Проект по экологии загрязнение окружающей среды

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Проект по экологии загрязнение окружающей среды". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

wiki.vspu.ru

портал образовательных ресурсов

Содержание

Загрязнение окружающей среды

Последствия экологических проблем

Многие люди не придают значения состоянию среды обитания. Ухудшение ситуации грозит серьезными проблемами для человечества:

  • Истощение естественных ресурсов. Природа не успевает восстанавливать то, что расходуется людьми.
  • Сокращение разнообразия живых организмов. Проблема не только в том, что исчезают некоторые виды животных. Важно учитывать, что каждое животное выполняет в природе свою функцию. Нарушение баланса повлечет последствия, которые невозможно просчитать.
  • К уничтожению экосистем может привести и вырубка лесов. Растения очищают воздух, поэтому вырубка лесных массивов не принесет ничего хорошего.
  • Пандемии. Ежегодно появляются новые вирусы, с которыми медицина не успевает бороться.
  • Повышение уровня Мирового океана. Вследствие этого затапливаются приморские зоны, ухудшается водоснабжение населенных пунктов и не только. Таяние грунтов в местах с постоянной минусовой температурой создаст угрозу не только для дорог, но и для зданий, коммуникаций.

Актуальные проблемы экологии не позволяют забывать о том, что ее важно беречь.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, загрязнение воды, воздуха, почв грозит человечеству серьезными проблемами.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающие вопросы:

Проблемные вопросы:

Учебные вопросы:

Тема проекта

Влияние деятельности человека на окружающий мир; сохранение качества окружающей среды.

Визитная карточка проекта

План проекта

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Материалы по сопровождению и оценке проектной деятельности

Глобальные виды загрязнений

Масштабы повреждения биосферы довольно значительны.

Они не ограничиваются отдельным городом или регионом. В современном мире выделяют следующие проблемы:

  • Глобальное потепление. В течение века почти на градус увеличилась температура одного из слоев атмосферы. С этим фактом метеорологи связывают участившиеся случаи снежных катаклизмов. Уровень мирового океана повысился на 20%.
  • Загрязнение почвы. Человечество нуждается в утилизации почти 100 млрд тонн мусора в год. В итоге грунт впитывает ядохимикаты, жидкие бытовые и промышленные отходы.
  • Разрушение озонового слоя. Из-за проникновения ультрафиолетовых лучей возникает большое количество болезней, в том числе рак кожи.
  • Дожди с содержанием кислоты. Аномальные осадки с повышенной кислотностью попадают в почву и питьевую воду.
  • Загрязнение водоемов. В воду сливается органика, токсичные вещества, нефть и нефтепродукты.
  • Отравление атмосферы. Ежедневно человек вдыхает более 15 тыс. литров воздуха, который насыщен не только кислородом, но и опасными для здоровья компонентами. Среди них выделяют угарный газ, цинк, оксиды азота, сажу и другие. В результате, все больше людей умирает от заболеваний, вызванных ухудшением состояния окружающей среды.

Отмечают утрату биоразнообразия, что создает угрозу мировой стабильности.

Краткая аннотация проекта

Одним из последствий деятельности человека на Земле является загрязнение окружающей среды. Заводской дым, выхлопы автомобилей, опасные выбросы при пожарах — все это отравляет воздух. В моря, реки и озера с заводов и ферм постоянно сливаются опасные для жизни человека и животных химикаты. Земля загрязнена свалками, ядерными отходами и прочим мусором нашей цивилизации.

Поэтому необходимо повысить уровень защиты окружающей среды от пагубного влияния человека.

Предмет, класс

География, 7 класс

Полезные ресурсы

Интересно

Какой город на Земле самый грязный?

Самым грязным городом в мире считают Бенхи в Китае. Города незаметно на аэрофотоснимках, так как он постоянно спрятан за туманом из копоти и газов, которые выбрасывают в атмосферу 420 его фабрик и заводов. В начале 1989 г. в Мехико было таким большим загрязнение воздуха, что школьники на месяц были освобождены от учебных занятий.

Какие реки самые грязные?

В 1970-е годы реку Рейн в Германии загрязнили химическими веществами так сильно, что одному человеку удалось частично проявить в ее воде фотопленку.

Почему погибают животные, например черепахи?

Морские черепахи иногда погибают, проглатывая полиэтиленовые пакеты, которые в воде напоминают им медуз.

Сколько мусора собирается у нас в стране?

Если собрать в одну гору весь мусор, который выбрасывают в нашей стране за один год, то понадобится примерно 3 миллиона грузовых машин, чтобы этот мусор вывезти.

Где находится Гринпис?

Международная экологическая организация Гринпис (в переводе с английского «Зеленый мир») активно выступает против загрязнения атмосферы, Мирового океана, почвы ядовитыми и радиоактивными отходами, мусором. Штаб-квартира организации находится в городе Амстердаме (Голландия).

Исследовательская работа «Загрязнение окружающей среды»

Цели:

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;
  • развитие интереса к исследованию окружающей среды;
  • привлечение внимания учащихся к глобальным экологическим проблемам, посильному участию в решении экологических проблем своего микрорайона, города.
  • Гипотеза:

    Ученики начальных классов школы могут оказывать ежедневную помощь по предотвращению глобальной экологической катастрофы и улучшению экологической ситуации в стране и мире.

    Введение

    В последние два десятилетия во всем мире обострились проблемы, связанные с состоянием окружающей среды.

    Используя природные богатства, человечество возвращает природе огромное количество отходов. Около крупных городов и промышленных предприятий скапливаются горы мусора, превращая окрестности в пустыни и свалки. Человечество, получая необходимые продукты, товары, энергию, неизбежно производит сотни тысяч тонн вредных веществ и отходов, которые попадают в атмосферу, водоёмы, почву, в живые организмы, в том числе и в организм человека.

    Экологическая проблема в России одна из важнейших проблем. Ситуация в некоторых районах очень острая. Загрязнение воды, почвы, воздуха стало причиной многих болезней людей.

    Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования.

    Читайте так же:  Как правильно составить протокол об административном правонарушении

    Сравнительно недавно как самостоятельный предмет в школе была введена экологическая дисциплина. Вместе с этим появилась еще одна возможность – научно-практическая деятельность, позволяющая выявить и поддержать одаренных учащихся, развивать их интеллектуальные, творческие способности, поддержать научно-исследовательские интересы учеников.

    Исследовательская деятельность – это научная работа, результаты которой докладываются на конференции. Они были получены в процессе самой деятельности учащегося. Конечный творческий продукт обладает объективной новизной и общественно-значимой, практической ценностью.

    В 2009 году учащиеся начальных классов нашей школы впервые принимали участие в городской научно-практической конференции. Работы, выполненные учащимися класса, не только ценны сами по себе, они воспитывают ответственность перед другими людьми и окружающей средой, прививают ответственное отношение к своему здоровью, образованию, учат работать с источниками информации, являются важным звеном в работе по формированию экологической культуры учащихся.

    Содержание исследовательской работы

    Глобальные экологические проблемы… Сейчас эти слова можно услышать очень часто. Что они означают? Когда возникли? В чём их причины? Какие меры необходимо предпринять для их решения? Называя эти проблемы глобальными, учёные стремятся показать их значение для всей планеты, для всего человечества. Экологические проблемы возникли не сразу. Они накапливались постепенно и во второй половине двадцатого века приобрели планетарные масштабы.

    Причины их возникновения:

  • рост численности населения Земли (продовольственная, энергетическая, сырьевая проблема и как следствие — экологическая);
  • колоссальные масштабы человеческой деятельности;
  • нерациональное использование природных ресурсов;
  • идеология покорения природы, предельно высокая её эксплуатация.
  • Характер современных экологических проблем проявляется в воздействии на все оболочки Земли — твёрдую, газовую, водную.

    Загрязнение

    – это возникновение в природе новых, обычно не характерных для неё веществ. Эти вещества после их использования не поступают в природный кругооборот, и естественные системы начинают разрушаться.

    Почвенный покров

    Земли – важнейший компонент природных процессов. Огромный вред почвам наносит вырубка лесов, использование пастбищ, применение ядохимикатов.

    Водная среда

    – это воды суши, Мировой океан, ледники, подземные воды.

    За последние 40 лет водные системы многих стран оказались расстроенными. Бесконтрольное изъятие воды, осушение болот привело к гибели малых рек. Отмечается истощение источников пресной воды – подземных вод.

    Дефицит пресной воды связан с загрязнением водоёмов сточными водами предприятий. К наиболее распространённым загрязнителям относятся нефть и нефтепродукты. Опасными загрязнителями водоёмов являются соли тяжёлых металлов – свинца, железа, меди, ртути. Восстановление чистоты вод произойдёт лишь через 300-400 лет.

    Атмосферный воздух

    занимает особое положение среди других компонентов биосферы. Значение его для всего живого на Земле невозможно переоценить. Человек может находиться без пищи пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха всего лишь пять минут. При этом воздух должен иметь определённую чистоту, и любое отклонение от нормы опасно для здоровья. Воздух – смесь газов. Основное назначение воздуха – это обеспечение дыхания живых организмов. Атмосферный воздух выполняет защитную функцию, предохраняя Землю от абсолютно холодного Космоса и потока солнечных излучений. В атмосфере формируются климат и погода, задерживается масса метеоритов. Атмосфера обладает способностью к самоочищению, но в современных условиях возможности природных систем самоочищения подорваны.

    Деятельность человека по своим масштабам превосходит природное загрязнение атмосферного воздуха.

    Выбросы вредных веществ в атмосферу делятся на:

  • газообразные (оксиды азота, серы, углерода, сероводород и др.);
  • жидкие (кислоты, щёлочи, растворы солей и др.);
  • твёрдые (радиоактивные вещества, свинец и его соединения, органическая и неорганическая пыль, сажа, смолистые вещества).
  • Источники загрязнения:

  • тепловые и атомные электростанции;
  • продукты сжигания топлива;
  • продукты сжигания бытовых отходов (мусор ,полиэтилен, пластик);
  • выхлопные газы автомобилей.
  • Большая загазованность отрицательно сказывается на экологической обстановке и влияет на самочувствие людей, флору, фауну.

    Основные экологические проблемы атмосферы:

  • образование озоновых дыр;
  • парниковый эффект;
  • выпадение кислотных дождей;
  • увеличение выбросов ионов тяжёлых металлов.
  • Изменяя свой мир, человек существенно вмешивается и в жизнь своих соседей по планете. За последние 300 лет человечество уничтожило 2/3 лесов, и с ними вместе исчезают многие виды животных и растений. На планете каждый день исчезает 70 видов. Мы тратим бесценные природные ресурсы и мало используем неистощимые источники энергии: ветер и солнце. Растут горы мусора. Мы всё больше используем пластмассу, а срок разложения пластиковой бутылки более 100 лет.

    Возможно ли исправить ситуацию?

    Да. Надо, чтобы всё, что мы делаем, не наносило непоправимый вред природе. Это наше природное наследие. Без природы не было бы нас и нашей культуры. Вот и наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев говорит о важности заботы о природе: “Решение экологических проблем становиться одним из приоритетов развития России…”.

    Что же надо делать, чтобы вести себя правильно? Правила просты:

  • срубили лес, надо посадить новый;
  • вредные сбросы надо очистить;
  • использовать лучшие технологии и исправить то, что уже нарушено;
  • разработать новые экологически чистые материалы.
  • Ребята нашего класса готовы уже сегодня сажать деревья и растения, очищающие воздух. Выключать воду и свет, когда они нам не нужны. Ведь через струйку толщиной в иголку вытекает 840 литров воды в день. Не выбрасывать мусор куда попало, готовы собирать его раздельно. Готовы сдавать для переработки бумагу, стекло, металл. Во второй четверти ученики нашей школы сдали более 400 кг макулатуры. Из них 70 кг сдал наш 4 “а” класс. Все учащиеся младших классов нашей школы — члены “Всероссийского общества охраны природы” и школьной детской экологической организации “Журавлики”. Мы помним, что от нас тоже многое зависит.

    Данная работа заинтересовала моих одноклассников. Вместе мы составили план дальнейшей работы 4 “а” класса:

    Читайте так же:  Источниками физического загрязнения окружающей среды могут служить

    1. Организовать в апреле 2009 года еще один сбор макулатуры в нашей школе.

    2. Вырастить рассаду однолетних цветочных растений и в мае высадить её на пришкольном участке.

    3. После таяния снега принять участие в уборке мусора в парке поселка Солнечный.

    4. Провести опрос (анкета) в семьях учащихся нашей школы на тему:

    — Готовы ли вы сортировать бытовой мусор?

    — Чем вы можете помочь природе поселка Солнечный?

    Цель опроса —

    обращение к руководству ТСЖ “Солнечный” с просьбой оборудовать площадки с контейнерами для раздельного приема бытового мусора.

    Вывод:

    Данное исследование установило, что учащиеся начальных классов школы могут оказывать ежедневную помощь по предотвращению глобальной экологической катастрофы и улучшению экологической ситуации в стране и мире. Каждый ребенок может уже сегодня сажать деревья и растения, очищающие воздух, выключать воду и свет, когда они не нужны, не выбрасывать мусор куда попало, а собирать его раздельно. Дети также могут и готовы сдавать для переработки бумагу, пластик, металл, участвовать в работах по озеленению города и очистке окружающей среды от мусора.

    Загрязнение и охрана окружающей среды. 10-й класс

    Класс: 10

    Экология в России

    Следствие технологической развитости государства – загрязнение окружающей среды. Это отрицательно сказывается на всех оболочках планеты.

    Основные угрозы экологии в России:

    • Тепловые электростанции. Они выбрасывают в атмосферу парниковые газы и твердые элементы. Работа предприятий приводит к появлению парникового эффекта, кислотным дождям.
    • Радиоактивные загрязнения. Они возникают из-за утилизации отходов, ядерных взрывов (в мирных целях), разработки руд, утечки вредных компонентов.
    • Огромный урон экосистеме наносит вырубка лесов, которые составляют 45% общей площади страны. Ведется не только законная лесозаготовительная деятельность. Распространена вырубка деревьев без оформления порубочного билета. Такие действия приводят к изменению погодных условий, парниковому эффекту, гибели представителей флоры и фауны. На восстановление ресурсов необходимо не менее века.
    • Отрицательное влияние на состояние водоемов оказывает выброс в них воды из канализационных стоков. Больше 50% очистительных сооружений устарели, поэтому не справляются с объемом работ. В результате развивается патогенная микрофлора, которая вызывает инфекционные болезни.
    • Бытовой мусор и отходы производственного цикла. Сегодня в стране непрерывно растет количество незаконных свалок. Постоянно вывозят отходы промышленные предприятия.

    Пример продукта проектной деятельности учащихся

    Автор проекта

    Публикация учителя

    Презентация к уроку

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    1. Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; Рассмотреть главные пути решения проблем охраны окружающей среды;
    2. Довести до сведения учащихся, что решение природоохранных проблем может осуществляться путем правильной природоохранной деятельностью и экологической политикой. Формировать культуру общения, умение отстаивать свою точку зрения. Способствовать воспитанию экологической культуры личности;
    3. Развивать навыки работы с различными источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами, формировать навыки работы с дополнительной литературой и статистическим материалом.

    Оборудование: политическая карта мира, карта «Природные ресурсы мира», атласы, учебники, дополнительная литература, презентация

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Вводное слово учителя

    Человечество вступило в 21 век, полный тревог не только за свое будущее, но и за само существование на Земле. Все настойчивее звучат голоса общественности, специалистов, политиков, призывающих прекратить загрязнение и уничтожение природы, поскольку жизненные ресурсы Земли близятся к своему пределу. Процессы самовосстановления в природе не в состоянии справиться с постоянно возрастающей нагрузкой, которую оказывает на нее человек. Наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь природе человек. Только человек владеет экологическим талантом – содержать окружающий мир в чистоте… «Одно из двух: или люди сделают так, что планета станет менее загрязненной, или его загрязнение сделает так, что на Земле станет меньше людей»

    Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить. Тема нашего урока «Загрязнение и охрана окружающей среды». «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»,-говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице? Попробуем ответить на этот вопрос.

    III. Этап усвоения нового материала:

    Учитель: загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

    Вопросы: Как вы думаете, что является главным источником загрязнения окружающей среды? Какие виды загрязнения вы знаете?

    Учитель: различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.) Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

    Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения, которые вы подготовили сообща, работая в группах и заполним таблицу.

    Оболочки Земли

    Источники загрязнения оболочки

    Последствия загрязнения

    Пути решения проблем

    Атмосфера

    Литосфера

    Гидросфера

    Сообщения учащихся:

    Меры по борьбе с загрязнением атмосферы: 1.Сокращение самых вредных выбросов, то есть повышенные требования к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти. 2.Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии. Загрязнение атмосферы – глобальная проблема, и решение ее может быть осуществлено только международными усилиями.

    Читайте так же:  Вступление в наследство после срока давности

    Вопросы I группы классу:

    1. Охарактеризуйте главные причины загрязнения атмосферы
    2. Докажите, что циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.
    3. Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?

    Сообщения учащихся

    Пути решения проблемы загрязнения литосферы: 1.Уменьшение материалоемкости производства. 2.Переработка отходов. 3.Рекультивация земель.

    Вопросы II группы классу:

    1. Какие вы знаете главные загрязнители, которые приводят к изменению химического состава почв?
    2. Как решается проблема накопления бытового мусора? Объясните термин «Мусорная цивилизация»
    3. Какие вы знаете наиболее «грязные» отрасли промышленности?

    Сообщения учащихся

    Вопросы III группы классу:

    1. Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наиболее острыми?
    2. Какова роль России в загрязнении вод Мирового Океана?
    3. Какое загрязнение представляет особую опасность для океана и почему?

    Учитель: Рябята, нельзя сказать, что человечество только засоряет свое «гнездо». Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению. Первый путь заключаетсяв создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др.

    Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он требует огромных расходов, непосильных для многих стран.

    Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

    – Какие отрасли промышленности относятся к числу «грязных»?

    Для того, чтобы прекратить рост загрязнения окружающей среды, большинство экономически развитых стран мира стало проводить экологическую политику. Были приняты строгие природоохранные законы, разработаны долгосрочные программы улучшения окружающей среды, введены системы штрафов, созданы специальные министерства и другие государственные органы. Во многих странах появились партии «зеленых», возникли различные общественные организации.

    — Какие вы знаете организации, выступающие в защиту окружающей среды?

    — Назовите страны, где выделено наибольшее число объектов Всемирного наследия; Сколько их в России?

    Видео (кликните для воспроизведения).

    И тем не менее каждый из нас, граждан 21 века, должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции «Рио-92»: «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда».

    IV. Подведение итогов урока /выставление оценок за урок/

    V. Домашнее задание: П. 3 стр.41-46

    VI. Рефлексия.

    1. Что вам понравилось на уроке?
    2. Какие трудности вы испытывали при подготовке проекта?
    3. Хотели бы вы и в дальнейшем работать над подобными заданиями?
    4. Какие новые навыки приобрели?

    Актуальные проблемы экологии в современном мире

    Экология – наука, которая изучает взаимосвязь живых организмов и законы природы. Ее основы были заложены в 1866 году немецким философом и естествоиспытателем Э. Геккелем. Статья про экологию рассмотрит актуальные проблемы загрязнения в России и в мире.

    Пути преодоления проблем загрязнения внешней среды

    Разрушение биосферы позволило ощутить важность экологии. Для защиты природы от вымирания были разработаны следующие направления:

    • использование чистых источников энергии: солнечной, ветровой, природного газа;
    • восстановление лесов и земель. В местах вырубок высаживают новые деревья, почвы защищают от эрозии;
    • очищение сточных вод. Для этого разрабатываются современные сооружения для удаления загрязнений;
    • снижение количества мусора (бытового и производственного).

    Экологическая статья – способ обратить внимание общественности. У человечества есть возможность восстановить природные ресурсы, несмотря на разрушения.

    Будущие поколения столкнутся с необходимостью восстановления естественной среды своей планеты.

    Урок №58. Загрязнение окружающей среды

    Тип урока — комбинированный

    Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

    — осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

    Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

    Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

    Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

    Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

    Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Читайте так же:  Закон о запрете курения в аэропортах

    Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

    Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

    Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

    Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

    Изучение нового материала

    Загрязнение окружающей среды.

    Один из ведущих экологов России Н. Ф. Реймерс определяет загрязнение так:

    «. привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, ин­формационных или биологических факторов или превышение естественного среднего уровня содержания данных факторов в среде, приводящее к негативным последствиям».

    Вулканическая деятельность как пример природного загрязнения окружающей среды

    Иначе говоря, это все то, что не в том месте, не в то время и не в том количестве, как естественно для природы, что выводит ее из состояния равновесия. Обычно, говоря о загрязнении, име ют в виду загрязнения, вызванные деятельностью человека (антро­погенные), но загрязнение возникает иногда и вследствие естест­венных причин. Ярким примером природного загрязнения может служить деятельность вулканой, когда в атмосферу поступают ты­сячи тонн различных веществ. Основные загрязнители окружаю­щей среды

    Основные загрязнители окружающей среды

    ВОЗМОЖНОЕ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРЫ

    Оксид серы (IV), сернистый газ 8О2

    Сжигание топлива, металлургия

    Изменение климата, обра­зование «кислотных осад­ков», обострение респира­торных заболеваний у че­ловека, вред растениям, разъедание строительных материалов и некоторых тканей, усиление коррозии металлических конструк­ций

    Взвешенные части­цы, содержащие тя­желые металлы

    Разработка полезных ископаемых, вспаш­ка почвы, металлур­гия

    Изменение климата, со­стояния озонового слоя, увеличение концентрации тяжелых металлов в цепях питания

    Фотохимические ре­акции в атмосфере

    Изменение климата, нега­тивное влияние на здоровье человека

    Сжигание топлива, транспорт, азотсо­держащие минераль­ные удобрения, авиа­ция

    Изменение климата, со­стояния озонового слоя, образование «кислотных осадков», увеличение кон­центрации нитратов (нит­ритов) в пищевых цепях, усиление коррозии, созда­ние смога и др.

    Оксид углерода (IV), углекислый газ СОг

    Сжигание топлива, транспорт

    Изменение климата, «пар­никовый эффект»

    Разработка ртутьсо­держащих руд, про­изводство хлора, со­ды, ряда пестици­дов, свалки

    Накопление в организмах по пищевым цепям

    Накопление в организмах по пищевым цепям

    Кадмий СД, цинк 2п, медь Си и др. тяжелые металлы

    Химическая про­мышленность, ме­таллургия

    Гибель обитателей водо­емов за счет накопления по пищевым цепям

    Оксид углерода (И), угарный газ СО

    Сжигание топлива, транспорт

    Изменение климата, нару­шение теплового баланса верхней атмосферы

    Влияние на здоровье человека

    Нефтех имическая промышленность

    Нарушение теплообмена гидросферы с атмосферой. Гибель морских организмов

    Химическая про­мышленность, сжи­гание топлива, тра­нспорт, курение

    Изменение климата, со­стояния озонового слоя, негативное влияние на здо­ровье человека

    Химическая про­мышленность, про­изводство фосфор­ных удобрений

    Экологическое состояние вод в реках и озерах

    Химическая промы­шленность, произ­водство пестицидов

    Накопление в организмах по пищевым цепям

    Фторхлорпроизвод- ные углеводородов 1фреоны)

    Холодильная про­мышленность, про­изводство аэрозоль­ных упаковок

    Разрушение озонового слоя Планеты, изменение климата

    Естественный (в ос­новном, радоновый фон) и искусствен­ный фон (меди­цинское обслужива­ние, испытание ядер­ного горючего, АЭС)

    Злокачественные новообра­зования и генетические мутации

    Человек ежегодно извлекает из недр Земли свыше 100 млрд. т полезных ископаемых (сегодня известно около 250 их видов), вы­плавляет 800 млн. т различных металлов, рассеивает на поля свы­ше 500 млн. т минеральных удобрений. Ежегодно сжигается около 9 млрд. т условного топлива, что приводит к выбросу в окружаю­щую среду более 20 млрд. т углекислого газа и более 700 млн. т других соединений, около 3 млрд. т нефти и нефтепродуктов сжи­гается в качестве моторного топлива и для получения электроэнер­гии. Каменного угля сжигается ежегодно еще большее количесТолько 2% сырья, извлекаемого из недр планеты, превраща­ется в готовую продукцию, а остальные 98% — отходы, загряз­няющие биосферу. А ведь объем добычи полезных ископаемых в мире удваивается каждые 15 лет (объем промышленной продук­ции на планете удваивается каждые 8-10 лет!).

    В результате производственной деятельности человека в ок­ружающую среду выбрасывается около 100 тыс. наименований химических веществ. Это количество в десятки раз превосходит естественные поступления веществ при выветривании горных по­род и вулканической деятельности. Ежегодно производится 60 млн. т неизвестных ранее, новых синтетических материалов, в почвы сельскохозяйственных угодий вносится огромное количество минеральных удобрений и пестицидов

    Количество железа, поступающего антропогенным путем в природную среду, составило за последние 150 лет около 6,5 млрд. т, а возможные последствия процесса металлизации биосферы пока полностью не изучены.

    Антропогенное воздействие на биосферу (по Ю. И. Скурлатову, Г. Г. Дуке, А. Мизити)

    Извлечение из биосферы в год

    Поступление в биосферу в год

    Ископаемые — 100 млрд. т Металлы — 800 млн. т

    Химические вещества — 100 гыс. наименований

    Синтетические материалы — 60 млн. т Минеральныеудобрения — 500 млн. т Пестициды — 5 млн. т Железо — 50 млн. т Жидкий сток — 500 млрд. м Твердый сток — 17,4 млрд. т СО2 — 20 млрд. т ЗОг — 150 млн. т

    В результате строительства и горных разработок ежегодно перемещается более 4 тыс. км породы, сжигается 7 млрд. т топ­лива. Для ирригации*, промышленного производства, бытового снабжения отбирается более 13% речного стока и сбрасывается в водоемы ежегодно более 500 млрд, м’ промышленных и комму­нальных стоков. Их нейтрализация требует 5-10-кратного разбав­ления природной чистой водой. Не менее чем вдвое в последние годы увеличился твердый сток в океан. Только в водохранилищах накопление продуктов размыва суши составляет 13,4 млрд. т в год.

    Читайте так же:  Рисков привлечения административной ответственности

    Говоря о загрязнении окружающей среды, следует сказать не­сколько слов о явлении ее естественного самоочищения.

    Рас­смотрим этот процесс на примере самоочищения водоемов. В нормальных условиях (без антропогенного вмешательства) в во­доеме устанавливается экологическое равновесие, т. е. такое со­стояние системы, при котором обеспечивается ее стабильность, способность самовосстановления (гомеостаз) после негативных воздействий. Оно обеспечивается совокупной деятельностью на­селяющих экосистему организмов: бактерий, водорослей и выс­ших водных организмов, различных беспозвоночных животных. Поэтому одна из важнейших экологических задач состоит в том, чтобы поддерживать эту способность.

    Факторы самоочищения водоемов можно разделить на три группы: физические, химические и биологические.

    Среди физи­ческих факторов можно назвать хорошее перемешивание и сни­жение концентрации взвешенных частиц загрязнителя. Оседание (седиментация) в воде нерастворимых осадков, а также отстаива ние загрязненных вод способствуют самоочищению водоемов. Невысокая температура воды благоприятствует длительному со­хранению попадающих в водоемы бактерий, вирусов. Так, в уме­ренной зоне самоочистка происходит на участке 200-300 км от места загрязнения, а. на Крайнем Севере — до 2 тыс. км. Важным физическим фактором самоочищения водоемов является ультра фиолетовое излучение Солнца, благодаря которому происходит обеззараживание воды. Ультрафиолетовое излучение может воз­действовать не только на обычные бактерии, но и на споровые организмы и вирусы. Из химических факторов следует отметить окисление органических и неорганических веществ. Биологиче­ский фактор самоочищения заключается в способности живых организмов (микроорганизмов и др.) к разрушению загрязняющих соединений. Сегодня антропогенная нагрузка на водоемы в боль­шинстве случаев превышает их способности к самоочищению. Поэтому необходимо уделять внимание созданию современных малоотходных технологий и очистке выбросов, чтобы избежать необратимых процессов в природной среде.

    Вопросы и задания

    1.Дайте определение понятию «загрязнение».

    2.Каков современный уровень загрязнения окружающей среды?

    3.Какие факторы загрязнения водоемов вы знаете?

    Исследовательская работа «Экологические проблемы родного города»

    Проблема загрязнения окружающей среды – это одна из основных угроз для всех людей, живущих на планете. И наш город – не исключение. Источники загрязнения окружающей среды разные:

    • Воду загрязняют химические вещества, которые попадают в нее из-за разлива нефти, из-за наводнений.
    • На берегах рек, в местах отдыха людей остаётся много бытового мусора, который также попадает в воду.
    • Загрязнение воды убивает большое количество птиц, рыб, животных, а в некоторых случаях убивает всё живое.
    • Вырубка лесов, пожары, мусор, который оставляют люди во время походов в лес, — все это приводит к загрязнению воздуха, распространению инфекций.
    • Дым из труб котельных, предприятий, машин также приводит к загрязнению воздуха.

    А в результате всего этого происходит ухудшение экологической ситуации, что оказывает губительное действие на здоровье людей. Дети и взрослые г.Томмота (Республике Саха-Якутия) часто не осознают или не хотят осознавать всех последствий загрязнения окружающей среды, живут сегодняшним днём и не задумываются о своём будущем.

    Именно поэтому я выбрал тему «Экологические проблемы родного города».

    Цель проекта: привлечь внимание школьников к экологическим проблемам родного города.

    Задачи:

    1. Выявить экологические проблемы родного города Томмота
    2. Рассмотреть причины возникновения этих проблем.
    3. Изучить мнение учеников школы об экологической обстановке в городе.
    4. Определить пути решения выявленных проблем.

    ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАШЕГО ГОРОДА.

    Томмот – небольшой населённый пункт с численностью чуть больше 8000 человек. Здесь нет ни промышленных объектов, ни металлургических предприятий, зато здесь есть люди, которые не соблюдают
    чистоту и порядок, ведут себя безобразно по отношению к тому, что их окружает.

    Проблема номер один – это красивый берег реки Алдан, изменённый до неузнаваемости. Я помню, как мы во время субботника убирали берег реки. Сколько мешков мусора тогда собрали, сколько бутылок, банок, просто битого стекла!

    Берег привели в порядок. Но, оказалось, ненадолго. Уже через считанные дни там снова «культурно» отдыхали люди, а под деревьями и вдоль всего берега лежали кучи мусора.

    Вторая проблема – горы мусора, которые не вывозят по несколько недель. Мусор всё время растаскивают птицы, бездомные животные, разносит ветер.

    Переполненные мусорные баки – это тысячи болезнетворных микроорганизмов, которые пагубно влияют на здоровье людей, вызывая инфекционные заболевания.

    Большинство людей не видит в этом серьёзной проблемы. Не понимают и не хотят понимать, что мусор вернётся к каждому из них в виде болезней, плохого здоровья.

    Решить проблему просто: ответственным лицам и организациям следует лишь внимательно следить за вывозом мусора.

    Третья проблема – разрушенные и сгоревшие здания. Зимой они хоть как-то прикрыты снегом, но в весной и летом смотреть на них больно и страшно. В них кучи мусора, который гниет, битое стекло. Часто можно видеть, как там собираются группы детей. А ведь это опасно для здоровья.

    Решить эту проблему тоже можно: снести эти здания, очистить территорию, построить там что-то новое, посадить деревья.

    Четвертая проблема: состояние леса вокруг Томмота. А ведь лес – это дом для растений и животных. Чем больше вокруг нас деревьев, тем чище воздух, которым мы дышим. В настоящее время, прогуливаясь по лесу, можно увидеть много мусора: полиэтиленовые пакеты, консервные банки. В таком лесу разводится много вредных насекомых.

    Часто леса горят по вине человека. Костры, а также осколки стекла приводят к лесным пожарам. Необдуманная вырубка лесов приводит к их исчезновению.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Так давайте приведем в порядок свой родной город!

    Источники

    Проект по экологии загрязнение окружающей среды
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here