Производство по гражданским и административным делам

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Производство по гражданским и административным делам". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Исполнительное производство в гражданском процессе: общие положения, сущность, задачи

Сущность исполнительного производства гражданского процесса

Право на судебную защиту состоит в вынесении судом законных и обоснованных решений, а также в своевременном их исполнении. С помощью исполнения судебного акта на практике защищаются права и охраняются законом интересы как граждан, так и предприятий.

В соответствии с судебным решением должники должны осуществить некоторые действия (возврат долга, освобождение жилого помещения, снос гаража и др.). Если не происходит исполнение добровольного решения, то его исполняют принудительно, в соответствии с порядком исполнительного производства.

Исполнительное производство в гражданском процессе представляет собой самостоятельный этап гражданского процесса, в котором в установленном законодательном порядке происходит обеспечение исполнения решений, определения и постановления судов по определенному гражданскому или административному делу, судебных приговоров по части имущественного взыскания, а также тех, которые подлежат исполнению через другие акты.

На этом этапе процесса используют принудительные меры, которые концентрируются на выполнении должниками обязанностей, которые на них возлагаются.

Действия в области исполнения постановлений и актов суда и прочих юрисдикционных органов могут совершать судебные исполнители (приставы), которые состоят при районных (городских) судах.

КАС РФ расширил меры процессуального принуждения

Таким образом, если суд сочтет рассмотрение конкретного дела невозможным без явки сторон, то они могут быть доставлены в зал судебного заседания посредством привода.

Иными мерами процессуального принуждения, предусмотренными КАС РФ, являются ограничение судом выступления или лишение участника процесса слова, удаление из зала судебного заседания и штрафы (ст. 118, 119, 122 КАС РФ).

Конкретизированные процессуальные сроки

Сроки в Кодексе конкретизированы, они могут исчисляться часами, сутками и т.д. Срок начинает идти на следующий день после определения нарушения.

Если срок исчисляется сутками, то он заканчивается в 24 часа последних суток. Если срок исчисляется месяцами, то он заканчивается последнее число месяца. Если срок исчисляется годами, то он заканчивается в последний год, месяц и число срока. Если жалоба, платеж переданы в соответствующий орган до 24 часов последнего дня срока, нарушения сроков не будет.

Производство по гражданским и административным делам

Всего решений в базе: 4 4 4 2 9 5 2 0

Всего найдено документов: 44429520. Показано документов: 1000

Поступило: 6 февраля 2020 г.
Решение вынесено: 7 февраля 2020 г.

ООО «ЧОО «Ветераны спецслужб»
Генеральному директору ООО «ЧОО»Ветераны Спецслужб»

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга 12-90/2020

Поступило: 6 февраля 2020 г.
Решение вынесено: 7 февраля 2020 г.

ООО «ЧОО «Ветераны спецслужб»
Генеральному директору ООО «ЧОО» Ветераны Спецслужб»

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга 12-91/2020

Поступило: 31 января 2020 г.
Решение вынесено: 7 февраля 2020 г.

Хафиз Ахсан Мухаммад Наим

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга 1-111/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 7 февраля 2020 г.

Таганский районный суд Москвы 01-0056/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 7 февраля 2020 г.

Таганский районный суд Москвы 01-0056/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 7 февраля 2020 г.

Жуков Максим Александрович
ООО МФК «Лайм-Займ»

Магаданский городской суд Магаданской области 22-47/2020

Поступило: 6 февраля 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Хайдарова Нигора Эралиевна


Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга 5-69/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

АО «Водные технологии»
Лыкова В.М.

Куйбышевский районный суд г. Самара 11-147/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Джобиров Мухаммад Махмараджабович

Первомайский районный суд Оренбургской области 1-14/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Возженников Евгений Сергеевич

Пермский краевой суд 22-805/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Ташкинов Виктор Викторович

Пермский краевой суд 22-819/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Амосов Валентин Васильевич
УПФ по Усть-вымскому району

Усть-Вымский районный суд Республики Коми 11-62/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Нурмагомедов Алиабас Мурадович

Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан 1-22/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Эктов Алексей Алексеевич
Информация скрыта

Ленинский районный суд г. Тамбов 1-40/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Краснов Владимир Николаевич
ООО «Эксперт Финанс»

Московский районный суд г. Чебоксары 11-48/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Рыбаков Дмитрий Владимирович

Индустриальный районный суд г. Хабаровск 12-115/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Зуйков А.Н.
ЦАФАП ГИБДД МВД по РТ

Альметьевский городской суд Республики Татарстан 12-87/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Гимадиев Тагир Гербертович
Королева Севтлана Игоревна
ПАО СК Росгосстрах

Верховный Суд Республики Башкортостан 33-3000/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Гигель Артем Егорович
Качесов Николай Николаевич

Верховный Суд Республики Хакасия 7р-22/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Производство по гражданским и административным делам

Всего решений в базе: 4 4 4 2 9 5 2 0

Всего найдено документов: 44429520. Показано документов: 1000

Калининградский областной суд 22-216/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Ковбасюк Александр Викторович

Пермский краевой суд 22-789/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Журавлев А.Ю.
ОП № 16 «Япеева» УМВД России по г. Казани
Файзрахманова Р.Р.

Вахитовский районный суд г. Казань Республики Татарстан 2а-1414/2020 (М-448/2020)

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Дячук Евгений Юрьевич

Падунский районный суд г. Братска Иркутской области 1-122/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Власова Елена Борисовна

Пермский краевой суд 22-813/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Рыбаков Дмитрий Владимирович

Индустриальный районный суд г. Хабаровск 12-118/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Морозов Виктор Михайлович

Мариинский городской суд Кемеровской области 5-16/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Мокрушин Юрий Андреевич

Игринский районный суд Удмуртской Республики 1-29/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Авходеев Марат Мансурович
Авходеева Залифа Айратовна

Верховный Суд Республики Башкортостан 33-2891/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

ИП Орлова Людмила Алексеевна
Супрунов Иван Андреевич

Тульский областной суд 33-517/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Луенко Сергей Владимирович

Бикинский городской суд Хабаровского края 10-1/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Вишняков Яков Николаевич

Свердловский районный суд г. Кострома 1-84/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Калатушкин Григорий Валентинович

Пермский краевой суд 22-810/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Аюкаева М.Х.
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ (межрайонное)

Сызранский городской суд Самарской области 2-531/2020 (М-159/2020)

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Скворцов Евгений Валерьевич

Ингодинский районный суд г. Чита 1-150/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Мануйлова Ольга Геннадьевна
ООО «ГАЗ Эксплуатация»
Шкляева Валентина Григорьевна

Черняховский городской суд Калининградской области 9-18/2020 (M53/2020)

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Жаворонков Сергей Владимирович

Пермский краевой суд 22-801/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Гетц Ольга Николаевна
Судебный пристав-исполнитель ОСП г. Великие Луки

Псковский областной суд 33а-284/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Рипич Денис Николаевич

Белокалитвинский городской суд Ростовской области 1-115/2020

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

Администрация муниципального района Похвистневский Самарской области
Обухов В.В.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

Похвистневский районный суд Самарской области 2-107/2020 (М-99/2020)

Поступило: 23 января 2020 г.
Решение вынесено: 6 февраля 2020 г.

ГПК или КАС: почему суды ошибаются в подведомственности

До 15 сентября 2015 года обжаловать акты, решения или действия органов власти можно было в гражданском судопроизводстве, но в особом порядке – согласно гл. 24 и 25 Гражданского кодекса. Теперь практически все подобные иски попадают под действие Кодекса об административных правонарушениях. В то же время, по правилам гражданского судопроизводства, суд оценивает те акты, из которых возникают гражданские права и обязанности – например, когда лицо получает право на какое-либо имущество. Такие разъяснения даны в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ».

Сложный выбор

Правила сформулированы очень абстрактно, а конкретизирующих постановлений со стороны ВС немного, говорит партнер юрфирмы «Шаймарданов и партнеры» Айнур Ялилов. Поэтому судьи могут сомневаться, в каком порядке рассмотреть дело. Спорные ситуации возникают тогда, когда в одном деле есть и административный, и гражданско-правовой компоненты, делится управляющий партнер АБ «Юг» Юрий Пустовит. «Например, по распоряжению местной администрации снесли здание, которое она считала самостроем, – здесь нарушено гражданско-правовое право собственности, но нарушено согласно властно-распорядительному акту органа власти, – приводит примеры Пустовит. – Или площадь участка уменьшилась из-за незаконных поправок Росреестра: тоже нарушено право собственности, но суд должен будет оценить законность действий чиновников».

По словам Ялилова, каждый судья пытается истолковать разъяснения Верховного суда самостоятельно, чтобы применить их в конкретном деле. В итоге по аналогичным вопросам двое судей могут вынести разные процессуальные решения. Суды общей юрисдикции ошибочно относят административные дела к гражданским, и эта проблема носит системный характер, отмечает адвокат «Инфралекса» Михаил Гусев.

Если суд придет к выводу, что требования поданы в неправильном порядке, он выносит определение об отказе в принятии иска или административного иска. Если судья сомневается, ему удобнее отказать: в этом случае по спорному вопросу может высказаться апелляция. Ведь отмены определений, как правило, не влияют на общую статистику судьи, рассказывает Ялилов. Если же судья принял к рассмотрению спор, который был разрешен в неправильном судопроизводстве, то это уже очень грубое нарушение, объясняет юрист.

Верховный Суд Чувашской Республики — Чувашии 22К-292/2020
Видео (кликните для воспроизведения).

Возможно и такое, что ошибка не исправлена, а спор рассмотрен с нарушением правил подведомственности. Выбор неправильного вида судопроизводства создает для истца большие проблемы из-за разных принципов гражданского и административного процессов. В первом случае исходят из равенства истца с ответчиком, которые обладают схожими процессуальными правами. Во втором случае гражданину дают больше прав, а госоргану больше обязанностей, соответственно распределяется и бремя доказывания. Если административный спор разрешили по правилам гражданского – значит, лишили гражданина процессуальных прав и возможностей, которые полагаются ему по закону. Ошибки здесь ведут и к тому, что дело рассматривает другой суд, говорит Ялилов. Если дело касается земельных участков, то, вынужденно подавая иск в гражданском судопроизводстве, нужно будет адресовать его по месту нахождения участка, рассказывает юрист, в то время как административный иск подается по месту нахождения органа власти.

Нельзя спорить бесконечно

Граждане не должны страдать от сомнений судов, которые не знают, в каком судопроизводстве разрешать дело, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Юрий Жилин* решил оспорить отказ местной администрации выделить ему в собственность садовый участок. Сначала он подал административный иск, но заявление возвратили и указали, что дело надо разрешать в гражданско-правовом порядке. Такое решение Сургутского городского суда «засилил» суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Жилин так и сделал: подал гражданский иск. Сургутский горсуд его удовлетворил, но суд ХМАО-Югры вопреки своей же позиции в предыдущем деле прекратил производство. Он объяснил, что вопрос надо решать, наоборот, в административном порядке. С этим не согласился Верховный суд, который отменил этот акт. Если Жилину нельзя обратиться в суд ни в гражданском, ни в административном порядке – получается, у него вообще отняли право на судебную защиту, гласит определение ВС № 69-КГ17-17. В итоге дело направили на новое рассмотрение в апелляцию.

Как определить подведомственность спора

Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер – то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК, объясняет Пустовит.

По его словам, обычный гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 ГК. В частности, это:

  • договоры и другие сделки;
  • акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
  • причинение вреда;
  • неосновательное обогащение.

В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок – ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ – ему стоило бы подать обычный [гражданский] иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.

Какие дела разрешаются в порядке КАС: мнение Верховного суда

  • Гражданин оспаривает отказ местных властей выделить ему бесплатно садовый участок (определение № 20-КГ17-17, 20-КГ17-16).
  • Гражданин оспаривает акт местных властей о порядке демонтажа самовольных построек (определение № 11-АПГ17-9).
  • Гражданин оспаривает бездействие местной администрации, которая не подключает его дом к сети водоснабжения (определение № 45-КГ17-4).
  • ТСЖ обжалует постановление муниципальных властей, которые наложили сервитут на ее участок (определение № 11-КГ17-18).
  • Казенное предприятие хочет признать незаконными предписания Государственной инспекции труда (определение № 29-КГ17-5).

Какие дела разрешаются в порядке ГПК: мнение Верховного суда

  • Прокурор оспаривает акты местной власти, в результате которых ряд граждан получили участки, а затем некоторые из них были проданы третьим лицам (№ 27-КГ17-11).
  • Бывшая военнослужащая, не согласная с полученной характеристикой, подала иск о защите чести и достоинства (№ 201-КГ17-35).
  • Гражданка решила обязать местные власти выдать ей звание «Ветеран труда» (№ 53-КГ17-8).

Разрушить процессуальный барьер

Если истец ошибся и подал неправильное заявление – это не должно тормозить процесс, убежден Пустовит. Вместо того, чтобы отказывать в принятии иска, возвращать его или оставлять без движения, суд должен сам определить верный вид судопроизводства, информировать об этом участников процесса и рассмотреть дело по закону, считает адвокат. Такое разъяснение он предлагает включить в закон или закрепить в судебной практике.

Подобный подход применила административная коллегия Верховного суда в одном из недавних споров, где истица заявила в административном иске сразу несколько требований к Министерству социальной политики Красноярского края. Суд принял часть требований, а другую часть отклонил, потому что их надо рассматривать в другом – гражданском – судопроизводстве. Вместо этого их надо было самостоятельно принять и разрешить по правилам ГПК, указал ВС. Это согласуется с постановлением КС № 28-П от 11 ноября 2014 года, где говорится о том, что правосудие должно быть процессуально эффективным, без неоправданных задержек при рассмотрении дел, уточняется в определении № 53-КГ17-8.

Еще более детальные разъяснения Верховный суд дал в свежем определении № 81-КГ17-27:

Вид судопроизводства (гражданское или административное) выбирает суд. Он должен передать заявление для рассмотрения в тот же суд, но в другом порядке, а не прекращать дело.

*Имя и фамилия изменены редакцией.

По каким критериям суд определил в каком порядке (гражданском или административном судопроизводстве)

должно рассматриваться дело заявителя? Мое дело перевели с админимтративного на гражданское.

Здравствуйте, читайте положения КАС РФ и ГПК РФ относительно предмета регулирования.

КАС РФ, Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса

1. Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также — суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 103-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

1.1) об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 18-ФЗ)

2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — экзаменационные комиссии);

6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

3. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:

1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

2) о прекращении деятельности средств массовой информации;

2.1) об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 01.05.2017 N 87-ФЗ)

3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее — административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);

4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее — иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее — специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее — административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);

5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также — административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);

6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке;

9) о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.

(п. 9 введен Федеральным законом от 28.06.2016 N 223-ФЗ)

3.1. Заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном настоящим Кодексом.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 05.04.2016 N 103-ФЗ)

4. Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

5. Положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

КАС РФ: отличия от Гражданского процессуального кодекса РФ

В прошлом году был введен в действие Кодекс административного судопроизводства. Во многом он имеет сходство с Гражданским процессуальным кодексом. Однако некоторые нормы КАС РФ по праву можно считать новеллами. Рассмотрим их в статье.

Cуды будут рассматривать административные дела по административным искам административного истца к административному ответчику (ст. 38 КАС РФ). Процессуальное положение указанных участников дела практически совпадает с положением сторон в гражданском процессе. Однако Кодекс административного судопроизводства расширяет понятие института соучастия. Теперь наряду с предусмотренным ГПК РФ процессуальным соучастием введено понятие коллективных административных исков граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц (ст. 42 КАС РФ). Подобные дела будут рассматриваться в случаях, когда ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц путем подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему.

КАС РФ сократил сроки апелляционного обжалования

  • о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
  • об административном надзоре;
  • о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;
  • о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке;
  • о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.

Сущность и задачи исполнительного производства

Исполнительное производство возбуждается не по причине рассмотрения гражданских дел в суде. В порядке исполнительного производства исполняются акты определенных несудебных органов (например, постановление прокурора о выселении в административном порядке, исполнительная надпись нотариального органа, решение КТС и др.). На основе подобных актов исполнительное производство ГПК может быть возбуждено без предшествующих стадий гражданского процесса.

Не следует в полной мере отождествлять исполнительное производство с исполнением постановлений суда. Как правильно отмечают учебники по гражданскому процессу, не любое постановление суда нуждается в исполнении (примером может быть решение суда об отказе в иске).

Помимо этого, большая часть судебных постановлений, которые необходимо исполнять, могут быть исполнены в добровольном порядке, не используя механизм принуждения со стороны государства.

Статья 459 ГПК в качестве задач исполнительного производства рассматривает:

  • обеспечить исполнение решений, определения и постановления суда в области гражданских и административных дел, приговоров, постановлений и определений судопроизводства по уголовным делам в части имущественных взысканий, подлежащих исполнению прочих актов,
  • осуществить контроль добровольного исполнения, а в некоторых ситуациях принудительного исполнения для охраны и защиты подтвержденных в установленном законом порядке прав гражданина, предприятия, учреждения, государства.

В соответствии со своим развитием исполнительное производство (ИП) должно пройти 3 стадии:

  • возбуждение ИП;
  • подготовительный этап принудительного исполнения;
  • исполнение акта суда или прочего акта по защите права.

Виды, сроки, доказательства производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях – это комплекс административно-процессуальных норм и деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, строящаяся на этих нормах, направленная на выявление обстоятельств административного правонарушения и разрешения дела в соответствии с законодательством.

Административно-процессуальные нормы изложены в КоАП РФ. Производство по делу включает в себя четыре стадии:

  • возбуждение дела;
  • рассмотрение дела;
  • пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  • исполнение постановлений.

Замечание 1

Третий пункт не носит обязательного характера, а является факультативным, так как может иметь место только при обжаловании судебного решения.

Виды производства по делам об административных правонарушениях

Выделяют четыре вида производств по делам об административных правонарушениях.

Обычное производство наиболее часто встречается в практике. Ускоренное производство ведется в случаях правонарушений, последствиями которых являются арест, административное приостановление деятельности, либо наказание за нарушенные требования закона о выборах и референдумах. Для ускоренного рассмотрения характерны сокращенные сроки, составление и подача жалобы на постановление, рассмотрение жалобы, пересмотр решения. Упрощенное производство имеет место, когда предупреждение подлежит оформлению на месте совершенного нарушения, здесь же налагается административный штраф. Протокол об административном правонарушении в данном случае не составляется. Все стадии производства составляют одно целое. Усложненное производство применяется при осуществлении комплексных мер, при проведении административного расследования, а также если наличествует третья стадия – пересмотр решения по делу. Этот вид производства занимает больше времени, чем обычное производство.

КАС РФ ввел обязанность для представителей иметь высшее юридическое образование

Введение такой нормы вызвало жаркие споры в юридическом сообществе. Возможно, это первый шаг к реформе юридического рынка, направленной на ограничение круга лиц, имеющих право заниматься представительством в судах. Эти предположения обусловлены тем, что до настоящего времени такого рода ограничений для представителей по гражданским и административным судебным делам не существовало. Вместе с тем законодатель не устанавливает такого обязательного требования к представителю, как наличие статуса адвоката (которое, в свою очередь, устанавливает уголовно-процессуальный закон).

Полагаем, что требование о предъявлении диплома о высшем юридическом образовании представителя участника административного разбирательства является чем-то средним между нормами ГПК РФ и Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующих институт представительства.

Особенности исполнения в гражданском процессе

Совершение исполнения судебных и прочих актов происходит в соответствующей процессуальной форме, а порядок работы органов принудительного исполнения находится под регламентом гражданско-процессуальных и других актов законодательства. Что касается гражданского процесса, то здесь для заинтересованных лиц должна быть обеспечена возможность участвовать в совершении исполнительных действий, при этом стороны исполнительного производства могут быть наделены необходимым объемом процессуальных прав.

В 10 разделе ГПК РФ (ст. 459-540) содержится информация об исполнительном производстве, регулирующем работу судов, судебных исполнителей и прочих участников исполнительного производства в области исполнения постановлений судов и прочих актов, защищающих права.

Процессуальные сроки и их исчисление

Процессуальные сроки установлены КоАП, и их обязаны соблюдать лица, фиксирующие нарушения.

Протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после установления нарушения. Если необходимо выяснить обстоятельства, получить данные по делу, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения. Если проводится расследование, документ составляется по завершении этого расследования. Если поступили ходатайства, или необходимо выяснить дополнительные обстоятельства, срок рассмотрения дела продлевается судьей, должностным лицом, но не более, чем на месяц. По этому поводу выносят определение.

Некоторые дела рассматриваются за 5 дней со дня получения протокола. Продление сроков не допускается.

Если дело влечет за собой арест или выдворение, то дело должно быть рассмотрено немедленно после получения протокола, не позднее 48 часов после задержания лица, совершившего нарушение.

Пять суток отводится на рассмотрение дел, где предполагается приостановление деятельности. Временный запрет деятельности включается в общий срок приостановления.

Введен механизм замены упраздненных органов

В заключение отметим, что пока сложно сделать однозначные выводы о том, нужен ли был КАС РФ российской судебной системе и как его новеллы повлияют на разрешение административных дел. Однако совершенно ясно одно: новшества практически не коснутся предпринимательства, так как его дела по-прежнему будут рассматриваться в соответствии с ГПК РФ.

ВС разъяснил новый порядок обжалования процессуальных решений по гражданским и административным делам

9 июля Верховный Суд РФ принял Постановление «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции».

Обжалование по новым правилам

В документе (п. 1) отмечается, что со дня начала функционирования указанных судов процессуальные решения по гражданским и административным делам подлежат обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и КАС РФ, действующими в редакции Закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ. Вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях, а также решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, протестов, и определения, препятствующие дальнейшему движению таких дел, обжалуются согласно нормам КоАП РФ, действующим в редакции Закона от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ.

При этом согласно ч. 7 и 8 ст. 7 Закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции процессуальные полномочия действующих судов апелляционных и кассационных инстанций по рассмотрению жалоб, поданных до дня начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются. Такие жалобы и представления подлежат рассмотрению по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов (п. 2 постановления).

Там же указано, что, если до рассмотрения указанных жалоб после начала деятельности вновь созданных судов другим лицом, участвующим в деле, была подана апелляционная, частная либо кассационная жалоба на тот же судебный акт, она рассматривается судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов.

Апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции мировыми судьями, районными судами и гарнизонными военными судами, которые были поданы до дня начала деятельности апелляционных судов, с началом их работы подлежат рассмотрению вышестоящими судами в качестве апелляционной инстанции в соответствии с нормами процессуального закона, действующими во время их рассмотрения.

Как отмечается в п. 3 постановления, кассационные жалобы на судебные акты, вступившие в силу до начала работы кассационных судов, со дня начала их работы должны подаваться в шестимесячный срок.

В п. 4 разъясняется, что заявление о восстановлении пропущенного срока обжалования, поданное до дня начала деятельности кассационных судов в суд первой инстанции и не рассмотренное до этого дня, со дня начала деятельности вновь созданных судов подлежит рассмотрению судом первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК. Данный срок восстанавливается в случае признания причин пропуска уважительными. Со дня начала деятельности кассационных судов заявление о восстановлении срока обжалования решений, вступивших в силу до этого дня, подается во вновь созданный суд.

Лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и законные интересы были нарушены вступившим в силу судебным актом и обжаловавшие его в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а также окружного (флотского) военного суда, со дня начала деятельности вновь созданных кассационных судов подают жалобу в судебную коллегию ВС РФ в шестимесячный срок.

При этом отмечается, что продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования решений по административным делам с началом деятельности кассационных судов не изменяются (п. 5 постановления).

Как указано в п. 6, при кассационном обжаловании определения суда, которым не оканчивается производство по гражданскому делу, в суд кассационной инстанции вместе с описью всех имеющихся в деле документов направляется сформированный по жалобе материал (оригинал жалобы и обжалуемого определения суда, а также копии необходимых для их рассмотрения документов, заверенные судом). При необходимости суд вправе истребовать как дополнительные материалы, так и дело полностью.

В п. 7 документа ВС отметил, что жалобы (протесты) на вступившие в силу постановления по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения таких жалоб (протестов), поданные со дня начала деятельности вновь созданных судов, подлежат рассмотрению кассационными судами и ВС РФ. При этом полномочия председателей судов кассационных инстанций и их заместителей по рассмотрению указанных жалоб, поданных в суды до начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются.

В заключительном пункте разъяснено, что определение, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к рассмотрению жалобы на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении и препятствующее дальнейшему движению данного дела (например, определение об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного срока), вступает в силу в порядке, аналогичном вступлению в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы.

Так, определение судьи районного суда, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление мирового судьи, и определение судьи областного суда (окружного (флотского) военного суда), вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление судьи районного суда (гарнизонного военного суда), вступают в силу в день их вынесения и с началом деятельности вновь созданных судов подлежат обжалованию в установленном КоАП порядке.

Определение, вынесенное судьей районного суда (гарнизонного военного суда) при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившие в силу постановление должностного лица и (или) решение вышестоящего органа, должностного лица, постановление коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ, подлежит обжалованию (опротестованию) в вышестоящий суд в предусмотренном КоАП порядке (как не вступившее в силу). При этом решение судьи вышестоящего суда, вынесенное по результатам обжалования, вступает в силу немедленно.

Эксперты указали, какие вопросы остались неразъясненными

Комментируя «АГ» постановление, адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что Пленум ВС вполне логично указал на сохранение процессуальных полномочий президиумов судов и судебных коллегий по рассмотрению жалоб и представлений, поданных до дня начала деятельности апелляционных и кассационных судов. «Следует отметить, что в постановлении отражены организационные вопросы правил рассмотрения поданных жалоб (представлений). Думаю, что с момента деятельности кассационных и апелляционных судов могут возникнуть вопросы, которые предстоит разрешить», – добавила она.

Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин отметил безусловную необходимость разъяснений ВС, поскольку Закон № 451-ФЗ содержит лаконичные, по мнению эксперта, переходные положения, недостаточные для разрешения всех вопросов, которые будут возникать в связи с созданием и началом функционирования четырнадцати новых судов.

«Например, разумным и значимым является разъяснение ситуации, когда жалоба подается после даты создания апелляционного (кассационного) суда лицом, участвующим в деле, при наличии ранее поданной другим лицом жалобы, принятой к производству “старым” судом. Такая жалоба подлежит рассмотрению судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности вновь созданных судов», – пояснил он. Данное правило, добавил эксперт, неочевидно, и из Закона № 451-ФЗ прямо не следует.

«К сожалению, постановление не является исчерпывающим, поскольку носит общий характер, без учета процедуры создания и начала деятельности конкретных судов, – добавил Роман Речкин. – Необходимо учитывать, что кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов принимает Пленум ВС, официально извещая об этом не позднее 1 октября 2019 г. То есть, исходя из этих правил, момент начала деятельности 14 судов не будет совпадать: видимо, они будут начинать функционировать группами, в разное время, до 1 октября».

Из-за того что вновь созданные суды будут формироваться неравномерно, возможна ситуация, полагает эксперт, когда на определенной территории апелляционный суд сформирован, а кассационный – еще нет. «Получается, что кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда должна рассматриваться в кассационном порядке президиумом суда субъекта РФ (то есть “старой” кассацией) – формально нижестоящим судом. Так это или нет, в постановлении не разъяснено», – резюмировал он.

По мнению управляющего партнера АБ «Бартолиус» Юлия Тая, принятие постановления следует приветствовать, «поскольку любое единообразие в практике всегда полезно и отвечает принципу равенства перед законом и нормативной определенности».

Данные разъяснения, добавил адвокат, имеют большую практическую значимость: «Действие процессуальных норм при любом переходном периоде – тем более, при такой глобальной судебной реформе, – имеет важное значение, – пояснил он. – КС неоднократно требовал от законодателя и ВС соблюдения принципа поддержания доверия граждан к поведению государства – то есть невозможности изменения правил игры. Другое дело, что ВС должен заботиться не только о функциональном удобстве судей и участников процесса, но и о некоем доктринальном единстве в применении норм о действии закона во времени».

По общему правилу, добавил Юлий Тай, процессуальные нормы действуют в той редакции, когда они применяются. «Так, в п. 2 постановления постулируется весьма спорное и, более того, противоречивое правило: после начала деятельности новых кассационных судов “старые” суды продолжают процедуру рассмотрения, причем в соответствии со “старым” процессуальным порядком, что нарушает вышеназванное правило. Понятно, что Пленум заботится об удобстве и уменьшении технических проволочек (проблем), связанных с передачей дел, определением новых судей и т.д. Но известно, куда ведет дорога, порождаемая благими идеями. По сути, будет некий период функционирования двух параллельных кассационных пересмотров. Никакого равенства перед законом и судом фактически существовать не будет, что не только неправильно, но и недопустимо», – подчеркнул он, при этом добавив, что в последнем абзаце данного пункта в отношении апелляционных инстанций предусмотрен противоположный механизм действия новых процессуальных норм.

Адвокат обратил внимание, что и в п. 4 постановления дано такое же различное толкование для процедуры восстановления срока. «Я не утверждаю, что эта позиция неправильная, – отметил он, – но, на мой взгляд, она не оптимальна».

Эксперт также обратил внимание на п. 5, в котором указано, что лица, воспользовавшиеся пересмотром в президиумах судов субъектов Федерации, не могут подать жалобы в новые кассационные суды, но могут обратиться в судебную коллегию ВС. «Это правильно, – считает эксперт. – Однако далее указано, что при этом будет применяться “старое” процессуальное законодательство, что нарушает правила о действии процессуального закона во времени».

Видео (кликните для воспроизведения).

Юлий Тай также считает, что разъяснения не являются исчерпывающими. «Как писал классик, “суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет”. Спрогнозировать все проблемы объективно невозможно, но, полагаю, ВС должен решить вопрос о сроках кассационного обжалования с учетом его изменения для тех дел, где апелляционная жалоба была рассмотрена до появления новых кассационных судов и лица, участвующие в деле, не реализовали право на обжалование по старым правилам, – то есть, допустим, апелляция изготовила определение 1 июля с. г., к 3 октября трехмесячный срок истек, а шестимесячный – нет», – резюмировал он.

Источники

Производство по гражданским и административным делам
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Дописка в протоколе об административном правонарушении