенные районы могут отправить рельсовые автобусы.

Кроме того, на Киевском направлении Московской железной дороги установят автоматические билетные киоски. Они будут питаться от солнечных батарей, а корпус обработают антивандальной пленкой. Нажав кнопку на аппарате, можно распечатать посадочный купон, который пассажир сможет показать контролерам. На станции назначения необходимо предъявить этот купон, чтобы оплатить поездку.

Виталий Воловатов, Светлана Казанцева, Анастасия Мальцева

В пригородных электричках не будут развивать нестационарную торговлю

Фото: ТАСС/Павел Головкин

ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК) приняла решение не осуществлять нестационарную торговлю в электричках, по-крайней мере до изменения законодательства, регулирующего данный вид торговли. Об этом m24.ru рассказали в пресс-службе перевозчика. Еще одним фактором в компании назвали высокую загруженность линий и недовольство пассажиров.

В компании отметили, что бороться с нелегальной торговлей достаточно сложно, а контролем занимаются сотрудники полиции. С начала этого года в ЦППК поступила 91 жалоба на несанкционированную торговлю в поездах и 14 – на остановочных пунктах.

При этом, в экспрессах торговля ведется на легальных основаниях – компания-оператор заключила с перевозчиком соответствующий договор. Подрядчик предлагает пассажирам чай, кофе, легкие закуски и печатную продукцию. Каждый сотрудник оператора имеет при себе разрешение на торговлю, выданную в ЦППК.

О планах ввести специальную лицензию для торговли в обычных электричках осенью прошлого года заявил исполнительный директор пассажирской компании Максим Дьяков.

В 2016 году ЦППК совместно с РЖД направила в министерство транспорта России предложение внести правки в закон «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской федерации» и дополнить его пунктом, запрещающим осуществлять разносную или развозную торговлю на объекте, находящимся в частной собственности, без согласия владельца.

На замену курсирующих по вагонам электричек продавцов в тамбурах могут появиться вендинговые автоматы. ЦППК планирует просчитать техническую возможность установки таких аппаратов в вагоне. Сначала автоматы могут установить в экспрессах, которые идут на расстояния больше двух часов.

О том, когда будет запущено мобильное приложение ЦППК, как спасаться от духоты в вагонах летом и обо всех других изменениях в работе перевозчика – в интервью m24.ru рассказал директор по инфраструктуре ОАО «Центральная ППК» Владимир Козлов.

Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.

СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.

Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».

Учредитель и редакция — АО «Москва Медиа». Главный редактор И.Л. Шестаков. Адрес редакции: 127137, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 2. Тел.: +7 (495) 728-73-81. Почта: [email protected]

Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Источник и правообладатель информации о курсах валют — ПАО «Московская биржа». По условиям распространения информации обращаться на ПАО «Московская биржа». Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».

Законна ли торговля в электричках?

Насколько легальна торговля в электричках, нам рассказал юрист Общества защиты прав потребителей:

– На юридическом языке то, что мы часто видим в пригородных поездах, называется торговлей навынос, – рассказывает эксперт Алишер Захидов. – В электричках и экспрессах она допустима только в том случае, если на это есть разрешение со стороны руководства компании-перевозчика. Человек должен зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель и заключить с перевозчиком договор, который дает ему право заниматься торговлей. Легальных продавцов опознать просто: их можно увидеть в экспрессах и аэроэкспрессах, они носят бейджи и одеты в форму.

Остальные действуют незаконно, а значит, совершают административное нарушение и могут быть наказаны штрафом. Для физических лиц он составляет 5 тысяч рублей, для юридических – 10–15 тысяч.

Пожаловаться на нелегальных торговцев можно начальнику вокзала или непосредственно в пассажирскую компанию.

Как заработать на торговле в электричках?

Подмосковные электрички давно перестали быть только средством передвижения. Под стук колес здесь, как в мини-маркете, можно купить многое: еду, напитки, тысячу всяких мелочей – от раскрасок до верблюжьих тапочек. Корреспондент «Собеседника» решила выяснить, насколько прибыльна пригородная экспресс-торговля.

Нужные вещи

Для начала я решила взять пару уроков у бывалых торговцев. Наставницей стала Ирина, продавщица мороженого.

– Худшее время для бизнеса – массовые праздники, потому что все пьяные. И часы пик, потому что все злые и не протолкнешься, – просвещала она. – Пробуй с 10 до 12 дня или вечером, с 16.30 до 17.30. А удобнее всего торговать в выходные. Народу немало, но не битком. И настроение у людей получше, охотнее слушают и покупают. Но зато и конкуренция будет выше.

Чистая правда – войдя субботним днем в электричку до Лобни, я наткнулась на… пробку из своих коллег (они, что несколько удивило, меня, новичка, даже не пытались прогнать). Перед пассажирами уже выступал товарищ с детскими книжками. За ним терпеливо ждали своей очереди двое парней с гитарами. Мне придется выступать третьим номером торгово-развлекательной программы.

Читайте так же:  Права представителя потерпевшего в уголовном процессе

При выборе товара я обошлась без маркетинговых исследований. Набрала разных ручек, потому что не тяжело. И шапочки для душа, потому как недавно сама ими разжилась в электричке.

Ассортимент диковатый, но пригодный в хозяйстве. Приобретен с лотка обычного рынка, где удалось сбить цену на условиях мелкого опта. Обозвать такие разные вещи одним словом тоже было нетрудно.

– Полезная мелочовка! – с улыбкой заголосила я. – Ручки – шариковые, гелевые, автоматические разных цветов. Шапочки для душа – по три в упаковке – 30 рублей, по одной – 20 рублей.
Граждане улыбались в ответ, но на товар не накидывались. В первом вагоне удалось продать лишь один комплект шапочек. В следующем купили целых три ручки. В среднем на вагон у меня приходилось по два покупателя.

– Ну, это не так уж плохо, – подбадривал меня коробейник Алексей, продающий губки для обуви. – У меня, конечно, больше берут, потому что товар сезонный. Надо толкать то, что людям сейчас надо. Летом я продаю москитные сетки и фумигаторы. Зимой – дешевые перчатки и варежки. По 1000 рублей в день имею. Неплохо, до этого я физруком в школе работал, 8 тысяч в месяц получал. Последние три года здесь. А у тебя товар какой-то странный. Тут надо подбирать либо что-то очень нужное, либо всего понемногу.

Шоу продаж

Но следующий встреченный коллега опроверг этот принцип. Иван продает «немецкие чудо-тряпки для дома». Дорого, по 100 рублей штука. Но своей презентацией бледно-желтых тряпок Иван «сделал» бы любого рекламиста-профи.

– Тряпочки разрабатывались с участием новейших космических технологий, – вещал Ваня. – Но что говорить, когда лучше один раз посмотреть.

С этими словами он достал из баула пульверизатор и начал мыть двери тамбура. Потом стал протирать сиденья.

– Так он нам всю электричку вымоет, – посмеивались пожилые пассажирки. Но на деле публика была заворожена процессом. В итоге в вагоне с 20 пассажирами Иван продал 4 дорогущие тряпки.

– С душой к делу надо подходить. – Иван по образованию оказался чертежником. – А публике нужно шоу.

Для своего шоу я пожертвовала одной душевой шапкой.

– Шапочка сохраняет тепло, не пропускает воду и подходит под любой размер, – с этими словами я упаковала в шапку свои буйные кудри. Из компании подростков раздался издевательских смех, но в итоге в этом вагоне я продала три комплекта.

В общем, за час работы я избавилась почти от всех 40 ручек и 10 упаковок шапочек. Но бизнес-аппетит приходит во время езды! В электричках оказалось немало читающей публики. Так что я решила торгануть печатной продукцией, а заодно помочь родному издательскому дому с распространением. Набрала в редакции разных приложений – от брошюр о здоровье до сборников судоку – и снова пустилась в путь, на этот раз в будний день. Но в два часа дня в электричках оказалась сиеста, людей было крайне мало.

– Развлечение в дорогу! – звонко сулила я. – Интересные кроссворды, тематические журналы.

Народ, оживившийся на первой фразе, снова отворачивался к окну. В итоге урожай был невелик. Один журнал о здоровье и три сборника сканвордов за 20 минут.

Полиция курит

Кстати, в этот раз в полупустой электричке мне дважды встретились контролеры. Проверили мой билет и пошли дальше.

– А что мы сделаем, у нас никаких полномочий нет, чтобы вас из электрички выгонять, – объяснили. – Продавцы все с билетами. Пристыдить мы можем, а чтобы бороться – это только полиция.
И ее я встречала. Один полицейский в форме спокойно прошел через вагон, подвинув меня с дороги. Оказалось, просто спешил покурить в тамбуре.

– Милиция нас не трогает, – объяснял мне коллега Юрий Иванович, торгующий газетами. – Был у них рейд пару месяцев назад, тогда гоняли. Но это на пару дней, видимо, надо было план какой-то сдать. А так, если вдруг им приспичит, дашь сотку – они и отстанут. С нашей мелочовки что возьмешь? Пенсионеров вообще особо не беспокоят. Но вот кто серьезные деньги делает, те постоянно платят.

Например, торговцы едой и алкоголем. Ходят слухи, что продавцы пива-минералки-мороженого вообще работают под крышей людей в погонах.

– Просто так с этим товаром сюда не войдешь, новых лиц я не вижу, – говорит Юрий Иванович. – Обязательно подойдут конкуренты и либо выгонят, либо отведут к кому следует. Но кто там у них за главного, точно утверждать не могу.

Ко мне не подошел никто. Видно, формат мелкий. Но за полтора часа непыльной работы в кошельке прибыло 500 рублей «грязными». Опытный торговец мелким ходовым товаром за пять часов имеет от 800 до 1000 рублей чистого дохода. Продавцы еды и напитков – около 1500. Налогов со своих абсолютно нелегальных продаж никто из них не платит. Учитывая, что на каждом пригородном направлении работает от 20 до 40 продавцов, убыток бюджету наносится неслабый. Но органам, видимо, на это плевать. И налогоплательщики не жалуются. В прошлом году Московское УВД на железнодорожном транспорте провело опрос пассажиров. Против торговли в вагонах возражали только 8%.

– Много полезного продают, – объясняла мне одна пассажирка. – А если два часа едешь на дачу и пить захочется? Так и ждешь продавца.

В общем, от этого небольшого нелегального бизнеса все остаются в выигрыше. Кроме казны, разумеется.

Расходы

Ручки (40 штук) — 110 руб.

Шапочки для душа (10) — 120 руб.

Кроссворды и журналы (4) — 24 руб./шт.

Прибыль

Ручки (40 штук) — 200 рублей

Шапочки для душа (10) — 300 рублей

Журналы (4) — 50 рублей

Чистый доход за 1,5 ч. — 276 рублей

А по закону?

Александр Ларин, юрист московской адвокатской коллегии
«Князев и партнеры»:

– Торговля в электричках нарушает целый букет законов. Во-первых, она запрещена сама по себе с 2007 года. Нарушаются и права потребителя, ведь людям не выдают чеки, они не могут обменять некачественный товар.

Сам товар может подлежать лицензированию, и тут еще одно нарушение. Но главное – продавцы занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. При этом уходят от налогов. Совокупное наказание по всем этим пунктам может достигать 4 лет лишения свободы. Но привлечь сложно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нужны пострадавшие, свидетели, протоколы. Поймать на одной проданной зажигалке недостаточно. Но если бы с этим хотели бороться, не обязательно на каждого заводить дело. Достаточно было бы простого контроля. Тем более что электрички – объекты повышенной опасности, там всегда много сотрудников органов. Продавцы от них часто откупаются. Утверждать не могу, но не сомневаюсь, что это кормушка для тех низов, что охраняют правопорядок. Полагаю, объем продаж в электричках действительно колоссален. Хотя точные обороты не знает никто.

Источники

Разрешение на торговлю в электричках
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here