Пропущен срок привлечения к административной ответственности

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Пропущен срок привлечения к административной ответственности". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Пропущен срок привлечения к административной ответственности

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 января 2006 г. N 10196/05 Суд отменил ранее вынесенные судебные акты о привлечении к административной ответственности в связи с пропуском срока давности, поскольку истечение сроков давности привлечения к административной ответственности — безусловное основание, исключающее производство по делу об административном правонарушении

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 января 2006 г. N 10196/05

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Березия А.Е., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И. —

рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью «Номинал» о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 29.12.2004, постановления суда апелляционной инстанции от 22.02.2005 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-9263/8-04 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.05.2005 по тому же делу.

В заседании принял участие представитель Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области — Никитин Д.Н.

Заслушав и обсудив доклад судьи Березия А.Е., а также объяснения представителя лица, участвующего в деле, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Номинал» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по городу Тюмени (в настоящее время — Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по городу Тюмени; далее — инспекция) от 24.09.2004 72 N 012971 о привлечении его к административной ответственности на основании статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в виде наложения 50000 рублей штрафа.

Решением суда первой инстанции от 29.12.2004 заявленные требования удовлетворены частично. Сумма штрафа сокращена до 40000 рублей.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.02.2005 решение суда оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 26.05.2005 указанные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение единообразия судебной практики, связанной с применением статьи 4.5 КоАП РФ.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлении присутствующего в заседании представителя инспекции, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Инспекцией 20.08.2004 в ходе проверки общества установлен факт получения 30.09.2003 денежной выручки, не отраженной в журнале кассира-операциониста, не оприходованной в кассу предприятия и не отраженной на счетах бухгалтерского учета.

По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 20.08.2004 72 N 016161, на основании которого вынесено постановление инспекции от 24.09.2004 72 N 012971 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде наложения 50000 рублей штрафа.

Суд первой инстанции, признав доказанным факт правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, снизил штраф до минимального размера — 40000 рублей, сославшись на безосновательное назначение инспекцией максимального размера штрафа, поскольку в постановлении нет указания на наличие отягчающих обстоятельств.

Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с данным выводом.

Суды трех инстанций отклонили довод общества о пропуске инспекцией двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, признав совершенное обществом правонарушение длящимся, при котором двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности в силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.

Между тем судами не учтено следующее.

Согласно пункту 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета копию записей в кассовой книге за день с приходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Таким образом, названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.

Следовательно, моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения выручки и неоприходования ее в кассу.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, связанное с невыполнением обязанности, предусмотренной нормативным правовым актом к определенному сроку, начинает исчисляться с момента наступления указанного срока, в данном случае — с 30.09.2003, когда установлен факт неоприходования в кассу денежной наличности. Постановление же инспекции о привлечении общества к административной ответственности вынесено 24.09.2004, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

Читайте так же:  Жалоба судебного пристава исполнителя алименты

Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

Таким образом, вывод судов о длящемся характере административного правонарушения необоснован.

Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, — безусловное основание, исключающее производство по делу об административном правонарушении.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропуск срока давности привлечения к административной ответственности служит основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303 , пунктом 3 части 1 статьи 305 , статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение суда первой инстанции от 29.12.2004, постановление суда апелляционной инстанции от 22.02.2005 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-9263/8-04 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.05.2005 по тому же делу отменить.

Постановление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по городу Тюмени от 24.09.2004 72 N 012971 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Номинал» к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.

Сроки давности привлечения к административной ответственности (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Сроки давности привлечения к административной ответственности

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев), за исключением отдельных видов правонарушений, для которых предусмотрены специальные сроки рассмотрения и вынесения постановлений.

При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к администравтивной ответственности должностных лиц за нарушения, санкция по которым предусматривает дисквалификацию составляет один год, если больший срок не предусмотрен в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство, о рассмотрении дела по месту жительства, срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства (ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ).

В пределах срока давности привлечения к административной ответственности необходимо не только огласить резолютивную часть постановления по делу, но и изготовить его целиком (Постановление Верховного Суда РФ от 2 октября 2017 г. N 56-АД17-20).

Конкретные сроки давности привлечения к административной ответственности по каждому правонарушению приведены в таблице.

ВС рассказал, когда приостановят срок давности в административном деле

В марте 2017 года в Уфе на Игоря Зинченко* составили протокол о вождении в пьяном виде (ч.1 ст. 12.8 КоАП). Изначально дело поступило в мировой суд по месту совершения нарушения, но оттуда его передали в суд по месту жительства Зинченко. Он спустя более чем год после даты протокола и принял решение оштрафовать водителя на 30000 руб. и лишить его прав на полтора года. Решение поддержали вышестоящие инстанции. Однако водитель оспорил его в ВС. Он ссылался на то, что срок давности истёк, и суды опоздали с привлечением его к ответственности. В судах же ссылались на приостановку срока исковой давности на время передачи дела из одного суда в другой.

В вопросе сроков давности разобрался Верховный суд. Там признали: судебные акты нижестоящих инстанций незаконны и должны быть отменены (дело № 49-АД19-13).

При привлечении к административной ответственности за правонарушение срок давности составляет год. Согласно ч.1 ст. 29.5 КоАП дело об административном правонарушении рассматривают по месту совершения. Но по ходатайству фигуранта производства суд можно заменить на другой — по месту жительства, напомнил ВС.

Если такое ходатайство удовлетворили — срок давности приостанавливается с момента его удовлетворения до момента поступления материалов в суд по месту жительства фигуранта. Время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности.

Это единственный случай, когда такой срок в делах об административных правонарушениях можно приостановить, подчеркнули в ВС, сославшись на п. 14 Постановления Пленума № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». При этом наличие ходатайства обязательно, а судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ по поводу продления сроков давности.

В деле Зинченко мировой судья направил материалы дела по месту жительства — но соответствующего ходатайства тот не заявлял, указал ВС. А значит срок давности не приостанавливался и истек спустя год после правонарушения. ВС отменил акты нижестоящих судов и прекратил производство по делу.

*Имена участников спора изменены редакцией

Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности

Краткое содержание:

Доброго времени суток!

Хотелось бы рассказать о готовящемся к обсуждению законопроекте и планируемых к внесению в 2021 году изменениях в Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Что случилось?

Роспотребнадзор разработал и разместил на едином портале для публикации проектов нормативно-правовых актов законопроект с поправками в КоАП РФ. Чиновники считают необходимым изменить порядок исчисления срока исковой давности по статье 19.7.5.-1 КоАП РФ , предусматривающей ответственность за нарушение организацией или индивидуальным предпринимателем установленного порядка предоставления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности.

Как рассчитать срок давности привлечения к административной ответственности

Итак, общий срок давности – 2 месяца. Это касается любой сферы отношений, которая прямо не указаны в ч. 1 ст. 4.5. в качестве исключения. Для административных дел, которые рассматривают суды (подведомственность административных дел) – 3 месяца. В этот срок уполномоченный орган должен вынес постановление по делу об административном правонарушении.

Читайте так же:  Оскорбление сотрудником полиции гражданина

Эти сроки – минимум. Специальные – 1 год, 2 года, 3 года и даже 6 лет. Максимальный срок 6 лет КоАП РФ установил за нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и противодействия коррупции.

Чтобы определить срок давности по конкретному правонарушению после возбуждения дела об административном правонарушении необходимо обратиться к Особенной части КоАП РФ. Изучить состав правонарушения, которое уполномоченный орган вменяет субъекту административного правонарушения. И обратиться к ст. 4.5. КоАП РФ. Если за нарушение грозит наказание в виде дисквалификации, то срок давности привлечения к административной ответственности составляет не более 1 года.

Срок давности привлечения к административной ответственности бизнесменов уточнят

Что нас ждет

Так, по поручению Правительства РФ Минюстом России совместно с Минэкономразвития и заинтересованными органами власти и экспертных организаций разработана концепция нового КоАП РФ.

Среди множества планируемых изменений, которые могут вступить в силу после 1 января 2021 года, остановимся на изменениях в статью 4.5 КоАП РФ, а именно об увеличении срока давности привлечения к ответственности.

В настоящем срок давности по административным правонарушениям составляет 3 месяца, указанный срок зачастую не позволяет суду вынести постановление по делу, а судебным приставам взыскивать все долги по штрафам.

Поэтому исходя из концепции нового КоАП, из-за проблемы массовых неплатежей по административным штрафам предполагается значительно увеличить срок давности привлечения и взыскания штрафов.

Естественно, так как самые большие долги по штрафам в настоящий момент связаны с нарушениями ПДД, то эта категория правонарушений получит в ближайшем будущем наиболее увеличенный срок исковой давности. Это позволит сделать привлечение к административной ответственности и взысканию штрафа неотвратимым.

Согласно п. 2.4.4.1 указанной концепции, максимальный срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать минимальный срок давности привлечения к уголовной ответственности (два года).

Таким образом, очевидно, что увеличение срока давности планируется существенное, а именно с 3 месяцев до 2 лет!

При этом согласно п. 2.4.4.2 концепции, разработанной к законопроекту, предлагается также ввести периоды начала течения срока давности. А именно течение срока давности привлечения к административной ответственности, по мнению государства, теперь должно начинаться не со дня совершения административного правонарушения, а со дня его окончания (поскольку многие правонарушения по своей природе длящиеся), либо с момента обнаружения органами госвласти длящегося административного правонарушения.

С учетом данного изменения в случае вступления в силу изменения срок давности вообще не будет ограничен!

Забегая вперед, предполагается, что также будет предусмотрена возможность конфискации автомобиля у неплательщиков штрафов.

По этой ссылке вы можете ознакомиться со статьей о том, как сотрудники ГИБДД лишают прав при обнаружении в организме водителя лекарственных препаратов

При подготовке статьи использовалась информация следующих сайтов:

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Одобряете ли Вы концепцию Правительства и планируемые изменения в КоАП ?

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Да. Изменения существенно снизят число правонарушений.

Нет. Это очередной способ пополнения бюджета за счет граждан.

«Плавающий» срок давности привлечения к административной ответственности

Сроки давности привлечения к административной ответственности установлены частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Положения указанной статьи предусматривают, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности законодателем увязан на том, какой орган наделен компетенцией признавать лицо виновным и назначать ему наказание (административный орган – 2 месяца или суд – 3 месяца).

Однако в КоАП РФ имеется институт альтернативной подведомственности. Категории дел, подпадающих под такую подведомственность, определены частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ. Этот процессуальный институт означает, что дело об административном правонарушении рассматривается судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

При этом, если дело рассматривается административным органом, срок для привлечения к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ считается равным 2 месяцам. Однако при передаче административным органом дела на основании ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ для рассмотрения судье, срок привлечения к административной ответственности «продлевается» до 3 месяцев.

Иными словами, по группам составов, перечень которых содержится в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, считается равным двум месяцам, если дело рассматривает административный орган, и трём месяцам, если этот орган передает дело судье.

Вот пример из конкретного дела.

Из материалов административного дела следует, что 19.03.2011 протокол по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 12.16 КоАП РФ поступил должностному лицу, уполномоченному принять по нему решение – начальнику районного ГИБДД, который передал его для рассмотрения мировому судье на основании части 2 статьи 23.1 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи водитель транспортного средства был привлечен к административной ответственности.

Водитель в жалобе на постановление мирового судьи указал, что мировой судья вынес решение за пределами 2-месячного срока давности, так как передача дела должностным лицом в суд не может продлевать такой срок только из-за факта передачи дела.

Районный суд, проверяя доводы апелляционной жалобы на решение мирового судьи, указал, что последний день для вынесения постановления по существу – 19.06.2011, то есть 3 месяца.

С таким расчетом согласились и вышестоящие суды, в том числе ВС РФ (судья Меркулов).

Из приведенного примера следует, что если должностное лицо (административный орган) отнесенное к альтернативной подведомственности дело передает мировому судье, то судья вправе его рассматривать 3 месяца, если же административный орган рассматривает его самостоятельно, то он должен принять решение за 2 месяца.

Следовательно, положения части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, устанавливающие срок, в течение которого лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусматривают некий процессуальный институт «плавающего» срока давности.

Читайте так же:  Какая статья за мелкое хулиганство

Можно сделать вывод, что институт «плавающего» срока давности применяется только к группам составов, отнесенных частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ к альтернативной подведомственности, если административный орган передает дело для рассмотрения судье.

Интересно то, что в процессуальном праве такой институт не исследован и не имеет аналогов ни в одном из трех процессуальных кодексов (УПК РФ, ГПК РФ и АПК РФ).

Есть кто-либо сталкивавшийся с аналогичным случаем?

Кто как считает: соответствует ли «плавающий» срок самой правовой природе давностного срока, который должен быть четко ограничен во времени?

Считаем срок давности привлечения к административной ответственности

  • Каблучков Алексей | юрисконсульт ООО «Торговый Дом Авто Ресурс», к. ю. н.

Срок давности длящегося правонарушения

Из общего правила о начале срока давности с момента совершения правонарушения есть одно исключение – если нарушение имеет длящийся характер, то срок начинает исчисляться со дня его обнаружения проверяющими органами. В КоАП РФ нет четкого определения длящегося правонарушения, поэтому суды каждый раз сами оценивают, является ли нарушение таковым. И надо сказать, рядовые суды часто квалифицируют нарушение трудовых прав как длящееся. Но практика Верховного Суда РФ показывает, что большинство нарушений в сфере трудового права на самом деле длящимися не являются.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Каждое выявленное правонарушение влечет наказание, если срок давности привлечения к административной ответственности не истек. С одной стороны, для нарушителя установление такого срока несомненный плюс. В случае его истечения закон прямо предусматривает прекращение административного производства. С другой стороны, по “серьезным” проступкам КоАП РФ устанавливает достаточно длительный срок давности привлечения к административной ответственности. Общие правила исчисления и особенности срока давности мы рассмотрим здесь. Нюансы и дополнительные вопросы можно уточнить у дежурного юриста сайта.

Где установлен срок давности привлечения к административной ответственности

Законодательство об административной ответственности состоит из федеральных и региональных актов. Порядок привлечения к административной ответственности устанавливает только Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Законы субъектов РФ устанавливают виды административных правонарушений и административные наказания за нарушение законов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности устанавливает только КоАП РФ. Статья 4.5. почти никогда прямо не называет конкретную статью Особенной части КоАП РФ. Только в качестве исключения. В основном, называют только группу отношений, на которые посягает правонарушение. Например, нарушение законодательства о теплоснабжении, в области дорожного движения и т.п. Поэтому объект посягательства и определяет продолжительность срока по тому или другому нарушению.

Исчисление сроков давности по КоАП РФ

Срок давности начинает исчисляться со дня совершения правонарушения. То есть совершения деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения. Исключения касаются длящегося административного правонарушения. В таких случаях значение имеет факт обнаружения правонарушения. Дополнительные нюансы исчисления срока устанавливает ч. 5.1, 6, 6.1, 7 ст. 4.5. КоАП РФ. Это специальные составы нарушений. Например, ограничение конкуренции. Или правонарушение, совершенное в Антарктике и т.п.

Долгое время юристы вели споры, когда начинать считать срок давности в случае, если сначала начато уголовное расследование. К примеру, поступил материал и полиция приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Или дело было прекращено. А в деянии есть признаки состава административного правонарушения. В 2010 г. Конституционным судом положен конец в спорах. Срок давности течет по общим правилам. Со дня совершения административного правонарушения, а для длящегося – со дня его обнаружения. И это правило прямо закрепляет ч. 4 ст. 4.5. КоАП РФ.

Истечение срока давности исключает производство по делу. Этот срок прерывается в единственном случае – когда поступило ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства правонарушителя. Срок приостанавливается с того момента, когда уполномоченный орган удовлетворит соответствующее ходатайство. И до поступления материалов дела на рассмотрение по месту жительства правонарушителя.

Общие правила исчисления срока давности

Е сли срок давности привлечения к административной ответственности истек, то производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Такие сроки указаны в ст. 4.5 КоАП РФ. Так, срок давности по большинству административных правонарушений составляет всего два месяца. Но нас интересуют трудовые отношения, а с января 2015 г. 1 срок давности при нарушении трудовых прав увеличен до одного года.

Напомним, течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ). А наступление события в нашем случае связано с днем совершения правонарушения. Следовательно, срок давности начинает исчисляться на следующий день после его совершения. Проверяющие органы на практике нередко этим пользуются и добавляют «лишний день» к сроку. Например, нарушение совершено 22.01.2019, срок начал течь с 23.01.2019 и истекает, по мнению контролеров, 23.01.2020. Но такой подход неверен. Ведь в ч. 2 ст. 4.8 КоАП РФ указано, что срок:

  • исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца;
  • исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
Видео (кликните для воспроизведения).

Верховный Суд РФ неоднократно разъяснял, что такое число должно соответствовать дате совершения нарушения (см., например, п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», далее – Постановление Пленума ВС РФ № 5).

Военное учреждение допустило нарушение прав работника – в трудовом договоре с ним не был указан порядок оплаты. Действующий на тот момент КоАП РФ предусматривал срок давности продолжительностью два месяца. Трудовой договор был заключен 11.08.2014, следовательно, срок начал течь с 12.08.2014. И его последний день приходится не на 12, а на 11.10.2014 (постановление Верховного Суда РФ от 02.10.2017 № 58-АД17-15).

Читайте так же:  Уплата штрафа за безбилетный проезд

Как изменится срок привлечения к административной ответственности бизнесменов

За непредоставление уведомлений в уполномоченный госорган о начале ведения предпринимательской (хозяйственной) деятельности и направление недостоверных сведений предусмотрена административная ответственность. Такая обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрена нормами статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для некоторых видов деятельности. В частности, уведомления должны подавать те юрлица и ИП, которые занимаются:

  • предоставлением гостиничных и бытовых услуг;
  • оптовой и розничной торговлей, если товары не ограничены в обороте.

За неисполнение этой обязанности предусмотрен штраф в размере:

  • для должностных лиц и ИП — от 3000 до 5000 рублей;
  • для организаций — от 10 000 до 20 000 рублей.

Однако в статье не указано, с какого момента должен считаться срок привлечения к административной ответственности, который, в силу статьи 4.5 КоАП РФ , составляет 3 месяца. Именно этот пробел намерены исправить в Роспотребнадзоре. Чиновники предлагают добавить в статью КоАП РФ уточнение, что срок давности за такое нарушение должен исчисляться со дня его выявления со стороны бизнесмена.

В пояснительной записке к законопроекту авторы подчеркивают, что поправки разработаны в связи со складывающейся правоприменительной практикой. В настоящее время, как отмечают чиновники, выявление этого правонарушения не всегда приводит к привлечению правонарушителя к административной ответственности. Суды прекращают такие дела в связи с истечением срока давности, считая его с даты, когда такое уведомление должно быть подано по закону. В частности, в Постановлениях от 24.04.2013 № 56-АД13-4 и от 13.08.2012 № 49-АД12-7 Верховный Суд Российской Федерации прекратил административное производство в связи с истечением срока исковой давности именно при таких обстоятельствах. Сам Роспотребнадзор и статистика его судебной практики по этому нарушению также указывают на проблему: только в одном из четырех-пяти случаев нарушение требования о предоставлении уведомлений о начале бизнеса влечет наказание в виде штрафа по статье 19.7.5-1 КоАП РФ.

Когда поправки в КоАП РФ будут приняты, бизнесмены не смогут избегать ответственности так часто. Сейчас законопроект находится на стадии общественного обсуждения, которое завершится 17 сентября.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей сроков давности привлечения к административной ответственности.

Сроки давности привлечения к административной ответственности закреплены в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно указной норме по общему правилу срок привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца, по делам, рассматриваемым судьей, три месяца. Однако в зависимости от сферы законодательства, в которой было совершено правонарушение, срок давности привлечения к административной ответственности может меняться. Так, например, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения составляет два года, за нарушение антимонопольного законодательства один год, а за нарушение законодательства о политических партиях три года.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

При этом при длящемся административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом следует исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При исчислении срока давности привлечения к административной ответственности днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Невыполнение предусмотренной законом обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. В таком случае срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В тоже время, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Помощник Богородицкого межрайонного прокурора Самохина Н.В.

Сроки давности привлечения к административной ответственности

Сроки давности установлены ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ:

-2 месяца — общий срок давности по делам, которые рассматривают органы и должностные лица (кроме суда);

-3 месяца — общий срок давности по делам, которые рассматривают судьи;

-1 год, 2 года, 3 года, 6 лет — специальные сроки давности по отдельным видам нарушений, перечисленным в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ;

-1 год — специальный срок при привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения, санкция по которым предусматривает дисквалификацию (если больший срок не предусмотрен в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Справочная информация содержит конкретные сроки давности по наиболее распространенным составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

-ч. 3 ст. 5.35. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

Читайте так же:  Соседи громко слушают музыку ночью куда звонить

-ст. 7.6. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 7.22 — срок давности исчисляется с момента обнаружения нарушения или, если совершение нарушения прекращено до обнаружения, — с последнего дня, когда правонарушение совершалось;

-ст. 7.23.3. — для юридических лиц и граждан, если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 7.34. — срок давности исчисляется с момента обнаружения нарушения;

-ст. 9.13. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 9.23. — для юридических лиц и граждан, если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 10.3. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 10.6. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 10.8. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 11.15.1. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 11.32 — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст.ст. 12.1.-12.3. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.5. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.7. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.9. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.12. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч.ч. 4, 5 ст. 12.15 — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.16. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 12.21.1. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст.ст. 12.31., 12.31.1.;

-ст. 13.12. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 13.19.2. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 14.2. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 14.26. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 19.3. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 19.4. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 6 ст. 19.5. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 11 ст. 19.5. — для юридических лиц — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 23 ст. 19.5. — для граждан, юридических лиц — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 19.8. — большинство судов руководствуются общим сроком (2 месяца) при привлечении к ответственности. Однако часть судов применяет специальный годичный срок, установленный для нарушений антимонопольного законодательства;

-ч. 1 ст. 19.24. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 20.1. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст. 20.8. — для граждан, юридических лиц — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ст.ст. 20.20., 20.21. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;

-ч. 3 ст. 5.35. — если дело рассматривает суд;

-ст. 5.57. — для юридических лиц;

-ст. 5.63. — для граждан;

-ст. 7.6. — если дело рассматривает суд;

-ст. 7.19. — кроме должностных лиц. Большинство судов руководствуются трехмесячным сроком при привлечении к ответственности граждан и юридических лиц. Однако встречается и практика применения годичного срока;

-ст. 7.23.3. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ст. 9.13. — если дело рассматривает суд;

-ст. 9.23. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ст. 10.3. — если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Суды в основном применяют общий срок давности (3 месяца), однако встречаются случаи применения специального годичного срока;

-ст. 10.6. — если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Часть судов применяют общий срок (3 месяца), другая часть — специальный годичный;

-ст. 10.8. — если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Часть судов применяют общий срок (3 месяца), другая часть — специальный годичный;

-ст. 11.15.1. — если дело рассматривает суд;

-ст. 11.32. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.1.-12.3. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.5. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.7. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.9. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.12. — если дело рассматривает суд;

-ч.ч. 4, 5 ст. 12.15. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.16. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.21.1. — если дело рассматривает суд;

-ст. 12.23. — если дело рассматривает суд;

-ст. 13.12. — если дело рассматривает суд;

-ст. 13.19.2. — если дело рассматривает суд;

-ст. 14.1.3. — для юридических лиц;

-ст. 14.2. — если дело рассматривает суд. В практике нет единства по вопросу о сроке давности при наказании за незаконную продажу алкоголя. Ряд судов применяют общий срок давности (3 месяца), другая часть — специальный годичный срок;

-ст. 14.26. — если дело рассматривает суд;

-ст. 17.7. — для юридических лиц;

-ст.ст. 19.3., 19.4. — если дело рассматривает суд;

-ст. 19.4.1. — кроме должностных лиц;

-ч. 1 ст. 19.5. — кроме должностных лиц;

-ч. 6 ст. 19.5. — если дело рассматривает суд. Большинство судов руководствуются общим сроком давности (3 месяца). Однако часть судов рассматривает данное нарушение как нарушение градостроительного законодательства и применяет специальный годичный срок;

-ч. 11 ст. 19.5. — для юридических лиц. Если дело рассматривает суд;

-ч.ч. 13, 14 ст. 19.5. — кроме должностных лиц;

-ч. 23 ст. 19.5. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

-ч. 25 ст. 19.5. — кроме должностных лиц;

-ст. 19.20. — кроме должностных лиц;

-ч. 1 ст. 19.24. — если дело рассматривает суд;

-ст. 19.30. — кроме должностных лиц;

-ст. 20.1. — если дело рассматривает суд;

-ст. 20.8. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;

Видео (кликните для воспроизведения).

-ст. 20.20., 20.21. — если дело рассматривает суд;

Источники

Пропущен срок привлечения к административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here