Принципами привлечения к административной ответственности являются

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Принципами привлечения к административной ответственности являются". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 2.8. Принцип неотвратимости административной ответственности

Статья 2.8. Принцип неотвратимости административной ответственности

1. Суд, орган, должностное лицо, осуществляющее производство по делам об административных правонарушениях, обеспечивает неотвратимость административной ответственности.

2. Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административного наказания в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.

>
Принцип недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение
Содержание
Проект федерального закона N 703192-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Общая часть)».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/57717097/53070549816cbd8f006da724de818c2e/

О порядке привлечения к административной ответственности

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения. Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

Читайте так же:  Восстановление протокола об административном правонарушении

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении

.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ.

http://64.xn--b1aew.xn--p1ai/document/6667462

Принципы административной ответственности

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ряд принципов административной ответственности. Принципы — это те основополагающие положения, руководство которыми является основой для применения норм законодательства об административной ответственности.

Первый принцип, по своей сути, представляет собой продолжение общеправового принципа формально юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. КоАП РФ установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Последнее положение означает, что действующим законодательством установлены специальные процедуры привлечения к различным видам ответственности отдельных субъектов права, что связано с существованием системы сдержек и противовесов, обеспечивающей равновесие ветвей государственной власти.

Так, ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» *(257) предусмотрено, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть:

привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Второй принцип — презумпция невиновности. Этот принцип лежит в основе справедливого судопроизводства и других процедур привлечения к ответственности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Принцип презумпции невиновности проявляется также в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Третьим принципом, закрепленным законодательно, является законность. Институт административной ответственности опирается также на ряд правил, связанных с обеспечением законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением:

лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;

применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом;

при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

В науке административного права выявлено значительное число принципов, до сих пор не нашедших законодательного признания в качестве основополагающих идей административной ответственности. К таким принципам относится, в частности, принцип обратной силы закона, который обусловливает недопустимость придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему административную ответственность, и применение нового закона, устраняющего или смягчающего административную ответственность.

Принцип гарантированности судебной защиты означает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, заинтересованным лицам принадлежит право на судебное обжалование незаконного или необоснованного постановления по делу об административном правонарушении.

Читайте так же:  Официальный сайт конкурса без срока давности

Принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона вытекает из статьи 50 Конституции РФ и представляет собой значительную гарантию интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, от произвола должностных лиц.

Принцип неотвратимости административной ответственности предполагает, что установление и применение административной ответственности должно обеспечивать наказание всех лиц, совершивших административные правонарушения.

Принцип индивидуализации административной ответственности требует, чтобы при назначении административного наказания учитывались характер совершенного административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также личность виновного для физического лица и его имущественное положение или имущественное и финансовое положение юридического лица.

http://helpiks.org/5-10268.html

Принципы административной ответственности. Срок привлечения и освобождение от административной ответственности

К основным принципам административной ответственности можно отнести:

  • Принцип законности. Гражданин, который привлекается к административной ответственности, не должен подвергаться наказанию и соответствующим мерам, обеспечивающим производство по делу о данном правонарушении, вне пределов порядка и оснований, установленных на законодательном уровне.
  • Индивидуализация ответственности (нужно изучить все факторы, которые определяются законом, без стереотипов и шаблонов).
  • Ответственность правового субъекта только за собственные поступки.

Принципы административной ответственности были нами рассмотрены выше. Далее остановимся на нюансах рассматриваемой темы.

Составление протокола об административном правонарушении: сроки

В соответствии с требованиями, определёнными в статье 28.5 КоАП ПФ, составление протокола об административном правонарушении должно осуществляться немедленно после того, как было выявлено его совершение. Если же потребуется дополнительное установление обстоятельств данного дела либо информации о юридическом или физическом лице, в отношении которых планируется возбуждение дела об административном правонарушении, то протокол о нём составляется на протяжении двух суток после того, как был установлен факт его совершения. В ситуации осуществления административного расследования данный протокол должен быть составлен в установленные сроки после окончания процесса.

Признаки административной ответственности наступают тогда, когда производится правонарушение.

Какой срок давности у административных правонарушений

Хотя факт нарушения действующего закона был уже совершён, правонарушитель имеет возможность избежать соответствующих последствий в форме наказания в том случае, если пройдут сроки давности привлечения гражданина к административной ответственности. В принципе, нельзя вынести постановление о привлечении к ответственности и после этого наказать виновного, если был превышен срок привлечения лица к гражданской ответственности.

В соответствии со ст. 4.5., п. 1, КоАП РФ в подавляющем числе случаев срок давности по административным правонарушениям равен двум месяцам, а по разбираемым в суде делам – трём месяцам. Признаки административной ответственности становятся явными тогда, когда наступает правонарушение со своими особенностями. Это деяние имеет антиобщественный характер, отличается противоправностью.

По отношению к обширному перечню деяний, срок привлечения к административной ответственности исходит из давности правонарушения и равен одному году. Связано это с объективными условиями обнаружения вредных последствий от определённого правонарушения. Это такие случаи, когда непосредственно противозаконный поступок и наступивший от него вред разбросаны по времени. Например, загрязнение водоёма выбросами совершалось в определённый момент, а последствия его в виде нарушения экологии проявились только через два месяца.

Какие правонарушения входят в группу административных

В нее включаются правонарушения в области:

  • валютного законодательства;
  • патентного законодательства;
  • защиты прав потребителей;
  • антимонопольного законодательства;
  • деятельности обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ;
  • участия в долевом строительстве домов;
  • трудового законодательства.

Срок привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного и таможенного законодательства составляет два года. Если же законодательство было нарушено в сфере политических партий, то три года. При нарушении законодательства о противодействии терроризму и коррупции – шесть лет.

На каких основаниях производится освобождение от ответственности

Основанием применения административной ответственности служит субъективное противоправное деяние. Что же в противоположном случае?

Если для правонарушителя отсутствуют отрицательные последствия, то на практике это бывает связано со следующими ситуациями:

  • если речь ведётся об исключении явления административно-правовой ответственности, в случае имеющихся признаков поступка;
  • когда правонарушение признаётся в качестве совершённого, но при этом виновный не может быть привлечён к ответственности.

Случаи отмены наступления ответственности

В кодексе об административных правонарушениях отмечаются следующие ситуации, на основании которых гражданин может быть освобождён от административной ответственности в принципе — это замена иным наказанием, малозначительность, невменяемость и прочие.

Освобождение связано в определённой мере с тем, что у государственного аппарата есть необходимость экономно тратить средства принуждения. Основная задача правоприменяющего органа – верно установить содержание субъективной и объективной сторон правонарушения, а также выявить отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Что понимается под малозначительностью?

Благодаря Кодексу РФ об административных правонарушениях у суда, должностного лица и органа, составляющих постановление о привлечении к административной ответственности, появляется право при ряде некоторых признаков признать деяние, совершённое гражданином, малозначительным.

В большинстве случаев для должностных лиц является авторитетным решение Верховного суда. Под малозначительным правонарушением понимается такое деяние, тяжесть, размер вреда и характер которого не представляют сильной угрозы для нормального общественного функционирования. При этом не берутся в расчёт имущественное положение и личностные мотивы лица. Суд, выступающий при в этом в качестве конечной инстанции, имеет право изменить решение другого органа, отменив постановление или признав его незаконным. Таким образом, на законодательном уровне малозначительность точно не определяется, и это помогает уполномоченному органу быть демократичнее, но в то же время даёт возможность для появления злоупотреблений, из-за которых даже при недопустимых факторах осуществляется освобождение от административной ответственности.

Замена наказания

При освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью к гражданину применяется относящееся к мерам реагирование устное замечание. Оно призвано проинформировать его о недопустимости подобного поведения в дальнейшем. Письменного выражения у него нет, и оно может выноситься на любом этапе административного производства. Замена осуществляется ещё и в тех ситуациях, когда речь ведётся о военных (поскольку военнослужащий должен привлекаться к такой ответственности, как дисциплинарная), несовершеннолетних. Чаще всего имеются в виду совершённые впервые проступки. Новшество представляют собой последние изменения, которые касаются смягчения наказаний для представителей среднего и малого предпринимательства за те правонарушения, которые были выявлены в процессе государственных проверок. В таком случае вместо штрафа в качестве инструмента принуждения может выступить предупреждение.

Освобождение несовершеннолетних от наказания

Административная ответственность лиц, не достигших совершеннолетия, представляет собой особый случай. Нужно сказать, что граждане от шестнадцати до восемнадцати уже выступают субъектами административной ответственности. В суде могут заменить наказание устным выговором, основываясь на личностных характеристиках правонарушителя. Подобный вердикт выносится и комиссией по делам несовершеннолетних. Кроме того, перечень мер определяется ФЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Читайте так же:  Окпд 2 ликвидация несанкционированных свалок

С понятием, целями административной ответственности мы разобрались. Подробно коснулись принципов и сроков рассматриваемого явления. Что можно добавить?

Особые разновидности

Специальными видами являются как те случаи, когда привлекаются отдельные группы граждан (например, несовершеннолетние или военнослужащие), так и содержание особой части, где прямо установлен порядок освобождения от административной ответственности.

Граждане, которые призваны на военные сборы, и военнослужащие могут не подпадать под ответственность в том случае, если в части действует установленный дисциплинарный акт.

Органы, привлекающие к административной ответственности — это административно-исполнительные, общественные и судебные инстанции.

http://ideiforbiz.ru/principy-administrativnoj-otvetstvennosti-srok-privlecheniya-i-osvobozhdenie-ot-administrativnoj-otvetstvennosti.html

Принципы административной ответственности

Дата добавления: 2013-12-23 ; просмотров: 7155 ; Нарушение авторских прав

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

1 Административное право: учеб. / под ред. Л. Л. Попова. М., 2002. С. 399.

2 Административное право: учеб. 2-е изд., перераб и доп. / под ред. Л. Л. Попова. М., 2005. С. 342, 343.

3 См.: Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учеб. для юридических вузов. М., 2004. С. 483485.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрана окружающей среды, собственности, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности мерами административного воздействия (см. ст. 1.2 КоАП РФ). Эти задачи конкретизированы в законодательно закрепленных принципах (руководящих началах, идеях) административной ответственности, в том числе в КоАП РФ.

Принципы административной ответственности получили свое отражение как в материальных, так и в процессуальных нормах КоАП РФ.

Принцип законности, являющийся одним из основополагающих принципов, распространяется на все положения об административной ответственности, в том числе на все стадии производства. Он заключается в том, что привлекаемое к ответственности лицо не может подвергаться административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом наказания и мер обеспечения производства должно осуществляться в пределах их компетенции в соответствии с законом (ст. 1.6 КоАП РФ). Только КоАП РФ определяет виды административных наказаний; только на федеральном уровне установлен порядок производства по делам об административных правонарушениях, подведомственность дел судьям и иным субъектам административной юрисдикции.

Принцип достижения объективной (материальной) истины также относится к числу основополагающих принципов административной ответственности. Он непосредственно вытекает из задач производства по делам об административных правонарушениях. Реализации этого принципа служат установление обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, и определение источников доказательств (гл. 26 КоАП РФ), установление обстоятельств, исключающих возможность участия в производстве по делу и рассмотрения дела, регламентация заявления отводов и ходатайств (ст. 24.4, 25.12, 25.13, 29.2, 29.3 КоАП РФ) и др.

Презумпция невиновности, провозглашенная ст. 49 Конституции РФ, имеет принципиально важное значение в сфере применения законодательства об административных правонарушениях, поскольку служит гарантией защиты невиновного лица от применения мер административного принуждения. Это достигается следующими положениями:

1) лицо подлежит ответственности только за те нарушения, в отношении которых установлена его вина;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и не установлена вступившим в законную силу постановлением;

3) привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность;

4) неустраненные сомнения в виновности указанного лица толкуются в его пользу (ст. 1.5 КоАП РФ).

Принцип охраны чести и достоинства личности заключается в том, что при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ст. 1.6 КоАП РФ).

Принцип обеспечения права на защиту является важной гарантией обеспечения защиты своих прав и законных интересов соответствующими участниками производства по делу. Право на обжалование постановления по делу, а также решения, вынесенного по жалобе на это постановление, может быть реализовано в соответствии с нормами гл. 30 КоАП РФ.

Принцип равенства перед законом проявляется в том, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а юридические лица  независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также иных обстоятельств. Особые условия применения мер административного принуждения к отдельным категориям лиц (депутатам, судьям, прокурорам и иным лицам) устанавливаются Конституцией РФ и другими законами (ст. 1.4 КоАП РФ).

Принцип ведения производства на государственном языке служит важной гарантией реализации принципов законности и достижения объективной истины. В соответствии со ст. 24.2 КоАП РФ производство по делу ведется на русском языке  государственном языке Российской Федерации либо на государственном языке республики, на территории которой находится субъект, рассматривающий дело. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что согласно Федеральному закону от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» русский язык как государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в гражданском, уголовном, административном судопроизводстве (ст. 3 указанного Федерального закона).

Участникам производства, не владеющим языком, на котором оно ведется, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке или на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (ст. 24.2 КоАП РФ).

Принцип гласности заключается в том, что дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны либо этого требуют интересы безопасности участников производства, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц (ст. 24.3 КоАП РФ).

Принцип независимости судей, органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, выражается в том, что они оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, которое основано на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, причем никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ).

Читайте так же:  Административные правонарушения трудовой кодекс

Принцип оперативности производства заключается в том, что в КоАП РФ установлены сравнительно краткие сроки давности привлечения к административной ответственности и давности исполнения постановления о назначении наказания (ст. 4.5, 31.9 КоАП РФ). Помимо этого регламентированы различные процессуальные сроки, направленные на оперативное рассмотрение дела, в том числе сроки составления протокола об административном правонарушении и направления его субъекту административной юрисдикции, сроки рассмотрения дела, обжалования постановления и рассмотрения жалобы или протеста, вступления постановления в законную силу и обращения его к исполнению (ст. 28.5, 28.6, 29.6, 30.3, 30.5, 31.1, 31.3 КоАП РФ).

Принцип экономичности производства проявляется прежде всего в том, что наиболее многочисленную группу субъектов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, составляют различные категории должностных лиц, сочетающих указанную деятельность с иными функциональными обязанностями.

Следует также иметь в виду установленные правила отнесения издержек по делу, которые состоят из сумм, выплаченных свидетелям, понятым, специалистам, экспертам и переводчикам и израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств. Если физическое лицо совершило административное правонарушение, предусмотренное КоАП РФ, издержки относятся на счет федерального бюджета, а предусмотренное законом субъекта РФ  на счет бюджета соответствующего субъекта. Если же нарушение совершено юридическим лицом, издержки, за исключением сумм, выплаченных переводчику, относятся на счет этого лица. Что касается сумм, выплаченных переводчику, то они относятся на соответствующие счета аналогично правилам, установленным в отношении нарушений, совершенных физическим лицом. Эти же правила применяются в отношении остальных издержек в случае прекращения производства по делу о правонарушении, совершенном юридическим лицом (ст. 24.7 КоАП РФ).

http://life-prog.ru/1_15493_printsipi-administrativnoy-otvetstvennosti.html

newinspire

Понятие, применение, принципы и структура административной ответственности

Понятие административной ответственности

Административная ответственность — это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций).

Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности.

Задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ) являются:

во-первых, охрана прав и свобод человека и гражданина; здоровья граждан; санитарно-эпидемиологического благополучия населения; окружающей среды; установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности; собственности;

во-вторых, защита личности, общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;

в-третьих, предупреждение административных правонарушений.

Этот перечень объектов охраны и защиты следует, видимо, рассматривать в качестве общих родовых объектов посягательств со стороны субъектов административных правонарушений.

Применение административной ответственности

Следует четко разграничивать понятия «установление» и «применение» административной ответственности, а равно и всех других мер административного принуждения.

Установление административной ответственности — издание предусматривающих ее законов.

Формой установления административной ответственности выступают только федеральные и субъектов Российской Федерации законы, в которых сформулированы составы конкретных административных правонарушений и установлены административные санкции за их нарушение. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административной ответственности определяются в соответствии со ст. 71-73 Конституции РФ и ст. 1.3 КоАП РФ.

Формой применения административной ответственности являются принимаемые уполномоченными на то государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами индивидуальные (административные) правовые акты применения установленных законодательством административных санкций к конкретным физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.

Применение административной ответственности — это привлечение виновных в совершении административных правонарушений физических и юридических лиц к административной ответственности, применение к ним предусмотренных законом административных наказаний судьями, государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (гл. 23 КоАП РФ, ст. 23.1-23.61).

Принципы административной ответственности

В КоАП РФ закреплены всеобщие обязательные требования, то есть принципы привлечения к административной ответственност и: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4); презумпция невиновности (ст. 1.5); обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6).

Структура административной ответственности

Структура административной ответственности (как и всех других видов правовой ответственности) включает в себя следующие элементы:

основание административной ответственности (юридическое, фактическое и процессуальное);

правовые условия привлечения к административной ответственности, а также условия, исключающие ее;

субъекты административной ответственности;

санкции (административные наказания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, ибо по характеру санкции определяется и вид правовой ответственности.

http://newinspire.ru/l/3/33/762-ponyatie-primenenie-printsipy-i-struktura-administrativnoj-otvetstvennosti.html

Административная ответственность

Основанием для привлечения лица к административной от­ветственности является совершение им административного проступ­ка (правонарушения).

Административным правонарушением признается противо­правное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом об административных правонаруше­ниях, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Административным правонарушением может быть дея­ние в виде:

1) оконченного административного правонарушения;

2) покушения на административное правонарушение (ст. 2.1. КоАП).

Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния.

Административное правонарушение, связанное с наступлени­ем последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП, при­знается оконченным с момента фактического наступления этих последствий (ст. 2.2 КоАП).

Покушением на административное правонарушение призна­ется умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Административная ответственность за покушение на адми­нистративное правонарушение наступает в случаях, прямо предус­мотренных статьями Особенной части КоАП (ст. 2.3. КоАП).

Административное правонарушение характеризуется рядом признаков, таких как:

общественная опасность; противоправность; виновность; наказуемость.

Общественная опасность означает, что любой админист­ративный проступок, посягая на те или иные общественные отно­шения причиняет им вред, нарушает их упорядоченность, согласо­ванность, гармоничность и т. д.

Исходя из степени общественной опасности решается вопрос об отграничении административных проступков от преступлений.

Противоправность означает, что государство, признавая то или иное деяние общественно опасным, устанавливает правовой запрет на его совершение. Противоправность деяния заключается в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действие, предписанное такой нормой.

Виновность означает психическое отношение правонару­шителя к совершенному общественно опасному, противоправно­му деянию (действию или бездействию), а также к наступившим последствиям.

Вина выражается в форме умысла или неосторожности. Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом (ст. 3.2. КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее: сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления.

Читайте так же:  Административный штраф за громкую музыку

Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее: сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия,

не желало, но сознательно допускало наступление этих по­следствий либо относилось к ним безразлично.

Административным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совер­шенное по легкомыслию или небрежности (ст. 3.3 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее:

предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.

Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее:

не предвидело возможности наступления вредных послед­ствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и пре­дусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Форма вины при совершении административного правонару­шения, не связанного с наступлением вредных последствий, уста­навливается по отношению физического лица к противоправному деянию (ст. 3.4 КоАП).

Юридическое лицо признается виновным в совершении ад­министративного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за на­рушение которых предусмотрена административная ответствен­ность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюде­нию (ст. 3.5 КоАП).

Наказуемость означает, что общественно опасное, проти­воправное, виновное деяние (действие или бездействие) может быть признано административным правонарушением только тогда, когда за его совершение законодателем предусмотрена административ­ная ответственность.

Признаки административного правонарушения, будучи закреп­ленными нормами права, образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответ­ственности для правонарушителя.

Состав административного проступка содержит четыре элемента:

б) объективная сторона;

г) субъективная сторона.

Общим объектом состава административных правонару­шений являются общественные отношения в сфере управленчес­кой деятельности, регулируемые нормами административного права (в ряде случаев, трудового, налогового, финансового, бан­ковского и др.).

Родовым объектом состава административных правона­рушений являются общественные отношения, составляющие в своей совокупности право собственности, права и свободы, здо­ровье граждан, общественный порядок, установленный порядок управления и т. д.

Непосредственным объектом состава административно­го правонарушения являются конкретные общественные отноше­ния в определенной отрасли административного права (при мелком хулиганстве — честь, достоинство граждан, при стрельбе из огнестрель­ного оружия в населенных пунктах — спокойствие граждан и т. д.).

Объективная сторона состава административного право­нарушения характеризует внешнюю сторону поведения нарушите­ля правовой нормы и выражается в действии или бездействии, на­ступивших последствиях и причинной связи между деянием и на­ступившим результатом.

Субъектом состава административного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшие ко времени со­вершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исклю­чением случаев, предусмотренных КоАП (ст. 4.3 КоАП).

Физическое лицо, совершившее запрещенное деяние в возрас­те от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административ­ной ответственности лишь в случаях, прямо установленных КоАП.

На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до во­семнадцати лет не может налагаться административное взыска­ние в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагать­ся также административные взыскания в виде штрафа (за исклю­чением случаев, когда они имеют свой заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ.

На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до во­семнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части КоАП.

В качестве специальных субъектов выступают лица, на ко­торых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ор­ганов финансовых расследований, органов и подразделений по чрез­вычайным ситуациям и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (ст. 4.7. КоАП), индивидуальные предприниматели и юридические лица (ст. 4.8. КоАП).

Субъективная сторона административного правонаруше­ния характеризуется психическим отношением правонарушителя к совершенному деянию и наступившим последствиям. Она включа­ет вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совер­шения деяния было не способно сознавать его фактический харак­тер или противоправность (ч.3 ст.4.3 КоАП)

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстрой­ства, слабоумия или иного психического заболевания (ст. 4.4 КоАП).

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защи­те жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда (ч.2 ст. 5.1 КоАП).

Не является административным правонарушением причине­ние вреда физическому лицу, совершившему преступление или ад­министративное правонарушение, при его задержании для переда­чи уполномоченным государственным органам и пресечения воз­можности совершения им новых преступлений или администра­тивных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным (ст. 5.2 КоАП).

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для пре­дотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожа­ющей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опас­ность при данных обстоятельствах не могла быть устранена дру­гими средствами и если причиненный вред не является более зна­чительным, чем предотвращенный.

Состояние крайней необходимости признается также в слу­чае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасно­сти, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотв­ратить (ст. 5.3 КоАП).

Не является административным правонарушением причине­ние вреда охраняемым КоАП законным интересам при обоснован­ном риске для достижения общественно полезной цели.

Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями, и физическое или юридическое лицо, допус­тившее риск, предприняло все возможные меры для предотвраще­ния вредных последствий (ст. 5.4 КоАП).

Видео (кликните для воспроизведения).

http://lawbook.online/prava-respubliki-osnovyi/administrativnaya-otvetstvennost-42175.html

Принципами привлечения к административной ответственности являются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here