Проблемы привлечения к административной ответственности родителей

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Проблемы привлечения к административной ответственности родителей". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей

В Российском законодательстве установлено, что забота о детях, а также их воспитание относится к обязанностям родителей. Такое положение закрепляет ч.2 статьи 38 Конституции РФ.

Семейный кодекс в 63-й статье устанавливает, что родители имеют право и обязаны воспитывать собственных детей.

Независимо от того, где оба родителя находятся, они ответственны за воспитание своего ребёнка. И даже те случаи, когда родители на время передают детей родственникам или посторонним лицам, чтобы они присмотрели за ними, не освобождает их от ответственности. Обязанности по воспитанию детей родители несут до совершеннолетия.

Какая ответственность родителей предусмотрена федеральным законодательством?

В настоящее время действующее законодательство РФ предусматривает различные виды ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию детей.

Также важно отметить, что Федеральные законы разрешают регионам формировать собственное областное или краевое законодательство об административной ответственности. Такое законодательство существует в Санкт-Петербурге, Москве и других регионах страны. Так, например, в Санкт-Петербурге предусматривается ответственность за попустительство при нахождении несовершеннолетнего в общественном месте в ночное время без присмотра родителей или их представителей.

Ответственность, предусмотренная Семейным кодексом Российской Федерации

Семейный кодекс, а именно статья №69 предусматривает лишение родительских прав, если родители:

  • Уклоняются от уплаты алиментов и выполнения своих обязательств;
  • Без уважительной причины отказываются забрать своего ребенка из родильного дома или другого отделения лечебного, воспитательного или иных учреждений;
  • Злоупотребляют родительскими правами;
  • Оказывают физическое, психическое воздействие на ребёнка;
  • Нарушают половую неприкосновенность;
  • Страдают алкоголизмом или наркоманией;
  • Совершили умышленное преступление и причинили вред здоровью и жизни своего ребенка или супруга.

Кто кроме родителей может быть привлечён к административной ответственности

Закон приравнивает к родителям иные лица. Такими лицами выступают опекуны, усыновители, попечители. Попечителями могут быть как физические лица, так и должностные лица из органов опеки и попечительства, и других учреждений государственного воспитания и образования.

Также за приёмными родителями закрепляются обязанности: содержание ребёнка, воспитание, обучение, защита его прав и интересов.

Уголовно-правовая ответственность

В статье 156 Уголовного Кодекса РФ говорится о том, что предусматривается уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которого возлагаются эти обязанности. В свою очередь обязанностью педагога или иного работника образовательного, лечебного, воспитательного учреждения является осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние связано с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Статья 157 УК РФ закрепляет уголовное наказание за злостные уклонения родителей от уплаты алиментов. Закон устанавливает за такое нарушение ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года, принудительных работ, а также ареста до трёх месяцев или лишение свободы на срок до одного года.

Жестокое обращение может быть выражено в форме физического насилия (побои, истязания, причинение вреда здоровью). А также насилие может быть психического характера (оскорбления, унижения, эксплуатация).

Лицо, которое совершило преступление, предусмотренное статьей 156 Уголовного кодекса РФ, может понести наказание:

  • В виде штрафных санкций в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы за период до 1 года.
  • В виде обязательных работ на срок до 220 часов;
  • В форме исправительных работ на срок до 2 лет;
  • В виде лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 5 лет.

Административно-правовая ответственность

В статье 5.35 КоАП РФ говорится следующее: неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию детей заключается в том, что родители умышленно не выполняют свои обязанности, а именно:

  • Должным образом не заботятся о нравственном воспитании своего ребёнка;
  • Не следят за физическим развитием ребёнка;
  • Не создают условий для жизнеобеспечения несовершеннолетнего
    и др.

Такой проступок относится к длящемуся административному правонарушению. Под неисполнением своих обязанностей понимается систематичность противоправных действий или бездействия.

Стоит отметить, что в случае если будет отсутствовать родительская забота, не будет обеспечен благоприятный микроклимат, то это может привести к тому, что ребёнок начнёт совершать антиобщественные поступки. В таком случае ответственность родителей и лиц, которые их заменяют, наступает не за совершение несовершеннолетними правонарушений, а в связи с ними.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 г. № 436-03 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» при присутствии родителей или законных представителей допускается допуск детей, достигших шестилетнего возраста к информационной продукции, которая содержит следующее содержание:

  • Описание или изображение, не побуждающие к совершению антиобщественных действий, например, к употреблению вредных веществ;
  • Материалы, не содержащие изображение жестокости или насилия без натуралистического показа;
  • Эпизоды, не демонстрирующие сцены сексуального характера.

Гражданско-правовая ответственность

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители привлекаются к гражданско-правовой ответственности.

Существует возможность взыскания в пользу ребёнка компенсации за причинение ему имущественного или морального вреда. Наказание не предусмотрено Семейным кодексом, но вытекает из положений Гражданского кодекса, а именно из статей 151,1064,1099.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

Родители, которые допустили нарушение своих обязанностей, не предоставили ребенку питание, одежду и другие необходимые для жизнеобеспечения вещи, и это привело к причинению вреда здоровью ребенка, привлекаются к гражданско-правовой ответственности в форме компенсации морального вреда и возмещения убытков.

Кто может составлять и рассматривать протоколы об административной ответственности родителей?

Протоколы об административных правонарушениях согласно ст.5.35 КоАП составляют должностные лица органов внутренних дел. Также такими полномочиями обладают члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Все дела об административных правонарушениях рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних по месту жительства лица, в отношении которого было возобновлено дело об административном правонарушении.

Читайте так же:  Участники административного дела

Ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей

Конституцией Российской Федерации установлено, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Все эти обязанности закреплены в статьях 64 и 65 Семейного кодекса РФ.

Ответственность за воспитание и развитие детей является общей и обязательной для обоих родителей, где бы они не находились. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за воспитание и развитие детей. Обязанности по воспитанию детей родители и лица, их заменяющие, несут до совершеннолетия ребенка.

Какая ответственность родителей предусмотрена федеральным законодательством?

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию детей.

Уголовно-правовая ответственность

Статья 156 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Статья 157 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за злостное уклонение родителя от уплаты алиментов: «Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцати¬летнего возраста» наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трёх месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Гражданско-правовая ответственность

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены также к гражданско-правовой ответственности.

Возможность взыскать в пользу ребёнка компенсацию за причинение ему морального или имущественного вреда прямо не предусмотрена семейным законодательством, но вытекает из положений ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ. Родитель, который допустил факты нарушения своих обязанностей, не исполнил свои обязанности по предоставлению ребёнку питания и одежды, что повлекло причинение вреда здоровью ребёнка, может быть привлечён к гражданско-правовой ответственности в форме компенсации морального вреда и возмещения убытков.

Ответственность, предусмотренная Семейным кодексом Российской Федерации

В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ родите¬ли (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

— отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

— злоупотребляют своими родительскими правами;

— жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Административно-правовая ответственность

Предусмотренное ст.5.35 КоАП РПФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» правонарушение состоит в бездействии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, т.е. когда они умышленно не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д.

Под неисполнением родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей понимается систематичность противоправных действий (бездействия), осуществляемых в течение продолжительного времени; данный проступок относится к длящемуся административному правонарушению.

Отсутствие родительской заботы, нормального микро¬климата в семье, непредоставление родителями надлежащего материального обеспечения детям, отсутствие контроля за их поведением может служить основанием совершения подростком антиобщественного поступка. Административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, по данной статье имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение подростками правонарушений, а в связи с ними.

Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-03 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

В присутствии родителей или иных законных представителей детей, достигших возраста шести лет, допускается оборот следующей информационной продукции, содержа¬щей оправданные её жанром и (или) сюжетом:

— эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

— изображение или описание, не побуждающие к со¬вершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

— не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера (часть 5 статьи 11, статья 9).

Закон Свердловской области от 14.06.2005 г. М 52-03 «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области»

Статья 5-2. Неисполнение обязанности по недопущению нахождения детей, не достигших возраста 16 лет, в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Неисполнение обязанности по недопущению нахождения детей, не достигших возраста 16 лет, в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до со¬рока тысяч рублей.

Читайте так же:  Запрет курения в автомобиле

Статья 5-3. Несоблюдение требований к обеспечению мер по содействию развитию детей и предупреждению причинения им вреда.

Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Свердловской области требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими) мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Закон Свердловской области от 16.07.2009 г. М 73-03 «Об установлении на территории Свердловской области мер по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей»

Статьёй 4 установлено, что порядок определения мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей определяется Правительством Свердловской области.

Статьёй 5 урегулирован порядок уведомления родите¬лей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в случае обнаружения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Органы внутренних дел в случае обнаружения детей в таких местах уведомляют об этом родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в порядке, установленном федеральным законодательством.

Перечень мест, нахождение в которых может при¬чинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравствен¬ному развитию, и общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или осуществляющих мероприятия с участием детей

1. В целях предупреждения на территории Свердловской области причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию не допускается нахождение лиц, не достигших возраста 18 лет, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:

— которые предназначены для реализации товаров толь¬ко сексуального характера;

— которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

— которые имеют доступ к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

2. В целях предупреждения на территории Свердловской области причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию не допускается нахождение лиц, не достигших возраста 16 лет, в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), или лиц, осуществляющих мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее — лица, осуществляющие мероприятия с участием детей):

— в местах общего пользования жилых домов;

— в транспортных средствах общего пользования, маршруты следования которых проходят по территории Свердловской области;

— на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет.

Кто, кроме родителей, может быть привлечён к административной ответственности?

Закон приравнивает к родителям иных лиц. Это — усыновители, опекуны и попечители, как из числа физических лиц, так и должностные лица органов опеки и попечительства, учреждений государственного воспитания и образования, выполняющих функции государственного опекуна.

Видео (кликните для воспроизведения).

Приёмные родители также обязаны надлежащим образом исполнять возложенные на них обязанности: содержать, воспитывать, обучать, защищать права и интересы своих несовершеннолетних детей.

На родителя, лишённого родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причинённый его несовершеннолетним ребёнком в течение трёх лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребёнка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Кто может составлять и рассматривать протоколы об административной ответственности родителей?

Протоколы об административных правонарушениях по ст.5.35 КоАП РФ составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

Административная ответственность родителей

Законодательством, и прежде всего Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрено наказание для нерадивых родителей и иных законных представителей несовершеннолетних.
Привлечь к ответственности за всё сразу

Частью 1 статьи 5.35. КоАП РФ предусмотрен всеобъемлющий состав: «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних». Все жизненные ситуации подходят под это определение. Ребенок прогуливает школу – родители не обеспечивают процесс его обучения, хулиганит – родители не обеспечивают его воспитание, ребенок нуждается в госпитализации и серьезном лечении, а родители являются сторонниками народной медицины – действия родителей наносят вред ребенку и нарушают его права на оказание медицинской помощи, и так далее до бесконечности.
Частью 2 той же статьи предусмотрено наказание за более конкретные действия – лишение возможности общаться с родителями или близкими родственниками; неисполнение судебного решения об определении места жительства детей; неисполнение судебного решения о порядке осуществления родительских прав; воспрепятствование родителям в осуществлении ими прав на воспитание и образование детей, защиту их интересов.

То есть законом предусмотрены случаи, когда в результате семейных конфликтов один из родителей, а то и бабушка или дедушка, забирает ребенка, никому больше не дает общаться с ребенком, не говорит, где находится ребенок, а судебные решения попросту игнорирует.

Такие случаи — не редкость, и именно в целях повышения ответственности за подобные правонарушения были введены в 2011 году в действие части 2 и 3 статьи 5.35, которая ранее состояла только из одной части.

Читайте так же:  Является ли протокол об административном правонарушении доказательством

Частью третьей статьи 5.35. предусмотрена ответственность за повторное совершение нарушений, предусмотренных второй частью той же статьи.
Также статьей 20.22 КоАП РФпредусмотрена ответственность родителей или иных законных представителей за появление несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в состоянии опьянения, а также за распитие ими пива, алкогольной продукции, употребление наркотических и одурманивающих веществ в общественных местах.

Почему речь только о тех, кто не достиг возраста 16 лет? Потому что с 16 лет несовершеннолетний уже сам несет административную ответственность за эти правонарушения.
Региональная специфика

Федеральное законодательство позволяет регионам формировать своё, областное или краевое законодательство об административной ответственности. Такое законодательство есть в Москве, Санкт-Петербурге и многих других регионах страны. Среди прочих правонарушений в региональном законодательстве могут быть предусмотрены и правонарушения, предусматривающие ответственность родителей и законных представителей. Так, в Санкт-Петербурге предусмотрена ответственность за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих. Схожая норма содержится в законодательстве Ленинградской области и других регионов страны.
Кто может быть привлечен к ответственности?

Помимо родителей, к ответственности могут быть привлечены опекуны и попечители, приемные родители (приемная семья как форма осуществления опеки на возмездных условиях), лица, усыновившие (удочерившие) детей в судебном порядке, то есть де-юре ставшие для ребенка родителями.
Не могут быть привлечены к ответственности лица, лишенные родительских прав (речь идет именно о том ребенке, в отношении которого осуществлено лишение прав), опекуны и попечители, чьи полномочия были прекращены к тому моменту, когда случилось событие, ставшее причиной привлечения к ответственности.

Иначе говоря, нельзя привлечь к ответственности лицо, которое хоть и являлось на протяжении какого-то времени законным представителем несовершеннолетнего, но перестало быть таковым ко времени наступления события, послужившего основанием к привлечению к ответственности. Например, если подросток угнал машину, а возраста привлечения к уголовной ответственности он еще не достиг, то должны привлечь к административной ответственности родителей, но поскольку те к моменту угона уже были лишены родительских прав, то к ответственности будут привлекать опекуна.
Как накажут?

За совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 и 2 статьи 5.35 и статьей20.22 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа. Размер штрафа невелик – от 100 до 500 рублей (ч. 1 ст. 5.35) и от 300 до 500 рублей (ч.20.22). Часть 2 ст. 5.35 предусматривает наложение штрафа от 2 до 3 тысяч рублей.

Логика проста: штраф будет выплачиваться из бюджета той же семьи, в которой живет несовершеннолетний, а значит, в итоге негативно отразится и на содержании ребенка. С другой стороны, нарушение прав и интересов ребенка недопустимо, равно как недопустимо неисполнение судебных решений. Поэтому частью 2 статьи 5.35 предусмотрен уже более значительный размер штрафа.

Частью третьей статьи 5.35. предусмотрено увеличение размера штрафа до 5 тысяч рублей, также предусмотрено наказание в виде административного ареста.
Срок давности

Существует общее правило, предусмотренное статьей 4.5. КоАП РФ, в соответствии с которым постановление об административном правонарушении не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по делу, рассматриваемому судьей – позднее трех месяцев.
Кто принимает решение?

Органом, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35. и 20.22 Кодекса об административных правонарушениях, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.35 может также быть рассмотрено судьей. Комиссии по делам несовершеннолетних (так называемые КДН) были созданы еще в советские годы, и не потеряли своей актуальности в настоящее время.
По итогам рассмотрения материала об административном правонарушении комиссия выносит постановление либо о прекращении производства по делу, либо о привлечении к ответственности с указанием вида и размера наказания. На рассмотрение КДН или судьи поступает уже готовый материал, в основе которого лежит протокол о совершении административного правонарушения, а его еще надо составить.
Кто может составлять протокол?

Если в части органа, уполномоченного рассматривать дела нашей категории, закон не предусматривает разнообразия, то в части лиц, уполномоченных составлять протоколы о совершении вышеуказанных правонарушений, закон (а речь идет о Кодексе РФ об административных правонарушениях) наделяет соответствующими полномочиями сотрудников полиции, членов комиссий по делам несовершеннолетних, и судебных приставов.

Приставы наделены полномочиями по составлению протоколов о совершении правонарушений, предусмотренных только частями 2 и 3 статьи 5.35 КоАП. Федеральной службой судебных приставов изданы Методические рекомендации о порядке применения частей 2 и 3 статьи 5.35 КоАП (от 29.09.2011 г. № 04-15). Рекомендации содержат разъяснения как по существу самих правонарушений, предусмотренных указанными нормами права, так и относительно действий судебных приставов по выявлению и фиксации фактов совершения этих правонарушений. На практике буквально все протоколы поступают на рассмотрение в КДН из органов внутренних дел.
Причины и последствия привлечения к ответственности
Вспомните, когда вы сами прогуливали школу, разве родителей за это штрафовали? Или когда участковый разгонял вашу веселую компанию, сидящую во дворе с магнитофоном и вином – разве это заканчивалось протоколом? Ну вызовут родителей в школу, ну придет домой участковый с беседой о моральном облике советской молодежи…

На практике до привлечения к административной ответственности родителей или иных законных представителей доходит лишь в исключительных случаях, когда все другие «меры профилактики» не помогают. Как правило, семья уже включена в списки «неблагополучных», состоит на учете в социальных службах, однако родители свое отношение к выполнению своих обязанностей не меняют.

Также не стоит забывать и о «палочной» системе оценки деятельности органов полиции. Количество оформленных протоколов – один из показателей эффективности работы, особенно в рамках проведения каких-нибудь рейдов, общегородских профилактических мероприятий по профилактике детской безнадзорности и прочих подобных кампаний. После двух-трех фактов привлечения к административной ответственности решается вопрос о лишении родительских прав.

Административная ответственность несовершеннолетних: проблемы интерпретации и применения

Беженцев А.А., доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан милиции, кандидат юридических наук.

Административная ответственность, применяемая к несовершеннолетним правонарушителям, представляет собой форму реагирования государства на административные правонарушения, совершенные лицами, не достигшими совершеннолетия, выраженную в применении к ним конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно их специфическую обязанность нести определенные законодательством неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных правовых мер.

Читайте так же:  Незаконная вырубка деревьев в городе ответственность

По отношению к несовершеннолетним действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН). Именно данным государственным органам и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Но в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ делается исключение, согласно которому дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ, а также дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл. 12, в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ). В первую очередь данное обстоятельство связано с тем, что должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел ставят на учет несовершеннолетних правонарушителей с заведением учетно-профилактических карточек или учетно-профилактических дел как раз по месту жительства подростка, что предполагает в дальнейшем индивидуальную профилактическую работу инспектора, которая может базироваться на основании решения КДН. Так как каждый профилактируемый подросток уникален, то и отдельно взятый случай совершения правонарушения должен рассматриваться сугубо самостоятельно, обязательно после общения с несовершеннолетним, исходя из целого комплекса сопутствующих факторов, и это сделать намного проще, ознакомившись с состоянием дел и выслушав мнение подростка и вердикт членов комиссии.

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Перечисляя составы, непосредственно направленные на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, следует отметить такие статьи КоАП РФ, как ст. 6.7 — нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения; ст. 6.10 — вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; ст. 6.13 — пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; ст. 20.22 — появление несовершеннолетних в состоянии опьянения, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Анализ мер воздействия, применяемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей, позволяет сделать вывод о том, что из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два — это предупреждение и административный штраф. Кодекс не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний. Так, штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, не ограниченные судом в объеме родительских прав, опекуны и попечители.

Существенная особенность административной ответственности несовершеннолетних закреплена ст. 2.3 КоАП РФ, где законодатель установил возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Продолжая дискуссию об административной ответственности, отметим, что некоторые ученые-административисты предлагают введение в современное административное законодательство альтернативную замену такой мере административного взыскания, как штраф. В частности, предполагается ввести трехчасовую отработку несовершеннолетним правонарушителем на общественно-полезных работах, к примеру, по уборке общественных мест и благоустройству территории. Необходимость их введения диктуется условиями материального положения лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, это лица чаще всего из материально неблагополучных семей, не занятые работой или учебой и соответственно не имеющие средств для погашения взыскиваемых штрафов. Вместе с тем принятие таких мер принудительного воздействия явилось бы действенным средством воспитания и уважительного отношения к труду несовершеннолетних .

Мазурин С.Ф. Административные правонарушения несовершеннолетних на транспорте: состояние, тенденции и предупреждение органами внутренних дел: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 18 — 19.

Ответственность по КоАП РФ родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.

Административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию, обучению детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве — к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике — к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Исходя из вышесказанного видно, что, когда в создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность.

КДН рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также за нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП РФ.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать промежуточный вывод о необходимости, с одной стороны, дальнейшей гуманизации правовой основы административной ответственности несовершеннолетних в современном административно-деликтном законодательстве, с другой стороны, определенная конкретизация в законодательстве характерных особенностей неблагоприятных последствий для несовершеннолетних, совершивших правонарушение, позволит усовершенствовать гарантии защиты их прав и законных интересов.

Читайте так же:  Как можно узнать административный штраф

Привлечение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних к административной ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность для нерадивых родителей и иных законных представителей несовершеннолетних.

Обязанности по воспитанию детей родители и лица, их заменяющие, несут до совершеннолетия ребенка.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с правами и защитой интересов несовершеннолетних. Объем этих прав законодательно закреплен в ст.ст. 63-65, 137, 148, 148-1, 153 Семейного кодекса Российской Федерации.

Ответственность по данной статье КоАП РФ несут только родители или иные законные представители несовершеннолетних (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), а также руководители учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 КоАП РФ, составляется за совершение следующих деяний:

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей.

2. Лишение детей в общении с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам несовершеннолетних. В данном случае защищается право ребенка на общение не с любыми, а только близкими родственниками, т.е. родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами. В целях защиты прав ребенка установлено правило, что такое общение не должно противоречить его интересам.

3. Намеренное сокрытие местонахождения детей помимо их воли. Скрывается местонахождение ребенка с тем, чтобы ограничить его право на общение. В этом случае подлежит учету мнение ребенка по правилам ст. 57 Семейного кодекса РФ.

4. Неисполнение судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

5. Неисполнение судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.

6. Иное воспрепятствование осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов. В силу диспозиции ст. 5.35 КоАП РФ такое воспрепятствование может совершить только один из родителей или иной законный представитель несовершеннолетнего.

Часть 2 ст. 5.35 КоАП РФ содержит своеобразный перечень правонарушающих действий по отношению к детям, совершаемых, как правило, в связи с конфликтом родителей (матери и отца). Чаще всего это связано с расторжением брака (разводом) и недостижением согласия родителей по поводу того, как воспитывать ребенка, как, где и в какое время общаться с ним и т.д., что порой разрешается только в судебном порядке

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины (ст. 2.2 КоАП РФ).

Полномочия по составлению протокола об административном правонарушении по указанной статье принадлежат:

— должностным лицам полиции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ);

— членам комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ);

— судебным приставам исполнителям (п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ);

— прокурору (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Судебные приставы наделены полномочиями по составлению протоколов о совершении административных правонарушений, предусмотренных только ч.ч. 2 и 3 ст. 5.35 КоАП РФ, при наличии исполнительного производства.

Прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях по ст. 5.35 КоАП РФ рассматриваются территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 23.2 КоАП РФ).

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 5.35 КоАП РФ вправе также рассматривать районные суды в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

За совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ (за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних) предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ (лишение ребёнка права на общение с родителями или близкими родственниками, намеренное сокрытие места нахождения детей помимо их воли, неисполнение судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, неисполнение судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо иное воспрепятствование осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов) — предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 2-х до 3-х тысяч рублей.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.35 КоАП РФ (вышеуказанных деяний повторно) предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 4-х до 5-ти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

Согласно положениям ст. 4.5 КоАП РФ постановление об административном правонарушении по ст. 5.35 КоАП РФ не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по делу, рассматриваемому судьей, — не позднее трех месяцев.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное комиссией по делам несовершеннолетних, как коллегиальным органом, может быть обжаловано в районный суд по месту нахождения коллегиального органа. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источники

Проблемы привлечения к административной ответственности родителей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here