Рассмотрение административных дел в арбитражных судах

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Рассмотрение административных дел в арбитражных судах". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Производство в арбитражном суде по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Процессуальные особенности

Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

  1. об оспаривании НПА и иных актов федеральных органов исполнительной власти , если рассмотрение таких дел в соответствии с Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам ;
  2. об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
  3. об административных правонарушениях , если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  4. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций , если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  5. другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Процессуальный порядок рассмотрения перечисленных выше дел установлен в разделе III АПК РФ «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений».

Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений определены в гл. 22-26 АПК РФ.

Согласно ст. 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:

    • рассматриваются по общим правилам искового производства , если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом;
    • заявления подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, после соблюдения досудебного порядка, если он установлен федеральным законом;
    • обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия), возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие) .

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Ст. 190 АПК РФ устанавливает, что экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 Кодекса, путем

    • заключения соглашения или
    • с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.

Заключение мирового соглашения невозможно по делам об оспаривании нормативного правового акта, по делам об административных правонарушениях.

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражном процессе

Критерии отнесения дел об административных правонарушениях к подведомственности арбитражных судов определены в ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) и в ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Дела о привлечении лиц к административной ответственности подведомственны арбитражному суду в случаях, если:

— административные правонарушения совершены предпринимателями либо юридическими лицами при реализации ими предпринимательской или иной экономической деятельности;

— составы административных правонарушений отнесены федеральным законодательством к компетенции арбитражных судов.

Из этого следует, что административные правонарушения, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности к компетенции арбитражных судов не относятся.

Правила подсудности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности определены в ст. 203 АПК РФ.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Особенности определения подсудности дел об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом и связанных с деятельностью его филиалов или представительств, в АПК РФ нормативно не закреплены. Однако на практике суды руководствуются разъяснениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которым дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, подлежат рассмотрению по месту совершения нарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Кроме того, судебная практика арбитражных судов определила, что дела о привлечении к административной ответственности юридического лица за нарушение, связанное с деятельностью подразделения, не являющегося филиалом или представительством, расположенного вне места нахождения юридического лица, также рассматриваются по месту совершения нарушения.

Следует иметь в виду, что если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей, или в виде предупреждения, дело подлежит рассмотрению арбитражным судом в порядке упрощенного производства.

Дело в порядке упрощенного производства рассматривается судом без вызова сторон после представления сторонами доказательств и иных необходимых документов.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только в случаях рассмотрения дела арбитражным судом в незаконном составе; рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле; нарушения правил о языке при рассмотрении дела; принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; неподписания решения судьей; отсутствия в деле протокола судебного заседания или подписание его ненадлежащими лицами и нарушения правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Арбитражный процесс. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов

Нормативный правовой акт — документ, содержащий обязательные предписания для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение.

Читайте так же:  Обжалование постановления в отношении должностного лица

Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

  1. об оспаривании НПА и иных актов федеральных органов исполнительной власти , если рассмотрение таких дел в соответствии с Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам ;
  2. об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
  3. об административных правонарушениях , если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  4. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций , если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  5. другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Согласно ст. 191 АПК РФ д ела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере

    • патентных прав и прав на селекционные достижения,
    • права на топологии интегральных микросхем,
    • права на секреты производства (ноу-хау),
    • права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий,
    • права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии

рассматриваются Судом по интеллектуальным правам по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 23 АПК РФ.

Порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, регулируется КАС РФ .

  1. об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части ;
  2. об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
  3. об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  4. об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
  5. об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  6. об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — экзаменационные комиссии);
  7. о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  8. о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

Правила подачи заявления по делам об оспаривании нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам:

    • правом на подачу заявления обладают: организации (в том числе некоммерческие); граждане-индивидуальные предприниматели; прокурор; органы государственной власти РФ; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления;
    • нормативный правовой акт должен быть в установленном порядке принят и опубликован;
    • оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения должен нарушать права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
    • оспариваемый нормативный правовой акт должен противоречить закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
    • арбитражному суду не подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, признание которых противоречащими закону отнесено к компетенции судов общей юрисдикции;
    • предварительное обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к вышестоящему должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд о признании нормативного правового акта недействующим (если федеральным законом не предусмотрено иное).

С учетом правил, содержащихся в ч. 4 ст. 34 АПК РФ заявление об оспаривании нормативного правового акта подается в Суд по интеллектуальным правам как в суд первой инстанции.

Если арбитражный суд не компетентен рассматривать такое дело, то

    1. заявление может быть возвращено применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ (на стадии принятия) или
    2. производство по делу должно быть прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, если это обстоятельство установлено в судебном заседании (см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 г. N 80).

В отличие от общих требований, предъявляемых к содержанию заявления (ст. 125 АПК РФ), в нем дополнительно должны быть указаны данные ( ст. 193 АПК РФ) :

    1. наименование федерального органа исполнительной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт;
    2. название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
    3. права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями;
    4. название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;
    5. требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
    6. перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, указанные в п. 1-5 статьи 126 Кодекса, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта, что исключает возможность применения обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого правового акта.

Судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам регламентируется ст. 194 АПК РФ.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Суд по интеллектуальным правам извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц , извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела , если суд не признал их явку обязательной. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 Кодекса.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов Суд по интеллектуальным правам в судебном заседании:

    1. осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения,
    2. устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также
    3. устанавливает полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Читайте так же:  Минимальный и максимальный размер административного штрафа

Суд по интеллектуальным правам не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт.

В случае, если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, Суд по интеллектуальным правам прекращает производство по делу.

Отказ заинтересованного лица , обратившегося в Суд по интеллектуальным правам с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению Судом по интеллектуальным правам дела по существу .

Ст. 195 АПК РФ устанавливает, что решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 Кодекса.

По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

    1. о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
    2. о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части .

Решение вступает в силу немедленно .

Вступившее в законную силу решение Суда по интеллектуальным правам по делу об оспаривании нормативного правового акта или по делу об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, направляется Судом по интеллектуальным правам в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения — издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, официальные издания федеральных органов исполнительной власти и другие официальные издания, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями .

Рассмотрение дел об административных правонарушениях в арбитражных судах: порядок и условия

Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях также урегулирован в ст. 202-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 14 июня 2002 г. (введен в действие с 1 сентября 2002 г.).

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 25 АПК РФ и в КоАП РФ.

Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в ч. 1 ст. 202 АПК РФ лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (ст. 202 АПК РФ).

Заявление о привлечении к административной ответственности подастся в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст. 203 АПК РФ).

Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. I, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10790 — | 8070 — или читать все.

Рассмотрение административных дел в арбитражных судах

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

«Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности»

Обобщение
«Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов
о привлечении к административной ответственности»

Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности не является новым направлением в работе арбитражных судов. С введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) деятельность судов по рассмотрению дел указанной категории вышла на качественно новый уровень правового регламентирования арбитражного процесса.

Во-первых, законодатель четче, по сравнению с прежним законодательством, разрешил вопрос подведомственности дел арбитражным судам. Так статьей 29 АПК РФ определено, что арбитражный суд разрешает экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности и возникающие из административных и иных публичных правоотношений. В основу определения подведомственности спора по АПК РФ положен характер спора — он должен быть экономическим и быть сопряженным с административными и иными публично-правовыми отношениями.

В контексте темы обобщения необходимо отметить, что по вопросу отнесения споров к подведомственности арбитражных судов КоАП РФ введен субъектный критерий — в арбитражный суд может быть обжаловано постановление по делу о привлечении к административной ответственности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица ( ч.3 ст.30.1 КоАП РФ).

Во-вторых, производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, помещено в отдельный — III раздел АПК РФ. Подобное обособление вызвано не только техническим отграничением одного вида судопроизводства от другого, но и введением ряда особенностей, характерным для судопроизводства именуемого ныне административным.

Читайте так же:  Дела в сфере административного правонарушения

Подобные новеллистические изменения законодательства несомненно являются прогрессивными и направлены на оптимизацию судебных процедур. Дифференциация же последних с введением особенностей для каждой категории, детализирует арбитражный процесс, что в конченом итоге, не исключая путь апробации норм на практике, должно снизить количество спорных процессуальных моментов, что добавит стабильности принятым судебным актам.

Настоящее обобщение проведено в соответствии с планом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и пунктом 4.3 Плана работы Арбитражного суда Пензенской области.

В обобщении использованы материалы дел, рассмотренных за июль-декабрь 2002 и 11 месяцев 2003 года.

Всего за указанный период возбуждено 78 дел по спорам, связанным с оспариванием постановлений о привлечении к административной ответственности. Вынесено 74 решения и 4 определения по данной категории.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основные причины удовлетворения требований заявителей.

Арбитражным судом при рассмотрении дел указанной категории в. случаях требования заявителей были удовлетворены.

В качестве основных причин удовлетворения требований заявителя, влекущих отмену решения административного органа о привлечении к административной ответственности можно отметить следующие:

— во-первых, нарушение самим органом порядка производства по делу об административном правонарушении;

— во-вторых, наличие дефектов протоколов, фиксирующих административное правонарушение.

Проиллюстрировать подобные нарушения можно на примере дела N А49-4373/02-185а/16. Решением суда признано незаконным и отменено полностью постановление Комитета природных ресурсов по Пензенской области о наложении штрафа на ОАО «Биосинтез» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ. Судом установлено, что административным органом протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, его защитника, а также то, что о времени и месте рассмотрения дела заявитель не был извещен. Таким образом, административным органом был нарушено производство по делу об административном правонарушении. Между тем в силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основании и в порядке, установленным законом. В связи с чем, судом требования заявителя об оспаривании постановления были удовлетворены.

Оспаривание постановлений о привлечении к административной ответственности юридических лиц.

Законодательство об административных правонарушениях претерпело существенные изменения в части привлечения юридического лица к ответственности. Анализ положений статей 1.5 и 2.1 КоАП РФ свидетельствует об исключении принципа объективного вменения в отношении данного субъекта административного правонарушения. В настоящее время недостаточно только зафиксировать нарушение, необходимо установить наличие вины юридического лица и отразить в материалах проверки в чем она выразилась и чем подтверждается.

Изменение судом решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

В четырех случаях судебные акты Арбитражного суда по делам об оспаривании решений административного органа содержат в резолютивной части указания на изменение решения в части назначения административного наказания.

Так по заявлению индивидуального предпринимателя Будянского В.Н. об оспаривании постановления Городищенского межрайонного отдела УФСНП РФ по Пензенской области о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, суд вынес решение об изменении указанного постановления (дело N А49-3/03-25оп/13).

Суд, констатируя правильность квалификации содеянного, мотивировал изменение постановления тем, что при назначении наказания в максимальном размере административным органом не были приняты во внимание положения части 2 статьи 4.1 КоАП РФ. Поскольку административным органом не дана оценка смягчающим обстоятельствам, а наличие отягчающих органом налоговой полиции не установлено, суд пришел к выводу, что лицо подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 минимальных размеров оплаты труда , что является минимальным размером санкции.

К аналогичным выводам пришел суд при рассмотрении заявления ОАО «Белинсксельмаш» об оспаривании постановления Пензенской таможни о привлечении к административной ответственности. Согласно решению суда постановление административного органа подлежит изменению, а юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренным санкцией части 1 статьи 16.19 КоАП РФ (дело N А49-28/02-5оп/19).

По делу N А49-17/03-42оп/13, возбужденного # на основании заявления индивидуального предпринимателя Ивакиной Г.М. об оспаривании постановления Темниковского межрайонного отдела УФСНП РФ по Республике Мордовия, суд также мотивировал решение об изменении постановления тем, что последнее вынесено без учета общих начал назначения и целей административного наказания. Кроме того, оценивая обстоятельства совершенного правонарушения и личность нарушителя, суд пришел к выводу о малозначительности административного правонарушения. В резолютивной части решения суда содержится указание на изменение постановления в связи с прекращением производства по делу.

В основе вынесения решения об изменении постановления Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды о привлечении ОАО «Пензаэнерго» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.1 КоАП РФ лежит также указание суда на нарушение административным органом общих правил назначения административного наказания, а именно: не учтен характер совершенного правонарушения; не учтено имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность (дело N А49-5748/02-1оп/17).

Поскольку арбитражный суд в силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и решение подлежит проверке в полном объеме, то наличие и оценка смягчающих или отягчающих обстоятельств подлежит проверке независимо от того указывал ли на них заявитель. Данное замечание приведено по той причине, что в двух из приведенных дел, заявитель просил суд учесть ряд обстоятельств в качестве смягчающих. По двум другим делам заявители на подобные обстоятельства не ссылались — были установлены судом при рассмотрении дела.

Рассмотрение дел об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности возбужденных на основании заявлений прокуратуры.

Вынесение определений о прекращении производства по делам об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности.

В обобщаемом периоде вынесено четыре подобных определения. В трех случаях вынесение определений мотивировано неподведомственностью спора арбитражному суду (дела N А49-102/03-132оп/11, N А49-20/02-4оп/8, N А49-4/02-1оп/13). В одном случае суд вынес определение о прекращении производства по делу на том основании, что заявителем пропущен без уважительной причины срок на подачу жалобы на постановление о нарушении таможенных правил (дело N А49-12/02-2оп/8).

Необходимо отметить, что по вопросу пропуска срока на подачу жалобы единообразия в правоприменительной практике Арбитражного суда Пензенской области не выработано. Так по делу N А49-66/03-122а/17 суд первой инстанции вынес решение об отказе в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Грачева К.Н. об оспаривании постановления МИ МНС РФ N 1 по Пензенской области в связи с тем, что пропущен срок на обжалование без уважительных на то причин. В апелляционном порядке решение отменено, требование заявителя удовлетворено. Оценивая позицию суда в этой части, суд апелляционной инстанции указал, что ни АПК РФ ни КоАП РФ не предусматривают отказ в удовлетворении требований по существу со ссылкой на пропуск процессуального срока. В связи с чем, заявление индивидуального предпринимателя было рассмотрено по существу.

Читайте так же:  Доверенность в суд административное дело

В целом для данной категории характерно разнообразие споров в зависимости от вида правонарушений, что обусловлено положениями АПК РФ и КоАП РФ о подведомственности данных споров:

— наибольшее количество дел рассмотрено по заявлениям об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ — 23 дела, по которым были вынесены решения;

— вторая по численности группа — дела, возбужденные по заявлениям об оспаривании постановлений о привлечении к ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ;

— рассмотрено 4 спора по статье 16.12 ; 3 спора по части 2 статьи 14.4 ; по два заявления об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной следующими статьями КоАП РФ — 7.1 , 8.1 , 16.21 , 15.19.

— оспаривались также постановления о привлечении к ответственности, предусмотренной статьями 6.5 , 8.21 , 9.5 , 9.4 , 14.15 , ч.3 ст. 14.25 , 8.8 , 15.1 , 15.11 , 15.13 , 15.12 , 15.19 , 15.25 , 16.19 , 20.4.

Глава 25 АПК РФ. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

[ действующая редакция ]

Задайте вопрос юристу:

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по АПК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)

«О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по АПК РФ

«Об утверждении плана реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»

«Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2020 год»

«Об утверждении изменений в распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Законы Российской Федерации по АПК РФ

«О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

О суде

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по АПК РФ

«О внесении изменений в Перечень уполномоченных органов (организаций) и организаций-изготовителей, включаемых в национальную часть единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств — членов Евразийского экономического союза и организаций — изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других

«Об отказе во включении сведений о программном обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных»

Арбитражный суд Оренбургской области

Популярные материалы

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по АПК РФ

«Об утверждении плана информатизации Управления делами Президента Российской Федерации на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 годов» (вместе с «Планом информатизации государственного органа на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 годов»)

«О внесении изменений в план информатизации государственного органа на 2019 финансовый год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденный приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 11.03.2019 N 93»

Кодексы РФ

Процессуальные особенности рассмотрения арбитражными судами административных споров

Во-первых, существенно увеличена подведомственность дел об административных правонарушениях судьями. В соответствии с п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в 135 статьях Особенной части (вместо четырех составов, содержащихся в КоАП РСФСР 1984 г.).

Во-вторых, по делам, названным в 57 статьях Особенной части КоАП РФ, орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, вправе передать его на рассмотрение судьи (п. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

В-третьих, в 16 статьях КоАП РФ предусмотрено административное судопроизводство в арбитражных судах, а раздел III АПК РФ регламентирует производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, где нашли свое закрепление следующие презумпции административного судопроизводства, которые в АПК РФ называются особенностями:

В целях оперативности, объективности и обоснованности суд может осуществлять по собственной инициативе и иные меры, например: признать, что неявка надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для рассмотрения дела (п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 194 АПК РФ и др.); наложить штраф на властных субъектов процесса в случае их отсутствия при обязательной явке (п. 3 ст. 200 АПКРФ и др.), т. е. способствовать обеспечению справедливого разрешения возникшего публично-правового (административного) спора и оперативного исполнения судебного решения, вплоть до возложения на администрацию обязанности рассмотрения о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Арбитражный суд, разрешая публично-правовой (административный) спор, не только исполняет функцию правосудия и контроля за законностью действий и решений властных органов (должностных лиц), но и при этом активно поддерживает невластного субъекта административного судопроизводства в процессуальном смысле.

Особенности процедуры рассмотрения в арбитражном суде дел о привлечении к административной ответственности.

Дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются судьей арбитражного суда единолично по правилам искового производства и с учетом положений соответствующей главы АПК РФ. Для рассмотрения и разрешения дел установлен срок, не превышающий 15 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 205 АПК РФ). Этот срок может быть продлен арбитражным судом (но не более чем на месяц) по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела, о чем выносится определение.

После назначения дела к слушанию арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Однако неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Обязательной может быть признана явка в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Эти лица в таком случае вызываются длядачи объяснений. Поскольку юридические лица участвуют в процессе через своих представителей, постольку судья может признать обязательным их присутствие в судебном заседании (ч. 4 ст. 25.4 КоАП). Если арбитражный суд признал явку участвующих в деле лиц обязательной, а названные лица не явились в судебное заседание, происходит отложение дела по определению судьи . Одновременно неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа.

КоАП РФ предусматривает также возможность привода. В том случае , если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительной причины физического лица или представителя ю ридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также свидетеля и если их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, рассматривающий дело, выносит определение о приводе указанных лиц (ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ).

Читайте так же:  Сколько срок давности административного правонарушения

Порядок проведения судебного заседания, а также исследование доказательств по делам о привлечении к административной ответственности производятся арбитражным судом по правилам, установленным в АПК РФ для искового производства в суде первой инстанции. Решение по делу также должно соответствовать требованиям, установленным общей частью АПК применительно к судебным решениям, и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (ст. 170 АПК РФ). Арбитражный суд, рассмотрев заявление о привлечении к административной ответственности, может прийти к двум возможным выводам: 1) привлечь к административной ответственности или 2) отказать в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Если арбитражный суд пришел к выводу о привлечении субъекта к административной ответственности, то резолютивная часть решения должна содержать следующие сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 206 АПК: 1) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место на хождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; 2) нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности; 3) вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.

Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган (ч. 5 ст. 206 АПК РФ).

Решение суда о привлечении к административной ответ ственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия. Это укороченный срок, так как по общему правилу судебные решения вступают в законную силу по исте чении месяца со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).

Арбитражное процессуальное законодательство установило апелляционный порядок обжалования решений о привлечении к административной ответственности. Поскольку законом установлен десятидневный срок для вступления решения о привле чении к административной ответственности, то именно в течение этого срока может быть подана апелляционная жалоба.

На апелляционный пересмотр судебного решения распространяется общие правила, установленные АПК РФ для всех видов производств.

0собенности рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

В настоящее время АПК РФ относит эти дела к категории административных, выделив в отдельное производство (гл. 25).

В целом право на обжалование привлечения к административной ответственности вытекает из конституционного права, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Конституции РФ: «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и Должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Возбуждение дела об оспаривании решений о привлечении к ад министративной ответственности связано с совершением суд ьей ряда действий по определению того, есть ли основания д ля возбуждения дела в арбитражном суде. Прежде всего должнабыть определена подведомственность дела. Если ранее только жалобы надействия или бездействие налоговых органов рассматри вались в арбитражном суде, то введение в действие КоАП РФ р асширило подведомственность дел арбитражным судам. Кроме того, по ранее действовавшему АПК РФ единое исковое производство включало в себя оспаривание ненормативных актов налоговых органов и решений о привлечении к административной ответственности. Новый АПК РФ, отнеся эти дела к административному судопроизводству, тем не менее выделил в разные главы производство по оспариванию наложения административного взыскания и производство по оспариванию ненормативных актов.

В соответствии с этим совершенно логичной явилась норма, закрепленная в ч. 1 ст. 207 гл. 25 АПК РФ, определяющая подведомственность дел арбитражному суду: «Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях. о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях».»

Таким образом, четко определен субъектный состав административных дел по оспариванию решений административных органов о привлечении к административной ответственности. С одной стороны, это лица, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность (т. е. юридические лица и лица, обладающие статусом индивидуального предпринимателя). С другой стороны — государственные органы, иные органы, должностные лица, уполномоченные в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким образом, определен субъектный состав административных дел, подведомственных арбитражным судам.

Важным аспектом является то, что заявителем по делу выступает только субъект, привлеченный к административной ответственности. Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 207 АПК РФ). Следует особо подчеркнуть, что оспаривание носит факультативный характер (т. е. зависит от усмотрения самого лица, привлеченного к ответственности), что полностью соответствует принципу диспозитивности арбитражного процесса.

Помимо субъектного состава важным аспектом является и характер спорных правоотношений. Во-первых, это административные правоотношения. Во-вторых, такие административные правоотношения, которые возникают из отношений по привлечению к административной ответственности. В-третьих, привлечение к административной ответственности должно быть связано с осуществлением субъектами предпринимательской или иной экономической деятельности. Если же лицо, даже будучи индивидуальным предпринимателем, подвергнуто административной ответственности как физическое лицо, т. е. не за действия, связанные с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, тогда дело будет подведомственно суду общей юрисдикции.

Кроме того, в силу ст. 207 АПК РФ объектом обжалования могут быть решения государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении определенных законом субъектов к административной ответственности. Иные акты указанных органов, должностных лиц также могут быть обжалованы, но их рассмотрение подпадет под действие других норм АПК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Карев Александр Юрьевич,
судья арбитражного суда Оренбургской области

Источники

Рассмотрение административных дел в арбитражных судах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here