Рассмотрение административного дела в судебном заседании

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Рассмотрение административного дела в судебном заседании". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

>
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 29.7. КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Ст 29.7 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 29.7. КоАП РФ:

1. Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело (при единоличном рассмотрении — должность, фамилия, при коллегиальном рассмотрении — наименование органа, фамилии председательствующего в заседании и членов данного органа), какое дело подлежит рассмотрению (о каком правонарушении), кто (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица) и на основании какого закона (статья Кодекса или закона субъекта РФ) привлекается к административной ответственности.

2. Далее устанавливается факт явки физического лица или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.11). Для этого проверяются соответствующие документы, удостоверяющие личность каждого из участников производства по делу.

С 1 июля 2008 г. в качестве исключения из данного правила предусмотрены случаи выявления правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. При этом постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело (см. комментарий к ст. 28.6).

3. Затем проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя.

Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом (см. комментарий к ст. 25.3). Полномочия законных представителей юридического лица, которыми являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение (см. комментарий к ст. 25.4).

Полномочия адвоката, выступающего в качестве защитника или представителя, удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего в том же качестве юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом (см. комментарий к ст. 25.5).

4. После этого выясняется, извещены ли в установленном порядке участники производства по делу и каковы причины их неявки.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц. В их отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела либо такие ходатайства оставлены без удовлетворения (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) отмечено, что поскольку Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено путем использования любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации соответствующим лицом (имеются в виду судебная повестка, телеграмма, телефонограмма, факсимильная связь и т.п.). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.

Следует также учесть, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к ответственности, законного представителя несовершеннолетнего лица, совершившего правонарушение, и законного представителя юридического лица (см. комментарий к ст. ст. 25.1, 25.3 и 25.4). Более того, согласно ч. 3 ст. 25.1 при рассмотрении некоторых категорий дел присутствие привлекаемого к ответственности физического лица является обязательным.

На рассмотрение дела могут быть также вызваны свидетель, понятой, специалист, эксперт и переводчик (см. комментарий к ст. ст. 25.6 — 25.10).

С учетом изложенного принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие соответствующих лиц (если это допускается Кодексом) или решение об отложении рассмотрения дела, которое выносится в виде определения.

5. После принятия решения о продолжении рассмотрения дела лицам, участвующим в рассмотрении, разъясняются их процессуальные права и обязанности (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.10).

6. Затем рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. Участники производства по делу наделены правом заявлять различного рода отводы и ходатайства (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.5, 25.9, 25.11), которые подлежат рассмотрению в установленном порядке (см. комментарий к ст. 29.1).

7. Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу. Отвод члена коллегиального органа может не повлиять на процедуру рассмотрения дела, если количество оставшихся членов является достаточным для признания заседания правомочным.

Аналогичное определение выносится при отводе специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу. В этих случаях под сомнение ставится достоверность формируемой доказательственной базы, которая необходима для выяснения обстоятельств по делу об административном правонарушении.

Определение об отложении рассмотрения дела выносится и при необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы. В этих ситуациях неполнота доказательственной базы не может быть восполнена, поэтому требуется осуществление необходимых процессуальных действий.

8. Если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительных причин ранее упомянутых лиц, участие которых признается (или является) обязательным при рассмотрении дела (см. комментарий к ст. 29.4), то выносится определение о приводе указанных лиц (см. комментарий к ст. 27.15).

Читайте так же:  Жалоба на постановление службы судебных приставов

9. Согласно ч. 1 ст. 29.5 Кодекса дело об административном правонарушении по общему правилу рассматривается по месту его совершения. Однако по ходатайству привлекаемого к ответственности лица дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. В этом случае выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности иному субъекту (судье, органу, должностному лицу).

10. В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.2), а при необходимости — и другие материалы дела (см. комментарий к ст. ст. 27.4, 27.7 — 27.10, 27.12 — 27.14, 27.16, 28.2).

Далее заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу (см. комментарий к ст. ст. 25.6 и 26.3).

Затем заслушиваются пояснения специалиста (см. комментарий к ст. 25.8) и заключение эксперта (см. комментарий к ст. ст. 25.9 и 26.4), если они были привлечены к участию в производстве по делу, исследуются иные доказательства (см. комментарий к ст. ст. 26.6 — 26.8).

В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Следует иметь в виду, что прокурор в обязательном порядке извещается о месте и времени рассмотрения дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела, возбужденного по инициативе прокурора (см. комментарий к ст. 25.11).

11. При необходимости осуществляются другие процессуальные действия, предусмотренные Кодексом. Например, несовершеннолетнее лицо, привлекаемое к ответственности, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо (см. комментарий к ст. 25.1).

Рассмотрение дела об административном правонарушении в суде

Советы юристов:

4.2. В областной суд Иркутской области 664046, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 121
Тел.: (3952) 23-58-40
либо
http://oblsud.irk.sudrf.ru
Цитрата:
КАС РФ Статья 305. Сроки рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции

1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд рассматривают поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело в срок, не превышающий двух месяцев со дня его поступления в суд апелляционной инстанции.

7.2. Гость_2625910, г. Тамбов, В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.1 КоАП РФ, рассматривают судьи.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ, составляет три месяца.

Или же суд должен был прекратить дело за истечением трехмесячного срока?

12.1. Согласно ст.30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

Поэтому вам конечно следует поинтересоваться судьбой вашей жалобы.

19.1. Добрый день!

Разрешение ведения же аудиозаписи судебного заседания обеспечивает исполнение одного из приципов правосудия — гласности.
Для подтверждения обратимся к п. 7 ст. 11 АПК РФ в соответствии с которой лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право делать заметки по ходу судебного заседания, фиксировать его с помощью средств звукозаписи.
В соответствии со ст. 10 ГПК РФ лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства
А также ст. 241 УПК РФ в силу которой лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись
Таким образом, во всех процессуальных кодексах РФ закреплено право на ведение аудиозаписи.

Что означает фраза: Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела?
Что значит по месту рассмотрения дела?
Это по месту нахождения органа, вынесшего постановление, или по месту совершения правонарушения?

С уважением, Игорь.

27.1. В Ивановский областной суд
Пр. Шереметевский, д.100, г.Иваново, 153005

(процессуальное положение, Ф.И.О., адрес, телефон)
ХОДАТАЙСТВО
о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле
В производстве ___судьи Ивановского областного суда
находится дело об административном правонарушении

(указать номер дела, дату возбуждения, по каким статьям КоАП РФ или иного закона
возбуждено, в отношении кого — Ф.И.О.)
по которому я являюсь
(процессуальное положение заявителя)
В соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ,
ПРОШУ
Рассмотреть вышеуказанное дело без моего участия в связи с

(указать причину)
Приложение
1. Документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в ходатайстве.
Подпись
Дата.

27.2. Можете вообще ничего не писать и без Вас рассмотрят, откладыввать никто ничего не будет.

Судебное разбирательство как основная стадия административного судопроизводства: понятие, сроки, порядок проведения.

Судебное разбирательство — главная стадия производства по административному делу.

Правосудие по административным делам осуществляется путем их рассмотрения и разрешения в судебном заседании Цель данной стадии – рассмотрение дела по существу. Порядок осуществления судебного разбирательства предусмотрен главой 14 КАС РФ.

Стадия судебного разбирательства начинается с вынесения определения о назначении административного дела к судебному разбирательству.

Конкретный срок стадии судебного разбирательства не определен, однако в законе указано, что административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству. В случае сложности дела председатель суда может продлить срок рассматриваемого дела, но не более чем на один месяц. По отдельным категориям административных дел установлены иные, сокращенные, сроки их рассмотрения и разрешения.

Рассматриваемая стадия отличается от других своим субъектным составом. Главный участник процесса — суд первой инстанции. Его деятельность направлена на рассмотрение и разрешение административно-правового спора между сторонами.

Административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Коллегиально в составе трех судей рассматриваются:

1) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

2) административные дела о расформировании избирательных комиссий;

3) административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о результатах референдума Российской Федерации;

4) административные дела, направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение.

5) административные дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;

6) административные дела, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

При коллегиальном рассмотрении административного дела один из судей председательствует в судебном заседании. Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего. На председательствующего возложен широкий круг обязанностей, закрепленных в ст.143 КАС РФ. Он руководит ходом судебного заседания, создает условия для полного и всестороннего исследования доказательств и выяснения обстоятельств административного дела, принимает меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Его распоряжения обязательны для всех участников судебного разбирательства и лиц, присутствующих в судебном заседании.

Читайте так же:  Рапорт мелкое хищение

В этой стадии выступают такие участники процесса, которых, как правило, нет в других стадиях, — свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

Анализ главы 14 КАС РФ позволяет сделать вывод о наличии в стадии судебного разбирательства следующих последовательно сменяющих друг друга этапов: подготовительная часть; рассмотрение дела по существу; судебные прения; возобновление рассмотрения дела по существу (факультативный этап); разрешение административного дела, вступление решения суда в законную силу, обращение судебного решения к исполнению. Каждый из перечисленных этапов характеризуется своей процессуальной целью, своим особенным содержанием, определенным кругом вопросов, для разрешения которых он существует.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

Особенности административного судопроизводства

То, что административное судопроизводство имеет свои особенности, известно уже давно, именно поэтому на территории РФ был введен отдельный нормативно-правовой акт – Кодекс административного судопроизводства РФ. Подробнее об этом в нашей статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу – порядок

Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.

Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства. В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).

Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии. Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи. Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).

После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.

Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.

Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику. Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя. Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.

После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Читайте так же:  Поиск штрафа по административному правонарушению

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

Судебное разбирательство по административному делу

Решение об удовлетворении требований административного истца или отказе в их удовлетворении принимается судом если проведено судебное разбирательство по административному делу. К данной стадии процесса приступают после подачи административного иска, принятия его к производству судом и подготовки дела административного судопроизводства. Именно в судебном разбирательстве сторонам предоставлена возможность давать объяснения, возражения и предпринимать иные действия по доказыванию своей правовой позиции.

Судебное разбирательство по административному делу – сроки

Если административным истцом соблюдены правила подготовки и подачи административного иска, суд обязан вынести одно из следующих процессуальных решений:

Видео (кликните для воспроизведения).

Срок рассмотрения административного дела, по общему правилу, не должен превышать 2 месяцев с даты поступления в суд административного иска (если в первой инстанции по правилам подсудности дело рассматривает Верховный суд – 3 месяцев). Указанный срок может быть продлен председателем суда, в котором рассматривается дело на срок до одного месяца. Административному истцу же предоставлена возможность воспользоваться правом подать заявление об ускорении рассмотрения административного дела (подробнее – ст. 10 КАС РФ).

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Отложение судебного разбирательства административного дела

Описанная выше схема судебного разбирательства является наиболее оптимальной, так как является достаточно быстрым способом защиты нарушенного права. Однако в ряде случае суд может вынести определение об отложении судебного разбирательства административного дела:

  • вследствие необходимости осуществить иные процессуальные действия (назначение экспертизы, приглашение специалиста и др.);
  • одна из сторон ходатайствует о представлении дополнительных доказательств;
  • суд признает обязательной явку лица, которое отсутствует в судебном заседании при условии надлежащего извещения;
  • невозможность рассмотрения дела в назначенном судебном заседании (по мнению суда).

В таких случаях суд выносит соответствующее определение, назначает дату и время нового судебного заседания, а судебное разбирательство по административному делу в следующий раз начинается сначала.

Уточняющие вопросы по теме

какой суд рассматривает административные дела – мировой или районный ?

Рассмотрение дела в судебном заседании

Советы юристов:

13. Председатель районного суда Искаков объявил выговор федеральному судье Астахову и секретарю судебного заседания Ваниной за утрату двух документальных материалов уголовного дела. Вина Астахова и Ваниной была установлена по результатам пересмотра данного дела в порядке надзора областным судом спустя год после рассмотрения этого дела в районном суде.

Какие нарушения дисциплинарного законодательства здесь допущены?

Судебное заседание по административному делу

Советы юристов:

4.2. Моральный вред при отмене по недоказанности обстоятельств не взыщут! Не надо просить моральный-откажут во всем иске!

14.1. Уважаемый Константин, такое ощущение, что не совсем полно звучит вопрос, или в практикуме составлен текст не корректно.
Согласно КАС в порядке приказного производства мировыми судами рассматриваются иски по взысканию обязательных платежей и санкций, согласно гл.11.1 КАС РФ. Предметом доказывания должно быть — уважительная причина для пропуска срока исковой давности, поскольку заявлено требование о взыскании платежей аж с 2013 года.

Читайте так же:  Большим сроком давности

По второму встречному иску требования, на мой взгляд, не подлежат удовлетворению, поскольку нужно подавать встречный иск на обжалование действий налогового органа (начисление пени).
Предмет доказывания — неправильность порядка расчета пени. Доказать должен плательщик пени.

Если же такой иск все же будет иметь место, то. читайте главу о доказательствах КАС РФ. Там все очень интересно и постоянно всё меняется. Подсказка — где-то статьи в районе после 60-ой))).
Надеюсь, удовлетворила ваше любопытство. Напоследок — учите МАТ. ЧАСТЬ.
Всего наилучшего и успехов ВАМ на экзамене.

16.1. Добрый день.
Может

Статья 29.12.1. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок
(введена Федеральным законом от 23.12.2010 N 381-ФЗ)

1. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.

18. Добрый день, подскажите пожалуйста, может ли доверенное лицо, по доверенности, придти в суд, на судебное заседание, вместо человека, в отношении которого заведено дело по административному правонарушению, побои сына, без применения вреда здоровью, только синяки, по статье 6.1.1.1?!Спасибо

И могут ли данное дело переквалифицировать в уголовное?! Спасибо.

19.1. Здравствуйте Игорь.

Срок рассмотрения дела, по общему правилу, не должен превышать 2 месяцев с даты поступления в суд иска (если в первой инстанции по правилам подсудности дело рассматривает Верховный суд – 3 месяцев).

Указанный срок может быть продлен председателем суда, в котором рассматривается дело на срок до одного месяца. Административному истцу же предоставлена возможность воспользоваться правом подать заявление об ускорении рассмотрения административного дела (подробнее – ст. 10 КАС РФ)

При подаче административного иска Вы можете просить суд назначить дело ориентировочно на ту дату, когда вы сможете принять участие. Суд примет это к сведению Однако, это не обязывает суд назначить рассмотрение дела именно на эту дату. Для суда главное, чтобы рассмортерть дело в установленные законом сроки.

20.1. Добрый день! Дальше подавать кассационную жалобу в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ. Только при подаче жалобы имейте в виду, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст.. 327 КАС РФ). Тогда как не каждое нарушения является существенным.

Это общая информация. В ходе личной консультации есть возможность уточнить нюансы сложившейся ситуации, которые зачастую играют главную роль в решении Вашей проблемы.

21.1. Добрый день! Жалоба подается в 6-месячный срок с даты апелляционного определения за вычетом времени на рассмотрение 2 кассационных жалобы (с даты поступления до даты вынесения определения по КЖ). Данный срок можно восстановить.

Это общая информация. Необходима детальная помощь, пишите в чат.

25.1. Добрый день. На Ваш вопрос я могу Вам дать ответ следующего содержания:

Если не была указана в протоколе, то суд должен исключить запись из числа доказательств

Спасибо за обращение на сайт.

29.1. Добрый день. На Ваш вопрос я могу Вам дать ответ следующего содержания:

Да, по административным делам протокол судебного заседания не ведется серкретарем

Статья 122. Рассмотрение административного дела в судебном заседании

Предмет регулирования и цели статьи

1. Статья определяет общий срок рассмотрения и решения административного дела в суде первой инстанции, а также формы судебного разбирательства — устная и письменная производства.

2. Статья направлена ??обеспечить решение административного дела в разумный срок. Кроме того, с целью всестороннего исследования доказательств по делу и полного выяснения обстоятельств дела статья определила основной формой судебного разбирательства устное рассмотрение дела в судебном заседании с вызовом лиц, участвующих в деле. Одновременно с целью процессуальной экономии допускается и письменное производство без вызова и сообщения лиц, участвующих в деле.

Правовая основа статьи

3. Согласно требованиям пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод дела должны быть рассмотрены в суде в течение разумного срока. Несмотря на то, что требование этого пункта относительно разумного срока непосредственно касается далеко не всех административных дел, ее должны по части первой комментируемой статьи.

Срок рассмотрения и решения административного дела

4. При определении срока рассмотрения и решения административного дела в Кодексе соединились идеи «разумного» и «конкретного» срока, что привело к принятию формулы «. в течение разумного срока, но не более . » (Часть первая комментируемой статьи, часть седьмая статьи 171 КАСУ).

5. Требование о разумный срок возлагается на суд обязанность рассмотреть и решить дело без неоправданных задержек, что позволит придать лицу своевременную защиту его прав, свобод и интересов. Для каждого административного дела этот срок индивидуален и зависит от сложности дела, его важности, а также от поведения лиц, участвующих в деле.

Если законом и установлены конкретные сроки рассмотрения судебного дела, их соблюдение не может считаться единственным критерием для определения разумности срока разрешения конкретного дела. Срок рассмотрения и разрешения дела может считаться разумным, если судебная защита правам человека предоставлена ??своевременно. Промедление с решением дела затягивает состояние юридической неопределенности в спорных правоотношениях, а иногда и может привести к причинению существенного вреда интересам личности. Суд должен рассмотреть дело в течение короткий времени, но с соблюдением всех процессуальных прав участников административного процесса. Если суд имел возможность, но вследствие небрежности не воспользовался ею для быстрого разрешения дела, тогда будет нарушено требование о разумном сроке судебного разбирательства. Именно это следует из определения разумного срока, что дано в пункте 11 статьи 3 КАС (см. комментарий к ней).

6. Одной требования о разумном сроке рассмотрения и разрешения дела в современных условиях оказалось недостаточно, поэтому в Кодексе ограничено максимальные сроки рассмотрения дел, имеющих дисциплинировать судей.

Общий срок рассмотрения и разрешения административных дел ограничено двумя месяцами (часть первая комментируемой статьи). Вместе с тем Кодекс устанавливает и короткие максимальные сроки рассмотрения и разрешения административных дел:

1) по ходатайству истца о безотлагательном решении дела (часть третья статьи 110);

2) по делам относительно обжалования нормативно-правовых актов (часть седьмая статьи 171);

3) в спорах относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума (часть одиннадцатая статьи 172, часть четвертая статьи 173, часть пятая статьи 174, часть пятая статьи 175, часть вторая статьи 176);

4) по делам о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им требований относительно несовместимости (часть вторая статьи 180);

Читайте так же:  Срок отбытия административного наказания

5) по делам об обжаловании решений, действий или бездеятельности государственной исполнительной службы (часть пятая статьи 181);

6) по делам об ограничении права в реализации права на мирные собрания (часть четвертая статьи 182, часть третья статьи 183).

7. Срок рассмотрения и решения административного дела начинается со дня открытия производства по ней. Согласно части третьей статьи 107 КАСУ вопрос об открытии производства по административному делу судья решает не позднее следующего дня после поступления искового заявления в административный суд или окончания срока, установленного для устранения недостатков искового заявления, в случае оставления искового заявления без движения.

Срок рассмотрения и решения административного дела заканчивается в день принятия судом решения (постановления или постановления), которым заканчивается рассмотрение дела в суде первой инстанции. Поэтому в рамках этого срока осуществляется подготовительное производство, судебное рассмотрение и принятие судебного решения.

В делах по правоотношениям, связанным с избирательным процессом или процессом референдума (часть одиннадцатая статьи 172, часть четвертая статьи 173, часть пятая статьи 174, часть пятая статьи 175, часть вторая статьи 176), срок рассмотрения и решения административного дела начинается со дня поступления искового заявления в административный суд и заканчивается в день принятия судом решения (постановления или постановления), которым заканчивается рассмотрение дела в суде первой инстанции. Если же срок рассмотрения и решения такого дела определен часами, то его ход заканчивается в момент принятия окончательного решения.

Порядок исчисления сроков определены статьей 103 КАСУ, а особенности исчисления сроков по делам о правоотношениях, связанных с избирательным процессом или процессом референдума, — статьей 179 КАСУ.

8. Течение срока рассмотрения и решения административного дела может быть остановлен в случаях, предусмотренных статьей 156 настоящего Кодекса. Приостановление производства по делу прерывает течение срока рассмотрения и разрешения дела, после возобновления производства течение срока продолжается (часть десятая статьи 103, часть пятая статьи 156 КАСУ).

9. Хотя срок рассмотрения и решения административного дела является процессуальным сроком, который установлен законом (статья 101 КАСУ), однако нарушение этого срока не требует его обновления судом, поэтому процессуальные действия, совершенные за пределами этого срока, имеют такое же юридическое значение, что и действия , совершенные в пределах срока.

Нарушение судом срока рассмотрения и разрешения дела не влечет за собой отмену судебного решения по делу, но может быть основанием для вынесения судами высшей инстанции отдельного постановления, а также для дисциплинарной ответственности судьи в случае неоправданного затягивания рассмотрения и разрешения дела (при этом следует оценить «разумность «срока для конкретного дела, а не только нарушение максимального срока, установленного законом).

Судебное рассмотрение дела в судебном заседании

10. После окончания подготовительного производства обычно суд переходит к стадии судебного рассмотрения административного дела, осуществляется в судебном заседании с вызовом лиц, участвующих в деле (часть вторая комментируемой статьи).

Кроме лиц, участвующих в деле, при необходимости в судебное заседание вызываются также такие участники административного процесса, как переводчики, свидетели, эксперты.

11. Возможность участия лиц, участвующих в деле, в судебном заседании является важнейшей гарантией реализации их процессуальных прав — как соревновательных, так и диспозитивных. Такое участие позволяет суду полно и тщательно выяснить обстоятельства по делу.

Непосредственное общение суда с лицами, участвующими в деле, и другими участниками административного процесса обусловило второе название судебного разбирательства дела в судебном заседании — устное производство, хотя и не употребляется в КАСУ, но есть какой-то противоположностью письменном производству.

12. Стадия судебного разбирательства в судебном заседании имеет следующие составляющие:

1) открытие судебного заседания;

2) объявление состава суда;

3) разъяснение судом участникам административного процесса их прав и обязанностей;

4) решение судом ходатайств лиц, участвующих в деле;

5) рассмотрение сути административного дела, т. е. выяснение обстоятельств по делу и проверки их доказательствами (доклад председательствующего в судебном заседании или судьи-докладчика о содержании дела, рассмотрение возможностей примирения; исследования доказательств, в частности заслушивание объяснений лиц, участвующих в деле , показаний свидетелей и т. п.);

6) судебные прения.

Урегулированию процедуры осуществления судебного разбирательства в судебном заседании посвящена эта глава.

13. Судебное заседание проводится в специально оборудованном помещении — зале судебных заседаний (часть четвертая комментируемой статьи). Зал судебных заседаний должно обеспечивать надлежащее размещение судей, рассматривающих дело, всех участников административного процесса, а также заинтересованной общественности. Она должна иметь отдельный вход для состава суда, а также выход в совещательную комнату. Также она должна быть оборудована техническими средствами фиксации судебного разбирательства.

В случае отсутствия таких залов или когда они заняты результате рассмотрения других дел (а это в современных условиях, к сожалению, явление распространенное), на наш взгляд, допустимо проводить судебное заседание в других комнатах здания суда, если при этом будет обеспечено основные требования относительно рассмотрения и решения административного дела (гласность и открытость судебного разбирательства, тайна совещательной комнаты и т. п.).

Отдельные процессуальные действия в случае необходимости могут совершаться за пределами помещения суда — это осмотр доказательств на месте, допрос свидетелей, которые не могут прибыть в суд и т. д..

Судебное рассмотрение дела в письменном производстве

14. Во время подготовительного производства или после назначения административного дела к судебному разбирательству лицо, участвующее в деле (сторона, третье лицо, их представитель) имеет право заявить ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Если такое ходатайство заявили все лица, участвующие в деле, судебное разбирательство осуществляется в порядке письменного производства (часть третья комментируемой статьи).

Письменное производство — это судебное разбирательство административного дела без вызова лиц, участвующих в деле, и проведение судебного заседания на основе имеющихся у суда материалов (см. пункт 10 статьи 3 КАСУ). То есть в таком производстве судебное заседание не проводится и не вызываются лица, участвующие в деле.

Итак, по сути, письменное производство состоит в исследовании судьей (коллегией судей) материалов имеющихся в деле и принятии судебного решения по делу. Если дело рассматривает коллегия судей, то подготовка судебного решения осуществляется путем выработки проекта судебного решения, его обсуждение с исследованием материалов дела и принятие на совещании судей.

В случае отсутствия заявления одного из лиц, участвующее в деле, о рассмотрении дела в его отсутствие или возникновения необходимости истребовать иные доказательства, помимо имеющихся в деле, допросить свидетелей, назначить экспертизу и т. д., что необходимо для разрешения спора, суд должен назначить дело к судебного разбирательства в судебном заседании.

Видео (кликните для воспроизведения).

15. Если суд в порядке статьи 120 КАСУ решил вопрос об обязательной личное участие сторон или третьих лиц в судебном заседании, то ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие отклоняются и судебное разбирательство происходит в порядке устного производства.

Источники

Рассмотрение административного дела в судебном заседании
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here