Производство дел об административных правонарушениях статьи

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Производство дел об административных правонарушениях статьи". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях — это процессуальная деятельность, которая выполняет нормативные предписания. Последовательность рассмотрения административных дел является частью процесса по определению санкций к нарушителям за содеянный поступок, в то же время создает условия в области законных прав гражданина.

Какие нарушения считаются административными

Действия, нарушившие права и свободы граждан, общественный порядок относятся к КОАП (кодексу об административных правонарушениях), который определяет виды антиобщественных деяний:

  • Мелкое хулиганство, отказ повиноваться сотруднику органов внутренних дел, дружиннику, военнослужащему при нарушении порядка.
  • Распитие алкогольных напитков, появление в нетрезвом виде в общественных местах, недостойное поведение, задевающее моральные понятия общества.
  • Курение в общественных местах.
  • Нарушение ДПП, правил охоты, рыболовства, уничтожение природных ресурсов, в результате которого наносится вред обществу и отдельным гражданам.
  • Нарушение избирательных прав.
  • Незаконные операции с денежными платежными документами. Мелкое хищение (кража в супермаркете)

Противоправные действия могут быть умышленными или совершенными по неосторожности.

Обратите внимание! К административному наказанию можно привлечь гражданина, начиная с шестнадцатилетнего возраста.

Повторное совершение данного проступка отягчает факт преступления. За это предусматривается наказание строже. Надо отличать неоднократное действие от повторного деяния.

Все субъекты административных правонарушений делятся на три группы:

В первой группе все дееспособные граждане от шестнадцати лет. Ко второй относятся военнослужащие, работники внутренних органов. К третьей — должностные лица, родители несовершеннолетних, иностранцы, лица без гражданства.

Для того, чтобы признать антиобщественное деяние, надо предъявить доказательства, свидетелей, при этом доводы самого обвиняемого не являются обязательными. Так как данный вид преступления не является уголовным, лишение свободы не предусмотрено.

Обратите внимание! Если оно совершено впервые, наказанием может стать предупреждение.

Комментарий к Статье 24.1 КоАП РФ

1. Важнейшей задачей производства по делам об административных правонарушениях является выяснение обстоятельств дела, отвечающее принципам всесторонности, полноты, объективности и своевременности. Только руководствуясь данными принципами можно в полной мере установить наличие или отсутствие тех обстоятельств (юридических фактов), которые являются основанием для принятия решения по существу. Поэтому обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, указываются в постановлении по делу об административном правонарушении.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2. Разрешение дела должно осуществляться в соответствии с законом. Это значит, что постановление по делу должно иметь четкие и ясные нормативные основания. Должна быть дана правовая квалификация установленных обстоятельств по делу. Поэтому в постановлении по делу должна быть указана статья комментируемого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения либо основания прекращения производства по делу.

3. Важной задачей является обеспечение исполнения вынесенного постановления.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть эффективным без исполнения постановлений по делу. Решению этой задачи и посвящен раздел V настоящего Кодекса — «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях».

4. Производство по делам об административных правонарушениях имеет и профилактическое значение. Поэтому оно ставит задачу выявить причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений. Реализация этой задачи выражается в возможности вносить в организации и должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Что необходимо знать

Основные принципы производства по ДОАПН: объективный подход, требования законности, презумпция невиновности, гласность. А также следование основному принципу: «Перед законом все равны».

Доказательства для установления истины должны иметь правовой характер. Они устанавливаются протоколами, объяснениями, заключениями экспертов, показаниями потерпевших, вещественными доказательствами, материалами видео и фотосъемок со средств наблюдения (за движением на дорогах), измерительными приборами.

Кто имеет право на административное задержание? Органы внутренних дел: полиция, военнослужащие, дружинники, дорожный патруль.

Срок давности административных правонарушений меньше, чем при уголовной ответственности. Наказания за такие преступления мягче, к судимости они не приводят. Жалоба рассматривается судьей и имеет такие решения:

  • Оставить постановление без изменений.
  • Отменить его, отправить дело на доследование.
  • Изменить меру наказания.
  • Отменить неправомочное постановление.

Обратите внимание! Решение по жалобе тоже не является окончательным, подавать ее можно дважды. Документ вступает в силу после обжалования.

Административный штраф можно заплатить в течение трех месяцев, если материальное положение не позволяет. Отсрочить можно и арест по уважительным причинам. Действие постановления прекращается только в случае амнистии, отмены закона, смерти лица, истечении срока давности, исполнения.

Статья 24.1 КоАП РФ. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Новая редакция Ст. 24.1 КоАП РФ

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Другой комментарий к Ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Производство по делам об административных правонарушениях является одной из сторон административно-процессуальной деятельности, осуществляемой широким кругом исполнительных органов, а также представляющих их должностных лиц. Субъектами такой деятельности являются и судебные органы, функции которых постоянно расширяются, что свидетельствует об усилении процессуальных гарантий прав и интересов лиц, подвергаемых административной ответственности.

Читайте так же:  Заявление в полицию об угрозах и оскорблениях

Процессуальный характер производства свое основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные в Особенной части КоАП РФ. Соответственно определяются и задачи производства, главная из которых состоит в обеспечении всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения полномочными судьями, органами и должностными лицами каждого дела об административном правонарушении с целью разрешения его в соответствии с законом.

Разрешение дела находит выражение в принятии по итогам его рассмотрения мотивированного постановления о назначении административного наказания (либо в отказе от его назначения) и его исполнении. Естественно, что в процессе производства выделяются причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений.

В интересах выполнения задач производства КоАП РФ регламентирует важнейшие его процессуальные проявления: порядок производства, права и обязанности участников производства, виды и порядок составления процессуальных документов (протоколы, определения и т.п.), виды и порядок использования доказательств, порядок применения специальных мер процессуального обеспечения производства (например, административное задержание, осмотр помещений, территорий и находящихся там документов и вещей, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и т.п.) и др.

2. В отличие от уголовного, гражданского и арбитражного производства, каждое из которых оснащено процессуальными кодексами, производство по делам об административных правонарушениях регламентируется не специальным Административно-процессуальным кодексом, а нормами КоАП РФ, составляющими содержание его разд.IV (гл.24-30). Фактически к процессуальной части настоящего Кодекса можно отнести также и разд.III, поскольку в нем содержится юридическая характеристика судей, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, без которых невозможно производство. Поскольку в число задач производства по делам об административных правонарушениях входит обеспечение исполнения вынесенного постановления, постольку исполнительное производство также является составной частью комплекса административно-процессуальных действий. В то же время исполнение вынесенных постановлений не относится к полномочиям судей, органов и должностных лиц, рассматривающих конкретные дела; это функция иных органов и должностных лиц. В силу этого вопросы, связанные с исполнительным производством, выделены в разд.V КоАП РФ (гл.31 и 32).

3. Производство по делам об административных правонарушениях — одна из форм административного процесса, основной чертой которого, позволяющей провести грань между ним и гражданским и уголовным процессом, является его преимущественно внесудебный порядок. Административно-процессуальные действия, внешне сходные с уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными, осуществляются, как правило, органами и должностными лицами, представляющими исполнительную власть. И то, что одним из субъектов данного процесса является судья (мировой судья), не лишает этот процесс административного характера, поскольку в рамках производства по делам об административных правонарушениях судья действует не на основе уголовно-процессуальных или гражданско-процессуальных норм, а на основе административно-процессуальных норм.

Административно-процессуальную деятельность отличают от иных видов процесса такие черты, как известная упрощенность и ускоренность отдельных процессуальных действий, множественность субъектов, уполномоченных на назначение административных наказаний и т.п. Вместе с тем административно-процессуальное производство имеет немало качеств, которые обычно характеризуют процессуальную деятельность на основе УПК, ГПК, АПК.

4. Производство по делам об административных правонарушениях, равно как и иные формы процессуальной деятельности, в своей основе является административно-деликтным. В нем находит соответствующее процессуальное выражение негативная реакция государства и общества на противоправные деяния, совершаемые в сфере государственного управления или реализации задач и функций исполнительной власти — административные деликты, или административные правонарушения. Последние, как известно, являются основанием административной ответственности, реализуемой в административно-процессуальной форме.

По своей сути производство по делам об административных правонарушениях нацелено на разрешение административно-правовых споров, возникающих между сторонами административно-процессуальных отношений, по поводу правомерности или неправомерности применения мер административной ответственности. Причем эти споры (конфликты) разрешаются чаще всего уполномоченными на это исполнительными органами (должностными лицами).

5. Полномочия по разрешению правовых споров (конфликтов) и по применению в случае негативного их разрешения установленных правовых санкций (уголовное или административное наказание) характеризуются как юрисдикционные. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях юрисдикция означает определение круга уполномоченных на рассмотрение и разрешение правовых вопросов исполнительных органов (должностных лиц), а также перечня конкретных дел, отнесенных к компетенции каждого из них. Она вытекает из административной право- и дееспособности, а также их функциональной обязанности применять нормы материально-административного права к конкретным ситуациям, возникающим в подведомственной им сфере общественных отношений.

6. Производство по делам об административных правонарушениях оснащено процессуальными нормами, по характеру которых можно судить о его организационной структуре. Имеется в виду совокупность последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых в интересах эффективного достижения тех задач, которые поставлены перед ним КоАП РФ.

Соответственно можно выделить определенные стадии производства, каждая из которых имеет свое процессуальное назначение, закрепленное в нормах КоАП РФ. В них как в этапах данного вида административно-процессуальной деятельности, фактически проявляется собственно производство.

В КоАП РФ РСФСР эти стадии специально не выделялись, хотя об их существовании можно было догадаться. Новый Кодекс дает основания для этого. К числу стадий относятся вытекающие непосредственно из задач производства по делам об административных правонарушениях следующие его основные этапы, в рамках каждого из которых осуществляются предусмотренные административно-процессуальными нормами действия судей, органов, должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение и разрешение подобных дел.

К числу обязательных стадий относится:

возбуждение дела об административном правонарушении (гл.28);

рассмотрение дела об административном правонарушении (гл.29);

вынесение постановления по делу об административном правонарушении. Фактически это стадия разрешения дела в точном соответствии с требованиями административно-процессуальных норм. Следует иметь в виду, что в КоАП РФ она не обозначена как самостоятельная; вынесение мотивированного постановления по делу входит в содержание стадии рассмотрения дела. Тем не менее, поскольку речь идет об издании индивидуального правового акта, имеются основания для выделения данной стадии как в наибольшей степени юридизированной;

Читайте так же:  Срок давности у судебных приставов по кредиту

исполнение постановления по делу об административном правонарушении (гл.31 и 32).

КоАП РФ предусматривает еще одну стадию производства, а именно — пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30). Процессуальное ее назначение несомненно, так как в ее рамках возможно опротестование или обжалование постановления о назначении административного наказания. Поскольку все здесь зависит от инициативы лица, в отношении которого применена мера административной ответственности, и прокурора, а этой инициативы может и не быть, данную стадию производства характеризуют как факультативную.

7. Порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая установление мер обеспечения производства, а также порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний, КоАП РФ относит к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (ст.1.3). Это означает, что установление производства по таким делам — централизованный в масштабе всей страны предмет ведения.

8. В качестве определенного итога следует указать на то, что производство по делам об административных правонарушениях есть нормативно урегулированный вид процессуальной деятельности юрисдикционного характера, осуществляемый как в судебном, так и во внесудебном порядке в особых процессуальных формах, закрепленных в КоАП РФ.

Статья 24.1. КоАП РФ. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Ст 24.1 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Порядок производства по делам об административных нарушениях

В схеме данных дел выделяется четыре этапа рассмотрения, которые вместе называются производством.

Порядок осуществляется в такой последовательности:

  1. Возбуждение дела. Для этого необходим повод — информация в виде заявления или другого подтверждения нарушения закона. Должно быть и основание — доказательство содеянного.
  2. Процесс рассмотрения дела. Это главная и центральная часть в порядке рассмотрения.
  3. Пересмотр дела в случае, если подается прошение об этом. По итогам пересмотра постановление по делу может остаться в силе или будет отменено. Постановление может быть вынесено о прекращении дела или о назначении наказания
  4. Исполнение решений. Иногда решение о возбуждении дела выносится в форме определения. Такая ситуация предполагает административное разбирательство.
  5. Потерпевший или законный представитель, защитник могут обжаловать постановление ввышестоящем суде. Жалобы подаются в письменном виде, за нее не надо платить госпошлину, обратиться с ней надо в десятидневный срок. Рассматриваются жалобы по таким делам в ускоренном режиме в течение пяти дней.

Определение выносится при нарушении налоговой антимонопольной страховой категории закона (ст.28.7 КОАП). Источники доказательств в данном производстве:

  • объяснительная записка;
  • протокол;
  • материалы судебного разбирательства;
  • вещественные и документальные доказательства;
  • свидетельские показания.

На первой стадии рассмотрения находится протокол. Он составляется сразу после обнаружения проступка. Это ускоренный вариант. Для сбора данных должностному лицу обычно дается две недели. Чтобы не нарушить право лица, на которого составлен протокол, должна быть соблюдена следующая последовательность:

  1. Необходимо объяснить лицу его обязанности и права, согласно ст.25.1 КОАП. В протоколе делается отметка об этом.
  2. Дать возможность лицу ознакомиться с содержанием, сделать свои замечания, дать, если необходимо, объяснения. Если он с чем-то не согласен, надо об этом указать в тексте.
  3. В случае неявки участника правонарушения процедура составления протокола пройдет без него. Копия будет направлена ему для ознакомления в трехдневный срок.
  4. Подписать бумагу должны лица: составляющий и провинившийся. В случае отказа последнего поставить свою подпись, этот факт зафиксируется.
  5. Под расписку копия короткого конспекта составленного протокола должна быть вручена гражданину.

Как осуществляется

Дело может быть возбуждено постановлением прокурора по результатам проверки или реагирования на жалобы, обращения граждан. Ответственность за нарушение прав может быть объявлена на месте совершения. Выносится предупреждение или назначается штраф. В таком случае протокол не составляется, постановление выносится сразу.

За разные виды правонарушений предусмотрено семь типов наказаний:

Дополнительная информация! Штраф не применяется к лицам особой группы: военнослужащим, курсантам.

  • Предупреждение в письменной форме, если деяние совершено впервые.
  • Штраф. Размер зависит от степени злодеяния и суммы прожиточного минимума в данный период (от пяти до 150 тысяч рублей). Сумма штрафа не должна быть меньше стоимости причиненного ущерба.
  • Возмещение предмета порчи.
  • Конфискация имущества.
  • Исправительные работы, труд во время которых не оплачивается. Осуществляются они в свободное от основной деятельности время, не более четырех часов в день, в сумме — не больше двухсот. Не применяется к беременным женщинам, инвалидам.
  • Лишение прав на управление автотранспортом — от месяца до трех лет, если автомобиль не является единственным источником дохода.
  • Арест на срок до пятнадцати суток. При особо злостных нарушениях возможно задержание на три часа.

Лишение водительских прав

Трудности при определении наказания возникают при производстве дел за неуплату налогов, о нарушении правил ПДД и совершении проступков несовершеннолетними гражданами.

Комментарий к статье 24.1. КоАП РФ:

1. В данной статье, определяющей задачи производства по делам об административных правонарушениях, исходя из буквального толкования данной статьи речь идет главным образом о реализации охранительной функции закона. Вместе с тем следует иметь в виду, что в процессе указанного производства в той или иной степени реализуется и превентивная функция закона, хотя об этом ничего не говорится в указанной статье, потому что любое охранительное законодательство, в том числе и административное, эту задачу так или иначе решает.

Читайте так же:  Портал госуслуг штрафы административные
Видео (кликните для воспроизведения).

2. Задача выявления причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предполагает внесение представления об устранении этих причин и условий (ст. 29.13 настоящего Кодекса), что прямо направлено на предупреждение правонарушений.

3. Всесторонность и полнота исследования всех обстоятельств дела означают, что должны быть выяснены все имеющие значение обстоятельства для правильного рассмотрения дела. В частности, необходимо установить, имело ли место административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, причинен ли имущественный ущерб, есть ли обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения дела. Подлежат также выявлению обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, данные о правонарушителе, его имущественном положении, другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

4. Объективность выяснения обстоятельств дела исключает пристрастность, предвзятость к рассмотрению дела, обвинительный уклон, пренебрежение обстоятельствами, свидетельствующими в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Объективность несовместима с неравным отношением к участникам процесса, заявленным ходатайствам.

5. Указание на разрешение дела в соответствии с законом имеет важное значение. Никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершенное административное правонарушение иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

6. Одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является обеспечение исполнения вынесенного постановления. Неисполнение постановления о привлечении к административной ответственности, назначении административного наказания или исполнение указанного постановления не полностью снижает эффективность борьбы с административными правонарушениями.

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях

Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется Кодексом РК «Об административных правонарушениях» (далее — КоАП).

Основными задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:

  1. своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с КоАП;
    2) обеспечение реализации прав и обязанностей участников производства;
    3) выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений;

4) обеспечение исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Производство по делам об административных правонарушениях в Республике Казахстан ведется на государственном языке, а при необходимости в производстве наравне с государственным употребляются русский язык или другие языки.

Участники производства по делам об административных правонарушениях извещаются о времени и месте рассмотрения дела или совершения отдельных процессуальных действий и вызываются в суд, орган (к должностному лицу) уведомлениями (извещениями). Уведомление (извещение) направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении, телефонограммой или телеграммой, текстовым сообщением по абонентскому номеру сотовой связи или по электронному адресу либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию извещения или вызова.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться с протоколом и другими материалами дела, давать объяснения, делать замечания по содержанию и оформлению протокола, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, при рассмотрении дела выступать на родном языке или языке, которым владеет, и безвозмездно пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, протокол об административном правонарушении и постановление по делу, делать выписки из него и снимать копии с имеющихся в деле документов, а также пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными ему КоАП.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения;

  1. материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления;
  2. сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
  3. показания специальных автоматизированных измерительных средств, а также сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств и приборов наблюдения, работающих в автоматическом режиме и фиксирующих совершение административного правонарушения в сфере автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения посредством фото-, видеосъемки дорожной ситуации, определения скорости и направления движения транспортного средства, действий других участников дорожного движения.

Сокращенное производство по делу об административном правонарушении осуществляется в случаях, если факт правонарушения обнаружен должностным лицом на месте его совершения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде штрафа согласно абзацу первому части первой статьи 44, установлено совершившее его физическое лицо, которое признает свою вину и соглашается с размером налагаемого штрафа.
Сокращенное производство по делу об административном правонарушении не применяется в случаях:

  1. когда санкцией статьи предусмотрены иные виды взыскания;
  2. совершения правонарушения несовершеннолетним;
  3. совершения правонарушения лицами, обладающими привилегиями и иммунитетом;
  4. совершения административных правонарушений, дела по которым рассматриваются органами государственных доходов;
  5. если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме.

При обнаружении административного правонарушения и установлении совершившего его лица должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении на месте его совершения и разъясняет лицу право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток.

Читайте так же:  Административное задержание является мерой тест

Должностное лицо вручает лицу копию протокола об административном правонарушении с квитанцией установленного образца.

В случае оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток дело считается рассмотренным по существу.

Управление Костанайского

района Д.Хусаинова

Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (ст.ст. 25.1 — 25.15)

Глава 25. Участники производства по делам
об административных правонарушениях, их права и обязанности

ГАРАНТ:

См. схему «Субъекты производства по делам об административных правонарушениях»

>
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

«Муниципальные» (?!) нормы о производстве по делам об административных правонарушениях

Статья 1.1 КоАП РФ говорит ясно: «Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях». То есть «кодекс» и «законы субъектов РФ», третьего не дано.

Но вот юристы ряда муниципалитетов убеждены в обратном. И этому не особо удивляешься, учитывая то, что ряд должностных лиц органов местного самоуправления искренне уверены, что они вовсе лишены святого дара составлять протоколы об административных правонарушениях (наверное, потому, что не открывали ни КоАП РФ, ни законодательство субъектов РФ). И подлинный кладезь демонов – это правовые акты об административных комиссиях.

«Муниципальные нормы о производстве по делам об административных правонарушениях» в них можно подразделить, на мой взгляд, на два вида: переписанные нормы и новеллы. Если классификацию перевести на русский язык, то одно дело, когда просто дублируются процессуальные нормы об административной ответственности, а другое дело, когда подменяется КоАП РФ и выдумываются новые нормы.

Теперь немного о примерах.

(1) Переписанные нормы муниципального права о производстве по делам об административных правонарушениях

В ряде муниципальных правовых актов безо всякой ссылки переписываются нормы КоАП РФ.

Так, в пункте 2.2 положения об административной комиссии района городского округа Тольятти, утвержденного постановлением мэрии городского округа Тольятти от 29 октября 2014 г. № 4038-п/1. устанавливает задачи производства по делам об административных правонарушениях: «Основными задачами производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого административной комиссией, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений». И это несмотря на то, что данные задачи уже закреплены в статье 24.1 КоАП РФ, откуда и был «копировать-вставить» в пункт 2.2.

Если уж на то пошло, то мудрее и хитрее поступили юристы другого муниципального образования – задачи статьи 24.1 КоАП РФ были переписаны не как «задачи производства по делам об административных правонарушениях», а как «основная задача административной комиссии» (пункт 1.3 Положения об административной комиссии муниципального образования «Город Саратов», утвержденного постановлением главы администрации г. Саратова от 19 апреля 2007 г. № 250).

Но и саратовцы проглядели. Вот вроде есть у них пункт 2.1 положения, который по всем вопросам отсылает к КоАП РФ. Но «но»: «2.2. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административной комиссией выносится постановление или определение». И это притом, что статьей 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» виды решений уже регламентированы.

Возвращаясь к тому же тольяттинскому положению, в нем, помимо прочего, переписываются нормы федерального законодательства о подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, о задачах производства по делам об административных правонарушениях, отдельные нормы о непосредственно рассмотрении дел об административных правонарушениях.

А знаете, что интересно? Предпосылок не было для таких норм, ни для переписывания, ни для выдумывания! В той же статье 3 Закона Самарской области «Об административных комиссиях на территории Самарской области» от 25 апреля 2006 г. № 37-ГД черным по белому написано:

«1. Административная комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» в пределах полномочий, определенных данным Законом.

Производство по делам об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях…».

Может возникнуть искушение заключить, что в переписывании норм КоАП РФ подвоха и изъяна нет. Но уголовное законодательство и манипуляции с ним – прекрасная платформа для демонстрации абсурдности идеи. Представьте, что будет, если в правовые акты, которые не носят название «Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г.» (да те же программы по борьбе с преступностью, профилактике коррупции), будут копироваться нормы об уголовной ответственности. Вдобавок само копирование только накручивает угрозу: мало того, что переписанная норма действует, так она еще и после очередного принятого законопроекта может войти в конфликт с содержанием федеральной нормы.

(2) Новеллы муниципального права о производстве по делам об административных правонарушениях

(а) Сначала рубрика условно «без комментариев». Я реально не знаю, под каким вдохновением юрист писал Положение об административной комиссии при администрации района, утвержденного решением Муниципального совета Ивнянского района от 10.04.2008 № 4/32.

Читайте так же:  Срок взыскания по административному делу

«Административный штраф устанавливается статьями закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области». Характерно установление штрафа за административное правонарушение с указанием его минимальных и максимальных пределов, за которые не вправе выйти орган административной юрисдикции, что создает наиболее благоприятные условия для индивидуализации наложения штрафа, учета при выборе его размера характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность» (статья 6) (это, видимо, неумышленное «копировать-вставить» из чьего-то готового реферата).

«Весь ход производства должен воспитывать граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции Российской Федерации, законов и других действующих правовых и нормативных актов, добросовестного выполнения гражданами своих обязанностей» (статья 14) (ну, хоть в каком-то муниципальном районе о правовом воспитании задумались – это ж, , не следует из КоАП РФ (?!)).

«Руководство и контроль за деятельностью комиссии осуществляет в порядке надзора прокуратура»; «Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами» (статьи 12, 15) (просто местная прокуратура, видимо, не в курсе, поэтому им дано соответствующее указание (?!); большей пощечины от муниципалов придумать сложно – они ж фактически указывают федеральной власти).

« Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях » (статья 20) (?!).

« Вынесение постановления обязательно и в том случае, когда лицо, привлекаемое к административной ответственности, признано невиновным или когда взыскание не наложено» (статья 29) (как так?!)

И это не считая прочих ляпов и переписываний. Так это Положение, судя по данным СПС, еще и изменялось на 2014 год!

(б) Пункт 7.8 вышеуказанного тольяттинского положения гласит: «Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в течение 15 дней со дня поступления протокола об административном правонарушении, но не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения».

Юмор в том, что статья 29.6 КоАП РФ «Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении» такого положения не содержит. Возможно, здесь при составлении было какое-то скрещивание норм о сроке рассмотрения дела и об общем сроке давности привлечения к административной ответственности. И в статье 4.5 КоАП РФ говорится не о рассмотрении дела, а несколько о другом: «Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев … со дня совершения административного правонарушения…». Иными словами, делать буквальную привязку «срока рассмотрения дела» к «сроку давности» КоАП РФ не дает. Это сплошь и рядом, когда дело рассматривается после истечения срока давности и выносится постановление о прекращении производства по делу.

(в) По моему субъективному мнению, можно усмотреть подмену замысла федерального законодателя в пункте 3.5 Положения о порядке деятельности административной комиссии города Клинцы Брянской области, утвержденного решением Клинцовского городского совета народных депутатов от 22 августа 2007 г. № 3-1/316: «При рассмотрении дела об административном правонарушении ведется протокол, в котором указываются наименование и состав комиссии, дата и место проведения заседания, сведения о явке лиц, участвующих в деле, содержание рассматриваемого дела, объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела. В протокол заносятся сведения о принятом комиссией постановлении и разъяснении порядков и сроков его обжалования».

По логике, именно по законодательной логике, в деятельности административной комиссии может быть предусмотрено ведение каких-либо внутренних документов (например, те же реестры, аналитические записки, уведомления несознательным гражданам о необходимости уплатить штраф в срок – они же ведутся и составляются, но в КоАП РФ о них ни слова). Но это не может касаться процессуальных документов, регламентация формы и содержания которых октроирована КоАП РФ (если только речь не идет о бланке, в который вписываются данные, предусмотренные законодательством об административной ответственности).

А Клинцовский городской совет своей нормой о «протоколе заседания» подменяет «протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении» (ст. 29.8 КоАП РФ). Мало того, что переименовал его, так еще и не предусмотрел отображение всех сведений, а именно отводов и ходатайств, документов, исследованных при расследовании дела, сведения об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке. Если допустить иное, что, мол, можно придумывать некие параллельные суррогаты, то можно дойти и до суррогатов протоколов об административных правонарушениях, актов о приостановлении рассмотрения дела и т.д.

Некоторый недостаток видится и в пункте 3.6 положения, в нем говорится буквально: «Рассмотрев дело об административном правонарушении, комиссия выносит одно из следующих постановлений: а) о наложении административного взыскания; б) о прекращении дела производством». По своему буквальному толкованию, данная норма как бы исключает возможность вынести определение (часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ). Ведь даже в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ сказано, что постановление может быть вынесено.

Вообще интересно, что в справочно-правовой системе есть сведения о протесте прокуратуры на это положение, но по нему были погашены только пункты 4 – 6 положения.

И так далее. Все-таки это блог, а не монография.

Видео (кликните для воспроизведения).

P . S . Сведения о признании утратившими силу всех вышеуказанных актов на официальных сайтах органов власти и в справочно-правовых системах отсутствуют.

Источники

Производство дел об административных правонарушениях статьи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here