Прокурорский надзор по административным делам

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Прокурорский надзор по административным делам". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 24.6 КоАП РФ. Прокурорский надзор

Новая редакция Ст. 24.6 КоАП РФ

Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Комментарий к Статье 24.6 КоАП РФ

1. Генеральный прокурор Российской Федерации и назначенные им прокуроры осуществляют надзор за соответствием производства по делам об административных правонарушениях действующему законодательству. Полномочия прокуратуры распространяются на все органы, осуществляющие административную юрисдикцию. Органы прокураты осуществляют проверку применения норм, устанавливающих административную ответственность, на предмет соответствия данного процесса правоприменения принципам и требованиям законности. При этом используются все имеющиеся в ведении прокуратуры полномочия.

2. Прокурорский надзор за производством по делам об административных правонарушениях не распространяется на дела, находящиеся в производстве суда.

Комментарии к ст. 24.6 КОАП РФ

1. Данная статья определяет роль органов прокуратуры РФ в обеспечении законности при производстве по делам об административных правонарушениях, осуществляемом комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, другими специальными коллегиальными органами, например административными комиссиями, а также должностными лицами органов исполнительной власти в соответствии с КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Надзорные функции прокуратуры в отношении указанных органов и должностных лиц определены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ с изм. и доп.). В соответствии с указанным Законом прокуроры вправе осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, надзор за соблюдением законов судебными приставами, органами уголовно-исполнительной системы, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (см. ст. ст. 1, 21 — 28, 32 — 34).

Настоящий Кодекс (ст. ст. 25.11; 28.4; 28.8; 29.7; 30.10; 30.12 — 30.19) определяет процессуальные полномочия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях: право возбуждать производство, участвовать в рассмотрении дела, приносить протест на постановление по делу независимо от участия в деле и совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом (имеется в виду Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»).

В указанном Законе (ст. 22) установлено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Таким образом, прокурор осуществляет надзор и за применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и вправе реагировать на незаконное применение этих мер, предусмотренных в главе 27 Кодекса.

2. Что касается дел, находящихся в производстве суда, т.е. рассматриваемых мировыми, районными, гарнизонными военными и арбитражными судьями, то, учитывая самостоятельность и независимость судебной власти, прокуроры не осуществляют надзорных функций в отношении судопроизводства. Вместе с тем Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и настоящий Кодекс предусматривают участие прокуроров в рассмотрении дел об административных правонарушениях и возможность принесения прокурорами протестов на незаконные постановления судей (ст. ст. 35 и 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). См. также по данному вопросу Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Прокуроры об актуальном в законодательстве

Полномочия прокурора в арбитражном судопроизводстве по делам об административных правонарушениях

Разъясняет начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова

Главой 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) предусмотрено право прокурора обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.

Значительная доля нарушений законов, выявленных в ходе прокурорских проверок исполнения федерального законодательства в сфере экономики, подлежат квалификации как административные правонарушения.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (статьи 22, 23, 25, 28) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 25.11, 28.4, 28.8, 29.7, 30.10, 30.12, далее — КоАП РФ) прокурору предоставлены процессуальные полномочия по возбуждению производства об административном правонарушении, участию в его рассмотрении, совершению иных предусмотренных федеральным законом действий.

Статьей 28.4 КоАП РФ определен перечень дел об административных правонарушениях, которые могут быть возбуждены только прокурором (исключительная компетенция прокурора).

Так, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 12.35, 13.11, 13.14, 13.19.1, 13.27, 13.28, частями 1 — 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором.

Наиболее распространенные из них, относящиеся к подведомственности арбитражных судов — дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.24 КоАП РФ (нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта).

Например, прокуратурой города Москвы по фактам нарушений при использовании федерального имущества в 2015 году в арбитражный суд направлено 250 заявлений о привлечении субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности, что составило 40 % от общего количества заявлений.

Читайте так же:  Прямое оскорбление

Однако, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Дела об указанных административных правонарушениях могут быть возбуждены прокурором как по результатам проверок в рамках осуществления надзорной деятельности, так и по поступившим в органы прокуратуры обращениям граждан и иных лиц.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются материалы, поступающие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц и сообщения в средствах массовой информации, когда эти материалы, сообщения и заявления содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.1 КоАП).

При оформлении прокурором документов, фиксирующих административное правонарушение, существуют некоторые особенности. Так, в отличие от других контролирующих органов прокурор вместо протокола об административном правонарушении выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Таким образом, постановление прокурора является документом, юридически тождественным протоколу об административном правонарушении.

Постановление должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, и выноситься в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

При вынесении постановления об административном правонарушении лицу, в отношении которого ведется производство, в обязательном порядке должны быть разъяснены его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ.

Так, часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ регламентирует, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с действующим КоАП РФ.

При решении вопроса о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности.

По делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, постановление не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Прокурор не является лицом, имеющим право рассматривать дела об административных правонарушениях, поэтому после возбуждения административного дела обязан передать его для рассмотрения в суд или орган, уполномоченный рассматривать данное дело.

Дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, подведомственны арбитражному суду (статья 27 АПК РФ).

Перечень дел об административных правонарушениях, которые подлежат рассмотрению арбитражным судом, установлен частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ.

Так, судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43 — 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.9.1, 14.12, частями 1 — 4.1, 5.1 — 8 статьи 14.13, статьями 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, 14.61 настоящего Кодекса.

Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности арбитражным судом по заявлению прокурора имеет определенные особенности. Так, помимо постановления о возбуждении дела, прокурор обязан направить в суд заявление о привлечении к административной ответственности, которое должно соответствовать требованиям ст. 204 АПК РФ.

В соответствии со статьей 203 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и КоАП РФ. Срок рассмотрения административного дела не должен превышать двух месяцев с момента поступления заявления о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятия решения.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не наделяет прокурора функцией надзора за деятельностью судов по осуществлению правосудия, поэтому прокурор в арбитражном процессе по административным делам пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены главой 25 и иными нормами АПК РФ.

Реализуя полномочия в арбитражном судопроизводстве по делам об административных правонарушениях, прокурор тем самым принимает непосредственное участие в предупреждении преступлений экономической направленности.

Из практики прокурорского надзора по административным делам (журнал «Законность», N 12, декабрь 2015 г.)

Из практики прокурорского надзора по административным делам

Журнал «Законность», N 12, декабрь 2015 г., с. 30-31.

Избиратель не вправе обжаловать решение о назначении председателя избирательной комиссии, как не затрагивающее его избирательных прав.

П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления избирательной комиссии одного из субъектов РФ о назначении председателем территориальной избирательной комиссии района Б., ссылаясь на то, что, будучи гражданкой Российской Федерации, Б. не утратила и гражданство Украины, тогда как в соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 67-ФЗ) граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства, не могут быть членами избирательной комиссии.

Читайте так же:  Внж административный штраф

Апелляционной инстанцией в удовлетворении заявления отказано.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ решение суда отменила и прекратила производство по делу, указав следующее.

Разрешая требования П. по существу, суд первой инстанции пришёл к выводу, что он имеет право на обращение в суд с заявлением о признании незаконным оспариваемого постановления избирательной комиссии. При этом суд руководствовался подп. 28 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому в понятие «избирательные права граждан» включается, наряду с другими правами, право участвовать в наблюдении за работой избирательных комиссий, и сделал заключение о том, что П. вправе оспаривать решение избирательной комиссии о назначении председателя территориальной комиссии.

С таким выводом не согласилась судебная коллегия Верховного Суда РФ, отметив, что право наблюдения за работой избирательной комиссии как элемент избирательных прав граждан заключается в наблюдении за проведением голосования, подсчётом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов (подп. 42, 43 ст. 2, пп. 3, 4, 6, 7 ст. 30 Федерального закона N 67-ФЗ).

Действующим избирательным законодательством предусмотрена возможность обжалования в суд решений комиссий, нарушающих избирательные права граждан.

В соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального закона N 67-ФЗ председатель территориальной комиссии назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением избирательной комиссии субъекта Федерации.

Оспариваемое заявителем решение избирательной комиссии не связано с проведением голосования, подсчётом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, в связи с чем ошибочным является вывод о том, что обращение заявителя в суд обусловлено реализацией его права по наблюдению за работой избирательной комиссии.

Поскольку оспариваемое решение избирательной комиссии, принятое по организационному вопросу, избирательные права П. со всей очевидностью не затрагивает, у суда первой инстанции не было правовых оснований для принятия заявления к производству и разрешения заявленных требований по существу.

Этот вывод согласуется с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в пп. 14 и 20 постановления от 31 марта 2011 г. N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:

— материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;

— новое законодательство и его комментарий;

— организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);

— материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;

— дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.

Статья 24.6. Прокурорский надзор

Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Комментарий к ст. 24.6 КоАП РФ

1. Права прокурора при осуществлении надзора за исполнением действующих законов определены Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях.

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Указанное постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

2. Согласно ст. 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями. Об опротестовании прокурором не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и его правовых последствиях см. комментарии к ст. 30.10, 30.11.

3. Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», квалифицируется по ст. 17.7 КоАП.

Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28.4 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 4 ноября 2019 г. N 361-ФЗ

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 8.32.2, частью 2 статьи 8.49, статьями 12.35, 13.14, 13.19.1, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьями 13.27, 13.28, частями 1 — 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, частью 6 статьи 14.28, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьей 19.6.1, статьей 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), статьями 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.3.1, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Читайте так же:  Дела в сфере административного правонарушения

2. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

>
Сроки составления протокола об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статьи по предмету Прокурорский надзор

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Другой комментарий к Ст. 24.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Прокуратура в рамках данной статьи в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзор за соблюдением законодательства РФ об административных правонарушениях при производстве по делам, рассматриваемым исполнительными органами и должностными лицами, а также единолично судьями (мировыми судьями), приносит протесты на вступившие в законную силу постановления о назначении административных наказаний.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Исходя из характера нарушений закона должностным лицом прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в десятидневный срок. О результатах его рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Статья 24.6. Прокурорский надзор

Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Полномочия прокурора в сфере производства по делам об административных правонарушениях

Прокуратура края (Краснодарский край). 11 ноября 2019, 14:49

В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ прокурор обладает полномочием возбуждать дело об административном правонарушении по отдельным составам, перечисленным в КоАП РФ, принимать участие при рассмотрении таких дел и обжаловать принимаемое решение. Кроме того, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ.

Реализация полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется путем:

возбуждения дела об административном правонарушении, проведения административного расследования;

участия в рассмотрении дела об административном правонарушении;

принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление независимо от участия в деле, в том числе по результатам рассмотрения поступивших обращений;

совершения иных предусмотренных федеральным законодательством действий.

Таким образом, в сфере внимания прокуроров оказывается весь законодательный массив, устанавливающий ответственность за совершение административных правонарушений.

Однако надзорные функции, закрепленные за прокурором ст. 24.6 КоАП РФ, не распространяются на сферу производства по делам об административных правонарушениях в судах.

Часть 2 ст. 25.11 КоАП РФ говорит лишь о необходимости извещения прокурора о рассмотрении дела, возбужденного им самим или дела в отношении несовершеннолетнего. По таким делам прокурор вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, предоставлять доказательства и пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством об административных правонарушениях (п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ).

Кроме того, прокуроры обязаны участвовать в рассмотрении судами дел в отношении, так называемых специальных субъектов (в отношении судей, членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, кандидатов в Президенты, в депутаты Государственной Думы РФ, в депутаты представительных органов власти субъектов РФ и высших должностных лиц муниципальных образований и др.), независимо от того, кем возбуждено дело.

Исходя из анализа норм закона, а также организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, фактически на сегодняшний день к рассматриваемым судами делам, где допускается участие прокурора, относятся:

— во-первых, дела, возбужденные прокурором и пересматриваемые по инициативе самого прокурора или других участников процесса;

— во-вторых, дела, возбужденные иными органами, где инициатором пересмотра явился прокурор, принесший протест по результатам проведения проверки;

— в-третьих, дела в отношении лиц «с особым правовым статусом»;

— в-четвертых, дела в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, участие прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях в указанных формах вызвано необходимостью пресечения противоправных действий лицами их совершившими, несения ими соразмерной ответственности (в случае возбуждения прокурором дела об административном правонарушении), а также необходимостью обеспечения законности, достижения общественно значимых результатов, восстановления справедливости (в случае участия по делам в отношении несовершеннолетних, специальных субъектов, принесения протеста).

Читайте так же:  Обжалование постановление обвинение

Статья 24.6 КОАП РФ. Прокурорский надзор

Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Комментарий к Ст. 24.6 КоАП РФ

1. Порядок осуществления прокурорского надзора, а также полномочия прокуроров по осуществлению прокурорского надзора при производстве по делам об административных правонарушениях регулируются гл. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Предметом прокурорского надзора при производстве по делам об административных правонарушениях является:

— соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях;

— соответствие КоАП РФ и другим законам определений, постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, принимаемых органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать указанные дела.

2. Субъектами прокурорского надзора при производстве по делам об административных правонарушениях являются:

— прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры военных и иных специализированных прокуратур;

— прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры военных и иных специализированных прокуратур.

Пределы прокурорского надзора при производстве по делам об административных правонарушениях: прокурорский надзор может осуществляться по всем делам об административных правонарушениях на любой их стадии, за исключением дел, находящихся в производстве суда, т.е. стадии судебного производства.

Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора по делам об административных правонарушениях перечислены в ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1.

Результатом прокурорского надзора в случае выявления нарушения законов по делам об административных правонарушениях может являться:

— представление об устранении нарушений закона;

— постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении должностного лица или руководителя органа, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

— предостережение о недопустимости нарушения закона.

Из практики прокурорского надзора по административным делам (журнал «Законность», N 12, декабрь 2015 г.)

Из практики прокурорского надзора по административным делам

Журнал «Законность», N 12, декабрь 2015 г., с. 30-31.

Избиратель не вправе обжаловать решение о назначении председателя избирательной комиссии, как не затрагивающее его избирательных прав.

П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления избирательной комиссии одного из субъектов РФ о назначении председателем территориальной избирательной комиссии района Б., ссылаясь на то, что, будучи гражданкой Российской Федерации, Б. не утратила и гражданство Украины, тогда как в соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 67-ФЗ) граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства, не могут быть членами избирательной комиссии.

Апелляционной инстанцией в удовлетворении заявления отказано.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ решение суда отменила и прекратила производство по делу, указав следующее.

Разрешая требования П. по существу, суд первой инстанции пришёл к выводу, что он имеет право на обращение в суд с заявлением о признании незаконным оспариваемого постановления избирательной комиссии. При этом суд руководствовался подп. 28 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому в понятие «избирательные права граждан» включается, наряду с другими правами, право участвовать в наблюдении за работой избирательных комиссий, и сделал заключение о том, что П. вправе оспаривать решение избирательной комиссии о назначении председателя территориальной комиссии.

С таким выводом не согласилась судебная коллегия Верховного Суда РФ, отметив, что право наблюдения за работой избирательной комиссии как элемент избирательных прав граждан заключается в наблюдении за проведением голосования, подсчётом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов (подп. 42, 43 ст. 2, пп. 3, 4, 6, 7 ст. 30 Федерального закона N 67-ФЗ).

Действующим избирательным законодательством предусмотрена возможность обжалования в суд решений комиссий, нарушающих избирательные права граждан.

В соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального закона N 67-ФЗ председатель территориальной комиссии назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением избирательной комиссии субъекта Федерации.

Оспариваемое заявителем решение избирательной комиссии не связано с проведением голосования, подсчётом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, в связи с чем ошибочным является вывод о том, что обращение заявителя в суд обусловлено реализацией его права по наблюдению за работой избирательной комиссии.

Поскольку оспариваемое решение избирательной комиссии, принятое по организационному вопросу, избирательные права П. со всей очевидностью не затрагивает, у суда первой инстанции не было правовых оснований для принятия заявления к производству и разрешения заявленных требований по существу.

Этот вывод согласуется с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в пп. 14 и 20 постановления от 31 марта 2011 г. N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Читайте так же:  Что грозит за оскорбление сотрудника полиции

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:

— материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;

— новое законодательство и его комментарий;

— организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);

— материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;

— дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.

Статья 24.6. Прокурорский надзор

СТ 24.6 КоАП РФ

Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Комментарий к Ст. 24.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Полномочия прокурора как участника производства по делу об административном правонарушении перечислены в ст. 25.11 КоАП РФ, поэтому правила комментируемой статьи должны учитываться вместе с тем, что прокурор в пределах своих полномочий вправе:

— возбуждать производство по делу об административном правонарушении (см. ст. 28.4 КоАП РФ; фактически прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении);

— участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела (ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ);

— приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия (ст. ст. 30.10, 30.12 КоАП РФ).

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ).

Анализ законодательства позволяет заключить, что прокурор может быть участником производства по делу об административном правонарушении только в том случае, если он возбуждал дело об административном правонарушении либо если лицом, привлекаемым к административной ответственности, является несовершеннолетний. В этих случаях судья, орган (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав), рассматривающие дело, обязаны известить прокурора о месте и времени рассмотрения дела одним из способов, предусмотренных ст. 25.15 КоАП РФ.

В остальных случаях прокурор не является участником производства по делу об административном правонарушении и извещать его о рассмотрении дела не требуется.

Вместе с тем положения ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», устанавливающей право прокурора приносить протест, во взаимосвязи со ст. 10 этого же Закона, определяющей порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений, презюмируют, что прокурор вправе приносить протест на постановление и (или) решение, вынесенные по делу об административном правонарушении, даже в том случае, если он не возбуждал дело или лицо, привлекаемое к административной ответственности, не является несовершеннолетним (т.е. когда прокурор не являлся участником производства по делу, но при этом заинтересованный участник производства по делу обратился к нему с просьбой о принесении протеста на постановление и (или) решение, вынесенные по делу об административном правонарушении, в защиту своих субъективных прав и законных интересов (см. п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ)). О рассмотрении протеста прокурор должен быть извещен наряду с другими участниками производства по делу об административном правонарушении.

Статья 24.6 КоАП РФ. Прокурорский надзор (действующая редакция)

Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к Ст. 24.6 КоАП РФ

1. Порядок осуществления прокурорского надзора, а также полномочия прокуроров по осуществлению прокурорского надзора при производстве по делам об административных правонарушениях регулируются гл. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Предметом прокурорского надзора при производстве по делам об административных правонарушениях является:

— соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях;

— соответствие КоАП РФ и другим законам определений, постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, принимаемых органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать указанные дела.

2. Субъектами прокурорского надзора при производстве по делам об административных правонарушениях являются:

— прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры военных и иных специализированных прокуратур;

— прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры военных и иных специализированных прокуратур.

Пределы прокурорского надзора при производстве по делам об административных правонарушениях: прокурорский надзор может осуществляться по всем делам об административных правонарушениях на любой их стадии, за исключением дел, находящихся в производстве суда, т.е. стадии судебного производства.

Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора по делам об административных правонарушениях перечислены в ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1.

Результатом прокурорского надзора в случае выявления нарушения законов по делам об административных правонарушениях может являться:

— представление об устранении нарушений закона;

— постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении должностного лица или руководителя органа, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

Видео (кликните для воспроизведения).

— предостережение о недопустимости нарушения закона.

Источники

Прокурорский надзор по административным делам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here