Размер административного штрафа налагаемого на граждан

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Размер административного штрафа налагаемого на граждан". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

С 11 января 2015 года разрешено назначать юридическим и физическим лицам административный штраф ниже низшего предела

Судьям разрешили в отдельных случаях снижать минимальный размер административного штрафа юридическим и физическим лицам. Вчера вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий соответствующие изменения в КоАП РФ.

В частности, установлена возможность назначения юридическим лицам наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи Особенной части КоАП РФ. Такая возможность предусмотрена при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности юридического лица. При этом минимальный размер штрафа должен быть не менее 100 тыс. руб.

Аналогичная возможность снижения размера административного штрафа предусмотрена для физических лиц, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее 10 тыс. руб., а для должностных лиц – не менее 50 тыс. руб. Исключительные обстоятельства, при наличии которых допускается назначение штрафа ниже установленного размера, также должны быть связаны с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица.

Право снижать размеры административного штрафа предоставлено судьям, органам и должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления или решения по делам об административных правонарушениях. При этом штраф, назначенный ниже низшего предела, не может составлять менее половины установленного минимального размера.

Напомним, что закон принят в целях учета правовой позиции, изложенной в постановлении КС РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П, которая предусматривает возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Особенной части КоАП РФ.

Комментарии к СТ 3.5 КоАП РФ

Статья 3.5 КоАП РФ. Административный штраф

Комментарий к статье 3.5 КоАП РФ:

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях. В другом эквиваленте он применяться не может. В письме Минфина России от 2 апреля 2003 г. N 15-05-29/333 разъяснено, что сумма штрафа, налагаемого за административное правонарушение, должна исчисляться в рублях по официальному курсу Банка России. Административный штраф предусмотрен в санкциях статей Особенной части Кодекса, а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, что обусловило его широкое применение. Он может устанавливаться и применяться только в качестве основного вида административного наказания. Чаще всего он предусматривается альтернативно с предупреждением, реже — с другими видами административного наказания.

2. Комментируемая статья определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений: в отношении граждан он не может превышать пяти тысяч рублей, в отношении должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц — одного миллиона рублей. Однако Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 411-ФЗ в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность применения к юридическому лицу административного штрафа за административные правонарушения по ст. ст. 14.40 — 14.42 Кодекса в повышенном размере — до 5 млн. руб. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Размеры штрафа в большинстве статей Особенной части КоАП РФ указываются в твердой сумме в рублях, как правило, с указанием минимального и максимального ее предела (за отдельные нарушения в области дорожного движения законодатель установил абсолютно определенные санкции в виде административного штрафа).

При исчислении административного штрафа следует иметь в виду норму ч. 9 ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой за совершение административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц. Законодатель отказался от перечня административных правонарушений, совершение которых было основанием для установления и применения административных штрафов в повышенном размере. В технико-юридическом плане такая норма не была стабильной, и указанный перечень постоянно дополнялся. Действующая редакция ст. 3.5 КоАП РФ устанавливает общие пределы рассматриваемого вида административного наказания, в рамках которых в санкциях Особенной части КоАП РФ конкретизируются размеры административного штрафа за определенные виды административных правонарушений.

Кроме исчисления размера административного штрафа в твердом рублевом эквиваленте законодатель установил и другие критерии установления размера данного вида административного наказания. В соответствии с комментируемой статьей административный штраф может выражаться в величине, кратной:

— стоимости предмета административного правонарушения, но его размер не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета на момент окончания или пресечения административного правонарушения за исключением случая, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение), когда сумма административного штрафа не может превышать пятикратного размера стоимости похищенного имущества (см. Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 74-ФЗ);

— сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но размер штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работ, услуг) в предшествующем календарном году. Этот вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31), заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ст. 14.32), недобросовестная конкуренция (ст. 14.33) и др. Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения гл. 14 КоАП РФ согласно примечанию к ст. 14.31 (см. комментарий к этой статье) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. ст. 248 и 249 Налогового кодекса РФ;

Читайте так же:  Административный арест не может применяться к лицам

— сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. В этом случае размер административного штрафа не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. Данный вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений, например, нарушение порядка ценообразования;

— начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правового договора бюджетного учреждения при размещении указанного заказа для нужд этого учреждения;

— сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования информации и (или) манипулирования рынком.

Таким образом, при конструировании санкций за отдельные виды правонарушений законодатель комбинирует различные способы исчисления административного штрафа.

3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (см. ст. 46 Бюджетного кодекса РФ).

4. Административный штраф в соответствии с КоАП РФ применяется к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам. Комментируемая статья определяет круг лиц, к которым данный вид административного наказания не применяется. Закон предусматривает ограничения применения административного штрафа к военнослужащим. В соответствии с ч. 6 данной статьи административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

5. В связи с внесением существенных изменений в статус бюджетных учреждений (см. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) на них распространен с 1 января 2011 г. порядок размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.

Эти учреждения вправе заключать по результатам конкурсов на размещение заказов для своих нужд гражданско-правовые договоры.

Поэтому со дня вступления в силу упомянутого выше Федерального закона штрафная санкция за нарушение установленного порядка размещения заказов бюджетными учреждениями будет исчисляться также с учетом цены гражданско-правового договора при размещении соответствующего заказа.

6. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статьи 15.21 и 15.30 КоАП РФ внесены изменения, которые предусматривают назначение юридическими лицам административного наказания в виде административного штрафа в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

В связи с этим ч. 1 комментируемой статьи дополнена п. 6, определяющим способ исчисления суммы указанного выше штрафа. Норма этой части вступает в силу через 180 дней со дня опубликования упомянутого выше Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ (опубликован 30 июля 2010 г.).

Назначение административного штрафа
ниже низшего предела

Законодательство об установлении административных
штрафов ниже низшего предела

Несколько лет назад в Кодекс об административных правонарушениях внесли изменения, согласно которым стало возможным снижение размера административного штрафа в отдельно предусмотренных ситуациях. Данные поправки введены с целью учета позиции, выраженной в правовом акте Конституционного Суда РФ №4 от 25 февраля 2014. В нем было сказано, что в некоторых ситуациях установление наказания ниже низшего предела, определенного статьями КоАП РФ, является целесообразным и справедливым.

В упомянутом постановлении отмечено, что для отдельных коммерческих организаций, особенно это касается субъектов малого предпринимательства, высокие суммы административных денежных взысканий могут привести к крайне серьезным последствиям. Речь даже идет о ликвидации или банкротстве. По этой причине КС РФ рекомендует определять в качестве санкции низшую, ниже предела, величину штрафа.

На сайте правительства РФ в июне 2019 года была опубликована концепция нового Кодекса об административных правонарушениях. Его появление планируется, поскольку действующий КоАП не так хорошо реализуется на практике из-за огромного количества поправок. Новый Кодекс станет более компактным и логичным.

Ожидается, что в нем будет сказано о снижении административного штрафа при наличии смягчающих обстоятельств. Рассматриваться они будут в совокупности. Это значит, что за каждый такой фактор санкция подлежит уменьшению ниже предела, установленного соответствующей статьей. Обратное действие также верно. Если правонарушение отягощено какими-либо квалифицирующими обстоятельствами, размер административного штрафа будет расти. Конкретные величины увеличения или уменьшения денежной санкции также определят в КоАП.

Читайте так же:  Срок обжалования административного штрафа в суде

Отметим, что минимальный размер административного штрафа или предупреждение будут грозить тем, кто добровольно устранит вредные последствия своего преступного деяния, либо возместит причиненный вред.

Подведем итоги

Благодаря поправкам в КоАП РФ, внесенным в 2015 году, появилась возможность установления административного штрафа ниже низшего предела. Она касается как юридических, так и физических лиц. Так, например, в отношении компаний снижение величины штрафа возможно при наличии исключительных факторов совершения правонарушения. Во внимание принимается финансовое положение компании. Однако минимальный размер административного штрафа, определенного одной из статей КоАП для совершенного нарушения, не может быть ниже предела в 100 тысяч рублей. То есть в конкретном пункте Кодекса должно закрепляться наказание, начинающееся от указанной суммы.

Что касается граждан, то в их случае исключительными обстоятельства признаются в тех же ситуациях. Речь идет о сложном финансовом положении. Решая вопрос об уменьшении административных штрафов ниже низшего предела, суд учтет и личностные характеристики нарушителя, а также последствия, к которым привело его противоправное поведение. При этом минимальные размеры денежных выплат отличаются от тех, что применяются к компаниям. В данном случае снижение не применяется, если установленный Кодексом об административных правонарушениях штраф ниже 10 тысяч рублей, а по отношению к должностным лицам – менее 50 тысяч.

Уменьшать административный штраф ниже низшего предела могут не только судьи, но и органы (их должностные лица). Однако в их компетенцию, согласно КоАП РФ, должно входить рассмотрение дел об административных правонарушениях. Следует учесть, что величина штрафа ниже низшего предела не может быть меньше пятидесяти процентов от определенных в законодательстве минимальных размеров.

Выбор размера административного штрафа

Добрый день, уважаемый читатель.

Нарушение правил дорожного движения водителем влечет за собой административное наказание. При этом на практике за одно и то же нарушение правил наказание может быть различным. Например, за управление автомобилем с грязными номерами водитель может получить либо предупреждение, либо штраф в размере 500 рублей.

Причем нарушений, предусматривающих несколько вариантов наказания, достаточно большое количество. Убедиться в этом Вы можете просмотрев таблицу штрафов ГИБДД.

В этой статье речь пойдет о том, как происходит выбор размера и типа административного наказания:

Отягчающие обстоятельства при выборе размера штрафа

Отягчающие обстоятельства перечислены в статье 4.3 КоАП:

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

1. Продолжение противоправного поведения. Например, водитель отказывается уступить дорогу автомобилю ГИБДД с включенными проблесковыми маячками и специальным звуковым сигналом. Сотрудники могут предупредить водителя через громкоговоритель о том, что он нарушает правила дорожного движения. Если водитель все равно продолжит мешать проезду оперативной машины, то это будет отягчающим обстоятельством.

2. Повторное нарушение того же самого пункта ПДД, допущенное в течение года с момента оплаты предыдущего штрафа или окончания срока лишения.

Например, если ребенок взял родительский автомобиль, то в первый раз за управление без прав он получит штраф 5 000 рублей. В случае повторной остановки за то же нарушение правил, отягчающее обстоятельство повлечет максимальный штраф 15 000 рублей.

3. Вовлечение несовершеннолетнего в нарушение требований правил дорожного движения. Например, если пешеход вместе с ребенком переходит дорогу в неположенном месте, он гарантированно получит штраф в размере 500 рублей. Если бы ребенка не было, то можно было рассчитывать на предупреждение.

4. Совершение правонарушения группой лиц. Если группа пьяных лиц решит устроить гонки на автомобилях, то каждый из них может получить 24 месяца лишения — максимальный срок по части 1 статьи 12.8 КоАП.

5. Совершение нарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

6. Совершение нарушения в состоянии опьянения. Этот пункт относится только к тем статьям КоАП, которые не включают в себя упоминание алкогольного опьянения.

Например, выезд на железнодорожный переезд на запрещающий сигнал светофора в состоянии опьянения повлечет максимальное наказание — 6 месяцев лишения прав. Также водитель будет лишен прав за управление автомобилем в состоянии опьянения и сроки лишения будут сложены.

Другой пример, если водитель управляет автомобилем без водительского удостоверения и при этом находится в состоянии опьянения, то он будет наказан по части 3 статьи 12.8 КоАП. Эта статья подразумевает наказание за управление транспортным средством в алкогольном опьянении, поэтому алкогольное опьянение по отношению к этой статье отягчающим обстоятельством не является.

Теперь Вы знаете, от чего зависит итоговый размер административного наказания за нарушение требований ПДД. При необходимости Вы сможете использовать смягчающие обстоятельства для собственной пользы.

Что такое административный штраф?

Административный штраф является наиболее распространенным видом санкций по КоАП РФ и предусмотрен практически каждым составом правонарушений. Данная форма воздействия применяется к любым категориям нарушителей – гражданам, ИП, должностным лицам, предприятиям. В этом материале рассмотрим, в каких формах назначается штраф, и как происходит исполнения данного вида санкций.

Читайте так же:  Срок обжалования судебных постановлений в порядке надзора

Кто назначает штраф

Видео (кликните для воспроизведения).

При выявлении правонарушений составляется процессуальный протокол. Он является основанием для рассмотрения дела по существу и назначения наказания для виновных лиц. Штраф может назначаться следующим образом:

  • судом – при рассмотрении материала, поступившего от должностных лиц и уполномоченных органов;
  • должностными лицами федерального, регионального или муниципального уровня, если такие полномочия предоставлены КоАП РФ (например, по отдельным составам нарушений штраф могут назначать должностные лица ГИБДД);
  • органы, уполномоченные на рассмотрение административных дел и применения санкций – учреждения ФНС, таможенные органы, МВД и т.д.

В статье КоАП РФ может быть указано несколько видов основных санкций (например, штраф, обязательные работы, арест, лишения права и т.д.). Органом или лицом, рассматривающим дело, может быть выбран только один вид основного наказания. Например, одновременное назначение штрафа и обязательных работ не допускается.

В постановлении суда или иного органа должна быть зафиксирована конкретная сумма, подлежащая уплате в бюджет. Если она будет превышать максимально допустимый предел, постановление может быть оспорено и отменено в вышестоящих инстанциях. При рассмотрении жалоб в вышестоящих инстанциях сумма штрафа может быть только снижена, поскольку усиление ответственности при пересмотре дел не допускается.

Что влияет на выбор размера административного наказания?

Рассмотрим статью 4.1 кодекса об административных правонарушениях:

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Рассмотрим указанные в данной статье пункты:

1. Характер административного правонарушения. В данном случае речь идет о том, какое нарушение допустил водитель и насколько оно опасно. Например, рассмотрим пример с выездом на встречную полосу движения. Водитель может объехать пробку по встречной полосе и это весьма опасно. С другой стороны, водитель может по невнимательности выехать на несколько сантиметров колесом за пределы сплошной линии разметки при повороте. Во втором случае наказание должно быть мягче, чем в первом.

Если нарушение не несло опасности, то на практике водителю могут позволить самому выбрать тип наказания. Например, за управление автомобилем без номеров иногда предлагают выбрать между штрафом в 5 000 рублей и лишением прав на 1 месяц.

2. Личность виновного. На размер наказания может в том числе повлиять и поведение участника дорожного движения. Если водитель ведет себя по-хамски, пытается угрожать должностным лицам, то на минимальное наказание рассчитывать не приходится. С другой стороны, если водитель вежлив и сознает собственную вину, наказание будет меньше.

3. Имущественное положение. Если нарушитель имеет финансовые трудности, то ему могут пойти навстречу и выбрать меньшую из санкций.

4. Смягчающие и отягчающие обстоятельства будут рассмотрены ниже.

Причины установления наказания ниже низшего предела

Согласно статье 4.1 КоАП РФ, у судебного органа имеется право назначить административный штраф ниже низшего предела. Однако должно быть соблюдено условие о минимальной санкции. Так, если речь идет об организациях, то они могут рассчитывать на уменьшение размеров штрафа, если его минимальная величина не ниже предела в 100 000 рублей. Что касается граждан, для них нижняя граница другая. Для обычных физических лиц санкция не может быть меньше 10 000 рублей. Для должностных же лиц – не ниже минимального предела в 50 000.

При решении вопроса о назначении конкретной санкции за административное правонарушение судья оценивает следующие характеристики:

  • характер деяния;
  • личность виновника;
  • финансовое состояние субъекта;
  • присутствие факторов, смягчающих или отягчающих ответственность.

Определение административного штрафа ниже низшего обуславливается наличием исключительных обстоятельств. К ним относятся:

  • тяжелое финансовое положение нарушителя, то есть предбанкротное состояние, отсутствие выручки или ее резкое снижение;
  • оказание содействия при административном разбирательстве, выражающееся, например, в представлении пояснений;
  • добровольное устранение последствий, либо их отсутствие;
  • неумышленная форма вины;
  • совершение данного правонарушения в первый раз.

Данный перечень вынесения наказания в виде административных штрафов ниже низшего предела не является исчерпывающим. Обстоятельства могут быть признаны исключительными и достаточными для установления санкции ниже минимального предела по усмотрению суда. При желании добиться назначения сравнительно уменьшенного размера штрафа, компания или гражданин должны представить доказательства, подтверждающие наличие одного из перечисленных выше факторов.

При назначении конкретной меры ответственности принимается во внимание правило, установленное пунктом 3.3 ст.4.1 Кодекса об административных правонарушениях. В нем говорится, что итоговый размер штрафа, если его величина ниже предела, не может быть менее половины минимальной выплаты, определенной для совершенного виновным лицом деяния. Назначение административной санкции не зависит от того, какой суд занимается рассмотрением дела. Принципы подхода к определению штрафов ниже низшего у арбитражных судов и судов общей юрисдикции одинаковы.

Минимальный и максимальный размер административного штрафа

Минимальный размер административного штрафа КоАП РФ устанавливает в размере 100 рублей. А в области дорожного движения – 500 рублей. Это правило имеет значение при снижении суммы штрафа ниже низшего предела. При исключительных обстоятельствах (характер правонарушения, последствия, имущественное и финансовое положение) уполномоченный орган может назначить наказание ниже низшего предела. Но не путайте с малозначительностью административного правонарушения. При малозначительности выносится постановление о прекращении административного производства.

КоАП РФ устанавливает разные размеры штрафов. Но:

  • физические лица в большинстве случаев выплатят не более 5 тыс. рублей. За исключением ряда статей. Перечень которых устанавливает ст. 3.5. КоАП РФ. Размер штрафа может быть от 7 000 руб. до 500 000 руб. (ч. 3 ст. 17.15)
  • должностное лица выплатит от 50 000 руб. и до 1 000 000 руб.
  • юридическое лицо – от 1 000 000 руб. и до 60 000 руб.
Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды заключение

В подавляющем большинстве случаев минимальный и максимальный размер штрафа за конкретное правонарушение устанавливает санкция статьи Особенной части КоАП РФ. Однако размер штрафа может назначаться и по-другому.

Что это такое

Основным вариантом административного воздействия на правонарушителей является штраф в денежной форме. Его характеристика определена статьей 3.5 КоАП РФ:

  • назначить санкцию может не только суд, но и должностное лицо или уполномоченный орган, рассматривающий административное дело;
  • закон предусматривает минимальную сумму штрафа – 100 руб., а за нарушение ПДД наказание не может быть менее 500 руб.;
  • максимально возможная сумма штрафа будет зависеть от конкретного состава Особенной части КоАП РФ, а также статуса правонарушителя.

В ст. 3.5 КоАП РФ зафиксирован предельный размер денежной суммы, которая может быть взыскана с нарушителя. Он не может превышать 5000 руб. (для частных лиц), 50 тыс. руб. (для должностных лиц), 1 млн. руб. (на юр.лицо и ИП). В этой же статье указаны исключения, позволяющие назначить штраф в существенно большей сумме – они соответствуют отдельным составам правонарушений.

От характера допущенного правонарушения зависит и порядок определения суммы санкции:

  • штраф в виде фиксированной суммы – является базовым вариантом наказания;
  • в сумме, кратной неуплаченных налогов, сборов, пошлины и иных обязательных платежей в бюджеты;
  • кратно стоимости государственного или муниципального контракта;
  • исходя из размера неисполненных обязательств по договорам (например, за нарушение прав потребителей);
  • в кратном размере от кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • иные варианты кратного исчисления, указанные в ст. 3.5 КоАП РФ.

Например, если статьей КоАП РФ предусмотрена возможность наложения штрафа за нарушение правил дорожного движения, он будет исчисляться всегда в твердой фиксированной сумме (минимальный и максимальный предел будет указан в конкретной статье кодекса). Если речь идет о нарушения порядка оплаты налогов, либо представления отчетности, для расчета санкции устанавливается размер ущерба.

В ст. 3.5 КоАП РФ указана единственная категория граждан, которым не может устанавливаться штраф – призывники, проходящие службы в рядах ВС РФ, а также курсанты военных ВУЗов до заключения первого контракта о прохождении службы.

Отмена административной меры ответственности

Помимо штрафов ниже низшего в компетенции суда и вовсе отменить административную санкцию, ограничившись вынесением устного предупреждения. Так, это происходит, если совершенное правонарушение признается малозначительным. В подобной ситуации лицо просто освобождается от административной ответственности. В случае малозначительности деяния вынесение даже наказания ниже низших пределов считается нецелесообразным.

Указанной позиции придерживался и КС РФ в Определении №116, вынесенном еще 9 апреля 2003 года. Малозначительность при административном правонарушении присутствует, если серьезная и значительная угроза общественным отношениям, охраняемым законодательством, отсутствует. Так, можно сделать вывод, что данное понятие является оценочным. Это значит: суд определяет, имеет ли оно место в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

Важно понимать, что малозначительность в административном проступке не оценивается отдельно от других факторов. Во внимание принимается характер и степень опасности деяния, а также угроза нанесения ущерба другим людям или государству. Если все-таки решено в качестве административного наказания определить штраф, его размер должен быть пропорционален тяжести содеянного. Таким образом обеспечивается требование персонализации меры ответственности.

Отметим, что основной идеей любого наказания (административное не является исключением) считается предупреждение совершения других нарушений. Поэтому вынесение взыскания ниже низшего размера иногда делается, чтобы мера не носила слишком неоправданного характера.

Подача ходатайства о назначении пониженного штрафа

Виновное в административном правонарушении лицо может подать ходатайство, в котором попросить о более смягченном наказании. Разумеется, если на определение санкции ниже предела, установленного соответствующей статьей, есть объективные причины.

Подробно порядок отправки ходатайства о снижении размера денежной санкции в суд или другой орган, уполномоченный рассматривать дело, не установлен. Поэтому данным правом воспользоваться можно в любой момент, пока идет административное производство. Само заявление нужно оформлять в письменном виде. Направляется оно либо по почте заказным письмом, либо передается через канцелярию органа, ведущего дело.

В текст ходатайства, где заявитель просит установить наказанием денежное взыскание ниже минимального предела, целесообразно включить следующие сведения:

  • наименование суда или органа, рассматривающего дело об административном правонарушении;
  • информация о компании или персональные данные гражданина, ходатайствующего о смягчении административного наказания, включая контакты (адрес, телефон, электронная почта);
  • номер дела или реквизиты вынесенного постановления;
  • обстоятельства, позволяющие уменьшить размер административного штрафа и установить его ниже минимального предела;
  • ссылка на статью в законе, закрепляющую право на смягчение санкции;
  • просьба о вынесении наказания ниже низших пределов;

В конце ставятся дата и подпись ходатайствующего об определении низшего (ниже предела) денежного взыскания. Для доказательства к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие особенных обстоятельств. Это могут быть справки о взятом кредите, наличии нетрудоспособных членов семьи на иждивении. Без документов рассчитывать на установление санкции ниже минимального предела не приходится. Кроме того, лицо может просить и о замене меры административной ответственности, например, на предупреждение. Это особенно актуально, если правонарушение совершено в первый раз.

Также лицо, которому назначен административный штраф (даже ниже минимального предела), может просить о рассрочке или отсрочке исполнения санкции. Решение об этом принимает суд, принимая во внимание финансовое положение ходатайствующего. В постановлении о применении отсрочки или рассрочки любого денежного взыскания, включая того, что ниже предела, следует указать дату начала исполнения указанной меры ответственности.

Смягчающие обстоятельства при административном правонарушении

Смягчающие обстоятельства, влияющие на выбор размера штрафа ГИБДД, перечислены в статье 4.2 КоАП:

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

Читайте так же:  Погашенная административный штраф

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Рассмотрим пункты, на которые водитель может повлиять непосредственно на месте нарушения ПДД:

1. Раскаяние лица. Если сотрудник ГИБДД зафиксировал нарушение правил дорожного движения и никаких доказательств собственной правоты у Вас нет, то лучше сразу же признать собственную вину и раскаяться в содеянном. Это позволит рассчитывать на минимальное наказание.

2. Добровольное прекращение противоправного поведения. Например, пусть водитель управляет автомобилем без государственных регистрационных знаков. Он может добровольно вернуть номера на предназначенные для них места и рассчитывать на снисхождение.

Остальные пункты также могут быть использованы в качестве смягчающих обстоятельств, однако они относятся к специфичным ситуациям.

Иные способы определить величину штрафа

Административный штраф может выражаться:

  • в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения или сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов или таможенных пошлин (ст. 9.17. КоАП РФ)
  • сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), начальной (максимальной) цены гражданско-правового договора,
  • сумме излишнего дохода, или незадекларированной сумме наличных денежных средств или сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ,
  • разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений, необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа (ст. 19.8. КоАП РФ),
  • кадастровой стоимости земельного участка (ст. 7.1. КоАП РФ – самовольное занятие земельного участка) и т.д..

Эти специальные правила расчета размера штрафа также устанавливает статья Особенной части КоАП РФ. При составлении протокола об административном правонарушении уполномоченный орган обязательно указывает статью КоАП РФ. А конкретный размер наказания избирает орган (суд) при рассмотрении дела в постановлении об административном правонарушении.

Как исполняется штраф

Для добровольного исполнения наказания в форме штрафа КоАП РФ предусматривает специальный срок – не более 60 дней с момента вступления в силу постановления суда, либо иного органа. Вступление в силу связано с истечения срока на обжалование, либо с датой рассмотрения жалобы в вышестоящей инстанции. Если в течение 60 дней штраф не уплачен в бюджет, возникают следующие последствия:

  • исполнительные документы направляются в службу ФССП – принудительное взыскание происходит с зарплаты должника, его имущества и т.д.;
  • по факту несвоевременной оплаты штрафа может составляться административный протокол – нарушителю грозят дополнительные санкции в виде нового штрафа, обязательных работ или ареста;
  • правонарушитель может подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по оплате санкции – ходатайство будет рассматривать орган, назначивший наказание;
  • для субъектов малого и среднего бизнеса допускается замена штрафа на предупреждение – если санкция была назначена по итогам контрольных или надзорных проверок, а нарушение не повлекло вреда или ущерба.

Выявление фактов несвоевременной оплаты штрафных санкций входит в компетенцию приставов, сотрудников ГИБДД, налоговых инспекторов, иных должностных лиц и органов. Обязанность по исполнению наказания считается исполненной, когда деньги фактически поступят в бюджет.

Размер административного штрафа

От чего зависит размер административного штрафа? Самый очевидный ответ – от совершенного административного правонарушения. Действительно, минимальный и максимальные размеры административного штрафа устанавливает статья Особенной части КоАП РФ. Но и есть и иной способ выбора размера административного штрафа, который связан с особенностями состава административного правонарушения и его субъекта.

От чего зависит размер административного штрафа

Выбором размера административного штрафа занимается орган власти или суд, которые рассматривают дело согласно правилам подведомственности административных дел. При этом обязательно учитываются смягчающие ответственность обстоятельства. Равно как и отягчающие ее.

Перечень обстоятельства, смягчающих ответственность, КоАП РФ закрепил в ст. 4.2. Но при этом этот перечень открытый. То есть суд или уполномоченный орган вправе признать то или иное обстоятельство достаточным поводом для снижения размера штрафа. Статья 4.2. КоАП РФ указывает на:

  • раскаяние правонарушителя;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение правонарушителем в уполномоченный орган о совершенном административном правонарушении;
  • оказание содействия в установлении обстоятельств дела
  • предотвращение вредных последствий правонарушения
  • добровольное возмещение ущерба и вреда
  • исполнение в добровольном порядке предписания об устранении нарушения
  • совершение нарушения в состоянии аффекта (сильного душевного волнения)
  • правонарушение совершено при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств
  • правонарушение совершило несовершеннолетнее лицо, беременная женщина или женщина, имеющая малолетнего ребенка.
Видео (кликните для воспроизведения).

На практике суды учитывают совершение правонарушения впервые, небольшой вред от нарушения. Отягчающие обстоятельств закрепляет статья 4.3. КоАП РФ. Это и повторное совершение однородного правонарушения, совершенное группой лиц, в состоянии опьянения и т.п.

Источники

Размер административного штрафа налагаемого на граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here