Привлечен к административной ответственности арест

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Привлечен к административной ответственности арест". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Привлечен к административной ответственности арест

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 3.9 КоАП РФ, судебная практика применения

Позиция Конституционного Суда РФ

В п. 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 195-О содержится следующая правовая позиция:

Административный арест назначается судом лишь в исключительных случаях

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривая применение административного ареста за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления (статьи 6.8, 6.12, 12.27, 17.3, 19.24, 20.1, 20.3, 20.25 и др.), допускает возможность избрания альтернативного наказания (штрафа) в соответствии с санкцией конкретной статьи (кроме части 2 статьи 20.25), что позволяет суду назначать арест действительно лишь в исключительных случаях, когда только применением ареста могут быть достигнуты цели административного наказания. Судья, рассматривающий дело, обязан дать оценку всем обстоятельствам совершенного правонарушения, назначить наказание, исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств, и в силу части 2 статьи 4.2 может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе, в том числе такое, как самостоятельное воспитание отцом детей в возрасте до 14 лет.

Разъяснения Верховного Суда РФ

В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Арест может быть назначен только в исключительных случаях

При назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.

К кому не может быть применен административный арест?

Поскольку административный арест не может быть применен к лицам, перечисленным в части 2 статьи 3.9 КоАП РФ, в том числе к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, военнослужащим, судья при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за правонарушение, допускающее наложение ареста, должен проверить наличие данных обстоятельств.

С какого момента начинает течение срок отбывания ареста?

Если лицо, в отношении которого вынесено постановление об административном аресте, отбывает этот вид административного наказания по другому делу, то исходя из части 1 статьи 32.8 КоАП РФ срок отбывания наказания по данному делу начинает течь со дня вынесения постановления об административном аресте одновременно с неотбытой частью срока административного ареста по другому делу.

В постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года содержатся следующие разъяснения:

Административный арест не может быть назначен по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности

Вопрос 4. Вправе ли судья рассмотреть по существу дело об административном правонарушении, за совершение которого предусматривается административное наказание в виде административного ареста, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности?

Ответ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.

Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ). Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении — в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Читайте так же:  Административная ответственность за коррупционные правонарушения

В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 г. N 1125-О, от 29 сентября 2015 г. N 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.

Таким образом, принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий:

— лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание;

— санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания;

— фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.

При этом судам надлежит учитывать, что по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.

Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года; извлечение).

В п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» содержатся следующие разъяснения:

Административный арест за правонарушения, связанные с организацией и проведением публичных мероприятий либо участием в них

Административный арест за совершение административных правонарушений, связанных с организацией и проведением публичных мероприятий либо участием в них, назначается с учетом требований статьи 3.9 КоАП РФ, а также характера совершенного административного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и иных обстоятельств дела, когда применение иного, более мягкого административного наказания из числа предусмотренных санкцией подлежащей применению статьи (ее части) не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания.

..При этом следует учитывать, что законодателем установлен запрет на назначение отдельным категориям лиц административного наказания в виде административного ареста, а также обязательных работ (часть 2 статьи 3.9 и часть 3 статьи 3.13 КоАП РФ).

В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» содержатся следующие разъяснения:

Военнослужащим по призыву не назначается штраф и арест за совершение правонарушений по ч. 2 ст. 12.7 и ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ

За совершение административных правонарушений, предусмотренных в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность на общих основаниях.

При назначении военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.7 и частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ, судья не вправе назначить предусмотренные их санкциями наказания: административный штраф (часть 6 статьи 3.5), административный арест (часть 2 статьи 3.9) или обязательные работы (часть 3 статьи 3.13), поскольку к указанной категории лиц не применяются данные виды наказаний.

Привлечен к административной ответственности арест

В этом случае цели административного наказания не достигаются, правомерное поведение граждан и должностных лиц не обеспечиваются, а бюджет несет потери.

В настоящее время, ситуация меняется в лучшую сторону. Появилась правоприменительная практика привлечения к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, предусматривающей более суровое наказание за неуплату административного штрафа, вплоть до 15 суток административного ареста. У службы судебных приставов-исполнителей появился механизм взаимодействия с другими государственными органами и службами, позволяющий эффективно использовать предусмотренные законодательством меры, в отношении лиц, уклоняющихся от уплаты административных штрафов и других решений судов. Управлением Роспотребнадзора по городу Москве и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Москве заключено соглашение о взаимодействии.

В соответствии с КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

За неуплату штрафа в указанный срок ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток либо обязательные работы на срок до 50 часов.Какое бы суд не принял решение о назначении административного наказания в пределах санкции ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, первоначальный штраф, назначенный постановлением о привлечении к административной ответственности, также должен быть оплачен.

Читайте так же:  Ложный вызов полиции статья коап рф

Неуплата административного штрафа не относится к длящимся правонарушениям, в связи с чем, деяние считается совершенным и оконченным на следующий же день по истечении установленного срока (в обычных случаях на 61 день).

После этого суд или надзорный орган, вынесший постановление за 1-е правонарушение направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, должностное лицо государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол уже об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия этого протокола направляется судье в течение 3 дней со дня его составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении может быть составлен и в отсутствие правонарушителя (должника), если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, разъяснены права и обязанности. Решение по данному делу принимает только суд.

Таким образом, должник, не уплативший в установленный срок административный штраф, попадает под юрисдикцию судебного пристава-исполнителя.

Процедура взыскания административных штрафов не имеет существенных отличий от других исполнительных производств и осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве». Приставом-исполнителем проводится весь комплекс предусмотренных законом мер по принудительному взысканию задолженности. Одним из неприятных моментов для должника (неплательщика штрафа) является право судебного пристава-исполнителя временно ограничивать должнику выезд за пределы Российской Федерации.

Как указывалось выше, в случае привлечения лица к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, судом может быть принято решение о назначении наказания в виде административного ареста. Порядок исполнения постановления об административном аресте следующий:

  1. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.
  2. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица.
  3. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. Административный арест не может превышать 15 суток.
  4. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В законе существуют определенные нюансы и ограничения, позволяющие правозащитникам обжаловать привлечение граждан к подобной ответственности, а также добиваться прекращения административного преследования.

Но все же лучше — своевременно оплатить штраф!

Как устроить должнику по алиментам административный арест (инструкция)

Около года назад в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ появилась статья, по которой неплательщика алиментов можно наказать административным арестом. Юрист сайта «О долгах» с удовольствием рассказывает нашим читателям, и прежде всего читательницам, о том, как добиться ареста для алиментщика.

Процессуальные документы

Под процессуальными документами понимают акты, имеющие процессуальное значение, содержащие в себе действия и решения лиц, уполномоченных на ведение производства по административным делам.

В ходе производства могут выноситься различные виды решений, в том числе в виде протоколов, например, о досмотре вещей, о задержании и прочие.

Как оформляется факт совершения проступка

В Кодексе об административных правонарушениях указывается, что может рассматриваться в качестве поводов для возбуждения административного дела. Это значит, что именно посредством данных поводов фиксируется совершение правонарушения.

К числу поводов относят протокол об административном правонарушении, составленный компетентным лицом, заявления, сообщения граждан или организаций, материалы, дающие основание полагать о совершении правонарушения.

Какие документы может оформить виновный

Лицо, виновное в совершении правонарушения, имеет право обжаловать решение, вынесенное по делу. Данный документ подается в орган или должностному лицу, вынесшему постановление. Лицо, получившее жалобу, обязано в трехдневный срок с момента ее получения направить документ в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу.

Можно подать жалобу в суд или орган, должностному лицу, которые правомочны ее рассматривать.

В жалобе необходимо указать:

  • орган или должностное лицо, которому документ адресован;
  • данные составителя, в том числе его фамилия, имя, отчество, адрес, где он проживает, телефон для связи;
  • кратко и лаконично излагается суть жалобы, указывается в чем, по мнению лица, состоят нарушения;
  • при наличии доказательств своей позиции, необходимо оформить их в качестве приложений;
  • в конце листа ставится дата составления и подпись.

Скачать для просмотра и печати:

Также такое лицо наделяется правом заявлять ходатайства и отводы. Подаются эти акты лицу, в чьем ведении находится административное дело.

Рассмотрение

Подать жалобу на постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении можно в десятидневный срок с момента, когда лицо получило копию постановления. Если срок пропущен, то по ходатайству виновного, он может быть восстановлен.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрение ходатайств и отводов осуществляется незамедлительно лицом, которому подано.

Итоги рассмотрения

Относительно поданной жалобы могут быть вынесены такие решения:

Поправки в законодательство

Федеральным законом №309-ФЗ от 30.10.2017 в статьи 27.2 и 27.3 КоАП РФ внесены изменения. С момента их вступления в силу (10.11.2017) судебные приставы получают полномочия по задержанию алиментщиков. Теперь приставы могут сами принудительно доставлять алиментщиков на составление протокола по ст. 5.35.1 КоАП, если должники не торопятся на встречу с приставами. Для доставления алиментщиков приставам раньше приходилось прибегать к помощи полиции. Это было долго и неудобно: полицейские и без того загружены работой.

Права административного правонарушителя: все, что нужно знать!

Понятие «подозреваемый в совершении административного правонарушения» отсутствует с точки зрения юриспруденции. В законодательстве фигурирует понятие «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении». Привлечение правонарушителя к административной ответственности осуществляется в соответствии с нормами КоАП РФ.

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц

Несмотря на неспецифичный порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц, особенности имеются. Формально являясь физлицами, рассматриваемые субъекты наделены особым правовым статусом, наличие которого говорит о большей общественной опасности совершенного ими нарушения и необходимости применения более строгой меры ответственности.

Читайте так же:  Наказание за мелкое хищение чужого имущества

К особенностям административной ответственности должностных лиц можно отнести:

  1. Необходимость доказывания их статуса, например факта работы в компании, наличия определенных обязанностей, которые не выполнены надлежащим образом.
  2. Обязательность наличия в санкции указания на то, что к ответственности по ней может привлекаться именно должностное лицо. Например, в санкции ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ прямо указано, что нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет штраф для рассматриваемой категории лиц в размере 25 000 рублей.
  3. Ограниченный перечень мер наказания (подробнее этот момент осветим далее).
  4. Невозможность привлечения к ответственности, если должностное лицо надлежащим образом выполняло свои обязанности. Соответственно, правоприменителям всегда требуется проверять конкретные полномочия, должностные инструкции и т. д. и соответствие действий должностных лиц их требованиям.

Ответственность

Чтобы привлечь лицо к административной ответственности, первое, что требуется сделать — это доказать, что деяние было совершено. При этом у виновного нет обязанности по доказыванию своей непричастности к инциденту, так как он может сослаться на конституционные положения о действии презумпции невиновности. Когда в наличии имеются доказательства и свидетельства, способные доказать виновность человека — он будет привлечен к ответственности.

Административная ответственность не входит к разряду уголовных, по этой причине к виновному не применяется наказание, связанное с лишением свободы. Наступление такого вида ответственности связано с тем, что лицо не выполнило действия, обязанность по совершению которых у него имелась.

Как привлекают виновного

Для привлечения виновного лица к административной ответственности первое условие, которое должно соблюдаться — возбужденное административное дело. На законодательном уровне устанавливаются поводы, которые необходимы для его возбуждения.

Первым действием на практике становится оформление административного протокола.

Кто может привлекать граждан к административной ответственности

В Кодексе об административных правонарушения перечислен круг лиц, обладающих полномочиями на возбуждение административного дела. Также к их компетенции относится составление протокола об административных правонарушениях.

Список должностных лиц, которые могут составить административный, протокол содержится в статье 28.3 Кодекса об административных правонарушениях.

Скачать для просмотра и печати:

Лицо, считается привлеченным к административной ответственности с момента, когда уполномоченным на то лицом вынесен соответствующий акт.

Наказание

В административном законодательстве перечисляются возможные виды наказаний, которые могут применяться к виновному в правонарушении лицу:

  • предупреждения, штрафные санкции, лишения специальных прав, которые предоставляются лицам;
  • могут конфисковать орудие или предмет, применяемые для совершения правонарушения;
  • виновного могут выдворить за пределы России. Такая мера применяется в отношении лица, не имеющего гражданства или иностранного гражданина;
  • применяются административный арест, приостановление деятельности, обязательные работы;
  • к виновному применима дисквалификация либо устанавливается административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Насколько эффективны административные аресты алиментщиков?

По статистике ФССП, за первые месяцы действия новой статьи дела по ней успели возбудить против более чем 10 тысяч должников. Благодаря этому удалось погасить долги по алиментам на сумму более 34 млн рублей.

Досудебная, внесудебная и судебная стадии

Разрешение конфликта на внесудебной стадии предполагает, что стороны не обращались в правоохранительный орган и решили вопрос миром. Когда речь идет о досудебной стадии, то имеется в виду рассмотрение обращения уполномоченными на то органами — перед передачей дела в суд или в рамках установленной административной процедуры.

В ходе судебной стадии дело подлежит рассмотрению судьей.

Как решить вопрос миром

Изначально стоит сказать о том, что Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает возможности решить спорный вопрос между сторонами мирным путем во время производства на судебной стадии. Это говорит о том, что решить вопрос о мирном урегулировании можно до обращения в компетентные органы.

Виновный, в зависимости от категории совершенного правонарушения, может загладить причиненный вред пострадавшей стороне. Это может выражаться в денежной выплате, принесении извинений и прочих условий, которые заявит пострадавший.

Что делать, если лицо, потерпевший не хочет решить вопрос миром

Когда потерпевший не желает урегулировать вопрос мирным путем, виновному ничего не остается, кроме как согласится с его решением, так как в противном случае можно только усугубить свое положение.

Когда инициируется административное производство

Инициирование административного производства связано с возбуждением дела. В этом случае роли не играет, к какой категории относится совершенное правонарушение, так как начальная стадия является общей для всех. Учитывается то, что производство представлено в качестве процедуры, носящей юридический характер — для возбуждения дела требуется оформить необходимую документацию.

Как подтвердить свою позицию

При изучении Кодекса об административных правонарушениях, можно увидеть, что в качестве доказательств по административным делам выступают фактические данные, являющиеся основанием, для вынесения уполномоченными органами решения относительно наличия или отсутствия события правонарушения в действиях лица.

Скачать для просмотра и печати:

Виновное лицо может дать объяснения, в которых указывается его позиция относительно случившегося, также можно привлечь свидетелей, подать ходатайство о проведении экспертизы или представить вещественные доказательства, которые не участвуют в деле.

Административная ответственность должностных лиц

Что мне нужно сделать, чтобы должника по алиментам арестовали?

  1. Обращайтесь в отдел судебных приставов для возбуждения исполнительного производства по исполнительному листу или нотариальному соглашению об уплате алиментов.
  2. Дождитесь, пока пройдут 2 месяца с даты возбуждения ИП.
  3. Напишите судебному приставу-исполнителю, который ведет ваше производство по взысканию алиментов, ходатайство о привлечении должника к административной ответственности по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ. В заявлении укажите, когда было возбуждено ИП и когда должник перестал платить. Вручите ходатайство приставу под роспись на личном приеме или сдайте в канцелярию отдела судебных приставов под отметку на вашем экземпляре.
Читайте так же:  Номенклатура дел административной

Правда ли, что алиментщиков теперь могут арестовать за долги?

Правда. С 15 июля 2016 года в силу вступила новая статья 5.35.1 КоАП РФ. Ответственность по первой части этой статьи грозит родителям-алиментщикам, по второй части могут наказать детей, которые накопили долги по алиментам на нетрудоспособных родителей. В качестве наказания неплательщику алиментов могут назначить и административный арест на срок от 10 до 15 суток.

Для неплательщиков алиментов существует и уголовная ответственность по статье 157 УК РФ, но для возбуждения дела необходимо предварительно привлечь должника к административной ответственности. Можно сказать, что административный арест является более мягкой, предупредительной мерой воздействия на алиментщика в тех случаях, когда для уголовного дела еще недостаточно оснований.

На заметку: наказать должника по алиментам по статье 5.35.1 КоАП РФ можно и в том случае, если исполнительное производство возбудили до 15 июля 2016 года.

Особенности мер административного наказания, которые могут применяться к должностным лицам

В п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний. При этом КоАП РФ не устанавливает каких-либо правил относительно того, что определенные виды наказаний не могут быть применены к должностным лицам.

Однако в КоАП РФ отсутствуют статьи, предусматривающие определенные меры ответственности для должностных лиц, а именно наказания в виде:

  • лишения прав;
  • ареста;
  • выдворения;
  • приостановления деятельности;
  • обязательных работ;
  • запрета посещать места, где проводятся соревнования.

Наиболее частые виды наказаний, которым подвергается рассматриваемая категория лиц, — предупреждение, штраф, дисквалификация. Это связано с характером совершаемых должностными лицами нарушений, а также с санкциями статей особенной части КоАП РФ.

Подробнее обо всех видах административных наказаний можно прочесть в статье «Понятие и виды административной ответственности».

Как алиментщиков привлекают к ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ?

  1. Судебные приставы составляют протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ (или по ч.2, если алименты своим родителям не платят дети).
  2. Протокол со всеми материалами передается мировому судье.
  3. Судья рассматривает дело, выносит постановление по административному делу и назначает должнику по алиментам наказание, если он действительно виноват. Наказанием могут быть:
    • обязательные работы на срок до 150 часов;
    • административный арест на 10-15 суток;
    • административный штраф в размере 20 тысяч рублей (если по закону к этому должнику нельзя применять обязательные работы или административный арест — например, он инвалид I или II группы либо военнослужащий).
  4. Постановление об административном аресте исполняется полицией немедленно после его вынесения, то есть алиментщика берут под арест прямо в зале суда. Назначенный штраф должен быть уплачен алиментщиком самостоятельно в течение 60 дней. Если он этого не делает, взыскание штрафа передают судебным приставам. За неуплату административного штрафа алиментщика могут привлечь к ответственности по другой статье — 20.25 КоАП РФ. Исполнением обязательных работ также занимаются судебные приставы.

Должник по алиментам считается подвергнутым административному наказанию в течение 1 года с даты окончания исполнения постановления о назначении этого наказания. Если должник в этот период повторно перестает платить алименты, может быть возбуждено уголовное дело по ст. 157 УК РФ.

Что понимают под правонарушениями

Административное правонарушение понимается как деяние, посягающее на порядок, установленный в обществе или государстве. Также оно может посягать на права, свободы физических лиц, управленческую структуру, существующую в стране.

Предусматривается две формы, посредством которых совершается правонарушение:

Деянию свойственна антиобщественность, наказание в его совершении предусматривается в административном законодательстве. Исходя из этого, можно сказать, что не все действия могут рассматриваться в качестве правонарушений.

Противоправность деяния заключается в нарушении посредством совершения деяния норм права.

Меры административной ответственности предусматривают соблюдение законных требований.

В состав правонарушения включаются:

  • объект;
  • субъект;
  • субъективная сторона;
  • объективная сторона.

Объект понимается как общественные отношения, на которые посягает противоправное деяние. Такие отношения урегулированы нормами права и охраняются посредством мер ответственности.

В объективную сторону включается форма совершения правонарушения. Как уже было указано, оно может совершаться в виде действий или бездействий. В качестве обязательного признака предусматривается запрещенность законодательными нормами. Каждая из форм предусматривает, что правонарушение посягает на определенные общественные отношения.

Субъектами в рассматриваемом случае выступают физические и юридические лица. Граждане, которые привлекаются к административной ответственности, должны являться дееспособными и достигшими определенного возраста. Ответственность предусматривается с 16 лет.

За что могут привлечь к административной ответственности

Административная ответственность предусматривается за совершение деяния, которое включает в себя все элементы состава правонарушения. Рассматриваемые правонарушения посягают на общественные отношения, которые защищаются в законодательных актах.

Возможны ситуации, когда посягательство направляется на отношения, которые не урегулированы с правовой точки зрения, в таком случае административная ответственность не может применяться.

Привлечение к административной ответственности вместо уголовной

Законодатель закрепляет, что никто не может привлекаться два раза к ответственности за совершение одного и того же деяния. Это говорит о том, что при наличии постановления о возбуждении уголовного дела — административное производство не инициируется, а то, что было начато прекращается.

В противном случае нарушается принцип, закрепленный на конституционном уровне. На практике бывают случаи, когда вместо уголовной ответственности лицо привлекают к административной.

Данная ситуация может возникать, когда совершено деяние, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести. Правоприменители считают, что в этом случае можно исправить виновного посредством применения к нему принудительных мер, которые не связываются с уголовным воздействием. Статья 86 Уголовного кодекса говорит про освобождение лица от уголовного ответственности, при условии, что в дальнейшем он будет привлечен к административной.

Читайте так же:  Отказать в возмещении судебных расходов

Скачать для просмотра и печати:

Тогда должны соблюдаться условия, что преступление небольшой тяжести, вред, который причинен в результате его совершения, возмещен. Также имеет значение обстоятельство, чтобы лицо привлекалось к ответственности впервые. Возраст виновного должен быть не менее 16 лет, а также должны иметься основания полагать, что лицо исправится за счет применения административного наказания.

Возместить причиненный вред можно посредством возвращения похищенных ценностей, имущества, либо выплатить их стоимость в денежном выражении. Возмещение распространяется и на моральный ущерб. Также виновный может загладить вину другим способом, например, принести свои извинения и прочее.

Инициатива на возмещение и заглаживание вреда может исходить как от виновного, так и от правоохранительных органов. Данный факт не отражается на применении рассматриваемой нормы. Положения относительно достижения лицом шестнадцатилетия связываются с тем, что привлечение к административной ответственности происходит именно с этого возраста.

Для того чтобы принять решение о возможности применения указанной нормы к виновному, учету подлежит его характеристика, анализ данных. Правом освободить лицо от уголовной ответственности и привлечь к административной обладает только суд. Данное правило прописано в статье 30 Уголовно-процессуального кодекса. Условием также является наличие возбужденного уголовного дела, по которому на следствии или дознании были установлены все обстоятельства, присущие совершенному деянию.

Вместе с освобождением от уголовной ответственности дело подлежит прекращению. Совершить такое действие не получится, когда виновный или пострадавшая сторона несогласны с ним.

Скачать для просмотра и печати:

В каком случае алиментщику грозит арест?

Для возбуждения административного дела против алиментщика нужны следующие условия:

  • алименты взысканы по решению суда / есть удостоверенное нотариусом соглашение об уплате алиментов;
  • с момента возбуждения исполнительного производства по взысканию алиментов прошло как минимум 2 месяца;
  • должник не платит алименты в течение 2 и более месяцев;
  • у алиментщика нет уважительных причин для неуплаты алиментов.

Какие категории граждан считаются должностными лицами

Содержание рассматриваемого термина определено в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ. Во-первых, это представитель власти, который наделен правом давать распоряжения людям, не находящимся в служебной зависимости от него. Можно сделать вывод, что законодатель имел в виду лиц, работающих в гос. органах, имеющих определенный объем полномочий.

Во-вторых, должностное лицо — это гражданин, имеющий организационные и распорядительные, административные и хозяйственные полномочия в различных гос. органах, муниципалитетах, армии.

В правовой практике не возникало бы сомнений относительно того, какие категории граждан подпадают под рассматриваемую категорию, если бы законодатель в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ не приравнял определенных субъектов к должностным лицам. Перечислим их далее.

Граждане, которые не являются должностными лицами, но несут такую же административную ответственность

К гражданам, несущим аналогичную ответственность, относятся:

  1. Руководители и работники компаний, совершившие нарушения при осуществлении организационных и распорядительных, административных и хозяйственных полномочий.
  2. Арбитражные управляющие.
  3. Члены советов директоров организаций, коллегиальных органов, счетных и ревизионных комиссий, комиссий по упразднению юрлиц, а также учредители компаний (только по некоторым составам правонарушений, например по ст. 19.7.12 КоАП РФ).
  4. Члены комиссий при осуществлении госзакупок, контрактные управляющие (только по некоторым составам КоАП РФ, например по ст. 19.7.2).
  5. Организаторы госзакупок, лица, их проводящие, а также члены комиссий по закупкам (только по некоторым статьям, например ст. 7.32.3 КоАП РФ).
  6. Члены комиссий по лицензированию деятельности (только по ст. 19.6.2 КоАП РФ).
  7. ИП, если специальными законодательными нормами не установлены иные правила.
  8. Работники ИП, допустившие наказуемые деяния в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением должностных обязанностей (п. 14 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.10.2006 № 18).
  9. Организаторы торгов, а также лица, проводящие торги (только по ст. 7.32.4 КоАП РФ).

Порядок привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной КоАП РФ

Процессуальный порядок и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности общие, каких-либо специальных процедур административный закон не предусматривает. Аналогичны и сроки давности для назначения наказаний (ст. 4.5 КоАП РФ).

Пошаговая процедура выглядит следующим образом:

  1. Возбуждение производства. Перечень поводов для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП РФ. По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, при возбуждении процедуры оформляется протокол (исключения составляют случаи, когда дело возбуждает прокурор, осуществляется автоматическая съемка нарушения и в некоторых других случаях).
  2. Протокол передается на рассмотрение.
  3. Дело рассматривается, по результатам выносится постановление о привлечении к ответственности либо о прекращении производства.

Об общем порядке привлечения к административной ответственности, применяемом ко всем нарушителям вне зависимости от их статуса, можно прочесть здесь.

Могут ли привлечь к административной ответственности должностное лицо после увольнения со службы (уволенное на момент рассмотрения дела)

Любой человек может уволиться или перейти на другую должность. Возможно ли привлечение к административной ответственности уволенного должностного лица, если во время рассмотрения дела оно уже утратило соответствующий статус?

Ответ на этот вопрос дан в Обзоре практики ВС РФ от 27.09.2006 (вопрос 10). Верховным судом сделан вывод о том, что увольнение не освобождает от ответственности, так как нарушение было допущено в период исполнения обязанностей. На момент совершения деяния имелись все признаки состава нарушения, соответственно, должностное лицо должно нести ответственность.

Таким образом, должностные лица — специальные субъекты административной ответственности, которые привлекаются к ней в общем порядке, однако с некоторыми особенностями, предусмотренными КоАП РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Источники

Привлечен к административной ответственности арест
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here