Привлечение к административной ответственности за несостоявшийся митинг

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Привлечение к административной ответственности за несостоявшийся митинг". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Ответственность за участие в несанкционированном митинге

Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование закреплено в статье 31 Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ (далее – Федеральный закон № 54 – ФЗ) определен порядок организации митингов; правила определения мест для проведения мероприятий; субъектный состав участвующих (организаторы, участники); основания для приостановления и прекращения митинга.

Статьями 7, 8 Федерального закона № 54 – ФЗ, предусмотрено, что организатор публичного мероприятия обязан в письменной форме подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

Участие граждан в несанкционированных собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях или пикетированиях, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, является административным правонарушением, предусмотренным частью 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ, и предусматривает наказание, в том числе в виде штрафа от 10 до 20 тысяч рублей или административного ареста сроком до 15 суток.

Поведение участников любого публичного мероприятия – митинга, шествия, пикетирования, регламентировано названным законом, который запрещает участнику:
— скрывать свое лицо, использовать маскировку и предметы, которые затрудняют идентификацию личности человека;
— иметь при себе предметы, ограниченные или запрещенные в гражданском обороте: оружие, колющие и режущие предметы, взрывные устройства и взрывчатые вещества, предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, ядовитые и едко пахнущие вещества и другие предметы, согласно перечню, указанному в части 4 статьи 6 Федерального закона № 54 – ФЗ;
— иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, включая пиво;
— находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Частью 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, которое может быть выражено в невыполнении законных требований организатора публичного мероприятия, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации.

Лицу, совершившему данное правонарушение может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательных работ на срок до сорока часов.

Кроме того, статьей 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенным лицом неоднократно, признается нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 КоАП РФ, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.

Санкция статьи предусматривает уголовное наказание в виде штрафа в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

http://kolomnagrad.ru/presscentr/news/prokuratura_news/8641-otvetstvennost-za-uchastie-v-nesankcionirovannom-mitinge.html

Юрист: Наказание за несанкционированные акции на Западе жестче, чем в России

Согласно федеральному закону от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Естественно митинг — это публичное мероприятие, участники которого в силу указанного закона должны:

— выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);

— соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

— соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Когда нарушаются указанные требования закона, несанкционированно перекрывается движение автотранспорта, не выполняются законные требования сотрудников органов внутренних дел, нарушается общественный порядок, сотрудники правоохранительных органов должны на это реагировать, чтобы митинг не превратился в массовые беспорядки.

За нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга предусмотрена административная ответственность, где возможны санкции в виде административного ареста до 20 суток или штрафа в размере до 300 000 рублей (для физических лиц), а при повторном нарушении — административный арест до 30 суток или штраф в размере 300 000 рублей (для физических лиц).

В уголовном кодексе предусмотрена ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в ст. 212.1 УК РФ. Наказания за совершение данного преступления: штраф в размере от 600 000 рублей до 1 000 000 рублей или лишением свободы до 5 лет.

Однако для ее применения есть необходимые условия, а именно лицо должно ранее быть привлеченным к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более двух раз в течение 180 дней. Если данное условие не выполнено, то привлечение к уголовной ответственности по статье 212.1 УК РФ невозможно.

Читайте так же:  Административное задержание как мера административного принуждения

При этом согласно законодательству Королевства Дании за незаконное собрание людей с целью осуществления или угрозы применение насилия в отношении людей или имущества предусмотрено тюремное заключение до 3 лет.

По уголовному законодательству Королевства Швеции, если толпа людей нарушает общественный порядок, демонстрируя намерение совершить групповое насилие против публичной власти, или иным образом принудить или воспрепятствовать определенным мерам, и не расходится когда власти приказывают это сделать, то подстрекатели и руководители должны быть приговорены за массовые беспорядки к тюремному заключению на срок не более четырех лет, а другие участники действий толпы к штрафу или к тюремному заключению на срок не более двух лет. Если участник толпы, которая нарушает общественный порядок, не подчиняется распоряжению, направленному на поддержание порядка, или вторгается на территорию, которая с этой целью огорожена или закрыта, должен, если не произошли массовые беспорядки, быть приговорен за неподчинение полицейскому приказу к штрафу или к тюремному заключению на срок не более шести месяцев.

В Федеративной Республике Германии также предусмотрена уголовная ответственность за нарушение общественного спокойствия, сопряженного с насильственными действиями группы лиц с лишением свободы до 3 лет.

В тех же США предусмотрено лишение свободы до 5 лет за любое содействие беспорядкам.

Конечно же в России есть уголовная ответственность за массовые беспорядки, закрепленная в ст. 212 УК РФ — За организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а равно подготовку лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет.

Но тут надо принимать во внимание, что массовыми беспорядками признаются действия в виде насилия, погромов, поджогов, уничтожении имущества, применении оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, предоставляющих опасность для окружающих, оказании вооруженного сопротивления представителю власти.

То есть уголовная ответственность предусматривается за более агрессивные действия, нежели нарушение порядка проведения митинга.

Кроме того, в российском уголовном законодательстве в ст. 318 УК РФ предусмотрена ответственность за причинение насилия в отношении представителя власти. В случае применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозы применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или лишением свободы на срок до 5 лет. А в случае применения насилия, опасного для жизни или здоровья наказывается лишением свободы на срок до десяти лет. Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Стоит отметить, что по законодательству Французской Республики лишь за угрозу применения насилия в отношении представителя закона предусмотрена ответственность в виде тюремного заключения до 2 лет или штрафа в размере 200 000 франков. А в случае применения насилия в отношении представителя закона наказание увеличивается до 10 лет лишения свободы и штрафа в размере 1 000 000 франков.

В Германии же был принят законопроект об ужесточении наказания за применение насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов. В случае нападения на полицейского во время исполнения им должностных обязанностей наказание подразумевает лишение свободы сроком до 5 лет. Это при том, что в Германии полиции предоставлены широкие права при разгоне демонстраций. Она имеет право применять силу и меры физического воздействия — резиновые дубинки, слезоточивый газ, водометы, а при необходимости, по усмотрению самих полицейских, и огнестрельное оружие.

То есть очевидно, что в иных странах санкции за проведение несанкционированных митингов, либо массовых беспорядков жестче, нежели в России.

При этом представителям правоохранительных органов этих стран разрешено применение более серьезных мер для поддержания порядка, нежели использую в России.

http://rg.ru/2019/08/02/iurist-nakazanie-za-nesankcionirovannye-akcii-na-zapade-zhestche-chem-v-rossii.html

Ответственность за участие в несанкционированном митинге. Простая неграмотность или намеренный поворот в практике?

Еще недавно вся страна стала свидетелем проведения массовых митингов, шествий и демонстраций, направленных на “борьбу с коррупцией и произволом власти”. Думается, что стоит оставить за рамками данной статьи социально-политические аспекты этих мероприятий, презюмируя несанкционированность их проведения в рамках текущего законодательства.

Наиболее массовым и резонансным публичным мероприятием стала акция 12 июня 2017 года под наименованием “Он вам не Димон” (2-я по счету, после акции 26 марта), которая была устроена в связи с выходом фильма-расследования о деятельности Премьер-министра. Эта акция стала и наиболее подверженной репрессиям, по сведениям СМИ в Москве и СПБ было задержано около 1200 человек[1], часть из которых была привлечена к ответственности по статьям 20.2 и 19.3 КоАП РФ.

Немного о фактических обстоятельствах (в Санкт-Петербурге). В ходе проведения акции к Марсовому полю были подогнаны автобусы, а соответствующие должностные лица с рупорами извещали собравшихся людей о несанкционированности данного митинга, нарушении норм 54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях», а также моего любимого Указа Президента РФ от 09.05.2017 г. N 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации Чемпионата Мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка Конфедераций FIFA 2017 г”, который впоследствии очень удачно совпал с охраной и обеспечением пенсионной реформы. Далее люди приглашались проехать в Удельный парк (место, где было согласовано проведение мероприятия) или разойтись. Подход властей был таков: “Кто не услышал, сам виноват”.

Спустя определенное количество тщетных попыток властей призвать собравшихся разойтись добровольно, ими были предприняты меры по задержанию. В дальнейшем многие из задержанных были привлечены по двум статьям КоАП одновременно, так как призыв властей через громкоговоритель был квалифицирован судами в качестве “законного требования сотрудника полиции”. Эта позиция властей в купе с судами, среди которых флагманом политики в Санкт-Петербурге стал Дзержинский районный суд, породила определенно новый подход к репрессированию незаконно митингующих, дав властям серьезный инструмент давления на гражданское общество, что породило много споров как в прессе, так и среди юристов о правомерности и справедливости такого рода санкций.

Читайте так же:  Признаки административного правонарушения деяние

Итак, теперь стоит перейти к юридическому аспекту. Как и было сказано выше, многие лица были привлечены по статьям 20.2 (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания), ч.5 и 19.3 (Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции), ч.1 одновременно. Это подтверждается многочисленной практикой: Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 06.09.2017 N 4а-1094/2017 по делу N 5-402/2017[2], Решение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2017 N 12-1427/2017 по делу N 5-457/2017, Решение Санкт-Петербургского городского суда от 07.09.2017 N 12-1922/2017 по делу N 5-555/2017, Решение Санкт-Петербургского городского суда от 29.06.2017 N 12-1117/2017 по делу N 5-426/2017 и т.д.

Опять же, поскольку мною презюмировалась несанкционированность митинга, привлечение по 20.2 в этой статье критиковать не буду. Вопрос вызывает привлечение по 19.3 или же одновременная ответственность по 2-м статьям КоАП РФ. Напомню, что статья 19.3 предполагает более жесткую санкцию, в чем собственно и есть суть кейса.

Практика привлечения по статье 19.3 была оправдана судами с мотивировкой: “участники такового были неоднократно информированы сотрудником полиции, осуществляющим обязанности по охране общественного порядка, посредством громко-усиливающей аппаратуры о нарушении требований п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ, и необходимости прекратить митинг и разойтись, что с очевидностью свидетельствует о доведении данной информации до участников публичного мероприятия”.

Казалось бы, каждый здравомыслящий юрист должен подумать: можно ли привлекать по статье 19.3 в случае наличия специальной нормы в статье 20.2? Правомерно ли привлекать одновременно по 2-м статьям, нет ли нарушения принципа запрета двойного наказания за одно правонарушение (Non bis in idem)?

На такого рода доводы защиты судами был выдвинут следующий аргумент-обоснование решения: “Довод С. о том, что он дважды привлечен за одно и то же, так как в отношении него по тем же самым обстоятельствам вынесено постановление по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, также нельзя признать обоснованным доводом жалобы. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3КоАП РФ, имеет другой родовой объект, а именно в данном случае объектом посягательства являются отношения в сфере порядка управления, тогда как административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2КоАП РФ, посягает на общественный порядок и общественную безопасность”.

В принципе, все решения судов по поводу участия в несанкционированных митингах очень схожи, даже можно сказать шаблонизированны. Никого не смутило, что де-факто 1 деяние посягает сразу же на 2 объекта, что тут определенно присутствует конфликт специальных и общих норм, не говоря уже про доказательственную базу всех этих дел.

Соответствующие жалобы по поводу нарушения ст.4 ч.1 Протокола №7 к Конвенции (“Никто не должен быть повторно судим или наказан в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же Государства за преступление, за которое уже был оправдан или осужден в соответствии с законом и уголовно- процессуальными нормами этого Государства”), где будет рассматриваться вопрос о соотношении ч.1 ст. 19.3 и ч.5 ст. 20.2, были поданы в ЕСПЧ и объединены 15 июня 2018 года в 1 производство, но их рассмотрение по существу еще придется ждать довольно долго.[3]

Исходя из выработанной практики Европейского суда, к административно-правовым нормам могут быть применены уголовно-правовые гарантии Конвенции[4], таким образом статья 4 протокола номер 7 может быть применена по отношению к нормам КОАП РФ. Подход ЕСПЧ к запрету двойного осуждения довольно четко сформулирован в деле Сергей Золотухин против Российской Федерации[5]: Двойная ответственность за одно нарушение представляет собой неразрывную объективную связь в деяниях совокупности фактов и обстоятельств (во времени, в пространстве и по предмету), независимо от охраняемых законом интересов и правовой квалификации. Субъективная связь деяний лишь может свидетельствовать о наличии объективной связи. Суды должны выявить степень идентичности и связи между фактическими обстоятельствами в деяниях.

Таким образом, аргумент отечественных судов о том, что данные правонарушения направлены на нарушение различных охраняемых законом интересов, в связи с чем могут попадать под различные санкции, не может быть принят как решающий. В данном случае важно то, что время, пространство, воля лица в 2-х деяниях совпадают, соответственно использовать необходимо специальную норму.

И вот 26 июня 2018 г. эта проблема наконец была затронута долгожданным Постановлением Пленума ВС №28:

Пункт 33 гласит, что “Судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях. К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ”.

Окончательным ударом по сложившейся практике стало Постановление ВС от 29 июня 2018 года №78-АД18-5[6]: “Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации), а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, охватывается диспозицией части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи. Указанная норма в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”.

Вроде бы это победа над антиправовым подходом, методом невежества и полицейской дубинки, но грустно то, что такое простое решение дошло до наших судов спустя огромное количество времени и жертв этой практики. Как вы считаете, чем объясняется столь кардинальный поворот?

Читайте так же:  Срок давности по невыплатам

http://zakon.ru/blog/2018/07/23/otvetstvennost_za_uchastie_v_nesankcionirovannom_mitinge_prostaya_negramotnost_ili_namerennyj_povoro

Принят закон о штрафах за неуведомление об отказе от проведения митингов

18 октября принят закон № 468798-7, которым предлагается дополнить КоАП РФ ст. 20.2.3, устанавливающей ответственность за подачу уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения и несоблюдение требования об информировании граждан и уведомлении уполномоченного органа об отказе от его проведения. За такое нарушение предусматривается административный штраф: для граждан в размере от 5 до 20 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 до 30 тыс. руб., а для юрлиц – от 20 до 100 тыс. руб. На данный момент законопроект находится на рассмотрении во втором чтении.

Напомним, ранее «АГ» писала о том, что 11 октября Владимир Путин подписал поправки в ст. 5 и 10 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Новый закон устанавливает обязанность организаторов информировать граждан и орган исполнительной власти или местного самоуправления, в который подано уведомление о проведении мероприятия, об отказе от его проведения.

Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов, комментируя поправки, отметил: «Полагаю, что закон, с виду направленный на внесение технических изменений в законодательство, по сути, является частью механизма системного закручивания гаек и жесткого ущемления конституционного права граждан на свободу собраний, закрепленного в ст. 31 Конституции».

Говоря о том, к чему может привести принятие закона, он предположил, что, скорее всего, снизится количество обращений за разрешением на проведение митингов, поскольку такое обращение будет накладывать обязательства на устроителей мероприятия. «Ведь если митинг не состоится, например, из-за отсутствия участников либо отсутствия интереса к мероприятию, то организаторы могут быть привлечены к административной ответственности и будут должны уплатить значительные штрафы», – указал он.

Филипп Шишов считает, что закон может оказаться либо недействующим, либо же, напротив, излишне репрессивным, что, по его мнению, более вероятно: «Полагаю, что случай, изложенный в пояснительной записке к законопроекту, когда один человек подал уведомления о проведении 660 митингов в один день в одном и том же месте Санкт-Петербурга, является единичным и не может служить достаточным основанием для принятия столь жестких мер со стороны государства».

На этапе внесения законопроектов в Госдуму руководитель КА «Комиссаров и партнеры» Андрей Комиссаров отмечал, что на первый взгляд идея ввести административную ответственность за злоупотребление правом на проведение публичных мероприятий кажется здравой. «Обеспечение общественного порядка на таких мероприятиях действительно требует расходования бюджетных средств», – указал он.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом, по словам Андрея Комиссарова, если посмотреть, в каких условиях принимается данный законопроект, возникают некоторые вопросы. «Как показывает практика, нередко органы государственной власти и местного самоуправления отказывают организаторам в проведении публичных акций. В связи с этим многие организаторы вынуждены подавать уведомления сразу на несколько площадок, чтобы провести согласованное мероприятие на одной из них. Изменения, предлагаемые депутатами, вынуждают организаторов подавать заявление только на одну площадку, по которой власти могут дать отказ. Следовательно, проведение массового мероприятия в правовых рамках станет невозможным», – отметил эксперт.

Как полагает Андрей Комиссаров, подобного рода нововведения должны сопровождаться ужесточением ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления за необоснованный, неправомерный отказ в согласовании, который препятствует реализации гражданами конституционного права на мирные собрания.

Адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин ранее отмечал, что вопреки содержащимся в пояснительной записке доводам массовые злоупотребления, выражающиеся в подаче уведомления о проведении публичного мероприятия без таковой цели, начались отнюдь не в 2017 г., а летом 2012 г., когда группы молодых людей подавали уведомления о проведении шествия, требовали обеспечить на данное «шествие» явку представителей органов правопорядка, а после того, как им предоставлялись все предусмотренные законом гарантии, совершали пешую прогулку по городу в сопровождении сотрудников правоохранительных органов. Как полагает Василий Ваюкин, право, предусмотренное ст. 31 Конституции РФ, используется ими как способ развлечения при отсутствии в законодательстве меры ответственности за совершение подобных недобросовестных поступков.

По мнению эксперта, во избежание необоснованного привлечения к ответственности добросовестных организаторов публичных мероприятий законопроект следует дополнить критериями, по которым станет возможно определить отсутствие цели проведения публичного мероприятия.

http://www.advgazeta.ru/novosti/prinyat-zakon-o-shtrafakh-za-neuvedomlenie-ob-otkaze-ot-provedeniya-mitingov-/

Верховный суд «заступился» за участников несанкционированных митингов

Верховный суд (ВС) вынес решение по делу о несанкционированном митинге 12 июня 2017 года, впервые признав, что участники таких акций не могут нести ответственность за это нарушение по ст. 19.3. КоАП о неповиновении полиции. Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на экспертов, это означает, что несколько сотен арестов мирных демонстрантов за последние полтора года были незаконны.

Издание напоминает, что пенсионерка Ирина Юргилевич 13 июня 2017 года была оштрафована Фрунзенским райсудом Петербурга за участие в несанкционированном митинге 12 июня на Марсовом поле по двум статьям КоАП — ст. 20.2 (нарушение законодательства о митингах) и ст. 19.3 (неповиновение требованию сотрудника полиции) — соответственно на 10 тыс. и 500 рублей.

Петербургский горсуд с решениями согласился, но председатель судебного состава административной коллегии ВС Владимир Меркулов оставил в силе только одно из них по ст. 20.2., второе ВС отменил.

В решении ВС говорится, что заявительница не выполнила законные требования сотрудника полиции о прекращении участия в публичном мероприятии, но привлекать за это надо по «специальной норме» КоАП о митингах в рамках ст. 20.2, а состава административного правонарушения по ст. 19.3 такие действия не образуют.

КоАП запрещает назначать наказание дважды за одно и то же правонарушение, подчеркнул судья Меркулов. В решении говорится, что такая правовая позиция выражена в п. 33 постановления пленума ВС от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях».

Прецедентным является сам факт истребования дела Юргилевич и его пересмотра — ВС, согласно его базе данных, таких решений по жалобам привлеченных к ответственности за участие в митингах по ст. 19.3 не выносил.

Читайте так же:  Порядок обжалования постановления гибдд по дтп

Как отмечает «Коммерсант», важное заключается в том, что исключение из судебной практики применения ст. 19.3 в пользу ст. 20.2 должно препятствовать массовым задержаниям на срок более трех часов тех, кто не привлекался ранее за нарушение законодательства о митингах.

«Решение по делу Юргилевич означает, что несколько сотен арестов мирных демонстрантов за последние полтора года были незаконны. Примечательно, что суды общей юрисдикции не слышали нас, несмотря на то что такая аргументация звучала, наверное, в каждом процессе», — отметил юрист Московской Хельсинкской группы Александр Передрук.

Он считает, это должно означать, что в будущем участников публичных мероприятий не могут арестовывать, если они впервые приняли участие в несогласованной акции, так как ч. 5 ст. 20.2 КоАП не предусматривает административный арест как вид наказания.

Как отметил адвокат Сергей Голубок, ст. 19.3 предусматривает, в том числе, административный арест в отличие от ст. 20.2, по которой арест возможен только в случаях повторного нарушения, а также причинения вреда здоровью или имуществу, создания помех функционированию объектов жизнеобеспечения или инфраструктуры. Законодательство предусматривает административное задержание на срок свыше трех часов только по «арестным» статьям, добавил адвокат. Поэтому «участники публичных мероприятий, впервые привлекаемые к административной ответственности, не могут законно задерживаться полицией на срок свыше трех часов», подчеркнул он.

http://www.rosbalt.ru/russia/2018/07/19/1718634.html

Привлечение к административной ответственности за несостоявшийся митинг

В статье рассмотрен общий порядок привлечения нарушителей к административной ответственности, сроки производства по делам об административных правонарушениях, права и обязанности лиц, участвующих в ходе производства, а также иные вопросы, относящиеся к процедуре привлечения и освобождения от административной ответственности.

Содержание статьи:

Понятие административной ответственности

Наиболее распространенным видом правовой ответственности, предусмотренной законодательством РФ, является административная ответственность. Актуальность вопросов, связанных с данным правовым институтом, обусловлена широкой сферой регулирования различных сфер жизни человека и общества административным законодательством.

Статья 2.2.1. кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту КФР об АП) определяет понятие административная ответственность как разновидность мер государственного принуждения за совершение проступка, предусмотренного КРФ об АП. Этот вид ответственности предусматривает различные меры воздействия на правонарушителя и предполагает назначение административного наказания.

Характерными чертами этого правового института являются определенность стадий, которые следуют последовательно одна за другой. В общих чертах процедура производства по делу об административном правонарушении включает в себя:

  1. выявление правонарушения;
  2. применение мер, обеспечивающих производство по делу;
  3. собирание и фиксация доказательств, вины нарушителя;
  4. составление административного протокола;
  5. рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение решения по делу;
  6. обжалование постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Стадии 1 – 4, осуществляются должностными лицами государственных или муниципальных органов власти, в соответствии с предоставленной законом компетенцией. Например, производство по делам о нарушениях Правил дорожного движения относится к компетенции ГИБДД МВД России.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях также относится к компетенции органов исполнительной власти государства (муниципального образования). Вместе с тем, рассмотрение нарушений, за которые закон определяет наказания в виде административного ареста, дисквалификации, лишения специального права и иные, отнесено к компетенции судов и мировых судей.

Стадия обжалования наряду с ведомственным контролем, предусматривает возможность судебного рассмотрения жалоб на вынесенные постановления и решения по делам об административных правонарушениях.

Административной ответственности по российскому законодательству подлежат как физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица, индивидуальные предприниматели, так и юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации.

Ответственность за административные правонарушения устанавливается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Порядок производства по делу, рассмотрение и обжалования решений, гарантии прав лиц – участников административных правоотношений определяется Кодексом РФ об АП.

В статье 4.5 КРФ об АП определяет сроки давности привлечения к административной ответственности, то есть срок, по истечении которого, нарушителя нельзя наказать. Общий срок составляет 2 месяца со дня совершения правонарушения, рассматриваемого должностными лицами и 3 месяца – по делам, отнесенным к компетенции судов. Однако, по отдельным видам правонарушений эти сроки увеличиваются до 6 лет (оказание финансовой поддержки терроризму).

В каждом отдельном случае, при решении вопроса о правомерности привлечения нарушителя к административной ответственности, следует проверять соблюдение порядка в части соблюдения сроков, предписанных статьей 4.5.

Протокол об административном правонарушении

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса, при выявлении административного правонарушения, должностное лицо, осуществляющее производство по делу составляет административный протокол. Этот документ не составляется только в случаях, прямо указанных в законе (например, при выявлении нарушений ПДД РФ камерами, работающими в автоматическом режиме или при выявлении нарушения должностным лицом, за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, когда нарушитель не оспаривает факт совершения им административного проступка).

Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, его совершившего. Нарушителю разъясняются его права и обязанности, порядок время и место рассмотрения нарушения. В протоколе отражаются все доказательства, подтверждающие факт нарушения, формулируется фабула нарушения, дается правовая квалификация действий, указываются очевидцы нарушения и понятые, привлеченные к участию в деле. Лицо, в отношении которого составлен протокол, вправе давать пояснения в письменном виде, которые прилагаются к материалам дела. Также нарушитель вправе ходатайствовать о рассмотрении дела по месту его жительства, о чем делается отметка в бланке протокола. Копия протокола вручается фигуранту дела и потерпевшему под роспись.

В дальнейшем, именно на основании сведений, содержащихся в протоколе, рассматривается дело и выносится постановление. При составлении протокола, нарушитель имеет право пользоваться помощью защитника – адвоката.

Виды административных наказаний

Административное наказание представляет собой меру ответственности, определяемую санкцией статьи КРФ об АП за конкретное правонарушение. Наказание назначается должностным лицом или судом по результатам рассмотрения дела и оформляется в виде процессуального документа — постановления по делу об административном правонарушении.

Действующий Кодекс предусматривает следующие виды административных наказаний:

При несогласии лица с назначенным наказанием, а равно с квалификацией его действий, указанной в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении, решение следует обжаловать в десятидневный срок с момента получения постановления.

В заключение статьи полагаем важным обратить внимание наших читателей, на то обстоятельство, что каждый спорный факт возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения к ответственности, следует анализировать на предмет целесообразности обжалования постановления. Правовая оценка перспективы отмены постановления по делу об административном правонарушении должна проводиться практикующим юристом.

Читайте так же:  Административный штраф для должностных лиц составляет

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

http://femida-info.ru/konsultatsiya/administrativnoe-pravo/44-poryadok-privlecheniya-k-administrativnoj-otvetstvennosti

Несанкционированные митинги и ответственность за них.

Митинг,это массовое нахождение людей в каком-либо месте с целью выразить мнение относительно важных проблем публично.Несанкционированный митинг отличается от санкционированного тем, что проводится без предварительного согласования с исполнительным органом власти. За проведение такого мероприятия и участие в нем предусмотрена различного рода ответственность.

Право на проведение митингов гарантировано статьей 31 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе собираться мирно и без оружия. Однако право не может быть абсолютным, и в России возможность свободного проведения митингов ограничена Федеральным законом N 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Закон запрещает незапланированный массовый сбор людей. В силу статьи 7 ФЗ № 54 организатору необходимо предварительно подать заявку на проведение митинга в орган исполнительной власти того субъекта, где он проводится.

Далее производится согласование места его проведения. Далеко не во всех местах можно устраивать массовые собрания людей. Территории, где их проведение запрещено, перечислены в части 2 статьи 8 ФЗ № 54.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-газопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на, то пограничных органов.

Административная ответственность. Что грозит нарушителю?

Административная ответственность за несанкционированные митинги наступает согласно ст. 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведеия собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Если в результате несанкционированного массового мероприятия были созданы помехи для транспорта, препятствия для движения пешеходов, и т.д., организаторы понесут еще более суровую ответственность вответственности части 3 статьи 20.2 КоАП РФ. Данные действиявлекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

На массовом мероприятии много опасностей, например: давка, противоборство с правоохранительными органами, и т.д.

Если в ходе митинга будет причинен вред гражданам, либо имуществу, организатора могут привлечь к ответственности по части 4 статьи 20.2 КоАП РФ.Меры наказания достаточно суровые и влекутналожение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Если организатор ранее уже привлекался к ответственности по любой части статьи 20.2 КоАП РФ и допускает нарушения вновь, его ожидает ответственность по части 8 данной статьи, котораявлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Не только организаторов могут наказать за нарушения, связанные с организацией и проведением массовых мероприятий. Участники митингов также могут быть подвергнуты административным мерам наказания при наличии на то оснований.

Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за участие в митинге с нарушением установленного ФЗ № 54 порядка. В частности, участники массового мероприятия не вправе носить маски, находиться в состоянии опьянения, приносить оружие, алкоголь, фаеры, и т.д. Если правила участия в массовом мероприятии нарушены, возможно наложение штрафа до 20 тысяч рублей, либо назначение наказания в виде обязательных работ до 40 часов.

Кроме того, участники массовых мероприятий могут понести более суровую ответственность, если в результате нарушения правил проведения митинга имуществу или здоровью граждан будет причинен вред. В этом случае меры наказания куда серьезнее. Размер штрафа может достигать 300 тысяч рублей, а срок обязательных работ – 200 часов. Кроме того, участника могут арестовать на 15 суток.

Уголовная ответственность по статье 212.1 УК РФ: наказание за неоднократные административные нарушения

Основанием для применения мер уголовной ответственности является неоднократное нарушение порядка организации или проведения мероприятия.

Меры ответственности суровые. Данное деяниенаказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Уважаемые граждане!

Принимая решение участия в том или ином мероприятии, нужно задуматься о последствиях. Данные о привлечении лица к уголовной и административной ответственности хранятся в базах информационного центра МВД РФ даже после погашения судимости. Информация о привлечении вас к ответственности негативно скажется не только на вас, но и на детях и родственниках при трудоустройстве на работу либо поступлении высшие учебные заведения.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://xn--b1agjedvudi.64.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/15137944

Привлечение к административной ответственности за несостоявшийся митинг
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here