Рассмотрение административного дела по месту совершения

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Рассмотрение административного дела по месту совершения". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Рассмотрение административного дела по месту совершения

Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

1.1. В случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.3 настоящей статьи.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 409-ФЗ; в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 64-ФЗ)

1.3. Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса и совершенном за пределами Российской Федерации, рассматривается по месту нахождения органа, возбудившего указанное дело.

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 09.03.2016 N 64-ФЗ)

2. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

3. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

(в ред. Федерального закона от 29.04.2006 N 57-ФЗ)

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2010 N 175-ФЗ.

5. Дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 настоящего Кодекса, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 175-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

6. Дело об административном правонарушении, совершенном в Антарктике, рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

(часть 6 введена Федеральным законом от 05.06.2012 N 51-ФЗ)

Статья 28.8. КоАП РФ. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении

Ст 28.8 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

1.1. К протоколу (постановлению прокурора) об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный штраф, направляемому судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, прилагается информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

2. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

3. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

4. В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после их составления.

Комментарий к статье 28.8. КоАП РФ:

1. После того как протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении составлен, оформлены другие материалы дела, они направляются судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать данное дело.

2. При направлении протокола (постановления прокурора) необходимо правильно определить подведомственность дела. Для этого следует выяснить, какой судья, орган, должностное лицо уполномочены рассматривать дело (см. комментарий к статьям гл. 23), затем установить место рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 29.5).

3. В случае, когда дело рассматривается руководителем того органа, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, материалы дела передаются на рассмотрение указанным должностным лицом.

Если же дело должно быть рассмотрено судьей, иным органом или должностным лицом другого органа, то на практике материалы дела направляются на рассмотрение руководителем того органа, где был составлен протокол.

4. Протокол (постановление прокурора) должен быть направлен на рассмотрение в течение трех суток с момента его составления.

5. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Это положение соответствует требованиям ст. 22 Конституции РФ.

6. В случае если применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное приостановление деятельности (см. комментарий к ст. 3.12), вместе с протоколом о временном запрете деятельности направляются судье немедленно после их составления.

Читайте так же:  Закон о запрете курения в жилых помещениях

7. Возможна ситуация, когда при подготовке к рассмотрению дела выявляются существенные недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении. Имеются в виду следующие случаи: составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола и оформление других материалов дела; неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела (см. комментарий к ст. 28.2).

Тогда в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

При возвращении соответствующих процессуальных документов недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более 3 суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело.

После устранения соответствующих недостатков материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями повторно направляются судье, в орган, должностному лицу, от которых они были получены, в течение суток со дня устранения недостатков.

8. При применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного приостановления деятельности, вместе с протоколом о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, немедленно после их составления.

9. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки направления протокола не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

Как перевести рассмотрение административного дела по месту Вашего проживания?

Пример: предприниматель занимается перевозками, и его машина перевозит грузы по всей стране. И вот, из далекой Амурской области приходит определение о возбуждении административного дела за нарушение веса, габаритов груза. Извещают о составлении протокола в отношении предпринимателя и приглашают на составление протокола в город Благовещенск на такое-то число в 10 ч. 00м.
Ехать на составление протокола в Амурскую область экономически не выгодно, билеты на самолет не дешевые, да и временные затраты не маленькие.

Что можно сделать, если Вас вызывают на рассмотрение административного дела в другой регион?

Согласно КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:
• знакомиться со всеми материалами дела,
• давать объяснения,
• представлять доказательства,
• заявлять ходатайства и отводы,
• пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.

Согласно нормам КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Защитить свои права на расстоянии гораздо сложней именно по этому в ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ предусматривает возможность изменения территориальной подсудности по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. То есть, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Для этого нужно?

1. Отправить письменное ходатайство в адрес проверяющего органа.

Письменная форма предполагает обоснование данного ходатайства, по этому целесообразно все обосновать и указать, почему именно Вы не можете явиться на рассмотрение дела.

Какие доводы нужно указать в ходатайстве?
• Удаленность нахождение от места, где проходит рассмотрение дела.
• Что Вы фактически лишены защищать себя и реализовать свои права.
• Ссылки на нормы права.
• Указать куда именно просите перевести рассмотрение дела (наименование органа, адрес, телефон).
• Приложить доказательства, на которых Вы основываете свои требования.

Согласно “Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2010 года” (Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 08.12.2010)
Произвольный отказ в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, не допускается, а право лица на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено лишь при необходимости защиты публичных интересов или интересов других участников производства по делу об административном правонарушении. Аналогичная позиция содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 г.
Вместе с тем, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, необходимо учитывать, что в силу ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ единственным условием, которое должно быть выполнено лицами, участвующими в деле, при подаче ходатайства по делу об административном правонарушении, является соблюдение письменной формы ходатайства.

ВАЖНО!
В каких случаях не переводится дело по месту жительства ?

Не по всем категориям дел можно перевести рассмотрение дела по месту жительства.
Есть исключения, когда в переводе дела по месту жительства лица привлекаемого к ответственности откажут.

ВАМ ОТКАЖУТ В ПЕРЕВОДЕ ДЕЛА!

Если Вас привлекают:
• по статье 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции;
• по статье 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;
• по статье 20.2.2. Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка;
• если возбуждено дело об административном правонарушении, по статье 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица, которое совершено за пределами Российской Федерации;
• если по делу ведется или проводилось административное расследование;
• по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство;
• по делам об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 КоАП РФ административные правонарушения в области дорожного движения;
• по делам об административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, зафиксированные в режиме фото – видео фиксации, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы.

Читайте так же:  В качестве наказания за административное правонарушение

Может или не может? Вот в чем вопрос!

Удовлетворение ходатайства является правом, а не обязанностью судьи, органа или должностного лица.
Все дело в одном слове: «Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица».

Следовательно, ожидать, что 100% удовлетворят Ваше ходатайство не стоит.
Для того, что бы Ваше ходатайство удовлетворили, должны быть соблюдены все требования КоАП РФ. Судья, орган или должностное лицо исследуют все в комплексе.
Подпадает ли ваше ходатайство под норму права, которая подлежит применению, не является ли Ваш случай исключением, имеются ли доказательства, подтверждающие Ваши требования, допустимы или относимы они к данному делу и так далее.
Например, могут отказать в удовлетворение ходатайства,
• если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов;
• возражение потерпевшего;
• установление фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
• возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за которое в виде административного ареста или административного выдворения и так далее.

Подведем итог.

При всей сложности заявления ходатайства о переводе административного дела по Вашему месту жительства, стоит пользоваться своим правом. Это поможет Вам сберечь время и деньги, своевременно предоставлять документы, давать объяснения по делу и в полной мере использовать свои права на защиту.

Руководитель юридического бюро Абраменко О.В.
При перепечатке ссылка на автора и сайт первоисточник обязательна.
Март 2017г. (с) abramenko.pro

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Подсудность КоАП

Без наличия законов, кодексов, правовых актов, их реализации в жизни невозможно цивилизованное существование государства. Независимо от того, на каком уровне развития находится общество, оно нуждается в определенной правовой организации. На сегодняшний день остаётся актуальным вопрос о подсудности.

Комментарии к ст. 29.6 КОАП РФ

1. В качестве общего правила для всех субъектов административной юрисдикции, кроме судей, срок рассмотрения дела установлен продолжительностью 15 дней. Этот срок исчисляется со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был установлен специально для судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола и других материалов дела.

В течение установленного срока осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, в ходе которой выясняются необходимые вопросы, непосредственно связанные с рассмотрением дела (см. комментарий к ст. 29.1). При подготовке к рассмотрению дела принимаются различные решения процессуального характера, выносимые в форме определений, либо выносится постановление о прекращении производства по делу.

2. Срок рассмотрения дела может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающим дело. Продолжительность срока такого продления не может превышать одного месяца, что соответствует положениям Кодекса, устанавливающим давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5).

Решение о продлении срока рассмотрения дела может быть принято в случае получения ходатайств от участников производства по делу. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).

Аналогичное решение может быть принято и по инициативе самого субъекта (судьи, органа, должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.

Решение о продлении срока рассмотрения дела должно быть мотивированным. Оно выносится в виде определения.

3. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2) возможно продление только сроков, предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи. Продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.

4. Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в области законодательства о выборах и референдумах установлен сокращенный срок продолжительностью пять дней. Он исчисляется аналогично тому, как предусмотрено ч. 1 настоящей статьи. Однако в отличие от общего правила продление данного срока не допускается.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного ареста либо административного выдворения, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента его задержания. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса, соответствующей ст. 22 Конституции РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (см. комментарий к ст. 27.5). Аналогичное требование касается и рассмотрения дела о правонарушении, влекущем назначение административного выдворения (см. ч. 4 комментируемой статьи).

6. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), рассматривается не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, что имеет непосредственное отношение к исполнению данного вида наказания (см. комментарий к ст. 32.12).

Место рассмотрения дела об административном правонарушении

В разряд административных попадают правонарушения, отражающие небольшую степень тяжести и несущие незначительную долю общественной опасности. Такие проступки не входят в понятие «преступление» и редко достигают судебных разбирательств. Согласно статье второй КоАП РФ к административным правонарушениям относится как сам совершённый проступок, так и бездействие в определённой ситуации, влекущее опасные последствия для общества. На этой основе принято определяться с главными признаками означенного нарушения, указывающими на наличие виновности, противоправности, наказуемости.

Читайте так же:  Виды административных наказаний должностных лиц

Видео (кликните для воспроизведения).

Доказанным фактом правонарушения является установление субъективных моментов, когда подозреваемый имел возможность не допустить нарушение и действовать согласно закону, но либо не пожелал этого сделать, либо сделал это не в полной мере.

Какие проступки подпадают под значение административных?

Понести ответственность за административное правонарушение может и физическое, и юридическое лицо (фирма, компания, предприятие).

В качестве примеров, связанных непосредственно с нарушениями, произведёнными физическими лицами, можно привести следующие проступки:

  • Нарушение водителем дорожных правил (ПДД). Таковым, например, может считаться высокая скорость. Если при этом удалось избежать аварии и иных моментов с негативными последствиями, служба ГИБДД фиксирует в протоколе факт административного проступка со стороны водителя.
  • Самовольный захват частной земли. Когда владелец соседствующей территории, не имея подтверждающих документов, где значится купля-продажа, решает присвоить заброшенный земельный участок (сад или огород), который в итоге оказывается чужой собственностью.
  • Совершение мелкого хищения. Здесь проявление более серьезного нарушения прав. Чаще это трактуется как административное правонарушение и подлежит соответствующему наказанию с учётом обстоятельств.

Административные правонарушения чаще нельзя включить в область уголовного преступления. Обществу при этом наносится незначительный вред. Но проявлять беспечность, чувствовать себя мало обязанным в отношении ответственности за содеянное не стоит. Действия, имеющие юридический контекст, трактованные первоначально как нарушение административного характера, могут по совокупности всех предоставленных доказательств перерасти в дела с установленным высоким уровнем причинённого ущерба и определяться уже как преступление.

Вождение в нетрезвом виде в определенных ситуациях может рассматриваться как уголовное преступление

Компетенция мировых судей

Подсудность административных дел КоАП – это компетенция мировых судей. Административные дела, подсудные мировому судье, дают возможность определить конкретного судью, имеющего полномочия для судебного разбирательства.

В судебной практике мировых судей, как правило, преобладают правонарушения в области дорожного движения или предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и правовых нарушений против общественного порядка и общественной безопасности.

Наиболее частые дела о правонарушениях предусмотрены в списке положений ч. 1-2 ст. 12.8, ч. 1-3 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ст. 12.24 РФ. Мировые стражи правосудия рассматривают также дела, возбужденные сотрудниками органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, действующими на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398).

Согласно ст. 2 постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398, сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта имеют права и полномочия федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, установленные Положением о Российской транспортной инспекции (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 515). Федеральная служба выполняет вышеперечисленные права и полномочия через Управление автотранспортного, городского электротранспортного и автодорожного надзора, входящего в состав Федеральной службы.

Правонарушения в области дорожного движения

Распределение дел

РП КоАП РФ – это распределение дел, которое определяется предметом тяжбы, обуславливается разделением компетенции между инстанциями системы судов общей юрисдикции.

Происходит разграничение осведомленности мировых судей от полномочий районных судов по разбирательству дел первой инстанции, районных судов – от компетенции судов субъектов РФ и последних – от компетенции Верховного суда РФ.

Значение основных и предварительных процессуальных действий со стороны главного судебного органа

Принятие иска и вынесение дела в производство по постановлению мирового судьи — ключевые стадии процесса.

Важно! Перед тем как вынести дело на рассмотрение в суде, придав ему статус официального, мировой судья обращает внимание на тот факт, входит ли оно в его компетенцию и есть ли основания, чтобы взять самоотвод. Такие действия со стороны означенного представителя судебного органа обоснованы статьёй 29.1 КоАП РФ.

Предварительным этапом является осуществление подготовки. Под данным понятием фиксируется необходимость провести различные действия, в значительной степени влияющие на дальнейшее развитие событий. К таковым можно причислить нижеследующие моменты:

  • В ходе изучения дела к вниманию принимаются обстоятельства, которые могут обоснованно исключить производство по делу, то есть учитываются формальные поводы, ведущие к отмене разбирательства дела в суде.
  • Ведётся проверка собранных материалов по соответствующему делу, определяется их значимость и достаточность для судебного разбирательства.

Важно! На этапе рассмотрения материалов доказательной базы судья не имеет права давать личную оценку доказательствам, предпринимать со своей стороны действия по решению вопроса о виновности. Полномочия судьи ограничены проверкой наличия собранной информации в материалах по делу, которое в дальнейшем может стать объектом разбирательства на судебном заседании.

КоАП РФ: территориальная подсудность

Территориальная подсудность – это комплекс правил и установок, определяющих разделение компетенции административных судов одного уровня. Важно учитывать место проживания физического или юридического лица, место исполнения обязательств должностным лицом, либо место пребывания лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК России. Вместе с тем, сегрегация дел, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их участков, устанавливается местом нахождения отделений, деятельность которых соответствует нарушениям.

Дополнительная информация! Согласно ч. 1 ст. 29.5 АК Российской Федерации может быть изменена подсудность по официальной просьбе лица, в отношении которого ведется судебное разбирательство, с передачей дела по месту проживания данного лица для его рассмотрения.

Установки территориальной подсудности не принуждают лицо, в отношении которого ведется разбирательство, объяснять причины изменения подсудности и выдвигать доводы засвидетельствования их весомости. Страж правосудия имеет право отказать в удовлетворении официальной просьбы указанного лица, учитывая существенные обстоятельства предмета обсуждения, если это необходимо для соблюдения равенства прав всех участников по рассмотрению данного правонарушения или защиты общественной заинтересованности.

В определении об отказе в удовлетворении названного выше прошения должны быть приведены обоснования, которые затрудняют рассмотрение дела. Такие же правила существуют и при определении территориального распределения дел о противоправных действиях или бездействиях, по которым расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения федерального органа исполнительной власти.

Читайте так же:  Кто осуществляет административный арест

Обратите внимание! Исходя из положений ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ, дело подлежит рассмотрению в районном суде по месту нахождения структурного подразделения, проводившего законодательное расследование.

Подведомственность дел

В КоАП РФ задействованы три варианта закрепления подведомственности дел о правонарушениях:

  • исключительная – это признак, который дает право закреплять полномочия по изучению тех или иных административных вопросов только за одним из субъектов административно-деликтных отношений: судья, должностное лицо;
  • двойная – это признак, который предполагает одновременное предоставление компетенции по изучению тех или иных вопросов двум и более субъектам;
  • альтернативная подведомственность – это признак, который дает возможность одновременного предоставления доверенности по рассмотрению тех или иных вопросов двум и более субъектам административно-деликтных отношений.

Итак, подсудность определяет, на территории какого именно суда будет рассматриваться дело и в зависимости от его вида определяет концепцию судебного разбирательства.

Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 29.5 показывает, что:

1) по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту, где оно было совершено. При этом речь идет:

а) об определенном населенном пункте;

б) о конкретном месте, например участке дороги, где водитель транспортного средства был остановлен инспектором ГИБДД за превышение скорости;

2) по ходатайству (оно должно соответствовать требованиям ст. 24.4) лица, в отношении которого ведется дело, оно может быть рассмотрено и по месту жительства такого лица: вопрос решается судьей, органом, должностным лицом, которое осуществляет производство по делу. По результатам рассмотрения такого ходатайства выносится соответствующее определение;

3) если по делу было проведено административное расследование (см. коммент. к ст. 28.7), то оно рассматривается по месту нахождения органа, проводившего такое расследование.

2. Характеризуя правила ч. 3 и 4 ст. 29.5, нужно сказать следующее:

1) дела об административных правонарушениях несовершеннолетних (т.е. лиц в возрасте от 16 до 18 лет, см. коммент. к ст. 2.3) рассматриваются по месту их жительства (обычно комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, см. коммент. к ст. 23.2);

2) до 15.05.06 устанавливалось, что и дела об административных правонарушениях, связанных с невыполнением работодателем соглашения (достигнутого в ходе примирительных процедур), а также с увольнением работника в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (см. коммент. к ст. 5.33, 5.34), рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. К сожалению, в ч. 3 ст. 29.5 было упущено, что чаще всего административные правонарушения, предусмотренные в ст. 5.33, 5.34, совершают не физические лица (к которым применимо словосочетание «место жительства»), а работодателями — юридическими лицами (в отношении, которых применимо понятие «место нахождения», см. ст. 54 ГК). Видимо, законодатель из-за этого вынужден был уточнить ч. 3 ст. 29.5 Законом N 57 от 29.04.06 — данное положение исключено из ч. 3 ст. 29.5. С другой стороны установлено, что с 15.05.06 дела об административных правонарушениях связанные с неисполнением родителями (законными представителями) несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (см. об этом коммент. к ст. 5.35) — также рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

3) дела, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, а также с появлением несовершеннолетних в состоянии опьянения в общественных местах, подлежат рассмотрению по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (см. коммент. к ст. 6.10, 20.22);

4) дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством (например, за превышение скорости на величину более 60 км/ч, см. коммент. к ст. 22.3), может быть (но не обязательно) рассмотрено по месту учета транспортного средства либо (по общему правилу) — по месту совершения административного правонарушения.

5. О практике применения ст. 29.5 таможенными органами см. приказ ФТС от 24.04.07 «Об утверждении Инструкции о порядке передачи дел об АП на рассмотрение в другой таможенный орган РФ». Судебная практика по применению ст. 29.5 в частности исходит из того, что:

1) удовлетворение ходатайства о направление дела по месту жительства нарушителя ДЛ (при возбуждении им дела об АП), уполномоченным составлять протокол об АП, недопустимо. ДЛ должно занести такое ходатайство в протокол (п. 11 Обзора от 25.03.09);

2) дела о привлечении к административной ответственности ЮЛ в связи с нарушением связанным с деятельностью его филиала (представительства) — подлежит рассмотрению по месту совершения АП или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (п. 1 Пост. N 10);

3) при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в ст. 29.5 правила о территориальной подсудности. При этом местом совершения АП является место совершения противоправного действия, независимо от места его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если АП совершено в форме бездействия — место где должно было быть совершено действие, выполнена обязанность. Для дел о АП, за совершение которых предусмотрено лишение прав управления ТС в ч. 4 ст. 29.5 установлена альтернативная территориальная подсудность. Орган (ДЛ), составивший протокол об АП, вправе направить материалы на рассмотрение судье по месту учета ТС (п. 3 Пост. N 5);

4) поскольку лицу предоставлено право на рассмотрение дела по месту его жительства, а по делу, влекущем лишение права управления ТС — также право на рассмотрение дела по месту учета ТС — право лица должно быть реализовано и соответствующее ходатайство лица должно быть судом удовлетворено (п. 13 Обзора от 29.11.06).

О случаях, когда право лица, в отношении которого ведется производство по АП, на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено при необходимости защиты публичных интересов или интересов других участников производства по АП см. п. 9 Обзора от 16.09.09).

Статья 29.6 КОАП РФ. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Читайте так же:  Административный штраф инвалидам

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 210-ФЗ.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.15.2 и 14.15.3 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Подсудность административных дел КоАП

Административные дела, подсудные рассмотрению по месту совершения деяния – это общее правило в судебной практике. Однако согласно официальной просьбе лица, которая излагается во время обсуждения, возможно рассмотрение по месту проживания данного лица.

Правовой вопрос, по которому проводилось разбирательство, рассматривается по месту нахождения судебного органа. Дела о проступках несовершеннолетних разбираются по постоянному месту проживания лица. В его отношении ведется процесс по делу о правонарушении. Правонарушения, влекущие за собой лишение права управления транспортным средством, нарушение правил судоходства, пользования маломерными судами и эксплуатации транспорта, очевидно, будут рассматриваться по месту учета транспортного средства. Однако, на практике производство по данным категориям административных правонарушений приводятся в исполнение в общем порядке.

Правильное определение юрисдикции того или иного правонарушения очень важно. Ведь с этого начинается судопроизводство иска и определяется вопрос об отнесении дела к подведомственности мирового или районного суда. Ошибки, допущенные на этом этапе, приводят к возврату иска без рассмотрения. В тоже время это не мешает заявителю исправить ошибку и подать иск в надлежащий судебный орган. Однако время будет упущено, а оно в ряде случаев означает деньги.

Что такое СП дел

Спорная подсудность КоАП РФ дел – это набор специальных норм, одновременно относящихся к разным критериям рассмотрения акта об управленческом правонарушении судьями районных или арбитражных либо гарнизонных военных судов. Ими же выделяются, подробно анализируются и предлагаются законодательные решения по возможным спорным ситуациям, возникновение которых обусловлено технико-юридическими погрешностями, допущенными при конструировании подсудности ч. 3 положения 23.1 КоАП РФ.

Источники информации по определению мест рассмотрения дел по совершению проступков административного характера

В отношении мест, где рассматриваются дела, принадлежащие к группе административных нарушений, существуют отдельные положения, обозначенные в пунктах статьи 29.5 КоАП РФ.

В первом пункте сказано, что дело об административном правонарушении рассматривается соответствующими органами по месту совершения инцидента, то есть там, где оно было содеяно. При подаче же от виновной стороны соответствующего ходатайства процесс по рассмотрению дела может проходить в районе места жительства обвиняемого.

При подаче ходатайства от обвиняемого лица с просьбой направить и рассмотреть дело непосредственно по его месту жительства, данный факт заносится в протокол, официально зафиксировавший административное правонарушение и направляемый далее на подведомственное рассмотрение.

Подпункт 1.1 вышеуказанной статьи оговаривает соглашения, предусматривающие соблюдение установленных правил международного договора, согласно которому административные правонарушения, совершённые людьми, места нахождения которых располагаются на территориях других государств, рассматриваются по месту их совершения.

Обратите внимание! Отступлением можно считать подпункт 1.3, где решение вопроса по проведению процессуальных действий оговаривается в рамках статьи 19.28 кодекса РФ по административным правонарушениям, которая даёт право рассматривать подобные проступки, совершённые за пределами РФ, непосредственно там, где расположен судебный орган, возбудивший дело.

Согласно второму пункту статьи 29.5 место рассмотрения дела об административном правонарушении предусматривает проведение процессуальных действий в районе расположения органа, проводившего расследование.

Место рассмотрения административного правонарушения регулируется ст. 29.5 КоАП РФ

В отношении несовершеннолетних, связанных с подобными моментами, рассмотрение административного дела не может проводиться по месту совершения правонарушения. Процедура разбирательства проводится по месту жительства обвиняемого лица. Такое правило озвучено в третьем пункте одноимённой статьи КоАП.

Если результатом судебного процесса может стать лишение права управлять транспортным средством, то дело может рассматриваться по месту регистрации ТС.

Отработка действий по подготовке документации

В отношении документальной подготовки отрабатываются необходимые процедуры по проверке соответствия правилам составления официальных бумаг. Проверяется правильность заполнения протокола об административном правонарушении и порядок оформления других процессуальных документов, предусмотренных КоАП РФ. Важно, чтобы все материалы по делу в целом соответствовали установленным правилам оформления. Запрещено вносить какие-либо изменения, править данные.

Видео (кликните для воспроизведения).

В итоге вся собранная документальная база собирается в месте проведения судебного разбирательства, после чего начинается рассмотрение дела.

Источники

Рассмотрение административного дела по месту совершения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here