Прокурор в административном деле процессе

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Прокурор в административном деле процессе". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Прокурор в административном деле процессе

Статья 39. Участие прокурора в административном деле

1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители — в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры — в гарнизонный военный суд, районный суд.

3. Административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса.

4. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ.

6. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

7. Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 213-ФЗ)

http://mvf.klerk.ru/kas/39.htm

Прокурор в административном деле процессе

§ 5. Прокурор в делах административного судопроизводства

1. Понятие и основания участия прокурора в административном судопроизводстве. Участие прокурора основано на ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» , согласно которой прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

http://kommentarii.org/2017/administrativnoe_sudoproizvodstvo/page19.html

Особенности участия прокурора в административном судопроизводстве

С 15 сентября 2015 года в России начал действовать новый кодекс – Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ), регламентирующий процедуру разрешения административных споров.

Руководствуясь нормами нового кодекса суды теперь рассматривают административные дела, для производства по которым ранее использовались нормы гражданского процесса.

Полномочия прокурора как лица, участвующего в деле, закреплены в ст. 39 КАС РФ.

Так, прокурор может участвовать в деле путем подачи административного иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Возможность обращения прокурора в защиту интересов гражданина обусловлена исключительно личными особенностями гражданина, когда он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ч. 7 ст. 39 КАС еще одной формой участия прокурора в административном судопроизводстве является вступление в процесс в целях дачи заключения по административному делу.

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), в том числе обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. Если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

При отказе прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

Отсутствие у прокурора права на заключение соглашения о примирении обусловлено тем, что указанное исключительное право принадлежит только сторонам по делу, т.е. субъектам спорного материального правоотношения, к числу которых прокурор не относится.

Читайте так же:  Приказ о запрете курения на рабочем месте

Поскольку на прокурора, предъявившего административный иск, в силу ст. 62 КАС РФ возложено бремя доказывания, он при подготовке административных исковых заявлений обязан обеспечить их качество (полноту и аргументацию), представить в суд надлежащую доказательственную базу.

Прокурор вступает в процесс и дает заключение по следующим административным делам: об оспаривании нормативных правовых актов; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан; о реадмиссии (депортации мигранта в страну, из которой он прибыл); об установлении, продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений; о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина или о его психическом освидетельствовании в указанном порядке.

Положения КАС РФ предусматривают рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства, которое происходит без проведения устного разбирательства, судом исследуются только письменные доказательства. Если в указанный судебный процесс предусмотрено вступление прокурора, он представляет заключение в письменной форме.

Не вступившее в законную силу судебное постановление может быть обжаловано лицами, участвующими в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле.

В случае, если в рассмотрении административного дела участвовал прокурор, с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов в течение 6 месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные способы обжалования судебного акта, вправе обращаться Генеральный прокурор РФ и его заместители – в любой суд кассационной инстанции; прокурор области – соответственно в президиум областного суда.

http://www.prokuror-rostov.ru/law_explanation/152250/152552/

Статья 39. Участие прокурора в административном деле

Ст. 39 КАС РФ

1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители — в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры — в гарнизонный военный суд, районный суд.

3. Административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса.

4. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

5. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

6. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

7. Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

http://kodasrf.ru/razdel-1/glava-4/st-39-kas-rf

Полномочия прокурора в административном судопроизводстве

С 15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ). Он регулирует порядок осуществления судопроизводства при рассмотрении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, а также других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных или иных публичных полномочий.

Вопросы участия прокурора в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции закреплены в статье 39 КАС Российской Федерации. Эти полномочия, как и в гражданском процессе, реализуются прокурором в трех формах:

— путем обращения в суд с административными исковыми заявлениями, указанными в части 1 статьи 39 КАС РФ;

— путем вступления в процесс для дачи заключения;

— путем обжалования в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, а также путем пересмотра по новым и вновь открывшимся обстоятельствам постановленных судебных актов.

Законодатель предоставил прокурору право защищать права, свободы и законные интересы социально слабозащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних), поскольку указанные лица по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав. Именно в интересах таких лиц прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением. Для этого гражданину необходимо обратиться к прокурору с письменным заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов.

Читайте так же:  Срок исковой давности для исковых заявлений

Несмотря на отсутствие в КАС РФ указания уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, он должен в обращении изложить мотивы, по которым не может самостоятельно обратиться в суд. Право оценки уважительности этих причин принадлежит суду.

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанности по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. Если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов конкретного гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения. Данное процессуальное действие возможно лишь в случае, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

Также КАС РФ предусмотрено, что прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных данным Кодексом. К ним относятся дела: об оспаривании нормативных правовых актов; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме; о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в предназначенное для этого специальное учреждение; об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора; о госпитализации в недобровольном порядке гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также в медицинскую противотуберкулезную организацию.

Главная задача прокурора при даче заключения — своевременное пресечение и недопущение нарушений законодательства, прав и охраняемых законом интересов граждан, злоупотреблений этими правами, а в необходимых случаях – их восстановление путем принятия мер реагирования на нарушения норм материального и процессуального права.

Заключение по делу дается прокурором в целях содействия осуществлению правосудия, реализации задач административного судопроизводства, обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности. В данном случае прокурор не выступает на стороне кого-либо из участников процесса, а объективно дает независимое заключение по обстоятельствам дела.

http://sevproc.ru/polnomochiya-prokurora-v-administrativnom-sudoproizvodstve

Органы прокуратуры как субъекты административного процесса

Законодательство об административных правонарушениях признает прокурора как представителя государственно-властных структур участником производства по делам об административных правонарушениях.

Как отмечается в статье 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Объем полномочий прокурора установлен положениями статьи 25.11 КоАП РФ. Так, прокурор в пределах своих полномочий вправе:

— возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

— участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

— приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.

Статья 28.4 КоАП РФ определяет, во-первых, исчерпывающий перечень тех административных правонарушений, возбуждение дел по которым возлагается только на прокурора, а во-вторых, предоставляет прокурору право при осуществлении надзорных полномочий возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится в определенные законом сроки (ст. 28.5 КоАП РФ) и должно содержать установленные статьей 28.2 КоАП РФ сведения.

Постановление прокурора направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента вынесения постановления, а если возбуждено дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, прокурор направляет такое постановление судье немедленно.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно отвечать требованиям, установленным статьей 29.12 КоАП РФ.

Участие прокурора в рассмотрении дела об административном правонарушении связано с его полномочиями по возбуждению дел.

Участвуя в рассмотрении дела, прокурор вправе предъявлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по возникающим вопросам.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возлагает на органы прокуратуры надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних (ст. 10 Закона). В связи с этим прокурор, как правило, присутствует на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Кодекс устанавливает указанный выше порядок извещения прокурора о месте и времени рассмотрения дела как в упомянутых комиссиях , та и в других органах административной юрисдикции. Присутствие прокурора при рассмотрении дел об административных правонарушениях несовершеннолетних является дополнительной гарантией прав и свобод лиц, не достигших совершеннолетия.

Право прокурора приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ.

Протест может быть принесен на судебные акты, в том числе, которые не разрешают дело по существу (например, определение о возвращении дела об административном правонарушении).

Статья 30.1 КоАП РФ определяет органы и должностных лиц, которым адресуется протест. В их числе вышестоящие должностные лица, судебные и иные органы.

Читайте так же:  Квитанция на штраф за административное правонарушение

На постановление по делу об административном правонарушении могут быть поданы жалоба и протест в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Десятидневный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу (ст. 30.3 КоАП РФ), а также по ходатайству прокурора, принесшего протест, о чем разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, а также решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов на них могут быть опротестованы прокурором субъекта РФ или его заместителем. Такие протесты приносятся на имя председателя суда соответствующего субъекта РФ в случаях несоответствия указанных решений процессуальным требованиям, установленным статьями 30.6 и 30.7 КоАП РФ, а также в связи с неправильным применением норм материального права.

http://www.prokuror-rostov.ru/law_explanation/152250/113249

Участие прокурора в административном судопроизводстве

С 15 сентября 2015 года вводится в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Он регулирует порядок осуществления такого судопроизводства при рассмотрении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, а также других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных или иных публичных полномочий.

Положения данного Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.

Вопросы участия прокурора в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции закреплены в статье 39 КАС РФ. Эти полномочия, как и в гражданском процессе, реализуются прокурором в трех формах:

Видео (кликните для воспроизведения).

— путем обращения в суд с административными исковыми заявлениями, указанными в части 1 статьи 39 Кодекса;

— путем вступления в процесс для дачи заключения;

— путем подачи апелляционных представлений на решения судов первой инстанции, кассационных представлений на вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные акты, за исключением судебных актов Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

Основанием для предъявления административного искового заявления в суд является письменное обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор принимает исчерпывающие меры к сбору необходимых доказательств.

Отсутствие в КАС РФ перечня упомянутых в части 1 статьи 39 уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, не освобождает прокурора при подготовке административного искового заявления в таком случае от выполнения указанных требований закона и приведения мотивов, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд. Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит суду.

При обращении в суд с административным исковым заявлением прокурорам необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, обеспечивать полноту и аргументированность заявлений с представлением исчерпывающих доказательств.

Из смысла статьи 130 КАС РФ следует, что несоблюдение прокурором установленных требований при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина влечет оставление административного искового заявления прокурора без движения.

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. Если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов конкретного гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

Условия и порядок подачи апелляционных и кассационных представлений предусмотрены в главах 34 и 35 КАС РФ, многие нормы которых воспроизводят положения ГПК РФ в действующей редакции.

http://www.prokuror-rostov.ru/law_explanation/152250/175522/

Статьи по предмету Административное право

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

http://justicemaker.ru/view-article.php?id=25&art=5357

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Полномочия прокурора в сфере производства по делам об административных правонарушениях

Прокуратура края (Краснодарский край). 11 ноября 2019, 14:49

В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ прокурор обладает полномочием возбуждать дело об административном правонарушении по отдельным составам, перечисленным в КоАП РФ, принимать участие при рассмотрении таких дел и обжаловать принимаемое решение. Кроме того, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ.

Читайте так же:  Военные суды рассматривают административные дела

Реализация полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется путем:

возбуждения дела об административном правонарушении, проведения административного расследования;

участия в рассмотрении дела об административном правонарушении;

принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление независимо от участия в деле, в том числе по результатам рассмотрения поступивших обращений;

совершения иных предусмотренных федеральным законодательством действий.

Таким образом, в сфере внимания прокуроров оказывается весь законодательный массив, устанавливающий ответственность за совершение административных правонарушений.

Однако надзорные функции, закрепленные за прокурором ст. 24.6 КоАП РФ, не распространяются на сферу производства по делам об административных правонарушениях в судах.

Часть 2 ст. 25.11 КоАП РФ говорит лишь о необходимости извещения прокурора о рассмотрении дела, возбужденного им самим или дела в отношении несовершеннолетнего. По таким делам прокурор вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, предоставлять доказательства и пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством об административных правонарушениях (п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ).

Кроме того, прокуроры обязаны участвовать в рассмотрении судами дел в отношении, так называемых специальных субъектов (в отношении судей, членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, кандидатов в Президенты, в депутаты Государственной Думы РФ, в депутаты представительных органов власти субъектов РФ и высших должностных лиц муниципальных образований и др.), независимо от того, кем возбуждено дело.

Исходя из анализа норм закона, а также организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, фактически на сегодняшний день к рассматриваемым судами делам, где допускается участие прокурора, относятся:

— во-первых, дела, возбужденные прокурором и пересматриваемые по инициативе самого прокурора или других участников процесса;

— во-вторых, дела, возбужденные иными органами, где инициатором пересмотра явился прокурор, принесший протест по результатам проведения проверки;

— в-третьих, дела в отношении лиц «с особым правовым статусом»;

— в-четвертых, дела в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, участие прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях в указанных формах вызвано необходимостью пресечения противоправных действий лицами их совершившими, несения ими соразмерной ответственности (в случае возбуждения прокурором дела об административном правонарушении), а также необходимостью обеспечения законности, достижения общественно значимых результатов, восстановления справедливости (в случае участия по делам в отношении несовершеннолетних, специальных субъектов, принесения протеста).

http://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1731312/

Статья 39. Участие прокурора в административном деле

Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ) 21-ФЗ

  • проверено сегодня
  • кодекс от 27.01.2020
  • вступила в силу 15.09.2015

Ст. 39 КАС РФ в последней действующей редакции от 1 октября 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Раздел I общие положения

Глава 4. Лица, участвующие в деле, и другие участники судебного процесса

Статья 39. Участие прокурора в административном деле

1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители — в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры — в гарнизонный военный суд, районный суд.

3. Административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса.

4. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несёт процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ.

6. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

7. Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

http://dogovor-urist.ru/m/%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B/%D0%BA%D0%B0%D1%81_%D1%80%D1%84/%D1%81%D1%82_39/

Прокурор в административном судопроизводстве

С 15 сентября 2015 года на территории России действует Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Слово «административный» наводит отдельных граждан на мысль, что этим Кодексом регулируется производство по делам об административных правонарушениях (например, о нарушениях правил дорожного движения и других).

Однако это не так. Кодекс отражает специфику административного (от слова «администрация») судопроизводства и содержит соответствующие термины. Прежде всего, это такие понятия, как «административный истец», «административный ответчик», «административный иск».

Специфика данного Кодекса заключается в том, что с одной стороны выступает гражданин, а с другой — органы власти.

Читайте так же:  Срок давности отпуска

Кодексом также определены полномочия прокурора в административном судопроизводстве.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Участие прокурора в делах, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, не ограничивается указанными случаями.

Так, часть 7 статьи 39 КАС РФ обязывает прокуроров вступать в административный процесс и давать заключения по делу в предусмотренных законодательством случаях, к которым отнесены дела:

— об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 213 КАС РФ);

— о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (ст. 243 КАС РФ);

— о недобровольной госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, или о продлении срока его пребывания в таком учреждении (ст. 277 КАС РФ);

— о недобровольной госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию (ст. 283 КАС РФ).

При обращении прокурора в суд в защиту прав граждан необходимым условием является невозможность для гражданина по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам самостоятельно обратиться в суд. Поэтому соответствующие обстоятельства должны быть приведены в административном исковом заявлении прокурора.

Из указанного следует, что прокурор не во всех случаях обладает процессуальными полномочиями на обращение в суд в интересах гражданина. Зачастую по результатам проведенной прокурорской проверки отсутствуют и правовые (материальные) основания на обращение в суд с заявлением.

В рамках КАС РФ прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца, а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

Прокурор не имеет права на заключение мирового соглашения, он освобожден от обязанности по уплате судебных расходов. К прокурору не может быть предъявлено встречное административное исковое заявление.

Количество дел, рассматриваемых в административном судопроизводстве с участием прокурора пока не велико.

В 2018 году прокуратурой Гагаринского района города Севастополя обеспечено участие по 3 административным делам о недобровольной госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст. 277 КАС РФ). Решения вынесены в соответствии с позицией прокурора, участвующего в деле.

Кроме того, прокуратурой района обеспечено участие в порядке ст. 243 КАС РФ в административном деле по административному иску кандидатов в депутаты к Территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя о признании подсчета голосов недостоверными, отмене решения об итогах голосования. Прокурор, участвующий в деле, дал заключение о законности действий Территориальной избирательной комиссии. Суд согласился с доводами прокурора и в иске отказал.

Кодекс систематизировал правила для разрешения споров между гражданами и государством, со временем, возможно, количество таких дел будет увеличиваться. Однако принципиальных сложностей с применением положений КАС РФ ни у административных истцов (ответчиков), ни у прокуроров не возникает.

Информация подготовлена старшим помощником прокурора Гагаринского района города Севастополя Ковалевской В.В.

http://sevproc.ru/prokuror-v-administrativnom-sudoproizvodstve

Статья 39 КАС РФ. Участие прокурора в административном деле

1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители — в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры — в гарнизонный военный суд, районный суд.

3. Административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса.

4. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ.

6. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

7. Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://rulaws.ru/kas/RAZDEL-I/Glava-4/Statya-39/

Прокурор в административном деле процессе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here