Протокол трудовой инспекции об административном правонарушении

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Протокол трудовой инспекции об административном правонарушении". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Энциклопедия решений. Обжалование результатов проверки трудовой инспекции

Обжалование результатов проверки трудовой инспекции

Если работодатель не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы в досудебном (внесудебном) порядке руководителю государственной инспекции труда или сразу в суд (ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п.п. 63, 113 Регламента N 354н). Кроме того, если по результатам проверки работодатель привлечен к административной ответственности, то он также вправе обжаловать и постановление о назначении административного наказания (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Внимание

КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования протокола об административном правонарушении. Протокол согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ фиксирует лишь фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, вследствие чего протокол отдельно от постановления о назначении административного наказания не обжалуется (определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 696-О).

Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано работодателем руководителю государственной инспекции труда, в вышестоящий орган (Роструд) или в суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Подача работодателем руководителю трудовой инспекции возражений на содержание акта проверки и предписания в целом или их отдельных положений не ограничивает прав работодателя на обжалование действий (бездействия) и решений государственного инспектора труда в порядке, установленном разделом V Регламента N 354н (п. 63 Регламента N 354н).

В рамках досудебного (внесудебного) обжалования работодателем может быть подана жалоба на действия (бездействие) и решения государственного инспектора труда, проводившего проверку, предметом которой являются (п.п. 103, 104 Регламента N 354н):

— нарушение срока проведения проверки;

— требование у работодателя документов, не являющихся объектом проверки или не относящихся к предмету проверки;

— отказ принять от работодателя документы, относящиеся к предмету проверки;

— затребование с работодателя платы за проведение мероприятий по надзору (контролю) за соблюдением обязательных требований трудового законодательства;

— отказ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных по результатам проверки документах.

Жалоба работодателя на действия (бездействие) и решения инспектора труда, проводившего проверку, подается руководителю государственной инспекции труда в письменной форме на бумажном носителе по почте или при личном приеме, а также может быть подана в электронной форме, посредством электронной почты либо путем заполнения специальной формы на официальном сайте трудовой инспекции соответствующего субъекта РФ (п.п. 107, 113 Регламента N 354н).

Жалоба работодателя на решения, действия (бездействие) инспектора труда подлежит обязательной регистрации в срок не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Решение по поданной жалобе должно быть принято руководителем государственной инспекции труда в течение 30 дней со дня её регистрации (п.п. 115, 116 Регламента N 354н).

По результатам рассмотрения жалобы может быть принято одно из следующих решений (п. 117 Регламента N 354н):

— об удовлетворении жалобы в форме отмены обжалуемого решения, его изменения или вынесения нового решения;

— об удовлетворении жалобы и устранении опечатки;

— об удовлетворении жалобы и возвращении денежных средств.

На следующий день после принятия руководителем государственной инспекции труда соответствующего решения работодателю направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы (п. 118 Регламента N 354н).

В случае если по результатам рассмотрения жалобы будут установлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.6.1 КоАП РФ, или признаки преступления, предусмотренного ст.ст. 285, 286, 292, 293 УК РФ, материалы направляются в соответствующие правоохранительные органы (п. 119 Регламента N 354н).

Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 2 сентября 2015 г. N 238 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и её территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 2 сентября 2015 г. N 238
«Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и её территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

С изменениями и дополнениями от:

19 августа 2019 г.

1. Утвердить прилагаемый Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по труду и занятости от 10 апреля 2006 г. N 60 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и её территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 мая 2006 г., регистрационный N 7844).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Обжалование результатов проверки инспекции по труду

За последние годы были внесены многочисленные поправки в трудовое законодательство и Кодекс об административных правонарушениях. В связи с чем были добавлены новые требования к работодателям, а размеры административных штрафов увеличены в несколько раз.

Однако не во всех случаях требования инспекторов труда обоснованы.

Рассмотрим в данной статье какие инструменты имеет работодатели для защиты своих прав.

Надзор государственных органов за соблюдением трудового законодательства

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

Однако государственный контроль и/или надзор за соблюдением по безопасному производству работ на отдельных объектах может осуществляться и иными уполномоченными органами исполнительной власти (например, Ростехнадзор).

Читайте так же:  Неповиновение законному требованию сотрудника полиции статья коап

Надзор за соблюдением работодателем трудового законодательства осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок организаций. Порядок проведения проверок определен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) и иными нормативными актами.

При проведении проверок инспектор имеет право:

Беспрепятственно посещать объекты организации;

Запрашивать у работодателя всю необходимую документацию и информацию, необходимую для осуществления надзорных функций

Изымать для анализа образцы используемых материалов и веществ (с уведомлением работодателя и составлением необходимых актов);

Предъявлять работодателю обязательные для исполнения предписания об устранение нарушений требований трудового законодательства;

Составлять протоколы об административных правонарушениях (в пределах своих полномочий.

Примечание: В соответствие со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности за нарушения трудового законодательства составляет один год.

Документы, оформляемые при проверке

По окончанию каждой проведённой проверке инспектором составляется акт. Составление акта производится в 2-х экземплярах, один из которых вручается работодателю либо уполномоченному представителю.

Работодатель вправе отразить в акте свое несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, проводивших проверку.

Если в ходе проверке были выявлены нарушения требований трудового законодательства, то инспектором составляются следующие документы:

Предписание об устранении нарушений. В котором указываются требования о устранение обнаруженных правонарушений. Предписание вручается одновременно с актом проверки;

Протокол об административном правонарушении. Указанный протокол должен быть составлен не позднее 2-х суток с момента обнаружения (если требуется дополнительное расследование);

Постановление о привлечении к административной ответственности или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Выносится по результатам рассмотрения дела. Копия проставление вручается работодателю в течение 3-х дней с момента его вынесения.

Дело об административном правонарушение считается возбужденным с момента составления протокола и должно быть рассмотрено должностным лицом инспекции труда в течение 15 суток. При передаче протокола в судебную инстанцию в течение 2-х месяцев.

В соответствие со ст. 361 ТК РФ решения инспектора труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, Главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суде. Решения Главного государственного инспектора труда могут быть обжалованы в суде.

Ответственность работодателя

В 2015 г. вступили в силу поправки в КоАП, в результате которых выли введены новые составы нарушений трудового законодательства и штрафы за них.

Так были отдельно выделены отдельные нарушения требований охраны труда:

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение (штраф на юр. лицо от 60 до 80 тыс. руб.);

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказания (штраф на юр. лицо от 100 до 130 тыс. руб.);

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (штраф на юр. лицо от 130 до 150 тыс. руб.).

Так же выделены в отдельные нарушения следующие требования трудового законодательства:

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказываются признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми (не заключают с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор);

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (штраф на юр. лицо от 50 до 100 тыс. руб.).

Новые изменения в законодательство имеет и некоторые послабления. Так работодатель совершивший незначительные нарушения в области охраны труда может быть привлечен не к наложению административного штрафа, а к предупреждению.

Примечание: Предупреждение как вид административной ответственности ранее не предусматривался.

Обжалование решения инспектора

Обжалование акта проверки или предписания об устранении нарушений.

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты их получения работодатель может представить в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу письменное возражение с приложением к нему документов, подтверждающих обоснованность таких возражений. Вышеуказанные документы могут быть направлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Также предписание может быть обжаловано в судебной инстанции в течение 3-х месяцев со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Примечание: В случая предусмотренных ч. 2 ст. 357 ТК РФ срок обжалования постановления в суде составляет 10 дней.

Так же стоит помнить невыполнение предписания об устранении выявленных нарушений работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ(предусматривающей штраф до 200 000 руб.).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

В соответствие со ст. 30.5 КоАП РФ срок рассмотрения жалобы инспекцией труда составляет 10 дней, судебной инстанцией — 2 месяца.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение, копия которого в течение 3-х суток направляется работодателю.

В соответствие ст. 2.9 КоАП РФ. Работодатель может также подать ходатайство об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

Образцы документов, оформляемых в ходе проверок трудовой инспекцией (подготовлены экспертами компании «Гарант», май 2013)

Образцы документов, оформляемых в ходе проверок трудовой инспекцией
(подготовлены экспертами компании «Гарант»)

Образец Акта проверки государственной трудовой инспекцией

Приложение 3
к приказу Министерства экономического развития РФ
от 30 апреля 2009 г. N 141
(в ред. от 30 сентября 2011 г.)

Образец заполнения Журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля

Читайте так же:  Штраф за порчу паспорта в узбекистане

Сведения о проводимых проверках

Дата начала и окончания проверки

Общее время проведения проверки (в отношении субъектов малого предпринимательства и микропредприятий

указывается в часах)

20 рабочих дней

Наименование органа государственного контроля (надзора), наименование органа муниципального контроля

Государственная инспекция труда в г. Москве

Дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки

Распоряжение от 04.02.2013 N 7-100-13-ОБ/1/1

Цель, задачи и предмет проверки

Рассмотрение обращения работника Петрова А.В.

Вид проверки (плановая или внеплановая):

в отношении плановой проверки:

— со ссылкой на ежегодный план проведения проверок;

в отношении внеплановой выездной проверки:

— с указанием на дату и номер решения прокурора о согласовании проведения проверки (в случае, если такое согласование необходимо)

Дата и номер акта, составленного по результатам проверки, дата его вручения представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю

Акт проверки от 01.03.2013 N 7-100-13-ОБ/1/2, вручен 01.03.2013

Выявленные нарушения обязательных требований (указывается содержание выявленного нарушения со ссылкой на положение нормативного правового акта, которым установлено нарушенное требование, допустившее его лицо)

ч. 6 ст. 136 ТК РФ — в правилах внутреннего трудового распорядка не установлены дни выплаты заработной платы;

ст. 193 ТК РФ — до применения дисциплинарного взыскания работодатель не затребовал от работника письменное объяснение.

Дата, номер и содержание выданного предписания об устранении выявленных нарушений

Предписание от 01.03.2013 N 7-100-13-ОБ/1/3:

— установить в ПВТР дни выплаты заработной платы;

— отменить приказ об увольнении работника Петрова А.В. от 30.11.2012 N 18;

— внести в трудовую книжку работника Петрова А.В. запись о восстановлении его на работе;

— начислить и выплатить работнику Петрову А.В. средний заработок за время вынужденного прогула.

Фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется), должность должностного лица (должностных лиц), проводящего(их) проверку

Иванов П.М., государственный инспектор труда

Фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется), должности экспертов, представителей экспертных организаций, привлеченных к проведению проверки

Подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку

Образец Запроса Государственной трудовой инспекции о предоставлении документов и информации

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.08 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 N 324, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в г. Москве от «04» февраля 2013 г. N 7-100-13-ОБ/1/1 в ООО «Консалтинг» будет проведена внеплановая проверка.

Основанием для проведения проверки являются обращения Петрова А.В. вх. N 7-100-13-ОБ от 16.01.2013.

В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда имеют право запрашивать и безвозмездно получать от работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Прошу представить для проверки следующие документы:

1. Учредительные документы организации (устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке юридического лица на налоговый учет в территориальном налоговом органе, информационное письмо ГМЦ Росстата и Мосгорстата с кодами статистики).

2. Документы, устанавливающие полномочия работодателя (трудовой договор, личная карточка формы Т-2, приказ о приеме на работу).

3. Трудовые договоры (дополнения и изменения к ним), приказы о приеме, переводе, перемещении, увольнении, личные карточки формы Т-2 работника Петрова Алексея Васильевича.

4. Табели учета рабочего времени в отношении работника Петрова А.В. за период с 01.04.2012 по момент увольнения.

5. Правила внутреннего трудового распорядка.

6. Бухгалтерские документы, подтверждающие выплату заработной платы работнику Петрову А.В. за период с 01.04.2012 по момент увольнения.

7. Расчетные листки по выплате заработной платы работнику Петрову А.В. за период с 01.04.2012 по момент увольнения.

8. Записка-расчет денежных сумм, подлежащих выплате работнику Петрову А.В. в связи с увольнением, с приложением бухгалтерских документов, подтверждающих выплату окончательного расчета.

9. Объяснение работодателя о причинах образования задолженности по выплате заработной платы перед работником Петровым А.В.; меры, принятые работодателем для погашения задолженности, с приложением подтверждающих документов.

10. Письменная информация работодателя, привлекался ли работник Петров А.В. к дисциплинарной ответственности, с приложением приказа о наложении дисциплинарного взыскания.

11. Затребовались ли у работника Петрова А.В. письменные объяснения до применения дисциплинарного взыскания.

12. Письменная информация работодателя о том, выдана ли работнику Петрову А.В. в день увольнения его трудовая книжка, с приложением подтверждающих документов.

Истребуемые документы необходимо представить в Государственную инспекцию труда в городе Москве с пояснением и в копиях, заверенных печатью и подписью руководителя или иного уполномоченного представителя юридического лица, 15 февраля 2013 в 14 ч.00 по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 31 .

В случае невозможности предоставления каких-либо из указанных документов в Государственную инспекцию труда необходимо представить в установленный срок справку об их отсутствии в организации, подписанную руководителем, с указанием причин отсутствия.

В связи с проводимой проверкой предлагаем руководителю или представителю организации прибыть в Государственную инспекцию труда в городе Москве по вышеуказанному адресу к назначенному времени для дачи соответствующих объяснений. При себе иметь документ, удостоверяющий личность и занимаемую должность, представителю — доверенность, оформленную надлежащим образом.

Одновременно предупреждаем, что непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа в порядке статьи 19.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, в случае непредставления указанных в запросе документов к назначенному времени, предлагаем законному представителю воспользоваться своими правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прибыть 18 февраля 2013 в 10 ч. 00 мин. в Государственную инспекцию труда в городе Москве по адресу: Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3, каб. 33, для составления протокола об административном правонарушении, ознакомления с ним, его подписания, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, которые будут к нему приложены. При себе иметь: паспорт гражданина РФ (либо иной документ, удостоверяющий личность), надлежащим образом заверенный документ, подтверждающий полномочия законного представителя предприятия.

Читайте так же:  Жалоба на соседей участковому за нарушение тишины

В случае неприбытия в Государственную инспекцию труда в городе Москве в назначенное время, протокол об административном правонарушении будет составлен в отсутствие лиц, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

Образец Определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Итак, проверка закончена и в результате выявлены нарушения трудового законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.

Ответственность за нарушение законодательства о труде установлена ст.5.27 КоАП РФ.

Согласно п.1 ст.5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей;
  • на предпринимателей – от 1000 до 5000 рублей;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.

Обратите внимание!

С 1 января 2015 г введена специальная ответственность за:

  • фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказываются признать возникновение трудовых отношений. За это правонарушение должностному лицу грозит штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей (п.2 ст.5.27 КоАП РФ);
  • уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Это правонарушение предусматривает штраф для должностных лиц в размере от 10 ООО до 20 ООО рублей, для предпринимателей – от 5000 до 10 000 рублей, для организаций – от 50 000 до 100 000 рублей.

Нарушение трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Для организаций в такой ситуации размер штрафа увеличивается в два раза.

С 1 января 2015 г. также введена в действие специальная статья 5.27.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение требований охраны труда.

Так, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет:

  • для должностных лиц штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей или предупреждение:
  • для предпринимателей штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей;
  • для организаций штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей (п.2 ст.5.27 1 КоАП РФ).

За допуск работника к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний предусматриваются:

  • штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей – для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • штраф от 110 000 до 130 000 рублей – для организаций (п.З ст.5.27.1 КоАП РФ).

За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты предусмотрен штраф:

  • в размере от 20 000 до 35 000 рублей – для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • в размере от 130 000 до 150 000 рублей – для организаций (п.4 ст.5.27.1 КоАП РФ).

Ответственность возрастает при совершении аналогичного правонарушения лицом, ранее привлеченным к административной ответственности.

Если в ходе проверки трудовая инспекция выявит несколько однородных правонарушений, например неоформление письменных трудовых договоров с несколькими сотрудниками, организация может быть привлечена к ответственности за каждое такое правонарушение.

Иными словами сумма штрафа будет умножаться на количество однородных правонарушений (Постановление ВС РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-11). При таком подходе даже за незначительные нарушения трудового законодательства и правил оформления кадровой документации размер штрафов может достигать астрономических размеров.

Для привлечения к административной ответственности, предусмотренной пунктами 1-3 ст.5.27 и пунктами 1-4 ст.5.27.1 КоАП РФ, не требуется обращения в суд.

Трудовой инспектор наделен правом самостоятельно рассматривать дела о таких правонарушениях (ст.23.12 КоАП РФ).

Выявив правонарушение, трудовой инспектор самостоятельно выносит постановление о привлечении работодателя к ответственности.

Размер налагаемого штрафа трудовой инспектор также определяет самостоятельно в пределах предлагаемой КоАП РФ «вилки».

Суд выносит свое постановление только по тем делам, по которым предусмотрена ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения.

Если трудовой инспектор в ходе проверки выявит такое правонарушение, он, в первую очередь, составляет протокол.

После этого в течение трех суток трудовой инспектор передает документы в суд, а суд уже рассматривает дело и выносит постановление (ст.28.8 КоАП РФ).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (подп.З п.4 ст.28.1 КоАП РФ).

Следующий этап – рассмотрение дела об административном правонарушении.

Административные дела о нарушении трудового законодательства рассматривают сами трудовые инспекторы, проводившие проверку (подп.З п.1 ст.22.1 КоАП РФ, п.1 ст.23.12 КоАП РФ).

Для рассмотрения в суд дело передается только в том случае, если трудовой инспектор выявил, что лицо, ранее уже привлеченное к административной ответственности, вновь совершило аналогичное правонарушение.

Итак, в подавляющем большинстве случаев трудовой инспектор, проводивший проверку, самостоятельно рассматривает дело об административном правонарушении.

Срок рассмотрения – 15 дней со дня составления протокола об административном правонарушении (п.1 ст.29.6 КоАП РФ).

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен трудовым инспектором, но не более чем на один месяц (п.2 ст.29.6 КоАП РФ).

Отметим, что, как правило, трудовой инспектор рассматривает дело об административном правонарушении и выносит постановление о привлечении к административной ответственности либо о прекращении производства по делу непосредственно после составления протокола.

Читайте так же:  Об административном задержании составляется протокол решение определение

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  1. должность, фамилия, имя, отчество должностного лица (или судьи, если дело рассматривается в судебном порядке), вынесшего постановление, его адрес;
  2. дата и место рассмотрения дела;
  3. сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  4. обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  5. статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  6. мотивированное решение по делу;
  7. срок и порядок обжалования постановления (п.1 ст.29.10 КоАП РФ).

Статьи 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и правил охраны труда предусматривают следующие виды ответственности:

  • предупреждение;
  • административный штраф,
  • дисквалификацию руководителя,
  • административное приостановление деятельности работодателя.

С 1 января 2015 года трудовой инспектор не вправе в качестве наказания приостановить деятельность работодателя.

По новым правилам рассматривать дела по правонарушениям, за которые предусмотрена ответственность в виде приостановления деятельности организации, вправе только суд – мировой судья (п.1, 3ст.23.1 КоАП РФ).

При наложении штрафа трудовой инспектор в постановлении указывает информацию о получателе штрафа, необходимую в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Копия постановления вручается представителю работодателя под расписку либо высылается работодателю по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п.2 ст.29.11 КоАП РФ).

ОБЖАЛОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

В соответствии со ст.361 ТК РФ работодатель имеет право обжаловать решение государственного инспектора по труду:

  1. руководителю соответствующей территориальной инспекции;
  2. главному государственному инспектору труда Российской Федерации;
  3. в судебном порядке.

Постановление о привлечении работодателя к административной ответственности обжалуется по правилам, установленными КоАП РФ. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ).

В случае пропуска десятидневного срока заявитель может обратиться с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.

Суд или должностное лицо, которому обжалуется постановление, вправе пропущенный срок восстановить.

Однако в случае неуважительности причин пропуска срока на обжалование выносится определение об отказе в восстановлении пропущенного срока (п.4 ст.30 3 КоАП РФ).

Поэтому настоятельно рекомендуем не пропускать установленный законодательством 10-дневный срок обжалования постановления.

Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности рассматривается должностным лицом трудовой инспекции в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела.

Если постановление обжалуется в суд, срок рассмотрения составляет 2 месяца со дня ее поступления со всеми материалами в суд (п. 1.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение трудового законодательства представляется в суд общей юрисдикции.

Это правило действует независимо от того, кто именно привлечен к административной ответственности: сама организация-работодатель или ее руководитель.

Арбитражному суду данные споры не подведомственны.

Обратите внимание!

Жалоба подается в районный суд по месту рассмотрения дела (п.Зч.1 ст.30.1 КоАП РФ). Это означает, что для обжалования постановления жалобу надо предоставлять в суд по месту нахождения организации (по месту совершения правонарушения), а не по месту нахождения инспекции ГИТ (п.30 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»).

При подаче жалобы на постановление о назначении административного наказания госпошлина не уплачивается, независимо от того, подается жалоба должностному лицу трудовой инспекции или в суд (п.5 ст.30.2 КоАП РФ).

Как обжаловать решения трудовой инспекции?

Журнал «Кадровое дело» № 1 январь 2010

Ларионов Роман, юрисконсульт компании «Гарант»

Как следует из статьи 361 Трудового кодекса, предписания государственных инспекторов труда (а также постановления о назначении административного наказания) могут быть обжалованы. Однако при их обжаловании работодатель должен не только иметь доказательства, подтверждающие необоснованность вынесенного решения, но и соблюсти установленную законодательством процедуру подачи жалобы. Сегодня мы расскажем, в какие сроки и в каком порядке это можно сделать.

Способы обжалования

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы двумя способами: по подчиненности и (или) в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ)*. В порядке подчиненности жалоба на решение государственного инспектора труда может быть подана руководителю соответствующей государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда Российской Федерации. При этом подача жалобы по подчиненности не препятствует одновременному обжалованию этого же решения госинспектора труда в судебном порядке. Хотя следует отметить, что одновременно подавать жалобу в обе инстанции не имеет смысла, так как в этом случае она будет рассматриваться только в суде (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вышестоящее должностное лицо или судья при поступлении к ним жалобы не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.

Давайте более подробно поговорим о порядке обжалования предписаний госинспекторов труда и постановлений о наложении штрафа. Поскольку именно эти документы чаще всего выносятся по результатам проверок.

Протокол об административном правонарушении

При выявлении в ходе проверки нарушений трудового законодательства госинспектор труда, как правило, в первую очередь составляет протокол об административном правонарушении**. Именно этот документ может служить основанием для привлечения работодателя (его представителя) или иного должностного лица, в отношении которого составлен протокол, к административной ответственности.

Следовательно, к этому документу нужно отнестись очень внимательно. Тщательно изучите зафиксированные в нем нарушения. Если вы с ними не согласны, не торопитесь давать объяснения немедленно. В графе, предусмотренной для объяснений, можно написать в какой срок они будут представлены. И к этому сроку, имея на руках копию протокола, подготовить объяснения в письменном виде на отдельном листе. В дальнейшем указанные объяснения могут использоваться вами при обжаловании постановления о назначении административного наказания. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

Цитируем закон

Нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Читайте так же:  Как написать жалобу на приставов образец жалобы

Часть 1 статьи 5.27 Кодекса Российской

Федерации
об административных

Постановление о назначении административного наказания

На основании протокола, как сказано выше, выносится постановление о назначении административного наказания (по форме № 5-ГИТ)***. Если вы сочтете наказание незаконным и необоснованным, то вы вправе его обжаловать в течение 10 суток со дня вручения вам копии постановления или получения ее по почте (ст. 30.3 КоАП РФ). При этом обращаем ваше внимание, что только в суде рассматриваются жалобы на постановление инспектора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до девяноста суток).

Что касается штрафов за нарушение трудового законодательства, то их можно оспорить (как мы уже отмечали выше) как в судебном порядке, так и руководителю госинспектора труда в порядке подчиненности. Если в течение 10 суток со дня вручения постановления о назначении административного наказания оно не будет обжаловано, то постановление вступает в законную силу. И с этого момента будет идти отсчет дней по уплате штрафа. Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении указанного срока материалы направляются судебному приставу для взыскания в принудительном порядке****. В случае пропуска срока на обжалование по уважительной причине указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Порядок обжалования предписания

С целью устранения выявленных нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда предъявляют представителю работодателя обязательные для исполнения предписания. В этом документе содержатся требования к устранению выявленных правонарушений с указанием сроков выполнения. Следует отметить, что сроки обжалования предписаний в порядке подчиненности законодательством не определены. В Трудовом кодексе (ст. 357) говорится лишь об обжаловании в судебном порядке. Оспорить предписание можно в течение 10 дней со дня его получения.

Требования к составлению жалобы

Жалоба, как правило, должна содержать следующие сведения:

  • наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение госинспектора труда (с указанием места нахождения (почтового адреса));
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
  • просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или постановление о назначении административного наказания отменить).

Образец жалобы на решение государственного инспектора труда.

Жалоба должна быть датирована и подписана уполномоченным лицом (законным представителем работодателя либо должностным лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу). В обоснование заявленных требований к жалобе могут быть приложены подтверждающие документы.

Определяем подведомственность

Теперь давайте определимся с подведомственностью, то есть в какой суд (если вы решили обратиться именно туда) – общей юрисдикции или в арбитражный – должна подаваться жалоба. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Если говорить об обжаловании предписаний, то жалобы на указанные решения госинспекторов труда подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Дело в том, что предписания выдаются работодателю не как субъекту предпринимательской и иной экономической деятельности, а как работодателю, допустившему нарушения трудового законодательства. И поскольку арбитражному суду не подведомственны споры, вытекающие из трудовых отношений, то и дела об оспаривании решений государственных инспекций труда не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Эту позицию подтвердил также Пленум Верховного Суда РФ******. В своем постановлении он отметил, что решения (действия) должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов (в частности государственных инспекторов труда), могут быть оспорены по правилам статьи 25 Гражданского процессуального кодекса. А это значит, что жалобы на постановления о назначении административного наказания так же должны подаваться в суд общей юрисдикции.

Цитируем закон

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской

Федерации об административных

* За исключением решений главного государственного инспектора труда Российской Федерации, которые могут быть обжалованы только в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ). В том случае если обжалуется постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до 90 суток), так же нужно обращаться только в суд.

** По форме № 3-ГИТ, утвержденной приказом Роструда от 10 декабря 2004 г. № 47 (далее – приказ Роструда № 47).

*** Утвержденной приказом Роструда № 47.

**** Кроме того, неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

***** Определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. № 262-0.

Видео (кликните для воспроизведения).

****** Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2.

Источники

Протокол трудовой инспекции об административном правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here