Протокол нарушения общественного порядка

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Протокол нарушения общественного порядка". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

СТ 20.1 КоАП РФ

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, —

влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 20.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области общественного порядка. Основным признаком этого правонарушения является нарушение общественного порядка, которое выражается в явном неуважении к обществу.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества. В иных случаях совершение указанных действий влечет административную ответственность, когда это является самостоятельным правонарушением (см. комментарий к ст. 7.17 КоАП РФ).

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом месте нахождения людей — на улице, в лесу и т.д.

Обычно мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, поскольку именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для состава данного правонарушения наличие признака публичности в момент совершения правонарушения не обязательно. Например, мелкое хулиганство будет иметь место в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей.

3. Часть 2 комментируемой статьи 20.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка (характеристику данных лиц см. в комментариях к ст. 19.3 и 19.4 КоАП). При наличии хулиганства, сопряженного с указанными правонарушениями, дополнительной квалификации по ст. ст. 19.3, 19.4 КоАП РФ не требуется.

4. Субъектом мелкого хулиганства может быть любой вменяемый гражданин, достигший 16-летнего возраста.

5. С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется прямым умыслом. Элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является также мотив удовлетворения потребности в самоутверждении путем игнорирования достоинства других граждан.

6. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

7. Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3 КоАП РФ), а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста — мировые судьи (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

8. Грубое нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 213 УК РФ, а совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо если совершение этого деяния связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, — по ч. 2 ст. 213 УК РФ.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.1, является общественный порядок. Новая редакция ст. 20.1 вступила в силу с 16.12.2003 г.

2. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный совершает мелкое хулиганство. В ст. 20.1 дается легальное определение мелкого хулиганства. Оно существенно отличается от состава уголовного преступления, предусмотренного в ст. 213 УК, которая устанавливает, что хулиганство есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия. Строже наказывается то же деяние, если оно:

а) совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу (например, военнослужащему, судебному приставу и др.), исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. В отличие от этого в ч. 2 ст. 20.1 предусмотрена более строгая административная ответственность за неповиновение представителям власти. Отличия между ст. 213 УК и ст. 20.1 можно показать в виде таблицы.

Читайте так же:  Федерации об административных правонарушениях установлена

1. Обычно выражается в нецензурной брани, сквернословии в общественном месте.

1. Характеризуется и другими проявлениями явного неуважения к обществу, попранию общественного порядка.

2. Виновный пристает к гражданам, но насилия при этом нет.

2. Виновный угрожает гражданам и должностным лицам насилием либо фактически его применяет.

3. Виновный демонстрирует неуважение к обществу.

3. Неуважение к обществу сопровождается реальными действиями по применению оружия и т.п.

4. Виновный нарушает спокойствие граждан именно сквернословием, бранью, приставанием к гражданам, допуская иногда неповиновение представителям власти.

4. Виновный при этом оказывает также сопротивление представителям власти, которые пресекают нарушение общественного порядка.

5. Не играет роли, что хулиганство совершается несколькими лицами.

5. Если хулиганство совершено группой лиц, оно более опасно и карается строже.

6. Налицо также уничтожение чужого имущества.

6. Может и не сопровождаться уничтожением чужого имущества.

7. Не сопровождается применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

7. Совершается с применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается исключительно в форме действий.

3. Субъектом анализируемого правонарушения могут быть только граждане, т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16 лет.

4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.1, показывает, что:

1) виновному назначается или административный штраф, или административный арест;

2) административный штраф может быть назначен и судьей, и органом внутренних дел (см. коммент. к ст. 23.1, 23.3);

3) административный арест — только судьей. Причем судья рассматривает дело данной категории лишь в том случае, если орган внутренних дел сочтет нужным передать его судье (см. ч. 2 ст. 23.1).

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, —

влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Комментарий к Статье 20.1 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения порядка в общественных местах.

2. Объективная сторона части первой статьи 20.1 выражается в явном неуважении к обществу, сопровождающемся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Мелкое хулиганство характеризуется как нарушение общественного порядка. Под общественным порядком следует понимать сложившуюся в обществе систему отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, предусмотренных правом, традициями и моралью общества. К хулиганству следует относить действия, совершаемые в общественных местах в отношении незнакомых или малознакомых людей. Не являются мелким хулиганством действия, основанные на личных неприязненных отношениях и совершаемые в отношении знакомых лиц. От мелкого хулиганства как административного правонарушения следует отличать хулиганство, предусмотренное статьей 213 УК, — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

3. Объективную сторону части второй комментируемой статьи составляют те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка

К представителям власти относится любое лицо, наделенное законодательством правом принимать решения, обязательные для исполнения организационно неподчиненными субъектами. Квалификация по части 2 статьи 20.1 КоАП возможна лишь в том случае, если представитель власти или иное лицо исполняли в данный момент обязанности по охране общественного порядка или пресекали нарушение общественного порядка. Неповиновение следует отличать от сопротивления представителям власти, осуществляющим охрану общественного порядка. Сопротивление выражается в очевидном и активном противодействии, в создании препятствий для исполнения представителями власти своих обязанностей. Такие действия квалифицируются по статье 318 Уголовного кодекса РФ.

4. Субъектом правонарушения выступают граждане.

5. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляют должностные лица органов внутренних дел.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел или судьями в том случае, если орган внутренних дел передает его на рассмотрение судье.

Уголовное нарушение общественного порядка

Уголовное хулиганство имеет большие масштабы в сравнении с мелким административным проступком. Как правило, оно осуществляется в более агрессивной форме и представляет опасность для жизни и здоровья людей, их быта и уклада жизни.

Читайте так же:  Административный штраф за нарушение сроков

Чтобы деяние было квалифицировано по уголовной статье, необходимо, чтобы явное пренебрежение к обществу выражалось при помощи следующих действий:

  • Применение оружия или иных предметов, которые используются в качестве оружия;
  • Наличие политических, идеологических, расовых, национальных, социальных мотивов или попыток разжигания вражды и ненависти на их почве;
  • Совершение на общественном транспорте.

Если ни одно из данных условий не выполняется, деяние не может квалифицироваться по статье 213 УК РФ.

Оружие или предметы, его заменяющие, могут применяться в качестве физического или морального воздействия на потерпевшего.

Предметами, используемыми в качестве оружия, могут признаваться, как различные биты, молотки, арматуры, так и неисправное или сувенирное оружие.

Обязательно хулиганство должно совершаться из неуважения к обществу, а не из-за личных неприязненных отношений к кому-либо из окружающих. Осуществляться хулиганство может не только в местах большого скопления людей, но и в безлюдных или малопосещаемых местах.

Состав хулиганства отсутствует, если не установлен умысел нарушения общественного порядка.

Состав преступления по ст. 213 УК РФ

Хулиганство с нарушением общественного порядка имеет формальный состав и считается оконченным деянием с момента совершения какого-либо действия, направленного против общественной безопасности.

Состав содеянного включает в себя следующие существенные для дела элементы:

  • Объектом преступного деяния является, как и при административном нарушении, общественный порядок. К нему также относятся честь, достоинство и здоровье граждан, неприкосновенность органов общественного порядка, которые пытаются пресечь эти действия.
  • Объективная сторона содеянного – наличие явного и грубого нарушения порядка. Для оценки характеристик грубости и явности учитываются обстоятельства совершенного деяния, место и время преступления.
  • Субъективная сторона – это прямой умысел на совершение преступления и наличие хулиганского мотива в поведении виновного лица. Человек прекрасно осознает, что идет на преступление, и делает это не ради издевательства над конкретным человеком, а ради подрыва установленного в обществе порядка.
  • Субъектом признается вменяемое лицо с 14 лет.
  • Действия, совершенные из личных неприязненных отношений, могут быть признаны хулиганством только тогда, когда они совершаются в общественном месте и несут угрозу для общества.

    Ответственность за нарушение общественного порядка в 2020 году

    За явное и грубое нарушение общественного порядка преступнику грозит одно из следующих уголовных наказаний:

  • Штраф от 300 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от 2 до 3 лет;
  • Обязательные работы до 480 часов;
  • Исправительные работы от 1 до 2 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 5 лет.
  • В качестве квалифицирующих признаков в статье 213 УК РФ указаны:

    • Совершение группой лиц по предварительному сговору;
    • Совершение ОПГ;
    • Оказание сопротивления представителю власти или иному лицу, осуществляющему контроль за общественным порядком;
    • Применение взрывчатых устройств и веществ.

    До 7 лет тюрьмы грозит виновному лицу при наличии первых трех обстоятельств, и до 8 лет тюрьмы – при наличии последнего обстоятельства.

    Виды нарушений общественного порядка разнообразны и относятся, как к категории административных правонарушений, так и к уголовным преступлениям.

    Люди должны осознавать, что, находясь в обществе, им требуется действовать не только в рамках собственных убеждений, настроений и желаний, но в пределах установленных норм и порядков жизни в обществе с учетом мнений окружающих.

    Статья 20.1 КоАП РФ. Мелкое хулиганство

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Новая редакция Ст. 20.1 КоАП РФ

    1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

    влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

    4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, —

    влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

    Что является нарушением общественного порядка?

    Общественный порядок – это правила поведения граждан в обществе, установленные законодательными актами, общепринятыми нормами морали, традициями и обычаями.

    Все, что является из ряда вон выходящим поведением, может быть признано нарушением общественного порядка. Например, нельзя ходить голым по улице, нельзя громко шуметь, нельзя ходить в туалет в неположенных местах и т.д.

    Такие действия в обществе могут быть представлены двумя видами:

    • Правовыми – это такое поведение, которое прописано в законах как недопустимое. Как правило, подобные нарушения серьезно угрожают общественной безопасности, жизни и здоровью людей, их имуществу.
    • Не правовыми – это нормы, которые сложились в обществе, но законодательно не закреплены. Как правило, в этом случае злоумышленникам может грозить лишь замечание со стороны окружающих.

    К не правовым действиям могут относится толкание людей в общественном транспорте, не желание уступать место в автобусе, использование нецензурной лексики в местах скопления людей.

    В действующем законодательстве представлено около сотни нарушений общественного порядка.

    Для многих действия, противоречащие установленным в обществе традициям и порядкам, ассоциируются с таким преступлением как хулиганство. Однако, хулиганские действия – это лишь малая часть деяний против общественного порядка.

    Под хулиганством понимаются грубые нарушения порядка, в то время как негрубое нарушение общественного порядка не является хулиганством.

    Читайте так же:  Увольнение за административный арест

    Комментарий к Ст. 20.1 КоАП РФ

    1. Основным объектом данного правонарушения является общественный порядок — установленные нормативными правовыми актами, общепринятыми нормами морали, обычаями и традициями правила поведения граждан в общественных местах. Дополнительными объектами правонарушения могут выступать личность, чужое имущество, установленный порядок управления.

    Понятие «общественное место» не имеет законодательной регламентации и определяется исходя из содержания правовых норм различных отраслей права, устанавливающих перечень общественных мест применительно к конкретным статьям (см., напр.: ч. ч. 2, 3 ст. 20.20 КоАП РФ). К общественным местам, помимо мест значительного скопления граждан (улицы, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки) относятся любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых есть или могут появиться люди (подъезды, подземные переходы, лестничные площадки, территории садовых товариществ и др.).

    Субъектами правонарушения являются вменяемые граждане, достигшие 16 лет. С учетом того, что санкциями статьи предусмотрено альтернативное наказание в виде административного ареста, привлечение к ответственности отдельных категорий нарушителей осуществляется с учетом положений ч. 1 ст. 2.5, ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ.

    Субъективной стороной правонарушения является вина в форме прямого умысла.

    Особенностью объективной стороны мелкого хулиганства является обязательная совокупность двух признаков — основного (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) и одного из трех факультативных — названное нарушение должно сопровождаться либо нецензурной бранью, либо оскорбительным приставанием к гражданам, либо уничтожением или повреждением чужого имущества.

    Действующая конструкция состава мелкого хулиганства претерпела существенные изменения по сравнению со ст. 158 КоАП РСФСР, действовавшей до 1 июля 2002 года, которой под мелким хулиганством понимались сами по себе нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.

    Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним (см. п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений»). Примером может быть демонстративное выяснение личных неприязненных отношений в общественном месте и др.

    Нецензурная брань является оценочным понятием, отнесение выражений к ненормативной лексике определяется исходя из принципа общеизвестности их значения.

    Оскорбительное приставание к гражданам следует отличать от назойливого приставания, например, с целью знакомства, попрошайничества, гадания. Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов РФ об административных правонарушениях (см. ст. 3.8 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

    Уничтожение или повреждение чужого имущества может выражаться в совершении из хулиганских побуждений порчи одежды и личных вещей в процессе драки, поломке деревьев, сооружений, торговых палаток и др. При этом подобные действия, совершаемые из хулиганских побуждений, следует отличать от умышленного уничтожения и повреждения чужого имущества, которое, в зависимости от размера ущерба, квалифицируется по ст. 7.17 КоАП РФ или ст. 167 УК РФ.

    Примером противоправного действия, квалифицируемого как мелкое хулиганство, является справление лицом естественных надобностей в неотведенных для этого общественных местах, сопровождаемое нецензурной бранью в отношении граждан, делающих замечания нарушителю общественного порядка.

    Следует особо отметить, что наличие в действии только основного признака объективной стороны либо одного из факультативных (драка в общественном месте, равно как и нецензурная брань в общественном месте) состава мелкого хулиганства не образуют.

    Также не образуют состава мелкого хулиганства действия (ссоры, драки, сопровождающиеся нецензурной бранью и повреждением имущества), совершенные из личных неприязненных отношений в квартире, другом жилом помещении, в отношении родственников либо знакомых, если отсутствует умысел лица на нарушение общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу. Составление в этих случаев протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи впоследствии влечет прекращение судом дела об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения (см., напр.: Постановление заместителя председателя Алтайского краевого суда по делу N 4а-260/2012; Обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.1 КоАП, утверждено Президиумом Челябинского областного суда 16.05.2012). Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов Российской Федерации, например, как нарушение тишины и покоя граждан в ночное время (см. ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»).

    Смежным составом к мелкому хулиганству является уголовно наказуемое хулиганство, ответственность за которое предусмотрена ст. 213 УК РФ — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с квалифицирующими признаками — с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (ч. 1); либо те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанные с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (ч. 2).

    2. Частью 2 комментируемой статьи 20.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение квалифицированного мелкого хулиганства, сопряженного с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

    В данном случае неповиновение должно находиться в прямой причинной связи с попыткой представителей власти или иных лиц пресечь хулиганские действия. Например, не могут быть квалифицированы по ч. 2 действия лица, доставленного в дежурную часть органов внутренних дел за совершение мелкого хулиганства, связанные с отказом выполнить законное требование сотрудников полиции о личном досмотре. Подобные действия представляют собой совокупность составов, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи и ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

    Под представителем власти следует понимать лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него (ст. 2.4 КоАП РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

    Читайте так же:  Найти административный штраф по фамилии

    К иным лицам применительно к данной норме относятся лица, которые законом или иными нормативными правовыми актами наделены полномочиями, в том числе временными, по исполнению обязанностей по охране общественного порядка. При этом следует учитывать, что наличие у данных лиц полномочий по охране общественного порядка и пресечению правонарушений не подразумевает наличие у них юрисдикционных полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях данной категории.

    В частности, полномочия должностных лиц внутренних войск МВД России, к задачам которых относится участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России»), ограничены только доставлением лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения (п. 3 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

    Должностные лица частных охранных организаций наделены полномочиями по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий и содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка (п. 5 ч. 3, ч. 4 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), но не наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях.

    3. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

    Полномочия должностных лиц конкретных служб и подразделений органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, регламентированы Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».

    С учетом того, что санкциями комментируемой статьи предусмотрены альтернативные виды наказания — штраф или административный арест, а назначение административного ареста относится к исключительной компетенции судей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ), законодателем установлена и альтернативная подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории — судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) и органы внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ).

    Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в тех случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

    При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, дела по данной статье рассматриваются только судьями районных судов.

    Несоблюдение данного требования влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.

    Так, были отменены постановления мирового судьи судебного участка N 65 г. Сосновый Бор Ленинградской области, решение судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области и постановление заместителя председателя Ленинградского областного суда, вынесенные по делу об административном правонарушении в отношении Шишкина А.А. по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ на основании нарушения требований подсудности, ч. 3 ст. 23.1, ст. 29.1, п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, в соответствии с которыми дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (см. подробнее: Постановление Верховного Суда РФ от 23.09.2013 по делу N 33-АД13-5).

    От имени органов внутренних дел (полиции) дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей 20.1 КоАП России, могут рассматривать начальники территориальных органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции и их заместители; начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции; старшие участковые и участковые уполномоченные полиции (п. п. 1 — 3, 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

    Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (ст.ст. 20.1 — 20.35)

    Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на
    общественный порядок и общественную безопасность

    >
    Мелкое хулиганство
    Содержание
    Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Ответственность за нарушение общественного порядка

    Каждый человек, существуя в социальном обществе, обязан в своем поведении считаться с интересами окружающих его людей.

    В социуме действуют установленные правила поведения, взаимоуважения и ответственности за нарушение порядка.

    Кто-то желает выспаться после тяжелого трудового дня дома, кто-то хочет доехать до дома на автобусе в полной тишине и спокойствии. Он имеет на это право, и его право гарантируется нормативно-правовыми актами.

    Нарушение общественного порядка в стране является не только административным проступком, но и уголовно наказуемым деянием.

    Что ждет нарушителей порядка и хулиганов, и какие правила действуют в безопасном обществе, расскажет материал данной статьи.

    Административное нарушение порядка

    КоАП оценивает нарушения, которые относятся к категории мелкого хулиганства. Они не столь опасны для общества, и наказания по ним чаще всего – это штраф за нарушение общественного порядка.

    Статья КоАП, которая регулирует нарушения общественного порядка, — это ст. 20.1. В ней указано, что нарушение общественного порядка должно быть выражено в явном неуважении к обществу.

    Это могут быть действия следующего характера:

    • Нецензурная брань в общественном месте. К сожалению, у нас в стране большая часть граждан употребляют в повседневной речи подобные выражения. Всех их привлечь к административной ответственности просто невозможно. Поэтому чаще всего фигурантами таких дел выступают либо пьяные дебоширы, либо те, кто использовал ненормативную лексику в особых местах, к примеру, в суде при даче показаний под протокол.
    • Оскорбительное приставание к людям. Оскорбительный контекст здесь обязательно должен присутствовать. Обычные приставания гадалок или попрошаек не могут расцениваться как оскорбительное приставание. Другое дело, если Вам не дает проходу грубый и пьяный человек, который отпускает в Ваш адрес оскорбительные шутки.
    • Повреждение или уничтожение чужого имущества. Это может быть, как повреждение общественного имущества (деревья или лавочки в парках), так и чужого имущества (обливание человека краской или его автомобиля).

    Состав мелкого хулиганства не образуют ссоры и драки в отношении родственников или знакомых, совершенные внутри частного помещения.

    В семейных конфликтах, как правило, отсутствует умысел на нарушение общественного порядка или демонстрацию неуважения к обществу.

    Читайте так же:  Ненормативные правовые акты исполнительной власти

    Состав преступного деяния по ст. 20.1 КоАП РФ

    Точного определения понятия общественного места не существует в законодательстве страны. Оно является собирательным из положений норм многих законодательных актов.

    Помимо тех мест, где собирается большое количество людей (улицы, парки, вокзалы и транспорт) к ним относятся места, которые свободны для доступа неопределенного круга лиц (подъезды, лестничные площадки, подземные или наземные переходы).

    Состав нарушения выглядит следующим образом:

    • Объект представлен основным – общественная безопасность и дополнительным – физическое и моральное состояние людей, чужое имущество.
    • Объективная сторона содеянного характеризуется наличием двух признаков – явной демонстрации неуважения к обществу и одного из трех видов проявления такого не уважения, которые утверждены ст. 20.1 КоАП РФ.
    • Субъектом преступления могут быть люди в возрасте от 16 лет, признанные вменяемыми.
    • Субъективная сторона должна иметь прямой умысел на проявление неуважения к существующим в обществе порядкам.

    Протоколы по ст. 20.1 КоАП РФ вправе составлять сотрудники органов внутренних дел.

    Дела должны передаваться в суд для дальнейшего рассмотрения и вынесения решения по ним, ведь кроме штрафа по данной статье предусмотрено и иное наказание.

    Наказание по ст. 20.1 КоАП РФ

    За обычное мелкое хулиганство без квалифицирующих признаков предусмотрена ответственность в виде:

    • Штрафа от 500 рублей до 1 тысячи рублей;
    • Ареста до 15 суток.

    В ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ указано, что квалифицирующим обстоятельством может признаваться неповиновение органу власти или иному лицу, которое осуществляет контроль за общественным порядком или пытается пресечь незаконное поведение.

    Это могут быть представители внутренних войск МВД или охранники. Первые из них могут самостоятельно составлять административные протоколы, вторые не могут и обязаны для этого вызывать полицию.

    Куда звонить при нарушении общественного порядка? Если конфликт происходит дома, лучше сразу вызвать наряд полиции. Они на месте составят протокол нарушения, который все участники происшествия должны будут подписать.

    За такое поведение виновному лицу грозит:

    • Штраф от 1 до 2,5 тысяч рублей;
    • Арест до 15 суток.

    Нарушение общественного порядка в многоквартирном доме

    Многоквартирные дома – это те самые места, в которых чаще всего возникают конфликты между соседями на почве нарушения общественного порядка. Стены в домах достаточно тонкие для того, чтобы можно было с легкостью слышать музыку или ремонт соседей.

    В квартирах нельзя шуметь в четко установленное законодательством время. Нарушение общественного порядка в ночное время регулирует статья 6.3 КоАП РФ. В ней указаны наказания за нарушение санитарно-эпидемиологических норм.

    По СанПин в Москве запрещено шуметь с 23.00 вечера до 07.00 утра.

    В отдельных регионах данные показатели могут разниться. После 23 часов любые шумы административно наказуемы. Кроме того, в данных нормах прописаны максимально допустимые значения шума. Ночью шумы не должны превышать 30 децибел, днем – 40 децибел.

    Если они будут превышены более чем на 5 децибел, можно вызывать сотрудников полиции для составления административного материала в отношении соседей, затеявших ремонт.

    Другой комментарий к Ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность.

    Под общественным порядком подразумевается система сложившихся отношений между членами общества, включающая в себя правила взаимного поведения, общения и проживания, которые установлены нормами действующего законодательства, основаны на нормах нравственности и возникают под воздействием обычаев и традиций. Общественная безопасность предполагает состояние, при котором сохраняются общественное спокойствие, неприкосновенность личности, целостность собственности, т.е. нормально функционируют все общественные институты.

    2. С объективной стороны правонарушение представляет собой противоправное действие, демонстративно нарушающее общественный порядок и общественную безопасность.

    Перечень действий, при помощи которых можно совершить мелкое хулиганство, не исчерпывается сформулированными в ее диспозиции — нецензурной бранью и оскорбительном приставании к гражданам, что подчеркивается словами «или другие действия».

    Мелкое хулиганство может совершаться в любой сфере общественной жизни: в быту, на работе; в любом месте, где находятся люди (общественное место): в квартире, на улице, в учреждении, на предприятии, в транспорте и т.д.

    Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, если лицо сделало нецензурные или непристойные надписи в отсутствие людей или демонстративно нарушает своими действиями покой граждан в ночное время.

    3. Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет, вменяемое (см. ст.2.3 и 2.8. КоАП РФ).

    4. С субъективной стороны мелкое хулиганство обычно характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает противоправность своих действий, предвидит, что наступит в результате их совершения, и желает этого. Бывает также, что нарушитель не желает такого результата, но сознательно его допускает. В таком случае имеет место мелкое хулиганство, совершенное с косвенным умыслом.

    Находясь в общественных местах, в окружении незнакомых людей, правонарушитель может усмотреть в их поведении причину для совершения своих действий или даже спровоцировать ее. Однако следует отметить несоразмерность такой причины действиям, совершаемым правонарушителем.

    В этих случаях мотивом является удовлетворение индивидуалистической потребности в самоутверждении за счет умаления и игнорирования достоинств других людей.

    5. Теория административного права относит к обязательным признакам, характеризующим правонарушение, признак общественной опасности (о признаке общественной опасности см. комментарий к ст. 2.1 КоАП России). Присутствие этого признака может означать, что деяние причиняет или создает предпосылку причинения вреда общественным отношениям.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Необходимо отграничивать мелкое хулиганство от хулиганских действий, наказуемых по ч.1 ст.213 УК, где сказано, что состав преступления образует грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Здесь очевидны более значительная степень нарушения общественного порядка, чем при совершении мелкого хулиганства, а также непосредственное влияние на квалификацию деяния характеризующих факторов и последствий хулиганства. Степень общественной опасности можно определить, оценивая совокупность обстоятельств дела: место, время, способ, интенсивность, продолжительность, условия совершения и т.д.

    Источники

    Протокол нарушения общественного порядка
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here