Признаки административного правонарушения в области таможенного дела

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Признаки административного правонарушения в области таможенного дела". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

студент кафедры Таможенного дела и правового обеспечения внешнеэкономической деятельности, Юридического факультета Ульяновского государственного университета

Правонарушения, посягающие на экономические интересы государств ─ членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), безопасность населения этих стран, экологическое благополучие и морально-нравственные устои общества носят административный характер.

Виды административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к административной ответственности определяются законодательством на уровне ЕАЭС с особенностями, установленными национальным законодательством. Нормативной основой административной ответственности в сфере таможенного дела на таможенной территории Российской Федерации является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Определяя понятие административного правонарушения в области таможенного дела, следует сказать, что это противоправное виновное деяние физического, юридического или должностного лица за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность.

В рамках ЕАЭС квалификации по составам гл. 16 КоАП РФ подлежат правонарушения, выявленные на территории РФ, а также правонарушения, выявленные на единой таможенной территории за пределами территории РФ, если они связаны с недоставкой товаров (документов к ним), выпущенных таможенными органами РФ в соответствии с процедурой транзита.

Нормы главы 16 КоАП РФ определяют юридический состав административных правонарушений.

Именно состав правонарушения устанавливает совокупность признаков при наличии которых деяние признаётся правонарушением. Элементы состава таможенного правонарушения:

  • Объект таможенного правонарушения;
  • Объективная сторона таможенного правонарушения;
  • Субъект таможенного правонарушения;
  • Субъективная сторона таможенного правонарушения.

Значимость состава заключается в том, что он и является основанием для привлечения к административной ответственности.

Учитывая современную сложившеюся ситуацию и особенности таможенного регулирования на современном этапе, правонарушения в области таможенного дела, можно, разбить на 4 вида:

  1. Правонарушения, посягающие на установленный порядок исчисления и уплаты таможенных платежей;
  2. Правонарушения, посягающие на порядок совершения таможенных операций (прибытие, убытие, временное хранение, выпуск, декларирование);
  3. Правонарушения, посягающие на порядок применения и соблюдения условий таможенных процедур;
  4. Правонарушения, посягающие на порядок нарушения таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу.

Вышеперечисленные виды административных правонарушений в таможенном деле и выражают тот порядок, который нарушается, в свою очередь это и характеризует объект таможенного правонарушения. Отсюда следует, что объект таможенного правонарушения ─ урегулированные нормами таможенного законодательства общественные отношения, которым противоправными деяниями физических, юридических или должностных лиц причиняется вред либо же создается угроза причинения определяемого вреда.

По степени конкретизации выделяют родовой (общий) и непосредственный объекты административного таможенного правонарушения.

Родовой объект административного таможенного правонарушения выражен в урегулированных нормах таможенного права РФ и ЕАЭС.

А вот непосредственный объект административного таможенного правонарушения — конкретные общественные правоотношения, возникающие на стадиях совершения таможенных операций и таможенного контроля, уплаты таможенных платежей и помещение товаров под избранную таможенную процедуру.

Но целесообразно отметить то, что необходимо разграничивать объект и предмет административного таможенного правонарушения. Если объект это общественные отношения, то предмет это признаки объекта и представляют собой вещь материального мира, посредствам воздействия на которую совершается правонарушение (товары, перемещаемые с сокрытием от таможенного контроля или товары, утраченные вследствие непреодолимой силы, а также незадекларированные валюта и иные денежные инструменты).

Следующий рассматриваемый элемент состава таможенного правонарушения это объективная сторона, выражающая внешнее составляющее правонарушения, характеризующееся деянием, в некоторых случаях причинно-следственной связи и наступившими последствиями. Данное противоправное деяние, можно, выделить в следующих формах:

  • противоправное деяние это ─ сознательное волевое действие или бездействие, которое характеризуется причинением вреда общественным отношения.
  • противоправное действие — это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.
  • противоправное бездействие — противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, обязанностей. [1, с.3.]

Объективную сторону характеризуют признаки к которым следует отнести: место совершения правонарушения, например, ввоз товаров на таможенную территорию помимо мест перемещения товаров через таможенную границу (ст. 16.1 КоАП РФ); способ совершения правонарушении в данном случае примером служит ─ представление недействительных документов при совершении таможенных операций (ст. 16.7 КоАП РФ); время совершения правонарушения, например, перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС вне времени работы таможенных органов (п. 1 ст. 16.1 КоАП РФ);

Субъектом таможенного правонарушения признаётся лицо, совершившее деяние.

Субъектами нарушения таможенных правил могут быть:

индивидуальные субъекты ─ физические лица и коллективные субъекты ─ юридические лица.

Признаки индивидуального субъекта правонарушения можно разделить на две группы:

1) общие, которыми должны обладать любые лица, привлекаемые к административной ответственности: достижение 16-лстнсго возраста (ст. 2.3 КоАП РФ) и вменяемость (ст. 2.8 КоАП РФ);

2) специальные, связанные с особенностью деятельности лица (должностное лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) либо особенностью правового статуса лица (военный, призванный на военные сборы; лицо, имеющее специальное звание; несовершеннолетний; гражданин, иностранец, лицо без гражданства).

Важно отметить такую особенность главы 16 КоАП РФ ─ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, как юридические лица.

Субъективная сторона таможенного правонарушения ─ совокупность признаков, характеризующих внутреннее составляющее совершённого правонарушения.

Элементом субъективной стороны правонарушения является вина. Вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. КоАП РФ выделяет две формы вины — умысел и неосторожность [2, с.500.]

Умыслом признается деяние совершённое сознательно, а правонарушение совершённое по неосторожности характеризует, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния но самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий.

Читайте так же:  Результат рассмотрения протокола об административном правонарушении

Таким образом, правильная характеристика таможенного правонарушения является основой квалификации деяния, а наличие состава служит для привлечения к ответственности.

Список литературы:

  1. Варапаев В. О., Рубанцова Т. А. Теоретические аспекты определения состава правонарушения / О.В Варапаев., Т.А Рубанцева // Молодой ученый.— 2016. — №6. — С.3.
  2. Кочукова Т. Ю. Административное расследование нарушений таможенных правил: понятие и проблемы производства / Т. Ю. Кочукова // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 500

Административные правонарушения в области таможенного дела

Зачастую читатели задаются вопросом, что такое административные правонарушения в области таможенного дела, и какие предусмотрены меры ответственности за их совершение. Также приводится краткий обзор основных видов нарушений в данной сфере.

Живя в цивилизованном обществе необходимо придерживаться правил, установленных обществом, для соблюдения порядка. Нарушая данные нормы, нужно быть готовым к тому, что придется понести ответственность. Меры наказания за данные правонарушения содержатся в КоАП РФ.

Административные правонарушения

К таковым нарушениям закона следует относить такие несоблюдения установленных правил, которые приводят к привлечению к административной ответственности. При этом данное деяние нарушает правила поведения физических лиц, коммерческих фирм либо государственных ведомств в обществе.

Классификация таможенных правонарушений

Важно! Привлечь к ответственности можно как отдельных граждан, так и юридических компаний. Некоторые ситуации административного правонарушения приводят к наказанию, как самого предприятия, так и его должностных лиц.

Также для применения мер ответственности должны присутствовать следующие признаки:

  • дееспособность физических лиц;
  • виновность;
  • опасность;
  • противозаконность;
  • наказуемость.

Для того чтобы несоблюдение общественных норм влекло меры наказания, в составе данного несоблюдения должны присутствовать все вышеописанные признаки.

Данное несоблюдение общественно установленных правил может проявляться в таких видах как:

  • совершение какого-либо действия;
  • несовершение предписанного действия (бездействия).

Нарушение имеет следующие разновидности:

Такое разделение зависит от степени вреда и ответственности за него.

Административные правонарушения в области таможенного дела

Административное правонарушение в таможенном деле (нарушение таможенных правил) является противоправным виновным действием (бездействием) физических или юридических лиц, которое посягает на установленные в таможенном законодательстве Таможенного союза и России правила таможенного регулирования, за которые Кодексом об административных правонарушениях установлено понесение административной ответственности.

Беря во внимание все интеграционные особенности таможенного регулирования (статья номер 1 Таможенного кодекса Таможенного союза и статья номер 2 Закона о таможенном регулировании) в современном сине, противоправные действия в таможенном деле могут посягать на общественные отношения в таких сферах:

  1. порядок того, как перемещаются товары и средства международных перевозок, которые находятся в зоне таможенного контроля через таможенную границу Таможенного союза и по единой таможенной территории;
  2. порядок таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международных перевозок по заявленной таможенной процедуре;
  3. применение мер таможенного контроля;
  4. установления и взимание таможенных платежей;
  5. предоставление участникам внешнеэкономической деятельности таможенных льгот и то, как они могут их использовать;
  6. реализация властных отношений таможенных органов и лиц, которые пользуются, владеют и распоряжаются товарами и транспортными средствами (нормальная работа таможенных органов).

В Таможенном союзе квалификации по составам главы 12 Кодекса об административных правонарушениях подлежат правонарушения, которые выявлены в Российской Федерации, а также правонарушения, которые выявили на единой таможенной территории за пределами Российской Федерации, если они связаны с тем, что товары не были доставлены (или документация к ним), которая была выпущена таможенным органом Российской Федерации на основании процедуры транзита.

Нормы, указанные в 16 главе Кодекса об административных правонарушениях, – юридическое основание административной ответственности в таможенном деле. Фактическое основание для того, чтобы наступила административная ответственное – это событие нарушения таможенных правил, которое было реально совершено, обладающее перечнем объективных и субъективных признаков (состав таможенного проступка)(рисунок 1):

  1. объект таможенного проступка;
  2. объективная сторона таможенного проступка;
  3. субъект таможенного проступка;
  4. субъективная сторона таможенного проступка.

Неоднократные нарушения

Нарушения процедуры перемещения товаров, продуктов и иных вещей через границу в некоторых случаях попадают под уголовную ответственность. К ним относится перемещение в большом размере без составления необходимой документации и уплаты таможенных пошлин. Меры наказания в таких случаях предусматриваются уголовным кодексом (от штрафа до реального отбывания срока наказания).

Если в ходе осуществления контроля сотрудники таможенного ведомства обнаружили признаки контрабанды, то дело передается на рассмотрение в правоохранительные органы (полиция, прокуратура и т.д.).

Примером контрабанды является перевозка крупной партии ювелирных изделий (украшения из золота и драгоценных металлов), которая не была задекларирована. По экспертному мнению стоимость данной перевозки составляла свыше 3 000 000 руб. Лицо, осуществляющее перемещение, было привлечено к уголовной ответственности в виде трех лет лишения свободы с изъятием транспортируемых предметов.

Кроме контрабанды к уголовной ответственности привлекаются лица или компании, осуществляющие противоправный вывоз научной информации и технологий, которые могут быть использованы для создания вооружений и иной военной техники.

Таким образом, для того, чтобы избежать наказания за какие-либо свои действия, необходимо руководствоваться положениями и нормами, установленными законодательством страны. Поскольку нередко возникают ситуации, когда нарушения происходят в силу незнания определенных правил и процедур. Собираясь перевозить товары и иные продукты через границу, рекомендуется ознакомиться с необходимой правовой литературой.

*Расценки штрафов актуальны на июль 2018 г.

Основные понятия

Административные правонарушения в области таможенного дела

Данные нарушения закона в сфере таможенного дела — это противоречащие законодательству страны деяния (либо не совершенные деяния), которые нарушают нормы и правила перемещения продуктов, товаров и вещей, а также приводят к применению мер ответственности.

Далее приводится общая характеристика административных правонарушений в области таможенного дела. Выделяется четыре основных элемента:

  1. Объект. Представляет собой процедуру транспортировки вещей и продуктов, а также процедуру осуществления контроля и выполнения иных процедур.
  2. Объективная сторона. Она представляет собой форму деяния, совершенного правонарушителем либо, наоборот, бездействия в ситуациях, требующих вмешательства.
  3. Субъект. Им является сам нарушитель. Это может быть как гражданин, так и организация.
  4. Субъективная сторона. Является психологической составляющей, и классифицируется на:
  • неосторожность;
  • умысел.
Читайте так же:  Вид административной ответственности административный штраф статьи

К основным видам нарушений относятся:

  • незаконная транспортировка вещей и продуктов;
  • недекларирование либо заведомо ошибочное декларирование ввозимых вещей;
  • неуплата таможенных пошлин;
  • бездействие в аварийных ситуациях;
  • непредставление необходимых документов для осуществления таможенного контроля;
  • нарушение установленных сроков по уплате пошлины либо представлению документации;
  • незаконное использование арестованных продуктов;
  • несоблюдение иных правил, установленных таможней.

Признаки правового нарушения таможенного законодательства, за которые предусмотрено административное наказание, соответствуют описанным выше в курсовой работе обобщенным признакам.

Ответственность за нарушение таможенного законодательства предусмотрена кодексом об административных правонарушениях и таможенным кодексом. К примеру, за указание недостоверных сведений для физических лиц предусматривается штраф в размере от 1 000 до 2 500 руб., для компаний — от 5 000 до 10 000 руб., для должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб. За нарушение срока уплаты пошлины гражданину придется заплатить от 500 до 2 500 руб., фирме — то 50 000 до 300 000 руб., должностному лицу — от 5 000 до 10 000 руб.* Точный размер определяется в каждом конкретном случае исходя из суммы убытка и иных особенностей нарушения.

Привлечение к ответственности не является основанием для уплаты пошлин либо выполнения иных действий, установленных законом. То есть, если за непредставление документации по транспортировке через границу определенного груза физическое лицо было оштрафовано, это не означает, что документы представлять не нужно. Штрафные меры предусмотрены для того, чтобы в дальнейшем подобных ситуаций не возникало.

Такие дела находятся в компетенции таможенных органов. Для рассмотрения данных дел в таможенном ведомстве выделен специальный отдел по контролю. В его власти возбуждение дел, рассмотрение дел и вынесение решения.

Объект и предмет таможенного проступка

Объектом таможенного проступка являются урегулированные на основании норм таможенного законодательства общественные отношения, которым противоправными деяниями физического или юридического лица причиняется вред или создается угроза причинения вреда. В зависимости от того, какую степень конкретизации имеют объекты административного таможенного правонарушения, их разделяют на родовые (общие) и непосредственные.

Рисунок 1. Состав таможенного проступка

Родовым объектом административного таможенного правонарушения являются урегулированные на основании норм таможенного права РФ и Таможенного союза общественные отношения.

Непосредственным объектом административного таможенного правонарушения являются определенные общественные отношения, которые возникают на стадии проведения таможенных операций: декларирование товара, взимание и уплата таможенного платежа, помещение товара на склады для временного хранения, проведение процедур таможенного контроля и другие.

Также существует предмет таможенного проступка, отличающийся от объекта. Он представляет из себя признак объекта и материальную вещь, с помощью воздействия на которую может быть совершено правонарушение (товары, которые перемещаются без предоставления информации об этом таможенной службе, товары, которые утрачиваются в результате воздействия непреодолимой силы, недостоверное декларирование товаров, валюты и иные денежные средства).

Объективной стороной таможенного проступка является внешнее выражение правонарушения, включающее само деяние и признаки, которые описываются в диспозиции правоохранительных норм 16 главы Кодекса об административных правонарушениях. К подобных признакам относятся:

Объективную сторону таможенного проступка можно выразить в нескольких формах:

  1. действие, которое нарушает прямой запрет (уничтожение, повреждение, удаление, изменение или замена средств идентификации) (статья 16.11 Кодекса об административных правонарушениях);
  2. бездействие, которое нарушает установки правового предписания (отказ от предоставления отчетности в таможенные органы) (статья 16.15 Кодекса об административных правонарушениях).

На основании конструктивных особенностей объективной стороны таможенные правонарушения можно охарактеризовать как формальные, которые не обязательно наносят материальный вред, причиненный совершение правонарушения.

Субъект таможенного проступка

Субъектом таможенного проступка является лицо, которое совершило правонарушение, описанное в статьях главы 16 Кодекса об административных правонарушениях.

Субъект нарушения таможенных правил может являться:

  1. индивидуальным субъектом – физическое лицо;
  2. коллективным субъектом – юридическое лицо.
Видео (кликните для воспроизведения).

Признаки, которые присущи индивидуальным субъектам делятся на 2 группы:

  1. общие, которые присутствуют у любых лиц, привлекаемых к понесению административной ответственности, достигшие возраста 16 лет (статья 2.3 Кодекса об административных правонарушениях) и вменяемые (статья 2.8 Кодекса об административных правонарушениях);
  2. специальные, которые связаны с особенностями деятельности лиц (должностных и ИП без образования юр. лица) либо с особенностями правового статуса лиц (военные, призванные на военные сборы; лица, которые имеют специальные звания; несовершеннолетние; граждане, иностранцы, лица без гражданства). Если в норме не содержатся специальные признаки субъекта, к ответственности в соответствии с ее положениями можно привлечь любых субъектов, которые обладают общими признаками.

Основная особенность 16 главы Кодекса об административных правонарушениях заключается в том, что в соответствии с ее нормами лица, которые осуществляют индивидуальную деятельность без образования юр. лица (ИПБЮЛ), могут быть привлечены к нанесению юридической ответственности в качестве юридических лиц, несмотря на то, что в соответствии с общим правилом административного законодательства за соверения других проступков их привлекают к понесению административной ответственности в качестве должностных лиц (статья 2.4 Кодекса об административных правонарушениях).

В таможенном деле законодательством ужесточается ответсвенность ИПБЮЛ, при учете потенциально высокой общественной опасности правонарушений в таможенной сфере, которые могут быть совершены ими в ходе осуществления хозяйственной внешнеэкономической деятельности.

Коллективные субъекты таможенных правоотношений можно разделить на несколько групп в соответствии с пределами деликтоспособности:

  1. общие – юр. лица, которым присуща общая деликтоспособность за счет того, что они созданы и зарегистрированы в порядке, установленном законом;
  2. специальные – круг юр. лиц, которые указаны в правоохранительных нормах. К примеру, статьей 16.23 Кодекса об административных правонарушениях предусматривается ответственность юр. лиц, которые занимаются коммерческой деятельностью в таможенном деле: таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения,владельцы таможенных складов, уполномоченные экономические операторы и другие.
Читайте так же:  Система административных наказаний коап

Большая часть статей 16 главы Кодекса об административных правонарушениях по субъектному составу являются универсальными, другими словами они могут охватывать широкий круг возможных субъектов правонарушений: физические, юридические и должностные лица. Существуют определенные составы, которые могут закреплять как правонарушителя только физическое лицо, к примеру статья 16.4 Кодекса об административных правонарушениях. Определенные статьи наоборот, не рассматривают физические лица как субъекты правонарушений (пункты 2 и 3 статьи 16.23 Кодекса об административных правонарушениях).

Субъективной стороной таможенных проступков является определенное количество признаков, которые характеризуют психическое отношение лиц к совершенным ими проступками и его последствиям для других физических лиц.

Важнейших элемент субъективной стороны правонарушения – это вина.

Вина является принципиальным фактором для того, чтобы отнести событие к правонарушению. В статье 1.5 Кодекса об административных правонарушениях, закрепляющей презумпцию невиновности, указывается, что лица могут подлежать понесению административной ответственности исключительно за те административные правонарушения, по отношению к которым устанавливается вина. Административным законодательством устанавливаются такие формы вины для физ. лиц (статья 2.2 Кодекса об административных правонарушениях):

  1. умысел – в случае, если лицом, которым было совершено правонарушение, осознавался противоправный характер деяния, предвиделись последствия и ожидалось наступление данных последствий;
  2. неосторожность – в случае, если лицом, которым было совершено правонарушение, предвиделась возможность того, что наступят вредные последствия действий (бездейтсвия), но при отсутствии оснований рассчитывало на то, что они будут предотвращены, либо им были не предвидены подобные последствия.

Для юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях констатирует особую форму вины (пункт 2 статья 2.1 Кодекса об административных правонарушениях).

Юридическое лицо может быть признано виновным в том, что им было совершено административное правонарушение в случае установления наличия возможности для того, чтобы соблюдать правила и нормы, в случае нарушения которых предусматривается понесение административной ответственности, но данное лицо не приняло все возможные меры их соблюдения, которые зависели от него.

Общий признак всех видов правонарушений в таможенном деле – это посягательство на общественные отношения, которые регулируются на основании норм таможенного права Таможенного союза и РФ. По перечню свойств правонарушения, которые описываются в 16 главе Кодекса об административных правонарушениях, можно разделить на группы (классифицировать). Внутриродовая классификация таможенных правонарушений обладает познавательным смыслом, так как с помощью нее можно оценить противоправные явления глубже. Некоторые результаты классификации представлены далее.

Рисунок 2. Классификация правонарушений

В научной литературе были предприняты другие попытки классифицировать таможенные нарушения, которые содержатся в 16 главе КоАП, но они носили искусственный характер. Дополнительный интерес представляет контрабандообразующая группа правонарушений, к которой относятся правонарушения, указанные в статьях 16.1, 16.2 и 16.4, а также то, что правонарушения делятся на длящиеся и недлящиеся. Последний факт имеет практическое значение для того, как исчисляются сроки давности правоприменительной деятельности в области привлечения лиц к понесению административной ответственности.

Разграничение таможенных проступков и преступлений (статьи 189, 190, 193, 194, 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса) должны решаться комплексно. Основным принципиальным отличием преступлений от проступков является степень общественной опасности, преступление имеет более высокую ступень, чем проступок. Критерии того, как они разграничиваются находятся либо в правоохранительных нормах, либо являются вытекающими из теории права. К примеру, в статье 229.1 Уголовного кодекса содержатся указания на особые предметы правонарушений: наркотическое вещество, психотропное вещество и их аналоги, по отношению к некоторым из них устанавливаются особые правила перемещения через таможенные границы Таможенного союза либо государственные границы Российской Федерации с государствами, которые являются членами Таможенного союза. Отличия таможенных проступков от преступлений заключается в вине как умысле или прямом умысле, которая является своейдственной для отдельных видов престулпений. Отличительная особенность также заключается в субъектном составе правонарушения: в отличие от административных правонарушений в области таможенного дела, субъект уголовного преступления является исключительно индивидуальным субъектом – физическим или должностным лицом.

Глава 1. Характеристика административных правонарушений в области таможенного дела

Что входит в понятие состава административного правонарушения в области таможенного дела?

Состав административного правонарушения — единство установленных Кодексом об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.

Состав административного правонарушения образует четыре элемента:

  • объект правонарушения – общественные отношения, которое лицо нарушает.
  • объективная сторона правонарушения – признаки конкретного действия (бездействия) за которые предусмотрена административная ответственность.
  • субъект правонарушения – физическое (в том числе должностное лицо), обладающие признаком вменяемости и достигшее определенного возраста или юридическое лицо.
  • субъективная сторона правонарушения – виновность физических, должностных и юридических лиц в совершении административных правонарушений. Для физических и должностных лиц в форме умысла или неосторожности, для юридического лица доказыванию виновности подлежит то, что у лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Противоправное деяние только тогда может рассматриваться в качестве нарушения таможенных правил, когда оно содержит все признаки его состава, а отсутствие хотя бы одного из них означает и отсутствие состава в целом.

К основным объектам административного правонарушения в области таможенного дела относятся:

  • порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  • порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу;
  • порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными пошлинами, налогами и их уплаты;
  • порядок предоставления в отношении товаров и транспортных средств таможенных льгот и пользования ими.
Читайте так же:  Общие правила привлечения к административной ответственности

Для правильного понимания следует помнить, что отдельные деяния могут посягать одновременно на несколько из перечисленных объектов.

Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. С точки зрения определения мер ответственности физические лица в свою очередь подразделяются на две категории: должностные лица и граждане. Наибольшие санкции предусмотрены за совершение административного правонарушения юридическим лицам, наименьшие — гражданам.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности виновное физическое (в том числе и должностное) лицо. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношении него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий.

Физическое лицо признается субъектом административной ответственности по достижении к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет и только в случае виновного совершения им противоправного деяния.

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

Кроме того, правонарушения в области таможенного дела, за совершение которых предприниматели без образования юридического лица несут административную ответственность как юридические лица (примечание 1 к статье 16.1 КоАП РФ). Тем самым повышается размер возможных к применению в отношении данных субъектов санкций.

Особенности административных правонарушений в таможенном праве

Административные правонарушения в таможенном регулировании могут посягать на интересы государств, которые являются членами Таможенного союза, в экономической сфере, иметь отношения к безопасности населения, экологического благополучия и морально-нравственных устоев общества.

Интеграционный процесс вступления стран в Таможенный союз не затронул правоохранительную деятельность таможенной службы Российской Федерации. В соответствии с 7 статьей Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенные органы государств, которые являются членами Таможенного союза имеют право на привлечение лиц к административной ответственности на основании национального законодательства государств. Все виды административного правонарушения, включая порядок и принципы того, как лица привлекаются к административной ответственности определяется на основании законодательства государств, являющихся членами Таможенного союза с особенностями, которые установлены в международных договорах.

Нормативная основа административной ответственности в таможенном деле на таможенной территории Российской Федерации определяется Кодексом об административной ответственности, в котором указаны:

  1. состав административного проступка в таможенном деле;
  2. система административного наказания и принцип ее применения;
  3. перечень субъектов, у которых имеются полномочия для привлечения виновных лиц к понесению административной ответственности;
  4. процедура того, как привлекаются к понесению административной ответственности лица и какова ее процессуальная форма.

На основании общего понятия административных правонарушений, которое содержится в 2 части 2.1 статьи Кодекса об административных правонарушениях, административному правонарушению в таможенном деле может быть дано следующее определение.

1.1 Понятие и состав административного правонарушения в области таможенного дела

1) имущественного характера, возникающие по поводу перемещения через таможенную границу РФ материальных благ (товаров и транспортных средств);

2) неимущественного характера, возникающие в сфере управления таможенным делом (например, общественные отношения по поводу производства таможенного оформления, хранения товаров и транспортных средств, по поводу оказания всевозможных услуг в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и др.).

Исчерпывающий перечень объектов нарушений таможенных правил содержится в сформулированном выше определении этого понятия, а именно:

— порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

— порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;

— порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств таможенными платежами и порядок их уплаты;

— порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими.

Объективная сторона нарушения таможенных правил — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения как антиобщественного акта внешнего поведения правонарушителя, которая включает в себя, прежде всего, противоправное действие (например, причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам и пр.) или бездействие (например, в непринятии лицом, перемещающим товары или транспортные средства через таможенную границу, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров или транспортных средств в установленный для этого срок и др.), а также наступившие при этом вредные последствия. Объективная сторона в каждом конкретном случае определяется диспозицией той или иной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за противоправное деяние, являющееся нарушением таможенных правил.

Кроме противоправного деяния (действия или бездействия) и наступивших вредных последствий в состав объективной стороны нарушения таможенных правил, как и любого другого правонарушения, входит наличие причинно-следственной связи между этим деянием и наступившими в его результате вредными последствиями. Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности (неоднократность, повторность, длящееся правонарушение).

В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое, российское или иностранное и т. д.), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (действия либо бездействия), связанные с нарушением правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативно-правовым актом обязанности в сфере таможенного дела. При этом формулировка «подлежит ответственности» является обязательной и весьма важной, поскольку ст. 24.5 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее противоправное деяние, ответственности за него не понесет.

Субъективная сторона нарушения таможенных правил зависит от того, кто выступает в качестве субъекта правонарушения, физическое или юридическое лицо.

Читайте так же:  Жалоба на суд пристава в прокуратуру

Если субъектом нарушения таможенных правил выступает физическое (в том числе и должностное) лицо, то субъективная сторона характеризуется виной, которая представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности. Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные: мотив и цель. Мотив поведения лица (побудительная причина совершения правонарушения) и тесно связанная с ним цель (результат, на достижение которого направлено противоправное деяние) оказывают большое влияние на правильную квалификацию таможенного правонарушения.

С субъективной стороной как признаком состава нарушения таможенных правил, когда субъектами правонарушения выступают юридические лица, дело обстоит несколько иначе. Вина юридического лица определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП, для того чтобы признать юридическое лицо виновным в совершении нарушения таможенных правил, необходимо доказать, что это юридическое лицо (его администрация, коллектив, отдельные должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых установлена административная ответственность. В этих целях (в целях доказывания упомянутых обстоятельств) должностные лица таможенных органов, ведущие производство по делу о нарушении таможенных правил, могут назначать экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ), брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов.

41. Административные правонарушения в таможенной сфере: понятие, виды, признаки, состав, ответственность

Регулируются КоАП РФ. Вопросам нарушения таможенных правил посвящена гл. 16 КоАП. К административным правонарушениям в таможенной сфере применяются общие положения: в качестве субъектов могут выступать физическое лицо, юридическое лицо, должностное лицо. Сроки давности привлечения к административной ответственности 1 год, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Виды наказаний предусматриваются: предупреждение, штраф, конфискация. Привлечение к административной ответственности может осуществляться должностными лицами таможенных органов. Порядок привлечения к административной ответственности: составление административного протокола (иных документов, например, постановление о проведении административного расследования). Обжаловать решение о привлечении к административной ответственности можно в 10-дневный срок. Обжаловать можно либо вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий таможенный орган или в суд.

1) Незаконное перемещение через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств: нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств, перемещение товаров вне установленных законом мест прибытия товаров, перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля, подделка документов или предоставление недостоверных сведений

Санкции: штраф – от половины стоимости до 3-кратного размера стоимости товара + может быть конфискация товара либо только конфискация без штрафа.

Данные правонарушения – умышленные.

2) Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств: неисполнение обязанности по декларированию товаров (возлагается только на физических или юридических лиц таможенного союза, на иностранных лиц – только если у них имеются филиалы на территории таможенного союза).

Субъект ответственности – также и таможенный представитель, который в таможенных органах представляет интересы декларанта.

+ недостоверное декларирование, т.е. предоставление недостоверных сведений, которые могут повлиять на выпуск товара – это разрешение таможенного органа на использование товара в соответствии с определенной процедурой

Санкции: от штрафа до конфискации. Штраф – кратный таможенной стоимости товара. Конфискация – как вместе со штрафом, так и без него.

3) Нарушение режима зоны таможенного контроля

Зоны таможенного контроля устанавливаются для осуществления таможенного контроля, обозначаются специальными видимыми знаками (если стационарная зона – то табличка зеленого цвета, если временная зона – то ленты). В таких зонах любые действия осуществляется с разрешения таможенных органов. Нарушение режима – это совершение действий без согласования с таможенными органами + осуществление хозяйственной или иной экономической деятельности без согласия таможенного органа.

Постоянная зона таможенного контроля – это территория всех таможенных органов + пункты пропуска через таможенную границу + помещения таможенных складов, помещения складов временного хранения, магазины беспошлинной торговли.

Санкции: штрафы (могут быть кратными МРОТ для физических лиц) + предупреждение

4) Несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу – распространяется только на транспортные средства

Действие данной статьи – только на места прибытия и убытия товаров и транспортных средств. Во время прибытия и убытия, которые осуществляются в специально установленных местах, любые действия подробно регламентируются таможенным законодательством.

Форма вины – любая.

5) Уничтожение, повреждение, утрата, изменение средств идентификации.

В отношении иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, фактически всегда применяются различные средства идентификации (маркировка, обозначение специальными знаками, наклеивание акцизных знаков, опечатывание и опломбирование грузовых емкостей).

Любое данное действие влечет наложение административного штрафа, причем ответственность применяется и при неосторожной форме вины (исключение – форс-мажорные обстоятельства).

6) Нарушение сроков подачи таможенной декларации или иных документов.

Касается только ввозимых товаров, т.к. сроки подачи декларации устанавливаются только в отношении ввозимых товаров.

Под действие данной статьи — также несвоевременная подача иных документов и сведений, в отношении которых установлены сроки таможенным законодательством.

Форма вины – как умышленная, так и неосторожная.

7) Нарушение порядка помещения товаров на хранение или порядка самого хранения.

Субъекты ответственности – как лица, помещающие товары на хранение, так и владелец склада (за ненадлежащее исполнение своих обязанностей в отношении такого товара).

8) Непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску товаров, находящихся на временном хранении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответственность – только на декларантов за пассивность и за бездействие, т.е. в установленные сроки не предпринимает необходимых действий по оформлению и декларированию товаров.

Источники

Признаки административного правонарушения в области таможенного дела
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here