Протокол об административном правонарушении без проведения проверки

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Протокол об административном правонарушении без проведения проверки". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1, 2 ст. 28.5 показывает, что:

1) по общему правилу протокол об административных правонарушениях должен быть составлен немедленно после выявления (должностным лицом, которое вправе составить протокол, см. коммент. к ст. 28.3) административного правонарушения. См. об этом также письмо ГТК от 17.05.02 N 01-06/19136;

2) в изъятие из этого правила протокол составляется в течение 2-х календарных суток (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента выявления правонарушения. Отсчет этих суток начинается не со следующей даты после дня, когда административное правонарушение было выявлено, а именно с момента выявления (например, если административное правонарушение выявлено в 13.00, то протокол должен быть составлен в течение 48 часов) в случае, если требуется дополнительно выяснить:

а) обстоятельства дела (т.е. имеющихся фактов, доказательств, обстоятельств недостаточно, чтобы решить вопрос о наличии или отсутствии события административного правонарушения);

б) данные о физическом лице (в отношении которого возбуждено дело);

в) сведения о юридическом лице (место его реального нахождения, состав учредителей, наличие у него лицензии и т.п.).

ВС разъяснил, что нарушение сроков, установленных в ст. 28.5 и 28.8 — являются несущественными недостатками составления протокола об АП (п. 4 Пост. N 5).

2. Применяя правила ч. 3 ст. 28.5, необходимо обратить внимание на следующее:

1) сроки, упомянутые в ч. 1 ст. 28.5, не применяются, если по делу об административном правонарушении проводится расследование (см. коммент. к ст. 28.7);

2) в этих случаях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения (но этот факт выявляется именно в результате расследования). Срок проведения административного расследования по общему правилу не может превышать одного месяца со дня возбуждения дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 5.6 и 28.7);

3) правила о сроках составления данного протокола полностью применимы и к постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 28.4).

Протокол КоАП без проведения проверки, возможно ли?

#1 Dyka Dyka —>

Уважаемые коллеги, подскажите пожалуйста:

Мы, юрлицо оператор связи, получили извещение Роскомнадзора о составлении протокола КоАП, по ч. 3 статьи 14.1 КоАП РФ нарушение лицензионных требований.

Оказывается они провели «мониторинг» и установили, что мы не скачиваем с их сайта список запрещенных сайтов — следовательно их не блокируем. В этой связи и был составлен протокол.

Так вот я сейчас недопонимаю имели ли они право без проведения плановой или внеплановой проверки составить протокол?

Протокол об административном правонарушении без проведения проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 марта 2010 г. № 01/4556-0-32 “О применении норм КоАП при проведении административного расследования в связи со вступлением в силу Федерального закона № 380-ФЗ”

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи со вступлением в силу 31 мая 2010 года Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и в целях обоснованного применения должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), регулирующих порядок проведения административного расследования после выявления административных правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разъясняет следующее.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Федеральный закон от 28.12.2009 № 380-ФЗ вступает в силу 31 марта 2010 г.

Составы административных правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрены статьями 6.3-6.7, 6.14 КоАП. Кроме того, составы правонарушений, предусматривающие административную ответственность в связи с несоблюдением санитарно-эпидемиологических требований (санитарных правил и норм), предусмотрены статьей 8.2, частью 2 статьи 8.42, частью 2 статьи 14.4.

В дополнение к этому, с 31 марта текущего года должностные лица Роспотребнадзора вправе возбуждать дела об административных правонарушениях в области охраны здоровья по фактам сокрытия лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями (статья 6.1 КоАП). При производстве по делам о таких правонарушениях также предусмотрена возможность проведения административного расследования.

Решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в виде определения, в котором указываются дата и место составления данного определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении такого определения физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в определении (часть 3 статьи 28.7 КоАП).

Кроме того, статьей 28.7 КоАП предусмотрено, что возможность проведения административного расследования зависит от необходимости осуществления процессуальных действий, которые требуют значительных временных затрат. К перечню таких процессуальных действий следует отнести действия должностного лица, в производстве которого находится дело о выявленном административном правонарушении, связанные с:

Читайте так же:  Срок исковой давности по осаго

— получением объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно;

— назначением экспертизы (ст. 26.4 КоАП);

— отбором проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст. 26.5 КоАП);

— необходимостью получения показаний специальных, технических средств (ст. 26.8 КоАП);

— направлением в соответствующие территориальные органы и исполнением ими запросов и поручений (ст. 26.9 КоАП);

— истребованием сведений (ст. 26.10 КоАП).

Административное расследование в обязательном порядке должно сопровождаться осуществлением уполномоченным должностным лицом хотя бы одного из вышеперечисленных процессуальных действий. Совершение таких действий должно подтверждаться соответствующими материалами дела (например, письменными объяснениями участника дела, определением о назначении экспертизы, протоколом отбора образцов, запросами, поручениями, письменными требованиями о представлении сведений), оформленными должностным лицом, в производстве которого данное дело находится.

Протокол об административном правонарушении в случае назначения административного расследования по факту данного правонарушения составляется только после окончания расследования (часть 6 статьи 28.7 КоАП). Составление такого протокола в случае назначения административного расследования, но при отсутствии в материалах дела документов, подтверждающих осуществление экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, не допустимо.

В дополнение к вышеизложенному обращаю внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ), его положения к действиям государственных органов при проведении административного расследования не применяются. В связи с этим, после назначения административного расследования, осуществление должностным лицом любых процессуальных действий при проведении такого расследования должно соответствовать только требованиям КоАП; нормы Федерального закона № 294-ФЗ в данном случае применению не подлежат.

Вместе с тем, отсутствие основания для проведения проверки, предусмотренного Федеральным законом № 294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Основаниями для проведения должностными лицами Роспотребнадзора проверок, в соответствии с частью 3 статьи 9, частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, являются:

1) ежегодные планы проверок;

2) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

3) поступление обращений (заявлений), информации о фактах возникновения угрозы причинения либо о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде;

4) обращения потребителей, права которых нарушены;

5) приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

В то же время исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, установлен частью 1 ст. 24.5 КоАП. Такими обстоятельствами являются:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения;

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как видно из вышеперечисленного, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Федеральным законом № 294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 24.5 КоАП.

В связи с этим, возбуждение дела об административном правонарушении допускается во всех случаях, когда поступившие материалы, сообщения, заявления содержат в себе данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, даже если при этом они не могут послужить основанием для внеплановой проверки (например, сообщения о нарушении санитарно-эпидемиологических требований, не содержащие сведений о причинении или об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан). При получении таких данных уполномоченное должностное лицо получает повод к возбуждению дела об административном правонарушении немедленно, без проведения проверки в порядке, установленном Федеральным законом № 294-ФЗ.

В соответствии с частью 3 ст. 28.1 КоАП дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП, которыми являются:

1) непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из государственных правоохранительных и иных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Очевидно, что критерий достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, относится только к случаю, когда поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение такого правонарушения. В случае получения иных поводов для возбуждения дела, а именно при поступлении соответствующих материалов, сообщений, заявлений, дело может быть возбуждено даже при отсутствии в поступивших материалах, сообщении, заявлении достаточных данных о событии правонарушения.

Критерий достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, может означать получение уполномоченным должностным лицом информации о возникновении события административного правонарушения, признаки которого определенны отдельной нормой КоАП, устанавливающей административную ответственность за совершение такого правонарушения.

Например, достаточными данными о наличии события административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3-6.7, 6.14 или 8.2 КоАП, являются сведения о самом факте нарушения конкретного требования действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, даже без указания на то кем, когда или где такое нарушение совершено. Определение места и/или времени совершения нарушения, выяснение первичных сведений о лице, совершившем данное нарушение*, сбор и оценка доказательств наличия состава административного правонарушения и будут являться целями административного расследования.

Читайте так же:  Погашен по сроку давности

Необходимость в указанных целях проводить проверку в порядке, установленном Федеральным законом № 294-ФЗ, КоАП не устанавливает.

Схема. Алгоритм проведения административного расследования

1. Непосредственное обнаружение правонарушения или получение материалов, сообщения (заявления), которые могут являться поводом для возбуждения дела об административном правонарушении
2. Установление данных, указывающих на наличие события административного правонарушения
3. Соотнесение события административного правонарушения с областью законодательства, указанной в части 1 ст. 28.7 КоАП
4. Установление необходимости осуществления процессуальных действий, требующих значительных временных затрат
5. Вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования
6. Совершение процессуальных действий, требующих значительных временных затрат
7. Составление протокола об административном правонарушении либо вынесение постановления о прекращении производства по делу до передачи его на рассмотрение

Все процессуальные действия в отношении лиц, деятельность которых привела к возникновению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляются только в порядке, установленном КоАП.

Например, если в ходе административного расследования в отношении продавца по факту продажи несоответствующей установленным требованиям продукции, может возникнуть ситуация, когда необходимо будет осуществить определенные процессуальные действия (например, по истребованию сведений, объяснений, отбору образцов продукции) в отношении изготовителя и (или) поставщика данной продукции. При этом организовывать в отношении изготовителя и (или) поставщика проверки в порядке, установленном Федеральным законом № 294-ФЗ, не требуется.

Прошу принять данные разъяснения к руководству при производстве по делам об административных правонарушениях и не допускать случаев нарушения порядка проведения административных расследований.

Руководитель Г.Г. Онищенко

* В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2 статьи 28.5 КоАП).

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 марта 2010 г. N 01/4556-0-32 «О применении норм КоАП при проведении административного расследования в связи со вступлением в силу Федерального закона N 380-ФЗ»

ГЖИ составило протокол об административном нарушении управляющей компании и выписала предписание.

В протоколе указана дата 1,5 годичной давности и подписан протокол не уполномоченным лицом по приказу. Как корректно составить жалобу.

Протокол не обжалуется в порядке главы 30 КоАП РФ, а обжалуется постановление. Если оно вынесено, то его обжалуйте в порядке главы 30 КоАП РФ. А предписание должны выполнить в срок, указанный в нем.

Спасибо, теперь все ясно.

Пропущены сроки привлечения к административной ответственности, если правонарушение не является длящимся. Также укажите что подпись не соответствует при обжаловании

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2019)

КоАП РФ Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 1 ст. 4.5 см. Постановление КС РФ от 15.01.2019 N 3-П.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

ПРОТОКОЛ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ О ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ

Трудовой инспектор составляет протокол в случае выявления правонарушения.

С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (подп.З п.4 ст.28.1 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (п.1 ст.28.5 КоАП РФ).

То есть протокол составляется непосредственно после составления инспектором акта проверки.

Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (п.2 ст.28.5 КоАП РФ).

В протоколе указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за административное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывает должностное лицо, его составившее. Работодатель также ставит свою подпись на протоколе.

Подпись работодателя на протоколе не свидетельствует о том, что он согласен с данными, изложенными в протоколе.

Подпись работодателя говорит лишь о том, что ему известно о содержании данного документа.

Если работодатель все же отказывается от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись (п.5 ст.28.2 КоАП РФ).

Копия протокола вручается работодателю под расписку.

Как правило, протокол обжалуется в связи с несоблюдением процессуальных норм при составлении протокола.

Рассмотрим, нарушение каких правил может повлечь признание протокола недействительным.

Видео (кликните для воспроизведения).

1) Составление протокола в отсутствие представителя работодателя.

По общему правилу, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии представителя работодателя.

При составлении протокола представителю работодателя разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (п.З ст.28.2 КоАП РФ).

В том случае, если протокол составляется по месту нахождения трудовой инспекции, работодатель приглашается в трудовую инспекцию для составления протокола.

Если работодатель был извещен о дате и месте составления протокола, но не явился, протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие представителя работодателя. Работодателю в этом случае направляется копия протокола в течение 3 дней с даты его составления (п.4.1 ст.28.2 КоАП РФ).

Отметим, что трудовая инспекция не должна отправлять какое-либо специальное приглашение для присутствия при составлении протокола.

Например, трудовая инспекция запросила у организации ряд документов. Эти документы привез в инспекцию начальник юридического отдела организации, имеющий доверенность представлять интересы организации в государственных органах, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях.

Читайте так же:  Заявление о возврате административного штрафа


В его присутствии был составлен протокол об административном правонарушении.

В данной ситуации отсутствуют нарушения процессуальных норм со стороны трудовой инспекции (Решение Омского областного суда от 06.04.2010 № 77-180/113 (2010г.)).

Конечно, если бы документы в трудовую инспекцию привез курьер, не имеющий соответствующей доверенности, то составлять протокол об административном правонарушении в такой ситуации трудовая инспекция была бы не вправе.

Работодатель, получив уведомление трудовой инспекции о дате и времени составления протокола, если у него нет возможности прибыть в трудовую инспекцию, обязан проинформировать об этом трудового инспектора. При этом необходимо указать на причины отсутствия. И если эти причины уважительны, составлять протокол в отсутствие представителя работодателя трудовой инспектор не вправе (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

2) Инспектор не заполнил какие-либо графы протокола, внес ошибочные сведения.

Надо отметить, что для отмены протокола допущенные трудовым инспектором нарушения при заполнении протокола должны быть существенными.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

То есть, если при заполнении протокола инспектор допустил какие-либо незначительные ошибки, это не может служить поводом для отмены протокола.

VII. Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении и возможность составления протокола до или в отсутствие акта проверки

Глава 8 КоАП РФ регламентирует стадию возбуждения дела об административном правонарушении.

Так, дело об административном правонарушении может быть возбуждено при совокупности следующих обстоятельств:

1) при наличии повода к возбуждению дела об административном правонарушении, перечень которых определен ст. 28.1 КоАП РФ;

2) при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

3) дело об административном правонарушении может быть возбуждено только тем должностным лицом, который в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях.

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении

В силу требований ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления (вынесения) одного из следующих процессуальных документов:

— составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

— составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;

— составления протокола об административном правонарушении;

— вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

— вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;

— вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 или 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

В правоприменительной практике наиболее дискуссионным и неоднозначным в толковании является повод, содержащийся в п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ — непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В каких случаях возможно непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения: только по результатам проведения мероприятий по контролю, регламентированных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» или в иных случаях? Допустимо ли выявление административного правонарушения без проводимых мероприятий по контролю и составление протокола об административном правонарушении до акта проверки или в отсутствии такового?

Вопросов прибавилось еще больше при введении примечания к ст. 28.1 КоАП РФ, касающегося главным образом обозначенного выше повода.

Так, Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» статья 28.1 была дополнена примечанием следующего содержания:

Рассмотрим структуру правовой нормы, содержащейся в примечании к ст. 28.1 КоАП РФ. Конструктивно она состоит из диспозиции, т.е. самого правила поведения и гипотезы — указание на условия (обстоятельства), при которых соответствующее правило поведение будет действовать.

Итак, диспозицией является правило, согласно которому дело об административном правонарушении возбуждается после оформления акта о проведении проверки. Указанное правило действует при совокупности следующих условий:

— при наличии повода к возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, а именно — непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

— если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля.

Далее по тексту законодатель делает некоторые исключения для правила, обозначенного в примечании к ст. 28.1 КоАП РФ, а именно — устанавливает положение, в соответствии с которым дело об административном правонарушении возбуждается до оформления акта о проведении указанной проверки. Указанное положение, в свою очередь, действует при совокупности следующих условий:

— если речь идет об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

— в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.

Считаем, что формулировка «может быть» относится не к возможным действиям должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, а к возможной реализации самой диспозиции — ее реализация возможна при соблюдении условий, определенных соответствующей нормой, т.е. примечанием к ст. 28.1 КоАП РФ.

В противном случае словосочетание «может быть» расценивалось бы как право уполномоченного должностного лица определять и момент составления протокола о временном запрете деятельности как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности: до составления акта проверки или после составления акта проверки. В то время как указанная мера обеспечения производства по делу предполагает ее исключительный и незамедлительный характер во избежание наступления возможных неблагоприятных последствий от совершенного административного правонарушения, а сама проверка может проводиться около месяца.

Читайте так же:  Социальные административные правонарушения

На этом основании считаем ошибочным мнение, согласно которому формулировка «может быть» предоставляет уполномоченным должностным лицам право самостоятельно определять момент возбуждения дела об административном правонарушении при наличии обстоятельств, указанных в примечании к ст. 28.1 КоАП РФ: после или до оформления акта проверки.

В связи с эти следует обратить внимание на то, что устанавливая определенные требования, законодатель по тексту КоАП РФ использует формулировку «может быть» несмотря на то, что характер таких требований приобретает императивный, а не диспозитивный характер.

Указанный вывод относится к случаем возбуждения дела об административном правонарушении при непосредственном его обнаружении после составления акта проверки (если проводилась проверка при осуществлении государственного и муниципального контроля) и до составления акта проверки (в случае составления протокола о временном запрете деятельности), предусмотренным примечанием к ст. 28.1 КоАП РФ.

Однако, можно привести примеры судебной практики иного толкования соответствующих требований.

Так, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 16.09.2016 N 17АП-11281/2016-АК по делу N А60-16183/2016 приходит к следующему выводу:

«Доводы ООО «Уральское представительство ЮЮМедикал» о наличии существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности со ссылкой на то, что протоколы об административных правонарушениях составлены ранее акта проверки, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе, с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

В примечании к ст. 28.1 КоАП РФ указано, что при наличии предусмотренного п. 1 ч. 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется».

Другой пример. В постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2016 N 17АП-11287/2016-АК по делу N А60-17657/2016 содержится следующий вывод:

«Доводы общества о том, что протоколы об административных правонарушениях в нарушение требований примечания к ст. 28.1 КоАП РФ составлены ранее акта проверки, в связи с чем заявитель был лишен права ознакомления с актом проверки и представить возражения к нему, подлежат отклонению.

Материалы административного дела содержат надлежащие и достаточные доказательства, позволяющие установить факт совершения нарушений, образующих события административного правонарушения. Результаты проверки, отраженные в акте проверки от 21.03.2016, подтверждают совершение заявителем правонарушений, которые нашли отражение в протоколах об административных правонарушения и оспариваемых постановлениях.

Примечание к ст. 28.1 КоАП РФ не содержит запрета для принятия уполномоченным должностным лицом на составление протокола по делу об административном правонарушении, принимающим участие в проведении мероприятия государственного контроля и непосредственно обнаружившим и установившим факт его совершения проверяемым лицом, решения о возбуждении дела об административном правонарушении. Правомочия данного должностного лица и его обязанность по пресечению административного правонарушения не ставится в зависимость от окончания проверки.

В связи с чем составление акта проверки после составления протоколов об административных правонарушениях (с разницей во времени не более трех часов) не является процессуальным нарушением, позволяющим признать незаконными постановления по приведенному апеллятором основанию».

Также возникает другой вопрос: помимо проведения проверки возможны ли иные случаи непосредственного обнаружения уполномоченными должностными лицами данных, указывающих на событие административного правонарушения? И что это за случаи?

Понятно, что случаи непосредственного обнаружения уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, остаются открытыми. Законодатель в КоАП РФ не определяет и не перечисляет их. В связи с чем считаем допустимым обращение к иным нормативным правовым актам, регламентирующим полномочия должностных лиц органов контроля (надзора) в части выявления и пресечения нарушений обязательных требований. Одним из таких актов является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определяющий виды проверок, виды и формы мероприятий по контролю, основания для принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, особенности которого будут рассмотрены в следующем параграфе.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 349 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Нарушение устранено до составления протокола об административном правонарушении.

В ходе проведения плановой проверки предприятия по вопросам энергетики были выявлены нарушения, которые были устранены в ходе проверки. В связи с тем, что протокол об административном правонарушении составляется после оформления акта проверки, т.е. в последний день проверки, возможно ли привлечь предприятие к административной ответственности?

Устранение нарушений в период проверки до составления акта проверки и протокола об административном правонарушении не свидетельствует об отсутствии самого факта события административного правонарушения, является способом устранения нарушения законодательства и не может служить основанием для освобождения правонарушителя от административной ответственности.

Стоит ли обращаться к юристам для составления жалобы в суд на постановление по делу об административном правонарушении, если это в суде не принесет положительные результаты.

Как оспорить штраф органа ГЖН , наложенный без проведения проверки

Штрафы от жилищной инспекции – один из самых неприятных аспектов деятельности УК и ТСЖ. Читайте о том, как предотвращать ситуации, когда Госжилинспекция выносит штраф без проведения процедуры проверки, и как оспаривать такие санкции.

Читайте так же:  Какой штраф за расклейку объявлений

О каких штрафах речь

В некоторых регионах России сложилась практика вынесения Государственной жилищной инспекцией протоколов об административных правонарушениях без проведения обязательной предварительной проверки управляющих организаций и ТСЖ.

В жилищную инспекцию поступает, например, сообщение из муниципальных или районных органов власти о том, что имеются те или иные нарушения. И только лишь на основании этого сообщения ГЖИ, не проверяя его достоверность, составляет в отношении УО или ТСЖ протокол.

Такие сообщения в ГЖИ могут быть оформлены в виде актов осмотра за единоличной подписью сотрудника, проводившего мониторинг. К акту, как правило, приложена фототаблица с якобы зафиксированными нарушениями.

Чаще всего ГЖИ так поступают в зимнее время при мониторинге процесса уборки управляющими организациями снега и сосулек. Но упрощённый метод вынесения протоколов может быть применён и в любое другое время: были бы необходимость или желание проверить содержание МКД или прилегающих к ним территорий.

При таком мониторинге сотрудник муниципального отдела ЖКХ обычно за день обходит не один десяток домов, самостоятельно делает фотографии и впоследствии составляет акты на МКД, где, по его мнению, имеются нарушения. Затем собранные материалы передаются в жилищную инспекцию.

О таком мониторинге УК и ТСЖ узнают только после получения из ГЖИ извещения о необходимости явиться для составления протокола.

Допускает ли закон процедуру вынесения штрафов без проверки

Исходя из требований действующего законодательства, действия ГЖИ можно трактовать как существенные нарушения требований постановления Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, а также Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Жилищная инспекция в случае поступления в её адрес информации о существующих нарушениях должна выдать юридическому лицу предостережение о недопустимости таких действий/бездействия или провести внеплановую проверку. Проверка нужна, чтобы установить факт нарушения.

Только после такой проверки возможно дальнейшее решение вопроса о привлечении или не привлечении лица к административной ответственности. При этом лицу, в отношении которого проводится проверка, должен быть гарантирован обширный объём прав:

  1. Проведение предварительной проверки поступающей информации, в том числе посредством запроса дополнительных сведений у юридического лица в случае необходимости.
  2. Вынесение мотивированного приказа/распоряжения о проведении внеплановой проверки.
  3. Направление проверяемому лицу уведомления о внеплановой проверке.
  4. Составление акта проверки в 2-х экземплярах и вручение одного из них проверяемому лицу.

Важно отметить, что, в соответствии с ч. 3.3 ст. 10 № 294-ФЗ, юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности в результате проведения только предварительной проверки.

При этом действия муниципальных органов власти по мониторингу территорий без вынесения в отношении УО или ТСЖ протоколов в рамках лицензионного контроля законны. При обнаружении ими признаков нарушения требований к содержанию придомовой территории МКД муниципалитет направляет информацию об этом в жилищную инспекцию.

Такая позиция изложена в обзоре судебной практики Верховного суда РФ от 12.07.2017 № 3: органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля только в том случае, если законом соответствующего субъекта им такие полномочия предоставлены.

Что о таких действиях жилищной инспекции думают суды

Анализируя позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 28.09.2017 № 1813-О, а также в определении от 29.09.2015 № 2315-О, можно сделать вывод, что рассмотрению и исследованию органом ГЖН подлежат заявления и иные сообщения, являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.

Проверка сведений, указанных в заявлении, обязательна. Сами по себе они не являются основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и вынесения в отношении юридического лица соответствующего протокола.

В связи с этим штрафы, вынесенные без проведения проверки УО, активно оспариваются. Это подтверждается многочисленными судебными решениями районных судов, например, решением суда апелляционной инстанции от 20.08.2018 по делу № 12-305/2018.

Что необходимо сделать УО или ТСЖ до вынесения протокола о правонарушении

В случае поступления в ваш адрес уведомления от органа ГЖН, свидетельствующего о намерении вынести протокол об административном правонарушении без проведения процедуры внеплановой проверки, направьте в ГЖИ мотивированное требование о проведении внеплановой проверки в соответствии с действующим законодательством.

При подготовке заявления обратите внимание на то, что деятельность органов ГЖН регламентируется их внутренними приказами. Обязательно изучите их. В большинстве будет чётко прописана необходимость подчинять свою деятельность существующему законодательству.

Также, возможно, в таких документах будет подробно расписана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. Она укажет на исчерпывающий перечень полномочий, к которым не относится возможность составлять протоколы об административных правонарушениях без проверки фактов, на основании которых такие протоколы выносятся.

Если в таких обстоятельствах будут вынесены протокол об административном правонарушении и впоследствии постановление о привлечении к ответственности, советуем оспорить такое постановление в судебном порядке.

Как предупредить штрафы ГЖИ, выписанные УО без проведения проверки

Видео (кликните для воспроизведения).

Безусловно, оспаривать штрафы, вынесенные только лишь на основании заявления в ГЖИ, можно и нужно. Однако легче и правильнее будет не допускать их вынесения. Вот что можно сделать, чтобы предупредить возможные риски:

  1. Изучите перечень своих обязанностей по управлению МКД в зависимости от сезона, износа элементов дома и иных факторов.
  2. Уточните установленную законом периодичность выполнения обязательных работ.
  3. Разработайте план-график выполнения обязательных работ.
  4. Обзаведитесь инвентарем и спецтехникой для осуществления работ или заключите договоры со специализированными организациями.
  5. Контролируйте периодичность и качество выполнения обязательных работ.
  6. Фиксируйте факты выполнения работ наибольшим количеством средств и методов непосредственно после их выполнения. Например, с помощью актов за подписью УО/ТСЖ, представителей собственников, подрядной организации, фото, объявлений, отчетов и т.д.

Источники

Протокол об административном правонарушении без проведения проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here