Привлечение к административной ответственности за курение

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Привлечение к административной ответственности за курение". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Содержание

  • Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

    СТ 6.24 КоАП РФ

    1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

    2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

    Комментарий к Ст. 6.24 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

    1. Объект правонарушения — здоровье населения.

    Согласно ст. 2 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение табака — использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления.

    Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака:

    1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

    2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

    3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

    4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 м от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

    6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

    7) в помещениях социальных служб;

    8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

    9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

    10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

    11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

    12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

    13) на автозаправочных станциях.

    На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

    1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

    2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

    2. Объективная сторона по ч. 1 комментируемой статьи 6.24 КоАП РФ выражается в осуществлении действий по курению табака на вышеперечисленных территориях, помещениях и объектах, за исключением детских площадок, поскольку курение табака на последних охватывается объективной стороной ч. 2 комментируемой статьи и влечет более суровое административное наказание.

    3. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины: лицо осознает негативное воздействие окружающего табачного дыма на здоровье человека и желает этого или сознательно допускает либо относится безразлично.

    4. Субъект правонарушения — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

    5. Дела рассматривают органы внутренних дел (полиция) (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах) (ст. 23.3 КоАП РФ), органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13 КоАП РФ), органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор (ст. 23.34 КоАП РФ), органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта (по ч. 1 комментируемой статьи 6.24) (ст. 23.36 КоАП РФ), органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов) (ст. 23.55 КоАП РФ).

    6. Протоколы составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (в части курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг) (п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, уполномоченных рассматривать данные дела об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

    Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 274-ФЗ глава 6 настоящего Кодекса дополнена статьей 6.24, вступающей в силу с 15 ноября 2013 г.

    Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

    Читайте так же:  Обжалование постановления об административном правонарушении гибдд камера

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 6.24 КоАП РФ

    1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

    2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

    Статья 6.25. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 274-ФЗ глава 6 настоящего Кодекса дополнена статьей 6.25, вступающей в силу с 15 ноября 2013 г.

    Статья 6.25. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 6.25 КоАП РФ

    1. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

    2. Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

    3. Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, —

    влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.

    «Антитабачный» закон и особенности его применения с 1 июня 2013 года

    С 1 июня 2013 года, за исключением нескольких положений, вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон), запрещающий курение в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, а также вовлечение детей в употребление табака. В связи с тем, что с 11 мая 2008 года Российская Федерация является стороной Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятие нового закона является выполнением обязательств по борьбе с курением и снижением смертности из-за употребления табака на международном уровне. Естественно, принятие как его еще называют «антитабачного» закона вызвало неоднозначное мнение в обществе, ведь новый закон затрагивает множество интересов, начиная с мощнейшего табачного лобби и заканчивая обычным курильщиком.

    Запрет на курение в ряде общественных мест будет вводиться постепенно.

    Напомним, что уже с 1 июня 2013 года запрещено будет курить в школах, вузах, больницах, поликлиниках, санаториях, зданиях органов государственной власти, муниципалитетах, помещениях социальных служб, лифтах и подъездах, самолетах, городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и аэропорты, станции метро, на спортивных и культурных объектах, рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, на детских площадках и пляжах (ч. 1 ст. 12 Закона).

    С 1 июня 2014 года запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны, рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12 Закона).

    Какие последствия ожидают курильщиков в случае нарушения закона?

    Очевидно, что запрет является действенным только тогда, когда подкреплен соответствующими нормами об ответственности за его несоблюдение. В принятом «антитабачном» законе закреплена дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность (ст. 23 Закона).

    14 мая 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за нарушение «антитабачного» закона (полное название — проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», № 222563-6, далее — Законопроект)

    В законопроекте предусмотрены следующие административные штрафы (таблица):

    Таблица. Административная ответственность за нарушение установленных запретов (ст. 1 Законопроекта)

    Вид нарушения

    Вид наказания

    Физическое лицо

    Юридическое лицо

    Должностное лицо

    Курение табака на запрещенных федеральным законом отдельных территориях, в помещениях и объектах

    Штраф: 1000 – 1500 руб.

    Продажа несовершеннолетнему табачной продукции

    — Штраф: 80 000 – 90 000 руб.;
    — конфискация табачной продукции

    — Штраф: 8000 – 10 000 руб.;
    — конфискация табачной продукции

    — Штраф: 80 000 – 150 000 руб.;
    — либо приостановление деятельности до 90 суток

    Штраф: 5000 – 7000 руб.

    Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака

    Штраф: 2000 – 5000 руб.

    Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

    Штраф: 8000 – 10 000 руб.

    Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака в информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних

    Штраф: 3000 – 5000 руб.

    Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

    Штраф: 10 000 – 15 000 руб.

    Реклама табака, стимулирование продажи табачной продукции (табачных изделий) или потребления табака

    Видео (кликните для воспроизведения).

    — Штраф: 100 000 – 500 000 руб.;
    — конфискация рекламной продукции либо приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции

    Читайте так же:  Часы шумных работ в выходные дни

    — Штраф: 5000 – 20 000 руб.;
    — конфискация рекламной продукции

    В процессе исполнения закона привычных мест для курения практически не останется, по сути курить можно будет только дома и на улице, где законодательно не установлен запрет. По данным Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS), проведенного в 2009 году, в России почти 44 млн человек (39,1% взрослого населения) являются постоянными курильщиками табака.

    В результате опроса наших пользователей на тему: «Будет ли, на ваш взгляд, «работать» данный запрет, если за нарушения планируется ввести административные штрафы (соответствующий законопроект принят в первом чтении)?» выяснилось, что более половины опрошенных (67% – красный сегмент) считают, что запрет на курение работать не будет, при этом 32% пользователей считают, что такой запрет работать будет (зеленый сегмент), а 1% выразили безразличие к данной теме (желтый сегмент).

    Время проведения опроса: 20-26 мая 2013 года
    Место проведения опроса: Россия, все округа
    Размер выборки: 528 респондентов

    С введением запрета на курение автоматически становятся актуальными три вопроса:

    • у курящего населения: где будет разрешено курить без последствий?
    • у работодателей: попадает ли их организация под «двойной запрет» или есть возможность организовать специальные места для курения и по каким техническим требованиям?
    • у некурящих граждан: куда обращаться в случае, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

    Где можно будет курить без последствий? Принцип правового государства гласит: гражданину разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Следовательно курить можно там, где это не запрещено Законом. Так, курить можно только в специально отведенных для этого местах, в собственной квартире или доме и в своем автомобиле.

    Чтобы избежать административной ответственности за курение в запрещенных местах, предлагаем несколько рекомендаций:

    Имеется ли возможность организовать специальные места для курения и какими требованиями при этом следует руководствоваться? Какие организации попадут под «двойной запрет»?

    Министерство здравоохранения РФ еще в марте текущего года обнародовало проект технических требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака и к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака.

    Проекты приказов и требований к помещению для курения и знаку о запрете курения

    Данные требования предусматривают, что места для курения располагаются вне территорий и помещений, где курение запрещено, и должны соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

    На открытом воздухе такие места необходимо оборудовать пепельницами, знаками «Место для курения» и искусственным освещением (в темное время суток), информационными материалами о вреде табака и вредном воздействии табачного дыма. В зданиях курительные комнаты должны находиться в изолированных помещениях. Кроме соответствия перечисленным выше требованиям, места для курения также должны быть оборудованы огнетушителем и «дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения».

    Помимо указанных требований, Министерство здравоохранения РФ также обнародовало проект требований, устанавливающих обязательные условия, ограничения или их совокупность к знаку о запрете курения и к порядку его размещения для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено.

    Так, к знаку о запрете курения предъявляются следующие требования: это должно быть цветографическое изображение размером не менее 200х200 мм (кроме знаков в транспорте и дополнительных — на дверях гостиничных номеров, в тамбурах поездов, у барных стоек и т.п.). Такой знак планируется размещать у каждого входа на территорию, объект или в здании, где курение запрещено (у транспортных средств — на всех дверях), а также в местах общего пользования (туалетах). Если в помещениях здания или объекта предусмотрено оказание разных видов услуг, знак размещается у входа в каждое помещение, в котором оказывается та или иная услуга.

    Организация курительных комнат в специально изолированных помещениях — занятие дорогостоящее: от 100 тыс. до 400 тыс. рублей. Стоимость курительной кабины различается в зависимости от индивидуальности проекта и технических характеристик. Так, готовая курительная комната стандартной конфигурации на шесть персон стоит около 200 тыс. рублей.

    Контроль за соответствием мест для курения утвержденным стандартам будет возложен на Роспотребнадзор. За нарушение утвержденных норм ведомство вправе выписывать штрафы. На данный момент размеры штрафа для работодателей, «разрешающих» курить на рабочих местах, еще не приняты.

    В меньшей степени повезло сотрудникам учреждений, где организация комнат для курения запрещена (больницы, стадионы, госучреждения и др.). По новому закону они попадают под «двойной запрет». Сотрудники таких учреждений будут вынуждены либо отказаться от вредной привычки, либо курить за территорией объекта. На прошлой неделе стало известно, что с 1 июня текущего года депутаты Госдумы будут курить в специальном павильоне, который расположен рядом с одним из подъездов нижней палаты парламента. Сергей Попов, председатель комитета Госдумы по регламенту и организации работы Государственной думы на проведенном 24 мая 2013 года пленарном заседании, сообщил: «Комитет по регламенту согласовал предложенные аппаратом Госдумы места и соответствующий павильон будет расположен на улице возле подъезда № 6».

    Екатерина Одинцова, cтарший управляющий по работе со СМИ и корпоративным коммуникациям группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси: «Отказавшись от курения, сотрудник сам поощряет себя более долгой и здоровой жизнью. Мы помогаем и поддерживаем сотрудников, которые хотят отказаться от курения, так как понимаем, что это порой бывает очень сложно сделать. У нас разработан глобальный стандарт, которого придерживается и российское подразделение Unilever. Для сотрудников, которые хотят отказаться от курения, действуют программы поддержки: организуются лекции, консультации специалистов по отказу от курения, оплачивается медикаментозное лечение и т.п. После вступления в силу «антитабачного» закона соблюдать наш глобальный стандарт станет проще, так как в странах Европы давно действуют похожие законы».

    Куда обращаться, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

    Для тех, кто, напротив, мучается от пагубной привычки соседей по лестничной площадке, существует несколько правовых способов воздействия на них.

    Читайте так же:  Административный арест заключается в содержании нарушителя

    1. Первое, что можно сделать, это предупредить курильщика о том, что по новому закону курить в данном месте запрещено. Можно даже показать выдержку из самого текста Закона.
    2. Разместить объявление о запрете курения с указанием нормы Закона, запрещающего курить на лестничной площадке.
    3. Если это не помогло, то смело вызывайте участкового или полицию, затем напишите соответствующее заявление сотруднику полиции. В случае отказа сотрудника полиции принять меры должного реагирования вы можете обратиться с жалобой в органы прокуратуры.

    Вопрос о том, как будет осуществляться органами исполнительной власти контроль за соблюдением «антитабачного» закона, остается открытым.

    Новости по теме:

    Документы по теме:

    Инфографика:

    Где нельзя курить в России? Новые ограничения «антитабачного» закона с 1 июня 2014 года
    С 1 июня 2014 года в России введены дополнительные ограничения розничной продажи и использования табачных изделий. В частности, запрещено выкладывать пачки сигарет на витринах и в прикассовой зоне магазинов. Запрещено курение в поездах дальнего следования и круизных теплоходах, на перронах электричек пригородного сообщения, помещениях кафе и ресторанов. По мнению законодателя, эти меры снизит число курильщиков табака.
    Какие еще введены ограничения по продаже и потреблению табачных изделий и какое наказание предусмотрено за их нарушение, узнайте из нашей инфографики.

    Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

    О проблемах привлечения лиц к административной ответственности за курение табака и употребление электронных сигарет (испарителей) в общественных местах

    Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон) регулирует отношения, возникающие в рассматриваемой сфере. В целях защиты конституционного права каждого человека и гражданина на благоприятную окружающую среду Федеральным законом запрещается курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах и прямо утверждается, что окружающий табачный дым отрицательно воздействует на здоровье человека. Кроме того, запрет вызван тем, что процесс курения табака сопровождается образованием дыма от тления табачных изделий.

    За нарушение установленного Федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (введена Федеральным законом от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ). Органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах.

    Статистические данные за период с 2014 по 2016 год указывают на сохранение высокого количества пресеченных полицией нарушений запрета курения табака в общественных местах (489605, 747914, 711718 соответственно). При этом количество пресеченных правонарушений на детских площадках существенно сокращается (64872, 8975, 7502 соответственно из общего числа пресеченных нарушений), что свидетельствует об усилении влияния профилактических мер и общей активизации работы полиции на данном направлении. Для правоприменительной практики важно правильно оперировать нормами закона, опираясь на четкие критерии, в связи с чем следует указать на ряд неопределенных положений.

    Так, указанный запрет на курение табака в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцати метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов материально ничем не закреплен. Действие данного ограничения остается достаточно спорным, так как гражданин не обязан и не имеет возможности контролировать указанное расстояние. В целях предупреждения нарушений 15-метрового рубежа целесообразно обозначать такую зону специальной наземной разметкой в совокупности с установкой соответствующих знаков. Кроме того, необходимо ввести в отношении детских площадок распространение действия аналогичной 15-метровой зоны.

    В Федеральном законе существуют определенные пробелы, связанные с отсутствием прямого запрета курения табака на остановках общественного транспорта и маршрутного такси. Кроме того, следует в дальнейшем установить запрет на курение табака в пределах пешеходных зон и улиц города, где существует вероятность нахождения большого количества граждан, но одновременно необходимо предоставить возможность курящим людям употреблять табачные изделия в специально оборудованных местах, предназначенных для курения табака на открытом воздухе. Следует отметить, что субъектом правонарушения по составу рассматриваемого деяния является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Характерно, что в КоАП РФ не установлено административной ответственности за потребление табака несовершеннолетними лицами, однако нормы Федерального закона не допускают таких действий.

    Таким образом, запрет на потребление табака несовершеннолетним в настоящее время по существу продолжает оставаться декларативным. В дополнение мы встречаемся с парадоксом, когда Федеральный закон запрещает употребление табачных изделий несовершеннолетними и, вместе с тем, в КоАП РФ установлена ответственность лиц достигших 16-летнего возраста за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака, когда субъект указанного правонарушения сам не достиг 18-летнего возраста к моменту совершения правонарушения. Отдельным блоком следует рассмотреть вопросы регулирования отношений в области употребления гражданами так называемых «электронных сигарет (испарителей)».

    Оставляя в стороне медицинские аспекты негативности употребления электронных сигарет (испарителей), для правоприменительной практики важно наличие законодательного ограничения и установления ответственности для граждан за употребление электронных сигарет (испарителей) в общественных местах, так как при возникновении правовых споров в рассматриваемой сфере необходимо руководствоваться законодательными установками, которые в настоящее время не определены. В этой связи у правоохранительных органов (полиции) полностью отсутствуют легальные полномочия административно-правового воздействия в рассматриваемой сфере. Не лишним будет отметить наличие проекта закона № 1043236-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты и об ограничении имитации табакокурения» (далее – Законопроект), в котором подробно изложены все необходимые поправки к действующему Федеральному закону, позволяющие применить в отношении употребления и оборота электронных сигарет (испарителей) ограничений аналогичных антитабачным.

    В Законопроекте указано, что данная продукция не сертифицируется, в связи с чем отсутствует четкое понимание о реальном составе испаряемой жидкости. Не вызывает сомнения, что употребление электронных сигарет (испарителей) может вовлечь потребителя в процесс курения табака, а также дает возможность вдыхать пары, содержащие не только никотин, но и иные растворенные вещества, способные оказывать воздействие на центральную нервную систему.

    Читайте так же:  Банк административных штрафов

    Пользуясь несовершенством законодательства, производители электронных сигарет (испарителей) применяют в рекламе своих изделий недобросовестные аргументы, при этом обоснованно утверждая, что их продукцию можно употреблять (испарять) в общественных местах. Учитывая такой образ подачи товара, коллизии интересов в связи с употреблением электронных сигарет (испарителей) не избежать. В целях предупреждения негативных тенденций уже сейчас необходимо принимать безотлагательные меры по регулированию отношений в области употребления гражданами электронных сигарет (испарителей). В Федеральный закон необходимо вносить соответствующие поправки, которыми процесс употребления указанных устройств будет приравнен к процессу курения табака.

    В свою очередь свободное употребление электронных сигарет (испарителей) может сказаться на росте спроса на них у значительной части населения, что, безусловно, негативно отразится на здоровье общества и складывающихся общественных отношениях. Исходя из смысла уже действующих ограничений следует, что под запретом находятся сами действия по курению табака, которые выражаются в выделении дыма и по своим внешним признакам не отличаются от пара электронной сигареты (испарителя).

    Очевидно, что процессы употребления электронной сигареты (испарителя) и курения табака по своим формальным признакам схожи, поэтому употребление электронных сигарет (испарителей) в определенных местах также подлежит регламентации.

    Таким образом, для решения проблем правоприменительной практики законодателю необходимо продолжать дальнейшее совершенствование правового регулирования рассматриваемых общественных отношений. Необходимо в ближайшем будущем более взвешенно подходить к вопросам защиты граждан от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а также вводить ограничения и соответствующую ответственность граждан за употребление электронных сигарет (испарителей) в общественных местах.

    Жалоба по статье за курение в общественных местах

    Право на охрану здоровья установлено в Европейской социальной хартии, Конституции РФ. В связи с этим фактом, на территории нашего государства предпринимаются меры и издаются законы, способствующие организации защиты этого хрупкого понятия.

    Одним из нововведений является 15-ФЗ от 23.02.2013 “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”. Однако, его реализация имеет ряд сложностей из-за отсутствия правовой культуры наших граждан. Определимся, что делать с такими соотечественниками, и какой положен штраф за курение в общественных местах.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
    +7 (499) 450-39-61
    8 (800) 302-33-28

    Это быстро и бесплатно !

    Ответственность за нарушение 15-ФЗ

    Закон о запрете курения определяет три вида ответственности:

    1. Дисциплинарную, она распространяется на людей, работающих в организации, где локальными актами запрещено курить на рабочем месте.
    2. Гражданско-правовую, она наступает по решению суда в отношении ответчика, если истец докажет, что ему был причинен вред здоровью или нарушено его право.
    3. Административную, за курение в общественных местах, предусмотренную статьями КоАП.

    Для граждан она наступает с 16 лет, и представляет собой наказание в виде денежного взыскания. Размер штрафа за курение определен ст. 6.24 КоАП и составляет от 500 до 1500 рублей. А курение на детской площадке карается штрафом от 2000 до 3000.

    Более серьезный размер санкций предусмотрен для юр. лиц в ст. 6.25 КоАП РФ за курение сотрудников в общественных местах, за неразмещение соответствующего знака о запрете курения или за неверную организацию “курилок”.

    Помимо названных мер 15-ФЗ предусматривает запрет продажи табака и вовлечение в его употребление лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

    Стремление пристрастить ребенка к вредной привычке приведет к наложению штрафа в размере до 2 тыс. А если это же делают представители детей по закону, то на них распространено более высокое наказание в виде штрафа до 3 тыс. рублей. Привлечением к курению считается приобретение для несовершеннолетнего табачных изделий, предложение ему их и иные способы.

    Краткий обзор закона

    Закон, регламентирующий запрет курения в общественных местах, принят для приведения российского права в соответствие с нормами Международного, так как с 2008 года РФ участвует в Рамочной конвенции ВОЗ. Это документ, который призван уменьшить табачную эпидемию, сократить смертность в результате заболеваний, порождаемых вредной привычкой.

    Внесение изменений в жизнь россиян происходило постепенно, некоторые нормы начали действовать сразу, а какие-то приобрели силу со временем.

    Какие территории под запретом

    Ст. 12 установлен запрет курения на определенных территориях, к ним относятся:

    • помещения и прилегающая местность в организациях, предназначенных для получения образования, занятия спортом;
    • зоны, где расположены медицинские организации;
    • поезда, суда, как водные, так и воздушные, любой общественный транспорт, осуществляющий перевозку пассажиров;
    • вокзалы для всех видов транспорта, а также прилегающие территории в радиусе 15 метров;
    • помещения для временного проживания, то есть гостиницы, хостелы, отели;
    • здания для размещения органов власти;
    • в коридорах, лифтах, на лестничных площадках многоквартирных домов;
    • на площадках, предназначенных для досуга детей;
    • в местах большого скопления людей: кафе, рестораны, праздничные мероприятия, проводимые на улице;
    • на заправках автомобилей.

    Важно: под ограничения не попадают электронные сигареты, кальяны. Так как при их использовании курильщик выдыхает пар, а не дым, то под ограничение 15 ФЗ, они не попадают.

    Что не попадает под ограничения

    Законом установлено, что разрешено все, что не запрещено. Отсюда делаем вывод, курить можно в тех местах, что не оговорены в законе. То есть сюда попадает территория на открытом воздухе, которая не учтена законодателем и частная собственность — квартира, автомобиль, любые строения.

    Собственник помещения вправе выделить место для осуществления перекура. Но оно должно соответствовать требованиям, утвержденным приказом Минстроя № 756пр, Минздрава № 786н от 28.11.2014. Оснащение специальных мест не является обязательным, работодатель может определить условие для работников — не курить и определить штраф.

    Если все же принято решение в их оснащении, потребуется учесть, что приказ ограничивает содержание вредных веществ в воздухе в процессе курения, то есть обязует установить такие системы вентиляции, которые позволят привести наличие загрязнений в норму. Если происходит оборудование “курилок” на открытой территории, то они должны быть помечены специальным знаком и иметь пепельницы. Кроме того, все эти места должны иметь плакаты, содержащие пропаганду здорового образа жизни, и призывающие избавиться от вредной привычки.

    Читайте так же:  Сроки действия ненормативного правового акта

    Обращение в органы власти

    Если вы не можете справиться с зависимостью, то стоит изучить перечень мест, где курение разрешено. Если все же вас поймали за руку, то стоит помнить, что в нашем государстве действует презумпция невиновности. Смысл ее состоит в том, что доказывать факт нарушения закона надлежит обвиняющей стороне. И даже если привлечение к административной ответственности все же произошло, то глава 22 КАС предоставляет возможность оспорить его в судебной инстанции.

    Тем, кто страдает от пассивного курения, законом предоставлено право жаловаться. Кому? Это будет зависеть от места, где происходит нарушение.

    Когда нарушают запрет на рабочем месте

    Если нарушители обнаружены на рабочем месте, первое, что нужно сделать, это оповестить о проблеме руководителей организации. Если меры не будут предприняты, то потребуется обратиться в Роспотребнадзор, так как именно на этот орган исполнительной власти возложена обязанность проверки соответствия “курилок” нормам закона. Можно написать заявление в орган, осуществляющий надзор за соблюдением мер пожарной безопасности. Когда нарушение осуществляется в местах, принадлежащих учреждениям здравоохранения, то обращение отправляется в Росздравнадзор.

    Но чаще, уже на этапе заявления к руководству фирмы, происходит решение проблемы. Это связано с большими штрафами для юридических лиц, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях — до 80 тыс.

    Правила написания жалобы

    После того, как определена организация для подачи жалобы, ее необходимо сформулировать и отправить. Все, перечисленные выше, учреждения предоставляют право обратиться к ним с помощью сети Интернет на соответствующем официальном сайте. Если нет возможности воспользоваться техническими средствами, то можно отправить заявление почтой или отнести лично в надлежащую организацию.

    Для обращения, поданного любым образом, предусмотрены обязательные требования:

    • оно не должно быть анонимным;
    • оно должно быть адресным;
    • не может быть сформулировано с наличием ненормативной лексики;
    • обязано быть читаемым;
    • должно содержать сведения о нарушении;
    • его надлежит датировать и подписать.

    Органы власти при разрешении вопросов, поданных в форме обращения, руководствуются ФЗ № 59 от 02.06.2006, поэтому они обязаны предпринять меры и дать ответ в течение 30 дней с момента регистрации заявления. А если оно подано не надлежащей организации, переслать его по правильному адресу в период 7 дней.

    Когда курит сосед на лестничной площадке

    Если в вашем доме живет сосед, который “дымит” в подъезде или регулярно сидит с сигаретой на лавочке детской площадки, то за восстановлением права потребуется пойти в полицию. Кроме непосредственно написанного заявления, лучшим доводом будут свидетельские показания других соседей. Существует еще одно неопровержимое доказательство, но оно очень спорно, и может быть не признано судом, если возникнет дилемма в его учете. Это видеосъемка.

    С одной стороны, это единственный способ доказать наличие правонарушения. Так как подъезд — это место общего пользования, то, фактически, ограничение на осуществление съемки, в соответствии со ст. 23 Конституции, в данном случае не работает. И ограничение права человека на его изображение, установленное ст. 152.1 ГК произойти не должно.

    Но для размещения камер в таких местах предусмотрены обязательные требования, которые могут свести все усилия на нет. Она не должна быть тайной, более того, о ее размещении должна свидетельствовать табличка.

    А если нарушитель снимался на камеру сотового телефона, то нужно быть готовым к тому, что суд, в соответствии со ст. 55 ГПК, не учтет это доказательство, так как оно получено с нарушениями.

    Если на видео попадет информация, содержащая личную или семейную тайну, то можно самому быть привлеченным к ответственности.

    Лучшим выходом будет поймать курильщика за руку, причем непосредственно самим участковым. Он имеет право привлечь нарушителя к ответственности. Но из-за большой загруженности этих сотрудников министерства, вряд ли удастся организовать их личный визит на каждое место правонарушения. Поэтому в нашей стране, это пока все же превентивная мера, нежели карательная.

    На некоторых возмутителей спокойствия, тем не менее, нередко действует сам факт беседы с ними сотрудника органов полиции. Поэтому все же стоит обратиться в орган власти и написать заявление.

    Заявление участковому

    В шапке необходимо будет указать его получателя, свои данные и координаты, в самом тексте изложить обстоятельства по существу дела, приложить просьбу провести расследование и привлечь соседа к административной ответственности за курение в общественных местах.

    При рассмотрении обращения участковый будет руководствоваться Приказом МВД № 736 от 29.08.2014 и ФЗ № 59 от 02.06.2006. То есть, в течение трех дней оно подлежит регистрации, а затем, в течение 30 дней происходит его обработка, рассмотрение и принятие мер. В установленный месяц, участковому надлежит провести проверку соответствия представленных доказательств и заявлений действительности.

    Если по результату своей деятельности, он придет к выводу, что нарушение имело место, то пользуясь полномочиями, предоставленными ему ст. 23.3 КоАП, применит наказание за курение в общественных местах, возбудит дело об административном правонарушении.

    Если реакции на ваше заявление не происходит никакой, а вы точно уверены, что представленных доказательств должно хватить для привлечения курильщика к ответственности, можно написать жалобу в контрольный орган. Такой организацией является прокуратура.

    Заключение

    Жалоба на курильщика подается в орган, осуществляющий надзорные функции в соответствующей отрасли. Если нарушение происходит в общественном месте МКД, то полномочным предпринять меры по его устранению является участковый в данном районе. Ему потребуется написать заявление о факте совершения административного правонарушения, и ожидать реакцию в течение 30 дней.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли ответа на свой вопрос?
    Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 450-39-61
    8 (800) 302-33-28

    Источники

    Привлечение к административной ответственности за курение
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here