Процессуально исполнительный кодекс административных правонарушений

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Процессуально исполнительный кодекс административных правонарушений". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Содержание

Процессуальные вопросы производства по делам об административных правонарушениях предложено закрепить в отдельном кодексе

Согласно проекту Процессуальный кодекс РФ об административных правонарушениях включает в себя 5 разделов: «Общие положения»;

«Порядок производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемых органами, их должностными лицами»;

«Рассмотрение (пересмотр) дел об административных правонарушениях в суде»;

«Исполнение административных наказаний»;

«Правовая помощь по делам об административных правонарушениях».

В главах, посвященных рассмотрению дел об административных правонарушениях, отражены вопросы, связанные с задачами и сроками подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, а также вопросы, разрешаемые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении процессуальными документами (определение, постановление), выносимыми при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Проектом предусматривается, что при уплате административного штрафа за совершение административного правонарушения, не являющегося грубым, административного правонарушения, предусмотренного главой 21 нового Кодекса РФ ‎об административных правонарушениях (за исключением отдельных административных правонарушений), а также при уплате административного штрафа за совершение административного правонарушения в области таможенного дела, в области транспортной безопасности не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о назначении административного наказания административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Кроме того, среди важных новелл проекта — закрепление дополнительных гарантий оказания квалифицированной юридической помощи (в том числе в ряде случаев бесплатно), положения, регламентирующие порядок объединения судом нескольких дел об административных правонарушениях в одно производство.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Минюст опубликовал Процессуальный кодекс об административных правонарушениях

Министерство юстиции России опубликовало законопроект, который детально прописывает процедуру привлечения к ответственности за административные правонарушения.

Напомним, в ходе работы по реформированию системы наказания за административные правонарушения было принято решение прописать процедуру рассмотрения таких дел в отдельном законе.

В одном из разделов проект прописывает процедуру рассмотрения дел в административных органах, в другом разделе — порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах.

«Законопроектом предусмотрено существенное расширение, уточнение ?и конкретизация прав участников производства по делам об административных правонарушениях на всех его стадиях, в том числе на стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях, — пояснили в Минюсте. — Детальному правовому регулированию подверглись и вопросы о доказательствах в производстве по делу об административном правонарушении».

Проект Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: лучше поздно, чем никогда

Первый из них сразу же стянул на себя всё внимание предложениями драконовских мер по отношению к нарушителям правил дорожного движения, что оставило за скобками как остальные его положения, так и нововведения, предлагаемые его процессуальным собратом.

В очередном повышении штрафов ничего удивительного нет. После того, как председатель Мосгордумы Шапошников, ранее ничем примечательным, кроме матерной брани во время заседания не отметившийся, предложил ввести уголовное наказание за неоднократное превышение скорости, увеличенные штрафы могут показаться меньшим из зол. К тому же за время принятия законопроекта тарифы для нарушителей наверняка снизят.

Разработка проекта процессуального КоАП существенных угроз для подведомственных ему граждан не несёт. Более того, проект, на мой беглый взгляд, весьма неплох и призван облегчить труд юристов-административщиков.

Во-первых, само по себе предстоящее выделение процессуальных норм, на сегодня неоднородно намешанных с материальными, видится удобным для работы.

Во-вторых, кодекс написан достаточно внятным языком и хорошо упорядочен: его структура схожа со структурой иных процессуальных кодексов и, при этом, вполне соответствует этапам прохождения административного дела от события административного правонарушения через рассмотрения дела уполномоченным органом и судами разных инстанций, к исполнению наказания.

В-третьих, содержание и последовательность процессуальных действий в нём разъяснены весьма подробно, что особенно полезно для специалистов, работающих в сфере административных правонарушений на нерегулярной основе, к которым относится и автор этой заметки.

Во многом, проект процессуального КоАП закрепляет и сложившуюся правоприменительную практику, а также консолидирует в один документ те положения, которые на сегодня содержатся не только в КоАП, но и в целом ряде иных документов, что на сегодня не слишком удобно для работы.

Например, сразу бросаются в глаза нормы, предписывающие фиксировать каждое процессуальное действие соответствующим протоколом с подробным указанием на порядок его составления.

Важной положительной новеллой представляется нормы ст. 2.16., в силу которой к участию в деле в качестве понятого не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела.

Отрадно видеть в проекте текста и норму статьи 1.18., в силу которой при прекращении производства по делу в отсутствие состава или события правонарушения в качестве судебных издержек все расходы, включая оплату услуг представителя, подлежат возмещению за счёт бюджета, а также ст. 1.4., предписывающую возмещать моральный вред в таких случаях.

Весьма удобным для участников процесса видится и появление примечаний, указывающих на то, какие процессуальные нарушения являются существенными, и указание на необходимость возвращения дела на новое рассмотрение должностному лицу в случаях таких нарушений.

Не обошлось и без недостатков. Попытка привнести в кодекс элемент состязательности до конца не доведена. Равенство прав участников производства по делу прописано достаточно подробно, однако участие представителей органов, возбудивших дело об административном правонарушении, в его дальнейшем рассмотрении, по общему правилу не будет являться обязательным. При этом провозглашённый Ольгой Егоровой неофициальный принцип: «Если в суд представлен только составленный протокол, то мы верим документу», надо полагать, будет действовать и далее и, соответственно, именно недобросовестные представители госорганов будут избегать походов в суд.

Читайте так же:  Ответственность фссп за неисполнение решения суда

Встречаются и иные шероховатости. Например, ст. 1.15 «Процессуальные сроки» устанавливает, что в срок, определяемый днями, включаются только рабочие дни, а упоминаний о сроках, исчисляемых сутками, не содержит вовсе, однако далее по тексту некоторые сроки исчисляются сутками без каких-либо пояснений.

Другим курьёзом видится упоминание такого вида доказательств, как киносъёмка без указания на её отличия от видеозаписи, которая также упоминается как совместно с киносъёмкой, так и отдельно от оной.

В общем и целом, с правовой точки зрения проект процессуального КоАП представляется документом, необходимость принятия которого давно назрела. Остаётся пожелать, чтобы он не был безнадёжно испорчен законодателями и без лишних проволочек обрёл законную силу.

Процессуально-Исполнительный Кодекс Республики Беларусь Об Административных Правонарушениях
Статья 1.3. Действие Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

1. Административный процесс на территории Республики Беларусь ведется в соответствии с настоящим Кодексом независимо от места совершения административного правонарушения.

2. При ведении административного процесса применяется закон, действующий соответственно во время начала ведения административного процесса, подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения административного взыскания.

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, индивидуальных предпринимателей, государственные органы и их должностных лиц, а также на юридические лица.

4. В отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия, установленные настоящим Кодексом, производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

Скачать Процессуально-Исполнительный Кодекс Республики Беларусь Об Административных Правонарушениях

Ст. 45 данного закона понятна. Как решается этот вопрос «Местная исполнительная власть требует, чтобы выписались эти два человека со старого дома,где то прописались и только тогда можно позитивно решать эти вопросы. Вопрос: это правильное требование?»

Произошло объединение двух смежных участков. На каждом из этих участков был жилой дом. Есть разрешение исполкома на снос одного дома, с последующим строительством на этом месте нового дома. Пока строили новый дом, жили в другом доме (в нем прописано два человека). Сейчас дом построили, стал вопрос его ввода в эксплуатацию и перевод дома в котором жили в категорию домовой летней кухни. Местная исполнительная власть требует, чтобы выписались эти два человека со старого дома,где то прописались и только тогда можно позитивно решать эти вопросы. Вопрос: это правильное требование? Здравствуйте. Доброго вам дня.

Подскажите почему детское пособие выплачивают 30 числа

Процедура и порядок расторжения кредитного договора в рамках программы кредитования «Новае стагоддзе» в связи с возвратом товара надлежащего качества продавцу.

Здравствуйте! Работаю на гос. предприятии, исправно удерживают подоходный налог. Имею ли я право на возврат налогового вычета на иждивенца, если жена находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет по октябрь 2019г. (в октябре вышла на работу), а обратиться за возвратом сейчас — в феврале 2020г. На ребенка вычет получал своевременно.

Процессуально-исполнительный кодекс республики беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года №194-з

(В редакции Законов Республики Беларусь от 07.05.2007 г. №210-З, 10.05.2007 г. №222-З, 15.05.2007 г. №228-З, 17.05.2007 г. №229-З, 18.05.2007 г. №231-З, 18.05.2007 г. №233-З, 12.06.2007 г. №235-З, 27.06.2007 г. №246-З, 20.07.2007 г. №273-З, 20.07.2007 г. №274-З, 29.10.2007 г. №279-3, 26.12.2007 г. №300-3, 27.12.2007 г. №304-3, 04.01.2008 г. №309-3, 05.01.2008 г. №320-3, 02.05.2008 г. №337-З, 10.11.2008 г. №451-З, 15.06.2009 г. №26-З, 28.12.2009 г. №98-З, 31.12.2009 г. №114-З, 01.07.2010 г. №146-З, 15.07.2010 г. №166-З, 30.11.2010 г. №198-З, 25.11.2011 г. №317-З (вступил в силу 06.01.2012 г.), 13.12.2011 г. №325-З, 30.12.2011 г. №334-З, 26.05.2012 г. №376-З (вступил в силу 05.09.2012), 13.07.2012 г. №409-З)

Принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года

Одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 года

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.1. Законодательство, определяющее порядок административного процесса*

*Статьи в настоящем Кодексе обозначаются несколькими арабскими цифрами, разделенными точками. Цифры до точки обозначают номер главы, а после точки — порядковый номер статьи в пределах главы; части статей и примечаний (за исключением статей, имеющих одну часть) нумеруются арабскими цифрами с точкой, пункты частей — арабскими цифрами со скобкой.

1. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административного взыскания.

2. Настоящий Кодекс является единственным законом, устанавливающим порядок административного процесса, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, устанавливающих порядок административного процесса, права и обязанности его участников, подлежат включению в настоящий Кодекс.

3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права. Если вступившими в силу международными договорами Республики Беларусь предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Кодексом, применяются правила международных договоров.

4. Порядок административного процесса, установленный настоящим Кодексом, является единым и обязательным для всех государственных органов, иных организаций и должностных лиц, ведущих административный процесс, а также для иных его участников.

Как и за что наказывают

Кодекс об административных правонарушениях часто сравнивают с Уголовным кодексом. Эти документы действительно имеют немало общих черт. Особенно это касается структуры. Оба кодекса делятся на две части. Первая посвящена общим положениям, в рамках которых раскрываются понятия административных правонарушений, ответственности и наказаний. Вторая часть содержит перечень правонарушений по отдельным категориям.

Читайте так же:  Срок исковой давности по капитальному ремонту

Наказания, предусмотренные КоАПом, описаны в статье 3.2. Лицо, уличённое в правонарушении, может понести наказание в виде:

  • предупреждений;
  • штрафов;
  • лишения некоторых прав;
  • конфискации орудий и средств совершения правонарушений;
  • ареста;
  • приостановления деятельности юрлица;
  • запрета на посещение мероприятий или общественных мест;
  • обязательных работ.

В особенной части ФЗ №195 содержится перечень административных правонарушений из сфер:

  • защиты прав избирателей;
  • предоставления государственных, муниципальных и образовательных услуг;
  • защита прав на здоровье и санитарно-эпидемиологическую безопасность;
  • охраны собственности;
  • экологической безопасности;
  • строительства и промышленности;
  • сельскохозяйственного производства;
  • передвижений на разных видах транспорта.

Таким образом, КоАП РФ предусматривает наказания за целый комплекс правонарушений. Аналогичные противоправные действия могут рассматриваться и в Уголовным кодексе. Однако в нём предусмотрена только ответственность за поступки, имеющие большую общественную опасность.

Статья 1.2. Задачи Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

1. Задачами Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях являются установление правовой процедуры осуществления административного процесса, регулирование исполнения постановления о наложении административного взыскания, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, которым административным правонарушением причинены вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, а равно защита прав, свобод и законных интересов лиц, подвергнутых административному взысканию.

2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях призван способствовать формированию в обществе уважения к правам и свободам человека и гражданина, утверждению справедливости.

Процессуально исполнительный кодекс рф об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП или ФЗ №195) представляет собой юридический документ, в котором перечислены правонарушения в определённых сферах общественных отношений. Эти сферы представлены в статье 1.2, а так же в структуре кодекса.

Функция Кодекса об административных правонарушениях

Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение. В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом. Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.

Специфическая функция КоАП состоит в том, чтобы обеспечивать защиту прав, которые в той или иной степени связаны с управленческими, то есть административными действиями и решениями. Не зря в нормативах этого документа большое значение имеет рассмотрение дел, связанных с действиями таких субъектов, как должностные лица. За действия, связанные с реализацией управленческих решений чаще всего несут ответственность два субъекта – юридическое и должностное лицо.

Кодекс РФ об административных правонарушениях , несмотря на свою специфику, относится к законам, востребованным самыми широкими слоями населения. Он касается каждого гражданина России, государственных и муниципальных организаций, а так же любого предпринимателя.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями)
Справка к документу

Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

Видео (кликните для воспроизведения).

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Читайте так же:  Порядок обжалования судебных решений по административным делам

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

6.1) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 — 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами .

3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее — их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.

Статья 1.5. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

Процессуально-исполнительный кодекс республики беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года №194-з

(В редакции Законов Республики Беларусь от 07.05.2007 г. №210-З, 10.05.2007 г. №222-З, 15.05.2007 г. №228-З, 17.05.2007 г. №229-З, 18.05.2007 г. №231-З, 18.05.2007 г. №233-З, 12.06.2007 г. №235-З, 27.06.2007 г. №246-З, 20.07.2007 г. №273-З, 20.07.2007 г. №274-З, 29.10.2007 г. №279-3, 26.12.2007 г. №300-3, 27.12.2007 г. №304-3, 04.01.2008 г. №309-3, 05.01.2008 г. №320-3, 02.05.2008 г. №337-З, 10.11.2008 г. №451-З, 15.06.2009 г. №26-З, 28.12.2009 г. №98-З, 31.12.2009 г. №114-З, 01.07.2010 г. №146-З, 15.07.2010 г. №166-З, 30.11.2010 г. №198-З, 25.11.2011 г. №317-З (вступил в силу 06.01.2012 г.), 13.12.2011 г. №325-З, 30.12.2011 г. №334-З, 26.05.2012 г. №376-З (вступил в силу 05.09.2012), 13.07.2012 г. №409-З)

Кто несёт ответственность по нормам КоАП

Субъектами ФЗ №195 являются:

В этом состоит принципиальное отличие административной ответственности от уголовной. В соответствии с номами уголовного права наказать можно только конкретного человека. По нормам административного права наказанию подлежат и организации.

В качестве должностных лиц к ответственности привлекаются конкретные люди, совершившие противоправные деяния при выполнении служебных обязанностей. В этом случае человек привлекается к ответственности как физлицо, но степень его вины усугубляется в связи со спецификой его положения.

В связи с большой значимостью понятия «должностное лицо», статья 2.4 КоАП РФ содержит подробное описание признаков этого субъекта. К таковым относятся:

  • выполнение властных функций;
  • властно-распорядительные полномочия в отношении людей, не находящихся в служебной зависимости от данного лица;
  • выполнение хозяйственных работ, связанных с управленческими процессами.

Возраст ответственности по КоАП наступает с 16 лет. Это правило носит абсолютный характер и не содержит исключений.

Принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года

Одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 года

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.1. Законодательство, определяющее порядок административного процесса*

*Статьи в настоящем Кодексе обозначаются несколькими арабскими цифрами, разделенными точками. Цифры до точки обозначают номер главы, а после точки — порядковый номер статьи в пределах главы; части статей и примечаний (за исключением статей, имеющих одну часть) нумеруются арабскими цифрами с точкой, пункты частей — арабскими цифрами со скобкой.

Читайте так же:  Постановление о назначении административного наказания коап

1. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административного взыскания.

2. Настоящий Кодекс является единственным законом, устанавливающим порядок административного процесса, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, устанавливающих порядок административного процесса, права и обязанности его участников, подлежат включению в настоящий Кодекс.

3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права. Если вступившими в силу международными договорами Республики Беларусь предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Кодексом, применяются правила международных договоров.

4. Порядок административного процесса, установленный настоящим Кодексом, является единым и обязательным для всех государственных органов, иных организаций и должностных лиц, ведущих административный процесс, а также для иных его участников.

Статья 1.2. Задачи Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

1. Задачами Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях являются установление правовой процедуры осуществления административного процесса, регулирование исполнения постановления о наложении административного взыскания, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, которым административным правонарушением причинены вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, а равно защита прав, свобод и законных интересов лиц, подвергнутых административному взысканию.

2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях призван способствовать формированию в обществе уважения к правам и свободам человека и гражданина, утверждению справедливости.

Как будут влиять на неплательщиков штрафов и за что перестанут отбирать машины

Не так давно руководство страны объявило либерализацию действующего законодательства. Во многом это коснулось и нарушений в автомобильной сфере. Об основных изменениях, предлагаемых внести в КоАП и ПИКоАП, мы уже говорили.

Наши материалы по теме

Впрочем, вне всеобщего внимания осталось много заслуживающих внимания моментов: нововведения в процессуальном и исполнительном законодательстве, изменения норм материального права. Обо всем этом мы обязательно расскажем, но начнем с самого, на наш взгляд, важного: процедуры взимания штрафов. Здесь законодатели запланировали существенные поправки.

Неплательщики заплатят больше

Итак, как известно, в соответствии с ч.3 ст.10.3 ПИКоАП РБ, если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении и возмещение вреда в случае его причинения, протокол об административном правонарушении не составляется. Лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в законную силу с момента его вынесения.

По ныне действующим нормам штраф в таком случае можно заплатить либо на месте, либо в течение пяти дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания (ч.2 ст.15.3).

В новой редакции возможность заплатить штраф в течение пяти дней исключена, осталось только право заплатить штраф на месте.

Далее обращаемся к ст.6.5 КоАП РБ. В ее части 6 говорится:

6. При наложении штрафа на физическое лицо в порядке, установленном частью 3 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса — не более пяти десятых базовой величины.

В будущем эта норма будет дополнена предложением следующего содержания:

При этом в случае неуплаты такого штрафа в сроки, установленные частью 1 статьи 15.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, примененный размер штрафа увеличивается на две базовые величины.

Кто забыл, напоминаем: ч.1 ст.15.3 ПИКоАП РБ устанавливает, что штраф должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подвергнутым административному взысканию, не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа.

При этом в постановлении об административном правонарушении предлагается разъяснять основания для увеличения штрафа на 2 б.в. Само постановление (копия) по ходатайству лица может быть направлено факсимильной, электронной или другой связью, в том числе и через интернет. Такой же способ передачи копии постановления предлагается использовать при отсутствии лица при рассмотрении административного дела, но опять-таки по ходатайству лица (изменения в ч.2 ст.11.11 ПИКоАП РБ).

За малозначительность — устное замечание

Интересные изменения предлагается внести в ст.9.1 ПИКоАП РБ «Поводы и основания для начала административного процесса». Законодатель предлагает в некоторых случаях освобождать лицо от административной ответственности и заменять административный процесс устным замечанием, о чем и говорится в части 3, которой планируют дополнить норму.

3. Лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Кодексом составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению, при малозначительности совершенного физическим лицом административного правонарушения вправе не начинать административный процесс и освободить такое лицо от административной ответственности, объявив ему устное замечание.

Изымать талон — это не современно

Еще одно важное новшество касается изъятия документов у водителя в соответствии со ст.8.9 ПИКоАП РБ.

Сейчас закон предусматривает, что в случае нарушения водителем ПДД, за которое ему грозит лишение права управления ТС, инспектор ГАИ изымает у нарушителя водительское удостоверение и талон к нему, а при перспективе получить штраф изъятию подлежит только талон к водительскому удостоверению.

В будущем предлагается изымать лишь водительское удостоверение — и то, если только санкция вменяемой статьи предусматривает лишение.

Европротокол — без ГАИ

К слову, еще раз напомним, что европротокол успешно входит в наш обиход. С этой целью авторы законопроекта отдельно упоминают, что «не является административным правонарушением нарушение ПДД лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее совершение ДТП, о котором в соответствии с законодательными актами водитель вправе не сообщать в ГАИ в случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников ГАИ«.

Читайте так же:  Административные штрафы роспотребнадзора

Возврат упразднен

Изменения затронули и порядок обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении, или ч.3 ст.12.2 ПИКоАП.

С жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, за исключением жалобы на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенные по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами. Неуплата государственной пошлины влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему.

Последнее предложение про возврат жалобы теперь предлагают убрать, и это имеет принципиальное значение.

Не конфисковывать все подряд

Теперь о конфискации, и здесь тоже есть на что обратить внимание.

Статья 14.1 КоАП «Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время» сейчас выглядит так:

1. Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, а равно покушение на такое перемещение — влекут наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также транспортных средств, на которых перемещались эти товары, независимо от того, в чьей собственности они находятся, на индивидуального предпринимателя — от 100 до 150 базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также транспортных средств, на которых перемещались эти товары, независимо от того, в чьей собственности они находятся, а на юридическое лицо — от 500 до 800 базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также транспортных средств, на которых перемещались эти товары, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Предлагается переписать эту норму так:

Как видите, обязательная конфискация товаров и автомобилей из проекта законодательного акта исчезла, вместо этого употребляется формулировка «с конфискацией или без конфискации». Вообще законодатель отказывается от идеи конфискации последовательно на протяжении всего законопроекта. Одновременно повышаются штрафы.

Сравните, как изменится ст.14.5 КоАП «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров».

Сейчас
Недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.1, 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин с конфискацией незадекларированных товаров, подлежащих таможенному декларированию, независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.

Предлагается
1. Недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.1, 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — 30% стоимости предмета административного правонарушения.

Вторая часть этой же статьи предусматривала конфискацию наличных денежных средств, подлежащих таможенному оформлению. «. с конфискацией незадекларированных наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в части превышения над суммой, перемещение которой через таможенную границу Таможенного союза допускается без таможенного декларирования», — говорится в ныне действующем варианте. А вот в проекте закона санкция сформулирована уже в виде «с конфискацией или без конфискации».

На части третьей все той же статьи 14.5 КоАП остановимся подробнее, поскольку она касается непосредственно транспортных средств:

Предлагается
3. Представление таможенному органу при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах (за исключением сведений о классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), либо представление в целях помещения товаров под таможенную процедуру недействительных документов, либо использование в этих целях поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, если указанные действия послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, или занижения их размера, или неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством Республики Беларусь, и (или) международными правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, — влекут наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до 30% стоимости предмета административного правонарушения.

Конфискация из данной части исключена вообще, взамен подросли штрафы, а наказание для ИП и юрлиц будет унифицировано.

Вдобавок законодатель предлагает допустить возможность освобождения лица от ответственности за данное правонарушение.

Лицо, совершившее деяние, предусмотренное частью 1 или 3 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности в случае добровольного письменного обращения декларанта или таможенного представителя в таможенный орган о допущенном нарушении с одновременным представлением таможенной декларации и документов, на основании которых она заполнена, либо документа о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию с приложением необходимых документов, если на дату, предшествующую дате поступления обращения и регистрации представленных документов, соблюдены следующие условия:

  • таможенный орган не обнаружил административного правонарушения;
  • таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или его представителя о проведении таможенного контроля, если такое уведомление обязательно, либо не начал проведение таможенного контроля без уведомления, если такого уведомления не требуется».
Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, предлагаемые законодателем поправки действительно можно назвать либерализацией. Многие специалисты уже давно говорили о том, что изменения назрели, а теперь этот час настал. В первом чтении парламентарии законопроект одобрили, что свидетельствует о высокой вероятности его окончательного принятия, несмотря на то что у депутатов некоторые моменты в законопроекте вызвали горячий спор. Это и хорошо, ведь, как говорится, в споре рождается истина.

Источники

Процессуально исполнительный кодекс административных правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here